Два направления в музыке
план-конспект урока по музыке (7 класс)
Урок проходит по методике сингапурских технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dva_napravleniya_po_metodike_singapurskih_tehnologiy.docx | 21.39 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема: «Два направления музыкальной культуры: светская и духовная музыка»
Ход урок
Слайд 1
- Оргмомент.
Добрый день, уважаемые ребята. Мы сегодня на уроке работаем сидя в группах, сотрудничая и помогая лучше усваивать учебный материал. Сегодня мы продолжаем углублять знания по основной теме 2- го полугодия, кто мне поможет её озвучить?
(Особенности музыкальной драматургии камерной и симфонической музыки)
Тема же сегодняшнего урока называется: «Два направления музыкальной культуры…», а название этих направлений, вы узнаете в ходе урока, когда разгадаете кроссворд.
- Актуализация знаний. Работа по принципу Rally Coach. (Класс поделен на 2 половины ) (Сначала один ученик делает задание, а другой если не знает помогает или хвалит. Потом меняются.)
Итак, у каждой группы есть по 4 задания с вопросами, работаем с партнерами по плечу, партнеры отвечают на два вопроса. В конце задания свои ответы записываем в кроссворд и у вас должны получиться 4 буквы из направления. Время 7 минут. По сигналу участник №1 встает и говорит ответ группы. У каждой половины должна получиться своя культура.
Вопросы для первой половины класса: (ключевое слово – «светская»)
1)Как называется музыкальное произведение, которое в переводе с греческого, означает эпическая песня в исполнении сказителя, пишется в свободной форме на основе народных песен и танцев? (Рапсодия)
2)Какому композитору принадлежит симфония№4?(П.Чайковский)
3)Какой композитор написал 1-ую американскую оперу «Порги и Бесс»? (Д.Гершвин) 4)Как называется вокальный или инструментальный ансамбль, состоящий из 4 исполнителей?(Квартет)
5)Имя русского композитора – химика 19в., написавшего оперу «Князь Игорь»?(Александр) 6)Какому композитору принадлежит Симфония №3 «Героическая»? (Бетховен) 7)Кого в музыке называли мастером полифонии, произведения которого исполняются в обработке и в наше время?(И.Бах) 8)Как называется музыкальный термин (следование) - перемещение мотива, повторение последовательности звуков на разной высоте, в восходящем или нисходящем направлении.(секвенция)
Вопросы для второй половины класса: (ключевое слово – «духовная»)
1)Музыкальный термин, с помощью которого композиторы применяют не только буквальное, точное повторение, но и изменённое.(варьирование)
2) Как называется подражание, повторение темы или мотива в другом голосе музыкального произведения? (имитация)
3)Как называется построение целого произведения и его частей, где соблюдаются принципы сходства или различия - в повторении, варьировании, контрастном взаимодействии музыкальных интонаций, тем, эпизодов? (драматургия)
4) Как называется на французском языке ночное произведение лирического настроения в инструментальном исполнении?
5)Какой русский композитор – химика 19в., написал «Ноктюрн» для квартета и оперу «Князь Игорь»?
6)Как называется музыкальный термин, который является одним из самых распространённых способов развития музыки? (повторение)
7) Имя немецкого композитора, написавшего Симфонию №3 «Героическую».
8) Как называется главное в музыке, так же как и в жизни, изменение интонации, темы, мелодии? (развитие)
Слайд 2 Ответы на кроссворд : светская и духовная.
Дописываем тему урока.
Работа по учебникам стр.88. Сейчас каждая группа самостоятельно работает с учебником.
Первые 2 абзаца читают все, но после делимся : «светская» половина класса, работает на странице 90 – 91,«духовная» половина класса на странице 88 – 89.
Работа по принципу Round Table – (обучающая структура, в которой учащиеся по очереди выполняют письменную работу по кругу на одном (на команду) листе бумаги).
Берем лист с заданием №2, и по кругу каждый выполняет задание. Время выполнения 10 минут.
По сигналу начинаем обмениваться полученными знаниями. На первые четыре вопроса отвечает участник №2,на следующие вопросы отвечает участник №3. Итак в каждом направлений. Отвечает «светская» половина класса, затем «духовная».
вопросы «духовной» команде
1) - Как вы понимаете духовная музыка?
- Музыка, написанная на религиозный текст.
2) – Основная тема духовной музыки?
- Духовная музыка всегда была связана с богослужением, обращалась только к темам Священного писания.
3) - Что является основой развития религиозной музыки?
- Драматургия образов страдания, смерти, воскресения Христа.
4) - Какие произведения в восточной православной церкви вы можете назвать? - Литургия и всенощная, венчание и молебен, в истоках, которых лежит знаменный распев. 5) - А в западной католической церкви?
