Методический материал к уроку музыка
учебно-методический материал по музыке (5, 6, 7, 8 класс)
В помощь учителю музыки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravila_peniya_i_slushaniya_muzyki.doc | 29.5 КБ |
algoritm_slushaniya_muzyki.doc | 34 КБ |
slovar_esteticheskih_emotsiy.doc | 76.5 КБ |
sredstva_muzykalnoy_vyrazitelnosti.doc | 35 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Правила пения
- Помните, что при пении лучше всего стоять. Стойте или сидите прямо, разверните плечи, руки опустите, голову держите свободно, смотрите на учителя.
- Следите за своим дыханием. Перед пением вдохните бесшумно. Выдыхайте (при пении) медленно и осторожно, как бы выдувая через соломинку мыльный пузырь. Учитесь распределять дыхание на всю музыкальную фразу. Не прерывайте слова дыханием.
- Слова в песне имеют большое значение. Когда поёте, следите за тем, чтобы рот открывался свободно, губы были подвижными, крепкими (не вялыми). Произносите слова песни ясно, чётко и выразительно.
- Гласные в пении тяните, согласные произносите быстро и чётко.
- Пойте спокойно, слушайте друг друга, подстраивайте свой голос к голосам товарищей.
- Помните, что характер исполнения песни должен соответствовать композиторскому замыслу и содержанию песни.
Правила слушания музыки
- Внимательно, не отвлекаясь, слушать произведение с начала до конца.
- Постараться определить характер произведения, понять, что выражает и изображает музыка.
- Если это вокальное или хоровое произведение, проследить, как связаны словесный текст, мелодия и аккомпанемент.
- В инструментальном произведении определить его характер и средства музыкальной выразительности.
- Знакомиться с музыкой не только на уроках в школе, но так же по телевидению, на концертах в записи.
- Стараться запомнить понравившееся произведение, для этого рекомендуется вести «Дневник музыкальных впечатлений».
- Стараться запоминать звучание различных музыкальных инструментов.
- Читать книги о музыке, композиторах, исполнителях.
- Всегда помнить о том, что – чем внимательнее вы слушаете музыку, тем интереснее и понятнее она для вас будет.
Предварительный просмотр:
Алгоритм слушания музыки.
План анализа музыкального произведения:
- Выявление главного настроения.
- Какие чувства передаются в музыке?
- Испытал ли ты их или просто бесстрастно зарегистрировал?
- Какие эпизоды понравились тебе больше всего?
- Определение средств музыкальной выразительности.
- Развитие художественного образа (умение следить за развитием образа предполагает умение слушателя передать словами то, что он слышит). Помогает поиск своего названия к произведению, использование произведений других видов искусства со сходными эмоциональными состояниями.
- Как это произведение начинается?
- Какой характер имеет мелодия и другие средства музыкальной выразительности?
- Какой образ возникает в твоём сознании?
- Как он дальше развивается: плавно, постепенно или с резкими контрастами?
- К чему привело это развитие?
- Как заканчивается это произведение?
- Постижение главной идеи произведения.
- Как ты думаешь, для чего автор создал это произведение?
- Какая основная мысль владела им в процессе его создания?
- Что он хотел сказать людям своей музыкой?
- Почему композитор назвал произведение именно так?
- Как можно было бы передать главную мысль произведения каким-нибудь афоризмом, строчкой стихотворения, образным сравнением?
- Личностный подход к произведению.
- Какие события из твоей жизни напоминает тебе эта музыка?
- Какие воспоминания и надежды она пробуждает?
- Что бы тебе захотелось сделать, прослушав эту музыку?
