Урок по музыке "Музыкальная география"
план-конспект урока по музыке (8 класс)

Хмелькова Галина Юрьевна

Конспект урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzykalnaya_geografiya_avtosohranennyy.doc174 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Открытый интегрированный урок по музыке

(музыка и география)

тема: «Музыкальная география»

7 класс

Учитель музыки   Хмелькова Г.Ю.

Учитель географии     Догузов В.А.

Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий.

Форма: интегрированный урок  музыки и географии.

Цель: обеспечить восприятие и первичное осмысление материала о особенностях географического положения некоторых стран Европы и Азии, о их историческом и культурном развитии, о влиянии особенностей культурного развития этих стран на творчество Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского, М.И. Глинки, Д.Б. Кабалевского.

Оборудование: Политическая карта Мира, атласы 7 класс, контурные карты "Страны Евразии", музыкальный центр для прослушивания отрывков из музыкальных произведений: "Индийский гость" (оперы  "Садко"), "Неаполитанский танец" (из балета «Лебединое озеро»),увертюра  "Арагонская хота", "Китайский танец (чай) (из балета "Щелкунчик"), "Вариации на тему народной японской песни "Вишня".

Ход урока

М: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас с вами необычный урок музыки  и географии.

М: На протяжении многих  уроков мы знакомились с творчеством русских композиторов и наблюдали как они в своих произведениях  отражали своеобразие природы и самобытность народов  стран Европы и Азии.  А на уроках географии вы убедились, что каждое государство имеет свои особенности, которые влияют не только на развитие хозяйства этих стран, но и на развитие музыкальной культуры.

Цель нашего урока - узнать в каких музыкальных произведениях русских композиторов нашли отражение особенности культурного развития стран Европы и Азии, и определить географическое положение некоторых стран Европы и Азии.

Новый материал урока предлагаю оформить в виде опорного конспекта в форме таблицы ( она уже имеется на ваших столах) , а потом вы перенесёте её в тетрадь, в раздел «Словарь».

- Итак, первое государство, о котором пойдет речь, вы должны определить по звучанию музыкального фрагмента

 (звучит «Индийский гость» из оперы «Садко» Н.А.Римского – Корсакова)

У: Индия

М: Какое произведение прозвучало и кто автор этого произведения?

У: Прозвучал фрагмент«Индийский гость» из оперы  «Садко» Н.А.Римского – Корсакова

М: Необычайно красивая, удивительная природа Индии, подсказала сюжеты народных индийских танцев. Индийский танец, песня и музыка не разделимы. Особенности индийской музыки повлияли на творчество Н.А. Римского-Корсакова, который создал оперу: "Садко". Это сказка в музыке. Обратите внимание, насколько точно русский композитор Римский-Корсаков отразил характер Индии в музыке.

- Ребята, а что вы  можете об этом композиторе?

У: Рассказ о Н.А.Римском -Корсакове

 Г: (информация о странах сообщается уч-ся, которые готовили опережающие задания).

- Республика Индия расположена в Южной Азии на полуострове Индостан (обозначьте на контурной карте границу государства). Омывается Аравийским морем, Бенгальским заливом Индийского океана. S=3 млн.300 т. км2, численность населения=1 млрд.95 млн. чел. - это второе государство в Мире по численности населения. Столица- город Дели (современное название Нью-Дели).

М: Следующее государство государство, о котором пойдет речь, вы тоже должны определить по звучанию музыкального фрагмента

(звучит «Неаполитанский танец» из балета «Лебединое озеро» П.И.Чайковского)

У: Италия

М: Какое произведение прозвучало и кто автор этого произведения?

У: Прозвучал фрагмент «Неаполитанский танец » из балета  «Лебединое озеро» П.И.Чайковского

- Путешествовал по Италии и русский композитор Петр Ильич Чайковский, который слышал много итальянских песен и танцев, но особое впечатление произвели серенады, которые он услышал в городе Неаполе. Особенности жанра неаполитанской песни нашли отражение в музыкальной пьесе П. И. Чайковского "Неаполитанский танец», которую он в дальнейшем вставит в балет «Лебединое озеро».  Обратите внимание, в запеве звучит песенная мелодия, а в припеве - живой, стремительный неаполитанский танец.

