Консультация для педагогов "Театральные постановки с детьми старшего возраста"
консультация по музыке
Создание условий для приобщения дошкольников к ценностям духовно-нравственной культуры посредством театрализованных постановок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatralnye_postanovki_s_detmi_starshego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 32.17 КБ |
buklet_metod.rek_._teatr.postan.docx | 129.3 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение д/с «Антошка» о/в с.Зудилово
Тема: «Театральные постановки с детьми старшего дошкольного возраста.»
(Консультация для воспитателей)
Подготовила:
Музыкальный руководитель
МАДОУ д/с о/в «Антошка
Пирогова О.Н.
С.Зудилово 2019-2020 г.г.
Театральные постановки с детьми старшего дошкольного возраста.
2. слайд.
«Вы никогда не думали, как было бы хорошо начать создание детского театра с детского возраста? Ведь инстинкт игры с перевоплощением есть у каждого ребёнка. Эта страсть перевоплощаться у многих детей звучит ярко, талантливо, вызывает подчас недоумение у нас, профессиональных артистов»
К.С.Станиславский
У каждого ребёнка есть потребность в творческой деятельности. В детстве ребёнок ищет возможности реализовать свой потенциал и именно через творчество он может наиболее полно раскрыться как личность. Творческая деятельность- это деятельность, рождающая нечто новое; свободное отражение личностного «Я». Любое творчество для ребенка - больше процесс, чем результат. В ходе этого процесса он лучше расширяет свой опыт, радуется общению, начинает больше доверять себе. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать находить связи и зависимости - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Слайд 3
«Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые»
В. А. Сухомлинский
Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отражение стихийно потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребёнку хочется воплотить в живые образы и действия. Именно через театрализованную деятельность каждый ребёнок может проявить свои чувства, эмоции, желания и взгляды, причём не только наедине с собой, но и публично, не стесняясь присутствия слушателей. Систематическое вовлечение дошкольников в театральную деятельность приводит к значительным сдвигам в развитии творческих способностей у детей.
Слайд 4.Специфика театрализованной деятельности . (фото)…?
В процессе театрализованных игр происходит интегрированное воспитание детей, они обучаются выразительному чтению, пластике движения, пению, игре на музыкальных инструментах. Создается творческая атмосфера, которая помогает раскрыться каждому ребенку как личности, применять собственные возможности и способности. В процессе создания театрализованных представлений на основе музыкальных произведений для ребенка открывается еще одна сторона искусства, еще один способ самовыражения, с помощью которого он может стать непосредственным творцом.
Элементы театрализации могут быть использованы как при проведении развлекательных мероприятий и праздников, так и на основных занятиях. Театрализация позволяет ребенку любого возраста и пола открыть для себя возможность «играть» и обучаться одновременно. Подобный вид деятельности доступен всем и оказывает благоприятное воздействие на творческое развитие дошкольника, его открытость, раскрепощенность, позволяет избавить ребенка от ненужной стеснительности и комплексов.
Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки, которые дают «на редкость яркий, широкий, многозначный образ мира». Участвуя в драматизации, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Музыкальный компонент театрализации расширяет развивающие и воспитательные возможности театра, усиливает эффект эмоционального воздействия как на настроение, так и на мироощущение ребёнка, поскольку к театральному языку мимики и жестов добавляется закодированный музыкальный язык мыслей и чувств. В этом случае у детей увеличивается количество и объём анализаторов (зрительных, слуховых, двигательных) .
Слайд 5,6 Разделы театральной деятельности детей.
1-й раздел – «Театрализованная игра»
Задачи: Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, строить диалог с партнёром на заданную тему. Развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей, развивать зрительное слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству.
2-й раздел – «Ритмопластика»
Задачи: Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласовано, развивать координацию движения, учить запоминать заданные позы и образно передавать их.
3-й раздел – «Культура и техника речи»
Задачи: Развивать речевое дыхание и правильною артикуляцию, чёткую дикцию, разнообразную интонацию логику речи; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи, пополнять словарный запас.
4-й раздел – «Основы театральной культуры»
Задачи: Познакомить детей с театральной терминологией, с основными видами театрального искусства, воспитывать культуру поведения в театре.
