Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа «Веселая нотка»
рабочая программа

Антонина Петровна Донецкова

Образовательная деятельность по данной программе направлена на:

  • постепенную реализацию потребностей детей с расстройством аутистического спектра (РАС) в развитии и адаптации в социуме;
  • создание  специальных условий для получения дополнительных образовательных услуг;
  • раскрытие и развитие творческого потенциала детей с РАС;
  • создание атмосферы эмоционального комфорта, формирование позитивного отношения;
  • удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся  с РАС в интеллектуальном, художественно-эстетическом  развитии;
  • компенсацию дефицита общения, возникшего вследствие специфики развития ребенка;
  • создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей,  условий для сохранения и укрепления здоровья детей с РАС.

Содержание программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в:

социально-коммуникативном развитии;

познавательном развитии;

художественно-эстетическом развитии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ras_veselaya_notka.docx53.78 КБ

Предварительный просмотр:

 Пояснительная записка

 

Направленность программы

Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа «Веселая нотка» (далее – программа) художественно-эстетической направленности разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);

Приказом от 9 ноября 2018 г.№ 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;

 Письмом Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

Образовательная деятельность по данной программе направлена на:

  • постепенную реализацию потребностей детей с расстройством аутистического спектра (РАС) в развитии и адаптации в социуме; 
  • создание  специальных условий для получения дополнительных образовательных услуг;
  • раскрытие и развитие творческого потенциала детей с РАС;
  • создание атмосферы эмоционального комфорта, формирование позитивного отношения;
  • удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся  с РАС в интеллектуальном, художественно-эстетическом  развитии;
  • компенсацию дефицита общения, возникшего вследствие специфики развития ребенка; 
  • создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей,  условий для сохранения и укрепления здоровья детей с РАС. 

Содержание программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в: социально-коммуникативном развитии; 

               познавательном развитии; 

               художественно-эстетическом развитии.

Новизна программы заключается в выборе таких видов творчества, где для создания множества различных музыкальных композиций необходимо многократное повторение отдельных несложных элементов  с постепенным усложнением, что является оптимальным решением для детей с РАС. Основными принципами построения программы являются практическая направленность, доступность содержания  материала, посильность выполнения видов и объема практических работ. Нестандартность способов, методов, технологий обучения, отсутствие жёстких временных рамок позволит изучить учебный материал в  индивидуальном темпе и объёме, который доступен ребёнку с РАС. 

Актуальность программы

 В настоящее время увеличилось количество детей с аутизмом, имеющие сложные симптомы социальных, коммуникативных и поведенченских нарушений. Для этих детей характерны уход в себя, отчужденность и отрешенность, наличие моторных и вербальных стереотипов, ограниченность интересов, нарушения поведения. Суть нарушения при аутизме заключается в том, что мозг у данного ребенка обрабатывает сенсорную информацию иначе, чем это происходит у здорового человека. Эти нарушения являются последствиями расстройства у детей эмоционально-волевой сферы. Для них свойственно искаженное психическое развитие, которое охватывает сенсомоторную, перцептивную, речевую, интеллектуальную и эмоциональную сферы.   

Программа составлена для удовлетворения потребностей и интересов детей с РАС в формировании ценностных эстетических ориентиров, овладение основами творческой деятельности. Программа дает возможность каждому обучающемуся реально открыть для себя волшебный мир музыкального искусства, выбрать направление и максимально реализовать свои творческие способности, тем самым помогая утвердиться в социуме, что способствует гармоничному развитию личности в целом. 

Педагогическая целесообразность программы определяется социальной значимостью и направленностью на организацию социально полезной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, умению подать себя в обществе. Привлекая детей к работе по изготовлению пособий и простейших музыкальных инструментов, используемые виды деятельности функциональны: с ними можно играть, их можно смастерить своими руками и использовать в быту, их можно подарить друзьям и родным. 

РАС - спектр психологических характеристик, описывающих широкий круг нарушений поведения и затруднений в социальном взаимодействии и коммуникации, а также жёстко ограниченных интересов и часто повторяющихся поведенческих актов. Каждый ребёнок с РАС уникален в своих проявлениях, что требует формирования индивидуальной адаптированной содержательной траектории и особого подхода в рамках реализации программы.  

Коммуникация с педагогом, сверстниками, предполагается постепенно дозировано, с сохранением дистанции, и чётким реагированием на любую негативную реакцию в плане поведения  ребёнка. 

