Урок-путешествие «МУЗЫКА В СКАЗКЕ»
план-конспект урока по музыке (5 класс)
Задачи: 1. Познакомить детей с оперой Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».
2. Расширить понятие регистра.
3. Вызвать интерес к классической музыке
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzyka_v_skazke.doc | 41 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
http://novosels.edusite.ru/p74aa1.html
«Музыка в сказке»
Тип урока — изучение нового материала
Вид урока — урок-путешествие
Педагогическая цель — сформировать у учащихся понимание регистра
Задачи: 1. Познакомить детей с оперой Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».
2. Расширить понятие регистра.
3. Вызвать интерес к классической музыке.
Проектируемый результат: музыкальная живопись, понятие «регистр».
Оборудование: компьютер, экран, звукозаписи музыки, синтезатор.
Музыкальный материал: Н.А.Римский-Корсаков — опера «Сказка о царе Салтане».
Урок-путешествие «МУЗЫКА В СКАЗКЕ»
Учитель: Здравствуйте, ребята!
Улыбнитесь друг другу, посмотрите друг другу в глаза и передайте частицу своего хорошего настроения другому. Потому что наше сегодняшнее занятие необыкновенное, оно будет немножко волшебным! Сегодня мы отправляемся в одно путешествие. Вы любите путешествовать?
Уч-ся: Да!
Учитель: А вот куда мы сегодня отправимся путешествовать, подскажет видеоряд, который вы сейчас посмотрите.
/слайд №1/
Учитель: Ну что, ребята, догадались, куда мы отправляемся путешествовать?
Уч-ся: Да, в сказку.
Учитель: Правильно, ребята! Тема нашего занятия - «Музыка в сказках».
«Добрая сказка с хорошим концом
Синие звезды горят над прудом,
Серый зайчонок встречая весну
В дальнем лесу сторожит тишину...!»
Ребята, чтобы оказаться в сказке, нам нужно взмахнуть волшебной палочкой. У вас на парте лежит скрипичный ключ — он и будет нашей волшебной палочкой. Возьмите его в руки, взмахните, и вы услышите волшебно-загадочную музыку. И произнесете волшебные слова...
Уч-ся: Раз, два, три, четыре, пять
В сказку мы хотим опять!
/звучит отрывок из балета «Щелкунчик»
П.И.Чайковского - «Танец феи Драже»/
Учитель: Вот мы и оказались в сказке. Ребята, прочитайте, как она называется?
/слайд №2/
Уч-ся: Сказка называется «Сказка о царе Салтане».
Учитель: Ребята, а кто написал эту сказку?
Уч-ся: А.С.Пушкин.
/слайд№3/
Учитель: Правильно, ребята, А.С.Пушкин. А скажите, чем отличаются сказки от других жанров?
Уч-ся: волшебством.
Учитель: Молодцы! В каждой сказке есть чудо. Сказочное чудо стихов А.С.Пушкина передал в музыке композитор Н.А,Римский-Корсаков.
/слайд №4/
«Что за прелесть, эти сказки? - воскликнул однажды Римский-Корсаков при чтении очередной сказки А.С.Пушкина. Так появилась опера - «Сказка о царе Салтане»
/слайд №5/
Ребята, а давайте вспомним, что такое опера?
Уч-ся: Опера — это музыкальный спектакль, где все поют.
Учитель: Правильно. Я только добавлю, что поют в опере в сопровождении симфонического оркестра. Что такое оркестр? Это коллектив музыкантов, играющих на различных и нструментах под руководством дирижера.
/слайд №6/
Все инструменты звучат в разных регистрах. У нас появилось новое слово —
Р Е Г И С Т Р. Запишите это слово в свой словарик. Регистр — это ряд звуков голоса или инструмента, одинаковых по тембру. Тембр — это окраска звука.
/слайд №7/
/Проводится игра с учащимися - «тембр голосов»/
Учитель: регистры бывают высокие — хлопаем над головой,
средние — хлопаем по парте, низкие — топаем ногами./
Учитель: Вернемся к сказке. И в сказке, и в опере есть три чуда. Первое чудо /слайд №8/
«Ель растет перед дворцом,
А под ней — хрустальный дом.
Белка там живет ручная,
Да затейница какая -
Белка песенки поет,
Да орешки все грызет...»
