Методическая разработка урока "Что роднит музыку и изобразительное искусство?"
план-конспект урока по музыке (5 класс)
Технологическая карта и презентация к уроку.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Н.А. Римский-Корсаков «Песня варяжского гостя»
ТЕМП ОБЪЕМ РИТМ ЛАД ЦВЕТ ТЕМБР ДИНАМИКА СВЕТОТЕНЬ ПЛАСТИКА РЕГИСТР
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока.
Тема урока: Что роднит музыку с изобразительным искусством?
Цель: создать на уроке необходимые условия, чтобы обучающиеся нашли связь между музыкой и изобразительным искусством.
Задачи:
образовательные: показать на примере произведений музыки и изобразительного искусства общность понятий и терминов этих видов искусств;
развивающие: способствовать развитию музыкальной культуры личности, развитию и углублению интереса к музыке и музыкальной деятельности (слушание музыки, исполнение песен и попевок).
воспитательные: способствовать формированию художественного вкуса, воспитывать любовь к классическим произведениям музыки и изобразительного искусства.
Планируемые результаты:
предметные:
научатся слушать и анализировать музыкальные произведения «Утро» Э.Грига, «Песню варяжского гостя» Н.А.Римского-Корсакого,
наблюдать в музыкальных произведениях примеры содружества, взаимодействия музыки и изобразительного искусства;
получат возможность развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки (звуковедение, дыхание, артикуляция, интонирование), разучить новую песню («Мир, который нужен мне» А.Ермолова)
метапредметные:
познавательные - внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы, для получения необходимой информации пользуются справочной литературой, анализируют и делают выводы, строят рассуждения;
коммуникативные — осваивают диалоговую форму общения,
регулятивные — организовывают свою деятельность, принимают ее цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей и применяют их на практике.
Личностные:
оценивают результаты своей деятельности.
Формы и методы диагностики предметных и метапредметных результатов обучающихся на уроке:
Этапы урока | Формы диагностики | Методы диагностики |
Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи. | Фронтальная | Методы устной диагностики (беседа, наблюдение) |
Актуализация знаний | Фронтальная | Методы устной диагностики (беседа, наблюдение), практические методы (блиц-викторина, анализ фрагментов музыкальных произведений). |
«Открытие» учащимися новых знаний | Фронтальная, групповая | Методы устной диагностики (беседа, дискуссия, наблюдение), практический метод (самостоятельная работа с учебником, поиск информации, анализ фрагментов музыкальных произведений и произведений изобразительного искусства). |
Включение новых знаний в систему знаний и подведение итогов по теме урока | Групповая, индивидуальная | Методы устной диагностики (беседа, дискуссия, наблюдение), практические методы (анализ музыкальных произведений и произведений изобразительного искусства, прослушивание и разучивание новой песни) |
Рефлексия | Индивидуальная | Метод письменной диагностики (заполнение листа рефлексии) |
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, в малых группах, индивидуальная.
Оборудование: фортепиано, проектор, экран, акустическая аппаратура.
Дидактические материалы: презентация в программе Microsoft Office PowerPoint; музыкальные фрагменты произведений «Утро» Э.Грига, «Рассвет на Москва-реке» М.П.Мусоргского, «Песня варяжского гостя» Н.А.Римского-Корсакого, песня «Мир, который нужен мне» А.Ермолова; видеофрагменты мльтфильма «О картинах» и передачи «Академия занимательных искусств» выпуск 45.
Используемые источники информации:
1.Сергеева Г.П., Музыка: 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций/Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, М.,Просвещение, 2015.
2.Сергеева Г.П. Уроки музыки. Поурочные разработки. 5-6 классы/ Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, М., Просвещение, 2013.
