Значение внимания в деятельности музыканта исполнителя.
методическая разработка по музыке
Внимание-важный фактор в деятельности музыканта исполнителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_26.12.20.docx | 21.8 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Преподаватель ДМХШ «Апрель»
Липатова Г. С.
Значение внимания в деятельности музыканта исполнителя.
Изучение психологии творчества музыкантов самых разных профилей наглядно показывает и доказывает, что выдающиеся мастера своего дела по сравнению с рядовыми музыкантами отличаются не только более высоким уровнем развития музыкальных способностей , таких, как слух, память, воображение, но и более высоким уровнем развития у них внимания. Более того, часто именно способность к сильной концентрации внимания на музыкальной деятельности в конечном счете обеспечивает впечатляющие художественные результаты.
Различные параметры внимания, как- то: устойчивость, переключаемость, распределение, тесно связаны с индивидуальными особенностями нервной системы, способностями человека, опытом работы, тренированностью в данном виде деятельности. Лица с сильной нервной системой, обладающие выносливостью нервных клеток, имеют способность длительно удерживать интенсивное внимание. Те, кто обладает подвижностью нервных процессов, без труда переключают свое внимание с одних объектов на другие. Побочные раздражители для лиц с сильной нервной системой являются стимулирующим фактором для повышения внимания к основному виду деятельности. Для лиц со слабой нервной системой воздействие отвлекающих раздражителей ведет к ухудшению показателей выполняемой работы. Внимание человека связано также с такими индивидуально- типологическими особенностями, как интроверсия (обращенность вовнутрь, к своим собственным переживаниям) и экстраверсия (обращенность вовне, к явлениям внешнего мира). При выполнении какой- либо работы экстраверты, в силу их большей подвижности, делают чаще установку на скорость выполнения. Это отрицательно сказывается на точности выполняемой деятельности. Интровертам более свойственна установка на точность выполнения задания. Различна и переключаемость внимания у интровертов и экстравертов. Она более легко дается экстравертам и затруднена у интровертов. Легкость переключения связана у них с предрасположенностью реагирования на внешние обстоятельства, что напоминает непроизвольное изменение направленности внимания. Интроверту бывает трудно переключать внимание с одного предмета на другой, но зато его внимание отбирает наиболее существенные и важные моменты для выполняемой деятельности.
Напряженное концентрированное внимание представляет собой тяжелый умственный труд, истощающий нервные клетки головного мозга, ведущие в данный момент работу, в результате чего в них возникают тормозные процессы и процесс возбуждения переходит на другие участки мозга. Для того, чтобы этого не происходило, рекомендуется ограничивать время занятий четырьмя часами, с необходимыми промежутками для отдыха. На вопрос о том, будет ли музыкант продвигаться быстрее, работая восемь часов вместо четырех, И. Гофман отвечал: «Слишком долгая игра в один день оказывает отрицательное влияние на успехи в занятиях, потому что, в конце концов работа плодотворна только тогда, когда выполняется с полной умственной сосредоточенностью, а последняя может поддерживаться лишь в течение определенного времени… Помните, что в занятиях сторона количественная имеет значение лишь в сочетании с качественной.» Гофман рекомендовал через каждые полчаса делать паузу и никогда не заниматься больше одного часа подряд или, самое большее, двух часов с перерывом.
Какими же преимуществами обладает музыкант, имеющий развитое внимание и умеющий им управлять?
- Техническое исполнение отличается большой точностью, отсутствием помарок и небрежности.
- Исполнение производит впечатление большой осмысленности и логичности благодаря способности глубокого проникновения в структуру гармонических последовательностей.
- Музыкально- слуховые представления до начала исполнения характеризуется четкостью. Хорошо развито внутреннее предслышание исполняемого.
- Эмоциональная сфера находится в «разогретом» состоянии перед исполнением.
- Личная сфера характеризуется большой «помехоустойчивостью» в стрессогенной ситуации публичного исполнения.
- Большой объем внимания позволяет его распределять на несколько объектов во время коллективных действий музыкантов.
- Большой объем внимания дает возможность исполнять произведения крупной формы.
Причин ведущих к невнимательности в исполнении может быть несколько:
- Отсутствие устойчивости внимания, легкости его отвлечения на посторонние мысли и раздражители.
- Отсутствие быстроты переключения внимания с одного образа на другой, с одного вида фактуры на другой.
- Проблема распределения внимания. Это особенно заметно при исполнении полифонических пьес, требующих «расслоения» внимания.
- Отсутствие внимания возникает из-за перехлеста эмоций.
Непременное условие в работе музыканта , как и актера, - обязательное использование формулы сосредоточения внимания, которая была предложена К. С. Станиславским: «я добиваюсь того-то и того-то». «я хочу сделать то- то и то- то». Увлекательная меткая и посильная задача, говорил Станиславский, преображает актерское действие, оно захватывает и тело, и мысль, и ум, и волю, и чувство, и память, и воображение.
