Открытый урок по музыке «Музыка эпохи Возрождения» 7 класс
план-конспект урока по музыке (7 класс) на тему

Ирина Владимировна Перцева

Открытый урок по музыке «Музыка эпохи Возрождения» 7 класс, разработанный в социо-игровой методике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл renessans.docx31.52 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема урока «Музыка эпохи Возрождения»

7а класс

Цель урока: Научить учащихся определять характерные черты стиля в музыке

Задачи:

Обучающие:

1. Формирование умения анализировать информацию и находить существенное

2. Научить определять проблему урока и способы её решения

Развивающие:

1. Развитие критического мышления школьников в процессе анализа музыки различных эпох.

2. Формирование УУД учащихся в процессе решения задач урока.

Воспитательные:

1. Формирование навыков оценки музыки различных эпох с духовно-нравственных и эстетических позиций.

2. Формирование навыков самостоятельной деятельности при решении проблем творческого и поискового характера в ходе урока.

3. Воспитание любви и интереса к музыке.

Форма урока: Урок – путешествие

ТСО:  Карточки с таблицей, тексты

Ход урока:

Учитель: Сегодня мы продолжаем наше путешествие вглубь веков. В каких музыкальных культурах мы с Вами уже путешествовали?

Дети: называют (древних цивилизаций, античность, средневековье)

Учитель: И теперь мы отправляемся в следующую эпоху – эпоху Возрождения. Почему эта эпоха так называется Вы мне сами ответите на этот вопрос чуть позже. Итак, как мы назовём наш урок?

Дети: …

Учитель: Назовите его цель

Дети: …

Учитель: Какие задачи мы будем выполнять, чтобы достигнуть этой цели?

Дети: …

Учитель: Обычно, отправляясь в путешествие, собирают багаж. Мы сейчас поделимся на микрогруппы и вам надо будет за 3 минуты заполнить карточки (кроме раздела Ренессанс), пользуясь тетрадями.

Какие виды искусства существовали и получали развитие?

Особенности мировоззрения

Система передачи музыкального знания

Где могла звучать музыка? И где получала свое развитие?

Содержание и характер, язык

Формы музыкальных произведений и жанры

инструменты были популярны в это время

Древние цивилизации,

Античность

Средневековье

Ренессанс

Дети: выполняют

Учитель: Молодцы! Наш багаж собран и теперь мы можем отправляться исследовать эпоху Возрождения. Только у каждого путешествия должна быть цель. Как вы думаете, какова она у нас?

Дети: Определить особенности музыки эпохи Возрождения … Чем отличается музыка Средневековья от музыки Возрождения

Учитель: Молодцы, теперь можно отправляться в путь (работа в творческих группах). Работа с текстом:

  1. Читаете текст
  2. Отвечаете на вопросы (по командам по руке – баллы каждой команде)
  3. Заполнить таблицу, аргументировав ответы. В тексте есть косвенное упоминание о чем-либо.

Дети: выполняют

Учитель: Сигналом к возвращению вам послужит музыка. Старайтесь в пути не задерживаться, иначе навсегда можно остаться в той эпохе. А Машиной Времени – текст. Счастливого пути (работа 5 минут)

Дети: выполняют

Учитель: С возвращением. Получилось у вас собрать необходимую информацию? Замечательно. В таком случае мы составим отчёт о путешествии и назовём его «Записки путешественника».

  1. Что мы называем эпохой Возрождения
  2. Назовите временные рамки эпохи Возрождения
  3. Какими качествами должен был обладать человек эпохи Возрождения
  4. Что такое гуманизм
  5. Каковы идеи и задачи гуманизма
  6. Что такое светская музыка
  7. Приведите примеры светской музыки (композитор, название)
  8. Назовите особенности музыкального языка эпохи Возрождения
  9. Какие темы отражались в музыке той эпохи
  10. Какое место занимала инструментальная музыка в эпоху Возрождения
  11. Какие новые жанры возникли в эпоху Возрождения

Молодцы. «Записки путешественника» мы составили. Вспомните, какая была цель путешествия

Дети: Определить особенности музыки эпохи Возрождения

Учитель: Для чего мы узнавали эти особенности?

Дети: Чтобы ответить на проблемный вопрос – чем отличается музыка Средневековья от музыки Возрождения

Учитель: И теперь нам нужно убедиться на практике, достигли мы нашей цели или нет. Послушайте два произведения и проведите сравнительный анализ, Послушаем полифонию эпохи Средневековья и эпохи Возрождения. И ответьте на вопрос: какие приемы использует композитов, что происходит с мелодией (григорианский органум и Жоскен Депре).

Дети:  Работа группах. Дети отвечают: Иммитация и канон

Учитель: Какой же вывод мы сделаем? Каковы особенности музыки Возрождения?

Дети: выполняют

Учитель: Чем музыка Возрождения отличается от музыки Раннего Средневековья?

Дети: выполняют

Учитель: Как вы думаете, мы достигли нашей цели?