5-й раздел – «Работа над спектаклями»
Задачи: Учить сочинять этюды по сказкам; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивленно, восхищённо, жалобно и т. д.) .
Театральная деятельность детей включает в себя несколько разделов:
1-й раздел – «Театрализованная игра» - направлен не столько на приобретение ребенком профессиональных умений и навыков, сколько на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных ситуациях. Все игры этого раздела условно делятся на два вида: общеразвивающие игры и специальные театральные игры.
2-й раздел – «Ритмопластика» - включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.
3-й раздел – «Культура и техника речи» - объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
4-й раздел – «Основы театральной культуры» - призван обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства.
5-й раздел – «Работа над спектаклями» - является вспомогательным, базируется на авторских сценариях и включает в себя :
- Знакомство с пьесой.
- От этюдов к спектаклю.
Слайд 7. Виды театра в детском саду . (фото)
- настольный театр;
- стендовый;
- верховой;
- наручный;
- напольный;
- театр живой куклы
- Игры-драматизации
Виды театров в ДОУ
Организация театрализованной деятельности в дошкольном образовании решает целый ряд образовательных и воспитательных задач. Кроме того, способствует реализации требований государственного стандарта, так как благодаря такой форме педагогической работы, дети учатся самостоятельно выдвигать идеи, аргументировать, проявлять инициативность и творчество.
Какие же виды театров в детском саду возможно организовать? В педагогической литературе предлагается проводить с дошкольниками такую деятельность, как:
- настольный театр;
- стендовый;
- верховой;
- наручный;
- напольный;
- театр живой куклы
- Игры-драматизации
В свою очередь, каждый из указанных видов подразделяется на подвиды.
- Слайд 8. стендовый;
Театр на фланелеграфе (доске, обтянутой тканью).
- Магнитный
- Теневой театр , театр живых теней
Стендовый театр
Стендовый театр представляет собой какую-либо поверхность, на которую крепятся фигурки-персонажи и декорации.
К такому виду относятся:
Театр на фланелеграфе (доске, обтянутой тканью).
Магнитный представляет собой, по сути, то же самое, что и предыдущий вид, только используется металлическая доска, а на фигурки прикрепляются магнитные полосы вместо липучек
Теневой театр — самый загадочный и необычный для восприятия детей, дошкольники увлеченно участвуют в такой игре. Для организации этого вида театра потребуется экран (натянутая вертикально белая ткань), фонарь или настольная лампа (в зависимости от размеров экрана), картонные фигурки черного цвета. Вместо игрушечных персонажей, тени можно создавать непосредственно кистью руки и пальцами. Такой вид называется «театр живых теней».
- Слайд 9. настольный театр;
- Бумажный (картонный).
- Плоскостной деревянный
- Конусный
Настольный театр
Название такого вида театра говорит само за себя — игровая деятельность проводится на столе. Его особенностью является то, что декорации и персонажи должны быть небольшого размера, чтобы была возможность разместить все необходимые атрибуты игры на поверхности.
Бумажный (картонный).
Конусный.
Плоскостной деревянный
Слайд 10. наручный
- пальчиковый;
- перчаточный.
«Наручный» театр
К этому виду относится театрализованная деятельность, для проведения которой требуются такие атрибуты, как пальчиковые куклы или игрушки — «перчатки».
Различают следующие «наручные» виды театров в детском саду:
пальчиковый;
перчаточный.
Важно отметить, что такая разновидность театра, помимо иных достоинств, эффективно развивает мелкую моторику дошкольников, что, в свою очередь, непосредственно влияет на формирование речи детей.
- Слайд 11 верховой;
- тростевой
- Би-ба-бо
Верховой театр
Что представляет собой верховой театр? Его особенность заключается в том, что куклы находятся выше роста человека, который ими управляет. Бывают следующего вида:
В тростевом театре используются куклы, которые, соответственно, закреплены на высокой трости, а человек, который управляет персонажами, спрятан за ширмой.
Большую популярность приобретает театр «Би-ба-бо». В принципе, это тот же «перчаточный», так как куклы одеваются на руку. Отличие состоит лишь в том, что используется высокая ширма и, таким образом, персонажи демонстрируются зрителям на уровне выше роста кукловода.
- Слайд 12 напольный;
- куклы-марионетки.
