Уроки по музыки. 3 класс.5 класс.
презентация к уроку по музыке (5 класс)

Завадская Ирина Анатольевна

Урок по  музыке  3 класс."Опера  Иван  Сусанин".М.И.Глинка.

Урок  по  музыке 3  класс. "Музыкальные  инструменты   "Скрипка"

Урок  по музыке  3 класс. Сюита  "Пер Гюнт".Эдвард  Грига.

Урок  по  музыке  5 класс. Тема:Фольклор  в  музыке  русских  композиторов."Кикимора".

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Тема урока: Сюита «Пер Гюнт» 3  класс

Цели:

1.Познакомить с симфонической сюитой «Пер Гюнт»; углубление интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа музыкальных произведений.

2. Развивать у учащихся музыкальную память, тембровый слух, творческое воображение, эмоциональный отклик на музыкальные произведения,  вокально-хоровые навыки.

3.Воспитывать  культуру слушания, потребность к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой.

Формирование универсальных учебных действий:

1. Личностные УУД:

воспитание интереса к  музыкальному искусству посредством восприятия и исполнения музыкальных произведений, формирование  эмоционального  и осознанного  усвоения  жизненного содержания музыкальных сочинений на основе понимания их интонационной природы.

2. Регулятивные УУД:

планирование собственных действий в процессе восприятия музыки, создание  музыкально-танцевальных импровизаций, оценка своей музыкально-творческой деятельности.

3. Познавательные УУД:

формирование интереса к  музыкальным занятиям и  позитивного отклика на слушаемую и исполняемую музыку, на участие в музыкально-творческой деятельности, расширение представлений о средствах музыкальной выразительности.

4. Коммуникативные УУД:

 взаимодействие с учителем в процессе музыкально – творческой деятельности, владение умениями совместной деятельности.

Оборудование:  мультимедийный проектор.

Ход урока.

 

Слайд.

 1. Организационный момент.  

1.Музыкальное приветствие, распевание.

( Обращаем внимание на четкое вступление, окончание, дикцию, свободное звучание.)

2.Психологический настрой.

Я желаю вам, не только получить хорошие отметки, но и что бы сегодняшний урок помог вам приобрести новые впечатления и знания.

2.Изучение нового материала.

3. Сообщение темы, целей урока

У нас сегодня необычный урок. Мы с вами с помощью музыки совершим путешествие в красивую страну Норвегию. Она находится  у Северного моря. В ней много морских  заливов, гор, скал,  снегов, озёр. 

 Норвегия - родина гномов, троллей, эльфов. По легенде эти сказочные существа живут в горах и скалах, которых много в Норвегии.

4. Объяснение нового материала.

В этой стране родился, жил и творил прекрасный композитор, пианист, дирижер Эдвард Григ, которого очень любил норвежский народВсё его творчество тесно связано с жизнью и бытом норвежского народа, с образами родной природы. В своих произведениях Григ отражал разные стороны жизни в Норвегии – и радости, и скорби. Григ очень часто использовал в своих произведениях народную норвежскую музыку. Самой знаменитой музыкой Э.Грига является музыка, сочиненная  для постановки спектакля, драмы, писателя  Генриха Ибсена «Пер Гюнт». 

Драма- литературное произведение для постановки на сцене. Людям, посещавшим театр, так понравилась эта музыка, что наиболее полюбившиеся музыкальные картины Григ объединил в сюиту. Так и появилось на свет гениальное произведение Сюита « Пер Гюнт»

Что же такое сюита?      

Сюита – это музыкальное сочинение, состоящее из нескольких (4 и более) частей, разных по характеру.

Пер Гюнт – главный герой драмы. Юноша красив и смел, но неисправимый фантазер, искатель приключений. Он так нахвастался и заврался в своей деревушке, что её жители прогнали его. От горя умирает мать .Отправляется  Пер Гюнт странствовать по миру в поисках  счастья,  оставив в деревне любимую девушку по имени Сольвейг. Было ему тогда всего лишь 20 лет. Во время путешествия он попадал в разные страны: в Америку, в Египет,  в Китай и в Африку.

