Музыка барокко Клаудио Монтеверди. Опера «Орфей». Арканджело Корелли. Concerto grosso «На рождественскую ночь» (УМК Емохоновой Л.Г., 11 класс)
план-конспект урока по мхк (11 класс)
Музыка барокко
Клаудио Монтеверди. Опера «Орфей». Арканджело Корелли.
Concerto grosso «На рождественскую ночь»
(УМК Емохоновой Л.Г., 11 класс)
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыка барокко
Клаудио Монтеверди. Опера «Орфей». Арканджело Корелли.
Concerto grosso «На рождественскую ночь»
(УМК Емохоновой Л.Г., 11 класс)
Тип урока: урок-созерцание.
Цели урока:
- Способствовать формированию новых знаний по предмету через работу над новым информационным материалом.
- Способствовать развитию критического мышления через приемы технологии.
УУД
Личностные: мотивировать интерес к изучаемой теме.
Предметные: закрепление основных знаний и получение новых в рамках дисциплинарных образовательных программ.
Коммуникативные: выбирать адекватные речевые конструкции в смысловом образовательном диалоге.
Оборудование: учебник, тетрадь, ПК, проектор, презентация.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания. Беседа по вопросам.
- Каково главное свойство стиля барокко в оформлении интерьеров? Для ответа на вопрос используйте иллюстрации из задания № 15 в рабочей тетради.
- Как гуманизм Рубенса проявляется в созданных им образах?
- В чем состоит кредо психологического реализма? Для ответа на вопрос используйте иллюстрации из задания № 16 в рабочей тетради.
- Новый материал урока.
- Вспоминают и кратко рассказывают о сюжете древнегреческого мифа об Орфее, событиях рождественской ночи и об отречении и раскаянии апостола Петра.
- Задание 1. Задание 2. (Приложение).
- Слушание музыкальных фрагментов из оперы «Орфей».
- Учитель расставляет акценты.
- Эстетика барокко и музыка. Эстетика барокко: пристрастие к движению, масштабности и аффектации, явно проявилась и в музыке. Мир, полный контрастов, противоречий, грандиозных страстей выражался при помощи мажора и минора. Мажор – аффект радость – тончайшие нюансы от пасторально-идиллического умиления до экстатического ликования. Минор – аффект печаль – от нежной грусти до трагического отчаяния. Новые музыкальные жанры (опера и инструментальная музыка, и модификацию уже известных, к примеру, пассионов) позволили отразить различные оттенки чувств.
- Оперное искусство Клаудио Монтеверди. Опера «Орфей».
- Инструментальная музыка Арканджело Корелли. Концерт «На рождественскую ночь».
- Светская и церковная музыка Иоганна Себастьяна Баха. «Страсти по Матфею».
- Выполнение задания 3, 4. (Приложение).
- Закрепление нового материала. Мини-опрос:
- Театрализация жизни в эпоху барокко привела к появлению музыкальных жанров. Каких?
- В чем заключается сходство музыки, архитектуры и живописи барокко?
- Назовите главное свойство стиля барокко.
- Назовите имена композиторов, живших в эпоху барокко и внесших особый вклад в мировую музыкальную культуру.
- Ваше впечатление от прослушанных музыкальных фрагментов. Аргументируйте свой ответ.
- Контроль. Меняются тетрадями, оценивают работу одноклассников.
- Рефлексия. Участвуют в обсуждении своих работ, работ одноклассников и всего урока.
- Домашнее задание. Выучить урок 13. Вопросы 1-2.
Приложения
Задание 1
- Прочтите текст
- Подчеркните главную, на ваш взгляд, мысль
- Запишите ее в тетрадь
- Напишите, были ли вы в театре «Новая опера», основателем которого был Е.Колобов
Что такое музыка: шелест травы, пение птиц, литература, живопись. Ведь бывает много-много нот, а музыки нет. А бывает отношение людей – музыка, и разговор тоже может быть музыкой. Если размышлять философски, то злость – это не музыка, добро и красота – музыка. Я не думаю, что красота всегда спасает мир. Все великое, что создано в музыке, в литературе, в живописи, что называется большим искусством, создано для того, чтобы утешить душу простого человека и напомнить ему, что он рожден для добра, света, праведных дел на благо нашей прекрасной Родины. Нормальный человек с чутким сердцем всегда будет тянуться к высокому…
Евгений Колобов из книги « Созвучие».
Евгений Владимирович Колобов( 1946 - 2003) - советский и российский дирижёр-симфонист, театральный деятель, основатель и художественный руководитель Московского театра «Новая опера».
