Методическая разработка отчётного концерта для родителей "Музыка в поэзии и в звуках"
методическая разработка по музыке по теме

Методическая разработка содержит сценарий отчётного концерта для родителей по фортепиано, созданный в форме музыкально-поэтической композиции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1_metodicheskaya_razrabotka_muzyka_i_poeziya.doc109 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГОУ  ДОД Дворец детского (юношеского) творчества

Московского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка годового

отчетного концерта для родителей

«Музыка в поэзии и в звуках»

Составитель: Коляда Е.В.

педагог дополнительного образования

по классу фортепиано

                                                     Санкт-Петербург

2011

Введение

     Отчетный концерт для родителей «Музыка в поэзии и в звуках» проводиться в рамках реализации опытно-экспериментальной программы отдела. Концерт построен в форме музыкально-литературной композиции, в которой воспитанники, помимо исполнения концертной программы, читают выученные наизусть стихи о музыке, соответствующие возрасту и тематике исполняемого репертуара.

    Большая часть стихов подобрана педагогом, с учетом развития у воспитанников таких нравственных и личностных качеств как доброта, любовь к людям, родному краю, природе, труду. Акцент делается на воспевание красоты души, нравственных отношений, стремление к прекрасному.

    Выразительность и поэтичность слова помогают глубже понять смысл и почувствовать красоту музыкального языка, пробуждают в ребенке представления о возвышенном, величественном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе. Музыка в содружестве с поэзией становиться средством самовоспитания и самосовершенствования.

    В концерте принимают участие дети 1-го и 2-го года обучения, обучающихся по программе «В музыку с радостью».

    Цель концерта: продемонстрировать музыкально – исполнительские навыки  и навык художественного слова  в условиях концертной деятельности.

   Задачи:

- закрепить полученные воспитанниками знания, умения и навыки в условиях концертного выступления (программы)

- Развивать навыки публичного выступления, сценического поведения через исполнение концертного репертуара, чтение стихов

- Развивать эмоциональную сферу, чувство прекрасного

- формировать способность к творческому взаимодействию

Методы, используемые на концерте:

  • Практический,
  • Метод эмоционального воздействия.
  • Метод побуждения к организации семейного досуга детей и родителей.
  • Методы практического контроля и мониторинга через анкетирование родителей

                                  Музыкальный репертуар:

«Василек», русская народная песня;

«Вальс собачек», А.Руббах;

«Во саду ли, в огороде», русская народная песня;

«Гуси», М. Красев;

«Дождик песенку поет», О. Теплякова;

«Два кота», польская народная песня;

«Дождик», русская народная песня (переложение Б.Милича);

«Елочка», М.Красев;

«Кукушка и осел», А Третри;

«Казачок», украинский народный танец;

«Как за синею рекой», русская народная песня;

«Как у наших у ворот», русская народная песня

«Колыбельная» И.Филипп

«Колыбельная Светланы», Т. Хренников

«Марширующие поросята», П.Берлин

«Маленькая Юлька», чешская народная песня

«Марш», Д.Шостакович

«Осень», детская песня

«Ой, лопнул обруч», украинская народная песня

«Ой, ты дивчина», укр.нар.песня

«Петушок», русская нар. Песня

«Паровоз», Г. Эрнесакс

«Птичка», укр. Нар. Песня

«По грибы», Т.Попатенко

«Песня кота Леопольда» Б. Савельев

«По дону гуляет», русская народная песня

«Старинная французская песенка»

«Тонкая рябина», русская народная песня

«Тень-тень», РНП в обр. В Калинникова

«Три поросенка», Д.Уотт

«Ухти-тухти» Г. Портнов

«Ходила младешенька», РНП

«Шербургские зонтики», М. Легран

«Этюд», Е. Гнесина

«Я на скрипочке играю», А Филиппенко

«Я на горку шла», русская народная песня

Сценарий концерта

Ведущий – педагог объединения

Вед.: Здравствуйте дорогие родители и гости! Мы рады Вас приветствовать на нашем отчетном концерте, который называется «Музыка в поэзии и в звуках». Подошел к концу учебный год и наступило время подвести итоги, а с ними у каждого воспитанника появилась возможность продемонстрировать свои успехи в деле понимания и исполнения фортепианной музыки.

   Древнегреческий философ Платон изрек замечательные слова: «Музыка воодушевляет мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения, музыка придает жизнь и веселье всему существующему. Её можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного».

   На занятиях ребята учились не только чисто технически исполнять пьесы, но также учились понимать смысл музыкального языка, чувствовать красоту музыкальных звуков..

 Музыка, живопись, поэзия – это виды искусства, которые тесно связаны между собой и часто переплетаются обогащая и дополняя друг друга. И сегодня концертные номера воспитанников дополнены прекрасными, выразительными стихами о музыке, которые ребята подготовили к своему выступлению.

  Казалось бы, совсем недавно большинство присутствующих здесь ребят впервые пришли в класс ф-но, а сегодня уже выступают с отчетной программой Прошел всего один учебный год, а сделано было немало. Ребята освоили нотную грамоту, овладели навыками игры на фо-но, научились понимать музыкальный язык, почувствовали интерес к занятиям. И каждый достиг определенного результата. Вырос в музыкальном и личностном плане, несмотря на трудности, которые возникали в учебном процессе.

    К сожалению, репертуар детей несколько ограничен рамками начального периода обучения и разными возможностями обучающихся. Но все ребята очень старались и готовились к сегодняшнему выступлению, это их первый концертный опыт, поэтому не судите строго и поддержите их своими аплодисментами. А мы с ребятами постараемся вас порадовать.

   Начальный год обучения – интересный, но достаточно непростой и своеобразный этап. Много нового, на первый взгляд- непонятного и непривычного.

   Для многих детей было настоящим открытием узнать как устроено ф-но, увидеть бесчисленное количество толстых и тонких струн, молоточков, демферов внутри инструмента, узнать как получается звук при нажатии на клавишу.

   Своим восхищением от этого с нами поделится Торак Аня, прочитав стихотворение Осипа Мандельштама «Миньон»

Мы сегодня увидали

Городок внутри рояля

Целый город костяной-

Молотки стоят горой.

Блещут струны жаром солнца,

Всюду мягкие суконца,

Что ни улица- струна

В это городе видна.

  1. «Василек»,РНП
  2. «Петушок»,РНП
  3. «Два кота», польская НП   (исполняет Торак Аня)

Вед.: 1-й год очень ответственный для дальнейшего развития музыканта: формируется интерес к музыкальным занятиям, устанавливаются первоначальные навыки владения игрой на инструменте, осваивается нотная грамота. Все эти процессы непростые, требующие внимания, терпения, трудолюбия, усидчивости и воли. Порой на занятиях случались моменты, напоминающие ситуацию в смешном стихотворении Татьяны Варламовой «Урок музыки», которое нам расскажет Кчебекова Альбина.

За роялем я сижу

Нужных нот не нахожу.

Не могу я их учить!

Легче зуб больной лечить!

Эти точечки, кружочки,

На линеечках крючочки…

Сейчас я паузы учу-

Полчаса уже молчу.

Вед: У Альбины, к слову сказать, этап освоения нотной грамотой прошел благополучно и сейчас она нам исполнит пьесы:

  1. «Вальс собачек», А.Артоболевская
  2. «Гуси», М.Красев
  3. «По грибы», Т. Попатенко

Вед: Нас окружает прекрасный мир природы, наполненный разными удивительными звуками. Внимательный , чуткий и добрый человек может их  услышать  и отобразить в музыке. Стихотворение Бориса Заходера вам расскажет Степанов Иван:

Дождик песенку поет

Кап-кап-кап-кап!

Только кто ж его поймет?

Кап-кап-кап-кап!

