Выступление на МО начальных классов и воспитателей по теме «Игра как средство воспитания и развития ребенка с ОВЗ»
методическая разработка
Предварительный просмотр:
ОГКОУ «Приволжская школа- интернат»
Выступление
на методическом объединении начальных классов и воспитателей
«Игра как средство воспитания и развития ребенка с ОВЗ»
подготовила
педагог – психолог
Соловьева Н.А.
2018- 2019 учебный год
Важную роль в обучении, воспитании и развитии детей с ОВЗ имеет игровая деятельность. Одна из актуальных проблем современной педагогики – проблема воспитания способности детей к творчеству.
У детей с ОВЗ имеет место неравномерность формирования психических функций, при которых страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие. У таких детей повышенная истощаемость и в результате нее низкая работоспособность, незрелость эмоций, слабость воли, ограниченный запас общих сведений и представлений, бедный словарь, несформированность навыков интеллектуальной деятельности.
Для успешного обучения и воспитания этих детей необходимо пробудить их интерес к занятиям, мобилизовать их внимание и переключение с одного вида деятельности на другой, активизировать их деятельность через игры (познавательные, сюжетно-ролевые, подвижные, конструктивные, спортивные и др.).
Игра – понятие многогранное. Игра сейчас встаёт в строй самых насущных потребностей человека. Без неё невозможно нормальное развитие мозга и тела. Понять природу игры, её поразительный воспитательный потенциал – это понять природу счастливого детства. Детские игры воспитывают и развивают в ребёнке всё, что составляет богатство человеческой личности.
Игра – главная сфера общения детей; в ней расширяются проблемы межличностных отношений, совместимости, партнёрства, дружбы, товарищества. В игре познаётся и приобретается социальный опыт, взаимоотношения людей. Игра социальна по своей природе и непосредственному насыщению, являясь отражённой моделью поведения, проявления и развития сложных самоорганизующих систем, и практикой творческих решений, предпочтений, выборов свободного поведения ребёнка, сферой неповторимой человеческой активности.
Игра является одним из средств формирования способностей детей к творчеству. В игре проявляется потребность детей активно участвовать в окружающей жизни.
Игра – один из путей познания ими мира, действительности. В игре особенно ярко проявляются и формируются эмоции детей. Без интереса, переживаний, чувства удовлетворения, удовольствия нет игры. Как только пропадает интерес к игровому действию, разрушается и игра.
Игра – вид деятельности, который никогда не может строится на принуждении, обязательности.
Игры способствуют организации детского коллектива, созданию радостного, бодрого настроения.
Цель игры - создание условий для успешной адаптации ребенка с ОВЗ в коллективе, для коррекции и развития личности.
Задачи игры следующие (коррекционно-развивающие, коррекционно-воспитательные и образовательные):
● Развитие познавательной деятельности ребёнка с ОВЗ;
● Развитие эмоционально- волевой сферы;
● Обогащение представлений об окружающем мире;
● Формирование коммуникативных навыков;
● Формирование культурного поведения;
● Развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики;
● Пропедевтика страхов и отрицательных эмоций.
Для реализации целей и решения поставленных задач используются следующие виды игры:
Дидактические игры – одно из средств познавательной деятельности школьника с нарушением интеллекта. Дидактические игры развивают наблюдательность, внимание, память, мышление, речь, повышают эффективность обучения.
В сюжетно-ролевых играх дети при помощи взятых на себя ролей воспроизводят жизнь взрослых людей, их взаимоотношения, их деятельность. В ходе игры ученик познаёт мир и усваивает общественный опыт. Воспитывается стремление к учению, умение и желание трудиться, а также моральные качества, обогащается речевой запас.
Театрализованные игры – это разновидность сюжетно-ролевых игр, однако они развиваются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого – содержание сказки, рассказа. Эти игры требуют от педагога режиссирования, а от ребёнка – проговаривания реплик.
Подвижные игры служат средством коррекции моторных нарушений, т.к. большинство детей с ОВЗ имеют двигательные нарушения.
Конструктивные игры для детей с нарушением интеллекта служат средством развития восприятия формы, объёма, размеров различных предметов. В ходе конструктивных игр у ребят развивается пространственная ориентация, а также мелкая моторика.