Сегодня на уроке мы  проследим путь странствий главного героя и познакомимся с самыми яркими музыкальными картинами сюиты.

Открывает сюиту музыкальная картина «Утро» . Пер Гюнт , путешествуя по Египту встречает восход солнца, но перед глазами его — родная Норвегия. Сейчас зазвучит музыка, и мы услышим приветливую песню пастушка, журчание ручейка, увидим, как прекрасна долина, прозрачен и чист воздух. Все это рисует изумительная музыка Грига.

Слушание «Утро»

-О чем рассказывает эта музыка?

(о пробуждении природы, о красоте родного края)

-Как удалось композитору нарисовать картину утра, при помощи каких средств музыкальной выразительности?

(плавная мелодия, спокойный темп, тембры инструментов).

-Скажите, а главная мелодия звучит один раз, или она повторяется? 

- Этот повтор абсолютно одинаковый, или каждый раз что-то изменяется? Что?

(от пиано постепенно нарастает до форте, прибавляются музыкальные инструменты). 

Такое развитие музыки называется – вариационным, вариация – изменение (повторение главной мелодии с изменениями создает форму вариаций).

-А почему, как вы думаете, композитор выбрал такое развитие, почему не сделал простой повтор? Что он хотел этим показать?

(постепенное пробуждение природы).

- А как вы услышали, что солнце взошло? Как называется самая яркая точка,  наивысшая точка напряжения? (кульминация). 

-Давайте сейчас попробуем жестом показать, как восходит солнце, развитие музыки и отметить кульминацию.

Представьте , что у вас в руках тоненький лучик. Он очень слабенький, самый первый. Надо очень нежно и плавно, в характере музыки отпустить его в небо.

Пластическое интонирование «Утро»

В странствиях по миру Пер Гюнт несколько раз достигал сказочного богатства. Разбогатевший Пер путешествуя по жаркой Аравийской пустыне попадает к вождю племени бедуинов.  Арабы принимают его за важную персону. Красивая, но коварная дочь вождя Анитра, - пытается очаровать Пера своей красотой и танцем.

 Слушание «Танец Анитры» 

 

— Какая музыка по характеру? (легкая, отрывистаяизящная)

-Какие инструменты  симфонического  оркестра  исполнили мелодию легкую, отрывистую и напевную? (струнные инструменты)

-Как вы думаете какой  характера у Анитры?

«Красив и грациозен

Танец девушки Анитры был.

Блеск в очах, восточный пыл…

Дом родной Пер позабыл.»

Но Анитра   обманывает его. Её чувства к Перу не искренни. Выпросив у Пера деньги и драгоценности,  Анитра внезапно бьёт его хлыстом по рукам и галопом скачет обратно в пустыню, оставив Пера одного.

Однажды Пер Гюнт долго бродив по горам, уставший решил прилечь отдохнуть в пещере, пока какие- то тени не стали обступать его. Они дробились, превращались в крылатых зверей. Перу стало страшно, он пытался бежать, но не тут- то было! Нечисть не пускала его. Это были тролли. Тролли – ночные существа и боятся только одного – ясного солнца, от которого они рассыпаются и превращаются в камниИ сам горный король сделал Перу предложение - вступить в мир троллей, заглушить в себе все человеческое и жениться на его дочери.

Взамен горный король обещает Перу несметные богатства. О, нет, даже такой беспечный сумасброд, как Пер, не согласен на это, ведь у него уже есть невеста - красавица Сольвейг. Разъяренные тролли хотят разорвать Пера в клочья. И если бы не раздавшийся звон церковного колокола, кто знает, что бы произошло! 

Слушание « В Пещере горного короля»

- Как музыка звучала в начале?  (настороженно, тихо,   таинственно, как будто подкрадывается, шаги слышны, маршевая, медленно).