Не поймем не я, ни ты.

Кап-кап-кап-кап!

Но зато поймут цветы

Кап-кап-кап-кап!

  1. «Дождик песенку поет»
  2. «Паровоз», Г. Эрнесакс (исполняет Степанов Лев)

Вед: Тему природы в своем выступлении продолжит Смирнова Ева

 Звучит восход,закат поет,

Звучит в реке весною лед.

Ручьи хрустальные звенят,

Звучит зимою снегопад

Осенним днем звучит листва.

Звучит под ветерком трава,

Цветы звучат, когда они

Дождем росы напоены.

Звучит огонь, дожди, волна

Звучит лесная тишина.

Повсюду музыки шаги,

Они чудесны и легки.

  1. «Дождик» РНП
  2. Чешская нар. Песня «Маленькая Юлька»(обр. Е. Туманян)
  3. РНП «Как у наших у ворот» (перелож. О. Бахмацкой)

(Исполняет Смирнова Ева)

Вед: А сейчас перед вами выступит Митичев Иван. Он расскажет стихотворение про ноты:

  На свете семь сестер живут,

С утра до ночи все поют.

Имена у них спроси-

«До, ре, ми, фа , соль, ля, си»

Есть у нот особый дом

Пять линеечек на нем,

Чтоб попасть к ним на прием-

Открываем дверь ключом.

Два ключа всегда как раз

На брелке висят у нас.

Их названия не новы-

Ключ скрипичный и басовый.

  1. П. Берлин «Марширующие поросята»
  2. А филиппенко «Я на скрипочке играю»
  3. Б.Савельев «Песня кота Леопольда»
  4. Д.Уотт «Три поросенка»    

(Исполняет Митичев Иван)

Вед.: Музыка – это прекрасная страна, которая открывает людям глаза на красоту природы, нравственных отношений, труда. Благодаря музыке в человеке пробуждаются представления о возвышенном, прекрасном и величественном не только в окружающем мире, но и в самом себе.

  Наш концерт продолжает дуэт – Юнусова Марина и Павлечук Настя. Свое выступление они начнут со стихотворения «Страна музыки»:

Есть на земле одна страна,

Зовется музыкой она.

Созвучья в ней живут и звуки,

Но чьи их откурывают руки?

Кто заставляет мир звучать

Когда он устает молчать?

Когда он будто бы струна,

Которая звенеть должна?

Конечно, это музыкант,

Его порыв, его талант

Его желание творить

И людям красоту дарить.

Он учит душу ввысь смотреть

И, не боясь преград, лететь

В страну, где звуки дарят счастье

Где все у музыки во власти.

Вед.: Девочки дружат в жизни и их дружба продолжилась в творчестве, вылившись в фортепианный дуэт:

  «Казачок» укр.нар.танец

Вед: А теперь послушаем их сольные номера:

1. Абелян «Осенняя песенка»

2. А.Третри «Кукушка и осел»

3. Г.Портнов «Ухти-тухти» (Исполняет Павлечук Настя)

А.Руббах «Воробей» (Исполняет Юнусова Марина)

Начальный детский репертуар состоит из легких переложений и обработок известных и любимых детских песенок. Распевая с раннего детства эти песенки, дети затем их с удовольствием разучивают по нотам. Стихотворение «Песня нотки позвала» расскажет Стукалова Василиса:

Песня над землей звучала

Без конца и без начала.

«Принимайтесь за дела!»

- Нотки песня позвала.

Принялись послушно ноты

За Волшебную работу.

Стали песенку писать

Быстро в нотную тетрадь.

Песня в ноты превратилась.

Рассмеялась, оживилась.

