Открытый урок по музыке
план-конспект урока по музыке (5 класс)

Царева Наталья Валентиновна

Для учителей музыки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_muzyka_5_klass.doc77.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Новоуренская  средняя школа

Тема открытого урока:

«Писатели и поэты о музыке и музыкантах.

Ты, Моцарт, Бог, и сам того не знаешь...»

5 класс

                                                                                       Составитель: Н.В. Царева

                                                                                  учитель высшей                                                                                          квалификационной категории

Учебный предмет: « Музыка»

Тема урока: «Писатели и поэты о музыке и музыкантах.

«Ты, Моцарт, Бог, и сам того не знаешь...»

Тип урока: урок открытия  новых знаний. Музыкальный салон. 

Вид урока: комплексный , беседа, соревнование.

Цель: обогатить представление учащихся о жизни и творчестве великого австрийского композитора В.А. Моцарта . 

Задачи:  

Личностные: воспитание эстетических ценностей и чувств.

  Метапредметные: формирование знаний об этапах жизни и творчества. В.А. Моцарта.

 Предметные: развитие развитие общих музыкальных способностей, творческого мышления. Самостоятельно работать втворческих тетрадях.Самостоятельно подбирать сходные и контрастные  литературные произведения к изучаемой музыке.

Методы: Деятельностный

Наглядный

Практический

Словесный (беседа, рассказ, пояснение)

Объяснительно- иллюстративный

Структура:

1.Организационный  момент

2. Мотивация знаний

    В.А. Моцарт «Маленькая ночная серенада» - слушание.

3. Актуализация знаний

    Шопен « Вальс»

4. Целеполагание

    В.А.Моцарт «Фантазия ре минор» - слушание, фрагмент,

5.Открытие нового знания.

   «История написания «Реквиема» - просмотр презентации.

   В.А. Моцарт «Laqrimosa» - слушание, работа с карточками.

   В.А. Моцарт «Diesire» - слушание, работа  с карточками.

6.    Включение знаний в систему новых знаний

       Моцарт « Колыбельная»,Вариации на тему народной песни.

7.    Итог: Самооценка своей работы в парах, в целом на уроке.

8.    Домашнее задание

Оборудование:  КП, проектор, DVD-проигрыватель, CD-диски.

Наглядности  - портрет композитора;иллюстрации ; нотные сборники автора.

Технологическая карта урока, реализующего ФГОС

(Урок «открытия» нового знания (изучения нового материала))

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет - музыка

Класс  - 5

Тема урока – «Ты,  Моцарт Бог и сам того не знаешь… »

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Давать определение и грамотно использовать терминологию.

Выявлять и узнавать характерные черты музыки Моцарта,

Выделять и формировать познавательную цель.

Строить речевые высказывания.

Оценивать собственную деятельность.

Участвовать в совместной коллективной деятельности.

Уметь аргументировать свою позицию

Развивать эмоционально – нравственную отзывчивость, слушая музыку Моцарта.

Понимать жизненное содержание музыки Моцарта.

Знать и уважать культуру другого народа.

Словарь урока: реквием, Лакримоза, Диес Ире, контраст, интонация

Ресурсы урока: мультимедиа презентация, учебники, терминологический словарь, листки самооценивания,

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этап урока (+время)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 этап. Организационный момент

1 мин.

Приветствие, настрой на урок, проверка готовности

Учебник, терминологический словарь, листки самооценивания.

2 этап.

Мотивация

4 мин.

Учитель обращает внимание на портрет Моцарта

В. Знаком ли вам человек, изображённый на портрете?

В:  Как называли Моцарта в 18 веке?

В:  А почему его так называли?

Ранее мы изучали творчество австрийского композитора в. А. Моцарта

В:   Как вы думаете, какая тема урока будет нами сегодня рассмотрена? Почему Моцарта Пушкин назвал Богом?

« Маленькая ночная серенада»  (слушание, работа с карточками по определению характера)

Учитель сравнивает ответы детей с правильной темой урока и формулирует её.

Ответы детей

О. «Чудом 18 века»

Ответы детей:

0.В  творчестве гения более 600 произведений разных жанров.

Ответы детей.

Главное - осознание возникшего интеллектуального затруднения, противоречия, дефицита знаний,

Общий итог этапа мотивации – формулирование учащимися предполагаемой темы урока.

3 этап. Актуализация знаний 5 мин.

Актуализация знаний при помощи проверки домашнего задания, которое было дано на предыдущем уроке

Озвучьте  интересные случаи из творческой биографии   Фридерика Шопена.

Муз. наследие:

В.Ребята!Какие вы произведения Ф.Шопена вы знаете?

Ответы детей

1.В 7лет первый концерт

2.В 12 за виртуозную игру назвали « варшавским чудом»

3.Привычка играть в темноте.только так приходило вдохновение.

4. мальчик придумал хитроумное приспособление, которое растягивало связки между пальцами для их растяжки
5. Прислуга считала Шопена сумасшедшим, а все потому, что мальчик имел привычку вскакивать с кровати и бежать к инструменту среди ночи т.к.ему снились видения умерших родственников.

