Основные проблемы деятельности учителя музыки
статья
В статье рассматриваются некоторые из важных проблем преподавания предмета "Музыка".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 19.57 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
0дна из сложнейших проблем, встающих на уроках музыки, - организация восприятия музыки. Процесс восприятия должен сопровождаться сопереживанием и возникновением нравственно-эстетических оценок музыкальных смыслов, а результатом такого восприятия должна быть ситуация внутреннего духовно-нравственного выбора. Как отмечает Л. В. Школяр, постигать музыку нужно методами, адекватными природе искусства, то есть методами интонационного постижения смысла. Главное – организовать интонационное постижение сущности как отдельных моментов, так и целого произведения. Формирование у учащихся способности интонационно мыслить, чувствовать сущность и значение интонации, интонировать должно проходить на всех уроках музыки. «Познай себя, познай других, познай жизнь через музыку путем ее соинтонирования» – вот девиз работы на уроке для каждого ученика. Этому могут помогать такие методы, как «осознание интонационного смысла произведения» (А. А. Пиличяускас), «совместного рождения образа» (Э. Б. Абдуллин), «моделирование художественно-творческого процесса» (Л. В. Школяр), «пластического интонирования»; приемы: интонирование собственного имени; создание музыкального портрета: кто как звучит в нашем классе? (Л. Маслова); интонирование в определенном настроении музыкальных фраз и т. п.
Важной проблемой, стоящей перед педагогами музыки, является организация эстетического воспитания учащихся. Предметы эстетического цикла способствуют постижению детьми целостной художественной картины мира, развитию ассоциативного мышления. В ходе восприятия музыки происходит процесс «самообогащения личности». Однако чтобы воспитать у подрастающего поколения способность наслаждаться искусством, способность к эстетической оценке, эстетический вкус, нужно по-особому, методически целенаправленно организовывать работу по эстетическому воспитанию. Проблема современных учеников в том, что им свойственна большая степень «эмоциональной глухости», неспособности к эмпатии, что в дальнейшем приводит к проблемам в общении. Поэтому развитие чувственного восприятия, способности к эмоционально-эстетической оценке – важнейшая задача учителя музыки. Например, учитель говорит: «Ребята, а теперь закройте глаза и вслушайтесь в музыку сердцем, почувствуйте ее красоту, отдайтесь полностью течению энергии жизни, заключенной в ней!» Однако стоит отметить, что наивысшее наслаждение от произведения искусства возникает тогда, когда человек постигает смысл художественного произведения, выходит на ступень переживания – понимания. Любой вид деятельности на уроке музыки должен активизировать чувства и разум, подталкивать к творческому постижению сущности музыкального произведения и сердцем, и умом.
В связи с этим не менее важной проблемой считаю организацию на уроке музыки художественно-педагогического общения и «интонационной атмосферы урока». Умение создать одухотворенную атмосферу на уроке, когда музыка является там главным действующим лицом, организовать диалог между школьниками по поводу музыки – это важнейшее умение учителя, совершенствованию которого нет предела. Урок музыки предполагает, что все, что будет происходить в процессе его проведения, должно определяться музыкой и природой восприятия музыки.
В последнее время на уроках я уделяю больше внимания музыкотерапии, особенно в классах, где преобладают учащиеся с девиантным поведением. Эти дети представляют собой «серьезную, обедненную в эмоциональном отношении личность, озабоченную потребностью защитить себя с помощью контроля над другими, а не за счет собственных действий». Таким ребятам очень важно реализовать потребность в общении, понимании, уважении, и это может дать сполна урок музыки благодаря атмосфере доверия, одухотворенности и сотворчества. Эмоциональный тренинг, «эмоциональный массаж» позволит повысить самооценку, снять депрессию, стресс, разовьет способность слышать и понимать других. Еще в III в. до н.э. при помощи специально подобранных мелодий лечили от тоски, нервных, сердечных болезней. И в настоящее время возможности музыкотерапии должны использоваться широко и активно. Как отмечает В. И. Петрушин, вовлечение детей в различные виды активной музыкальной деятельности, в которых ребенок совершенствуется в становлении своего «Я», помогает преодолевать депрессивные состояния: движение под музыку способствует преодолению психологической изоляции, снятию стресса, расслаблению мышц. Сочетание спокойной и драматической музыки несет в себе оттенок «музыкального массажа» (В. И. Петрушин), который тренирует подвижность нервных процессов. Все это важно учитывать учителю при проведении уроков музыки.
Урок музыки, особенно в младших классах, должен обладать катарсической функцией, то есть очищать душу ребенка от психологического напряжения, снимать стресс, настраивать на волну радости, счастья, удовольствия. В старших классах катарсис будет проходить за счет общения с эмоционально сложными произведениями, которые могут сначала затронуть, «встряхнуть» негативные эмоции, а затем, благодаря целительному восприятию – переживанию, «освободить» от отрицательных переживаний. Поэтому произведения драматического или трагического характера также должны включаться в обучение детей, так как они несут определенный терапевтический эффект. С другой стороны, для установления душевного равновесия, для успокоения детей нужно слушать или пропевать мелодии, несущие образы спокойствия и безмятежности.