И пропела звонко нотам:

«Всем спасибо за работу»

  1. М.Красев «Елочка»
  2. РНП «Как за синею рекой»

(Исполняет Стукалова Василиса)

Вед: А сейчас я хочу вам представить семейный ансамбль: Тронины Соня и Влад. Хоть Соня занимается у другого педагога, мы нашли возможность создать замечательный дуэт брата и сестры. Как и в любой семье наверняка у них бывают ссоры и разлады между собой. Хочется надеяться, что музыка станет для них той областью, которая будет их примерять и сближать. Стихотворение фортепиано расскажут Тронины Соня и Влад:

Фортепиано – что такое?

Это таинство большое,

Разных клавиш разговор,

Черно-белый вечный спор.

В черных клавишах – бемоли

И диезы звонко спорят.

В белых чистые тона,

Ровная у них стена.

Ноты вразнобой звучат,

Подчиняться не хотят.

Примиренье наступает

Если музыкант играет.

Утихают мигом споры,

Клавиш вечные раздоры.

Всем дана одна работа,

Служат музыке все ноты.

  1. Укр.нар.песня «Птичка»
  2. Укр.нар. танец «Казачок»

(исполняет ансамбль Тронины Соня и Влад)

Вед: Музыка очень разнообразна, существует в разных видах, разных проявлениях, но в основе ее лежат три основных жанра: песня, танец, марш. Их еще называют тремя китами, на которых держится вся музыка. Сейчас прозвучит пьеса, представляющая один из жанров. Думаю, вы сами поймете какой, из стихотворения, которое прочтет Пущенко Алексей.

Под звуки марша в бой идут,

Победу празднуют, поют.

Под марш выходят на парад

И маршируют дружно в ряд.

Марш бодрость духа придает

К свершеньям новым он зовет

Под звуки марша раз - и встал

И с новой силой зашагал

Д. Шостакович «Марш» (исполняет Пущенко Алексей)

Музыка не только доставляет нам удовольствие. Она многому учит. Она, как книга, делает нас лучше, добрее умнее. И этот процесс начинается уже с рождения, когда ребенок слушает мамины колыбельные песни и впитывает вместе со звуками любовь, ласку, нежность. Послушайте стихотворение «Колыбельная», которое расскажет Гурьева Настя:

Колыбельная страна

Светлой нежности полна.

Звуки в ней как поцелуи

Как дождя и солнца струию

 Из любви они и ласки.

В них живут ночные сказки,

Феи добрые и гномы

В них устроились как дома.

В этих звуках мамы свет,

И его роднее нет.

Глаз тепло ее и рук

Беспокойный сердца стук.

  1. И Филипп «Колыбельная»
  2.  Т. Хренников «Колыбельная Светланы»
  3.   Чешский нар. Танец «Аннушка»

(исполняет Гурьева Настя)

Вед.: немалую часть музыкальной культуры составляют русские народные песни, которые являются ценнейшим образцом народного творчества. «Красота в русской музыке состоит не в нагромождении эффектов и гармонических созвучий, а в простоте и естественности » - сказал великий русский композитор П.И. Чайковский. Наш концерт продолжает Мелькаева Полина:

 Ты откуда, русская, зародилась музыка?

То ли в чистом поле,то ли в лесе мглистом?

То ли в радости ли? В боли?

Или в птичьем свисте?

 Ты скажи откуда грусть в тебе и удаль?

В чьем ты сердце билась с самого начала?

Как же ты явилась? Как же зазвучала?

Пролетали утки – уронили дудки.

Пролетали гуси – уронили гусли.

Их порою вешней

Нашли и удивились.

Ну а песня? С песней на Руси родились.

  1. Укр.нар.песня «Ой ты дивчина»
  2. Детская песня «Осень»
  3. Русск. Нар. Попевка «Тень-тень»(обр. В Калинникова)

(исполняет Мелькаева Полина)

Вед: Тему русской музыки продолжит Левандовская Элина. Она прочтет стихотворение «Песни России»:

 Песня русская в березах,

Песня русская в хлебах,

На покосах, на морозах,

На санях и на лучах…

На ветру шумят рябины,

Каждый слушать их готов!

Столько песен у России,

Сколько во поле цветов.

