Открытый урок по теме: « В детском музыкальном театре. Опера» Музыка 2 класс по программе Е.С.Критской
план-конспект урока по музыке на тему

Блохина Татьяна Сергеевна

Открытый урок во 2 классе по теме: "В детском музыкальном театре. Опера". На данном уроке учащиеся познакомятся с понятием "музыкальный театр, послушают оперу М.Коваля "Волк и семеро козлят"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_2_klass.docx29.73 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Орг.момент

Песня «Спор Маши и Вити»

Здравствуйте, ребята! Скажите, пожалуйста, какая песня звучала сейчас?

 Ребята, а о чём в ней поётся?

 Правильно! А вы как думаете, есть ли в нашей жизни чудеса?

Сейчас я прочитаю вам стихотворение и вы, ребята, попробуете ответить - где можно встретиться с чудесами!

Народу-то! Народу!
Куда ни кинешь взгляд,
По каждому проходу
Идет волна ребят.

Сажают их на стулья
И просят не шуметь,
Но шум стоит, как в улье,
Куда залез медведь.

Из длинного колодца
Невидимо для глаз,
То флейта засмеется,
То рявкнет контрабас.

Но вдруг погасли лампы,
Настала тишина,
И впереди за рампой
Раздвинулась стена.

И увидали дети
Над морем облака,
Растянутые сети,
Избушку рыбака.

Внизу запела скрипка
Пискливым голоском
Заговорила рыбка
На берегу морском.

Все эту сказку знали
О рыбке золотой,
Но тихо было в зале,
Как будто он пустой.

Очнулся он, захлопал,
Когда зажгли огонь.
Стучат ногами об пол,
Ладонью о ладонь.

И занавес трепещет,
И лампочки дрожат
Так звонко рукоплещет
Полтысячи ребят.

Ладоней им не жалко...
Но вот пустеет дом,
И только раздевалка
Кипит еще котлом.

 А где же мы можем с ними встретиться? Звучит песня-ролик «Сказки гуляют по свету»

Услышав нашу песню, в гости к нам пришел сказочный герой, узнаете его?

На презентации Незнайка

Ребята, когда Незнайка прогуливался по городу, на одном из зданий он увидел листок. Посмотрите что это?

Ой, а наш герой не знает что такое афиша. Подскажем ему?

Какую информацию мы можем узнать, прочитав афишу?

Скажите, вам знакомо название «Волк и семеро козлят»? 

Правильно в основе оперы лежит русская народная  сказка. А кто мне назовет имя композитора, написавшего эту детскую оперу? 

 Абсолютно верно! И всю эту информацию мы с вами узнали из афиши.

На экране появляются вопросы от незнайки:

Ребята, что такое опера? Что такое премьера?

Ребята а где проходит опера? А какой это театр?

Незнайка:

Вы такие молодцы!  Я приглашаю вас в музыкальный театр на оперу «Волк и семеро козлят».

Ребята, мы отправимся в путешествие в театр, но в театр не простой, а музыкальный и увидим в нем музыкальную сказку, в которой и вам придется принять участие! Но сначала давайте вспомним как нужно вести себя в театре?

-Звучала песня «Спор Маши и Вити ».

- Маша и Витя спорят о том, есть ли чудеса на свете.

 Да, в нашей жизни есть чудеса.

 Мы можем встретиться с чудесами в книге, фильме, сказке…

-Да, Незнайка

Афиша

Афиша – это красочное объявление о спектакле.

Название спектакля, автора и т. д

Да мы читали сказку

М. Коваль

Регулятивные: выполнять действия в устной форме;

Коммуникативные: использовать простые речевые средства для передачи своего мнения.

Познавательные: осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых;

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя;

Коммуникативные: выполнять действия в устной форме

Изучение нового учебного материала

 Ребята, а какой волшебный предмет в русских народных сказках помогает героям найти верный путь, показывает дорогу?

Учитель: Вот он, у меня в руках. «Волшебный клубок – ниток моток, укажи нам путь-дорогу, в сказку приведи». (Учитель совершает какие-нибудь манипуляции с клубком – подкидывает, оборачивается кругом – открывается презентация, на которой размещены слова – детский музыкальный театр. опера 

Посмотрите, все готово к началу спектакля: зрители сидят в зале, на сцене стоят красочные декорации, и артисты загримировались и готовы к выступлению.

