Опера - ведущий жанр музыки барокко
презентация к уроку по музыке
В данной презентации рассказана история возникновения оперы, элементы оперы, виды оперы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opera.ppt | 2.06 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое опера? История жанра Разновидности оперы Элементы оперы Содержание
Самый богатый и сложный жанр музыки -опера. Слово « орега » в переводе с итальянского буквально означает труд, сочинение. В этом музыкальном жанре слиты в единое целое поэзия и драматическое искусство, вокальная и инструментальная музыка, мимика, танцы, живопись, декорации и костюмы. Литературная основа оперы — либретто . Что такое опера?
В середине XVI века большой популярностью пользовались пасторали или пастушеские игры, в которых музыка ограничивалась хорами, в характере мотета или мадригала. В «Amfiparnasso» , Орацио Векки хоровое пение за сценой, в форме пятиголосного мадригала, служило для сопровождения игры актёров на сцене. Эта «Commedia armonica» была дана в первый раз при Моденском дворе в 1597 году.
Опера появилась в Италии, в мистериях, то есть духовных представлениях, в которых эпизодически вводимая музыка стояла на низкой ступени. Духовная комедия: «Обращение св. Павла» (1480), Беверини, представляет уже более серьёзный труд, в котором музыка сопровождала действие с начала до конца. История жанра Старинное здание оперы
В конце XVI века попытки ввести в такие сочинения одноголосное пение ( монодию ) вывели оперу на тот путь, на котором её развитие быстро пошло вперед. Авторы этих попыток называли свои музыкально-драматические произведения drama in musica или drama per musica ; название «опера» стало применяться к ним в первой половине XVII века. Позднее некоторые оперные композиторы, например Рихард Вагнер , опять вернулись к названию «музыкальная драма» . История жанра
Первый оперный театр для публичных представлений был открыт в 1637 году в Венеции; ранее опера служила только для придворных развлечений. Первой большой оперой можно считать «Эвридику» Джакопо Пери , исполненную в 1597. В Венеции со времени открытия публичных зрелищ в течение 65 лет появилось 7 театров; для них написано разными композиторами (числом до 40) 357 опер. Пионерами оперы были: в Германии — Генрих Шютц, во Франции — Камбер, в Англии — Пёрселл; в Испании первые оперы появились в начале XVIII столетия; в России Арайя первым написал оперу («Кефал и Прокрида») на самостоятельный русский текст (1755). Первая русская опера, написанная в русских нравах — «Танюша, или Счастливая встреча», музыка Ф. Г. Волкова (1756). История жанра Джакопо Пери
Исторически сложились определённые формы оперной музыки. При наличии некоторых общих закономерностей оперной драматургии все её компоненты в зависимости от типов оперы толкуются различно: большая опера ( opera seria — итал., tragédie lyrique , позднее grand-opéra — франц.), полукомическая ( semiseria ), комическая опера ( opera-buffa — итал., opéra-comique — франц., Spieloper — нем.), романтическая опера , на романтический сюжет. Разновидности оперы балладная опера semi-опера , полу-опера, опера "наполовину" ( semi - лат. наполовину) - форма английской барочной оперы, в которой сочетаются устная Драма (жанр)драма, вокальные мизансцены, танцы и симфонические произведения. Одним из приверженцев semi-оперы считается английский композитор Генри Пёрселл, опера-балет
В комической опере, немецкой и французской, между музыкальными номерами допускается диалог . Есть и серьёзные оперы, в которые вставлен диалог, напр. «Фиделио» Бетховена, «Медея» Керубини, «Волшебный стрелок» Вебера. Отпрыском комической оперы следует считать оперетту , которая получила особенное распространение во второй половине XIX века. Оперы для детског о исполнения (например, оперы Бенджамина Бриттена — «Маленький трубочист», «Ноев ковчег», оперы Льва Конова — «Король Матиуш Первый», «Асгард», «Гадкий утёнок», «Кокинвакасю»). Разновидности оперы