- Что произошло дальше?  (музыка стала звучать быстрее и громче.) 

- Что это изменилось в музыке   (темп и динамика)

Один и тот же прием развития музыки позволил композитору нарисовать такие контрастные картины – «Утро», и «В  пещере горного короля». Два разных образа: образ спокойствия, красоты и образ зла. 

Тролли устроили дикий танец вокруг Пера

-Танец какой? (быстрый, стремительный, дикий, страшный)

А давайте теперь попытаемся с вами изобразить этот «Танец  троллей»?

Танцевальная импровизация

Долго путешествовал  Пер Гюнт в поисках счастья - 40 лет. И все эти годы ждала и продолжала любить его невеста Сольвейг.. Все эти сорок лет она молилась и надеялась, что он вернётся. ( Читаю на русском « Песня Сольвейг»)

Слушание «Песня Сольвейг»

О чем поет Сольвейг?

(Она поет о любви к Перу).

-Какое настроение у Сольвейг?

(грустное, печальное)

-Всегда такое? Музыка менялась? Какая стала?

(подвижная, светлая)

А почему появилась  контрастная, подвижная и светлая мелодия?

 (Эта мелодия передает  надежду на встречу).

Когда кого-то очень долго ждёшь, начинаешь вспоминать события из жизни.

Так и Сольвейг, начинает вспоминать то время, когда они  с Пером были вместе, вспоминает праздники, которые они справляли вместе в своей деревне.

За сорок лет странствий Пер Гюнт побывал в разных странах. Он торговал, богател, научился хитрить и обманывать, стал дельцом и торговцем. Однажды, встречая восход солнца в Египте, Пер Гюнт вдруг вспомнил Норвегию и решил вернуться. Его не узнали на Родине. Лишь только Сольвейг, его невеста, поняла, кто перед ней стоит.  Её возлюбленный остался для нее прежним - смелым и добрым. Она верила ему, была счастлива своей любовью.  А Пер Гюнт путешествуя долгих сорок лет, счастья так и не нашел. Вернувшись домой он понимает, что здесь оставалось самое дорогое, что у него есть: невеста Сольвейг, которая ждала его долгих сорок лет, и конечно же, его родная земля.

3.Итог урока.

С какой симфонической сюитой мы сегодня познакомились? Композитор? Что такое сюита? (музыкальное произведение, состоящее из нескольких частей, объединенных общим замыслом).

-Композитор с помощью музыки может рисовать картины.

-Что он для этого использует?

(Для этого он использует средства музыкальной выразительности  (ритм, тембр,    динамику, лад, темп).

4.Рефлексия:

Я узнал(а)…

Мне  запомнилось и   понравилось на уроке

Я получил радость

- Мне хочется отметить работу на уроке …..

-Как вы думаете, в чем же настоящее счастье?

(в любви к своим близким, к своей родине)…..

Давайте завершим наш урок красивой и доброй песней.  

Песня « Дорогою  добра»

- Большое спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

3 класс. Конспект – урока по    музыки.

Тема: Опера М.И. Глинки «Иван Сусанин».

Цель урока: познакомить учащихся с оперой  М.И.Глинки «Иван Сусанин».

Задачи:

  • образовательная – знакомство с жанром «Опера»;
  • развивающая – развитие музыкального мышления у учащихся;
  • воспитательная – воспитание у учащихся чувства патриотизма и любви к Родине.

Методы: ретроспективы и перспективы; наглядности; музыкальной импровизации;

Оборудование:

  • телевизор и DVD проигрыватель,
  • проектор и компьютер,

Ход урока 

I. Организационный этап 

1. Введение в тему урока.

Учащиеся входят в кабинет под музыку М.И.Глинки Хор «Славься», из оперы «Иван Сусанин».

2. Просмотр видео фрагмента  оперы «Иван Сусанин», (вступление к опере). 

II. Познавательный этап 

1. История создания оперы.

Рождение оперы

Шел 1600год. Празднично разукрашенная Флоренция принимала все новых и новых гостей. Со всех концов Италии и из разных стран съезжались сюда знатные люди. Предстояли пышные торжества: свадьба французского короля Генриха IV и дочери правителя Флоренции герцога Медичи – Марии.

Семья Медичи славилась своим пристрастием к искусству, особенно любовью к театру и музыке, и все предвкушают, что на свадьбе смогут увидеть и услышать нечто совершенно необычное. Дворец уже полон гостей. Здесь собрался цвет итальянского искусства: поэты и музыканты, композиторы, актеры. Среди них известный литератор Оттавио Ринуччини, певцы-композиторы Пери и Каччини, Винченцо Галилей – композитор, ученый-музыкант и исполнитель на лютне, отец великого астронома Галилео Галилея. Граф Барди, ведавший всей художественной жизнью дворца Медичи, подводит к этой группе и представляет неизвестного пока музыканта Клаудио Монте вели.

Основной частью торжеств, поразившей всех присутствующих, была разыгранная певцами, поэтами и музыкантами драма о древнегреческом певце Орфее.

Новое произведение очень понравилось, но и вызвало множество споров.

« - Как можно! Так поют только мои крестьяне! – говорили одни…

- Но зато это так понятно, так просто и захватывающе, - парировали другие…

- Синьоры! Господа! Прошу выслушать меня, положил конец спорам граф Барди. – Я объясню наш замысел, мы решили, что неплохо было бы, чтоб древнегреческий миф прозвучал так, как некогда исполнялись в античной Греции трагедии - нараспев. Мы вспомнили, что  в народе поются песни, баллады всегда одним певцом. Это похоже на исполнение древних греков. Мы стали прислушиваться к такому пению, а потом и к нашей речи и услышали в каждой разговорной интонации свою музыку. Люди говорят так выразительно, разнообразно, то гневаясь, то скорбя или радуясь, то умоляя, упрашивая горячо и страстно! Мы услышали музыку речи.

Пери переложил на музыку то, что создал поэт Оттавио Ринуччини. Получилась речевая мелодия – речитатив.

-

И первую настоящую оперу создал Клаудио Монтеверди.

Монтеверди почувствовал, что речитативы в музыке являются вспомогательными, что мелодия должна литься, захватывая и завораживая слушателя своей красотой, и он стал чередовать речитативы с распевными мелодиями, выражавшими переживания героя. Эти мелодии стали называться «ариями» (что по-итальянски означает дух, дыхание, т.к. для того чтобы произнести длинную фразу, надо набрать в легкие побольше дыхания). 

Так возникла опера – самый сложный из всех видов музыки жанр.

Значение термина «опера».

Что же значит это слово?

«Опера», - в переводе с итальянского означает «труд, сочинение».

Самые первые опыты, не имея точного определения только что возникшего жанра, именовались: «сказание в музыке», или «музыкальная повесть», и к этому названию обязательно прибавлялось – «труд» или «сочинение» такого-то композитора. Позднее длинное название сократилось и осталась лишь короткая приписка – «опера». Так возник новый музыкально-театральный жанр.

-    Это история возникновения оперы как жанра. И сейчас мы с вами познакомимся с возникновением первой национальной русской оперы.

2. Предыстория  возникновения оперы «Иван Сусанин» М.И.Глинки

Михаил Иванович Глинка – родился в 1804г., с. Новоспасском в семье помещика. Глинка любил крепостной оркестр дяди, где он играл на скрипке и флейте. Исполнял народные пьесы и западные. Позже стал учиться играть на фортепиано. Михаил воспитывался в русских народных традициях, до последних дней русская песня была любимой музыкой М.Глинки.

Грянули грозные события Отечественной войны 1812. События этих лет навсегда запечатлелись в юной душе будущего композитора. Неизгладимая память о величии и героизме русского народа стала основой, на которой впоследствии выросла и сформировалась личность Глинки – художника и гражданина.

