Методическая разработка урока "Инструментальный концерт"
методическая разработка по музыке (6 класс)

Погорелова Татьяна Анатольевна

Материал предназначен для работы с учащимися на уроке музыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met._razrabotka_6_klass.docx28.91 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема урока: Инструментальный концерт.

Тип урока: Комбинированный.

Оборудование: Компьютер.

Цель урока: Познакомить учащихся с творчеством композитора А. Вивальди и его концертом «Времена года».

Задачи урока:

Предметные: 

1.Познакомить с творчеством А. Вивальди и его произведением, концертом «Времена года».

2.В ходе урока сформулировать понятие, что такое инструментальный концерт и определить его особенности.

3.Совершенствовать умение высказываться о характере музыки.

Личностные:

1.Прививать и воспитывать эстетический вкус у учащихся, любовь к классической музыке.

2. Развивать интерес и уважение к музыкальному наследию композиторов других стран.

Мета предметные: 

1.Умение вести учебное сотрудничество на уроках с учителем, одноклассниками в группе и коллективе.

2.Умение работать с текстом, выделять главное.

3.Развитие навыков слушания и понимания музыкального произведения.

Методы:

1.Организация и осуществление учебно-познавательной деятельности:

объяснительно-иллюстративный

2.Стимулирование и мотивация учебно-познавательной деятельности:

ситуация занимательности; сравнение, анализ, обобщение; приём сопоставления со смежными видами искусств.

3. По источнику информации и характеру деятельности:

словесно-индуктивный (беседа), наглядно-дедуктивный (сравнение, анализ услышанного музыкального произведения, побуждения к сопереживанию, ретроспективы).

Технологии: информационно-коммуникационная, здоровье сберегающая

ХОД УРОКА

Учитель: Уважаемые учащиеся, сегодня мы с вами познакомимся с еще одним музыкальным жанром. Тема сегодняшнего урока - «Инструментальный концерт». Слово «концерт» произошло из двух источников: латинское concertare — «состязаться», итальянское concerto — «гармония, согласие». А вот кто и с кем в концерте состязается и согласуется, мы узнаем вовремя прослушивания музыкального произведения. Знакомится с жанром концерт, мы будем на примере музыке Антонио Вивальди. Сейчас мы разделимся на группы. Каждая группа получит текст с определенным этапом биографии композитора. Вы читаете, отвечаете на вопросы по тексту и составляете небольшой рассказ. Далее каждая группа расскажет, что она узнала о творчестве А. Вивальди. 

Учитель: Вершиной творчества Вивальди стал цикл инструментальных концертов «Времена года». Цикл состоит из 4 концертов. Как вы думаете, какое название дал композитор каждому из концертов?

УчащиесяНазвание времени года.

Учитель: Найдите в учебнике, по какому принципу строил свои концерты Вивальди и сколько частей, как правило, в концерте. Перед тем как приступите к работе скажите мне, пожалуйста, что такое принцип?

УчащиесяПринцип это правило, то отчего не отступают.

Учитель: Что такое камерная музыка?

Учащиеся: Камерная, т.е. комнатная музыка, предназначенная для исполнения в небольших помещениях для небольшой аудитории.

Концерт — циклическое произведение для какого-либо солирующего

инструмента (фортепиано, скрипки и др.) и симфонического оркестра.

Жанр концерта возникает в XVII веке в связи с интенсивным развитием скрипичного исполнительства.

Учитель: Антонио Вивальди – скрипач-виртуоз, дирижер и педагог, один из величайших композиторов XVII – XVIII вв. Жил и творил в эпоху барокко создал жанр– инструментального концерта.

Учащиеся отвечают: Причудливость.

Инструментальный концерт - концерт для одних только музыкальных инструментов, без пения.

Учитель: Известно около 450 концертов Вивальди. Драма в музыке, контраст между хором и солистом, голосами и инструментами поражали публику:насыщенность сменялась спокойствием, нежность – мощью, соло прерывалось оркестром.
В композициях концертов Вивальди чередовались сольные и оркестровые части.

Цикл «Времена года»

Вершина творчества Вивальди. Этот цикл объединил четыре концерта для солирующей скрипки и струнного оркестра. В них развитие музыкального образа основано на сопоставлении звучания * скрипки - solo * оркестра – tutti (в переводе с итальянского значит все) (слайд 6)

Учитель: Предлагаю вам посмотреть видеофрагмент и послушать 1-ю часть концерта. 

  • Какие чувства выражает эта музыка?
  • В какой форме написана 1-я часть концерта?
  • С каким временем года может ассоциироваться эта музыка?