Напольный театр
В напольном театре используются куклы-марионетки. Сделать их самостоятельно достаточно сложно, поэтому чаще всего они приобретаются в специализированных магазинах. За счет этой особенности такой вид театрализованной деятельности проводится в детских садах нечасто. Но именно театр марионеток вызывает у дошкольников бурю эмоций, восторг. Так как малыши еще не понимают механизма действия таких кукол, дети представляют, что игрушки «ожили» сами. Именно этот элемент «чуда», «сказки» и способствует появлению положительных эмоций у дошкольников.
- Слайд 13 театр живой куклы.
- театр масок;
- театр кукол-великанов. Люди-куклы
Театр живой куклы
Но чаще других организуется «живой» кукольный театр в детском саду. Такую деятельность можно провести в качестве занятия по развитию речи, окружающему миру, изучению иностранного языка, а также во время досуга. Кроме того, постановка «живого» театра может быть посвящена какому-либо празднику.
Различают следующие виды описанной игровой деятельности:
- театр масок;
- театр кукол-великанов. Люди-куклы
Последний проводится чаще всего как досуговая деятельность в ДОУ. Роли кукол-великанов выполняют либо взрослые, либо старшие дошкольники. Младшие дети могут выступать лишь в роли зрителей. Тогда, как театр масок подойдет для детей любого возраста. Даже самые маленькие воспитанники имеют возможность «перевоплотиться» в героя сказки.
- Слайд 14 Игра - драматизация
- Сценки
- Этюды
- Сюжетные игры
Игра-драматизация
Самый разговорный вид театрализованной деятельности. Ни один другой вид театрализованной деятельности так не способствует развитию артистизма, выразительности движений и речи. Драматизация-это ни просто пересказ сказки. Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, превнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребёнком, будет совсем не похож на героя, сыгранным другим. В драматизации учавствуют все дети. Если не хватает ролей для изображения людей, зверей, то активными участниками спектакля могут стать кусты, деревья, ветер, избушка и т.д.
Слайд 15. Организация уголка театрализованной деятельности
- картинки, в том числе объёмные для конусного театра;
- игрушки для театра теней, пальчикового, бибабо, куклы на прищепках, фетровые персонажи для фланелеграфа;
- ширма (в детских садах обычно используется универсальная ширма, которая выступает и декорацией-фоном, и занавесом);
- реквизит (мягкие игрушки, машинки и пр.);
- материалы для изготовления элементов образов, декораций (кусочки ткани, картона, бумаги и т. д.);
- маски;
- костюмы;
- книги;
- фонотека;
- стенд с афишами и результатами работы (рисунками, поделками и пр.).
Уголок театрализации — это часть развивающей среды в оснащении группы, призванная сплотить ребят общей игровой деятельностью, в которой они смогли бы продемонстрировать все грани своего характера, возможно, ещё не известные им самим. В стандартный театральный уголок включаются:
Слайд 16. (фото)…
Заключение….
Дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека. Поэтому особое значение в детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, которые помогут сформировать правильную модель поведения в современном мире.
Предварительный просмотр:
Театрализованная деятельность детей может быть организована в
утренние и вечерние часы в нерегламентированное время; а также запланирована как специальное занятие в
рамках занятий .
Желательно, чтобы во всех формах театрализованной деятельности
участвовали небольшие подгруппы детей (это позволяет осуществлять
индивидуальный подход к ребенку), причем каждый раз подгруппы должны
формироваться по-разному - в зависимости от содержания занятий.
Подготовка к театрализованной деятельности должна проходить в несколько этапов.
Основные этапы работы над спектаклем:
- Выбор пьесы и обсуждение ее с детьми.
- Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.
- Работа над эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.
- Поиск образа (определение характера героя, манера двигаться, говорить).
- Поиск мизансцен (музыкально-пластического решения эпизодов, постановка танцев). Можно создавать с детьми эскизы декораций и костюмов.
- Работа над текстом: предлагаемые обстоятельства и мотив поведения персонажей.
- Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в условиях публичности, закрепление отдельных мизансцен.
- Репетиции по картинам с элементами декорации и реквизита (можно условным), с музыкальным оформлением.
- Репетиция всей пьесы целиком - прогон (декорация, реквизит, костюм).