Используемые электронные источники:
- ссылка на передачу «Академия занимательных наук» https://www.youtube.com/watch?v=6WTY3IbTMoE
- ссылка на м/ф «О картинах» https://www.youtube.com/watch?v=dYNHrAAjqP8
- ссылка на презентацию https://nsportal.ru/sites/default/files/filefield_paths/muzyka_i_izobrazitelnoe_iskusstvo.pptx
Технологическая карта урока
Музыка и изобразительное искусство. | |
Что роднит музыку и изобразительное искусство. | |
Показать обучающимся взаимосвязь и взаимопроникновение музыки и изобразительного искусства. | |
Цель урока для учащихся | Цель урока для учителя |
Найти взаимосвязь между такими видами искусства как музыка и ИЗО | Создание условий для поиска обучающимися взаимосвязи между музыкой и изобразительным искусством. |
Задачи урока для учащихся | Педагогические задачи урока |
1. Просмотреть мультфильм «О картинах»( стихи А. Кушнера, музыка Г.Гладкова) и сформулировать тему урока. 2. Перечислить известные жанры ИЗО и подумать, возможны ли в искусстве «музыкальный портрет» и «музыкальный пейзаж» 3. Прослушать музыкальные фрагменты «Утро» Э.Грига и «Песню варяжского гостя» Н.А.Римского-Корсакого, вспомнить название музыкальных произведений, авторов, подобрать эпитеты, наиболее точно характеризующие эти фрагменты, доказать, почему эти два музыкальных произведения можно назвать «музыкальным портретом» и «музыкальным пейзажем». 4. Подумать и ответить на вопрос – какой жанр изобразительного искусства не имеет своего аналога в музыке (натюрморт) и почему? 5. Вспомнить, что является «красками» для композитора, перечислить известные учащимся средства музыкальной выразительности, с помощью которых композиторы создавали музыкальный образ произведения. 5.Самостоятельно найти в параграфе учебника те точки соприкосновения двух видов искусств, которые не были упомянуты во время урока. | Воспитательные: содействовать достижению личностных результатов
Развивающие: способствовать развитию УУД и формированию
Образовательные: содействовать достижению предметных результатов
|
Ход урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика, задания для учащихся | Планируемые результаты | |
Предметные | Метапредметные (УУД) | |||
Самоопределение к деятельности. Цель – включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне, формулирование цели урока, целеполагание. (3 мин.) | Методы: наглядно-иллюстративный (презентация), подводящего диалога, методы устной диагностики (беседа, наблюдение). Приветствует учащихся, создает эмоциональный настрой на деятельность, дает просмотреть мультфильм «О картинах», предлагает детям самостоятельно сформулировать тему урока. | Приветствуют учителя. Включаются в деятельность: просматривают мультфильм, размышляют, пытаются сформулировать тему раздела и урока. | Повторение имени композитора Г.Гладкова, с творчеством которого дети встречались неоднократно. | Регулятивные: саморегуляция – способность к мобилизации на учебную деятельность Коммуникативные: умение аргументировать собственное мнение, учитывать мнение других. |
Актуализация знаний. Цель – повторение ранее пройденного, необходимого для «открытия нового знания» (6 мин.) | Методы: наглядно-иллюстративный (презентация), подводящего диалога, методы устной диагностики (беседа, наблюдение), метод сравнения. 1.Предлагает вспомнить, упоминаемые жанры изобразительного искусства, упоминаемые в песне. 2. Задуматься над проблемой: бывает ли «Музыкальный пейзаж»? 3. Вспомнить известные учащимся «музыкальные пейзажи», отгадать один из них, прослушав «Утро» Э.Грига 4. Задуматься над проблемой: бывает ли «Музыкальный портрет»? 5. Вспомнить известные учащимся «музыкальные портреты», отгадать один из них, прослушав фрагмент «Песни варяжского гостя» Н.А. Римского-Корсакого. 6. Задуматься над проблемой, что в первую очередь изображает музыкальный портрет – внешность или характер человека? 7. Предлагает подумать: аналога какого жанра изобразительного искусства не может быть в музыке (натюрморта) и почему. 8. Предлагает вспомнить, как называются «музыкальные краски», выбрать из перечисленных на слайде терминов известные учащимся средства музыкальной выразительности. | 1.