Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа «Веселая нотка»
рабочая программа
Образовательная деятельность по данной программе направлена на:
- постепенную реализацию потребностей детей с расстройством аутистического спектра (РАС) в развитии и адаптации в социуме;
- создание специальных условий для получения дополнительных образовательных услуг;
- раскрытие и развитие творческого потенциала детей с РАС;
- создание атмосферы эмоционального комфорта, формирование позитивного отношения;
- удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся с РАС в интеллектуальном, художественно-эстетическом развитии;
- компенсацию дефицита общения, возникшего вследствие специфики развития ребенка;
- создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей, условий для сохранения и укрепления здоровья детей с РАС.
Содержание программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в:
социально-коммуникативном развитии;
познавательном развитии;
художественно-эстетическом развитии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ras_veselaya_notka.docx | 53.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Направленность программы
Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа «Веселая нотка» (далее – программа) художественно-эстетической направленности разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
Приказом от 9 ноября 2018 г.№ 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;
Письмом Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
Образовательная деятельность по данной программе направлена на:
- постепенную реализацию потребностей детей с расстройством аутистического спектра (РАС) в развитии и адаптации в социуме;
- создание специальных условий для получения дополнительных образовательных услуг;
- раскрытие и развитие творческого потенциала детей с РАС;
- создание атмосферы эмоционального комфорта, формирование позитивного отношения;
- удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся с РАС в интеллектуальном, художественно-эстетическом развитии;
- компенсацию дефицита общения, возникшего вследствие специфики развития ребенка;
- создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей, условий для сохранения и укрепления здоровья детей с РАС.
Содержание программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в: социально-коммуникативном развитии;
познавательном развитии;
художественно-эстетическом развитии.
Новизна программы заключается в выборе таких видов творчества, где для создания множества различных музыкальных композиций необходимо многократное повторение отдельных несложных элементов с постепенным усложнением, что является оптимальным решением для детей с РАС. Основными принципами построения программы являются практическая направленность, доступность содержания материала, посильность выполнения видов и объема практических работ. Нестандартность способов, методов, технологий обучения, отсутствие жёстких временных рамок позволит изучить учебный материал в индивидуальном темпе и объёме, который доступен ребёнку с РАС.
Актуальность программы
В настоящее время увеличилось количество детей с аутизмом, имеющие сложные симптомы социальных, коммуникативных и поведенченских нарушений. Для этих детей характерны уход в себя, отчужденность и отрешенность, наличие моторных и вербальных стереотипов, ограниченность интересов, нарушения поведения. Суть нарушения при аутизме заключается в том, что мозг у данного ребенка обрабатывает сенсорную информацию иначе, чем это происходит у здорового человека. Эти нарушения являются последствиями расстройства у детей эмоционально-волевой сферы. Для них свойственно искаженное психическое развитие, которое охватывает сенсомоторную, перцептивную, речевую, интеллектуальную и эмоциональную сферы.
Программа составлена для удовлетворения потребностей и интересов детей с РАС в формировании ценностных эстетических ориентиров, овладение основами творческой деятельности. Программа дает возможность каждому обучающемуся реально открыть для себя волшебный мир музыкального искусства, выбрать направление и максимально реализовать свои творческие способности, тем самым помогая утвердиться в социуме, что способствует гармоничному развитию личности в целом.
Педагогическая целесообразность программы определяется социальной значимостью и направленностью на организацию социально полезной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, умению подать себя в обществе. Привлекая детей к работе по изготовлению пособий и простейших музыкальных инструментов, используемые виды деятельности функциональны: с ними можно играть, их можно смастерить своими руками и использовать в быту, их можно подарить друзьям и родным.
РАС - спектр психологических характеристик, описывающих широкий круг нарушений поведения и затруднений в социальном взаимодействии и коммуникации, а также жёстко ограниченных интересов и часто повторяющихся поведенческих актов. Каждый ребёнок с РАС уникален в своих проявлениях, что требует формирования индивидуальной адаптированной содержательной траектории и особого подхода в рамках реализации программы.
Коммуникация с педагогом, сверстниками, предполагается постепенно дозировано, с сохранением дистанции, и чётким реагированием на любую негативную реакцию в плане поведения ребёнка.
Дети с аутизмом требуют взаимодействия медиков и педагогов. Только комплексный целостный подход может быть эффективен. От родителей и педагогов требуется признание того, что дети с аутизмом нуждаются в понимании, в дополнительной поддержке.
