Конспект урока "«Многообразие связей музыки с изобразительным искусством. Музыкальная живопись и живописная музыка».
план-конспект урока по музыке (5 класс)
Данный урок по предмету «Музыка» относится к разделу «Музыка и изобразительное искусство».Цель урока: создать условия для формирования знаний о связях живописи и музыки через анализ произведений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 26.42 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект урока
«Многообразие связей музыки с изобразительным искусством.
Музыкальная живопись и живописная музыка».
Здравствуйте! Ребята, я рада приветствовать вас!
Уроки музыки принято начинать с приветствия. Я тоже хочу не просто вам сказать «здравствуйте!», я хочу сказать вам музыкальное «здравствуйте!» и хотелось бы услышать ваш ответ.
Звучит трек «приветствие». Дети подпевают.
Молодцы! А теперь давайте настроимся на урок. Встаньте, пожалуйста. Если вы услышите один удар, вы жмете друг другу руки соседу справа и слева. Если услышите два удара – мы даем «пять» соседу справа и слева. Если услышите три удара – обнимашки с соседом справа и слева. Итак, все готовы? Приступаем! (идет игра). Какие вы умнички! Присаживаемся.
Ребята, в первом полугодии мы говорили о неразрывной связи таких видов искусства как музыка и литература. А сегодня мы продолжаем постигать секреты музыки, через содружество с другим искусством.
Ответ, с каким искусством, вы узнаете после прослушивания песни Г. Гладкова. Смотрим внимательно!
Дети отвечают после просмотра видео, что мы будем говорить о содружестве Музыки с Живописью.
Да, я согласна с вами. (прикрепить слова) Сегодня мы будем постигать секреты музыки, через содружество с живописью. Мы будем говорить о взаимоотношениях этих двух видов искусства.
Скажите, о каких жанрах живописи говорилось в песне: натюрморт, пейзаж. А какие еще жанры вы знаете? Правильно, портрет. Как вы думаете, может ли музыка изобразить портрет кого-то? (ответы детей)
Многие живописцы писали знаменитые полотна, вдохновлённые музыкальными произведениями, а композиторы посвящали музыку героям картин. Музыка и живопись связаны тем, что те, кто их создаёт, передают зрителям и слушателям истории, рассказанные на холсте или через ноты. Слушая музыку, мы представляем определённые образы, создаём картины происходящего, а созерцая полотна художников, мы дополняем сюжеты, озвучивая их самостоятельно.
Музыка на протяжении всей истории своего развития не существовала сама по себе. Всегда была связана с другими видами искусств, оказывала на них воздействие и, в свою очередь, испытывала на себе их влияние. Так художниками были созданы портреты великих композиторов: Вольфганга Моцарта, Фридриха Генделя, Петра Чайковского.
С древних времен музыкальные инструменты, музицирующие люди часто становились персонажами картин разных художников.
Что вы представляете, когда смотрите на картины с музыкальными инструментами? Ответы: глядя на картины, мы внутренним слухом слышим звучание музыкальных инструментов, на которых играют музыканты.
Да, существуют такие картины, которые можно назвать «звучащими» или «музыкальными». В свою очередь есть такие музыкальные произведения, в которых усилена изобразительность. Сегодня мы с вами в этом убедимся. И узнаем, что же роднит музыку с изобразительным искусством.
Как Вы понимаете, что такое «живописная музыка» и «музыкальная живопись»?
Если мы обратимся к учебнику, то увидим высказывание Д.Б. Кабалевского, который писал, что «живописная музыка» это та, которая настолько ярко и убедительно передает впечатления композитора от картины природы. Что мы начинаем, словно бы видеть эти картины, а «музыкальной живописью» называют живопись, наполненную столь тонким поэтическим чувством, что его трудно передать словами. А можно выразить только такой же поэтичной мелодией.
Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (ответы) Поэтому можно сказать, что тема сегодняшнего урока «Музыкальная живопись и живописная музыка. Многообразие связей музыки с изобразительным искусством».
На доске открывается «Многообразие…»
Предлагаю прослушать фрагмент пьесы «Утро» Эдварда Грига (из симфонической сюиты «Пер Гюнт»). Какое настроение передает эта музыка? Если бы вы были художниками, то какую картину написали бы под впечатлением этого музыкального произведения? Что выражает и музыка и картина? Совершенно верно, выражает чувства, эмоции, мысли, настроение.