- Ребята, а что вы  можете об этом композиторе?

У: Рассказ о П.И.Чайковском

Г:  Италия располагается в Южной Европе в центре Средиземного моря. Занимает Апеннинский полуостров и острова: Сицилию и Сардинию (отметить на контурной карте и в таблице). S=301т. км2

Столица - г. Рим. Численность населения 58 млн. чел.

Среди крупных городов выделяют Милан и Неаполь. Для Италии характерна типичная средиземноморская погода: большое число солнечных дней, красивая природа, теплое море, обилие садов, виноградников. По производству вина Италия занимает первое место в Мире. Может по этой причине, может по другой, но итальянцы считаются самым музыкальным народом в Мире. И недаром,  даже 7 нот гармонии, были созданы в XI веке итальянским монахом Гвидо д' Ареццо. Италия- родина оперы. В Милане расположен один из старейших оперных театров Мира - "Ла Скала".

М: Эта  страна создала свои национальные инструменты, известные всему миру - гитара и кастаньеты - две пары деревянных пластин, соединенных попарно, которые крепятся на руку. Всему миру известны танцы - болеро и хота. Русский композитор Михаил Иванович Глинка путешествовал по этой стране  2 года. Когда он побывал в Арагонии - это область на северо-востоке этой страны, то впервые увидел народный танец - хоту, который исполняется под гитару и кастаньеты. После возвращения в заснеженную Россию, Глинка, вспоминая солнечную страну и танец хоту,  сочинил симфоническое произведение "Арагонская хота". Мы предлагаем вам послушать музыку веселого, зажигательного танца ,где  вы услышите звучание кастаньет и определить страну.

(звучит увертюра«Арагонская хота» М.И.Глинки)

У: Испания

У: Что такое – увертюра? Приведите примеры.

 - Рассказ о М.И.Глинки

Г:  Государство расположено на юго-западе Европы, занимает большую часть Пиренейского п-ва, (обозначить на контурной карте и записать в таблицу). Омывается водами Средиземного моря и Бискайского залива.S =505т. кмЧисленность населения=40,4 млн. чел. Столица- город Мадрид. Глава государства - король.

М: Следующее государство, о котором пойдет речь, вы тоже должны определить по звучанию музыкального фрагмента

(звучит «Китайский  танец»(чай) из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского)

У: Китай

М: Какое произведение прозвучало и кто автор этого произведения?

У: Прозвучал фрагмент «Китайский танец »(чай) из балета  «Щелкунчик» П.И.Чайковского

М: Особенность Китая - как родины чая в балете: "Щелкунчик" отразил П. И. Чайковский. Второе действие балета происходит в царстве сластей: шоколад, леденцы, кофе, чай. Каждая сладость показана танцем, который имеет свое название: арабский танец (кофе), испанский танец (шоколад), а китайский танец (чай) .Мы услышали  веселый, зажигательный танец, но он непривычен для нашего слуха, т.к. в китайской музыке не 7, а 5 нот.

Г:  Китайская народная республика (КНР). Государство в центральной и восточной Азии (обозначить на контурной карте и заполнить табл.). S=9млн 600т. кмЧисленность населения=1 млрд. 314 млн. чел. (1 место в мире). Столица-г. Пекин. Природа Китая разнообразна от хвойных лесов до пустынь. Наиболее благоприятно для выращивания сельскохозяйственных культур восточное побережье, где муссонный тип климата с обилием осадков. Урожай собирают 3 раза в год. Основная сельскохозяйственная культура - рис, чай. Китай - родина чая, его насчитывают около 400 сортов.

М: И последнее  государство, о котором пойдет речь, вы тоже должны определить по звучанию музыкального фрагмента

(звучат «Вариации на тему народной японской песни «Вишня»Д.Б.Кабалевского)

У: Япония

М: Какое произведение прозвучало и кто автор этого произведения?