Задание 2
- Внимательно посмотрите на работы двух художников. Перед вами работы Альбрехта Дюрера и Густава Моро. Одна из них была написана в 1494 году, вторая в 1864. Одна называется «Гибель Орфея», другая - «Смерть Орфея».
- Подпишите работы: Автор, название работы, год создания
Задание 3
- Прослушайте фрагмент оперы «Орфей» Монтеверди
- Какое впечатление на вас произвел отрывок из «Монолога музыки». Напишите 4-5 определений
- Почему, на ваш взгляд, Монтеверди сделал Музыку – персонажем своей оперы? Ответ запишите в тетрадь\
Справка
Драматическое содержание оперы Монтеверди передавал при помощи необычайно эмоциональной, цветистой, яркой мелодии, которую можно уподобить прихотливому барочному орнаменту. Визитной карточкой Орфея, к примеру. Служила песенная баллада, скорбь по умершей жене передавал одноголосый мадригал, сострадание друзей Орфея – хоровые мадригалы. При этом, соединив декламацию с пением, что стало впоследствии основой для арий и ариозо, Монтеверди добился необычайно выразительного сольного пения, определив его как stileconcitato – взволнованный стиль
Задание 4
- Прослушайте музыкальный фрагментАрканджелоКорелли «На Рождественскую ночь»
- Выпишите в тетрадь, как выразилось пристрастие барочной музыки к контрастам и масштабности. Для ответа на вопрос можно воспользоваться справочным материалом.
Справочный материал
- В жанре инструментальной музыки барочное пристрастие к контрастам и масштабности нашло выход в concertogrossoАрканджелоКорелли(1653-1713). Его композиция строилась на контрастах движения: от медленного темпа Largro (широко), Adagio (медленно), Andante(шагом), Allegro( весело), Presto( очень быстро), Vivace (живо). Медленное движение выражало ощущение покоя, величия, умиротворенности; быстрое ассоциировалось с неукротимой энергией, натиском.
- Одним из таких concertogrosso с чередованием музыки плавной, оживленной, торжественной, радостной, величавой, умиротворенной является концерт «На рождественскую ночь» (ок. 1713).Сoncertogrosso (итал. «большой концерт») – форма ансамблево-оркестровой музыкиXVII-XVIII вв.
- Невероятно живописное музыкальное «полотно» Корелли воссоздавало и бескрайнее бархатистое небо, раскинувшееся над спящей землей, и тишину святой ночи, и яркий свет Вифлеемской звезды, льющийся в пещеру, и экстатическое ликование ангелов, и боязливое благоговение пастухов, и мерную поступь верблюдов, на которых из далекой Персии привезли богатые дары волхвы
Мария и Иосиф пошли на перепись населения, объявленную кесарем Августом, в город своих предков – Вифлеем. Расположившись на ночлег в пещере, где пастухи прятали скот от дождя, Мария родила Младенца и, спеленав, положила его в ясли. В
В той стране, как рассказывает евангелист Лука, были в поле пастухи, сторожившие свое стадо. И вдруг явился Ангел и возвестил им радостную весть о рождении Спасителя, «который есть Христос Господь». И пастухи пошли поклониться Младенцу. Но не одни пастухи направились к нему. Ведомые Вифлеемской звездой, загоревшейся на небе в час рождения Иисуса, из далекой Персии шли поклониться Божественному младенцу волхвы – мудрецы-звездочеты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ф.М.Достоевский "Горести и радости рождественской ночи"
Презенация к уроку по рассказу Ф.М. Достоевского "Мальчик у Христа на ёлке" (Программа под редакцией Кутузова), составленная по методическому пособию к учебнику....
Горести и радости рождественской ночи. (Ф.М.Достоевский «Мальчик у Христа на елке»)
Урок внеклассного чтения для учащихся 5 - 6 классов. Урок по рассказу Ф.М. Достоевского "Мальчик у Христа на елке" составлен с использованием технологии развития критического мышления. В папке предста...
Горести и радости рождественской ночи
Урок внеклассного чтения в 6 классе по произведению Ф.М.Достоевского "Мальчик у Христа на ёлке"...
Н. Гоголь. Жизнь и творчество Н. В. Гоголя. Пейзаж рождественской ночи
Н. В. Гоголь.Жизнь и творчество Н. В. Гоголя по произведению "Ночь перед Рождеством "для 6 класса...
Опера - ведущий жанр музыки барокко
В данной презентации рассказана история возникновения оперы, элементы оперы, виды оперы....
Опера "Орфей и Эвридика"
Знакомство с оперным сюжетом, в основе которого лежит сюжет древнегреческого мифа....
Чудо Рождественской ночи (литературно-музыкальная композиция к рождественским чтениям).
Сценарий внеклассного мероприятия "Чудо Рождественской ночи"....