"Музыка в театре, кино, на телевидении"
план-конспект урока по музыке (5 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_-_muzyka_v_teatre_kino_na_televidenii_avtosohranennyy.doc | 71.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок музыки в 5 классе
Тема: «Музыка в театре, кино и на телевидении».
Цель урока: Показать важное значение музыки в синтетических видах искусства – театре, кино и на телевидении, а также необходимость литературной основы пьесы, или кинофильма – сценария.
Задачи:
Направленные на достижения личностных результатов:
- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров;
- формирование целостного взгляда на мир, отношение к красоте;
- развитие вокально-хоровых навыков;
- развитие умения наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать свое отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой
Направленные на достижения метапредметных результатов:
- освоение способов решения проблем поискового характера в процессе восприятия музыки;
- размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
- проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;
- овладение логическими действиями сравнения, обобщения.
Направленные на достижения предметных результатов:
- знание жанров музыки (опера, балет);
- осознание значения музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении;
- умение эмоционально и осознанно относиться к музыке.
- сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов и заданий.
Тип урока: открытие новых знаний.
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, коллективная.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, видеопроектор, синтезатор.
Музыкальные произведения:
- Фрагмент из симфонической сюиты НА.Римского-Корсакого «Шехерезада».
- Балет «Щелкунчик» П.И. Чайковского.
- Е.Крылатов «Крылатые качели».
Видеофрагменты:
- Балет «Щелкунчик» П. Чайковский.
- Видеофрагмент из к/ф «Прибытие поезда».
- Видеофрагмент из к/ф «Обед».
- Видеофрагмент из к/ф «Приключения Электроника».
Ход урока:
- Организационный момент.
У: У. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в культпоход, а что мы посетим, я, думаю, вы догадаетесь сами. Слайд 1
2. Целеполагание и планирование
Внимание на экран! Отгадайте загадки. Слайд 2
Он работает играя. (Есть профессия такая!)
Он на сцене с давних пор.
Та профессия - (актер).
Слайд3
Он спектаклем заправляет,
Наизусть все сцены знает,
Учит он как роль играть.
Как профессию назвать? (режиссер)
Слайд 4
Пачку, пуанты надела Марина,
На сцену впорхнула, она - (балерина)
Слайд 5
Со звонком он в зал придет,
Место нужное займет.
Посмотрев спектакль хороший
Будет хлопать он в ладоши. (зритель)
Слайд 6
Есть у каждого в квартире
Он расскажет: что же в мире
Происходит каждый день.
Говорить ему не лень.
Папа смотрит там футбол
И кричит все время – «Гол!»,
Мама любит сериалы,
Что идут на всех каналах,
Ну, а я, - «Спокойной ночи»
И мультфильмы очень, очень! (телевизор)
У. Мы отгадали все загадки, и думаю, что вы догадались, о чем же пойдёт речь на нашемуроке?
Д. О театре, кино и телевидении.
У: Правильно, тема нашего урока – Музыка в театре, кино и на телевидении.
- Так как у нас урок музыки, что мы должны будем выяснить?
Д. Роль музыки в этих искусствах.
У. Конечно, мы должны будем выяснить, какую же роль играет музыка в этих синтезированных видах искусства.
У вас на столах лежит маршрутная карта нашего урока. Впишите в нее тему урока. А по ходу урока вы будете записывать туда новые слова, которые вы сегодня узнаете и названия произведений, которые сегодня прозвучат.
Слайд 7
Сегодня на уроке мы будем слушать много музыкальных фрагментов, учиться анализировать их, а также, узнаем новые слова, связанные с темой урока.
3 Актуализация знаний
Внимание на экран.
Звучит «Шехерезада» Н.А.Римского –Корсакова.
У. Знакома ли вам эта музыка?
Д. Да! Это симфоническая сюита «Шехерезада» Н.А.Римского –Корсакова.
У. О чем рассказывается в этом произведении? (Отеты)
У. В каком характере прозвучала музыка? Воспользуйтесь таблицей эмоциональных терминов.
Слайд 8.
Д. Шахриар – …
Шехерезада – …
Хорошо, молодцы!
У: Симфоническая сюита «Шехерезада» Н.А.Римского –Корсакова написана на основе литературного текста. Скажите, какое литературное произведение взял за основу Римский –Корсаков, чтобы написать «Шехерезаду»? (Сборник сказок «Тысяча и одна ночь») Композитора увлёк Восток, с его прихотливой фантастикой, образной речью, весёлой мудростью.
-Какое значение для постановки в театре музыкального произведения имеет литературный текст?
Д: В литературном тексе описываются все происходящие события, характеры героев.
У: А какова же здесь роль музыки?
Д: Она усиливает и подчёркивает основные характеристики главных героев текста.