- Месса, реквием, страсти, кантаты и в их основе–хорал(многоголосное пение в сопровождении органа и оркестра)
6) - Благодаря какому жанру духовная музыка получает глубокое и многогранное развитие?
- Полифонии
вопросы «светской» команде:
- 1) На что опиралась светская музыка в своих истоках? - Светская музыка в своих истоках опиралась на народно – песенную, танцевальную культуру. 2) - Как называлась в 16веке «комнатная музыка», написанная для небольшого состава исполнителей? (камерная музыка) 3) Какая музыка звучала при дворах знатных вельмож и в домашней обстановке? - Камерная музыка. 4) - Где в основном работали профессиональные музыканты и исполнители вплоть до 18 века? - Вплоть до 18 века они служили капельмейстерами и органистами при дворах монархов, князей, архиепископов.
5) - С какого века активизируется их светская концертная жизнь и становится свободной от влияния церкви?
- С середины 18 века активизируется их светская концертная жизнь и становится свободной от влияния церкви. Увеличивается количество оркестров, ансамблей и сольных концертов. 6)- Какие классические виды инструментального ансамбля были созданы венскими композиторами? - В творчестве венских композиторов – классиков – Гайдна, Моцарта, Бетховена и других, формируются классические виды инструментального ансамбля: соната, трио, квартет. 7) - Какая музыка звучала при дворах знатных вельмож и в домашней обстановке? - Камерная музыка. 8) - Когда появилась и чем отличается от церковной музыки? - Камерная музыка появилась в 16 веке, исполнялась инструментально или вокально в небольших помещениях, но постепенно стала исполняться не только в узком кругу знатоков и любителей музыки, но и в больших концертных залах
Слайд 3 Давайте проверим, что у вас получилось. Вопросы на слайде.
И всё, что вы узнали, о двух направлениях музыкальной культуры, мы закрепим в восприятии музыки. Работа по принципу Simultaneous Round Table, (в которой 4 участника в команде одновременно выполняют письменную работу на отдельных листочках или в тетради и по окончанию времени передают друг другу по кругу).
Каждый берет листочек с заданием №3. Это слуховой анализ. Вам предстоит расставить цифры, а также нужно дописать название произведений. По окончании передаем свои листы по кругу. Проверьте правильность результатов с результатами на экране.
Поставьте оценку по следующей шкале: 0-1 ошибок «5» 2-3 ошибки – «4»; 4-5 ошибок – «3». Передайте результаты хозяину листа.
Духовный концерт,1ч. «Не отвержи мене во время старости» М.Березовский | 2 |
«Господи помилуй» («Kyrie, eleison!») из «Высокой мессы» И.Баха | 4 |
Соната №14 «…» Л. Бетховена | 1 |
Романс «…» М. Глинки | 3 |
Баллада «…» Ф. Шуберт | 5 |
Слайд 4 Ответы слухового анализа.
Ребята, у нас ещё одно произведение, которое вам знакомо и поможет нам закрепить ваши полученные знания на сегодняшнем уроке в вокальной музыке, к какому направлению музыкальной культуре её можно отнести «Как здорово» О.Митяева, определяем (светской)
3. Вокально-хоровая работа - «Как здорово».
4.Итог урока.- Как вы думаете ребята, для чего нужна нам и человечеству духовная и светская музыка? (Ответы ребят)
Я благодарна вам за хорошую работу. Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
7 КЛАСС. ДВА НАПРАВЛЕНИЯ В МУЗЫКЕ.
КОНСПЕКТ УРОКА, КОТОРЫЙ ОТРАЖАЕТ РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ДВУХ НАПРАВЛЕНИЙ: СВЕТСКОГО И МУЗЫКАЛЬНОГО....
проект по музыке"Народная музыка:истоки направления"
Ученический проект по программе "музыка" 6 класс авторы Критская и Сергеева....
Дополнительная общеразвивающая комплексная программа для детей и подростков с ограниченными возможностями художественно-эстетической направленности «Мир музыки и театра»
Цель: создать условия для социальной реабилитации ребят и развить их творческие и интеллектуальные способности, навыки общения, посредством театрализовано - игровой и музыкальной деятельно...
Направления современной музыки 9 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности...
Кейс по направлению "Книга(музыка,спектакль,фильм)-про меня
В рамках подготовки к итоговому сочинению составлен кейс по одному из направлений ИС...
Расширенный план сочинения по направлению "Книга(музыка,спектакль,фильм)-про меня
Составлен расширенный план к сочинению"Книга,к которой хочется всегда возвращаться"...
«Новые направления современной музыки и как к этому относиться»?
laquo;Новые направления современной музыки и как к этому относиться»?...