Методическая разработка урока "Что роднит музыку и изобразительное искусство?"
план-конспект урока по музыке (5 класс)

Дронова Анастасия Евгеньевна

Технологическая карта и презентация к уроку.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МУЗЫКА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. ЧТО РОДНИТ МУЗЫКУ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО?

Слайд 3

Н.А. Римский-Корсаков «Песня варяжского гостя»

Слайд 5

ТЕМП ОБЪЕМ РИТМ ЛАД ЦВЕТ ТЕМБР ДИНАМИКА СВЕТОТЕНЬ ПЛАСТИКА РЕГИСТР



Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока.

           Тема урока: Что роднит музыку с изобразительным искусством?

           Цель:  создать на уроке необходимые условия, чтобы обучающиеся нашли связь между музыкой и изобразительным искусством.

          Задачи:

 образовательные: показать на примере произведений  музыки и  изобразительного искусства общность понятий и  терминов этих видов искусств;

развивающие: способствовать развитию музыкальной культуры личности, развитию и углублению интереса к музыке и музыкальной деятельности (слушание музыки, исполнение песен и попевок).

воспитательные: способствовать формированию художественного вкуса, воспитывать любовь к классическим произведениям музыки и изобразительного искусства.

Планируемые результаты:

предметные:

научатся слушать и анализировать музыкальные произведения «Утро» Э.Грига, «Песню варяжского гостя» Н.А.Римского-Корсакого,

наблюдать в музыкальных произведениях примеры содружества, взаимодействия музыки и изобразительного искусства;

получат возможность развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки (звуковедение, дыхание, артикуляция, интонирование), разучить новую песню («Мир, который нужен мне» А.Ермолова)

метапредметные:

познавательные  -  внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы, для получения необходимой информации пользуются справочной литературой, анализируют и делают выводы, строят рассуждения;

коммуникативные — осваивают диалоговую форму общения,

регулятивные — организовывают свою деятельность, принимают ее цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей и применяют их на практике.

Личностные:

оценивают результаты своей деятельности. 

Формы и методы диагностики предметных и метапредметных результатов обучающихся на уроке: 

Этапы урока

Формы диагностики

Методы диагностики

Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи.

Фронтальная

Методы устной диагностики (беседа, наблюдение)

Актуализация знаний

Фронтальная

Методы устной диагностики (беседа, наблюдение), практические методы (блиц-викторина, анализ фрагментов музыкальных произведений).

«Открытие» учащимися новых знаний

Фронтальная, групповая

Методы устной диагностики (беседа, дискуссия, наблюдение),

практический метод (самостоятельная работа с учебником, поиск информации, анализ фрагментов музыкальных произведений и произведений изобразительного искусства).

Включение новых знаний в систему знаний и подведение итогов по теме урока

Групповая, индивидуальная

Методы устной диагностики (беседа, дискуссия, наблюдение), практические методы (анализ музыкальных произведений и произведений изобразительного искусства, прослушивание и разучивание новой песни)

Рефлексия

Индивидуальная

Метод письменной диагностики (заполнение листа рефлексии)

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, в малых группах, индивидуальная.

Оборудование: фортепиано, проектор, экран, акустическая аппаратура.

Дидактические материалы: презентация в программе Microsoft Office PowerPoint; музыкальные фрагменты произведений «Утро» Э.Грига, «Рассвет на Москва-реке» М.П.Мусоргского, «Песня варяжского гостя» Н.А.Римского-Корсакого, песня «Мир, который нужен мне» А.Ермолова; видеофрагменты мльтфильма «О картинах» и передачи «Академия занимательных искусств» выпуск 45.

Используемые источники информации:

1.Сергеева Г.П., Музыка: 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций/Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, М.,Просвещение, 2015.

2.Сергеева Г.П. Уроки музыки. Поурочные разработки. 5-6 классы/ Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, М., Просвещение, 2013.

Используемые электронные источники:

  1. ссылка на передачу «Академия занимательных наук» https://www.youtube.com/watch?v=6WTY3IbTMoE 
  2. ссылка на м/ф «О картинах» https://www.youtube.com/watch?v=dYNHrAAjqP8 
  3. ссылка на презентацию https://nsportal.ru/sites/default/files/filefield_paths/muzyka_i_izobrazitelnoe_iskusstvo.pptx 

Технологическая карта урока

Музыка и изобразительное искусство.

Что роднит музыку и изобразительное искусство.

