Фольклор как средство воспитания и развития детей
статья по музыке
Сурнина Татьяна Анатольевна, учитель музыки
ГБОУ СОШ №6 Василеостровского района Санкт-Петербурга.
Педагогический стаж 25 лет
Фольклор, как средство эмоционального воспитания и развития детей
В современных семьях появился интерес к своим корням, что выражается в традициях, связанных с экскурсом в родословную своей семьи. Начинать приобщение к культуре надо с представлений об окружающем мире. Народ – единственный и неиссякаемый источник духовных ценностей. Сколько детских сказок, загадок, поговорок в народном творчестве! Все они преследуют определенные воспитательные цели. Погружение детей в традиционную фольклорную среду – один из факторов воспитания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
folklor_kak_sredstvo_emotsionalnogo_vospitaniya_i_razvitiya_detei.doc | 45 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Сурнина Татьяна Анатольевна, учитель музыки
ГБОУ СОШ №6 Василеостровского района Санкт-Петербурга.
Педагогический стаж 25 лет
Фольклор, как средство эмоционального воспитания и развития детей
В современных семьях появился интерес к своим корням, что выражается в традициях, связанных с экскурсом в родословную своей семьи. Начинать приобщение к культуре надо с представлений об окружающем мире. Народ – единственный и неиссякаемый источник духовных ценностей. Сколько детских сказок, загадок, поговорок в народном творчестве! Все они преследуют определенные воспитательные цели. Погружение детей в традиционную фольклорную среду – один из факторов воспитания
Что же относится к детскому фольклору?
Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.
Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).
Заклички – обращение к явлениям природы (солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).
Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
Скороговорки и чистоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.
Прибаутки, шутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.
Без этих веселых стишков ребенок никогда не овладеет своим родным языком в совершенстве, формирование культурно-гигиенических навыков превратится в скучное безрадостное выполнение указаний взрослого, выполнение каких – то движений е вызывает интереса радости, желание повторить еще и еще.
Колыбельные – народный фольклор сопровождает жизнь малыша с самых первых дней появления на свет. Самыми первыми произведениями фольклора, с которыми знакомится ребенок, являются колыбельные песни. Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они на ряду с другими жанрами заключает в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей и образное восприятие.
Поэтому, использование фольклора имеет огромное значение в жизни ребёнка.
Дошкольный и младший школьный возраст - особый период детства, которому свойственна эмоциональность, развитое образное мышление, творческое воображение, он является сензитивным для физического, психического, личностного развития детей, что во многом предопределяет будущий облик человека и в то же время становится исключительно благоприятным фактором для взаимодействия со сверстниками и взрослыми. В нем различаются два переходных (кризисных) периода: из раннего детства в дошкольный возраст (кризис 3 лет); из детского сада в школу (кризис 7 лет), который характеризуется сменой ведущего вида деятельности (на смену игре приходит учебная деятельность), переживанием нового социального статуса ребенка-школьника. Переход из детского сада в школу часто нарушает саму «природу детства» (Д.Б. Эльконин): в период формирования базовых качеств личности в детском саду наблюдается перегрузка детей, объясняемая необходимостью подготовки их к школе. Отсюда соблюдение преемственности в воспитании, снятие и преодоление трудностей адаптационного периода становится важнейшей задачей педагогов. В решении этой задачи большая роль определена детскому фольклору как самому естественному и органичному средству воспитания, научению жизни, важному фактору социализации ребенка.
Фольклор, сопровождая жизнь ребенка, способствует гармоничному вхождению в последующий возрастной этап бесконфликтно, так как он сообразен самой природе образного мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста. Применение детского фольклора в воспитании способствует установлению педагогической преемственности между различными этапами развития (дошкольники — младшие школьники), создает перспективу для развития личности ребенка с опорой на предыдущий опыт и знания. Детский фольклор как испытанное средство народной педагогики является надежным механизмом природосообразного воспитания. Устное народное творчество, в целом народное искусство, есть та же природа, но рожденная человеком (человек — дитя природы), его способностью видеть, слышать, чувствовать в природе целесообразную красоту и гармонию. Психологически, физиологически, природно ребенок расположен к фольклору как способу, позволяющему ему со всей полнотой погружаться в жизнь, во все ее проявления.
Эмоциональное состояние у детей предполагает уровень развития высших чувств и формирование эмоциональных свойств личности. Одним из основных условий нормального развития ребенка является своевременное и полноценное формирование его эмоциональной сферы. Чувства и эмоции у младших дошкольников преобладают над всеми сторонами жизни ребенка, придавая им окраску и выразительность.
Эмоции, которые ребенок чаще все испытывает и проявляет, оказывают влияние на успешность его взаимодействия с окружающими людьми, и, как следствие, на успешность его социального развития. Формирование эмоций и чувств осуществляется во время взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками.
Фольклор является одним из понятных и доступных средств развития эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста. Он обладает огромными воспитательными возможностями: фольклор может удовлетворить любые интересы детей, так как его тематика не ограничена. Систематическое и целенаправленное использование фольклорных произведений в детском саду и школе дает возможность заложить основу физического благополучия ребенка, которое определяет успешность его общего развития в дошкольный период детства.
