7 КЛАСС. ДВА НАПРАВЛЕНИЯ В МУЗЫКЕ.
план-конспект урока музыки (7 класс) по теме

Tрифонова Валентина Анатольевна

КОНСПЕКТ УРОКА, КОТОРЫЙ ОТРАЖАЕТ РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ДВУХ НАПРАВЛЕНИЙ: СВЕТСКОГО И МУЗЫКАЛЬНОГО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7КЛАСС. ДВА НАПРАВЛЕНИЯ В МУЗЫКЕ.18.04 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема: Два направления музыкальной культуры: светская и духовная музыка.

Цель: знание понятий: духовная и светская музыка, умение приводить музыкальные примеры, знание основ православной и католической музыки.

Оборудование:  компьютер, мультимедийный проектор, экран, баян, презентация «Светская и духовная музыка»        

Ход урока

.

Учитель.

Музыкальная культура всегда развивалась во взаимодействии двух основных направлениях - светского и духовного, т.е. церковного.

Светская музыка в своих истоках всегда опиралась на народно-песенную и танцевальную культуру.

Духовная  музыка всегда была связана с богослужением.

Наша русская культура развивалась несколько иначе, чем зарубежная. До своего расцвета она прошла очень большой путь развития. Началом русской музыки можно считать 9 век, когда появляются первые музыканты на Руси.

Назовите их.

Дети: Первые музыканты на Руси были скоморохи.

Учитель: Вплоть до 18 века светская музыка в нашем государстве не была профессиональной. Основные музыкальные жанры лежали в области народного фольклора. Только с 19 века русская музыка вступает на путь развития и во II четверти 19 века наступает её расцвет.

Опираясь на народную музыку и исторические события, русские композиторы создают национальную школу, ведущими жанрами которой стали эпическая опера и симфония. Основоположником русской классической музыки считается М.И. Глинка. Мы с вами уже знаем, что большое значение для русской светской музыки имело творчество музыкального сообщества, которое продолжало идею М.И. Глинки – сохранение и развитие русской национальной музыки.

Как называлось это сообщество?

Дети.

«Могучая Кучка». Её представители: Балакирев(руководитель), Бородин, Мусоргский, Римский-Корсаков, Кюи.

Учитель.

Итак, давайте вновь вернёмся в 9 век.

С этого времени до 18 века русская музыка развивалась в двух направлениях: народной и церковной. 

После крещения Руси вместе с богослужебным ритуалом мы получили от Византии славянские переводы церковных песнопений, в основу которых легли тексты Евангелия, это псалмы ветхозаветного царя Давида. Давид был талантливым музыкантом, певцом и поэтом.  Он сложил много хвалебных песен – псалмов,  которые пел под аккомпанемент псалтири (музыкальный инструмент, который и дал название книге для церковных богослужений.  Псалтирь был переведён на славянский язык братьями Кириллом и Мефодием вместе с Евангелием).  Библейское слово и его преломление в мелодиях церковных распевов определяли высокую художественно-нравственную силу воздейст вия духовной музыки.

 Древнерусская церковная музыка существовала в виде хорового пения без инструментального сопровождения (а. капелла).

Русская народная музыка, как хоровая, так и инструментальная в те времена не записывалась, а вот культовое, церковное, пение записывалось. Записывалось оно особыми знаками – знаменами, и  поэтому одноголосие, которое господствовало на протяжении многих веков в церковном пении так и называлось «Знаменный распев». Но к концу 18 века  нотная запись вытеснила знаменный распев и появляется новый стиль – «партесное пение», т е. пение по партиям, по голосам – многоголосие. Основными жанрами были кант (многоголосная песня)  и хоровой концерт, который и явился важной переходной ступенью от церковной к профессиональной светской музыке.

 В церковном обряде музыка и слово в единстве с другими видами искусства определяют целостность драматического действа, построенного на контрастах различных образов. В восточной, православной церкви это литургия и всенощная, венчание и молебен, в истоках которых лежит знаменный распев. В западной, католической церкви — месса, реквием, страсти, кантаты и др. В их основе - хорал, многоголосное пение в сопровождении органа  или оркестра.

