Открытый урок по музыке «Музыка эпохи Возрождения» 7 класс
план-конспект урока по музыке (7 класс) на тему
Открытый урок по музыке «Музыка эпохи Возрождения» 7 класс, разработанный в социо-игровой методике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
renessans.docx | 31.52 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема урока «Музыка эпохи Возрождения»
7а класс
Цель урока: Научить учащихся определять характерные черты стиля в музыке
Задачи:
Обучающие:
1. Формирование умения анализировать информацию и находить существенное
2. Научить определять проблему урока и способы её решения
Развивающие:
1. Развитие критического мышления школьников в процессе анализа музыки различных эпох.
2. Формирование УУД учащихся в процессе решения задач урока.
Воспитательные:
1. Формирование навыков оценки музыки различных эпох с духовно-нравственных и эстетических позиций.
2. Формирование навыков самостоятельной деятельности при решении проблем творческого и поискового характера в ходе урока.
3. Воспитание любви и интереса к музыке.
Форма урока: Урок – путешествие
ТСО: Карточки с таблицей, тексты
Ход урока:
Учитель: Сегодня мы продолжаем наше путешествие вглубь веков. В каких музыкальных культурах мы с Вами уже путешествовали?
Дети: называют (древних цивилизаций, античность, средневековье)
Учитель: И теперь мы отправляемся в следующую эпоху – эпоху Возрождения. Почему эта эпоха так называется Вы мне сами ответите на этот вопрос чуть позже. Итак, как мы назовём наш урок?
Дети: …
Учитель: Назовите его цель
Дети: …
Учитель: Какие задачи мы будем выполнять, чтобы достигнуть этой цели?
Дети: …
Учитель: Обычно, отправляясь в путешествие, собирают багаж. Мы сейчас поделимся на микрогруппы и вам надо будет за 3 минуты заполнить карточки (кроме раздела Ренессанс), пользуясь тетрадями.
Какие виды искусства существовали и получали развитие? | Особенности мировоззрения | Система передачи музыкального знания | Где могла звучать музыка? И где получала свое развитие? | Содержание и характер, язык | Формы музыкальных произведений и жанры | инструменты были популярны в это время | |
Древние цивилизации, | |||||||
Античность | |||||||
Средневековье | |||||||
Ренессанс |
Дети: выполняют
Учитель: Молодцы! Наш багаж собран и теперь мы можем отправляться исследовать эпоху Возрождения. Только у каждого путешествия должна быть цель. Как вы думаете, какова она у нас?
Дети: Определить особенности музыки эпохи Возрождения … Чем отличается музыка Средневековья от музыки Возрождения
Учитель: Молодцы, теперь можно отправляться в путь (работа в творческих группах). Работа с текстом:
- Читаете текст
- Отвечаете на вопросы (по командам по руке – баллы каждой команде)
- Заполнить таблицу, аргументировав ответы. В тексте есть косвенное упоминание о чем-либо.
Дети: выполняют
Учитель: Сигналом к возвращению вам послужит музыка. Старайтесь в пути не задерживаться, иначе навсегда можно остаться в той эпохе. А Машиной Времени – текст. Счастливого пути (работа 5 минут)
Дети: выполняют
Учитель: С возвращением. Получилось у вас собрать необходимую информацию? Замечательно. В таком случае мы составим отчёт о путешествии и назовём его «Записки путешественника».
- Что мы называем эпохой Возрождения
- Назовите временные рамки эпохи Возрождения
- Какими качествами должен был обладать человек эпохи Возрождения
- Что такое гуманизм
- Каковы идеи и задачи гуманизма
- Что такое светская музыка
- Приведите примеры светской музыки (композитор, название)
- Назовите особенности музыкального языка эпохи Возрождения
- Какие темы отражались в музыке той эпохи
- Какое место занимала инструментальная музыка в эпоху Возрождения
- Какие новые жанры возникли в эпоху Возрождения
Молодцы. «Записки путешественника» мы составили. Вспомните, какая была цель путешествия
Дети: Определить особенности музыки эпохи Возрождения
Учитель: Для чего мы узнавали эти особенности?
Дети: Чтобы ответить на проблемный вопрос – чем отличается музыка Средневековья от музыки Возрождения
Учитель: И теперь нам нужно убедиться на практике, достигли мы нашей цели или нет. Послушайте два произведения и проведите сравнительный анализ, Послушаем полифонию эпохи Средневековья и эпохи Возрождения. И ответьте на вопрос: какие приемы использует композитов, что происходит с мелодией (григорианский органум и Жоскен Депре).
Дети: Работа группах. Дети отвечают: Иммитация и канон
Учитель: Какой же вывод мы сделаем? Каковы особенности музыки Возрождения?
Дети: выполняют
Учитель: Чем музыка Возрождения отличается от музыки Раннего Средневековья?
Дети: выполняют
Учитель: Как вы думаете, мы достигли нашей цели?