В состав оперного коллектива входят: солист , хор , оркестр , военный оркестр , орган . Оперные голоса : ( женские : сопрано, меццо-сопрано, контральто; мужские : контратенор, тенор, баритон, бас). Оперное произведение делится на акты , картины , сцены , номера . Перед актами бывает пролог , в конце оперы — эпилог . Части оперного произведения — речитативы , ариозо , песни , арии , дуэты , трио , квартеты , ансамбли и т. д. Из симфонических форм — увертюра , интродукция , антракты , пантомима , мелодрама , шествия , балетная музыка . Элементы оперы
Характеры героев наиболее полно раскрываются в сольных номерах (ария, ариозо, ариетта, каватина, монолог, баллада, песня). Различные функции в опере имеет речитатив — музыкально-интонационное и ритмическое воспроизведение человеческой речи. Нередко он связывает (сюжетно и в музыкальном отношении) отдельные законченные номера; часто является действенным фактором музыкальной драматургии. В некоторых жанрах оперы, преимущественно комедийных, вместо речитатива используется разговорная речь , обычно — в диалогах. Элементы оперы
Сценическому диалогу, сцене драматического спектакля в опере соответствует музыкальный ансамбль (дуэт, трио, квартет, квинтет и т. д.), специфика которого даёт возможность создавать конфликтные ситуации, показывать не только развитие действия, но и столкновение характеров, идей. Поэтому ансамбли зачастую появляются в кульминационных или заключительных моментах оперного действия. Элементы оперы
Хор в опере трактуется по-разному. Он может быть фоном, не связанным с основной сюжетной линией; иногда своеобразным комментатором происходящего; его художественные возможности позволяют показать монументальные картины народной жизни, выявить взаимоотношения героя и масс (например, роль хора в народных музыкальных драмах М. П. Мусоргского «Борис Годунов» и «Хованщина»). Элементы оперы Опера «Борис Годунов»
В музыкальной драматургии оперы большая роль отведена оркестру , симфонические средства выразительности служат более полному раскрытию образов. Опера включает также самостоятельные оркестровые эпизоды — увертюру , антракт (вступление к отдельным актам). Ещё один компонент оперного спектакля — балет , хореографические сцены, где пластические образы сочетаются с музыкальными. Элементы оперы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
музыка Барокко
развитие музыкального искусства в 17 веке...
Концерт музыки барокко в исполнении знаменитого контратенора Макса Эмануэля Ченчича на фестивале Earlymusic в Санкт-Петербурге 29.09.2013.
Лучше всего культуру эпохи барокко постигать через произведения этого времени. В Петербурге для этого есть уникальная возможность - особый фестиваль музыки (преимущественно барокко), который проходит ...
011. Конкурсные по МХК методическая разработка к уроку 13 по теме Музыка Барокко, Презентация, Тесты
Материалы, подготовленные к конкурсу по МХК (методическая разработка к уроку 13 по теме Музыка Барокко, Презентация, Тесты)...
014. Конкурсные по МХК методическая разработка к уроку 13 по теме Музыка Барокко, Презентация, Тесты
Материалы, подготовленные к конкурсу по МХК (методическая разработка к уроку 13 по теме Музыка Барокко, Презентация, Тесты)...
«Натюрморт, как ведущий жанр в преподавании изобразительной грамоты»
Натюрморт удобный объект для анализа. Вопрос «как сделано» здесь встаёт с наибольшей остротой – он, очевидно, волнует и художника, и наивного зрителя, и изощрённого ценителя. Обращаясь к методической ...
«Интервью – как один из ведущих жанров журналистики»
Цели: Совершенствовать знания и навыки составления и проведения интервью в ходе деловой игры.Развивать умения и навыки групповой работы.Способствовать формированию умения успешно действовать в с...
Музыка барокко Клаудио Монтеверди. Опера «Орфей». Арканджело Корелли. Concerto grosso «На рождественскую ночь» (УМК Емохоновой Л.Г., 11 класс)
Музыка бароккоКлаудио Монтеверди. Опера «Орфей». Арканджело Корелли.Concerto grosso «На рождественскую ночь»(УМК Емохоновой Л.Г., 11 класс)...