Назовите, пожалуйста, главных героев оперы-сказки «Волк и семеро козлят».

У: Итак, мы вспомнили главных героев  сказки и теперь готовы смотреть оперу.  Погас свет в зрительном зале, к дирижерскому пульту прошел какой-то человек. Подскажите Незнайке, кто это будет управлять оркестром?

Дети: Дирижер.

Учитель: Взмах дирижерской палочки – и в затихшем зале полились звуки. Угадайте и подскажите Незнайке, вслушиваясь в музыку, какой герой оперы “Волк и семеро козлят” появился на нашей воображаемой сцене? Определите характер героя.

(Прослушивание песни мамы-козы)

Ребята, что же это за герой сказки?

А какой характер у Мамы Козы?

Скажите, ребята, какую же песню пела Мама -Коза?

А как Вы узнали, что именно колыбельная песня?

Ребята, посмотрите Незнайка приготовил для вас карточки. Что это как вы думаете?

Правильно, это имена козлят. Давайте прочтем имена?

А почему мама дала им такие имена?

Незнайка нарисовал для вас по одной вещи каждого из козлят. Но запутался в рисунках, и не понимает какому козленку что принадлежит. Поможем нашему герою?

У:  Молодцы, вы ответили правильно! Давайте посчитаем сколько имен на доске?

Ребята, мы с вами потеряли одного козленка, но у меня есть его вещи. (кубики). Как думаете, как звать 7-го козленка?

Прослушайте мелодию и ответьте на вопрос Каким вы себе представили малыша?

 (Прослушивание темы Малыша и Военного марша).

Каким же перед нами предстаёт Малыш?

Ребята, скажите, а почему композитор включил в характеристику этого козлёнка марш?

У: А давайте представим себе, ребята,  что мы вместе с Малышом оказались на параде.   Я буду в роли малыша, а вы вместе с моими друзьями исполните роль  козлят. И вместе   промаршируем под эту музыку.

(Звучит тема Малыша и Военный марш).

Вызвать одного ученика в роли малыша.

 Молодцы, очень хорошо получилось – мы с Вами  вместе с героями этой сказки побывали на сказочном военном параде  и помогли Малышу почувствовать себя настоящим командиром. А теперь, присаживайтесь, пожалуйста, на свои места.

Ребята, а ответьте мне на такой вопрос –

как заканчивается сказка «Волк и семеро козлят»?

Правильно, козлята живы, радуются и поют финальную песню все вместе. А если они поют все вместе, как называется такое пение?

У: Правильно! Прослушайте финальную песню козлят и ответьте на вопрос какое настроение передает музыка?

(Прослушивание заключительного хора «Семеро козлят»).

У: Какое настроение у козлят в этом хоре?

Чтобы исполнить финальную песню нужно представить себя в роль  главных героев – козлят и разучить заключительный хор.

(Разучивание хора «Семеро козлят»).

(Исполнение хора  «Семеро козлят».)

Ребята посмотрите у Незнайка показывает нам какие-то слова. (Маршеобразная, песенная, танцевальная). Что это может быть?

Давайте внимательно вслушаемся в музыку и найдем где музыка похожа на марш, где на песню и где на танец.

Давайте покажем движеньями эти переходы.

- Марш- руками с мест.

- Песенная- хлопок

- музыкальная – плавное движение руки.

А теперь мы сыграем как настоящие артисты.

У доски 7 козлят. учащиеся поют и играют на инструментах.

У: Ребята, скажите мне, а в роли кого мы с Вами оказались , когда исполняли этот хор?

У: Правильно, мы оказались с вами в роли артистов музыкального театра и смогли сами   исполнить хор из …

У:Ребята , а  чем же отличается детская опера от оперы?

У: Правильно!  Детская опера написана специально для детей и дети сами могут её исполнить, что мы с Вами сейчас и сделали.

Волшебный клубочек.

(Дети вспоминают героев  русской народной сказки «Волк и семеро козлят»).

Мама -Коза

Добрый

Мама Коза пела колыбельную песню.

Там были слова: «Спи…», мягкая, покачивающаяся мелодия, песня звучала тихо

Читают имена на доске

Мама Коза дала им такие имена, потому что имена козлят отражают их характер.

6

- Малыш

Бодрым, энергичным, заводилой, построил всех козлят и дал команду маршировать.