В настоящее время возросла потребность в использовании на уроках музыки новых технологий, особенно в средних и старших классах. Во-первых, новые педагогические технологии должны активизировать интерес к уроку музыки и занятиям музыкой; во-вторых, должны помочь учащимся определить свое отношение к окружающему миру, людям, к самому себе с позиций высокого искусства; в-третьих, данные технологии должны помочь музыкальному развитию школьников и становлению эстетической культуры, формированию способности наслаждаться высокохудожественным музыкальным искусством; в-четвертых, использование новых подходов позволит активизировать музыкальное самообразование учащихся.
Я заметила тот факт, что современным школьникам почти все равно, с каким пластом музыкальной культуры их знакомят, они «всеядны», важно лишь то, как и кто их учит, интересно ли им или нет. Поэтому среди методов, которые отражают современные подходы к музыкальному образованию и способствуют возникновению интереса к музыке и занятию музыкой, я стараюсь использовать проблемно-поисковый метод, игровой метод, метод проектов, метод дискуссии, методы интонационного, интонационно-стилевого, сравнительного, интонационно-жанрового, целостного анализа, метод «выхода за пределы музыки», лирические мини-сочинения, аналитические работы.
Большое внимание в настоящее время уделяется интеграции обучения. Это проявляется в проведении интегрированных уроков музыки с учителями литературы, истории, ИЗО, информатики; внеклассных мероприятий по татарскому, английскому языкам, по технологии, по ОБЖ и физкультуре. В этом помогает использование интегрированных программ («Музыка:1-4 классы Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской; «Музыка: 1–4 классы» Н.А.Терентьевой, Р.Г.Шитиковой; «Музыка элифбасы: 1-4 классы» Н.В.Бакиевой, М.Ф.Зиганшиной; «Русский фольклор: 1–4 классы». Л. Л. Куприяновой; Музыка: 5-7 классы» Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской;«Музыка: 5–8 классы» Т. И. Науменко, В. В. Алеева) и др.
Один из путей эффективности музыкального образования – это насыщение содержания музыкального образования новыми пластами музыкального искусства: музыкальным фольклором, духовной музыкой, современной академической музыкой, джазом, авторской песней и т. п. Очень важным моментом считаю обращение к народному искусству. Направленность на этномузыкальное воспитание, на формирование этномузыкального слуха, этномузыкального мышления и становление этномузыкальной культуры учащегося – важнейшая задача, стоящая перед учителем музыки. Поэтому в своей работе я активно внедряю национально-региональный компонент содержания музыкального образования, обеспечивая возможность представителю любого этноса освоить родную культуру и культуру других народов.
Для решения проблемы активизации интереса к уроку музыки я использую обучение с применением информационно-коммуникационных технологий. Новые технологии входят в практику обучения детей, и учитель должен знать о тех преимуществах, которые несет использование компьютера в музыкально-образовательном процессе:
- Использование компакт-дисков со звучанием различной музыки (учащимся можно дать в качестве домашнего задания прослушать то или иное музыкальное произведение).
- Использование возможностей Интернета для подбора информации и создание компьютерных презентаций об истории музыкальных инструментов, творчестве композиторов, о жанрах и стилях, об исполнителях классической и современной музыки.
В заключение хочу подчеркнуть значимость учителя музыки как учителя, ведущего своих учеников к жизни, добру, истине, красоте. Учитель музыки должен любить музыкальное искусство, зажигать этой любовью детей, обладать особой направленностью на соучастие и сотворчество. Учитель должен хорошо владеть психологией общения с детьми, уметь проникаться состоянием детей в целом и каждого ребенка в частности. В этом – будущее уроков музыки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка:" К проблеме артистизма в деятельности учителя музыки на пути к ФГОС".
Данная методическая тема разработана в помощь учителю музыки как напоминание о том , что его артистический талант на уроках приведёт прежде всего...
Деятельность учителя музыки как условие качественного проведения урока музыки.
Теоретические основы организации деятельности учителя музыки в общеобразовательной школе....
Работа над содержанием музыкального произведения как основная цель деятельности учителя музыки
В настоящее время решение проблемы сущности содержания музыкального произведения является крайне актуальной. Рассматривается изучение проблемы музыкального содержания в научных лабораториях, которые н...
Преемственность основных направлений деятельности учителей начальных классов с основной школой с целью создания системы непрерывного образования
основные моменты перехода детей из начальной в основную школу...
Основные направления деятельности учителя-дефектолога в работе с детьми с ОВЗ
Доклад-презентация для педсовета (презентация)...
"Основные направления деятельности учителя-дефектолога ТПМПК"
Это памятка, в которой учитель-дефектолог коротко рассказывает об основных направлениях деятельности в условиях ТПМПК....
Выступление на методическом совете «О преемственности основных направлений деятельности учителей начальной и основной школы в условиях реализации и освоения ФГОС ООО»
Вопросы преемственности в образовании были актуальны всегда. Актуальны они и сегодня. Особенно в условиях введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов....