Краткосрочная образовательная программа «Творчество великих русских композиторов 19 века»
рабочая программа по музыке
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр детского творчества
Принята на заседании Утверждаю:
педагогического совета Директор МБУ ДО ЦДТ
от "__" ___________ 20___г. Зорихина Е. Н.
Протокол N __________ "__" ___________20__ г.
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа художественной направленности
«Творчество великих русских композиторов 19 века»
Возраст обучающихся: 7 - 14 лет
Срок реализации: 1 месяц
Автор-составитель:
Шанина Майя Александровна,
педагог дополнительного
образования
высшей кв. категории
2020г
- Пояснительная записка
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная программа способствует формированию ценностно-смысловых ориентаций и основана на:
- Концепции развития дополнительного образования детей (утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014г.№1726-р);
- Приоритетном проекте «Доступное дополнительное образование для детей» (утвержденном президиумом Совета при Президенте Российской Федерации, протокол от 30.11.2016 №11);
- Постановлении Правительства Свердловской области от 06.08.2019 №503ПП «О систме персонифицированного финансирования дополнительного образования детей на территории Свердловской области»;
- Приказе Министерства образования и молодежной политике Свердловской области от 30.03.2018 №162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период 2035 года»;
- Федеральном законе от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации.
Направленность: художественная
Актуальность: обусловлена необходимостью формирования таких качеств личности, как патриотизм, уважение к труду, творчеству и созиданию, в соответствии с базовыми национальными ценностями, обозначенными в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Отличительная особенность: в летний период, когда дети свободны от обучения в общеобразовательной школе, восприятие данной программы будет более глубоким и целостным.
Адресат: программа составлена с учетом возрастных особенностей обучающихся 7-14 лет, так как именно в этом возрасте формируется чувство любви и гордости за свою Родину, воспитывается музыкальная и личностная культура, происходит становление духовно-нравственных ценностей у детей.
Число детей в одной группе от 7 до 10 человек.
Режим занятий: 3 раза в неделю по 3 часа
Объем программы: 36 часов
Срок освоения: 1 месяц
Уровневость: стартовый
Форма обучения: групповая
Виды занятий: рассказ, беседа, видеопрезентация
Формы подведения результатов: беседа, презентации
Цель: Заложить основы устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на творчество великих русских композиторов 19 века, как значимой сферы русской культуры.
Задачи:
обучающие:
- изучить творчество 10 русских композиторов,
- научить понимать и анализировать музыкальное произведение,
- научить грамотно излагать впечатления и мысли о музыке, используя музыкальную терминологию.
развивающие:
- развивать музыкальные впечатления и отзывчивость на музыку,
- развивать эмоционально-ценностный интерес к творчеству русских композиторов;
воспитательные:
- формировать нравственные качества личности,
- способствовать социальной адаптации обучающихся,
- приобщать к великому наследию музыкального искусства.
- Учебно-тематический план
№ п/п | название темы | всего часов | формы контроля | ||
теория | практика | всего | |||
1. | Вводное занятие. Знакомство с русской музыкальной классикой 19 века | 2 | 1 | 3 | викторина, приложение №1 |
2. | Творчество М.И.Глинки | 2 | 1 | 3 | беседа |
3. | Творчество А.П.Бородина | 2 | 1 | 3 | беседа |
4. | Творчество М.П.Мусоргского | 2 | 1 | 3 | беседа |
5. | Творчество П.И.Чайковского | 2 | 1 | 3 | беседа |
6. | Творчество Н.А.Римского -Корсакова | 2 | 1 | 3 | беседа |
7. | Творчество С.В. Рахманинова | 2 | 1 | 3 | беседа |
8. | Творчество С.С. Прокофьева | 2 | 1 | 3 | беседа |
9. | Творчество Д.Ф.Шостаковича | 2 | 1 | 3 | беседа |
10. | Творчество А.Н.Скрябина | 2 | 1 | 3 | беседа |
11. | Творчество И.Ф.Стравинского | 2 | 1 | 3 | беседа |
12. | Итоговое занятие по творчеству русских композиторов 19 века | 1 | 2 | 3 | презентация |
итого | 24 | 12 | 36 |
3. Содержание учебного плана
1. Знакомство с русской музыкальной классикой 19 века
Теория: краткий обзор творческого наследия
Практика: Прослушивание музыкальных произведений русских композиторов
2.Творчество М.И.Глинки
Теория: биография и краткий обзор творческого наследия, характеристика основных произведений
Практика: слушание отрывков из оперы «Руслан и Людмила», оперы «Иван Сусанин»
3. Творчество А.П.Бородина
Теория: биография и краткий обзор творческого наследия, характеристика основных произведений
Практика: слушание отрывков из оперы «Князь Игорь», слушание и анализ «Богатырской» симфонии
4. Творчество М.П.Мусоргского
Теория: биография и краткий обзор творческого наследия, характеристика основных произведений
Практика: фортепианный цикл «Картинки с выставки». История создания, особенности построения, лейтмотив цикла.
