Значение внимания в деятельности музыканта исполнителя.
методическая разработка по музыке

Липатова Галина Сергеевна

Внимание-важный фактор в деятельности музыканта исполнителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_26.12.20.docx21.8 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                                            Преподаватель ДМХШ «Апрель»

                                                                                                                Липатова Г. С.

  Значение внимания  в деятельности музыканта  исполнителя.

Изучение психологии творчества музыкантов самых разных профилей наглядно показывает и доказывает, что выдающиеся мастера своего дела по сравнению с рядовыми музыкантами отличаются не только более высоким уровнем развития музыкальных способностей , таких, как слух, память, воображение, но и более высоким уровнем развития у них внимания. Более того, часто именно способность к сильной концентрации внимания на музыкальной деятельности в конечном счете обеспечивает впечатляющие художественные результаты.

Различные параметры внимания, как- то: устойчивость, переключаемость, распределение, тесно связаны с индивидуальными особенностями нервной системы, способностями человека, опытом работы, тренированностью в данном виде деятельности. Лица с сильной нервной системой, обладающие выносливостью нервных клеток, имеют способность длительно удерживать интенсивное внимание. Те, кто обладает подвижностью нервных процессов, без труда переключают свое внимание с одних объектов на другие. Побочные раздражители для лиц с сильной нервной системой являются стимулирующим фактором для повышения внимания к основному виду деятельности. Для лиц со слабой нервной системой воздействие отвлекающих раздражителей ведет к ухудшению показателей выполняемой работы.                                                                                                                          Внимание человека связано также с такими индивидуально- типологическими особенностями, как интроверсия (обращенность вовнутрь, к своим собственным переживаниям) и экстраверсия (обращенность вовне, к явлениям внешнего мира). При выполнении какой- либо работы экстраверты, в силу их большей подвижности, делают чаще установку на скорость выполнения. Это отрицательно  сказывается на точности выполняемой деятельности. Интровертам более свойственна установка на точность выполнения задания. Различна и переключаемость внимания у интровертов и экстравертов. Она более легко дается экстравертам и затруднена у интровертов. Легкость переключения связана у них с предрасположенностью реагирования на внешние обстоятельства, что напоминает непроизвольное изменение направленности внимания. Интроверту бывает трудно переключать внимание с одного предмета на другой, но зато его внимание отбирает наиболее существенные и важные моменты для выполняемой деятельности.  

Напряженное концентрированное внимание представляет собой тяжелый умственный труд, истощающий нервные клетки головного мозга, ведущие в данный момент работу, в результате чего в них возникают тормозные процессы и процесс возбуждения переходит на другие участки мозга. Для того, чтобы этого не происходило, рекомендуется  ограничивать  время занятий четырьмя часами, с необходимыми промежутками для отдыха.  На вопрос  о том, будет ли музыкант продвигаться быстрее, работая восемь часов вместо четырех, И. Гофман отвечал: «Слишком долгая игра в один день оказывает отрицательное влияние на успехи в занятиях, потому что, в конце концов работа плодотворна только тогда, когда выполняется с полной умственной сосредоточенностью, а последняя может поддерживаться лишь в течение определенного времени… Помните, что в занятиях сторона количественная имеет значение лишь в сочетании с качественной.»  Гофман рекомендовал через каждые полчаса делать паузу и никогда не заниматься больше одного часа подряд или, самое большее, двух часов с перерывом.    

Какими же преимуществами обладает музыкант, имеющий развитое внимание и умеющий им управлять?  

- Техническое  исполнение отличается большой точностью, отсутствием помарок и  небрежности.

- Исполнение производит впечатление большой осмысленности  и логичности благодаря способности глубокого проникновения в структуру гармонических последовательностей.

- Музыкально- слуховые представления до начала исполнения характеризуется четкостью. Хорошо развито  внутреннее предслышание исполняемого.

- Эмоциональная сфера находится в «разогретом» состоянии перед исполнением.

- Личная сфера характеризуется большой «помехоустойчивостью» в стрессогенной ситуации публичного исполнения.

- Большой объем внимания позволяет его распределять на несколько объектов во время коллективных действий музыкантов.

- Большой объем внимания дает возможность исполнять произведения крупной формы.

Причин ведущих к невнимательности в исполнении может быть несколько:

  1. Отсутствие устойчивости внимания, легкости его отвлечения на посторонние мысли и раздражители.
  2. Отсутствие быстроты переключения внимания  с одного образа на другой, с одного вида фактуры на другой.
  3. Проблема  распределения внимания. Это особенно заметно при исполнении полифонических пьес, требующих «расслоения» внимания.
  4. Отсутствие внимания возникает из-за перехлеста  эмоций.

Непременное  условие в работе музыканта , как и актера, - обязательное использование формулы сосредоточения внимания, которая была предложена К. С. Станиславским: «я добиваюсь того-то и того-то». «я хочу сделать то- то и то- то». Увлекательная меткая и посильная задача, говорил Станиславский, преображает актерское действие, оно захватывает и тело, и мысль, и ум, и волю, и чувство, и память, и воображение.

