Музыка и изобразительное искусство. Что роднит музыку с изобразительным искусством.
методическая разработка по музыке (5 класс) по теме
Технологическая карта урока. Цель урока: Сформировать представления о связи музыки с изобразительным искусством, развить эмоциональную отзывчивость к изобразительному искусству, пробудить интерес к изучению творчества известных художников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzyka_i_izobrazitelnoe_iskusstvo.doc | 66.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Технологическая карта по музыке в 5 классе
Тема урока | Музыка и изобразительное искусство. Что роднит музыку с изобразительным искусством. |
Тип и вид урока | Изучение нового материала, беседа. |
Цели | Сформировать представления о связи музыки с изобразительным искусством, развить эмоциональную отзывчивость к изобразительному искусству, пробудить интерес к изучению творчества известных художников. |
Задачи | - Воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием, эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию; - приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений; овладение культурой отношения к миру, запечатленному в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений; - овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, в музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникационных технологий). |
Результаты освоения предмета 1. Личностные | - Коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; - ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; - эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера. |
2. Метапредметные | - Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; - стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию; - умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, размышлять, рассуждать и делать выводы; - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности |
3. Предметные | - Сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры; - сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры; - овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства: мюзикл, музыкальная комедия, эстрадная и бытовая музыка, квартет, хорал, этюд |
Характеристика деятельности учащихся | Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством как различными способами художественного познания мира |
Оборудование | Синтезатор, компьютер; проектор, презентация «Музыка и изобразительное искусство», учебник, тетрадь, тест. |
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Личностные результаты | Метапредметные результаты | Предметные результаты |
Организационный
| Организация учебной мотивации. Настраивание учащихся на деятельность. - В первом полугодии мы изучали тему «Музыка и литература», а второе - посвятим изучению раздела под названием «Музыка и изобразительное искусство». Начинается он темой «Что роднит музыку с изобразительным искусством». На этом уроке мы выясним, как связаны музыка и изобразительное Искусство. ( Учебник, с. 76) | Приветствуют учителя. Записывают в тетрадь: Тема: «Музыка и изобразительное искусство. Что роднит музыку с изобразительным искусством». Жанр - род произведений в пре делах одного вида искусства. Рацея - чтение стихов во время показа картин | Ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию | Формирование и развитие компетентности в области использования ин- формационно-ком- муникационных технологии; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию | Сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей ду- ховной культуры |
Повторение пройденного материала | - Теперь вспомним, о чем мы говорили на прошлых уроках. Проверим домашнее задание. | Отвечают на вопросы учителя: - Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? - Как называется жанр, включающий в себя песни, романсы, баллады и т. п.? Приводят примеры рождественских песен. | Коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности | Формирование и развитие компетентности в области использования ин- формационно-ком- муникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию | Сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей ду- ховной культуры |
Открытие и усвоение новых знаний | Работа по учебнику, с. 76-79. Презентация «Музыка и изобразительное искусство». - Все художественные произведения - и музыки, и изобразительного искусства, и литературы, как уже говорилось, рождаются из единого источника. Источник этот – сама жизнь. По-настоящему понять произведение искусства – значит проникнуться его содержанием, понять, на какой жизненной почве оно возникло и выросло. И потому мы будем сравнивать произведения музыкального и изобразительного искусства, появление которых вызвано одними и теми же историческими событиями, картинами природы, различными характерами и портретами людей. Есть множество картин, изображающих различных музыкантов- исполнителей и тем самым создающих образ музыки разных эпох. Если литературные произведения часто являются источ-никами для создания музыкальных произведений, то примеров таких связей с изобразительным искусством значительно меньше. | Отвечают на вопросы учителя: - Что стало бы с музыкой, если бы не было изобразительного искусства? - Можно ли услышать живопись, рассматривая произведения изобразительного искусства? - Можно ли увидеть музыку, вслушиваясь в музыкальные сочинения? - Какие жанры изобразительно- го искусства используют в своих сочинениях композиторы? - Что такое цветовая гамма? - Что такое звуковая палитра? - Какой композитор сочинил фортепианную сюиту «Картинки с выставки», побывав на выставке художника В. Гартмана? - В чем ее особенность? | Коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверст- никами, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследова- тельской, творческой и других видах деятельности; ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | Умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классифи- кации, устанавливать причинно-следственные связи, размышлять, рассуждать и делать выводы; владение основами самокон- троля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. | Овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально вос- принимать музыку как живое образное искусство во взаи- мосвязи с жизнью, со специальной тер- минологией и ключевыми понятиями музыкального искусства: интонация, цветовая гамма, звуковая палитра, ритм, художник, мастер, жанр, рацея; сформированность основ музыкальной культуры школь- ника как неотъемле- мой части его общей духовной культуры |
Рефлексия учебной деятель- ности | Физкультминутка. Работа с дыханием: «Нюхаем цветочек», распевание | Участвуют в рефлексии. Разучивают и исполняют «Рождественскую песню» | Эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера | Умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, размышлять, рассуждать и делать выводы | Сформированность потребности в общении с музыкой для духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни человека, в развитии мировой культуры. |
Домашнее задание | Учебник, с. 76-79; заучить записанные определения: жанр, рацея. | Задают вопросы по домашнему заданию | Эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера | Формирование и развитие компетентности в области использования ин- формационно-коммуникационных технологии; стрем- ление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию | Сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры |
Обобщение и системати- зация новых знаний \ ; | - Пришло время подвести итог нашего урока и обобщить тему. Молодцы! Хорошо поработали. До свидания! | - Что стало бы с музыкой, если бы не было изобразительного искусства? - Можно ли услышать живопись, рассматривая произведения изобразительного искусства? - Можно ли увидеть музыку, вслушиваясь в музыкальные сочинения? - Какие жанры изобразительно- го искусства используют в своих сочинениях композиторы? - Что такое цветовая гамма? - Что такое звуковая палитра? - Какой композитор сочинил фортепианную сюиту «Картинки с выставки», побывав на вы- ставке художника В. Гартмана? - В чем ее особенность? - Что такое жанр? - Что такое рацея? Прощаются. | Коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверст- никами, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности. Л | Умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, размышлять, рассуждать и делать выводы. | Овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной тер- минологией и ключевыми понятиями музыкального искусства: интонация, цветовая гамма, звуковая палитра, ритм, художник, мастер, жанр, рацея. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок музыки и ИЗО в 5классе по теме "Что роднит музыку и изобразительное искусство"
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС....
Технологическая карта урока музыки в 5 классе. Тема урока: «Что роднит музыку и изобразительное искусство…»
Задачи урока:1. Образовательные - Показать учащимся на примере произведения М.П.Мусоргского взаимосвязь музыки и изобразительного искусства;Развивающие –1....
План-конспект урока по музыке 5 класс "Что роднит музыку с изобразительным искусством?"
План-конспект урока по музыке 5 класс "Что роднит музыку с изобразительным искусством ?" с технологической картой....
Презентация к уроку музыки в 5 классе. "Что роднит музыку с изобразительным искусством?"
Презентация к уроку музыки в 5 классе. "Что роднит музыку с изобразительным искусством?"...
Разработка урока музыки на тему "Что роднит музыку и изобразительное искусство?"
Цели урока:образовательные: показать на примере произведений музыки и изобразительного искусства общность понятий и терминов этих видов искусств;развивающие: способствовать развитию музыкальной культу...
План-конспект урока музыки в 5 классе "Что роднит музыку с литературой?"
План-конспект урока музыки в 5 классе "Что роднит музыку с литературой?" по программе Сергеевой Г.П., Критской Е.Д....