Дети с аутизмом требуют взаимодействия медиков и педагогов. Только комплексный целостный подход может быть эффективен. От родителей и педагогов требуется признание того, что дети с аутизмом нуждаются в понимании, в дополнительной поддержке.

Для таких детей свойственно искаженное психическое развитие, которое охватывает сенсомоторную, перцептивную, речевую, интеллектуальную и эмоциональную сферы. Причиной аутизма являются органические нарушения центральной нервной системы, обусловленные генетическими факторами, родовыми травмами, вирусными инфекциями у беременной женщины. Диагностика аутизма базируется на выделении в большей или меньшей степени основных специфических признаков: 

равнодушие, отчужденность, безразличие к своим сверстникам; 

пассивность, стремление к уединению, безинициативность, а если проявляет активность, то странную, так как ведет односторонний разговор, не выслушивая ответы; 

эхолалия (бессмысленное повторение фраз, слов); 

стереотипные действия (повторяющихся, навязчивых движений). 

У этих детей наблюдаются нарушение речевого развития (речь автономна, эгоцентрична,

оторвана от реальности), различные страхи, боязнь телесного и зрительного контактов.

Цель программы - создать условия для самореализации ребенка с расстройством аутистического спектра (РАС) в творчестве и расширить возможности социальной адаптации и коммуникации у обучающихся. 

Задачи: 

Образовательные: 

  • знакомить с видами музыкального искусства (пение, музицирование); 
  • знакомить с основными видами и свойствами музыкальных инструментов;  
  • знакомить с основными приёмами изготовления простейших шумовых инструментов

Развивающие: 

  • развивать творческую активность и художественные способности детей; 
  • формировать умение правильно использовать инструменты;  

Воспитательные: 

  • воспитывать добросовестное отношение к деятельности, аккуратность в работе с конструктором и лото;
  • воспитывать любовь и уважение к искусству. 

Коррекционные: 

  • развивать мелкую моторику рук и координацию;  
  • обогащать эмоционально-волевую сферу детей с РАС; 
  • формировать коммуникативные качества.

Возраст получателей услуг

Программа адресована для детей-инвалидов с растройствами аутистического спектра с 7 до 17 лет. 

Срок реализации программы - 1 год, (21час).

Форма организации занятий: индивидуальная.

Программа реализуется через занятия, которые гармонично включают теоретический материал, практические задания, игровые моменты, оздоровительные упражнения с использованием различного игрового и реабилитационного оборудования, динамические паузы, физминутки, релаксационные моменты.

Режим занятий: 1 занятие в неделю, продолжительностью 20-30  минут с обязательным перерывом, где предусмотрены физкультминутки, чтобы разрядить напряженное состояние ребенка: разминка рук, гимнастика глаз, подвижные игры, оздоровительные упражнения на развитие мелкой моторики рук.

Ожидаемые результаты

у детей будут сформированы: 

 знания о пении, музицировании и музыкальных играх;  

знания по изготовлению простейших шумовых инструментов;

будут обладать навыками: 

использования пальчикового театра, пальчиковых игр; 

аккуратности в работе;

развития мелкой моторики рук в использовании мозаики, конструктора, лото;

обучающиеся получат возможность для развития: 

творческой активности;

уважения к искусству;

разовьет добросовестное отношение к деятельности, аккуратность в работе при использовании пальчикового театра; 

в плане коррекции у детей должна быть развита: 

эмоционально-волевая сфера;

взаимодействие в играх и упражнениях;

мелкая моторика.

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

Директор ГКУ СО КК

ГКУ СО КК

«Темрюкский реабилитационный

центр»

«Темрюкский реабилитационный центр»

______________Н.А.Синдеева

_________________Н.С. Китова

«_____» ____________ 2021г.

«____» _______________ 2021г.

Учебный план

педагога дополнительного образования

комплексной коррекционно-развивающей программы «Веселая нотка» для детей и подростков с расстройствами аутистического спектра (РАС)

 

п/п

Наименование раздела

Количество часов

Всего

Теоретичес

кие занятия

Практичес-

кие занятия

1.

Музыкотерапия

8

1

7

2.

 Развитие мелкой моторики рук

9

-

9

3.