У: Да, ведь многие музыкальные произведения возникли на основе литературных сочинений.
У: А как же называется литературный текст к опере и балету?
Д: Либретто.
У: Что в переводе означает слово либретто?
Д: Книжечка.
У: На предыдущих уроках мы знакомились с произведениями оперы и балета, и сейчас я предлагаю вам вспомнить определения этих жанров. Что же такое опера?
Д: Самый сложный вокальный жанр, в котором взаимодействуют музыка, литература, ИЗО и сценическое действие.
У: Кто даст определение балета?
Д: Балет –(французское ballo, буквально - танец).
Музыкально – хореографический спектакль, в котором органически сочетаются музыка, танец, драматическое действие и элементы изобразительного искусства.
У: На предыдущих уроках мы знакомились с произведениями оперы и балета, и сейчас я предлагаю выполнить вам задание. Посмотрите, пожалуйста на экран и назовите произведения и композиторов, которые их написали.
Слайды 11-13
Опера «Снегурочка» - Н.А. Римский –Корсаков.
Опера «Садко» - Н.А. Римский – Корсаков.
Балет «Щелкунчик» - П. И. Чайковский.
У: Молодцы, справились с заданием.
5.Открытие нового знания.
Видеофрагмент из балета «Щелкунчик». Фея Карабос. (3.13-4.20)
У: Давайте проанализируем музыкальный фрагмент.
Какая музыка звучала по характеру?
Д: Музыка взволнованная, грубая, предвещающая что - то недоброе.
У: Какое значение имеет музыка в этом музыкальном фрагменте?
Д: Дает характеристику героям, усиливает эмоциональное восприятие.
У: Вы обратили внимание на мимику артистов балета, с помощью которой они старались передать нам происходящее?! Как называется такое искусство?
Верно, пантомима. Благодаря мимике и жестам мы понимаем, что происходит на сцене.
Физминутка.
Сейчас мы поиграем в игру «Где мы были мы не скажем, а что делали - покажем».
Давайте сейчас представим себя артистами, которым необходимо с помощью пантомимы, т.е. мимики и жестов что-то объяснить окружающим. Каждый ряд сейчас получит свое задание, но прежде, нам нужно выбрать по 1 человеку от каждого ряда, чтобы потом проверить, насколько понятно вы смогли показать своих героев и где они находятся.
Для чистоты эксперимента я прошу кого-нибудь из гостей выйти на минутку с ребятами в коридор, пока мы подготовимся к заданиям.
Когда лети готовы входит водящий и говорит: «Расскажите, где вы были, что вы делали?» Дети отвечают: «Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем»
1 ряд – показывают оперу
2 ряд – показывает балет
3 ряд – показывает телевидение
-Молодцы! Скажите, ребята, если бы сейчас звучала музыка, вам было бы легче узнать, что происходило в классе или нет? (Ответы)
У: А если мы уберем музыку из оперы и балета, что станет с этими жанрами?
Д: Они просто не смогут существовать без музыки, потеряют свою красоту и выразительность.
У: Какое же место занимает музыка в этих жанрах, какова её роль?
Д: Музыка играет главную, основную роль!
У: Верно, молодцы!
У: Я думаю, что вы любите ходить в театр и знаете правила поведения в нем. Какие театры есть у нас в г. Санкт-Петербурге?
Д: Мариинсий театр, Михайловский театр, Александринский, Мюзик-холл, «Зазеркалье», Эрмитажный театр и др.
У: Но где же еще мы можем встретиться с музыкой, только ли в театре? А если у нас нет возможности посетить театр? Слайд 14
Д: Мы можем увидеть спектакль по телевизору или посмотреть кинофильм.
У: Ребята, кто из вас знает, как назывался первый фильм, и кто его создал?
- Братья Люмьер сняли первый в истории филь под названием «Прибытие поезда» Слайд 12
Видео «Прибытие поезда» (1896г)
-На заре кинематографа кино было немым. Кто-нибудь знает самого известного актера, комика того времени?
-Это был – Чарли Чаплин американский и английский киноактер, сценарист, композитор, кинорежиссёр, продюсер и монтажёр, универсальный мастер кинематографа. Слайд 13
Видеофрагмент фильма «Обед» с Чарли Чаплином (50 сек.-1.56. потом окончание -4.17.)
Т.к вначале кино было немым, и чтобы зрители могли ярче и глубже прочувствовать содержание фильма, для этого приглашали музыкантов тапёров, которые озвучивали фильмы музыкой. Иногда стучали по крышке инструмента, изображая падение какого либо предмета, свистели, скрипели. В студенческие годы тапёром подрабатывал в кинотеатре Д. Шостакович. В дальнейшем он стал писать музыку к кинофильмам. Слайд 14
У: Как вы думаете, нужен ли при создании кинофильма литературный текст? Мы знаем, что для оперы и балета это либретто, а для спектакля или кинофильма
необходим сценарий, который пишут режиссеры сценаристы. Слайд 15
Запишем в тетрадях: сценарий – литературный текст к спектаклю, кинофильму.