Кто сложил ее не знаю,

Только песня так добра.

Песня с детства мне родная

И подруга и сестра.

А слова ее простые

Душу трогают до слез.

Столько песен у России

Сколько в рощице берез.

  1. РНП «тонкая рябина» (Исп. Левандовская Элина)

Вед: А сейчас прозвучит две РНП, ставшие уже русской классикой. Но сначала послушайте стихотворение «Музыка и душа», которое прочтет Кононенко Иван:

Душа без музыки страдает,

Она как будто замирает.

А сердце бьется еле-еле,

Когда душа болеет в теле.

Бесценный музыки бальзам

Творец вручил с рожденья нам,

Чтобы душа не уставала

И телу чахнуть не давала.

  1. РНП «Во поле береза стояла»
  2. РНП «По Дону гуляет»

(Исполняет Кононенко Иван)

Вед: репертуар обучающихся весьма разнообразен. Он включает в себя классические произведения, обработки детских и народных песен, а также легкие переложения эстрадных популярных мелодий, ставших уже своего рода классикой.

  1. М. Легран «Шербургские Зонтики»
  2. РНП «Ходила младешенька»

(исполняет Арефьева Даша)

Вед: В заключении концерта прозвучит стихотворение «Музыка-волшебница». Его расскажет Шибаева Оля:

У старика спросил поэт:

-Что музыка такое, дед?

- Воспоминание она,

В ней юность давняя слышна.

Был задан девочке вопрос

Она ответила всерьез:

-похожа музыка на луч,

Окно пробивший из-за туч.

А юноша ответил так:

- Без музыки нельзя никак.

Душа без музыки грустит

В простор волшебный не летит.

А  девушка, пожав плечом,

Сказала: «Музыка-наш дом,

В ней все родное, все свое,

Во всем дыхание ее.»

 - Вы правы все, -сказал поэт,

Прекрасен каждый ваш ответ.

Одно хочу я повторить –

Нас учит музыка любить.

Нас учит вспоминать она,

Что в нашем сердце есть страна,

В которой счастья бьет родник,

Не замирая ни на миг.

  1. «Этюд», Е.Гнесина
  2. Старинная французская песня

(исполняет Шибаева Оля)

Вед.: На этом наш отчетный концерт подошел к концу. Спасибо всем детям за выступления, слушателям – за внимание. До новых встреч.

Ожидаемый результат:

Дети:

- закрепят полученные в процессе обучения знания, уменя, навыки.

-проявят выдержку, самообладание, умение доносить художественный образ

-почувствуют эмоциональную наполненность мероприятия

-покажут способность творческого взаимодействия через собственное участие в концерте

       

 

  Информационная карта открытого мероприятия

  1. Ф.И.О.   Коляда Е. В.

  1. Стаж работы: 12 лет

  1. Категория: высшая

  1. Место проведения:  кабинет № 43

  1. Дата и время проведения: 21 мая  2011 г., 13. 00 ч

  1. Возраст детей:  6-14 лет

  1. Количество детей: 18 человек

  1. Продолжительность мероприятия: 1час 20 минут

  1. Форма мероприятия: концерт

  1. Название мероприятия: «Музыка в поэзии и звуках»

                        Пояснительная записка

    Идея:        Отчетный концерт для родителей «Музыка в поэзии и в звуках» проводиться в рамках реализации опытно-экспериментальной программы отдела. Концерт построен в форме музыкально-литературной композиции, в которой воспитанники, помимо исполнения концертной программы, читают выученные наизусть стихи о музыке, соответствующие возрасту и тематике исполняемого репертуара.

    Большая часть стихов подобрана педагогом, с учетом развития у воспитанников таких нравственных и личностных качеств как доброта, любовь к людям, родному краю, природе, труду. Акцент делается на воспевание красоты души, нравственных отношений, стремление к прекрасному.