6.Написал легкий, задорный вальс под названием «Опус №64» или, как его прозвали ученики Шопена, «Вальс маленькой собачки».

4 этап. 1 мин.

Целеполагание

и планирование

Мы уже много знаем о польском композиторе Фридерике Шопене, но сегодня на уроке мы расширим знания о зарубежных композиторах и сравним знания с творчеством гениального В.А.Моцарта, познакомимся с новым жанром и исполним фрагменты этого композитора.Итак,представим,что мы на машине времени перенеслись в 18 век. Моцарт «Фантазия» ре минор (слушание,чтение стихотворения)

5 этап. «Открытие» нового знания

(изучение новой темы)

15 мин.

Краткая биография моцарта. Слайды. Иллюстрации.

Откройте страницу учебника 45

Задание: Найдите определение реквиема и запишите его втетрадь, а так же прочитайте письмо Моцарта другу и найдите ключевую фразу.

Моцарт очень любил жизнь, но  не смог закончить свой реквием, за него это сделал его ученик Зюсмайер.

В:  А кто из писателей или поэтов в своём литературном произведении поведал о создании Реквиема Моцартом?  

Обратите внимание на портрет А. С. Пушкина. Откройте страницу учебника 46 и    прочитайте  по ролям отрывок из маленькой трагедии «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкина

В:  Какая главная мысль этого отрывка?

В:  Как вы думаете, какого характера музыка должна звучать в реквиеме?

А теперь сравним ваши ответы с прослушиванием двух фрагментов из реквиема и после прослушивания  сделаем сравнительный анализ  по группам: характеров, темпов, ритмов, можно использовать нотную графику в учебнике, а так же  разучим фрагменты этих частей.

1 Лакримоза –  означает «День исполненный слёз»

2. Диес Ире –  означает «День гнева»

Ответы детей: (А как прекрасна жизнь)

Ответы детей:

Чтение по ролям.

Ответы детей:

Ответы детей:

Дети прослушали, проанализировали музыку по группам и пропели фрагменты

6 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление)

7 мин.

У:   Музыка Моцарта имеет оздоровительный эффект, он называется «Эффект Моцарта». Учёные доказали, что если каждый день слушать музыку Моцарта 15 минут, то у человека повышается коэффициент интеллекта,улучшается настроение,наступает оздоровление от многих недугов.В современном мире мы очень часто слышим музыку австрийского композитора В. А. Моцарта на концертах памяти, на Дне Победы повсюду. В центре Зальцбурга на небольшой городской площади расположен памятник великому композитору, рассмотрите его на иддюстрации.Удивительно, но даже конфеты на родине Моцарта выпускают под его именем. До сих пор во всём мире поют Колыбельную песню, мелодию которой сочинил В. А. Моцарт. Я предлагаю  исполнить  эту замечательную музыку.

7 этап.

Рефлексия и оценивание

5мин.

Итак ребята, как и всегда наш путь лежал в прошлое, мы ещё раз перелистали биографию одного из самых знаменитых композиторов.

О чём говорили, что нового узнали? Достигли цели урока?

Подумать над самооценкой

– Оцените свою работу на уроке.

– По каким критериям будете оценивать себя?

(Оценить самих себя, используя карточки разного цвета. (лежат на столе).

- Кто четко определил для себя, что такое жанр «Реквием»-поднять руку вверх.

Кому необходимо поработать над понятием определения жанра « Реквием»-опустить руку вниз.

Ответы детей:

Положите перед собой листы самооценивания и заполните.

8 этап. Домашнее задание  3 мин.

Найдите музыкальные фрагменты произведений  Моцарта напишите в тетради афишу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Богатырская тема в музыке.Открытый урок по музыке 5 класс.

Предмет: музыка. Цель урока: Выявить какое эмоциональное воздействие оказывают на личность учащихся произведения музыки, изобразительного искусства, литературы. Тип урока: урок комплексного применения...

Сценарий открытого урока (предмет "Музыка") в 6-м классе "Протестное содержание музыкальных образов русской ROCK-музыки

Вниманию пользователей предлагается сценарий урока, созданного на основе педагогической технологии Л.П.Масловой....

Открытый урок по музыке 6 класс.Гармония. Что такое гармония в музыке.

Урок поможет  учащимся осознать и осмыслить, что значит музыкальная гармония. Урок способствует развитию эстетических чувств у школьников, приобщает к музыкальным ценностям на примере...

Открытый урок по музыке в 5 классе на тему "Картины природы в музыке"

Открытый урок по музыке в 5 классе на тему "Картины природы в музыке"...

Открытый урок по музыке «Музыка эпохи Возрождения» 7 класс

Открытый урок по музыке «Музыка эпохи Возрождения» 7 класс, разработанный в социо-игровой методике....

Открытый урок по музыке в 5 классе на тему:" Восток в русской музыке."

Восточная тема у русских композиторов 19 века....