7 КЛАСС. ДВА НАПРАВЛЕНИЯ В МУЗЫКЕ.
план-конспект урока музыки (7 класс) по теме
КОНСПЕКТ УРОКА, КОТОРЫЙ ОТРАЖАЕТ РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ДВУХ НАПРАВЛЕНИЙ: СВЕТСКОГО И МУЗЫКАЛЬНОГО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7КЛАСС. ДВА НАПРАВЛЕНИЯ В МУЗЫКЕ. | 18.04 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема: Два направления музыкальной культуры: светская и духовная музыка.
Цель: знание понятий: духовная и светская музыка, умение приводить музыкальные примеры, знание основ православной и католической музыки.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, баян, презентация «Светская и духовная музыка»
Ход урока
.
Учитель.
Музыкальная культура всегда развивалась во взаимодействии двух основных направлениях - светского и духовного, т.е. церковного.
Светская музыка в своих истоках всегда опиралась на народно-песенную и танцевальную культуру.
Духовная музыка всегда была связана с богослужением.
Наша русская культура развивалась несколько иначе, чем зарубежная. До своего расцвета она прошла очень большой путь развития. Началом русской музыки можно считать 9 век, когда появляются первые музыканты на Руси.
Назовите их.
Дети: Первые музыканты на Руси были скоморохи.
Учитель: Вплоть до 18 века светская музыка в нашем государстве не была профессиональной. Основные музыкальные жанры лежали в области народного фольклора. Только с 19 века русская музыка вступает на путь развития и во II четверти 19 века наступает её расцвет.
Опираясь на народную музыку и исторические события, русские композиторы создают национальную школу, ведущими жанрами которой стали эпическая опера и симфония. Основоположником русской классической музыки считается М.И. Глинка. Мы с вами уже знаем, что большое значение для русской светской музыки имело творчество музыкального сообщества, которое продолжало идею М.И. Глинки – сохранение и развитие русской национальной музыки.
Как называлось это сообщество?
Дети.
«Могучая Кучка». Её представители: Балакирев(руководитель), Бородин, Мусоргский, Римский-Корсаков, Кюи.
Учитель.
Итак, давайте вновь вернёмся в 9 век.
С этого времени до 18 века русская музыка развивалась в двух направлениях: народной и церковной.
После крещения Руси вместе с богослужебным ритуалом мы получили от Византии славянские переводы церковных песнопений, в основу которых легли тексты Евангелия, это псалмы ветхозаветного царя Давида. Давид был талантливым музыкантом, певцом и поэтом. Он сложил много хвалебных песен – псалмов, которые пел под аккомпанемент псалтири (музыкальный инструмент, который и дал название книге для церковных богослужений. Псалтирь был переведён на славянский язык братьями Кириллом и Мефодием вместе с Евангелием). Библейское слово и его преломление в мелодиях церковных распевов определяли высокую художественно-нравственную силу воздейст вия духовной музыки.
Древнерусская церковная музыка существовала в виде хорового пения без инструментального сопровождения (а. капелла).
Русская народная музыка, как хоровая, так и инструментальная в те времена не записывалась, а вот культовое, церковное, пение записывалось. Записывалось оно особыми знаками – знаменами, и поэтому одноголосие, которое господствовало на протяжении многих веков в церковном пении так и называлось «Знаменный распев». Но к концу 18 века нотная запись вытеснила знаменный распев и появляется новый стиль – «партесное пение», т е. пение по партиям, по голосам – многоголосие. Основными жанрами были кант (многоголосная песня) и хоровой концерт, который и явился важной переходной ступенью от церковной к профессиональной светской музыке.
В церковном обряде музыка и слово в единстве с другими видами искусства определяют целостность драматического действа, построенного на контрастах различных образов. В восточной, православной церкви это литургия и всенощная, венчание и молебен, в истоках которых лежит знаменный распев. В западной, католической церкви — месса, реквием, страсти, кантаты и др. В их основе - хорал, многоголосное пение в сопровождении органа или оркестра.
Религиозные сюжеты и формы церковной музыки преобладают в творчестве немецкого композитора И.-С. Баха и русского композитора М. Березовского. Бах чаше всего писал музыку для органа и хора, а Березовский — для хора a capella. Благодаря полифонии, основная мысль каждого их сочинения получает глубокое и многогранное развитие. Содержание хора «Kyrie, eleison!» из «Высокой мессы» И.-С. Баха и 1-й части духовного концерта «Не отвержи мене во время старости» М. Березовского развертывается в совершенной полифонической форме — фуге.