Занятия актерским тренингом для развития внимания включает в себя:
- Рассматривание различных предметов, нахождение в них отличительных особенностей
- Написание красивым почерком какого- либо текста.
- Совершение действий в условиях разного рода помех.
-Изложение прочитанного материала с одновременным ответом на вопросы. Внимание распределяется на изложении и на ответах.
- Сосредоточение взора на блестящем предмете или свече.
- Сосредоточение внимания на дыхании, ритме сердцебиений, вкусовых и обонятельных ощущениях.
Вот приемы тренировки внимания для музыкантов, предлагаемые Л. Баренбоймом:
- Закрыть глаза и в течение некоторого времени сосредоточиться только на слуховых восприятиях (не музыкальных).
- Дослушать извлеченный в среднем или низком регистре фортепианный звук до его полного затухания.
- Представить себе этот же звук внутренним слухом и также «дослушать» его до момента воображаемого затухания.
- Играя (или только представляя в своем воображении) медленную мелодию с предельной сосредоточенностью, следить за переходом одного звука в другой.
К этим упражнениям можно дополнительно порекомендовать и такие, как проигрывание музыкального произведения при включенном радио, при ярком свете, бьющем в глаза, сидя на неудобном стуле. Все эти приемы заставляют лучше концентрировать внимание, что создает более сильный очаг возбуждения в коре головного мозга и более прочное образование исполнительских рефлексов.
Помимо общей сосредоточенности на качество исполнения влияет и умение распределять внимание. В процессе игры музыкант вынужден обращать свое внимание и на точность игры, и на общий художественный образ, и на свободу своих движений. Во время исполнения внимание движется как бы одновременно и по горизонтали, и по вертикали. Горизонтальное внимание исполнителя сосредоточено на непосредственном моменте исполнения, на фрагменте, следующим сразу же после него и одновременно охватывает единый образ произведения. Вертикальный пласт внимания охватывает координацию рук, фактуру, голосоведение, жест дирижера. Известный фортепианный методист А. П. Щапов говорил об узком и широком внимании, о его разносторонней направленности. Внимание, направленное на последующее- это предвосхищение играемого, направленное на предыдущее- оценка и восприятие уже сыгранного. Узкое внимание- исполнение текущей интонации, предвосхищение следующей; широкое- переживание целого музыкального произведения. Главное в опережающем внимании - это его правильное распределение. Умение во время игры мыслить забегая вперед, предвосхищать способы преодоления трудностей. Автоматизированные игровые навыки позволяют вниманию во время игры двигаться по опорным точкам произведения - началам пассажей, завершениям фраз, что расширяет его объем и облегчает переключение. Во время исполнения автоматизированного действия внимание может переключаться на другое действие.
Несовершенство внимания приводит к такому опасному в профессиональном отношении греху, как дилетантизм, под которым понимается эмоционально выразительная, но неряшливая игра. Недостатки исполнения, как правило, проистекают от неправильных приемов и методов работы. Качественная работа- это всегда сосредоточенное внимание. Включающее в себя и его устойчивость, и хорошую переключаемость.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы развития слуха музыканта-исполнителя
Развитие музыкально-слуховых представлений – это интегральный центр, осуществляющий межпредметные связи в ДМШ. Работа посвящена поиску эффективных методов развития музыкального слуха на уроках с...
ПРЕОДОЛЕНИЕ СЦЕНИЧЕСКОГО ВОЛНЕНИЯ У ЮНЫХ МУЗЫКАНТОВ-ИСПОЛНИТЕЛЕЙ
Проблема сценического волнения – одна из наиболее актуальных, жизненно важных для музыкантов-исполнителей. Сталкиваясь с ней впервые ещё в младших классах, многие ученики не перестают ощущать ее остро...
Методы преодоления сценического волнения в подготовке к концертному выступлению музыканта-исполнителя
Музыкальная педагогика призвана разрабатывать прогрессивные формы образования, создавать новые методики с целью обновления учебно-воспитательного процесса и повышения его эффективности. Одной из...
Проект "Формирование стрессоустойчивости музыканта-исполнителя" Презентация к проекту.
Проект "Формирование стрессоустойчивости музыканта-исполнителя" - долгосрочный. Тема , затронутая в проекте очень актуальна в обучении и подготовке современного музык...
Значение и роль просветительской творческой деятельности музыканта на современном этапе.
Статья о роли взаимодействия музыкальных структур различного уровня и направлений в деле музыкального просветительства молодежи...
Стендовый доклад-презентация на тему "Значение и роль просветительской деятельности музыканта на современном этапе"
Презентация к статье "Значение и роль просветительской деятельности музыканта на современном этапе"...
Реферат на тему "Общая психологическая характеристика деятельности музыканта-исполнителя".
Данный реферет содержит информацию о факторах, влияющих на эффективность деятельности музыканта-исполнителя, компонентах профессионального мастерства музыканта-исполнителя....