Учебно-методический материал: «ФГОС. Технологические карты-схемы уроков музыки в 5 классе по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой» 1 четверть.
учебно-методический материал по музыке (5 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_kl_1_chetvert_.docx | 50.99 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Добрый день, уважаемые коллеги!
С появлением новой версии правильного оформления урока в соответствии с ФГОС и с учётом методических рекомендаций предлагаю учебно-методический материал: «ФГОС. Технологические карты-схемы уроков музыки в 5 классе по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой» для 1 четверти учебного года. Учитывая актуальность и отсутствие такого материала в печати готова поделиться и другими методическими разработками- для 6, 7 и 8 класса, материал готовится к публикации. Электронная версия позволяет копировать разработку, необходимую на каждый урок с темой, целями, задачами, планируемым результатом, датой проведения урока, с необходимым УМК на конкретный урок, этапами урока, деятельностью учителя, ученика, УУД и, распечатав, собрать в папку по классам для использования в следующем учебном году. Я делаю именно так, советую и вам, коллеги. Удачи!
МАОУ лицей пгт Афипский МО Северский район Краснодарский край
Технологическая карта-схема урока музыки в 5 класс ФГОС
Раздел: | «Музыка и литература» | Дата: | |
Тема урока 2: | «Звучашие картины». «Жаворонок» М.Глинка | 5АЛ, БЛ, А, Б, В | |
Цель урока: | Выявить взаимосвязь музыки и литературы | 4.09 | |
Задачи урока: | Раскрыть взаимодействие музыки и литературы; сформировать чувство любви и уважения к Родине показать выразительность музыки и литературы на основе интонации; | ||
Оборудование: | ММК, синтезатор, УМК, В/х. Ф/х., | Учебник стр.10-13; Эл. версия, Колыбельная (мультфильм) | |
Планируемый результат: | Осознание своей принадлежности к России, её истории и культуре на основе изучения лучших образцов русской классической музыки. | ||
Этапы урока: | Деятельность учителя: Содержание урока: | Деятельность ученика: | УУД: |
1.Самоопределение к деятельности. | Контроль за наличием тетради. Вход учащихся в класс. На доске тема урока в электронном виде | Приготовить тетрадь, записать тему урока | |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. | Рассказ учителя введение в тему. - Образ Отчизны всегда очень трепетно и вдохновенно воспевался простыми людьми, писателями (кто это?), поэтами(кто это?), , композиторами(кто это?),, для чего? (ответы детей) |
Участие в диалоге. | Личностные УУД: формирование эмоционального и осознанного усвоения жизненного содержания музыкальных и литературных сочинений на основе понимания их интонационной природы; |
3. Постановка учебной задачи | - (чтение отрывка стр .10) - Автор любит Отчизну, в чём проявляется любовь? (тишина, запах травы, ощущения комфорта, радости соединения с природой) - Докажите, пользуясь текстом, любовь автора? - Картинка возникшая в воображении совпадает с репродукцией учебника? (нет главного - берёзы) - В чём отличие? - Из тишины появляется возможность понять, ощутить, почувствовать, услышать…, а потом полюбить, оберегать… | Познавательные УУД: подбор литературных произведений по теме урока Коммуникативные УУД: взаимодействие с учителем в процессе музыкально – творческой деятельности. | |
4. Постановка проекта выхода из затруднения. | - (показ видеофрагмента «Колыбельные»). - Каждый из вас замер слушая колыбельную… - Вы вслушивались, …благодаря тишине. - Только из тишины рождается звук (потому я требую от вас тишины во время слушания музыки). - предлагаю послушать «Колыбельную» Р.Паулса и обычную «мамину». - Как вы думаете, под какую из колыбельных ребёнок быстрее заснёт? - Русская песенность отличается простотой, кантиленностью, минимальным текстом, с, порой повторяющимися, простыми словами. | Участие в диалоге. | Регулятивные УУД: подбирать слова, отражающие содержание художественного произведения. Личностные УУД: осознание своей принадлежности к России, её истории и культуре на основе изучения лучших образцов русской классической музыки. |