Второе событие, которое столь же сильно врезалось в память композитора, 14 декабря 1825 года. Утром в тот страшный день Глинка был на Дворцовой площади, потом на Сенатской .Он слышал пушечные выстрелы, направленные против «мятежников», ;среди  них были и его друзья.

М.И.Глинка задумывается о создании музыкального  произведения  рассказывающего о героизме русского народа. Несколько лет он путешествует по Италии, - где изучал bell canto и итальянскую оперу. Познакомился с Беллини, Доницетти. В итальянской опере писал арии, вариации на итальянские темы.

В Италии Глинка задумал написать оперу. Появился замысел «Ивана Сусанина

«В то время Москву занимали поляки, они хотели утвердить на российском престоле царевича Владислава, сына короля Сигизмунда III…»

        

Улица села Домнино. Здесь собрались воины народного ополчения и крестьяне, среди которых Иван Сусанин и его дочь Антонида. Антонида мечтает о возвращении жениха, ратника Богдана Собинина и о свадьбе с ним . На что Сусанин сначала отвечает: «Не до свадеб, пока Русь страдает под игом врагов». Но узнав от Собинина, что поляки в Москве уже окружены, он уступает общим уговорам и соглашается.

В избе Сусанина неожиданно появляется отряд поляков. Они требуют, чтобы Сусанин показал им дорогу на Москву. Узнав, что Сусанина увели поляки, Собинин решает направиться с отрядом на спасение отца Антониды.

Глухой лес, занесенный снегом. Сюда Сусанин привел поляков. Поляки засыпают, бодрствует один Сусанин. Он размышляет о предстоящей гибели, вспоминает близких и мысленно прощается с ними. Поляки , проснувшись, убеждаются в том, что  Сусанин завел их в непроходимую глушь.

«Куда ты завел нас?» - лях старый вскричал.
« Туда, куда нужно! – Сусанин сказал. –

Убейте! замучьте! – моя здесь могила!
Но знайте и рвитесь: я спас Михаила!
Предателя, мнили, во мне вы нашли;
Их нет и не будет на Русской земли!
В ней каждый отчизну с младенчества любит
И душу изменой свою не погубит».

III. Итог урока 

1. Выполнение творческой работы.

Составить по 1 вопросу  для теста , с вариантами ответов по:

  • создание оперы как жанра
  • биография композитора
  • опера «Иван Сусанин»

IV. Домашнее задание

  • Нарисовать иллюстрацию к наиболее понравившемуся фрагменту оперы «Иван Сусанин»
  • Написать отзыв: «Какие чувства вызвала у меня опера М.И.Глинки «Иван Сусанин»».


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Конспект  урока   по  музыке. Тема  урока   Музыкальный  инструмент  скрипка.

Класс: 3

Предмет: музыка.

Тема: Музыкальные инструменты. Скрипка.

Цель урока: Познакомить учащихся с музыкальным инструментом — скрипка.

Задачи урока:

  1. Продолжить знакомство с инструментами симфонического оркестра.
  2. Развивать вокально — хоровые навыки, культуру слушания, творческие способности.
  3. Познакомить детей с особенностью музыкального инструмента — скрипкой; с творчеством скрипача — виртуоза Никколо Паганини; разучить песню «Волшебный смычок», выполнить творческое задание.

Оборудование: фортепиано, аудио и видеозаписи, портрет композитора, карточки с новыми названиями, дидактический раздочный материал с творческим заданием, презентация.

Форма урока: традиционная.

Тип урока: комбинированный.

Структура урока:

  1. Психологический настрой.
  2. Знакомство с новой темой.
  3. Разучивание песни.
  4. Итог урока.
  5. Оценка работы детей.
  6. Домашнее задание.
  7. Выход из класса под музыку.

Этапы урока, музыкальный материал

Психологический настрой и наглядный материал.

Ход урока.