Учащиеся: Учащиеся определяют первоначальную интонацию, характер музыки, быстрый темп, контрасты динамики, изобразительные моменты – подражание пению птиц-- это весна.

Как можно охарактеризовать мелодию?

Учащиеся: Учащиеся определяют, что это ВЕСНА!

Учитель: предлагаю прослушать фрагмент 2 части концерта

  • Определите эмоциональное содержание части, темп, динамику?
  • Вслушайтесь в пассажи скрипки. Какие картины деревенского быта возникают в воображении?

Учащиеся: Дают свои ответы.

Учитель: при прослушивании 3 части концерта предлагаю вам ответить на вопрос: Какой принцип использовал Вивальди при создании своих концертов? 

Учащиеся: Принцип контраста.

Учитель: Что такое контраст?

Учащиеся: Противоположность.

Учитель: Назовите мне, какие контрасты бывают в музыке.

Учитель: быстро

Учащиеся: медленно

(тихо — громко, мажор — минор, соло — весь оркестр).

Учитель вместе с детьми определяют Принцип контраста произведения

  • 1-я часть – Allegro (Пришла весна)

быстрая, энергичная, обычно без медленного вступления

  • 2-я часть – Largo e pianissimo sempre (Спящий пастух) лирическая, певучая, более скромная по размерам
  • 3-я часть – Allegro danza pastorale. (Деревенский танец) финал, подвижный, блестящий.

Учитель: Цикл концертов «Времена года» - программное сочинение, в основе которого лежат стихотворные сонеты, с помощью которых, композитор раскрывает содержание каждого из концертов цикла. Предполагается, что сонеты написаны самим композитором.

Весна грядет! И радостною песней
Полна природа. Солнце и тепло, журчат ручьи. И праздничные вести
Зефир разносит, точно волшебство.

Вдруг набегают бархатные тучи, как благовест звучит небесный гром.
Но быстро иссякает вихрь могучий, и щебет вновь плывет в пространстве голубом.

Цветов дыханье, шелест трав, Полна природа грез.
Спит пастушок, за день устав, и тявкает чуть слышно пес.

Пастушеской волынки звук
разносится гудящий над лугами, и нимф, танцующих волшебный круг
Весны расцвечен дивными лучами.

Учитель: Тема времен года всегда была популярна в искусстве. Объясняется это несколькими факторами:

  1. она давала возможность средствами данного конкретного искусства запечатлеть события и дела, наиболее характерные для того или иного времени года.
  2. во-вторых, она всегда наделялась определенным философским смыслом: смена времен года рассматривалась в аспекте смены периодов человеческой жизни

* весна, то есть пробуждение природных сил, олицетворяла начало и символизировала юность

* зима - конец пути - старость.

В изобразительном искусстве времена года, главным образом сельскохозяйственные, изображались в самых разных жанрах, от скульптуры до графики.

В наше современное время тоже есть произведения вокального жанра о времени года.






www.ermolov.ru Приложение 1

Времена года


Белый снег за окном

Кружит неторопливо,

Белоснежным ковром

Покрывая долины.

Но приходит весна,

Разливаясь в капелях,

И звучат птичьих стай

Музыкальные трели.

Припев: В любые дни календаря

Под лучезарным небосводом

Стоять и наслаждаться я

Могу в любое время года.

Мне улыбается заря,

Меня приветствует природа.

Наверно, потому что я,

Люблю любое время года.

Наверно, потому что я,

Люблю любое время года.

На сырую траву

У берёз и у сосен

Разбросает листву

Золотистая осень.

И холодной зимой,

И в дождливое лето,

И в морозы, и в зной

Так прекрасна планета!

Припев (2 раза)

(Муз. и сл. Александра Ермолова)



Времена года (итал. Le quattro stagioni «Четыре времени года») венецианского композитораАнтонио Вивальди — одно из известнейших музыкальных произведений в стиле барокко. Написано в 1723 году, впервые опубликовано два года спустя. Каждый концерт посвящён одному времени года и состоит из трёх частей, соответствующих каждому месяцу. Каждому из концертов композитор предпослал сонет - своего рода литературную программу. Предполагается, что автором стихов является сам Вивальди.

Концерт №1 ми мажор «Весна», RV 269

1. Allegro. Пришла весна

2. Largo e pianissimo sempre. Спящий пастух.

3. Allegro, danza pastorale. Деревенский танец

Сонет:

    Весна грядёт! И радостною песней
    Полна природа. Солнце и тепло,
    Журчат ручьи. И праздничные вести
    Зефир разносит, точно волшебство.   