( Открыть первую карточку)
Ребята, какая цель нашего урока? Правильно. Сегодня мы постараемся достигнуть цели нашего урока - раскрыть понятие «музыкальная живопись» и «живописная музыка». Показать связь музыки и изобразительного искусства.
Я приготовила для вас конверты с картинами. Предлагаю выполнить следующее задание: открывайте первый конверт. Перед вами 4 картины. Сейчас вы услышите фрагмент музыкального произведения – ваша задача, выбрать картину, которая на ваш взгляд соответствует данной композиции и обосновать ваш выбор. Таких картин будет 4. Отвечать группы будут по очереди. Нужно будет выбрать, кто будет отвечать по каждой картине. За правильные ответы вы будете получать жетоны – нотки. Итак, слушаем композицию. А может кто-то уже слышал данное произведение?
(дети отвечают. Открываем все конверты по очереди).
Мы рассмотрели примеры музыкальной живописи и живописной музыки.
А сейчас мы с вами немного встряхнемся. Вставайте с ваших мест. Мы с вами изобразим воображаемый оркестр. Я вам показываю картинку инструмента, а вы начинаете играть на нём.
( проходит физкультминутка – гармошка, дудочка, барабан )
Давайте поговорим еще об одном примере, подтверждающем многообразие связей музыкальной живописи и живописной музыки. Например, о взаимовлиянии.
( Открыть вторую карточку)
Самым известным примером влияния живописи на композитора можно назвать цикл музыкальных пьес «Картинки с выставки» Модеста Петровича Мусоргского. Это произведение, состоящее из 10 пьес, Мусоргский написал в память о друге художнике и архитекторе Викторе Гартмане.
Идея создания появилась у Мусоргского во время посещения выставки работ Гартмана. Т.е. выставка послужила толчком к созданию музыкальной «прогулки» по воображаемой выставочной галерее. Мусоргский «озвучил» то, что увидел на выставке работ художника. Получилась серия музыкальных картин, которые лишь отчасти напоминают увиденные произведения; в основном же пьесы стали результатом свободного полёта пробуждённой фантазии композитора. Некоторые картины даже сложно назвать именно картинами!
Одна из пьес называлась «Избушка на курьих ножках (Баба-Яга)». У Гартмана был эскиз изящных бронзовых часов в виде избушки на курьих ножках. Однако фантазия Мусоргского изобразила совершенно другое — мощный динамичный образ Бабы-Яги, картину «нечистой силы». (показать на экране) давайте послушаем.
У Мусоргского была пьеса с названием «Балет невылупившихся птенцов». Прототипом пьесы послужили эскизы Гартмана к балетным костюмам для танца птенцов канарейки. (показать на экране)
Как вы думаете, почему он написал такие пьесы «Картинки с выставки»? Мы можем сказать, что Мусоргский «озвучил» то, что увидел на выставке работ художника. Значит, можно сказать о взаимовлиянии: художника вдохновляет музыка, а композиторы сочиняют, познакомившись с живописью.
(На доске взаимовлияние произведений музыки и живописи)
Хочу вас познакомить с балетом Игоря Фёдоровича Стравинского «Жар – птица». Этот балет принес Стравинскому триумфальный успех. В основу сюжета положены мотивы разных русских народных сказок о Жар – птице и Кащее Бессмертном. (дать посмотреть) А также известны картины на сюжет сказок о «Жар – птице». Иллюстрация Ивана Билибина и картина Виктора Михайловича Васнецова.
Выполняем второе задание. Соединив фрагменты картины, вы узнаете, что на них изображено. Посмотрите на экран, правильно ли вы собрали картины?
Нашли на картине Жар-птицу? Какая она? Каким вам видится оперение Жар – птицы? Какие краски использованы?
И действительно, для изображения картин и Билибин и Васнецов используют контрастную цветовую палитру. Персонажи, летящие на волшебном ковре, написаны насыщенными, сочными красками. Находящийся внизу реальный мир изображен тусклым и сумрачным. Так же как и самым светлым пятном является сама Жар – птица.