Для таких детей свойственно искаженное психическое развитие, которое охватывает сенсомоторную, перцептивную, речевую, интеллектуальную и эмоциональную сферы. Причиной аутизма являются органические нарушения центральной нервной системы, обусловленные генетическими факторами, родовыми травмами, вирусными инфекциями у беременной женщины. Диагностика аутизма базируется на выделении в большей или меньшей степени основных специфических признаков:
‒ равнодушие, отчужденность, безразличие к своим сверстникам;
‒ пассивность, стремление к уединению, безинициативность, а если проявляет активность, то странную, так как ведет односторонний разговор, не выслушивая ответы;
‒ эхолалия (бессмысленное повторение фраз, слов);
‒ стереотипные действия (повторяющихся, навязчивых движений).
У этих детей наблюдаются нарушение речевого развития (речь автономна, эгоцентрична,
оторвана от реальности), различные страхи, боязнь телесного и зрительного контактов.
Цель программы - создать условия для самореализации ребенка с расстройством аутистического спектра (РАС) в творчестве и расширить возможности социальной адаптации и коммуникации у обучающихся.
Задачи:
Образовательные:
- знакомить с видами музыкального искусства (пение, музицирование);
- знакомить с основными видами и свойствами музыкальных инструментов;
- знакомить с основными приёмами изготовления простейших шумовых инструментов
Развивающие:
- развивать творческую активность и художественные способности детей;
- формировать умение правильно использовать инструменты;
Воспитательные:
- воспитывать добросовестное отношение к деятельности, аккуратность в работе с конструктором и лото;
- воспитывать любовь и уважение к искусству.
Коррекционные:
- развивать мелкую моторику рук и координацию;
- обогащать эмоционально-волевую сферу детей с РАС;
- формировать коммуникативные качества.
Возраст получателей услуг
Программа адресована для детей-инвалидов с растройствами аутистического спектра с 7 до 17 лет.
Срок реализации программы - 1 год, (21час).
Форма организации занятий: индивидуальная.
Программа реализуется через занятия, которые гармонично включают теоретический материал, практические задания, игровые моменты, оздоровительные упражнения с использованием различного игрового и реабилитационного оборудования, динамические паузы, физминутки, релаксационные моменты.
Режим занятий: 1 занятие в неделю, продолжительностью 20-30 минут с обязательным перерывом, где предусмотрены физкультминутки, чтобы разрядить напряженное состояние ребенка: разминка рук, гимнастика глаз, подвижные игры, оздоровительные упражнения на развитие мелкой моторики рук.
Ожидаемые результаты
у детей будут сформированы:
знания о пении, музицировании и музыкальных играх;
знания по изготовлению простейших шумовых инструментов;
будут обладать навыками:
использования пальчикового театра, пальчиковых игр;
аккуратности в работе;
развития мелкой моторики рук в использовании мозаики, конструктора, лото;
обучающиеся получат возможность для развития:
творческой активности;
уважения к искусству;
разовьет добросовестное отношение к деятельности, аккуратность в работе при использовании пальчикового театра;
в плане коррекции у детей должна быть развита:
эмоционально-волевая сфера;
взаимодействие в играх и упражнениях;
мелкая моторика.
СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДАЮ |
Заместитель директора | Директор ГКУ СО КК |
ГКУ СО КК «Темрюкский реабилитационный центр» | «Темрюкский реабилитационный центр» |
______________Н.А.Синдеева | _________________Н.С. Китова |
«_____» ____________ 2021г. | «____» _______________ 2021г. |
Учебный план
педагога дополнительного образования
комплексной коррекционно-развивающей программы «Веселая нотка» для детей и подростков с расстройствами аутистического спектра (РАС)
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов | ||
Всего | Теоретичес кие занятия | Практичес- кие занятия | ||
1. | Музыкотерапия | 8 | 1 | 7 |
2. | Развитие мелкой моторики рук | 9 | - | 9 |
3. | Мастерская «Умелые ручки» | 4 | 1 | 3 |
Всего | 21 | 2 | 19 |
СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по ВРР ГКУ СО КК «Темрюкский реабилитационный центр» ___________ Н.А. Синдеева «_____» ____________ 2021г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор ГКУ СО КК «Темрюкский реабилитационный центр» _____________Н.С.Китова ___» _______________ 2021г. |
Календарный учебный график
педагога дополнительного образования
комплексной коррекционно-развивающей программы «Веселая нотка» для детей и подростков с расстройствами аутистического спектра (РАС)
№ п/п | Количество часов | |||
Теорети ческие занятия | Практи- ческие занятия | |||
1 | музыкотерапия | 1.1.Музыкальные игры-приветствия | - | 2 |
1.2. Слушание. Подпевание. Пение | - | 2 | ||
| 1 | 3 | ||
2 | Развитие мелкой моторики рук | 2.1. Пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры | - | 2 |
2.2. Пальчиковый театр | - | 2 | ||
2.3. Дидактические игры | - | 1 | ||
2.4. Работа с мозаикой, конструктором, лото, домино,сухой бассейн. | - | 4 | ||
3 | Мастерская «Умелые ручки» | 3.1 Изготовление шумовых инструментов | 1 | 3 |
Всего 21 | 2 | 19 |
Содержание учебного плана
- Музыкотерапия.