Предварительный просмотр:
Словарь эстетических эмоций, в музыке, как признаки характера звучания
В. Ражников
Радостно | Торжественно | ||||||
Весело Празднично Приподнято Звонко Звучно Блестяще Искрясь Бодро Игриво Бойко Легко | Проворно Живо Полётно Задорно Ослепительно Ловко Юрко Ярко Лучисто Лучезарно Феерично | Величественно Триумфально Победно Призывно Величаво Ликующе Восторженно Пышно Помпезно | Шумно Грандиозно Значительно Роскошно Эффектно Открыто Церемонно Жизнеутверждающе Оптимистично | ||||
Энергично | Таинственно | ||||||
Мужественно Решительно Смело Сильно Твёрдо Гордо Уверенно С достоинством Неотступно Настойчиво | Неукротимо Неумолимо Отважно Маршеобразно Напористо Независимо Необратимо Непокорно Самозабвенно | Вкрадчиво Странно Причудливо Фантастически Загадочно Отстранённо Интригующе Призрачно Неявно | Скрытно Экзотично Замысловато Затаённо Мистически Колдовски Лунатически Обворожено | ||||
Шутливо | Раздражённо | ||||||
Затейливо Ребячась Пикантно Иронически Саркастически Шутовски Пародируя Надменно Язвительно Парадоксально Забавно | Издевательски Паясничая Ехидно Колко Шаловливо Юмористически Взбалмошно Ершисто Каверзно Легкомысленно Лукаво | Остервенело Рассерженно Негодующе Резко Грубо Гневно Яростно Бешено Жёстко Сердито Неистово Свирепо Дьявольски | Невменяемо Агрессивно Безудержно Безжалостно Жестоко Злостно Истерично Нещадно Страшно Ужасно Беспощадно Злобно Люто | ||||
Дерзко | Сумрачно | ||||||
Бесцеремонно Беспардонно Вызывающе Нахально Нагло Нескромно Назойливо | Навязчиво Надоедливо Беспутно Вероломно Несуразно Неприязненно | Завуалировано Пасмурно Хмуро Угрюмо Мрачно Скрыто Глухо | Тоскливо Приглушённо Блекло Расплывчато Маскируясь Насуплено Непроницаемо | ||||
Страстно | Элегантно | ||||||
Порывисто Горячо Пылко Бурно Кипуче Пламенно Ревностно Накалено | Стремительно Нетерпеливо Азартно Буйно Жгуче Фанатично Мятежно | Изящно Галантно Утончённо Манерно Грациозно Изощрённо Ажурно Изнеженно | Деликатно Изысканно Капризно Экстравагантно Обворожительно Хрупко Щепетильно Вычурно | ||||
Поэтично | Нежно | ||||||
Возвышенно Мечтательно Одухотворённо Сердечно Задумчиво Трепетно Душевно | Напевно Окрылено Проникновенно Пленительно Чарующе Лирично Заворожено | Ласково Любовно Радушно Мягко Благородно Трогательно Приветливо | Любезно Почтительно Приятно Беззлобно Доверчиво Лелея Мило | ||||
Масштабно | Взволнованно | ||||||
Широко Размашисто Наполнено Объёмно Ёмко | Пространно Весомо Огромно Бесконечно Набатно | Обеспокоенно Тревожно Будоражащее Щемящее Трепеща | Лихорадочно С отчаянием Раскаявшись Маясь Надломано | ||||
Грозно | С бравадой | ||||||
Драматично Трагично | Зловеще Траурно | Бесшабашно Высокомерно | Напыщенно Заносчиво Амбициозно | ||||
Сосредоточенно | Изнеженно | ||||||
Сдержанно Степенно Размеренно Обстоятельно | Солидно Серьёзно Строго Чинно | С желанием Томно Млея | Чувственно Мелодраматически Сентиментально | ||||
Сонливо | Беспечно | ||||||
Дремотно Вяло Обессилено Лениво | Измождено Расслабленно Безвольно Безжизненно Онемело | Безразлично Бесстрастно Отстранённо Отвлечённо Равнодушно | Опусташённо Отрешённо Отчуждённо Рассеянно | ||||
Элегично | Набожно | ||||||
Задумчиво Меланхолически Уныло Грустно Печально Жалобно | Жалостливо Тоскливо Горестно Скорбно Плача Тягостно | Благоговейно Религиозно Исповедуя Благостно Медлительно | Милосердно Покаянно Смиренно Молитвенно Праведно | ||||
Тяжело | Властно | ||||||