Общение с фольклором облагораживает ребёнка, делает его мягким, чутким, добрым, мудрым. В работе на основе народных традиций ребёнок раскрывается как цветок. И родители, видя работу педагога , начинают интересоваться народным творчеством, замечая изменения в своём ребёнке. Фольклор всегда самобытен и современен. Именно по этой причине он сохранил свою воспитательную функцию и в настоящее время,
Одним из главных элементов устного народного творчества является ПЕСНЯ, сопровождающая человека всю его жизнь — в труде, на празднике, в быту. В песнях воспеваются трудовые и героические подвиги народа, красота природы, приветствуется доброта, высмеиваются недостатки. Песни воспитывают музыкой и словом, нравственным содержанием.
С первыми народными песнями дети сталкиваются ещё в бессознательном возрасте, когда мама поёт им колыбельные. Становясь старше, через музыку они познают культуру своей страны. Именно в этот период первого знакомства происходит формирование музыкального вкуса, который с годами будет развиваться. Разучивать наизусть песню гораздо легче, чем стихи, она более образна, насыщена эмоциями. Когда малыш сам может повторить композицию, пора переходить к танцам. Для начала под музыку можно просто водить хороводы, поднимая и опуская руки, смыкая и размыкая круг. Со временем малышу можно предоставить больше свободы, чтобы он сам решал, как двигаться под музыку, опираясь на внутренние ощущения. И это – уже элемент творчества! И именно через музыкальные композиции может произойти первое знакомство ребёнка с шутками и юмором. Редко используемые в образовательном процессе частушки могут научить ребёнка понимать смешное. Главное при этом – правильный подбор «репертуара».
Интересен для восприятия вид детского фольклора – это сказки. Конечно, родители читают их детям ещё с того возраста, когда они не могут понять смысла истории и уловить нить повествования. Просто тембр голоса читающих мамы или папы успокаивает и помогает заснуть. Но со временем рассказываемые истории обретают смысл – дети не просто понимают сюжет сказки, но и запоминают его, а со временем по тому же принципу составляют собственные истории.
Сказка – это всегда демонстрация какой-то ситуации из жизни. Даже если сам малыш в неё ещё не попадал, он легко понимает, кто положительный герой, а кто – отрицательный, что зло всегда бывает наказано, а общение героев строится на основе некоторых правил. В иносказательной форме ребёнку рассказывают о нормах поведения и хорошего тона –основах морали и нравственности. Сказка дарит малышу веру в добро и справедливость, воспитывает, но без нравоучений. Той же цели служат поучительные пословицы: «любишь кататься, люби и саночки возить», «делу – время, потехе – час».
Фольклор в любом виде, будь то смешные потешки и прибаутки или сказки и поговорки, позволяет ребёнку ассоциировать себя с героями произведений. А герои эти – собирательный образ всего русского народа, передававшийся из поколения в поколение. Именно поэтому особо отмечали важность детского фольклора Максим Горький, Корней Чуковский и Самуил Маршак, выдающиеся отечественные педагоги и психологи. Читайте детям, вместе пойте и рассказывайте истории – это очень поможет в их воспитании.
Фольклор, как «кладезь народной мудрости» в силу своей эмоциональной насыщенности может оказать комплексное воздействие на картину мира ребенка, определяя толерантность в его отношениях с окружающими, стиль поведения.
Функции и воспитательный потенциал фольклора
1)фольклор способствует углублению знаний о народной духовной культуре в ее прошлом и настоящем. Фольклор знакомит с бытом, традициями, обычаями своего и «народа-соседа».
2)с помощью фольклора осуществляется усвоение нравственно-поведенческих культурных норм и ценностей.
3)с помощью фольклора возможно воспитание уважительного отношения как к культуре собственного этноса, так и толерантного отношения к другим этническим культурам.
4)фольклор способствует развитию эстетического вкуса. Ребенок чувствует красоту народной мысли, у него возникает потребность в общении с народом.
Эстетическая функция фольклора заключается в том, что он формирует у детей художественный вкус, вырабатывает умение ценить и понимать прекрасное, способствует формированию гармонически развитой личности.
Суть воспитательной функции заключается в том, что устное народное творчество, являясь средством народной педагогики, формирует качества человеческого характера. Пословицы, поговорки, сказки наполнены высоким моральным и нравственным смыслом и дают характерологические оценки личности с позиций «хорошо» и «плохо».
Фольклор развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное развитие, на его фантазию. Каждый жанр детского фольклора учит определённым нравственным нормам. Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передаётся из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребёнка. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Театр,как средство воспитания и развития творческих навыков у детей".
Методическая разработкао роли предметов художественно-эстетического циклана творческое развитие и становление личности ребёнка....
Игра как средство воспитания и развития детей
Обобщение педагогического опыта на конкурсе "Учитель года - 2012" в номинации "Классный руководитель"...
Русский фольклор как средство коррекции и развития речи детей с ОНР
На современном этапе одним из актуальных вопросов педагогики является поиск новых форм и методов коррекционного обучения детей. С повышением внимания к развитию личности ребенка связываетс...
Спортивная радиопеленгация как средство воспитания и развития подростка
Спортивная радиопеленгация является одним из технических и военно-прикладных видов спорта. Она наряду с другими видами радиоспорта имеет огромное значение в подготовке подростков к службе в рядах воор...
Социально-культурная деятельность как средство воспитания и развития личности трудных подростков
Социально-культурная деятельность как средство воспитания и развития личности трудных подростков....
Выступление на МО начальных классов и воспитателей по теме «Игра как средство воспитания и развития ребенка с ОВЗ»
Методический материал и варианты игр....