- Музыкальные игры-приветствия.
Практика. Создание благоприятной атмосферы, развитие коммуникативных навыков. Музыкальные игры-приветствия, направленные на развитие навыков речи и общения. Упражнение «Доброе утро», «Здравствуй, имя ребенка», пропеваемое педагогом. Игра «Давайте поздороваемся» (учить здороваться в вербальной и невербальной форме). Игра «Чудесный мешочек», «Поиграй и передай», психогимнастика «Мы друзья!».
Развитие эмоциональной сферы. Игра «Встреча взглядами», «Мы на лодочке плывем», «На пузырь я смотрю, а потом его ловлю», «Бумажный листопад», «Колокольчик», «Догонялки».
1.2.Слушание. Подпевание. Пение.
Практика. Разучивание песен по фразам, цепочкой. Вокально-хоровая работа по повторению фраз за педагогом. Упражнения, направленные на снятие мышечной зажатости. Артикуляционная гимнастика для активизации речевого аппарата. Дыхательная гимнастика – охрана голоса.
Развивающие игры с голосом (подражание животным, птицам, окружающим звука природы).Достижение эффекта расслабления, уменьшения тревожности, спокойного эмоционального состояния, единства с педагогом. Работа с карточками или смайликами. Дыхательные упражнения «Шарик», «Свеча». Гармонизация внутреннего мира ребенка через пение педагога с музыкальным сопровождением и без него. Прослушивание в аудиозаписях звуков окружающей природы, быта.
- Элементарное музицирование.
Теория. Знакомство с музыкальными инструментами (бубен, барабан, музыкальный треугольник, металлофон, деревянные ложки, маракасы). Рассматривание сюжетных картинок и картин с инструментами.
Практика. Ритм, заключенный в словах, фразах методом прошептывания, прохлопывания. Используя попевки, прохлопывать в ладоши, по коленям. Подвижные игры с предметами и инструментами. Упражнение «Стук дождя» (металлофон, барабан), «Шорох листьев», «Звон капели» (музыкальный треугольник).
- Развитие мелкой моторики рук.
2.1. Пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры.
Практика. Стимулирование речевой и мыслительной деятельности через развитие мелкой моторики. Использование игр и упражнений, пальчиковой гимнастики на развитие пальцевой моторики с речью. Работа от простого к сложному (сначала работает одна рука, затем другая и потом обе).
Самомассаж с предметами (колючий мяч, грецкий орех, еловая шишка).
«Про кулачок с ладошкой», «Улитка», «Рыбка», «Про пальчики».
Речедвигательные упражнения: «Зарядка», «Мы топаем ногами»,
2.2. Пальчиковый театр.
Практика. Рассматривание иллюстраций к сказкам.
Показ пальчикового театра по сказке педагогом с вовлечением ребенка. Самостоятельные игровые действия детей по сказке в пальчиковом театре.
2.3.Дидактические игры. Игры и действия с предметами различными по размеру, цвету, форме, материалу.
Практика. «Подбери по цвету», «Найди пару». Игры с карандашами, бусами, счетными палочками, пуговицами.
2.4. Работа с мозаикой, конструктором, лото, домино, сухим бассейном.
Практика. Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков. Переборка круп, работа прищепками. Лото «Четыре сезона», разные виды конструкторов.