Безутешно Безысходно Увесисто Грузно Громоздко Массивно Монументально | Мощно Неуклюже Угловато Напряжённо Натружено Тягуче Насыщенно Неловко | Авторитетно Воинственно Сурово Твёрдо Чеканно Повелительно Волево | Магически Могущественно Незыблемо Ораторски Деспотично Царственно | ||||
Спокойно | Робко | Аскетично | |||||
Мирно Безмятежно Добродушно Просто Наивно Непринуждённо Светло Блаженно Неприхотливо | Простодушно Прозрачно Раскрепощёно Раскованно Созерцательно Беззаботно Доброжелательно Невозмутимо Покорно | Застенчиво Смущённо Стыдливо Осторожно Стеснительно Боязливо Пугливо Растерянно По-детски | Абстрактно Рассудочно Рефлексивно Бесчувственно Рефлексивно Надуманно Механически |
Предварительный просмотр:
Средства музыкальной выразительности (СМВ)
СМВ | Значение | Разновидность | |
1 | Мелодия | Одноголосно выраженная музыкальная мысль | |
2 | Лад | Взаимосвязь звуков между собой | Мажор, минор |
3 | Регистр | Размещение звуков | Высокий, низкий, средний |
4 | Ритм | Последовательность длительностей звуков. | Ровный, пунктирный |
5 | Звуковедение | Штрих | Отрывисто, связно, отчётливо |
6 | Тембр | Окраска звука | Звонкий, глухой, мягкий, резкий |
7 | Темп | Движение музыки | Очень быстро, быстро, умеренно спокойно, медленно, очень медленно |
8 | Динамика | Громкость звука | Очень громко (ff), громко (f), вполголоса (mf), тихо (p), очень тихо (pp). |
9 | Форма | Построение музыкального произведения | 1-частная, 2-х частная (АВ), 3-х частная (АВА), рондо (АСАСА), вариации. |
10 | Аккомпане-мент | Сопровождение | Оркестровое, инструментальное, вокальное. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический материал к уроку музыки в 5 классе по теме: "Образ моря в музыке и изобразительном искусстве"
Данный материал идет как сопровождение к уроку музыки в 5 классе. во втором полугодии по теме: Образ моря в музыке и изобразительтном искусстве". презентация содержит картины художника-мариниста...
Методический материал к уроку музыки в пятом классе
Презентация к уроку музыки в 5 классе "Тайна скрипки"...
Учебно-методический материал к уроку музыки.1 класс. 2 четверть. Тема "Оркестр русских народных инструментов". Программа В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Здесь представлена технологическая карта урока музыки в 1 классе. 2 четверть. Тема "Оркестр русских народных инструментов". Данный материал ориентирован на работу с учебником "1 класс. ...
Учебно-методический материал к уроку музыки. 3 класс. 4 четверть. Тема "Легко ли быть музыкальным исполнителем?" Программа В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Здесь представлена технологическая карта, презентация и аудио-файлы к уроку музыки в 3 классе. 4 четверть. Тема "Легко ли быть музыкальным исполнителем?" Данный материал ориентир...
Учебно-методический материал к уроку музыки.4 класс. 4 четверть. Тема "Симфонический оркестр". Программа В.В. Алеев.
Здесь представлена технологическая карта. презентация, аудио-файлы к уроку музыки в 4 классе. 4 четверть. Тема "Симфонический оркестр". Данный материал ориентирован на работу с учебник...
Учебно-методический материал к уроку музыки.6 класс. 2 четверть. Тема "Диалог метра и ритма". Программа В.В. Алеев.
Здесь представлена технологическая карта, презентация и аудио- файлы к уроку музыки в 6 классе. 2 четверть. Тема "Диалог метра и ритма". Данный материал ориентирован на работу с учебни...
Методический материал к уроку музыка
В помощь учителю музыки...