5. Первичное закрепление. | Организация просмотра и слушания клипа-караоке. - Простота настолько захватывает, что многие как дети, так и взрослые с удовольствием поют народные песни. - Споём? Тихо, душевно! - (исполнение сразу, сходу, без подготовки) | слушание, | Регулятивные УУД: подбирать слова, отражающие содержание музыкальных и литературных произведений, работа с разворотом урока в учебнике, Коммуникативные УУД: взаимодействие с учителем в процессе музыкально – творческой деятельности. |
6. Самостоя-тельная работа. | - исполнение песни-караоке «Выйду в поле с конём». | Слушают, исполняют по фразам. | Регулятивные УУД: подбирать слова, отражающие содержание музыкальных и литературных произведений, работа с текстом песни. Воплощать характер песен о Родине в своём исполнении через пение, слово, пластику движение. Коммуникативные УУД: участие в хоровом исполнении музыкальных произведений, |
7. Рефлексия деятельности. | - Как важно слушать музыку? - Почему должна быть тишина в классе? | ответы | |
8.Заключительный | - Назовите музыкальные коллективы нашего края. |
Технологическая карта-схема урока музыки в 5 класс ФГОС
Технологическая карта-схема урока музыки в 5 класс ФГОС (1 четверть)
Раздел: | «Музыка и литература» | Дата: | ||
Тема урока № 5: | «Колыбельная Волховы» из оперы «Садко» Н.А.Римского – Корсакова | 5АЛ, БЛ, А, Б, В | ||
Цель урока: | - показать, как музыка, являясь главным героем сказки, проявляет свою волшебную силу - помогает в тяжелую минуту; | |||
Задачи урока: | - направить учащихся на осмысление музыкального образа в литературе, в частности в сказках; познакомить со скрипкой и выявить ее звуковые выразительные и изобразительные возможности; развивать образное восприятие, самостоятельность мышления. Умения слышать и выделять главное. Через песенный материал развивать вокально-хоровые навыки выразительного исполнения; воспитывать чувство прекрасного через произведения искусства. | |||
Оборудование: | ММК, синтезатор, УМК, В.Х., Ф/х., | 1.2(А) -18; 7.1(А)-3 Эл. верс. В.Х.5.1-1,3 | ||
Планируемый результат: | Осознание своей принадлежности к России, её истории и культуре на основе изучения лучших образцов русской классической музыки. | |||
Этапы урока: | Деятельностьучителя: Содержание урока: | Деятельность ученика: | УУД: | |
1.Самоопределение к деятельности. | Вход учащихся в класс. Контроль за наличием тетради, цветного карандаша. На доске тема урока в электронном виде | Приготовить тетрадь, записать тему урока | ||
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. | Рассказ учителя введение в тему. - Давайте вспомним, какие литературные жанры мы знаем, разгадав кроссворд (визуальный ряд на доску) (1- стих, 2- сказка, 3- басня, 4- рассказ, 5- повесть, 6- роман, 7- миф, 8- легенда) - Как вы считаете, какой из литературных жанров самый музыкальный? Что было бы со стихами, если бы не было музыки? |
Участие в диалоге. Запись жанров | Личностные УУД: формирование эмоционального и осознанного усвоения жизненного содержания музыкальных и литературных сочинений на основе понимания их интонационной природы; | |
3. Постановка учебной задачи | - Отгадайте загадку: Движенья плавные смычка приводит в трепет струны, Мотив журчит издалека поет про ветер лунный. | Разгадать загадку | Познавательные УУД: подбор литературных произведений по теме урока Коммуникативные УУД: взаимодействие с учителем в процессе музыкально – творческой деятельности. | |
4. Постановка проекта выхода из затруднения. | - Музыка "звучит" во многих сказках народов мира. Одна из лучших сказок белорусского народа - "Музыкант - чародей". (Чтение или слушание + Анализ прослушанного произведения) - Почему сказка названа "Музыкант-чародей"? - Какое место занимает музыка в сказке и какую роль играет? - Почему музыка в сказке сделала чудо? - Как вы думаете, о чем пела скрипка в последний раз? - Что было бы, если бы музыкант играл на другом инструменте? | Участие в диалоге. | Регулятивные УУД: подбирать слова, отражающие содержание художеств. произведения. Личностные УУД: осознание своей принадлежности к России, её истории и культуре на основе изучения лучших образцов русской классической музыки. | |