Показать обучающимся взаимосвязь и взаимопроникновение музыки и изобразительного искусства.

Цель урока для учащихся

Цель урока для учителя

Найти взаимосвязь между такими видами искусства как музыка и ИЗО

Создание условий для поиска обучающимися взаимосвязи между музыкой и изобразительным искусством.

Задачи урока для учащихся

Педагогические задачи урока

1. Просмотреть мультфильм  «О картинах»( стихи А. Кушнера, музыка Г.Гладкова) и сформулировать тему урока.

2. Перечислить известные жанры ИЗО и подумать, возможны ли в искусстве «музыкальный портрет» и «музыкальный пейзаж»

3. Прослушать музыкальные фрагменты «Утро» Э.Грига и «Песню варяжского гостя» Н.А.Римского-Корсакого, вспомнить название музыкальных произведений, авторов, подобрать эпитеты, наиболее точно характеризующие эти фрагменты, доказать, почему эти два музыкальных произведения можно назвать «музыкальным портретом» и «музыкальным пейзажем».

4. Подумать и ответить на вопрос – какой жанр изобразительного искусства не имеет своего аналога в музыке (натюрморт) и почему?

5. Вспомнить, что является «красками» для композитора, перечислить известные учащимся средства музыкальной выразительности, с помощью которых композиторы создавали музыкальный образ произведения.

5.Самостоятельно найти в параграфе учебника те точки соприкосновения двух видов искусств, которые не были упомянуты во время урока.

Воспитательные: содействовать достижению личностных результатов

  • формированию ценностного отношения  к творениям композиторов и художников,  как вневременной ценности и осмыслению сущности гениальности в музыкальном искусстве;
  • пониманию важной роли музыки и изобразительного искусства в формировании чувств и эмоций человека.
  • формированию устойчивого интереса к музыкальному искусству на основе эмоционального восприятия творчества композиторов.
  • выражению личностного отношения к музыкальным и художественным произведениям через творческую активность в музыкально-прикладной деятельности.

Развивающие: способствовать развитию УУД и формированию

  • интеллектуальной культуры школьников (умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, выделять главное, обобщать, решать задачи творческого и поискового характера);
  • информационной культуры (умение работать с информационными источниками, учебником);
  • коммуникативной культуры (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, аргументировать собственное мнение и учитывать мнения других участников процесса, сотрудничать с другими детьми в поиске и сборе информации);
  • культуры самоуправления учебной деятельностью (готовность принимать учебные задачи, планировать и выполнять учебные действия, контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность);
  • рефлексивной культуры (умение объективно оценивать себя и других школьников в учебном процессе).

Образовательные: содействовать достижению предметных результатов

  • расширить представления учащихся о родственности двух видов искусств, музыки и ИЗО;
  • напомнить уже известные обучающимся музыкальные произведения «Утро» Э.Грига, «Песня варяжского гостя» Н.А.Римского-Корсакого, «Рассвет на Москва-реке» М.П.Мусоргского;
  • дать представление о понятии «цветной слух», рассказать о композиторах им обладающих.
  • содействовать формированию навыков разнообразной музыкально-творческой деятельности (слушание музыки, пение, музыкально-творческая практика);
  • способствовать овладению навыков художественного анализа музыкальных произведений с выходом на их идею (авторский замысел).

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика,

задания для учащихся

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные (УУД)

Самоопределение к деятельности.

Цель – включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне, формулирование цели урока, целеполагание.

(3 мин.)

Методы:  наглядно-иллюстративный (презентация), подводящего диалога, методы устной диагностики (беседа, наблюдение).

Приветствует учащихся, создает эмоциональный настрой на деятельность, дает просмотреть мультфильм «О картинах», предлагает детям самостоятельно сформулировать тему урока.

Приветствуют учителя.

Включаются в деятельность: просматривают мультфильм, размышляют, пытаются сформулировать тему раздела и урока.

Повторение имени композитора Г.Гладкова, с творчеством которого дети встречались неоднократно.

Регулятивные: саморегуляция – способность к мобилизации на учебную деятельность

Коммуникативные: умение аргументировать собственное мнение, учитывать мнение других.

Актуализация знаний.

Цель – повторение ранее пройденного, необходимого для «открытия нового знания»

(6 мин.)

Методы:  наглядно-иллюстративный (презентация), подводящего диалога, методы устной диагностики (беседа, наблюдение), метод сравнения.