А теперь послушаем как Римский-Корсаков передал образ белочки в опере (слушают отрывок).
Уч-ся: - образ маленькой, подвижной белочки,
- она грызет орешки и напевает песенку...
Учитель: правильно, ребята. Исполняет мелодию белочки самый маленький духовой инструмент — флейта-пиккало, которую сопровождают легко звучащие струнные инструменты. Все это придает образу белочки черты легкой подвижности и шутливой сказочности. Ребята, а какой «кит» в данном фрагменте? И в каком регистре звучит эта музыка?
Уч-ся: - это танец, песня.
- вучит в высоком регистре.
Учитель: Ребята! Белочка наша сказочная, и она приготовила для вас маленький подарок (выносит сундучок с орешками).
Второе чудо! /слайд №9/
«В свете есть такое диво -
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
Иочутятся на бреге,
В чешуе,как жар горя,
33 богатыря!...»
Учитель: Слушаем внимательно, как передает композитор их богатырскую поступь в опере. Какой это кит? А какой регистр?
Уч-ся: — марш. - Низкий регистр.
Учитель: Молодцы, ребята! Музыка второго чуда изображает шествие 33 богатырей. От музыки веет сказочной мощью, силой, удалью.
Ребята! Перед каждым из вас лежит картина-раскраска, на которой изображен богатырь. Вам нужно сейчас раскрасить этот рисунок
/Уч-ся раскрашивают.../
Учитель: «Вот идет молва правдива,
За морем царевна есть, Что не можно глаз отвесть...
/слайд №10/
Последнее чудо — Царевна-лебедь. Давайте послушаем образ царевны в музыке. Какой регистр использовал композитор в этом музыкальном фрагменте?
Уч-ся: - высокий регистр.
Учитель: Ребята, на нашем рисунке мы видим Царевну-лебедь в тот момент, когда она превратилась в птицу. Скажите, если она — царевна, чего не хватает на рисунке?
Уч-ся: короны.
Учитель: Правильно. Сейчас мы с помощью цветной бумаги сделаем корону для царицы /уч-ся работают/
Учитель: Итак, мы познакомились сегодня с музыкой какого композитора?
Уч-ся: Н.А.Римского-Кормакова
Учитель: Какие новые слова узнали вы сегодня на уроке?
Уч-ся: «регистр», «тембр».
Учитель: Какие три чуда мы узнали?
Уч-ся: 1 чудо — Белочка с орешками, 2 чудо — 33 богатыря, 3 чудо — Царевна-лебедь.
Учитель: Молодцы, ребята! А теперь мы выучим с вами песню, которую вы услышали в начале урока - «Сказки гуляют по свету».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок (музыка, рисование). Сказка в музыке.
Данный урок направлен на развитие музыкальных и творческих способностей....
Открытый урок по литературе и математике в 5 классе "Урок - путешествие Дюймовочки в страну эльфов по сказке Х.К. Андерсена ".
Конспект интегрированного урока по литературе и математике в 5а классе учителей школы Шурчковой Л.В, Тимошенко Е.А.ГБС (К) ОУ № 487 Выборгского района С-Пб Конспект ...
Открытый урок по литературе и математике в 6 классе "Урок-путешествие Герды в страну Снежной королевы по сказке Х.К. Андерсена "Снежная королева".
Конспект интегрированного урока по литературе и математике в 6а классе учителей школы Шурчковой Л.В, Тимошенко Е.А.ГБС (К) ОУ № 487 Выборгского района С-Пб Конспект ...
Конспект урока по английскому языку "Части тела". 3 класс. Урок-путешествие в сказку
Конспект составлен в соответствии с требованиями ФГОС...
Открытый урок по литературе в 5 классе. Урок – путешествие по сказке Андерсена «Снежная королева»
Обобщающий урок по сказке Х.-К. Андерсена «Снежная королева» (По программе Б.А.Ланина.5 класс)...
Конспект урока по музыке «Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка»
Тема: «Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка»Тип: урок открытия нового знанияЦель: создание условий для воспитания интереса и уважения к своим истокам и к ...
Урок – путешествие по русским народным сказкам, 5 класс.
Конспект урока литературы в 5 классе на тему «Спасите наши сказки»...