1. Вход в класс под музыку Вивальди «Весна».

Настрой  на  урок.

Беседа.

Практический метод.

У: Здравствуйте, ребята

Сейчас вы войдете в класс под музыку. Определите, какое время года старался передать композитор?

(Вход в класс под музыку).

У: Итак, какое время года старался передать композитор.

Д: Композитор старался передать время года — весна.

У: А почему вы решили, что это весна?

Д: Веселая, радостная музыка, все в природе просыпается.  

2.Повтор  пройденного  материала.

Песня «Веселая мышка»

Повторение.

Исполнение песни «Веселая мышка».

Практический метод.

У: А сейчас, давайте исполним песню, которую вы уже   знаете. А вот какую, вы узнаете отгадав загадку:

Маленький зверь,

Серенькая шубка,

Длинный хвост,

Черненькие глазки,

Острые зубки. (Мышка) (Слайд 1)

Д: «Веселая мышка».

(Исполняю песню вместе с детьми)

«Веселая мышка». (Слайд 2)

Весёлая мышка в рояле жила.

Она музыкальною мышкой была.

И часто под звуки рояля

Пищала она: тра-ля-ля-ля!

Хозяин рояля о мышке не знал.

Он топал ногой и по крышке стучал,

Когда начинало в рояле

Фальшиво звучать: тра-ля-ля-ля!

Но вот знаменитый настройщик пришёл

И сразу дефект у рояля нашёл…

— Ах, вот, — он воскликнул, — в чём дело?! —

И мышь от стыда: покраснела.

А мастер из сумки достал инструмент

И правильно мышку настроил в момент.

И вот она вместе с роялем

Отлично поёт: тра-ля-ля-ля!

У: Ребята, какая эта песенка по характеру?

Д: Веселая, шутливая, радостная...

3.Изучение  новой темой.

Знакомство с музыкальным инструментом — скрипкой.

У: А сейчас, ребята, посмотрите  слайд, и скажите, какой музыкальный инструмент вы увидели?

(Показ слайда)

Д: Скрипка.

У: А какие еще струнные музыкальные инструменты вы знаете?

Д: Контрабас, виолончель, альт, гитара, гусли...

У: Правильно, но сегодня мы с вами поговорим о музыкальном инструменте — скрипка. (Слайд)

Ребята, а кто знает, почему скрипку называются струнным инструментом?

Д: Потому что   звук  извлекается   за   счёт струн.

У: Струнными инструменты называются из-за жильных, проволочных или нейлоновых струн, натянутых на инструмент. Если вы ударяете по струнам, проводите по ним смычком, защипываете или просто бренчите, инструмент издает звук, который акустически или электрически усиливается. (Слайд)

Скрипка — королева оркестра. Скрипки делали во многих странах мира, но лучшие скрипичные мастера жили в Италии, такие как Аматти, Гварнери, Страдивари. Они свято хранили секреты своего мастерства. (Слайд)

Скрипка состоит из грифа, верхнего овала, талии, завитка, нижнего овала, обечайки, корпуса и струны. (Слайд )

 Казалось, нехитрое дело:

 смычок, струны, корпус неброский —

 умелец из дерева сделал

 его грубовато и просто.

 Простой инструмент деревянный,

 а как зазвучал он чудесно!

 Не зря полюбили славяне

 его задушевную песню.

 Рождённый в любви и надежде,

 смеялся, и пел он, и плакал:

 в избе — грубоватый, как прежде,

 и в замке — сверкающий лаком.

 ...А мастер трудился, и стружка

 ложилась на пол завитком,

 и струны звенели послушно

 под тонким изящным смычком.

 Простые, умелые руки

 вложили в скрипичное соло

 живые, поющие звуки —

 почти человеческий голос,

 В нём — все интонации речи,

 и слёзы, и грусть, и улыбка...

 И мир в восхищении шепчет:

 «Ваше Величество Скрипка!»