Занятия актерским тренингом для развития внимания включает в себя:

- Рассматривание различных предметов, нахождение в них отличительных особенностей

- Написание красивым почерком какого-  либо текста.

- Совершение действий в условиях разного рода помех.

-Изложение прочитанного материала с одновременным ответом на вопросы. Внимание распределяется на изложении и на ответах.

- Сосредоточение взора на блестящем предмете или свече.

- Сосредоточение внимания на дыхании, ритме сердцебиений, вкусовых и обонятельных ощущениях.

Вот приемы тренировки внимания для музыкантов, предлагаемые Л. Баренбоймом:

  1. Закрыть глаза и в течение некоторого времени сосредоточиться только на слуховых восприятиях (не музыкальных).
  2. Дослушать извлеченный в среднем или низком регистре фортепианный звук до его полного затухания.
  3. Представить себе этот же звук внутренним слухом и также «дослушать»  его до момента воображаемого затухания.
  4. Играя (или только представляя в своем воображении) медленную мелодию с предельной сосредоточенностью, следить за переходом одного звука в другой.

К этим  упражнениям можно дополнительно порекомендовать и такие,  как  проигрывание музыкального произведения при включенном радио, при ярком свете, бьющем в глаза, сидя на неудобном стуле. Все эти приемы заставляют лучше концентрировать внимание, что создает более сильный очаг возбуждения в коре головного мозга и более прочное образование исполнительских рефлексов.

Помимо общей сосредоточенности на качество исполнения влияет и умение распределять  внимание. В процессе игры музыкант вынужден обращать  свое внимание и на точность игры, и на общий художественный образ, и на свободу своих движений. Во время исполнения внимание движется как бы одновременно и по горизонтали, и по вертикали. Горизонтальное внимание исполнителя сосредоточено  на непосредственном моменте исполнения, на фрагменте, следующим  сразу же после него и одновременно охватывает единый образ произведения. Вертикальный пласт внимания охватывает координацию рук, фактуру, голосоведение, жест дирижера.                                                                                                                                                     Известный фортепианный   методист А. П. Щапов говорил об узком и широком внимании, о его разносторонней  направленности. Внимание,  направленное на последующее- это предвосхищение играемого, направленное на предыдущее- оценка и восприятие уже сыгранного. Узкое внимание-  исполнение текущей интонации, предвосхищение следующей; широкое- переживание целого музыкального произведения.                                                                             Главное в опережающем внимании - это его правильное распределение. Умение во время игры мыслить забегая вперед, предвосхищать способы преодоления трудностей. Автоматизированные игровые навыки позволяют вниманию во время игры двигаться по опорным точкам произведения - началам пассажей, завершениям фраз, что расширяет его объем и облегчает переключение. Во время  исполнения автоматизированного действия внимание может переключаться на другое действие.

Несовершенство внимания приводит к такому опасному  в профессиональном отношении греху, как дилетантизм, под которым понимается эмоционально выразительная, но неряшливая игра. Недостатки исполнения, как правило, проистекают  от  неправильных приемов и методов работы. Качественная работа- это всегда сосредоточенное  внимание. Включающее в себя  и его устойчивость,  и хорошую переключаемость.                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы развития слуха музыканта-исполнителя

Развитие музыкально-слуховых представлений – это интегральный центр, осуществляющий межпредметные связи в ДМШ. Работа посвящена поиску эффективных методов развития музыкального слуха на уроках с...

ПРЕОДОЛЕНИЕ СЦЕНИЧЕСКОГО ВОЛНЕНИЯ У ЮНЫХ МУЗЫКАНТОВ-ИСПОЛНИТЕЛЕЙ

Проблема сценического волнения – одна из наиболее актуальных, жизненно важных для музыкантов-исполнителей. Сталкиваясь с ней впервые ещё в младших классах, многие ученики не перестают ощущать ее остро...

Методы преодоления сценического волнения в подготовке к концертному выступлению музыканта-исполнителя

Музыкальная педагогика призвана разрабатывать  прогрессивные формы образования, создавать новые методики с целью обновления учебно-воспитательного процесса и повышения его эффективности. Одной из...

Проект "Формирование стрессоустойчивости музыканта-исполнителя" Презентация к проекту.

Проект "Формирование стрессоустойчивости музыканта-исполнителя" -  долгосрочный. Тема , затронутая в проекте очень актуальна в  обучении и подготовке  современного  музык...

Значение и роль просветительской творческой деятельности музыканта на современном этапе.

Статья о роли взаимодействия музыкальных структур различного уровня и направлений в деле музыкального просветительства молодежи...

Стендовый доклад-презентация на тему "Значение и роль просветительской деятельности музыканта на современном этапе"

Презентация к статье "Значение и роль просветительской деятельности музыканта на современном этапе"...

Реферат на тему "Общая психологическая характеристика деятельности музыканта-исполнителя".

Данный реферет содержит информацию о факторах, влияющих на эффективность деятельности музыканта-исполнителя, компонентах профессионального мастерства музыканта-исполнителя....