Послушайте и сравните названные хоры Баха и Березовского.
СЛУШАНИЕ
С 16 в. начинает развиваться камерная музыка (от лат. Camera комната). Так, в отличие от церковной и театральной, называют инст рументальную или вокальную светскую музыку. С середины XVIII в. активизируется светская концертная жизнь, свободная от влияния церкви. Увеличивается количество оркестров, ансамблевых и сольных концертов, развивается домашнее музицирование. Появляются такие жанры, как комическая опера, лирический романс, вариации на русские темы.
. В отличие от церковной и театральной, называют инструментальную или вокальную светскую музыку, с середины XVIII в. активизируется светская концертная жизнь, свободная от влияния церкви.
В творчестве венских композиторов-классиков — Гайдна, Моцарта, Бетховена и др. — сформировались классические виды инст рументального ансамбля - соната, трио, квартет и др.
Написанная для небольшого состава исполнителей, камерная музыка звучала в домашней обстановке или при дворах знатных вельмож. Исполнителей, работавших в придворных ансамблях, называли камермузыкантами. Постепенно камерная музыка стала исполняться не только в узком кругу знатоков и любителей музыки, но и в больших концертных залах.
Разнообразны камерные вокальные и инструментальные миниатюры композиторов-романтиков XIX в. К ним относятся песни Ф. Шуберта, фортепианные песни без слов Ф. Мендельсона, каприсы Н. Паганини, вальсы, ноктюрны, прелюдии, баллады Ф. Шопена, ро мансы М. Глинки, пьесы П. Чайковского и многое другое.
СЛУШАНИЕ: ЭТЮД№12 ШОПЕН, ЭТЮД «МЕТЕЛЬ» ЛИСТ.
Учитель. Что общего между ними? Какие чувства вызывали у вас эти пьесы? Какой музыкальный образ создан в каждом из этих сочинений?
Сегодня мы с вами познакомились с двумя направлениями в музыке, светской и духовной. Духовная музыка – её предназначение велико – возвысить человека, дать ему понятие его предназначения в этом мире.
Вам, ребята, сейчас более понятны простые жанры в музыке, в которых тоже очень хорошо благодаря текстовому содержанию и музыкальной варазительности определяется предназначение делать добро, созидать и преумножать его.
СЛУШАНИЕ: ГЕРШВИН. МОЛИТВА СИРЕНЫ И РАЗУЧИВАНИЕ ПЕСНИ Ю. ЭНТИНА «ДОРОГА ДОБРА»
Учитель: прослушав два разножанровых произведения, мы убедились как едины нравственные начала – в одном случаи – в молитвенном характере музыки, а в другом – в современном ритмическом оформлении, которое в единстве со словом обретает силу внушения
Итог урока.
Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок в 7 классе "Два направления музыкальной культуры - духовная и светская". Раздел: Музыкальная драматургия - развитие музыки
Время не властно в сиянье рассвета,Яркий пейзаж нарисует любовь,Образ желанный, в туманы одетый,Там, где мы с Музыкой будем вдвоём.Время бессильно стереть это счастье,Музыка в сердце плывёт, как волна...
Два направления в музыке
Урок проходит по методике сингапурских технологий....
Дополнительная общеразвивающая комплексная программа для детей и подростков с ограниченными возможностями художественно-эстетической направленности «Мир музыки и театра»
Цель: создать условия для социальной реабилитации ребят и развить их творческие и интеллектуальные способности, навыки общения, посредством театрализовано - игровой и музыкальной деятельно...
урок музыки в 7 классе "Два направления музыкальной культуры: светская и духовная музыка"
Два направления музыкальной культуры: светская и духовная музыка....
Направления современной музыки 9 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности...
Кейс по направлению "Книга(музыка,спектакль,фильм)-про меня
В рамках подготовки к итоговому сочинению составлен кейс по одному из направлений ИС...
Расширенный план сочинения по направлению "Книга(музыка,спектакль,фильм)-про меня
Составлен расширенный план к сочинению"Книга,к которой хочется всегда возвращаться"...