5. Первичное закрепление. | Организация просмотра, - Назовите известные вам сказки? (записать в тетради) - Кто-то из великих сказал: «Расскажите, и я узнаю, покажите, и я запомню». - Показ фильма о жизни композитора - Н.А.Римский-Корсаков- композитор-сказочник. Творчество композитора связано со сказкой. Им созданы такие оперы и симфонические произведения: - «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок», «Снегурочка», «Майская ночь», «Ночь перед Рождеством» и другие из сборника либретто. - «Садко» - «Колыбельная Волховы» - слушание, - «Шехерезада» - сифоническая сюита - слушание. - Писал композитор программную музыку. (слушание и просмотр фильма) - опишите образ султанши. - светлый или мрачный? - спокойный или взволнованный? - печальный или жизнерадостный? - Образ - небесной красоты?(тема начинается с верхних нот и уходит вверх). | слушание, - просмотр фильма в эл.версии. записать названия опер - слушание фрагм. музыки - термин-программная музыка- | Регулятивные УУД: подбирать слова, отражающие содержание музыкальных и литературных произведений, работа с разворотом урока в учебнике, Коммуникативные УУД: взаимодействие с учителем в процессе музыкально – творческой деятельности. | |
6. Самостоятельная работа. | - Сказка и правда жизни, сказка и быль звучит и в других произведениях, не только композиторов- классиков, например в «Песенке о злом короле». -Вокально – хоровая работа: 1. Объяснение жеста дирижёра. 2. Посадка. Вдох. Выдох. 3. Работа над певческим дыханием 4. Дикция. Пение по фразам. | Разучивание песни | Регулятивные УУД: подбирать слова, отражающие содержание музыкальных и литературных произведений, работа с текстом песни. Воплощать характер песен в своём исполнении через пение, слово, пластику, движение. Коммуникативные УУД: участие в хоровом исполнении музыкальных произведений, | |
7. Рефлексия деятельности. | - Что нового узнали на уроке? - Необыкновенная сила искусства, воспетая в литературе, способствовала появлению сказок у разных народов мира. Во многих сказках музыка помогает героям, побеждает зло, возвеличивает добро и справедливость. Музыка в сказках усиливает эмоциональные переживания героев. Музыка часто является темой самой литературы. | Ответы детей | ||
8.Заключительный | Домашнее задание: Вспомнить и написать названия сказок в которых сюжет или главные герои связаны с музыкой. (не менее 5 ) | Записывают |
Технологическая карта-схема урока музыки в 5 класс ФГОС
Раздел: | «Музыка и литература» | Дата: | |
Тема урока № 6: | Опера «Руслан и Людмила» М. Глинки; поэма в стихах А. Пушкин. | 5 АЛ, БЛ, А, Б, В | |
Цель урока: | Выявить взаимосвязь музыки и литературы | ||
Задачи урока: | Раскрыть взаимодействие музыки и литературы;показать выразительность музыки и литературы на основе интонации; сформировать чувство любви и уважения к Родине | ||
Оборудование: | ММК, синтезатор, УМК, В/х. Ф/х., | 6 (К)- 11, Эл. верс. В.Х.1- 7-10. Учебн. стр.20-21. | |
Планируемый результат: | Осознание своей принадлежности к России, её истории и культуре на основе изучения лучших образцов русской классической музыки.. | ||
Этапы урока: | Деятельностьучителя: Содержание урока: | Деятельность ученика: | УУД: |
1.Самоопределение к деятельности. | Вход учащихся в класс. Контроль за наличием тетради. На доске тема урока в электронном виде | Приготовить тетрадь, записать тему урока | |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. | -Рассказ учителя введение в тему: Необыкновенная сила искусства, воспетая в литературе, способствовала появлению сказок у разных народов мира. Во многих сказках музыка помогает героям, побеждает зло, возвеличивает добро и справедливость. - Проверка домашнего задания прошлого урока: Вспомнить и написать названия сказок в которых сюжет или главные герои связаны с музыкой. (не менее 5 ) | Участие в беседе, слушание. Участие в диалоге, ответы. | Личностные УУД: формирование эмоционального и осознанного усвоения жизненного содержания музыкальных и литературных сочинений на основе понимания их интонационной природы; |