Дети: выполняют
Учитель: Молодцы. Теперь предлагаю подвести итоги нашего урока путешествия и ответить на вопросы:
∙ Я узнал
∙ Я научился
∙ Мне понравилось
∙ Я бы хотел
∙ Новые знания мне пригодятся
∙ Оцените свою работу на уроке
∙ Оцените работу своих товарищей
Итак, Отличительные черты культуры Возрождения: светский характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к античному культурному наследию, как бы "возрождение" его.
Домашнее задание:
∙ Найти информацию о композиторах эпохи Возрождения: выписать по 2 представителя от каждой страны (Италия, Англия, Франция, Германия)
∙ Послушайте музыку эпохи Возрождения на музыкальных сайтах сети Интернет Найти определения музыкальных жанров эпохи Возрождения: мадригал (Италия), баллата (Англия), шансон (Франция)
Приложение №1
Ренессанс
Начиная с XIV века в Италии, а потом и других странах Западной Европы, сформировалась новая художественная эпоха, которую принято называть ВОЗРОЖДЕНИЕМ или РЕНЕССАНСОМ. Возрождение, Ренессанс (франц. Renaissance, итал. Rinascimento), в истории культуры стран Западной и Центральной Европы эпоха, переходная от средневековой культуры к культуре нового времени (XIV-XVI вв.).
Термин ВОЗРОЖДЕНИЕ связан с возрождением античной идеи антропоцентризма и гуманизма.
Антропоцентризм – учение, согласно которому человек является центром Вселенной и целью всех совершающихся в мире событий.
Гуманизм (от лат. Humanitas – человечность, humanus – человечный, homo – человек) – мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности; возникло как философское течение в эпоху Возрождения. Разновидность антропоцентризм. Гуманизм – воззрение, признающие ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей
Задача воспитания «нового человека» в эпоху Возрождения осознается как главная задача эпохи
- В эпоху Возрождения утвердился идеал активной жизни
- Утвердилась идея, что Бог создал природу ради служения человеку, обнаружения его дарований.
- Утвердилась идея самопознания и самосовершенствования
Для эпохи Возрождения характерен культ красоты, прежде всего красоты человека. Человек в эпоху Ренессанса снова становится главной темой искусства. Человек, обладающий неограниченными духовными и творческими возможностями.
Идеалом для художников становится искусство античности с присущей ему гармонией человека и окружающего его мира.
Музыка. Ведущее положение по-прежнему занимала духовная музыка, звучащая во время церковного богослужения. Мессы и пассионы оставались ведущими монументальными жанрами.
Однако постепенно в сочинения церковных композиторов начинают проникать светские веяния. В многоголосную ткань церковных песнопений смело вводят темы народных песен не религиозного содержания. Но теперь это не противоречило общему духу и настроениям эпохи. Напротив, в музыке удивительным образом соединялось божественное и человеческое.
Стали появляться светские хоровые жанры:
- Баллата (танцевальная песня),
- Шансон (полифоническая песня )
- Мадригал (песня лирического содержания).
Музыкальные жанры эпохи Возрождения:
• народная хоровая песня - ФРОТТОЛА, ВИЛАНЕЛЛА;
• светская хоровая музыка, исполнявшаяся только на родном языке - мадригал (Италия), баллата (Англия), мотет, шансон (Франция);
• церковная музыка – месса, мотет
• зарождается опера
Появляются новые инструментальные жанры:
• прелюдия (перед игрой) – вступительная пьеса
• ричеркар (изысканная пьеса) - полифоническое письмо
• канцона (песня без слов) – предшественница фуги
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок музыки "Музыка джаза!" 7-й класс
Цель: познакомить учащихся с современным музыкальным стилем Джаз...
Конспект открытого урока по теме «Музыка в нашей жизни…» в 9 «Б» классе
Этот урок первый из цикла "Музыка в нашей жизни", показывает приминение компьютерных технологий, проектной деятельности, игровых технологий и дифференцированного подхода....
конспект открытого урока по теме музыка в 9 классе
Конспект открытого урока по теме музыка в 9 классе с приложениями и самоанализом по учебнику В.П.Кузовлева...
Урок- игра по культуре эпохи Возрождения (Данилова Г.И.МХК 10 класс)
Что же такое Возрождение? Знаменитый Баткин сказал: “В своем стремлении возродить античное царство разума и красоты Возрождение представляется нам как “проникнутая возвышенной серьезностью игра в анти...
План конспект открытого урока "Осень в музыке и живописи". Презентация к уроку "Осень в музыке и живописи".
Дорогие читатели перед вами план коспект открытого урока, который проводиться совместно с музыкальным и художественным отделением. "Осень в музыке и живописи" можно посмотреть как и в виде презентации...
Урок музыки в 6 классе. Тема четверти: «В чём сила музыки?» Тема урока: Стилевые особенности музыки В. Моцарта 6 класс
Конспект урока на основе применения проблемно-исследовательского метода, который является неотъемлемой составляющей технологии творческого междисциплинарного обучения. Технология творческого междисц...
Открытый урок по слушанию музыки в 3 классе. Тема: "Фактура и её виды"
В русле изучения средств музыкальной выразительности на уроках слушания музыки в 3 классе ДШИ, изучается фактура и её виды. Данная разработка содержит подробный план урока и вспомогательный материал в...