Сценарист – автор сценария для кинофильма, телесериала, мультфильма.
У: А какую же роль выполняет музыка в кинофильмах?
Д: Она дает характеристику герою, описывает события, предвещает о чем либо, настраивает зрителя на определенные моменты.
У: В кинофильмах можно услышать очень много песен, которые в дальнейшем становятся популярными и любимыми для зрителей.
У: Одной из таких песен стали «Крылатые качели» из кинофильма «Приключения электроника», музыку которой написал советский композитор Е. Крылатов. Давайте мы ее разучим. Слайд 16.
Видеофрагмент из кинофильма «Приключения Электроника» (2.35 мин.)
6. Вокально-хоровая работа.
Распевание.
- до-ре-ми-ре-до (вверх и вниз)
- до-ре-до-ре-до-ре-до-ре-до-о-о (вверх и вниз)
- ма-ми-я (вверх и вниз по Т 5/3)
- «Ярило»
Исполнение песни «Крылатые качели» Слайд 16. (текст)
У: Телевидение дает нам возможность услышать многообразие музыки.
В каких передачах мы встречаемся с музыкой? (Ответы)
Сейчас мы проверим, как внимательно вы слушаете музыку, когда смотрите телевизионные передачи.
Викторина.
Отгадывать мы будем по рядам. За каждый правильный ответ вы получите магнитик, который потом превратится в нотку, позже расскажу, как.
- Голос
- Ералаш
- КВН
- Кто хочет стать миллионером
- Новости
- Поле чудес
- Спокойной ночи, малыши
- Угадай мелодию
- Что? Где? Когда?
А теперь поставьте магнитики на нотный стан, и мы послушаем, что у вас получилось. Проиграть мелодию. (Начертить на доске нотный стан заранее)
7. Рефлексия и оценивание.
У: Итак, подведём итог нашего сегодняшнего урока! Чтобы лучше ответить на мои вопросы, можно пользоваться своими записями в маршрутном листе.
-Что нового узнали?
-С какими определениями мы познакомились?
- Какой же вывод мы можем сделать из того, о чем мы говорили на уроке?
Д: Без музыки не обойтись ни в театре, ни в кино, ни на телевидении.
Музыка играет различные роли:
1.служит музыкальной характеристикой героев,
2. создает атмосферу действия,
3.показывает авторское отношение к событиям и действующим лицам,
4.создает национальный колорит,
5. делает популярными произведения композиторов,
6. показывает мастерство певцов и музыкантов.
Оцените свою работу на уроке:
Что мне понравилось на уроке?
Было интересно…
Я не знал… теперь я знаю
Меня удивило…
У меня получилось…
Моё настроение…
У.: Наш урок подошел к концу. Вы очень хорошо работали и получаете положительные оценки.
Д/З: Записать в тетрадь названия любимых песен их мульт и кинофильмов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок музыки по ФГОС в 5 классе "Музыка в театре, кино и на телевидении".
Цель урока: Показать важное значение музыки в синтетических видах искусства – театре, кино и на телевидении, а также необходимость литературной основы пьесы, или кинофильма – сценари...
5 класс. Музыка в театре, кино, на телевидении
Презентация к уроку музыки в 5 классе. Тема "Музыка в театре, кино, на телевидении. Для урока частично использовался конспект учителя музыки Бобякиной Оксаны Анатольевны.Музыкальный материал: Пес...
открытый урок по теме"Музыка в театре, кино, на телевидении"
Цель этого урока-показать важное значение музыки в синтетических видах искусства-театре, кино, на телевидении, а также необходимость литературной основы пьесы, или кинофильма-сценария......
Открытый урок в 5 классе "Музыка в театре, кино, на телевидении" в рамках районного конкурса "Мой лучший урок"
Цели урока:Образовательные:Сформировать у учащихся представление о специфической роли музыки в спектакле, художественном, документальном и мультипликационном фильме; роли литературного сценария.Развив...
Урок музыки (технологическая карта) 5 класс. "Музыка в театре, кино, на телевидении"
Урок музыки (технологическая карта) 5 класс. "Музыка в театре, кино, на телевидении"...
Конспект урока музыки в 5 классе "Музыка в театре, кино и на телевидении"
по программе ФГОС...
Конспект урока музыки «Музыка в театре, кино и на телевидении», 5 класс.
Цель урока: Показать важное значение музыки в синтетических видах искусства – театре, кино и на телевидении, а также необходимость литературной основы пьесы, или кинофильма – с...