Сияющая желтизна с розовым оттенком придает теплоту всем краскам. В тоже время есть оттенок черного цвета, который вносит таинственность в сцены из сказки.
( после выполнения задания) А теперь вернемся к музыке балета. Можно ли сказать, что музыка Стравинского ярко красочная? Какая мелодия у Жар – птицы? И действительно. При появлении Жар – птицы характер музыки меняется. Короткие попевки у флейты, гобоя, кларнета создают впечатления непрерывного порхания и трепета крыльев загадочной птицы. Чтобы передать в музыке ослепительный свет и обжигающий ветер, которые сопровождают полет Жар – птицы, Стравинский использует все краски современного оркестра: арфу, ксилофон и другие струнные инструменты.
Предлагаю многообразие связей дополнить средствами выразительности музыки и живописи.
Например, контраст - в музыке – это темп быстрый и медленный, низкие и высокие ноты. А как думаете, какие в живописи используются краски? светлые, сумрачные цвета, яркие и приглушенные.
Следующее средство выразительности можно назвать композицию – в музыкальном произведении выделяется солирующий голос или инструмент. А фоном этой партии является хоровое сопровождение или оркестр.
А теперь посмотрите на картины. Где располагается главный объект картины? На переднем плане, а на заднем – фон картины. Используются для переднего плана – яркие краски, громкие ноты, для фона – приглушенные звуки и краски. Согласны, что средства выразительности в живописи и музыке – это композиция, контраст, цветовая и звуковая палитра.
Вот мы и составили многообразие связей музыкальной живописи и живописной музыки. Как вы считаете, можно ли увидеть музыку или услышать живопись?
Правильно. Музыка и живопись очень близки к друг другу. Всматриваясь в кажущуюся неподвижность хорошей картины, можно увидеть, что она всё- таки полна движения. А это уже свойство музыки. С другой стороны, вслушиваясь в музыкальное произведение, человеческое воображение рисует живописный образ. Таким образом, музыка обретает видимость, а живопись – слышимость.
Как вы считаете, мы достигли цель урока? Раскрыли понятие «музыкальная живопись» и «живописная музыка»? Показали связь музыки и изобразительного искусства?
Урок подходит к своему завершению. Ребята, получившие нотки, получают за урок оценку «5».
Дз – найти изображение «Вечерний звон» Исаака Ильича Левитана и послушайте романс «Вечерний звон» Александра Александровича Алябьева. Ответьте на вопрос: связаны ли между собой данные картина и романс.
Рефлексия: Мне очень интересно, какое настроение у вас после урока? Давайте сделаем так: если вам….
НА УРОКЕ БЫЛО КОМФОРТНО И ВСЁ ПОНЯТНО (стоя аплодируем )
НА УРОКЕ НЕМНОГО ЗАТРУДНЯЛСЯ, НЕ ВСЁ ПОНЯТНО (сидя изображаем барабанная дробь по столу)
Я благодарю вас за работу на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока музыки в 5 классе "Музыкальная живопись и живописная музыка"
УРОК МУЗЫКИ В 5 КЛАССЕ.ТЕМА УРОКА: « Музыкальная живопись и живописная музыка»ЦЕЛЬ УРОКА: Показать учащимся взаимосвязь музыки и других видов искусства.ЗАДАЧИ:1. Показать учащимся на...
Урок музыки в 5 классе "Музыкальная живопись и живописная музыка"
Данный урок раскрывает взаимосвязь музыки с другими видами искусства (с живописью в частности) на примере импрессионизма....
Конспект урока музыки Тема "Музыкальная живопись и живописная музыка"
Конспект урока музыки в 5 классеТема "Музыкальная живопись и живописная музыка"...
конспект урока музыки в 5 классе"Музыкальная живопись и живописная музыка"
разработка урока музыки для 5 класса...
Презентация и конспект урока музыки в 5 классе "Музыкальная живопись и живописная музыка".
Методическая разработка в 5 классе по теме "Музыкальная живопись и живописная музыка" показывает взаимосвязь музыки и изобразительного искусства....
Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства Тема: «Музыкальная живопись и живописная музыка. Морской пейзаж» (6 класс)
Проведение бинарных уроков успешно решает такую проблему, как индивидуальный дифференцированный подход в обучении детей с разными способностями. На бинарных уроках ребята работают легко и с интересом ...