3. Постановка учебной задачи | -Вступительная беседа, диалог, с целью войти в замысел автора. - Н.А.Римский-Корсаков- композитор-сказочник. Творчество композитора связано со сказкой. Писал композитор и программную музыку. («Шехерезада» сифоническая сюита - слушание) - опишите образ султанши. - светлый или мрачный? - спокойный или взволнованный? - печальный или жизнерадостный? - Образ - небесной красоты?(тема начинается с верхних нот и уходит вверх). | Участие в беседе, слушание, - термин-программная музыка- в словарь | Познавательные УУД: подбор литературных произведений по теме урока Коммуникативные УУД: взаимодействие с учителем в процессе музыкально – творческой деятельности. |
4. Постановка проекта выхода из затруднения. | - Многие композиторы обращались к сказке в том числе и М.И.Глинка создавший оперу-сказку «Руслан и Людмила» на текст А.С.Пушкина. Действующие лица: Светозар, великий князь киевский, — бас. Людмила, его дочь, — сопрано. Руслан, витязь, жених Людмилы, — баритон. Ратмир, князь хазарский, — контральто. Фарлаф, витязь варяжский, — бас. Финн, добрый волшебник, — тенор. Баян, сказитель, — тенор. Наина, злая волшебница — меццо-сопрано. Черномор, карлик, злой волшебник, — роль без слов. - (чтение либретто) | Участие в диалоге. - запись в тетради - слушание | Регулятивные УУД: подбирать слова, отражающие содержание художеств. произведения. Личностные УУД: осознание своей принадлежности к России, её истории и культуре на основе изучения лучших образцов русской классической музыки. |
5. Первичное закрепление. | - Организация слушания без названия арии !!! (Рондо Фарлафа) из оперы «Руслан и Людмила» - Можете определить чья ария звучала по голосу? – Какой голос прозвучал? – бас, значит ария Святозара, или Фарлафа – Прозвучал голос Фарлафа. - Организация слушания «Увертюры» – вступление оперы. | - слушание, Участие в диалоге -термин увертюра – в сдоварь | Регулятивные УУД: подбирать слова, отражающие содержание музыкальных и литературных произведений, работа с разворотом урока в учебнике, Коммуникативные УУД: взаимодействие с учителем в процессе музыкально – творческой деятельности. |
6. Самостоятельная работа. | - «Песенка о злом короле» - слушание, исполнение в ансамбле с учителем. Вокально – хоровая работа: Посадка. Дыхание. Артикуляция. Образ. | - Участие в вокальной работе. | Регулятивные УУД: подбирать слова, отражающие содержание музыкальных и литературных произведений, Коммуникативные УУД: участие в хоровом исполнении музыкальных произведений, |
7. Рефлексия деятельности. | Какое из произведений сегодняшнего урока понравилось больше? | - ответы | |
8.Заключительный | Домашнее задание: Нарисовать иллюстрацию. |
Технологическая карта-схема урока музыки в 5 класс ФГОС (1 четверть)
Раздел: | «Музыка и литература» | Дата: | |
Тема урока № 7: | «Гармонии задумчивый поэт» | 5 АЛ, БЛ, А, Б, В | |
Цель урока: | Выявить взаимосвязь музыки и литературы в творчестве Шопена | ||
Задачи урока: | Раскрыть взаимодействие музыки и литературы; показать выразительность музыки и литературы на основе стихотворной интонации; сформировать чувство любви и уважения к творчеству великого польского композитора Фридерика Шопена. | ||
Оборудование: | ММК, синтезатор, УМК, В/х., Ф/х., | Стр.40-43, 7.1(А)- 17,14, эл верс., В.Х.6- 5,6 | |
Планируемый результат: | Осознание своей принадлежности к России, её истории и культуре на основе изучения лучших образцов русской классической музыки. | ||
Этапы урока: | Деятельностьучителя: Содержание урока: | Деятельность ученика: | УУД: |
1.Самоопределение к деятельности. | Контроль за наличием тетради, цветн. карандаша. Вход учащихся в класс. На доске тема урока в электронном виде | Приготовить тетрадь, записать тему урока | |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. | Рассказ учителя введение в тему. Д./з.- проверка, выставление оценок. - Творчество композиторов связано не только со сказкой. Поэзия – самый музыкальный жанр в искусстве. Под влиянием музыкальных образов появляются замечательные стихи, в которых чувства и мысли поэтов: - Чтение стихотворения «Горсть земли» (стр.40) | Участие в диалоге | Личностные УУД: формирование эмоционального и осознанного усвоения жизненного содержания музыкальных и литературных сочинений на основе понимания их интонационной природы; |