Игра – явление универсальное, дети в играх копируют окружающую жизнь. Поэтому функции игры разнообразны:
Обучающая функция позволяет решить конкретные задачи воспитания и обучения, которые направлены на усвоение определённого программного материала и правил, которым должны следовать играющие. Важны обучающие игры также для нравственно-эстетического воспитания детей.
Развивающая функция заключается в развитии ребёнка, коррекции того, что в ней заложено и проявлено.
Воспитательная функция помогает выявить индивидуальные особенности детей. Позволяет устранить нежелательные проявления в характере своих воспитанников.
Коммуникативная функция состоит в развитии потребности обмениваться со сверстниками знаниями, умениями в процессе игр, общаться с ними и устанавливать на этой основе дружеские взаимоотношения, проявлять речевую активность.
Развлекательная функция способствует повышению эмоционально-положительного тонуса, развитию двигательной активности, питает ум ребёнка неожиданными и яркими впечатлениями, создаёт благоприятную почву для установления эмоционального контакта между взрослым и ребёнком.
Психологическая функция состоит в развитии творческих способностей детей.
Релаксационная функция заключается в восстановлении физических и духовных сил ребёнка.
Имея такое разнообразие функций можно сказать что:
Игра – специфический, чисто детский мир жизни ребёнка.
Игра есть практика развития. Дети играют – потому что развиваются, и развиваются, потому что играют.
Игра – свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество.
Игры детей есть самая свободная, естественная форма проявления их деятельности, в которой осознаётся, изучается окружающий мир.
Игра есть потребность растущего ребёнка: его психики, интеллекта, биологического фонда.
Итак, важную роль в обучении, воспитании и развитии личности имеет игровая деятельность, которая в жизни ребёнка занимает первостепенное место.
Для проведения большинства игр не нужно специального оборудования. Самое главное - это желание играть и немного фантазии, и тогда всё, что окружает, - мебель, посуда, камешки и листики - может превратиться в какие угодно сказочные элементы.
1. Пальчиковая гимнастика.
1. Играем на барабане: ритмичные движения указательных пальцев вверх-вниз.
2. "Мы - мастера": постукивания кулаком правой руки по ровной ладони левой, потом-ребром ладони.
3. "Фонарики" (вращательные движения кистями обеих рук).
4. "Весёлые брызги" (отрывистые движения кистями рук сверху вниз, распрямляя и сгибая пальцы в кулачки.)
5. "Лёгкий ветерок" (руки находятся на уровне лица ладонями к лицу, одновременное сгибание и разгибание пальцев обеих рук).
6. "Дятел" (ритмично постукивать разными пальцами одной руки по ладони другой).
7. "Цыплята" (большой указательный и средний пальцы собраны вместе, кисти рук двигаются вверх-вниз отрывисто, быстро перебирают пальцами обеих рук).
8. "Пальчики" (пальцы "шагают", "бегают" и "танцуют").
9. "Мы рисуем" (рисование пальцем как карандашом или как кисточкой).
10."Я играю" (пальцы играют как на балалайке, гармошке или пианино) и т.д.
2. Развитие моторики рук.
1. "Дружные пальчики".
Раз, два, три, четыре, пять!
Вышли пальчики гулять!
Раз, два, три, четыре, пять!
В домик спрятались опять!
(участвуют обе руки).
2. Пять маленьких мышат забрались в кладовку.
В бочонках и банках орудуют ловко.
На сыр забирается первая мышка,
В сметану ныряет вторая малышка.
А третья с тарелки всё масло слизала.
Четвёртая в миску с крупою попала,
А пятая мышка медком угощается.
Все сыты, довольны, вдруг - Кот просыпается!
(Одна из рук становится котом.)
"Бежим", - пропищала подружкам малышка,
И спрятались в норку проказницы мышки.
(Руки за спину.) и т.д.
3. Развитие речи. Артикуляционная гимнастика.
1. Покусайте кончик языка - "так мама шинкует капусту".
2. Язык - тоненькая иголочка.
"Ставим укольчики" поочерёдно в каждую щёку.