- Премьера спектакля. Обсуждение.
- Повторные показы. Подготовка альбома с фотографиями.
Первый этап работы над пьесой связан с ее выбором. Готовля инсценировки по народным и авторским сказкам, можно провести беседу о жизни и быте людей того времени (во что одевались, чем питались, как общались, какие обычаи соблюдали). Прослушивание музыки, художественные иллюстрации. Можно просматривать фильмы, они помогают почувствовать атмосферу сказочных событий. И это расширяет кругозор. Активизирует познавательный интерес.
Второй этап предполагает деление пьесы на эпизоды (куски). Дети пересказывают каждый эпизод, дополняя друг друга и придумывают название.
Третий этап - это работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.
Четвертый этап - поиск образа, работа строится сначала как беседа; обсуждение характера героя, манера говорить, двигаться, Выслушиваем все варианты, кто как думает? Почему? Зачем? и т.д.
Далее придумываем пластические этюды (походка, манера) и демонстрируем.
Пятый этап - поиск мизансцен. Создание эскизов декорации и костюмов.
Мизансцена - это размещение актеров, вещей, различных вещей (реквизит, элементы декорации. Также на этом этапе проходит знакомство детей с музыкальными произведениями, которые будут звучать в спектакле.
Шестой этап - это постепенный переход к тексту пьесы. На репетициях один и тот же отрывок повторяется разными исполнителями и много раз, что позволяет детям быстро выучить практически все роли.
Седьмой этап начинается работа над ролью. Уже зная, что основываясь на личном эмоциональном опыте и памяти, ребенок вспоминает ситуацию своей жизни, когда переживал чувства похожие на ощущения героев пьесы. На этом этапе добиваться выразительности и четкости речи, выявлять речевые характеристики героев.
Восьмой этап - репетиция по картинам в разных составах. Учить размещаться по сцене (логически), не сбиваясь, не перекрывая друг друга (закон сцены). Учить не бояться, а умело работать с реквизитом, обыгрывать декорацию, т.к., главное на сцене действие.
Девятый этап - самый непродолжительный по времени. В этот период проходят репетиции всей пьесы целиком. Если до этого на репетициях некоторые декорации и реквизит были условными, то теперь используем подготовленный для спектакля реквизит, декорации, а также костюмы, которые помогают в создании образа.
Репетиции идут с музыкальным сопровождением, уточняется темпоритм спектакля, затянутость отдельных сцен или, наоборот, излишняя торопливость, скомканость. Закреплять обязанности в подготовке реквизита и смене декораций.
Десятый этап - премьера спектакля, является одновременно и генеральной репетицией т.к. на премьеру приходит первый зритель.
МАДОУ детский сад
общеразвивающего вида
«Антошка» с.Зудилово Первомайского района
Основные этапы работы над театрализованной постановкой с детьми старшего возраста в ДОУ
(Методические рекомендации для воспитателей
Составила
Муз.руководитель: Пирогова О.Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень» КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень
Интегрированное занятие "Поздняя осень". Использовался как открытое занятие в ДОУ со старшее группой....
РАВНОПАРТНЕРСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА
Презентация к родительскому собранию в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи....
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Дашин карандашик» в рамках Методического объединения«Развитие музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО».
Музыкальное занятие в рамках МО с детьми старшей группы....
Консультация для педагогов «Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-дефектолога с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»
Работа с детьми с задержкой психического развития должна быть динамичной, эмоционально-приятной, не утомительной и разнообразной. А это объективно подталкивает к поискам как традиционных так и не трад...
Семинар-практикум «Использование здоровьесберегающих технологий с родителями и детьми старшего возраста». ( работа с семьей по пропаганде здорового образа жизни и профилактике ПАВ несовершеннолетними)
В настоящее время одной из наиболее важных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребёнка — это самая главная задача для родителей и педагогов. Дошкольный возраст являетс...
КОНСПЕКТ коррекционно-развивающего занятия по развитию связной речи с детьми старшего возраста «Весенние посиделки»
Занятие посвящено знакомству дошкольников с народными промыслами нижегородского края и автоматизации звука ц в связной речи....
Конспект совместной деятельности с детьми старшего возраста. Рисование "Дымковская игрушка"
Знакомство с дымковской игрушкой ...