- Мастерская «Умелые ручки»
3.1. Изготовление шумовых инструментов
Теория. Просмотр видеопрезентации по изготовлению самодельных шумовых инструментов.
Практика. Практическая работа по изготовлению самодельных шумовых инструментов вместе с педагогом. (Бубен, трещотки, маракассы).
Методическое обеспечение программы
При организации образовательного процесса используются следующие методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, игровой, дискуссионный).
Методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация.
При реализации программы используются следующие педагогические технологии:
технология индивидуального (группового) обучения;
технология коммуникативного обучения;
технология игровой деятельности;
личностно-ориентированная технология;
здоровьесберегающая технология.
Для реализации программы используются:
оборудование: иллюстрации, фотографии, шаблоны, трафареты,
CD диски, аудио кассеты;
материалы: цветная бумага, картон, акварельные краски, пластилин, подручный материал.
инструменты: линейка, ножницы, скрепки, шариковые ручки, цветные карандаши, кисти.
Контроль полученных знаний
Оценка качества реализации программы «Веселая нотка» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную (итоговую) аттестацию обучающихся.
В первый день обучения проводится входной контроль исходного уровня подготовки детей, определение направлений и форм индивидуальной работы.
Текущий контроль успеваемости проводится в течение учебного периода с целью систематического контроля уровня освоения детьми тем учебных занятий, прочности формируемых знаний, умений и навыков.
Наблюдение – на занятиях (поведенческие моменты, самостоятельная работа с источниками информации).
Список используемой литературы
- Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. для студ. сред. и высш. пед.
- Афанасьева,О. Арттерапия средствами искусства/О.Афанасьева// Воспитание школьников.-2007.-№3.-с.41-45.
- Грибова,О.Е. Дополнительное образование в специальной (коррекционной) школе/ О.Е.Грибова// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.-2006.-№1.-с.41-45.
- Евладова,Е.Б., Логинова,Л.Г. Организация дополнительного образования детей.- М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
- Зайцева,А.В. Влияние технического творчества на развитие детей с ограниченными возможностями здоровья/ А.В.Зайцева// Дополнительное образование.-2005.-№4.-с.25-28.
- Катаева,А.А., Стребелева,Е.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии/ А.А.Катаева, Е.А.Стребелева.-М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004.
- Колесник С.В. Азбука мастерства. 2 класс. - Саратов: Лицей, 2004.
- Левченко,И.Ю., Приходько,О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата / И.Ю.Левченко, О.Г.Приходько.- М: Издательский центр «Академия», 2001.
- Максимова,И. Центр реабилитации детей-инвалидов/И.Максимова// Воспитание школьников.-2006.-№1.-с.26-30.
- Межиева,М.В. Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет/ М.В.Межиева. - Ярославль: Академия развития, 2002.
- Примерные требования к программам дополнительного образования детей: Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-1844// Воспитание школьников.-2007.-№3.-с.36.
- Романовская,С. Использование игры в социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями/ С.Романовская// Воспитание школьников.-2002.-№4.-с.40-44.
Т.М.Ратынская//Коррекционная педагогика.-2004.-№5.-с.52-63.
- Ремесленные мастерские: от терапии к профессии. Опыт работы Центра лечебной педагогики/Составитель Ю.В.Липес.-М.:Теревинф,2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал по дополнительному образованию "Знакомимся с цифрами" (в рамках дополнительной общеобразовательной программы (дополнительная общеразвивающая программа). "Веселый счет ")
Знакомство детей с цифрами в стихотворной форме....
Дополнительная общеобразовательная программа "Веселые нотки"
Дополнительная общеобразовательная программа "Веселые нотки"...
Дополнительная общеобразовательная программа "Веселые нотки" студия "Малышок"
Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создаст фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем....
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Веселые нотки". (персонифицированная) Федькина А.И.
Групповые занятия....
Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Веселые нотки» на 2020-2021 учебный год
Цель программы - приобщение детей старшего дошкольного возраста к основам музыкально – певческой культуры, развитие их музыкальных, вокальных и творческих способностей.Задачи: ОбразовательныеДат...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Веселые нотки"
В рамках реализации программы учащиеся осваивают разделы:- Вокально-хоровая работа;- Музыкально-теоретическая и теоретико-аналитическая подготовка;- Концертно-исполнительская деятельность....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Веселые нотки" для обучающихся 4-х классов
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Веселые нотки" для обучающихся 4-х классов...