    Вдруг набегают бархатные тучи,
    Как благовест звучит небесный гром.
    Но быстро иссякает вихрь могучий,
    И щебет вновь плывет в пространстве голубом.   

    Цветов дыханье, шелест трав,
    Полна природа грёз.
    Спит пастушок, за день устав,
    И тявкает чуть слышно пёс.   

    Пастушеской волынки звук
    Разносится гудящий над лугами,
    И нимф танцующих волшебный круг
    Весны расцвечен дивными лучами.

Весна (первая часть) открывается звуками ликования – пением птиц и журчанием родника, затем вдруг слышатся раскаты грома, но вскоре настроение праздника возвращается.

Вторая часть переносит слушателя на зеленый луг. Томная тема у скрипок вызывает в воображении поэтические картины деревенского быта: спящий пастух и ленивый лай собаки, который, по-видимому, иллюстрируют звуки альтов.

Третья часть – это пасторальный танец. Начальная тема рисунком мелодии напоминает звучание волынки, и, вслед за тем, солист опять возвращается к светлому праздничному настроению.

https://kopilkaurokov.ru/muzika/uroki/mietodichieskaia-razrabotka-otkrytogho-uroka-po-muzykie-v-6-klassie-na-tiemu-instrumiental-nyi-kontsiert

КАРТИНА САНДРО БОТТИЧЕЛЛИ «ВЕСНА»

На картине изображена поляна в апельсиновом саду («Сад плодовитый цветёт на полях»). Вся она усеяна цветами («земля-искусница пышный Стелет цветочный ковер»). Ботаники насчитали более 500 цветов («нет и числа их числу»), относящихся к более чем 170 видам. Причём воспроизведены они с фотографической точностью, как например, немецкий ирис в правом нижнем углу. Несмотря на название «Весна», среди них много тех, что цветут летом, и даже зимой («Вечной я нежусь весной»).

Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов; Зефир преследует Хлориду, изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы; и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Чтобы подчеркнуть метаморфозу нимфы, Боттичелли показал, что одежды у Хлориды и Флоры развеваются в разные стороны.

Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. Просветы образуют арку, напоминающую многочисленные изображения Мадонны, в том числе и самого Боттичелли. Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту.

Левее Венеры расположена группа из трёх Харит, которые танцуют, взявшись за руки. Согласно Гесиоду, это Аглая(«Сияющая»), Ефросина («Благомыслящая») и Талия («Цветущая»). Средняя Харита (возможно, Ефросина) смотрит на Меркурия. Позы Харит напоминают позы дочерей Иофора с фрески Боттичелли «Сцены из жизни Моисея» в Сикстинской капелле.

Последнюю группу образует Меркурий с его атрибутами: шлемом, крылатыми сандалиями и кадуцеем. Боттичелли сделал его охранником сада, снабдив мечом. Меркурий с помощью кадуцея добивается того, что «Тучи уходят с небес».

Все персонажи почти не касаются земли, они как бы парят над нею. Эффект усиливался благодаря высокому расположению картины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: Урок-концерт "Песни огненных лет"

Данный урок является реализацией проекта в рамках программы по литературе по теме "Песни огненных лет".В методической разработке представлены:план-конспект урокасценарийвидеоролик (см. видеозапись)пре...

Методическая разработка. Сценарий "Концерт для мама к празднику 8 Марта"

Сценарий праздника в образовательной области "Музыка" "Концерт для мам к празднику 8 Марта"Старшая, подготовительная группаИспользование современных образовательных технологий: Игр...

Методическая разработка сценария концерта "Вечер поэзии. Через поколения...Слово о Матери".

Данная методическая разработка включает в себя произведения великих писателей и поетов разных столетий. Объединяет материал тема Матери, самого значимого в жизни человека для любой эпохи....

Методическая разработка отчётного концерта для родителей "Музыка в поэзии и в звуках"

Методическая разработка содержит сценарий отчётного концерта для родителей по фортепиано, созданный в форме музыкально-поэтической композиции....

Методическая разработка урока-концерта(стихи,песни) для 2-х классов

Использование стихов, песен в изучении иностранного языка делает процесс обучения увлекательным и доставляет удовольствие младшим школьникам....

Методическая разработка сценария концерта ко Дню матери в общеобразовательной школе с презентацией и фильмами детей

Данный сценарий содержит описание подготовки, стихи, написанные для матерей, песни, презентации и фильмы детей, ответные письма матерей....

Методическая разработка праздничного концерта с конкурсной программой "День Защитника Отечества"

Данная моя разработка предназначена классным руководителям 5-9 специальных (коррекционных) классов VIII вида.  Материал был использован для проведения праздничного концерта, посвященного Дню Защи...