Мастерская «Умелые ручки»

4

1

3

Всего

21

2

19

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора

по ВРР ГКУ СО КК «Темрюкский реабилитационный центр»

___________ Н.А. Синдеева

«_____» ____________ 2021г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор ГКУ СО КК «Темрюкский реабилитационный центр»

_____________Н.С.Китова

___» _______________ 2021г.

Календарный учебный график

педагога дополнительного образования

комплексной коррекционно-развивающей программы «Веселая нотка» для детей и подростков с расстройствами аутистического спектра (РАС)

№ п/п

Количество часов

Теорети ческие занятия

Практи-

ческие занятия

1

музыкотерапия

1.1.Музыкальные игры-приветствия

-

2

1.2. Слушание. Подпевание. Пение

-

2

  1. . Элементарное музицирование.

1

3

2

Развитие мелкой моторики рук

2.1. Пальчиковая гимнастика,     пальчиковые игры

-

2

2.2. Пальчиковый театр

-

2

2.3. Дидактические игры

-

1

2.4. Работа с мозаикой, конструктором, лото, домино,сухой бассейн.

-

4

3

Мастерская «Умелые ручки»

3.1 Изготовление шумовых инструментов

1

3

Всего 21

2

19

Содержание учебного плана

  1. Музыкотерапия.
  1. Музыкальные игры-приветствия.

Практика. Создание благоприятной атмосферы, развитие коммуникативных навыков. Музыкальные игры-приветствия, направленные на развитие навыков речи и общения.  Упражнение «Доброе утро», «Здравствуй, имя ребенка», пропеваемое педагогом. Игра «Давайте поздороваемся» (учить здороваться в вербальной и невербальной форме). Игра «Чудесный мешочек», «Поиграй и передай», психогимнастика «Мы друзья!».

 Развитие эмоциональной сферы. Игра «Встреча взглядами», «Мы на лодочке плывем», «На пузырь я смотрю, а потом его ловлю», «Бумажный листопад», «Колокольчик», «Догонялки».

1.2.Слушание. Подпевание. Пение.

     Практика. Разучивание песен по фразам, цепочкой. Вокально-хоровая работа по повторению фраз за педагогом. Упражнения, направленные на снятие мышечной зажатости. Артикуляционная гимнастика для активизации речевого аппарата.  Дыхательная гимнастика – охрана голоса.

Развивающие игры с голосом (подражание животным, птицам, окружающим звука природы).Достижение эффекта расслабления, уменьшения тревожности, спокойного эмоционального состояния, единства с педагогом. Работа с карточками или смайликами. Дыхательные упражнения «Шарик», «Свеча». Гармонизация внутреннего мира ребенка через пение педагога с музыкальным сопровождением и без него. Прослушивание в аудиозаписях звуков окружающей природы, быта.

  1. Элементарное музицирование.

Теория. Знакомство с музыкальными инструментами (бубен, барабан, музыкальный треугольник, металлофон, деревянные ложки, маракасы). Рассматривание сюжетных картинок и картин с инструментами.

Практика. Ритм, заключенный в словах, фразах методом прошептывания, прохлопывания. Используя попевки, прохлопывать в ладоши, по коленям. Подвижные игры с предметами и инструментами. Упражнение «Стук дождя» (металлофон, барабан), «Шорох листьев», «Звон  капели» (музыкальный треугольник).

  1. Развитие мелкой моторики рук.

2.1. Пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры.

 Практика. Стимулирование речевой и мыслительной деятельности через развитие мелкой моторики. Использование игр и упражнений, пальчиковой гимнастики  на развитие пальцевой моторики с речью. Работа от простого к сложному (сначала работает одна рука, затем другая и потом обе).

Самомассаж с предметами (колючий мяч, грецкий орех, еловая шишка).

 «Про кулачок с ладошкой», «Улитка», «Рыбка», «Про пальчики».

Речедвигательные упражнения: «Зарядка», «Мы топаем ногами»,

2.2. Пальчиковый театр.

Практика. Рассматривание иллюстраций к сказкам.

Показ пальчикового театра по сказке педагогом с вовлечением ребенка. Самостоятельные игровые действия детей по сказке в пальчиковом театре. 

2.3.Дидактические игры. Игры и действия с предметами различными по размеру, цвету, форме, материалу.

Практика. «Подбери по цвету», «Найди пару». Игры с карандашами, бусами, счетными палочками, пуговицами.

2.4. Работа с мозаикой, конструктором,  лото, домино, сухим бассейном.