3. Почистите зубки языком: и верхние, и нижние.
4. Закройте глаза, представьте ночь.
Сели на лошадку и поехали. Цокаем.
5. Достаньте кончиком языка нос.
6. Надуйте губы. Улыбнитесь, не открывая зубы и т.д.
4. Скороговорки на развитие дикции.
1. Книга книгой, а мозгами двигай.
2. Волки рыщут - пищу ищут.
3. Много снега много хлеба.
4. Шесть мышат в камышах шуршат.
5. Посреди двора дрова.
6. Дед Данила делил дыню.
7. От топота копыт пыль по полю летит.
8. У Сени и Сани в сетях сом с усами и т.д.
5. Игры на развитие слухового внимания, творческого воображения и фантазии.
Перед тем, как предложить детям игры и упражнения для развития слухового внимания, следует провести своеобразную "настройку" слуха. С этой целью всем участникам игры предлагается сесть в удобной позе и послушать окружающее пространство с закрытыми глазами:
1. Звуки улицы. Внимательно послушать и отгадать, что там сейчас происходит (птицы поют, собаки лают, дети играют, машины проезжают, дождь идёт и т.д.). Условно назовём это "большим кругом" внимания.
2. Вслушаться в звуки, которые нас в данном помещении (имеется в виду всё здание). Можно услышать чьи-то шаги, голоса шум электричества и др. Это - средний круг внимания.
3. Вслушаться в звуки, которые живут внутри нас (дыхание, биение сердца и др.). Это-малый круг внимания, требующий наибольшей концетрации.
В процессе проведения таких упражнений важно научить детей внимательно слушать и определять (понимать, расшифровывать) различные звуки. Такие задания стимулируют развитие воображения, фантазии, речи и т.д.
6. Упражнения на развитие зрительного внимания.
Какого цвета лимон? (жёлтый). Давайте посмотрим, у кого в одежде есть жёлтый цвет (дети рассматривают одежду свою и своих товарищей). Затем педагог предлагает детям рассмотреть все предметы в комнате и выбрать их в соответствии с заданным цветом. Эту игру можно продолжить и на прогулке, а затем вспомнить, что ещё бывает жёлтого (или другого) цвета. В игре выигрывает тот, кто называет больше всего предметов.
Для подсчёта правильных ответов удобно пользоваться любыми "фишками"- камешками, шишками, листиками и пр.
7. Игры с предметами быта и игрушками.
Для этих упражнений вообще не нужно никаких специальных атрибутов и пособий. Можно использовать любые предметы, которые окружают: карандаши, салфетки, листочки бумаги, нитки и пр. Подобные упражнения удобно проводить на прогулке, играя с листиками и камешками, веточками и другими случайными предметами.
Задания.
1. Выбрать любой приглянувшийся предмет и рассмотреть его. Подумать, на что он похож. Попытаться представить, чем раньше был этот предмет или где он находился Определить, какой у него характер, какое у него настроение в данный момент.
2. Сочинить и рассказать небольшую историю о данном предмете.
3. Устроить импровизированный концерт, исполняемый игрушками (игрушки исполняют песни, танцы, читают стихи, поют частушки и т.д.).
8. Творческие задания на развитие пантомимики.
Задания.
1.Диалоги – пантомимы:
разыграть ситуацию, в которой один сказочный персонаж наступает на ногу другому (например, в трамвае); показать, как они выясняют отношения с помощью жестов.
2. Загадки – пантомимы:
в магазине (игрушек, овощном, гастрономе ,мебельном и пр.): отгадать какой товар нужен покупателю или какой товар стоит на полке ;
в зоопарке: отгадать, кто сидит в клетке;
отгадать профессию (по характерным движениям и позе);
3.Показать (руками или пальцами):
Стой на месте!
Идём со мной!
До свидания!
4.Показать частями тела:
как твои плечи говорят: "Я горжусь";
как твоя спина говорит: "Я старый, больной человек";
как твой палец говорит: Иди сюда!"
как твои глаза говорят: "Нет";
9. Творческие задания на развитие воображения и речи.
