Развитие образного мышления (фрагмент урока)
план-конспект урока по музыке (6 класс)

Наволокин Сергей Васильевич

для работы молодому учителю

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fragment_uroka_opera_sadko.docx15.78 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Опера «Садко» Н.А. Римского-Корсакова.

У.: Голоса ночного леса, подводного мира оживают благодаря чудесному дару гусляра. Песня долетела до глубокого дна Ильмень–озера. Начались чудеса: всколыхнулось трость–дерево, стая лебедей обернулась красными девицами, а среди них Волхова – дочь царя морского. Очарованный Садко приближается к той, что краше всех. Он хочет знать, кто она, кто другие сестры-девицы. Но не отвечает на вопрос красавица, а только ласково благодарит гусляра за прекрасную грустную песню, что "долетела до глубокого дна Ильмень-озера" и покорила всех своей искренностью.

          1) Слушание сцены появления лебедей.

          2) Просмотр сцены появления лебедей.

По просьбе Волховы Садко заводит игровую песню «Заиграйте, мои гусельки». 

Слушание второй песни Садко «Заиграйте, мои гусельки». Просмотр видеоролика.

У.: Давайте мы разучим немного эту песню. Обратите внимание что главная мелодия песни многократно повторяется, но каждый раз появляется в новом оркестровом наряде. В награду за песню Волхова обещает Садко, что он поймает трех рыбок «золотое перо», которые принесут ему богатство и славу. И действительно все, что пообещала Волхова, сбылось. Теперь богат гусляр, и поет ему славу народ. Садко собирает дружину, снаряжает корабли и просит заморских гостей поведать про далекие края, чтобы знать ему, куда плыть.

Варяжский гость рассказывает про свою родину – туманный северный край.

У.: (Наигрываю первую фразу). Что можно сказать о характере музыки?            

Д.: Суровая, мужественная, величественная музыка.

У.: (Разучиваем мелодию, затем слушаем первый фрагмент “Песня Варяжского гостя”.)  Расскажите о музыке, используя словарь эмоций.      

Д.: Музыка   мощная, могучая, гордая.

У.: Как называется низкий мужской голос?

Д.: Бас.

У.: Чудеса и дивные богатства далекой Индии восхваляет гость Индийский (напеваю песню Индийского гостя).

Д.: Образ Индийского гостя  таинственный, завораживающий.

У.: (Разучиваем мелодию и слушаем второй фрагмент “Песня Индийского гостя”.)  Расскажите о музыке, используя словарь эмоций.

Д.: Музыка медленная, плавная, чарующая.

У.: Как называется высокий мужской голос?

Д.: Тенор.

У.: Город звонких песен, торговый город Веденец, что средь моря встал, воспевает Веденецкий гость. Определите характер музыки. Расскажите о песне, используя словарь эмоций.

Д.: Очаровательная, восхитительная, блестящая музыка.

У.: Мужской голос, исполняющий песню, называется?

Д.: Баритон.

У.: Какие музыкальные средства использовал Н.А. Римский-Корсаков для создания различных образов?

Д.: Темп, динамику, тембр, мелодию.

У.: В какую из этих стран вы бы посоветовали Садко плыть?

Д.: Мы бы посоветовали Садко плыть в Венецию.

         У.: Садко собрал дружину и отправился в путешествие. Двенадцать лет он по морю плавает, а дани царю морскому не платит. И вот он велит бросать с корабля в море бочки с красным золотом, чистым серебром и скатным жемчугом. Но не это, оказывается, нужно царю морскому. Нужен ему сам Садко. Спустился Садко на дно морское, развеселил всех своими песнями, и отдал морской царь в жены ему царевну Волхову. И снова помогает Волхова Садко, теперь вернуться на землю. В последней седьмой картине мы познакомимся еще с одной песней. На берегу Ильмень–озера спит Садко. Сквозь сон он слышит мелодию.

Звучит фрагмент из оперы «Садко» «Колыбельная Волховы». Просмотр видеоролика .

У.: Какую песню поёт наша героиня?

Д.: Мелодия очень медленная похожая на колыбельную, поет морская царевна, она фантастическая героиня.

У.: Фантастические переливы оркестровых красок дают понять чудесное происхождение героини. Конечно же, это колыбельная Волховы. Римский-Корсаков писал в своей летописи «Вариации колыбельной песни Волховы, прощание с Садко и исчезновение считаю одними из лучших страниц среди своей музыки фантастического содержания». «Тают силы морской царевны, она поет все медленнее, словно начинает расплываться, глуше звучит ее голос и тает в верхнем регистре. Затих на миг оркестр, а потом тихонько плавно зажурчали флейты и арфы, показывая, как утренний туман, в который обратилась Волхова, рекой разливается.

Развеялись волшебные чары подводного царства, весь новгородский люд приветствуют смелого Садко, который проложил путь Новгороду в страны заморские. Слышится торжественный трезвон колоколов, и вместе торжественно поют: «Морю синему слава, Волхове – реке слава!» 

У.: Как вы думаете, Садко реальный герой или выдуманный?

Д.: Реальный. Это опера – былина, поэтому здесь описываются реальные события, но добавлена сказка.

У.: Озеро Ильмень существует на самом деле и река Волхов есть. Как в жизни наших предков сочеталось реальное и таинственное, так и у Римского – Корсакова противопоставляются два образа, два мира. Но побеждает всегда реальное, человеческое начало, а фантастические образы, принявшие на какое–то время человеческий облик и соприкоснувшиеся с людьми, возвращаются вновь в природу, т.к. обречены на невозможность соединения с людьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья:"Системный подход в развитии образного мышления на уроках музыки"

Проблемы музыкального мышления в последние десятилетия стали предметом разнообразных исследований. Их авторы – психологи, философы, эстетики, музыковеды рассматривают художественные процессы как...

Презентация к моей статье:"Системный подход в развитии образного мышления на уроках музыки"

Материал посвящен шестой областной научно-практической конференции"Когнитивные педагогические технологии:логическое и образное"...

Развитие образного мышления на уроках фортепиано.

Проблемы музыкального мышления в последние десятилетия стали предметом разнообразных исследований. Их авторы – психологи, философы, эстетики, музыковеды рассматривают художественные процессы как...