Потому что Малышу хочется поскорее  вырасти и он представляет себя командиром на параде, и вместе с козлятами шагает под звуки военного марша.

Козлята живы, они радуются.

Когда много людей поют одну песню – это хоровое исполнение.

У козлят приподнятое, весёлое настроение, они рады тому , что остались живы.

Мы оказались в роли артистов музыкального театра.

детской оперы.

Детская опера написана специально для детей и дети сами могут её исполнить.

Личностные: развивать воображение и фантазию

Регулятивные: сохранять цели и задачи урока

 Познавательные: Опираться на ранее полученные знания

Личностные: эмоциональная  отзывчивость на доступные и близкие ребенку по настроению музыкальные произведения;

Коммуникативные: логически выстраивать связанную речь

Познавательные: Опираться на жизненный опыт

Личностные : соотносить изображения со словами

Коммуникативные: выстраивать логически свою речь

- уметь выслушивать чужую точку зрения

Личностные: развивать логическое мышление

Личностные: восприятия нравственного содержания музыки сказочного содержания

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя;

-        эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок

Коммуникативные: выражать свою точку зрения и принимать точку зрения своего товарища

Регулятивные: действовать согласно инстврукции учителя

Личностные: подстраиваться под музыку и передавать эмоции музыки

Познавательные: сравнивать разные части музыкального текста;

Коммуникативные: использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки;

Итог

Итак, ребята! Где же мы сегодня  побывали?

 « Музыкальный театр»

А что же такое  опера?

(На доску выносится понятие «Опера»).

Очень хорошо, правильно. А  с какой оперой сегодня знакомились мы?

(На доску выносится понятие Детская опера «Волк и семеро козлят»)

Детская опера написана для детей и может исполняться  детьми.  

У: Молодцы, очень хорошо!

А что же объединяет все эти спектакли?

Ребята, вы большие молодцы. (Незнайка на презентации говорит спасибо ребятам за урок)

Сегодня мы побывали  в музыкальном театре

Опера – это музыкальный спектакль, где все герои поют.  

Сегодня мы познакомились  детской оперой  «Волк и семеро козлят».

Эти спектакли объединяет музыка.

Регулятивные: осуществлять контроль своего участия в доступных видах музыкальной деятельности

Тема урока: « В  детском музыкальном театре. Опера»

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Вид урока: урок – путешествие с Незнайкой.

Предмет: музыка                                

Класс: 2 «а»

Цель урока: Знакомство с музыкальным театром, с оперой М. Коваля «Волк и семеро козлят».

Задачи:

Обучающие: расширить представления о музыкальном театре, дать определение жанру «опера», познакомить с понятиями афиша, солист, хор, декорации;

Развивающие: научиться анализировать прослушанные музыкальные фрагменты, определять характер героя;

Воспитывающие: воспитывать у школьников любовь к музыкальному искусству.

Метапредметные УУД:

- личностные: участвовать в индивидуальном творческом процессе, выявлять актуальность идеи, смысл  произведения, делать выводы о нравственных уроках жизни;  учиться выражать свое мнение; учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности.

- регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя; принимать учебную задачу, планировать необходимые действия, действовать по плану;

- познавательные: понимать информацию, представленную в изобразительной форме; знать названия видов музыкального театра, понимать особенности музыкального жанра оперы;

- коммуникативные: строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в рабочих группах с учётом конкретных учебно – познавательных задач.

Оборудование: компьютер, экран, раздаточный материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по теме "В музыкальном театре. ОПЕРА"

Тест на заполнение пропусков по теме "В музыкальном театре. ОПЕРА"...

Технологическая карта урока музыки по теме «В музыкальном театре. Опера»

Технологическая карта урока музыки по теме «В музыкальном театре. Опера»...

Конспект урока " Первое путешествие в музыкальный театр. Опера."

Знакомство с  оперой "Садко" Н. А. Римского-Корсакова....

В музыкальном театре. Опера. 7 класс

В музыкальном театре. Опера...

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера (5 класс)

Презентация к уроку по теме "Первое путешествие в музыкальный театр. Опера" (5 класс)...

Кроссворд по музыке «Музыкальный театр. Опера». 7 класс.

Кроссворд составлен по материалу учебника Критская Сергеева "Музыка 7 класс"...