Открытый урок по музыке
план-конспект урока по музыке (6 класс)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Новоуренская средняя школа
Технологическая карта открытого урока музыки в 6 классе
«Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке И.С. Баха»
Составитель:учитель музыки Царева Наталья Валентиновна
Высшая квалификационная категория
с.Новый Урень
04.12.2020 г.
Технологическая карта урока музыки в 6 классе
в соответствии с ФГОС ООО
Тема урока: «Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке И.С. Баха».
Цель: формирование у школьников ощущения широты стиля композитора, многогранности восприятия жизни;
эстетическое воспитание при помощи взаимосвязи различных видов искусств.
Задачи:
Предметные:
- развивать умения построения монологического высказывания по теме с последующей аргументацией своего мнения;
- анализировать этапы творчества И.С. Баха и его в клад в мировую культуру;
- понимать и анализировать полифоническую форму на примере фуги.
Личностные:
- воспитывать уважительного отношения к искусству;
- формировать мотивацию к учебной деятельности;
- создать ситуацию для рефлексии личностного отношения к произведению И.С.Баха.
Метапредметные:
- научиться понимать особенности выражения музыкального образа в произведениях;
- классифицировать полученную информацию.
Место занятия в учебном процессе: урок по учебному плану.
Тип урока: Урок-открытие, урок-путешествие.
по ведущей дидактической цели- изучение нового материала,
по способу организации- комбинированный
по ведущему методу обучения- репродуктивный.
Вид занятия: урок с использованием мультимедийной презентации.
Используемые методы обучения: коллективная работа, метод
демонстрации, частично-поисковый метод, практический метод, работа с видеоматериалом.
Способы контроля: в форме устного опроса учителя, во время практической работы.
Познавательные УУД:
- формировать логическое и образное мышление;
- находить необходимую информацию в тексте;
- развивать умения анализировать полученную информацию.
Регулятивные УУД:
- развивать умения ставить учебную задачу, искать способы ее решения, контролировать и оценивать полученные результаты;
- развивать умение учащихся выделять то, что ими уже усвоено и того, что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения материала.
Коммуникативные УУД:
- развивать умения планировать учебное сотрудничество со сверстниками, определять цели, функции и задачи участников, а также способы их взаимодействия.
Планируемые результаты:
Предметные - по
Метапредметные- выражать свои мысли, эмоциональное состояние после воздействия музыки.
Личностные – проявление творческого интереса к изученной теме урока.
Оборудование урока и методическое обеспечение:
мультимедийный проектор (презентация по теме);
видеофрагменты произведений И.С. Баха;
изобразительный ряд: картина "Фуга" М.К.Чюрлёниса;
раздаточный материал.
Этап урока | Методы обучения | Содержание деятельности | Формируемые УУД | Оценка/ Самооценка |
Учитель учащиеся | ||||
Организационный момент 4 мин. | Доброе утро, 6 класс! -Здравствуйте, ребята! Мы начинаем урок музыки. Проверили готовность к уроку. Садитесь. Я рада сегодня видеть вас. Пусть на уроке будет интересней, а нам помогут в этом новые открытия и знания. | |||
Мотивация учебной деятельности 5 мин. Актуализация познавательной деятельности. 15 мин. | беседа диалог Презентация, ИКТ | Введение в тему. Учитель. -Сегодня утром я получил письмо. Хочу его вам прочитать. Зачитывает письмо. -Как вы думаете, кто мог прислать нам письмо из Германии такого содержания? (поклонники таланта композитора) О ком идет речь? ( о И.С. Бахе) Учащиеся Отвечают на вопрос учителя Учитель -Да, верно, письмо пришло из Германии от почитателей таланта композитора И.С. Баха. Учитель Сегодня мы с вами поговорим о небесном и земном в музыке И.С.Баха.(Показать портрет) Сегодня мы отправимся в необычное путешествие – путешествие во времени в средневековую Германию в старинный город Лейпциг. (Слайд) Биография Баха. 1.Родился в Эйзенахе.21 марта 1685 года Иоганн Бах был представителем одной из самых "музыкальных" семей в истории: всего у него в роду насчитывается 56 музыкантов и композиторов. Сам же Иоганн Бах был дважды женат.Первая жена умерла,оставив ему 7 детейВторая жена родила еще 13! Многодетный папа 2.В 1723 году, заботясь о будущем детей, Бах перевез семью в Лейпциг. Во времена Баха церковь была всесильна. Композитор работал кантором церкви Св. Фомы в городе Лейпциге . В обязанности кантора входило писать музыку к богослужениям, руководить хором и быть учителем в церковной школе. С него требовали очень многое, а давали почти ничего. Главное, Бах должен был к каждой воскресной службе и каждому празднику сочинять по новой кантате. Тут-то и начинались для него самые большие трудности. Композитор стремился к доступности церковной музыки для простого народа. Он включал в свою музыку народные песенные и даже танцевальные интонации, а церковные власти заставляли его писать музыку традиционную, отвечающую канонам средневековья. Вставал вопрос о лишении Баха прав исполнять в церкви свою музыку, т.к. его музыка мешает верующим сосредоточиться в религиозном настроении. Просмотр видеоряда сопоставление Тема нашего урока называется «Небесное и земное в музыке И.С.Баха». Запишем тему урока в тетради. Эпиграфом нашему уроку послужат слова самого композитора «Цель музыки – трогать сердца» Как вы понимаете эти слова? Ответ учащегося: я думаю, что каждое произведение должно трогать наши души. ПЛАН: 1.Сегодня мы бедем говорить о полифонии. Полифония(греч.)-многозвучье.в полифонии ОДНОВРЕМЕННО звучат несколко голосов и все они равноправны. 2. На уроке мы будем знакомиться с самой сложной полифонической беседой –фугой 3. Ребята! А кто был величайшим полифонистом? Да! Это И. С. Бах. Перед вами Портрет великого немец. Комп.18. века 4. 8.Л.В. Бетховен о Бахе. 5.Русский муз.критик Стасов о Бахе говорил. 6.По словам Баха каждое полиф. Произведение это беседа разных голосов,которые представляют различные индивидуальности. Голос молчит,если нечего сказать,пока вполне естественно не будет втянут в беседу. Ни один из голосов не должен втягивать ся в беседу без смысла и надобности. 7.При всем многообразии полиф.музыки вершиной является фуга. 8.Сейчас вы услышите Токкату и фугу ре минор.Оно известно во всем мире. В нем сочетаются сила и нежность,мощь и лирика и все это великолепие передано в звучание органа. (слушание работа с карточками) Токката и фуга ре минор И.С.Баха Орган.История создания. Рассказ учителя. «О, грянь, орган, над головою И каждого, как светом в полдень, Навек духовностью наполни… В век бездуховный и слепой. Л. Болеславский 9.Орган-инструмент которым Бах владел в соверш. 1орган появился- в 4 веке в 7 в Византии. В 14.веке стал популярным в Германии. А самый большой в мире орган в г.Пуссау величиной с дом. В нем 5 мануалов 229 регистров.7 522 трубы Бах «Прелюдия» До мажор из 1.т ХТК ( слушание,работа с картачками ) 10.Стихотворение « Орган» ( о чем говорится в тихотворении? 11.Что же означает слово токката?Стр.67 (работа с учебником) Старые итальянские мастера таккатой называли фантазию для клав.инструментов. В переводе с греч. Озн ( « касаться»)Переливы от одного эпизода к другому.Здесь сочетания пассажей,аккордов ,похожих на звучание хора. 12. Такката Баха-импровизация.Импровизировать,значит играть одновременно сочиняя.Бах отводит токкате роль вступления ,предвосхищая филосовски наполненную фугу. 13.Фуга-в переводе с латин.означает бег. Форма полифонической музыки,построенная на проведении темы во всех голосах.Характер фуги может быть песенный,танцевальный или может быть как филосовское рассуждение.Фуга строится по правилам имея 3 раздела экспозицию,разработку и репризу. 14.Ребята!Перед вами картина Чюрлениса Фуга. Это уникальное явление живописи ,не имеющее аналогов. Линии,колорит,ритм все как в фуге.Псмотрите на картину Чюрлениса ,здесь елочки как ноты в зеркальном отображении прорисованы по принципу полифонии Баха. И.С.Бах « Фуга» (слушание ,работа с карточками) Ребята! Какое впечатление на вас произвел звук органа?Звук органа производит огромное впечатление. Гигантский инструмент обладает множеством различных тембров и регистров.Это как бы целый оркестр. Но Бах писал не только серьёзную музыку, заставляющую задуматься, но и весёлую. Послушайте Скерцо из сюиты №2, чаще это произведение называют Шуткой. Какой инструмент солировал в этом произведении? Поделитесь своими впечатлениями, какое средство музыкальной выразительности играет важную роль в создании характера этого произведения? Учащиеся: произведение по характеру шутливое, светлое, взволнованное, летящее. Здесь чередуются мажор и минор, быстрый темп. Учитель: тема нашего урока – «Небесное и земное». Что в вашем воображении возникает, когда мы говорим земное? – земля, деревья, люди, их эмоции, отношения. И что вы представляете, когда говорим небесное? – небо, бог, облака, молитва. Мы попробуем выяснить, действительно ли в музыке И.Баха есть «небесное и земное». Как вы думаете, о земном или небесном рассказала нам пьеса «Шутка»?Какие чувства вызывает музыка этого произведения. Учащийся: чувства веселья, воодушевления. Я думаю, что музыка нам рассказала о земном. Учитель: За свою жизнь И.С. Бах написал более 1000 произведений. В его творчестве есть и инструментальные, и вокальные произведения, духовные и светские, композитор писал во всех жанрах, кроме оперы. Очень много вокальных произведений написано Бахом для церкви. Хорал – одноголосное песнопение, являющееся частью богослужения в церкви. Бах обобщил достижения музыкального искусства периода барокко. Найдите в учебнике на стр.66 как переводится слово барокко, что характерно для этого стиля искусства? | Предметные УУД - формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии - формирование общего представления о творчестве И.С.Баха Познавательные УУД -Умение сравнивать, анализировать, рассуждать Коммуникативные УУД - умение слушать и слышать учителя и одноклассников Личностные УУД: развивать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей); развивать стремление к речевому самосовершенствованию, формирование потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно- нравственного развития Метапредметные УУД: устанавливать рабочие взаимоотношения, выражать свои мысли, идеи; Предметных УУД: слушать и анализировать музыкальные произведения; наблюдать в музыкальных произведениях примеры содружества нескольких видов искусства; | Похвала за хорошую работу |
Анализ восприятия учебного материала. Проверка ЗУН 4 мин. | Игровая деятельность ЧТО? КАК? ПОЧЕМУ? (Анализ, синтез, самоконтроль) | Учитель предлагает учащимся отгадать слова в которых содержится фамилия композитора. Викторина: 1.Арбузное поле (Бахча) 2.Бог виноградарства (Бахус) 3. Обувь для обуви (Бахилы) 4.Тесьма с кистями нитей (Бахрома) 5.Город в Крыму (Бахчисарай) 6.Предмет мужской одежды (руБаха) Учащиеся выполняют викторину (работа парами). | Метапредметные УУД: устанавливать рабочие взаимоотношения, выражать свои мысли, идеи; Предметных УУД: слушать и анализировать музыкальные произведения; наблюдать в музыкальных произведениях примеры содружества нескольких видов искусства; | Оценка работы учащихся учителем, похвала, поощрение |
Вокально-хоровая работа 5 мин. | Распевка, Исполнение песен (хоровое, сольное) | Учитель. Хорошо в гостях, но пора и домой. Давайте снова запустим машину времени и вернемся в наш класс. (Происходит смена статики и динамики). Дети исполненяют песню « Хорошее настроение» | Предметные УУД:развивать вокальные и исполнительские способности формировать певческие навыки (интонирование, звуковедение, дыхание, артикуляция), эмоционально воспринимать музыку русских и зарубежных композиторов; формулировать своё отношение к изучаемому произведению; различать чувства, настроения, состояния, выраженные в музыке. | Оценка работы учителем |
Рефлексия 5-6 мин. | ОБОБЩЕНИЕ: -Какой инструмент был самый любимый у композитора? Да. «Для такого гения, как Бах, самым родным инструментом был орган...». «Не ручей, а МОРЕ ему имя» Чьи это слова?слова Л.В.Бетховена. (по-немецки Bach значит ручей). Что же такого необычайного было в музыке И.С.Баха? Величайшая правдивость выражения человеческих чувств. Есть ли в музыке Баха «Небесное и земное»? Учащиеся: Да есть. «Небесное» - это духовная или церковная музыка, молитвы и хоралы – обращение к богу, а «Земное» воплощается в светской музыке, которая передаёт чувства человека, изображает окружающую нас жизнь. Учитель: молодцы, умницы. Я согласна с вами.Музыка И.С. Баха - вечно живое искусство, возвышающее душу человека. «Музыка лечит душу и тело» - такую надпись можно увидеть на некоторых старинных итальянских инструментах, а для нашего урока эта надпись может стать выводом по теме «Небесное» и земное в музыке И.С.Баха. Спасибо за работу. Как Вы считаете какие сегодня вы получили оценки. Урок окончен.Спасибо за работу. | Личностные УУД: умение оценивать себя на основе критерия успешности. | Самооценка работы на уроке | |
Домашнее задание 4 мин. | Объяснение, творческая работа | Письмо композитору. Учащиеся записывают домашнее задание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Богатырская тема в музыке.Открытый урок по музыке 5 класс.
Предмет: музыка. Цель урока: Выявить какое эмоциональное воздействие оказывают на личность учащихся произведения музыки, изобразительного искусства, литературы. Тип урока: урок комплексного применения...
Сценарий открытого урока (предмет "Музыка") в 6-м классе "Протестное содержание музыкальных образов русской ROCK-музыки
Вниманию пользователей предлагается сценарий урока, созданного на основе педагогической технологии Л.П.Масловой....
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО МУЗЫКЕ В 6 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «В чём сила музыки В.А.Моцарта?»
Урок №7 по теме 3 четверти «В чём сила музыки?»...
Открытый урок по музыке 6 класс.Гармония. Что такое гармония в музыке.
Урок поможет учащимся осознать и осмыслить, что значит музыкальная гармония. Урок способствует развитию эстетических чувств у школьников, приобщает к музыкальным ценностям на примере...
Открытый урок по музыке в 5 классе на тему "Картины природы в музыке"
Открытый урок по музыке в 5 классе на тему "Картины природы в музыке"...
Открытый урок по музыке «Музыка эпохи Возрождения» 7 класс
Открытый урок по музыке «Музыка эпохи Возрождения» 7 класс, разработанный в социо-игровой методике....
Открытый урок по музыке в 5 классе на тему:" Восток в русской музыке."
Восточная тема у русских композиторов 19 века....
- Мне нравится (1)