    Выразительность и поэтичность слова помогают глубже понять смысл и почувствовать красоту музыкального языка, пробуждают в ребенке представления о возвышенном, величественном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе. Музыка в содружестве с поэзией становиться средством самовоспитания и самосовершенствования.

    В концерте принимают участие дети 1-го и 2-го года обучения, обучающихся по программе «В музыку с радостью».

     Цель:   продемонстрировать музыкально – исполнительские навыки  и навык художественного слова  в условиях концертной деятельности.

   Задачи:

- закрепить полученные воспитанниками знания, умения и навыки в условиях концертного выступления (программы)

- Развивать навыки публичного выступления, сценического поведения через исполнение концертного репертуара, чтение стихов

- Развивать эмоциональную сферу, чувство прекрасного

- формировать способность к творческому взаимодействию

                Исполнители – воспитанники объединения:

                    1 год обучения 

  1. Митичев Иван
  2. Гурьева Настя
  3. Павлечук Настя
  4. Горак Аня
  5. Кочаткова Алёна
  6. Смирнова Ева
  7. Стукалова Василиса
  8. Мелькаева Полина
  9.  Степанов Лев
  10.  Кчебекова Альбина
  11.  Тронин Влад
  12. Юнусова Марина
  13. Левандовская Элина

                   2 год обучения

  1. Пущенко  Алексей
  2. Шибаева Оля
  3. Арефьева Даша
  4. Кононенко Иван

Всего: 17 человек

    Ведущие принципы при проведении концерта:

Принцип единства эмоционального, эстетического и этического.

 Принцип активного воплощения эмоций и творческого самовыражения воспитанников

 Принцип связи обучения с окружающей действительностью

 Принцип сотрудничества

 Принцип коллегиальности и сотворчества

      Основные методы, используемые на концерте:

 

          Словесный

  • Практический
  • Метод эмоционального воздействия.
  • Метод побуждения к организации семейного досуга детей и родителей
  • Методы практического контроля и мониторинга через анкетирование родителей

        Материально-техническое оснащение:

      - кабинет

      - стулья

      - инструмент

      - программки концерта

      - фотографии на стенде

      - анкеты для отзывов

Resource id #78

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: Урок-концерт "Песни огненных лет"

Данный урок является реализацией проекта в рамках программы по литературе по теме "Песни огненных лет".В методической разработке представлены:план-конспект урокасценарийвидеоролик (см. видеозапись)пре...

«ЭТОТ ТАНЕЦ МНОГОЛИКИЙ» Сценарий разработка отчётного концерта по историко – бытовому и современному бальному танцу

      На протяжении всей истории хореографии существуют танцы простого народа и танцы аристократического общества.        Исторический танец занял значительно...

Методическая разработка. Сценарий "Концерт для мама к празднику 8 Марта"

Сценарий праздника в образовательной области "Музыка" "Концерт для мам к празднику 8 Марта"Старшая, подготовительная группаИспользование современных образовательных технологий: Игр...

Методическая разработка сценария концерта "Вечер поэзии. Через поколения...Слово о Матери".

Данная методическая разработка включает в себя произведения великих писателей и поетов разных столетий. Объединяет материал тема Матери, самого значимого в жизни человека для любой эпохи....

Методическая разработка открытого мероприятия по английскому языку "Поэзия Роберта Бернса" с использованием ИКТ-технологии

Мероприятие адресовано учащимся 8-11 классов.Совершенствуются речевые навыки, углубляются знания иностранной литературы, приобретается опыт публичных выступлений, работы в группе, воспитывается уважит...

Методическая разработка мероприятия по литературе "Конкурс знатоков поэзии"

Интересное соревнование между командами 9-11 классов на знание поэзии. Ученики показывают знание изучаемых в школе произведений и самостоятельно прочитанных стихов. Много читают наизусть, показывают а...

Методическая разработка занятия по литературе "Жизнь и поэзия М. Цветаевой"

Занятие посвящено основным этапам биографии и творчества М.И. Цветаевой...