1.Предлагает вспомнить, упоминаемые жанры изобразительного искусства, упоминаемые в песне.

2. Задуматься над проблемой: бывает ли «Музыкальный пейзаж»?

3. Вспомнить известные учащимся «музыкальные пейзажи», отгадать один из них, прослушав «Утро» Э.Грига

4. Задуматься над проблемой: бывает ли «Музыкальный портрет»?

5. Вспомнить известные учащимся «музыкальные портреты», отгадать один из них, прослушав фрагмент «Песни варяжского гостя» Н.А. Римского-Корсакого.

6. Задуматься над проблемой, что в первую очередь изображает музыкальный портрет – внешность или характер человека?

7. Предлагает подумать: аналога какого жанра изобразительного искусства не может быть в музыке (натюрморта)  и почему.

8. Предлагает вспомнить, как называются «музыкальные краски», выбрать из перечисленных на слайде терминов известные учащимся средства музыкальной выразительности.

1.Перечисляют известные им жанры изобразительного искусства, упоминаемые в мультфильме.

2. Решают проблему: бывает ли «музыкальный пейзаж» и «музыкальный портрет».

3. Вспоминают известные им музыкальные произведения, которые можно было бы назвать «музыкальным пейзажем» и «музыкальным портретом», определяют на слух название предложенных им музыкальных произведений и композиторов их  написавших.

4. Задумываются над проблемой, что в первую очередь изображает музыкальный портрет – внешность или характер человека, аргументируют почему.

5. Размышляют, что является для композитора музыкальными красками, выбирают из предложенных терминов те, что обозначают средства музыкальной выразительности (работа в группах)

Повторение известных детям музыкальных произведений, композиторов, написавших их, повторение известных учащимся жанров изобразительного искусства.

Регулятивные: готовность принимать учебные задачи, планировать и выполнять учебные действия, развитие монологической речи, умение находить ответы на вопросы.

Коммуникативные: умение аргументировать собственное мнение и учитывать мнения других участников процесса, сотрудничать с детьми в принятии решения и поиске информации.

«Открытие» учащимися новых знаний.

Цель – создать условия, для самостоятельного поиска недостающих знаний в учебнике.

(15 мин.)

Методы:  наглядно-иллюстративный (презентация), подводящего диалога, методы устной диагностики (беседа, наблюдение), метод сравнения 

1.Педагог предлагает систематизировать информацию по общности двух видов искусств – музыки и ИЗО и самостоятельно найти в учебнике информацию, которая пока на уроке не прозвучала, слушает ответы учащихся.

2.Педагог предлагает рассмотреть иллюстрации в учебнике, картины изображающие музыкальные инструменты и портреты композиторов на слайде, сделав вывод о еще одной связи изобразительного искусства и музыки (если бы не художники, мы бы не знали, как выглядели старинные музыкальные инструменты, не знали бы как выглядели композиторы)

3. Педагог дает прослушать фрагмент передачи «Академии занимательных искусств» о «цветном» слухе композиторов.

1.Дети самостоятельно работают с текстом учебника (поиск

недостающей информации)

2. Отвечают на вопросы педагога.

3. Рассматривают иллюстрации в учебнике, слайды презентации, делают вывод.

4. Просматривают фрагмент передачи «Академия занимательных искусств о «цветном» слухе композиторов.

Осмысление высказывания Д.Кабалевского о живописной музыке и музыкальной живописи.

Освоение понятий «ритмический рисунок», «мелодическая линия» «цветовая гамма», «звуковая палитра», знакомится с таким понятием, как «цветной слух», с Н.А. Римским-Корсаковым, как с обладателем «цветного слуха»

Регулятивные: готовность принимать учебные задачи, планировать и выполнять учебные действия, развитие монологической речи, умение находить ответы на вопросы в учебнике самостоятельно.

Познавательные: умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, выделять главное, обобщать, решать задачи творческого и поискового характера.

Коммуникативные: умение аргументировать собственное мнение и учитывать мнения других участников процесса, сотрудничать с детьми в принятии решения и поиске информации.

Включение новых знаний в систему знаний и подведение итогов по теме урока

Цель – развитие умений обобщать и делать выводы.

(20 мин)

Методы:  наглядно-иллюстративный (презентация), подводящего диалога, методы устной диагностики (беседа, наблюдение), метод сравнения, практический метод письменной диагностики.