 Религиозные сюжеты и формы церковной музыки преобладают в творчестве немецкого композитора И.-С. Баха и русского композитора М. Березовского. Бах чаше всего писал музыку для органа и хора, а Березовский — для хора a capella. Благодаря полифонии, основная мысль каждого их сочинения получает глубокое  и многогранное развитие. Содержание хора «Kyrie, eleison!» из «Высокой мессы» И.-С. Баха и 1-й части духовного концерта «Не отвержи мене во время старости» М. Березовского развертывается в совершенной полифонической форме — фуге.

Послушайте и сравните названные хоры Баха и Березовского.

СЛУШАНИЕ

 С 16 в. начинает развиваться камерная музыка (от лат. Camera  комната). Так, в отличие от церковной и театральной, называют инст рументальную или вокальную светскую музыку. С середины XVIII в. активизируется светская концертная жизнь, свободная от влияния церкви. Увеличивается количество оркестров, ансамблевых и сольных концертов, развивается домашнее музицирование. Появляются такие жанры, как комическая опера, лирический романс, вариации на русские темы.

. В отличие от церковной и театральной, называют инструментальную или вокальную светскую музыку, с середины XVIII в. активизируется светская концертная жизнь, свободная от влияния церкви.

В творчестве венских композиторов-классиков — Гайдна, Моцарта, Бетховена и др. — сформировались классические виды инст рументального ансамбля - соната, трио, квартет и др.

Написанная для небольшого состава исполнителей, камерная музыка звучала в домашней обстановке или при дворах знатных вельмож. Исполнителей, работавших в придворных ансамблях, называли камермузыкантами. Постепенно камерная музыка стала исполняться не только в узком кругу знатоков и любителей музыки, но и в больших концертных залах.

Разнообразны камерные вокальные и инструментальные миниатюры композиторов-романтиков XIX в. К ним относятся песни Ф. Шуберта, фортепианные песни без слов Ф. Мендельсона, каприсы Н. Паганини, вальсы, ноктюрны, прелюдии, баллады Ф. Шопена, ро мансы М. Глинки, пьесы П. Чайковского и многое другое.

СЛУШАНИЕ: ЭТЮД№12 ШОПЕН, ЭТЮД «МЕТЕЛЬ» ЛИСТ.

Учитель. Что общего между ними? Какие чувства вызывали у вас эти пьесы? Какой музыкальный образ создан в каждом из этих сочинений?

Сегодня мы с вами познакомились с двумя направлениями в музыке, светской и духовной. Духовная музыка – её предназначение велико – возвысить человека, дать ему понятие его предназначения в этом мире.

Вам, ребята,  сейчас более понятны простые жанры в музыке, в которых тоже очень хорошо благодаря текстовому содержанию и музыкальной варазительности определяется предназначение делать добро, созидать и преумножать его.

СЛУШАНИЕ: ГЕРШВИН. МОЛИТВА СИРЕНЫ И РАЗУЧИВАНИЕ ПЕСНИ Ю. ЭНТИНА «ДОРОГА ДОБРА»

Учитель:  прослушав два разножанровых произведения, мы убедились как едины нравственные начала – в одном случаи – в молитвенном характере музыки, а в другом – в современном ритмическом оформлении, которое в единстве со словом обретает силу внушения

Итог урока.

Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок в 7 классе "Два направления музыкальной культуры - духовная и светская". Раздел: Музыкальная драматургия - развитие музыки

Время не властно в сиянье рассвета,Яркий пейзаж нарисует любовь,Образ желанный, в туманы одетый,Там, где мы с Музыкой будем вдвоём.Время бессильно стереть это счастье,Музыка в сердце плывёт, как волна...

Два направления в музыке

Урок проходит по методике сингапурских технологий....

Дополнительная общеразвивающая комплексная программа для детей и подростков с ограниченными возможностями художественно-эстетической направленности «Мир музыки и театра»

Цель: создать условия для социальной реабилитации ребят и развить их творческие и интеллектуальные способности, навыки общения,  посредством театрализовано - игровой и музыкальной деятельно...

урок музыки в 7 классе "Два направления музыкальной культуры: светская и духовная музыка"

Два направления музыкальной культуры: светская и духовная музыка....

Направления современной музыки 9 класс

Рабочая  программа внеурочной деятельности...

Кейс по направлению "Книга(музыка,спектакль,фильм)-про меня

В рамках подготовки к итоговому сочинению составлен кейс по одному из направлений ИС...

Расширенный план сочинения по направлению "Книга(музыка,спектакль,фильм)-про меня

Составлен расширенный план к сочинению"Книга,к которой хочется всегда возвращаться"...