Перечисляют известные им жанры изобразительного искусства, упоминаемые в мультфильме. 2. Решают проблему: бывает ли «музыкальный пейзаж» и «музыкальный портрет». 3. Вспоминают известные им музыкальные произведения, которые можно было бы назвать «музыкальным пейзажем» и «музыкальным портретом», определяют на слух название предложенных им музыкальных произведений и композиторов их написавших. 4. Задумываются над проблемой, что в первую очередь изображает музыкальный портрет – внешность или характер человека, аргументируют почему. 5. Размышляют, что является для композитора музыкальными красками, выбирают из предложенных терминов те, что обозначают средства музыкальной выразительности (работа в группах) | Повторение известных детям музыкальных произведений, композиторов, написавших их, повторение известных учащимся жанров изобразительного искусства. | Регулятивные: готовность принимать учебные задачи, планировать и выполнять учебные действия, развитие монологической речи, умение находить ответы на вопросы. Коммуникативные: умение аргументировать собственное мнение и учитывать мнения других участников процесса, сотрудничать с детьми в принятии решения и поиске информации. |
«Открытие» учащимися новых знаний. Цель – создать условия, для самостоятельного поиска недостающих знаний в учебнике. (15 мин.) | Методы: наглядно-иллюстративный (презентация), подводящего диалога, методы устной диагностики (беседа, наблюдение), метод сравнения 1.Педагог предлагает систематизировать информацию по общности двух видов искусств – музыки и ИЗО и самостоятельно найти в учебнике информацию, которая пока на уроке не прозвучала, слушает ответы учащихся. 2.Педагог предлагает рассмотреть иллюстрации в учебнике, картины изображающие музыкальные инструменты и портреты композиторов на слайде, сделав вывод о еще одной связи изобразительного искусства и музыки (если бы не художники, мы бы не знали, как выглядели старинные музыкальные инструменты, не знали бы как выглядели композиторы) 3. Педагог дает прослушать фрагмент передачи «Академии занимательных искусств» о «цветном» слухе композиторов. | 1.Дети самостоятельно работают с текстом учебника (поиск недостающей информации) 2. Отвечают на вопросы педагога. 3. Рассматривают иллюстрации в учебнике, слайды презентации, делают вывод. 4. Просматривают фрагмент передачи «Академия занимательных искусств о «цветном» слухе композиторов. | Осмысление высказывания Д.Кабалевского о живописной музыке и музыкальной живописи. Освоение понятий «ритмический рисунок», «мелодическая линия» «цветовая гамма», «звуковая палитра», знакомится с таким понятием, как «цветной слух», с Н.А. Римским-Корсаковым, как с обладателем «цветного слуха» | Регулятивные: готовность принимать учебные задачи, планировать и выполнять учебные действия, развитие монологической речи, умение находить ответы на вопросы в учебнике самостоятельно. Познавательные: умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, выделять главное, обобщать, решать задачи творческого и поискового характера. Коммуникативные: умение аргументировать собственное мнение и учитывать мнения других участников процесса, сотрудничать с детьми в принятии решения и поиске информации. |
Включение новых знаний в систему знаний и подведение итогов по теме урока Цель – развитие умений обобщать и делать выводы. (20 мин) | Методы: наглядно-иллюстративный (презентация), подводящего диалога, методы устной диагностики (беседа, наблюдение), метод сравнения, практический метод письменной диагностики. 1.Педагог предлагает учащимся обобщить полученные знания, являющиеся ответом на вопрос урока «что роднит музыку с изобразительным искусством?» 2. Предлагает поразмышлять над вопросом в учебнике – Рассматривая произведения искусства, подумай, можно ли услышать живопись, а вслушиваясь в музыкальное сочинение, можно ли увидеть музыку? 3. Предлагает рассмотреть иллюстрации в учебнике и, включив воображение, представить звуки, который можно услышать. Прослушать «Рассвет на Москва-реке» М.