1.Педагог предлагает учащимся обобщить полученные знания, являющиеся ответом на вопрос урока «что роднит музыку с изобразительным искусством?»

2. Предлагает поразмышлять над вопросом в учебнике – Рассматривая произведения искусства, подумай, можно ли услышать живопись, а вслушиваясь в музыкальное сочинение, можно ли увидеть музыку?

3. Предлагает рассмотреть иллюстрации в учебнике и, включив воображение, представить звуки, который можно услышать. Прослушать «Рассвет на Москва-реке» М.П. Мусоргского и представить, что они могут увидеть на этой «музыкальной картине». Ответить на вопрос  - благодаря чему у них это получилось?

4. Подводит учащихся к главному выводу урока, что и музыка, и изобразительное искусство воздействуют на чувства, эмоции человека, пробуждают фантазию и воображение, воспитывая в человеке чувство прекрасного.

Великий русский писатель, Ф.И.Достоевский утверждал, что «Красота спасет мир», а вот авторы песни «Мир, который нужен мне», композитор А.Ермолов и поэт С.Золотухин утверждают, что каждый может нарисовать в своей душе тот мир, который нужен ему.

5. Предлагает познакомиться с новой песней А.Ермолова «Мир, который нужен мне»

1. Учащиеся подводят итоги, обобщая полученные знания.

2. Рассматривают иллюстрации в учебнике и представляют, какие звуки можно было бы услышать на этой картине.

3. Прослушивают «Рассвет на Москва-реке» М.П. Мусоргского и представляют, что они могут увидеть на этой «музыкальной картине».

4. Размышляют, почему у одних детей это получилось, а у других вызвало затруднение. Какие личностные качества и психические процессы активизируют эти виды искусства в человеке? Зачем композитор пишет музыку, а художник картину?

5. Знакомятся с песней «Мир который нужен мне», объясняют, как поняли текст песни, о чем хотели сказать нам поэт и композитор.

6. Разучивают 1 куплет песни.

Расширение представления об общности музыки и изобразительного искусства, об их роли в жизни человека.

Регулятивные: готовность принимать учебные задачи, планировать и выполнять учебные действия, развитие монологической речи, умение находить ответы на вопросы в учебнике самостоятельно.

Коммуникативные: умение аргументировать собственное мнение и учитывать мнения других участников процесса, сотрудничать с детьми в принятии решения и поиске информации.

Познавательные: умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, выделять главное, обобщать, решать задачи творческого и поискового характера.

Личностные: ценностное отношение учащихся к роли искусства в жизни людей, в формировании их личности и характера, в необходимости выбора каждым человеком того мира, который он сам   хочет построить в своей душе.

Рефлексия

Цель  - оценивание деятельности.

(1 мин.)

Метод: письменной диагностики (заполнение листа рефлексии)

1.Подводит итоги урока, предлагает учащимся оценить личные результаты своего участия в процессе урока.

2.Анализирует ответы, представленные в листах рефлексии.

1.Заполняют лист рефлексии:

Сегодня я узнал…

Мне было интересно…

Мне было трудно…

У меня получилось…

Меня удивило….

Мне захотелось…

Регулятивные: готовность принимать учебные задачи, планировать и выполнять учебные действия.

Личностные: выражение своего отношения к изученному на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока музыки в 5 классе. Тема урока: «Что роднит музыку и изобразительное искусство…»

Задачи урока:1.    Образовательные - Показать учащимся на примере произведения М.П.Мусоргского взаимосвязь музыки и изобразительного искусства;Развивающие –1....

План-конспект урока по музыке 5 класс "Что роднит музыку с изобразительным искусством?"

План-конспект урока по музыке 5 класс "Что роднит музыку с изобразительным искусством ?" с технологической картой....

Музыка и изобразительное искусство. Что роднит музыку с изобразительным искусством.

Технологическая карта урока. Цель урока: Сформировать представления о связи музыки с изобразительным искусством,  развить эмоциональную отзывчивость к изобразительному искусству,  пробу...

Разработка урока музыки на тему "Что роднит музыку и изобразительное искусство?"

Цели урока:образовательные: показать на примере произведений музыки и изобразительного искусства общность понятий и терминов этих видов искусств;развивающие: способствовать развитию музыкальной культу...

Методическая разработка по родному (русскому) языку «Изобразительно-выразительные средства языка»

Методическая разработка по родному (русскому) языку «Изобразительно-выразительные средства языка»...