У: прозвучали «Вариации на тему народной японской песни «Вишня» Д.Б.Кабалевского

Г:  Государство в восточной Азии. Расположено изолировано от материка на Японских островах в Тихом океане. Протянулся на 3000 км (обозначить на контурной карте и записать в табл.). S=372 тыс. кмЧисленность населения= 127 млн. чел. Столица-г. Токио. Глава государства - император. Природа Японии очень живописна. Особую привлекательность ей придают красивые берега с заливами и небольшими островами, покрытые лесами из разнообразных по составу деревьев: дуб, бук, красивоцветущих камелий и лавра. Японцы любят природу и заботливо охраняют её. Один из красивейших праздников Японии - это праздник цветения вишни (сакуры).

М: На таком празднике однажды побывал Дмитрий Борисович Кабалевский, он был восхищён красотой вишневых рощ и красотой народных песен. Д.Б. Кабалевский, после посещения Японии, сочинил для фортепиано вариации на тему японской народной песни "Вишня". Вы услышали, как изящна и грациозна японская музыка.

М: А сейчас я попрошу вас заполнить тест. Мы прослушаем ещё раз 5 музыкальных фрагментов, а ваша задача - определить из какого это музыкального произведения, кто его автор и указать название страны, чьи особенности оказали влияние на создание этого произведения.

Тест.
Ф.И._______________________

Фрагмент музыкального произведения

Автор музыкального произведения

Особенности какой страны оказали влияние на автора?

 

 

 

 

 

 

 

 

Что на уроке больше всего понравилось:_________________________________

Что было самым трудным:______________________________________________

Что осталось непонятным:______________________________________________

Спасибо за работу!

М: Домашнее задание - творческое! Нужно вспомнить и записать в тетрадь имена наиболее известных композиторов любых стран Европы или Азии и их музыкальные произведения.

Литература.

  1. Экономическая и социальная география мира : учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / В.П. Максаковский. - 16-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2008.
  2. Экономическая и социальная география мира : Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений /Ю.Н. гладкий, С.Б. Лавров.- 7-е изд.-М.: Просвещение, 2006.
  3. Новейший энциклопедический справочник. Страны мира / Авт.-сост. Д.О. Хвостова. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007.
  4. Большая энциклопедия эрудита. - М.:Махаон, 2004.
  5. Горячкина Т.В., Ярич И.Г. Страны Мира современный справочник, ООО "Дом Славянской книги", г. Москва, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (английский язык + география) «Обобщающий урок по географии материков и океанов»

Интеграция обеспечивает развитие навыков и умений иноязычной речевой деятельности; познавательных способностей учащихся через интеллектуальное и эмоциональное воздействие художественного произве...

Конспект урока - конференции по географии в 10 классе по теме: "Урбанизация". Презентация учителя к уроку.

Форма проведения урок - конференция с использованием игровой, ИКТ технологий и технологии проблемного обучения....

Интегрированный урок (химия и география) по теме "Химическая география" (8 класс)

Данный ресурс содержит конспект урока, презентацию, маршрутный лист....

интегрированный урок урок обществознания и географии "Глобальные проблемы современности"

Глобальные проблемы современности - совокупность социоприродных проблем. от решения которых зависит каким будет будущее на нашей планете, и будет ли оно вообще... Представленный интегрированный ...

Материалы к уроку обобщения по географии в 9 классе "Хозяйство Европейского Севера" (примерное содержание урока и презентация)

Урок обобщения по теме "Хозяйство Европейского Севера" направлен на формирование целостного представления о современном хозяйстве данного региона,  проблемах и перспективах его развития.Задачи ур...

Урок-игра по географии в 8 классе "География Амурской области"

Урок-игра «География Амурской области», 8 классКласс делится на 3 команды, выбирается жюри, баллы выставляются по количеству вопросов в каждом туре. Данный урок рассчитан на 40 минут, можно проводить ...

Интегрированный урок математики и географии по теме: « География и проценты».

Цели урока:Продолжить работу по формированию  умения решать задачи трех видов на проценты;Закрепить навыки действий с десятичными дробями, провери...