П. Мусоргского и представить, что они могут увидеть на этой «музыкальной картине». Ответить на вопрос - благодаря чему у них это получилось? 4. Подводит учащихся к главному выводу урока, что и музыка, и изобразительное искусство воздействуют на чувства, эмоции человека, пробуждают фантазию и воображение, воспитывая в человеке чувство прекрасного. Великий русский писатель, Ф.И.Достоевский утверждал, что «Красота спасет мир», а вот авторы песни «Мир, который нужен мне», композитор А.Ермолов и поэт С.Золотухин утверждают, что каждый может нарисовать в своей душе тот мир, который нужен ему. 5. Предлагает познакомиться с новой песней А.Ермолова «Мир, который нужен мне» | 1. Учащиеся подводят итоги, обобщая полученные знания. 2. Рассматривают иллюстрации в учебнике и представляют, какие звуки можно было бы услышать на этой картине. 3. Прослушивают «Рассвет на Москва-реке» М.П. Мусоргского и представляют, что они могут увидеть на этой «музыкальной картине». 4. Размышляют, почему у одних детей это получилось, а у других вызвало затруднение. Какие личностные качества и психические процессы активизируют эти виды искусства в человеке? Зачем композитор пишет музыку, а художник картину? 5. Знакомятся с песней «Мир который нужен мне», объясняют, как поняли текст песни, о чем хотели сказать нам поэт и композитор. 6. Разучивают 1 куплет песни. | Расширение представления об общности музыки и изобразительного искусства, об их роли в жизни человека. | Регулятивные: готовность принимать учебные задачи, планировать и выполнять учебные действия, развитие монологической речи, умение находить ответы на вопросы в учебнике самостоятельно. Коммуникативные: умение аргументировать собственное мнение и учитывать мнения других участников процесса, сотрудничать с детьми в принятии решения и поиске информации. Познавательные: умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, выделять главное, обобщать, решать задачи творческого и поискового характера. Личностные: ценностное отношение учащихся к роли искусства в жизни людей, в формировании их личности и характера, в необходимости выбора каждым человеком того мира, который он сам хочет построить в своей душе. |
Рефлексия Цель - оценивание деятельности. (1 мин.) | Метод: письменной диагностики (заполнение листа рефлексии) 1.Подводит итоги урока, предлагает учащимся оценить личные результаты своего участия в процессе урока. 2.Анализирует ответы, представленные в листах рефлексии. | 1.Заполняют лист рефлексии: Сегодня я узнал… Мне было интересно… Мне было трудно… У меня получилось… Меня удивило…. Мне захотелось… | Регулятивные: готовность принимать учебные задачи, планировать и выполнять учебные действия. Личностные: выражение своего отношения к изученному на уроке. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок музыки и ИЗО в 5классе по теме "Что роднит музыку и изобразительное искусство"
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС....
Технологическая карта урока музыки в 5 классе. Тема урока: «Что роднит музыку и изобразительное искусство…»
Задачи урока:1. Образовательные - Показать учащимся на примере произведения М.П.Мусоргского взаимосвязь музыки и изобразительного искусства;Развивающие –1....
План-конспект урока по музыке 5 класс "Что роднит музыку с изобразительным искусством?"
План-конспект урока по музыке 5 класс "Что роднит музыку с изобразительным искусством ?" с технологической картой....
Музыка и изобразительное искусство. Что роднит музыку с изобразительным искусством.
Технологическая карта урока. Цель урока: Сформировать представления о связи музыки с изобразительным искусством, развить эмоциональную отзывчивость к изобразительному искусству, пробу...
Разработка урока музыки на тему "Что роднит музыку и изобразительное искусство?"
Цели урока:образовательные: показать на примере произведений музыки и изобразительного искусства общность понятий и терминов этих видов искусств;развивающие: способствовать развитию музыкальной культу...
Методическая разработка по родному (русскому) языку «Изобразительно-выразительные средства языка»
Методическая разработка по родному (русскому) языку «Изобразительно-выразительные средства языка»...