Выполнить действия:
а) зайти в комнату в образе какого-либо персонажа (например, Буратино) и поздороваться с детьми;
б) сделать то же самое и попрощаться с детьми;
в) поздравить с праздником;
г) спросить, какая на улице погода, который час и т.д.
10. Игры на импровизацию диалогов
Дети выбирают карточки с изображением сказочных персонажей и разбиваются на пары. В соответствии с карточками каждый ребёнок играет определённую роль (Красной Шапочки, Буратино и т.д.).
Задания
1.Сочинить разговор двух персонажей в соответствии с имеющимися у каждого ребёнка карточками (например, Красной Шапочками и Крокодила Гены, Колобка и Снежной Королевы, и т.д.).
2.Придумать разговор сказочных персонажей по телефону (аналогично предыдущему заданию).
11. Театрализованные игры.
Театральные этюды.
1. Представьте себя собачкой в будке. Серьёзная собачка. Ага, кто-то идёт, надо предупредить (рычим).
2. Берём снежинку в руку и говорим ей хорошие слова. Говорим быстро, пока не растаяла.
3. Мальчик гладит котёнка, который прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет, трётся головой о руки мальчика.
4. У ребёнка в руках воображаемый кулёк (коробка) с конфетами. Он угощает товарищей, которые берут и благодарят. Разворачивают фантики, кладут конфеты в рот, жуют. Вкусно и т.д.
12. Упражнения для снятия мышечного напряжения
1. Дети стоят в кругу, закрыв глаза.
Задание: поздоровайтесь поочерёдно за обе руки, с одной и с другой стороны.
2. Дети ходят вокруг обруча.
Задание: на аккорд надо запрыгнуть в круг.
4. Русская народная игра "Пень-колода".
Дети стоят в кругу, при помощи считалки выбирается ребёнок, которому завязывают глаза. Остальные идут под музыку вокруг него, при прекращении музыки все останавливаются. Ребёнок на ощупь должен узнать любого. Если не узнал, дети говорят: Пень- колода, пень - колода, Просидишь до нова года! И т.д.
Выводы: Игра дает каждому ребенку пережить волнение, радость от удачно выполненной задачи, огорчение по поводу неудачи, желание заново испытать свои силы. Общий эмоциональный подъем захватывает детей, даже обычно пассивных. Дети испытывают радость оттого, что они что-то умеют, знают.
Эмоционально приподнятое настроение, которое всегда сопутствует игре, делаем жизнь детского коллектива яркой и увлекательной. Именно такая обстановка наиболее благоприятна для формирования у детей положительных форм поведения: дисциплинированности, опрятности, самостоятельности, инициативности.
Игра незаменима, как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми. В процессе игры проявляется чуткое отношение к окружающим, справедливость, умение уступать в случае необходимости, помогать в беде. Поэтому все виды правильно организованных игр являются прекрасным средством умственного и нравственного воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему "Театральная игра как средство коррекции и развития ребенка с нарушенными слуховыми возможностями "
Данная статья поможет начинающему педагогу организовать правильно досуг ребенка с нарушением слуха...
Игра как средство воспитания и развития детей
Обобщение педагогического опыта на конкурсе "Учитель года - 2012" в номинации "Классный руководитель"...
Выступление на школьном методическом объединении воспитателей на тему: "Формирование и развитие у обучающихся, воспитанников социально значимых качеств личности"
Выступление на школьном методическом объединении воспитателей на тему: "Формирование и развитие у обучающихся, воспитанников социально значимых качеств личности"...
Мастер-класс для родителей на тему: "Игры и упражнения на развитие межполушарных связей как средство развития интеллекта ребенка"
В данном конспекте представлены кинезиологические упражнения с подробным описанием и зарисовкой, которые будут интересны и полезны как родителям так и педагогам воспитанников....
Игра-уникальное средство воспитания и развития личности
Игра- уникальное средство воспитания и развития личности...
Выступление на МО учителей начальных классов и воспитателей
quot;Методы, приемы и средства обучения детей с ОВЗ в начальной школе"...
Выступление на МО учителей начальных классов и воспитателей
laquo;Организация работы по экологическому воспитанию учащихся младших классов в группе продленного дня»....