Практика. Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков. Переборка круп, работа прищепками.  Лото «Четыре сезона», разные виды конструкторов.

  1. Мастерская «Умелые ручки»

3.1. Изготовление шумовых инструментов

Теория. Просмотр видеопрезентации по изготовлению самодельных шумовых инструментов.

Практика. Практическая работа по изготовлению самодельных шумовых инструментов вместе с педагогом. (Бубен, трещотки, маракассы).

Методическое обеспечение программы

При организации образовательного процесса используются следующие методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, игровой, дискуссионный).

Методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация.

При реализации программы используются следующие педагогические технологии:  

технология индивидуального (группового) обучения;

технология коммуникативного обучения;  

технология игровой деятельности;  

личностно-ориентированная технология;

здоровьесберегающая технология.

Для реализации программы используются: 

оборудование: иллюстрации, фотографии, шаблоны, трафареты,  

CD диски, аудио кассеты; 

материалы: цветная бумага, картон, акварельные краски, пластилин, подручный материал.

инструменты: линейка, ножницы, скрепки, шариковые ручки, цветные карандаши, кисти.  

 

Контроль полученных знаний

 

Оценка качества реализации программы «Веселая нотка» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную (итоговую) аттестацию обучающихся.

В первый день обучения проводится входной контроль исходного уровня подготовки детей, определение направлений и форм индивидуальной работы.

Текущий контроль успеваемости проводится в течение учебного периода с целью систематического контроля уровня освоения детьми тем учебных занятий, прочности формируемых знаний, умений и навыков.

Наблюдение – на занятиях (поведенческие моменты, самостоятельная работа с источниками информации). 

Список используемой литературы

  1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. для студ. сред. и высш. пед.
  2. Афанасьева,О. Арттерапия средствами искусства/О.Афанасьева// Воспитание школьников.-2007.-№3.-с.41-45.
  3. Грибова,О.Е. Дополнительное образование в специальной (коррекционной) школе/ О.Е.Грибова// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.-2006.-№1.-с.41-45.
  4. Евладова,Е.Б., Логинова,Л.Г. Организация дополнительного образования детей.- М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.  
  5. Зайцева,А.В. Влияние технического творчества на развитие детей с ограниченными возможностями здоровья/ А.В.Зайцева// Дополнительное образование.-2005.-№4.-с.25-28.
  6. Катаева,А.А., Стребелева,Е.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии/ А.А.Катаева, Е.А.Стребелева.-М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004.  
  7. Колесник С.В. Азбука мастерства. 2 класс. - Саратов: Лицей, 2004.
  8. Левченко,И.Ю., Приходько,О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата / И.Ю.Левченко, О.Г.Приходько.- М: Издательский центр «Академия», 2001.
  9. Максимова,И.         Центр         реабилитации         детей-инвалидов/И.Максимова//         Воспитание школьников.-2006.-№1.-с.26-30.
  10. Межиева,М.В. Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет/ М.В.Межиева. - Ярославль: Академия развития, 2002.
  11. Примерные требования к программам дополнительного образования детей: Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-1844// Воспитание школьников.-2007.-№3.-с.36.
  12. Романовская,С. Использование игры в социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями/ С.Романовская// Воспитание школьников.-2002.-№4.-с.40-44.

Т.М.Ратынская//Коррекционная педагогика.-2004.-№5.-с.52-63.

  1. Ремесленные мастерские: от терапии к профессии. Опыт работы Центра лечебной педагогики/Составитель Ю.В.Липес.-М.:Теревинф,2004.

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа "Веселые нотки"

Дополнительная общеобразовательная программа "Веселые нотки"...

Дополнительная общеобразовательная программа "Веселые нотки" студия "Малышок"

Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создаст фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем....

Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Веселые нотки» на 2020-2021 учебный год

Цель программы - приобщение детей старшего дошкольного возраста к основам музыкально – певческой культуры, развитие их музыкальных, вокальных и творческих способностей.Задачи: ОбразовательныеДат...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Веселые нотки"

В рамках реализации программы учащиеся осваивают разделы:- Вокально-хоровая работа;- Музыкально-теоретическая и теоретико-аналитическая подготовка;- Концертно-исполнительская деятельность....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Веселые нотки" для обучающихся 4-х классов

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Веселые нотки" для обучающихся 4-х классов...