У: Очень многое в звучании скрипки зависит от смычка. На трость натянутые конские волосы.

Смычок скрипач плавно и непрерывно ведет по струнам в течение долгого времени и звук получается протяжным и певучим. Не зря говорят — скрипка поет. Тембр скрипки похож на человеческий голос и часто, когда звучит скрипка, кажется, что скрипка что-то рассказывает.

4. Разучивание песни.

Практический метод.

Иллюстрации с изображением «Скрипки».

У: А сейчас мы с вами разучим песню, которая называется «Волшебный смычок». (Слайд )

1. Пришёл к нам в село

 Музыкант старичок.

(пропеть с детьми 2 раза)

 В руках музыканта

 Волшебный смычок.

(пропеть с детьми 2 раза)

(Давайте соединим эти 2 фразы)

 Ударил по струнам -

 Сбежался народ,

(пропеть с детьми 2 раза)

 Танцует, играет,

 Смеётся, поёт!

(пропеть с детьми 2 раза)

(Давайте соединим текст сначала)

2. Шёл мимо богач,

 Услыхал скрипача -

(пропеть с детьми 2 раза)

 И вспыхнула зависть

 В душе богача. -

(пропеть с детьми 2 раза)

(Давайте соединим эти 2 фразы)

 Продай твою скрипку!

 Ты беден и стар.

(пропеть с детьми 2 раза)

 Я дам за неё тебе

Хлеба амбар!

(пропеть с детьми 2 раза)

(Давайте соединим текст сначала)

3. - Нет! Скрипку свою

 Не продам никому.

(пропеть с детьми 2 раза)

 Нужна эта скрипка

 Не мне одному.

(пропеть с детьми 2 раза)

(Давайте соединим текст сначала)

 Под звуки её

 Веселится народ,

(пропеть с детьми 2 раза)

 Танцует, играет,

 Смеётся, поёт!

У: Ребята, почему же музыкант не продал скрипку?

Д: Благодаря скрипке у музыканта были друзья. Которые рады были встрече с ним.

У: Скрипка для музыканта, как самый лучший и близкий друг. Он не хотел предавать эту дружбу, не хотел променять скрипку даже на богатство.

У: А почему люди думали, что смычок у скрипача волшебный?

Д: Скрипач так хорошо играл на скрипке, что людям, которые не умеют играть на ней, можно подумать, что музыкант волшебник и играет с помощью волшебного смычка.

5. Никколо Паганини

«Компанелла»

Беседа.

Портрет композитора.

У: У нас тоже есть множество великих скрипачей, которых считают волшебниками: итальянский композитор и скрипач Арканджело Корелли, Антонио Вивальди — известный знаменитым композитор, дирижер и скрипач, итальянский скрипач Джузеппе Тартини, Джованни Баттиста Виотти, композитор и скрипач Анри Вьетана, Эжен Изан, Николо Паганини и многие другие. Но мне бы хотелось остановиться на итальянском скрипаче  Николо Паганини. (Слайд 9)

    Он был вторым ребенком в семье. Родился очень маленьким и в детстве много болел. Во сне его мать увидела ангела, который сообщил ей, что ее сына ждет великое будущее, что он станет известнейшим музыкантом. С самого раннего детства отец заставляет Николо по много часов подряд играть на скрипке. Он даже запирал ребенка в темном сарае, чтобы тот не сбежал от занятий. От частых и долгих занятий Николо очень сильно заболел.  Отец Николо хотел зарабатывать на таланте сына деньги. Как только Николо подрос, к нему стали приглашать учителей. Слава о необычайно одаренном мальчике разносилась по городу. В 8 лет Николо Паганини сочиняет свое первое музыкальное произведение – скрипичную сонату. Его учителя  заставляли сочинять музыку без инструмента, руководствуясь лишь внутренним слухом. Зависимость от сурового отца начинает все более тяготить подросшего сына, и он использует первую же возможность, чтобы избавиться от нее. В городе Лукке ему предлагают место первого скрипача, и он тут же соглашается. Никколо был настолько великим композитором, что перед концертом завистники Паганини подрезали на его скрипке все струны, кроме одной, однако Паганини не испугался трудностей и, как обычно, сыграл блестяще. (Слайд)

Узнав об этом, восторженные поклонники поинтересовались, сможет ли он сыграть совсем без струн?