5. Творчество П.И.Чайковского
Теория: биография и краткий обзор творческого наследия, характеристика основных произведений
Практика: балет «Лебединое озеро», фортепианный цикл «Времена года»
6. Творчество Н.А.Римского –Корсакова
Теория: биография и краткий обзор творческого наследия, характеристика основных произведений
Практика: слушание отрывков из оперы «Снегурочка», симфонической сюиты «Шахерезада»
7. Творчество С.В. Рахманинова
Теория: биография и краткий обзор творческого наследия, характеристика основных произведений
Практика: симфонические танцы
8. Творчество С.С. Прокофьева
Теория: биография и краткий обзор творческого наследия, характеристика основных произведений
Практика: балет «Золушка», музыка к фильму «Александр Невский»
9. Творчество Д.Ф.Шостаковича
Теория: биография и краткий обзор творческого наследия, характеристика основных произведений
Практика: концерт для фортепиано, трубы и струнного оркестра
10. Творчество А.Н.Скрябина
Теория: биография и краткий обзор творческого наследия, характеристика основных произведений
Практика: фортепианная поэма «Прометей»
11.Творчество И.Ф.Стравинского
Теория: биография и краткий обзор творческого наследия, характеристика основных произведений
Практика: пантомима с пением «Байка про лису, петуха, кота да барана», балет «Петрушка»
12. Итоговое занятие по творчеству великих русских композиторов 19 века
Практика: подведение итогов по программе
4. Планируемые результаты
Личностные результаты:
- формирование интереса к русской культуре
-формирование духовно-нравственных основ личности
Метапредметные результаты:
- организация содержательного досуга, направленная на воспитание образованной личности
- развитие коммуникативных навыков
- умение слушать и слышать мнение других людей
Предметные результаты:
- иметь представление о творчестве композиторов
5. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
- кабинет для занятий;
- стулья;
- фортепиано;
- звуковое оборудование;
- ноутбук;
- видеопроектор
Информационное обеспечение
- портреты композиторов;
- аудио и видео материалы
Кадровое обеспечение
- педагог дополнительного образования
Методические материалы
- Вайнкоп Ю., Гусин И.Краткий биографический словарь композиторов-Л., Музыка, 1987г.
6. Список литературы
- Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.
- Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 1997г.
- Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,1999г.
- Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды-М. Айрис-пресс, 2007г
- Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М. ,Вече, 2000г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно-музыкальная композиция «Времена года», посвященная творчеству великого русского поэта Ф. И. Тютчева.
Литературно-музыкальная композиция «Времена года», посвященная творчеству великого русского поэта Ф. И. Тютчева....
Пояснительная записка к краткосрочной образовательной программе "Волшебный клубок"
Данная краткосрочная образовательная программа «Волшебный клубок» создана для решения проблемы воспитания через приобщение учащихся к творчеству и рукоделию и ориентирует учащихся на основную образова...
Краткосрочные образовательные программы для лиц с инвалидностью в рамках программ СПА
Краткосрочные образовательные программы для лиц с инвалидностью в рамках программ СПА...
Краткосрочная образовательная программа "Юный художник"
Знакомство с жанром "пейзаж", при этом используя разные техники, способы, направления. Краткосрочная образовательная программа, расчитана на 1 месяц обучения. Может использоваться как курсы ...
Краткосрочная образовательная программа дополнительного образования
Краткосрочная образовательная программа дополнительного образования "Подготовка к прохождению ГИА" по обществознанию для 9-го класса...
Краткосрочная образовательная программа кружка по техническому творчеству «РОБО-лето» на базе лагеря дневного пребывания
Актуальность практическая значимость программы. Предлагаемая программа является краткосрочной и предусматривает проведение занятий кружка в рамках лагеря дневного пребывания «Данко» при СП...
Краткосрочная образовательная программа кружка по техническому творчеству «ТИКО-моделирование» на базе лагеря дневного пребывания
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребёнку правильно организованный, полноценный отдых. В связи с этим всё...