Дети: выполняют

Учитель: Молодцы. Теперь предлагаю подвести итоги нашего урока путешествия и ответить на вопросы:

 Я узнал

 Я научился

 Мне понравилось

 Я бы хотел

 Новые знания мне пригодятся

 Оцените свою работу на уроке

 Оцените работу своих товарищей

Итак, Отличительные черты культуры Возрождения: светский характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к античному культурному наследию, как бы "возрождение" его.

Домашнее задание:

 Найти информацию о композиторах эпохи Возрождения: выписать по 2 представителя от каждой страны (Италия, Англия, Франция, Германия)

 Послушайте музыку эпохи Возрождения на музыкальных сайтах сети Интернет Найти определения музыкальных жанров эпохи Возрождения: мадригал (Италия), баллата (Англия), шансон (Франция)


Приложение №1

Ренессанс

Начиная с XIV века в Италии, а потом и других странах Западной Европы, сформировалась новая художественная эпоха, которую принято называть ВОЗРОЖДЕНИЕМ или РЕНЕССАНСОМ. Возрождение, Ренессанс (франц. Renaissance, итал. Rinascimento), в истории культуры стран Западной и Центральной Европы эпоха, переходная от средневековой культуры к культуре нового времени (XIV-XVI вв.).

Термин ВОЗРОЖДЕНИЕ связан с возрождением античной идеи антропоцентризма и гуманизма.

Антропоцентризм – учение, согласно которому человек является центром Вселенной и целью всех совершающихся в мире событий.

Гуманизм (от лат. Humanitas – человечность, humanus – человечный, homo – человек) – мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности; возникло как философское течение в эпоху Возрождения. Разновидность антропоцентризм. Гуманизм – воззрение, признающие ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей

Задача воспитания «нового человека» в эпоху Возрождения осознается как главная задача эпохи

  • В эпоху Возрождения утвердился идеал активной жизни
  • Утвердилась идея, что Бог создал природу ради служения человеку, обнаружения его дарований.
  • Утвердилась идея самопознания и самосовершенствования

Для эпохи Возрождения характерен культ красоты, прежде всего красоты человека. Человек в эпоху Ренессанса снова становится главной темой искусства. Человек, обладающий неограниченными духовными и творческими возможностями.

Идеалом для художников становится искусство античности с присущей ему гармонией человека и окружающего его мира.

Музыка. Ведущее положение по-прежнему занимала духовная музыка, звучащая во время церковного богослужения. Мессы и пассионы оставались ведущими монументальными жанрами.

 Однако постепенно в сочинения церковных композиторов начинают проникать светские веяния. В многоголосную ткань церковных песнопений смело вводят темы народных песен не религиозного содержания. Но теперь это не противоречило общему духу и настроениям эпохи. Напротив, в музыке удивительным образом соединялось божественное и человеческое.

Стали  появляться  светские хоровые жанры: 

  • Баллата (танцевальная песня),
  • Шансон (полифоническая песня )
  • Мадригал (песня лирического содержания).

Музыкальные жанры эпохи Возрождения:

• народная хоровая песня - ФРОТТОЛА, ВИЛАНЕЛЛА;

• светская хоровая музыка, исполнявшаяся только на родном языке - мадригал (Италия), баллата (Англия), мотет, шансон (Франция);

• церковная музыка – месса, мотет

• зарождается опера

Появляются новые инструментальные жанры:

• прелюдия (перед игрой) – вступительная пьеса

• ричеркар (изысканная пьеса) - полифоническое письмо

• канцона (песня без слов) – предшественница фуги


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки "Музыка джаза!" 7-й класс

Цель: познакомить учащихся с современным музыкальным стилем Джаз...

Конспект открытого урока по теме «Музыка в нашей жизни…» в 9 «Б» классе

Этот урок первый из цикла "Музыка в нашей жизни", показывает приминение компьютерных технологий, проектной деятельности, игровых технологий и дифференцированного подхода....

конспект открытого урока по теме музыка в 9 классе

Конспект открытого урока по теме музыка в 9 классе с приложениями и самоанализом по учебнику В.П.Кузовлева...

Урок- игра по культуре эпохи Возрождения (Данилова Г.И.МХК 10 класс)

Что же такое Возрождение? Знаменитый Баткин сказал: “В своем стремлении возродить античное царство разума и красоты Возрождение представляется нам как “проникнутая возвышенной серьезностью игра в анти...

План конспект открытого урока "Осень в музыке и живописи". Презентация к уроку "Осень в музыке и живописи".

Дорогие читатели перед вами план коспект открытого урока, который проводиться совместно с музыкальным и художественным отделением. "Осень в музыке и живописи" можно посмотреть как и в виде презентации...

Урок музыки в 6 классе. Тема четверти: «В чём сила музыки?» Тема урока: Стилевые особенности музыки В. Моцарта 6 класс

Конспект урока на основе применения проблемно-исследовательского метода, который является неотъемлемой составляющей технологии творческого междисциплинарного обучения. Технология творческого междисц...

Открытый урок по слушанию музыки в 3 классе. Тема: "Фактура и её виды"

В русле изучения средств музыкальной выразительности на уроках слушания музыки в 3 классе ДШИ, изучается фактура и её виды. Данная разработка содержит подробный план урока и вспомогательный материал в...