3. Постановка учебной задачи | - О жизни какого великого человека мы сегодня поговорим? - Что вы узнали о нём из стихотворения?(грустил, покинув Родину, Горстка земли сыграла какую то роль) | Участие в диалоге | Познавательные УУД: подбор литературных произведений по теме урока Коммуникативные УУД: взаимодействие с учителем в процессе музыкально – творческой деятельности. |
4. Постановка проекта выхода из затруднения. | - Организует просмотр фрагмента фильма «Шопен-завещание», - Судьба распорядилась так, что польский композитор Шопен жил и творил на чужбине. - Организует просмотр фрагмента фильма «Биография Шопена» - Во время просмотра много было названо произведений, написанных композитором: полонезы, вальсы, ноктюрны, этюды
| Просмотр фрагментов. Участие в диалоге. – запись в тетради | Регулятивные УУД: подбирать слова, отражающие содержание художеств. произведения. Личностные УУД: осознание своей принадлежности к Родине, её истории и культуре на основе изучения лучших образцов классической музыки. |
5. Первичное закрепление. | - Чтение стихотворения «Вальс» (стр 43) – Какое настроение в картине, нарисованной поэтом? – Как вы думаете какой должна быть музыка? - Это стихотворение- рассказ-впечатление поэта Л.Озерова о конкретном произведении- о вальсе № 7 Ф.Шопена – Организация просмотра - «Вальс № 7 с балетом» | слушание, -ответы -просмотр | Регулятивные УУД: подбирать слова, отражающие содержание музыкальных и литературных произведений, работа с разворотом урока в учебнике, Коммуникативные УУД: взаимодействие с учителем в процессе музыкально – творческой деятельности. |
6.Самостоятельная работа. | - Человек любящий природу – злой человек? - Человек умеющий не только видеть, но и ценить красоту в окружающей природе, обязательно будет добрым человеком! - «Добрая песенка» - слушание без текста. - ?? при наличии оставшегося времени показать текст и повторное слушание. | слушание, -ответы | Регулятивные УУД: подбирать слова, отражающие содержание музыкальных и литературных произведений, работа с текстом песни. Воплощать характер песен о природе в своём исполнении через пение, слово, пластику движение. Коммуникативные УУД: участие в хоровом исполнении музыкальных произведений, |
7. Рефлексия деятельности. | -Почему называют поэтом- композитора? | -ответы | |
8.Заключительный | Д/з Почему- поэт?. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку музыки в четвёртом классе по программе Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной.
Урок из блока "Гори, гори ясно...".Обобщает накопленные знания по оркестру русских народных инструментов....
тест по музыке 3 класс по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой
Данный тест предназначен для итогового контроля в 3 классе по предмету "Музыка"...
Рабочая программа по музыке 5 класс. По программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина
Данная программа «Музыка» для 5 класса разработана на основе:Федеральный компонент государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего об...
Рабочая программа по музыке 6 класс. По программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 1- 4 кл, 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е.Д. Крицкая, Г.П...
Рабочая программа по музыке 7 класс. По программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 1- 4 кл, 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е.Д. Крицкая, Г.П...
Учебно-методический материал: «ФГОС. Технологические карты-схемы уроков музыки в 6 классе по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой» 1 четверть
Учитывая актуальность и отсутствие такого материала в печати готова поделиться методическими разработками для 6 класса. Электронная версия позволяет копировать разработку, необходимую на каждый урок ...
Методическая разработка фрагмента урока в 7 классе по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной " Образы мужества и победы в творчестве Людвига ван Бетховена"
Данная методическая разработка представляет фрагмент урока и направлена на ознакомление учащимися с творчеством Л. Бетховена, а именно, симфонией №5. Обращаясь к биографическим фактам жизн...