«Проблемы реализации этнокультурного компонента на уроках музыки в школах республики Бурятия»
статья по музыке

Шатрова Светлана Геннадьевна

доклад на конференции

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etnokulturnyy_komponent_na_urokah_muzyki.docx17.51 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 В общеобразовательных школах этнокультурный компонент всегда входил в содержание уроков музыки в виде фрагментарного обращения к народным песням. В программе, созданной под руководством Д.Б. Кабалевского, в 4 классе содержание уроков музыки было целостно выстроено на этнокультурном принципе. В 1-й четверти, тема «Музыка моего народа», дети изучали родную культуру, жанры народной песни, связь народной музыки и композиторской.  В следующих четвертях постепенно расширялись границы и дети постигали музыку народов разных стран.

В современных программах по музыке уделяется большее внимание народной музыке, фольклору, духовным песнопениям. Вот лишь некоторые темы программы Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло», «О России петь, что стремиться в храм». Программа позволяет решить одну из актуальных задач современного образования и воспитания: обращение к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, формирование у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам, толерантности к иному образу жизни и стилю мышления.  

       Программы ориентированы на русскую культуру. Учителям музыки Бурятии приходится самостоятельно адаптировать их к местным условиям.

Мы знакомим детей с бурятскими народными инструментами, с их звучанием. Включаем в программу инструментальные и вокальные произведения бурятских композиторов, знакомим с исполнителями и творческими коллективами.

       И хотя у учителей музыки накоплен некоторый материал по музыкальной культуре Бурятии, но часто его недостаточно. Учителю требуется много времени и сил для поиска материала к уроку. Давно назрела необходимость в разработанном для общеобразовательной школы УМК по музыке Бурятии, с фонохрестоматией, видеоматериалами, с учебниками.

Чтобы показать детям всю красоту звучания народных инструментов, увлечь их, недостаточно просто показать инструмент на картинке и включить запись его звучания. Современным детям надо дать возможность рассмотреть инструмент, увидеть способы извлечения звука.  

Чтобы решить эту задачу несколько лет подряд я обращалась за помощью к оркестру бурятских народных инструментов театра «Байкал». Это были разные встречи: первый раз в школу приезжал небольшой ансамбль с концертом, в ходе которого музыканты знакомили со своими инструментами; на следующий год мы с четвероклассниками ездили на репетиции оркестра, которые сопровождались очень интересными беседами. Потом дети ходили на концерт оркестра. Это были замечательные встречи, ученики восторженно отзывались о них. Но у оркестра свои планы и не всегда они могут отвлекаться на такую работу с детьми.

 Еще один способ знакомства с инструментами – сотрудничество со школами искусств, привлечение учеников музыкальных школ, играющих на бурятских музыкальных инструментах. но и такая возможность есть не во всех школах и не во всех населенных пунктах. Поиск в интернете не всегда дает качественный результат.

 Поэтому учебное пособие по бурятским музыкальным инструментам очень бы помогло учителям в работе.

Учителя по-разному включают музыку композиторов Бурятии в программу. и здесь много интересных находок.

 Например Очирова Надежда Викторовна, учитель Алтайской школы Кяхтинского района на открытом уроке «Богатырская тема в искусстве», где звучала симфония №2 А.П.Бородина очень органично добавила в урок музыку из оперы «Энхэ-булат-батор». Дети сравнивали образы этих произведений, средства выразительности.

Кирпичникова Светлана Владимировна, учитель музыки гимназии №59 тему «О России петь, что стремиться в храм» расширила музыкой дацана.

Такие находки есть у многих учителей. Хотелось бы собрать и обобщить этот опыт. Для молодых учителей просто необходимы методические рекомендации по использованию музыки композиторов Бурятии на уроках.

        Если обратиться к фольклору народов нашей республики, то и здесь тоже большие сложности. Это музыка бурят, эвенков, семейских, казачества.

Учителю найти качественные записи фольклорных коллективов практически невозможно, хотя замечательных коллективов у нас много.

Для того, чтобы погрузиться в атмосферу народной культуры необходимо изучение народных обрядов, обычаев и традиций знакомство и исполнение потешек, игровых песен, частушек, разучивание с детьми элементов народного танца. Это разучивание ехора, хороводов, игр, в которых много импровизаций, например игра-хоровод «Бояре».

Реализация полученных знаний на уроках музыки происходит во внеурочной работе. Это организация праздников русской и бурятской культуры. Сагаалган, Масленница, когда песня становится частью действия, неразрывно связана с движением, с игрой.       

    Для более эффективной реализации этнокультурного компонента на уроках музыки учителям необходим УМК включающий:

- нотную хрестоматию вокальных и инструментальных произведений. желательно, чтобы нотный материал систематизирован по применяемым на уроках музыки темам, что существенно облегчает процесс подготовки педагогов-музыкантов к проведению занятий;

- фонохрестоматию;

- информацию по истории национальных праздников;

- информацию о композиторах Бурятии;

- информацию о бурятских народных инструментах;

- диски с видеозаписями;

- учебники для детей.

Предлагаю создать творческую группу по созданию УМК «Музыка Бурятии».  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация этнокультурного компонента содержания образования в гимназии №33 г.Улан-Удэ

В статье говорится о реализации этнокультурного компонента содержания образования в гимназии №33 города Улан-Удэ...

Проект победитель "Умная школа" республики Бурятия "Web-школа"

Аннотация к программе по информатизации «Web-школа»МОУ Таксимовская СОШ №3     Программа  рассчитана на 5 лет и включает в себя пять основных разделов:- расширение единого инф...

«Реализация этнокультурного компонента во внеклассной работе МОУ Барановской средней школы»

Последние годы современные умы бьются над созданием перечня мировоззренческих ценностей, цельной системы воспитания нравственности у детей, ибо не может быть ни прочной семьи, ни сильного государства,...

Инновационный подход к реализации этнокультурного компонента в образовательном процессе МОУ «СОШ №8» г.о. Саранск Республики Мордовия (из опыта работы учителя эрзянского языка Ледяйкиной Л. А.)

Инновационный подход к реализации этнокультурного компонента в образовательном процессе МОУ «СОШ №8» г.о. Саранск Республики Мордовия(из опыта работы учителя эрзянского языка Ледяйкиной Л. А.)Всем изв...

Презентация "Инновационный подход к реализации этнокультурного компонента в образовательном процессе " (из опыта работы учителя эрзянского языка Ледяйкиной Л. А.)

ЛедяйкинаЛюдмила Анатольевна,учитель эрзянского языкаТема:«Инновационный подход к реализации этнокультурного компонента в образовательном процессе МОУ «СОШ №8» г.о. Саранск Республики Мордовия» П...

Задачи с краеведческим материалом как средство реализации этнокультурного компонента в обучении математике

Изучение математики в органической связи с  окружающим, позволяют приобщить школьников к человеческой культуре в целом. Поиск, творческая деятельность позволяют сделать математическое содержание ...