На что он ответил: пара пустяков, - усмехнулся Паганини и с присущей только ему виртуозностью исполнения исполнил пиццикато на барабане. Его произведения были настолько трудны, что кроме него самого, никто не мог их исполнить. (Слайд)

Давайте послушаем одно из его произведений - «Кампанеллу».

(Слушаем)

У: Какой  характер у этого произведения?

Д: Веселый, энергичный (мажорный).

У: Какое настроение вызывает эта музыка у вас?

Д: Настойчивое, утверждающее, игривое, легкое, воздушное.

У: Какие инструменты вы услышали в данном фрагменте?

Д: Скрипку

У: Молодцы ребята.

У: Современные музыканты тоже великолепно владеют скрипкой. Наш современник – Владимир Спиваков – прекрасный скрипач. Создал камерный оркестр «Виртуозы Москвы» и этот оркестр стал известен своим мастерством по всему миру. Он играет не только серьезную классическую музыку, но и легкую. Послушайте в исполнении «Виртуозов Москвы» пьесу «Пустячок».

(Слушание)

Какой характер этой пьесы?

Д: Веселый, шутливый, задорный....

У: Какое настроение она вызывает у вас?

Д: Веселое, радостное....

У: Как вы думаете, если сыграть эту пьесу на трубе, будет ли она такой же легкой и шутливой?

Д: Нет.

6. Итог урока.

Закрепить знания детей.

У: Итак, ребята, что нового вы сегодня узнали?

У: О каком композиторе говорили?

У: Какую песню разучивали?

8. Домашнее задание.

Оформить задание в тетради.

У: Ребята, дома придумайте рассказ о скрипке.

У: Наш урок подошел к концу, сегодня все хорошо работали. А теперь постройтесь парами и под музыку вы выйдете из класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Богатырская тема в музыке.Открытый урок по музыке 5 класс.

Предмет: музыка. Цель урока: Выявить какое эмоциональное воздействие оказывают на личность учащихся произведения музыки, изобразительного искусства, литературы. Тип урока: урок комплексного применения...

Открытый урок по музыке 6 класс.Гармония. Что такое гармония в музыке.

Урок поможет  учащимся осознать и осмыслить, что значит музыкальная гармония. Урок способствует развитию эстетических чувств у школьников, приобщает к музыкальным ценностям на примере...

Урок по музыке 6 класс "В чем сила музыки В.А.Моцарта"

Урок музыки разработан для проведения в 6-м классе, во 2-м полугодии по программе по музыке 1–8-м классе под руководством Д.Б. Кабалевского....

Конспект урока по музыке. 3 класс. День, полный событий. Портрет в музыке.

Урок изучения нового материала с использованием межпредметных связей.  Расширение представления детей о театре и балете на примере "Золушки" С.С.Прокофьева....

Урок по музыке 5 класс «Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме»

Раскрытие понятия жанра хоровой музыки.Усвоение особенностей жанров народно-хоровой, хоровой храмовой и светской музыки.Знакомство с музыкальными образцами этих жанров....

План-конспект урока по музыке (7 класс) по теме: Интегрированный урок музыки и технологии трудового обучения 7 класс. "Греция. Традиции и современность". Учителя Зырянова Т.В. и Некрасова Е.Г.

Тема урока: Искусство  Греции- традиции и современность. 7 классеЦель урока: 1)формирование представлений о искусстве Древней Греции, ее отличительных особенностях; 2) развитие творческого н...

конспект урока по музыке 5 класс: Может ли музыка выразить характер человека

5 клас: Может ли музыка выразить характер человека...