№ п/п | Дата | Тема урока | Тип урока | Основные виды учебной деятельности | Планируемые предметные результаты | Универсальные учебные действия | Музыкальный материал |
план | факт |
Введение 2ч. |
|
1 | 8.09 |
| Музыка «старая» и «новая» | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Настоящая музыка не бывает «старой». Условность деления музыки на «старую» и «новую». Различие понятий «современная музыка» и «модная музыка» Понимать «старую» и «новую» музыку с точки зрения вечной актуальности великих музыкальных произведений для всех времен и поколений. | 1. Размышлять о значении музыкального искусства в жизни современного человека. 2. Рассуждать о специфике воплощения духовного опыта человечества в музыкальном искусстве (с учетом критериев, представленных в учебнике) | Обобщенное представление о художественных ценностях произведений разных видов искусства;
| В-А.Моцарт. «Маленькая ночная серенада»; Л. Бетховен. «К Элизе»; А. Островский, - Островой. «Песня остается с человеком»
|
2 | 15.09 |
| Настоящая музыка не бывает «старой». | Расширение и углубление знаний | Сравнивать и анализировать традиции и новаторство в деятельности человека. Применять к искусству понятия «старое» и «новое» (на примере сравнения музыкальных произведений — пьесы X. Родриго «Пастораль» и финала Концерта № 4 для гобоя с оркестром Л. А. Лебрена). | 1. Осваивать отдельные образцы, характерные черты западноевропейской музыки разных эпох. 2. Сравнивать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии, ритму, форме) музыку отдельных композиторов прошлого и современности (с учетом критериев, представленных в учебнике). 3. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства. 4. Сотрудничать со сверстниками в процессе коллективного обсуждения вопросов учебника | Обобщенное представление о художественных ценностях произведений разных видов искусства; —наличие предпочтений, художественно-эстетического вкуса, эмпатии, эмоциональной отзывчивости и заинтересованного отношения к искусству;
| Н. Римский-Корсаков. «Полет шмеля»; Т. Хренников, Ю. Чичков. «Московские окна» (хоровое пение) |
О традиции в музыке 1ч. |
|
3 | 22.09 |
| Живая сила традиции.
| Комбинированный | Рассуждать о роли и значении художественно-исторических традиций в произведениях искусства на примере образа летописца Пимена в опере М.Мусоргского «Борис Годунов». Художественный материал: Л и т е р а т у р а А. Пушкин. Борис Годунов. Фрагмент. Ж и в о п и с ь И. Билибин. Келья в Чудовом монастыре. Эскиз декорации к первой картине I действия оперы | 1. Рассуждать о роли и значении художественно-исторических традиций в произведениях искусства (с учетом критериев, представленных в учебнике). 2. Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды. 3. Воспринимать музыкальные произведения с точки зрения единства и средств выражения. 4. Наблюдать за развитием одного образа в музыке | наличие определенного уровня развития общих художественных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
| М. Мусоргский. Монолог Пимена из оперы «Борис Годунов», I действие; Ю. Чичков, К. Ибряев. «Наша школьная страна» (хоровое пение) |
Раздел: «ВЕЧНЫЕ ТЕМЫ В ИСКУССТВЕ.
|
|
Сказочно-мифологические темы (5 часов) |
|
4 | 29.09 |
| Искусство начинается с мифа. | Расширение и углубление знаний | Понимать роль сказки и мифа, как вечных источников искусства. Единение души человека с душой природы в легендах, мифах, сказках на примере произведения Н. Римского-Корсакова. Протяжная песня Садко «Ой ты, темная дубравушка». Из оперы «Садко» | 1.Понимать роль мифологии в сохранении и развитии общей культуры народов. 2. Воспринимать и выявлять внешние связи между музыкой и окружающим миром природы. 3. Осваивать отдельные образцы русской классической музыкальной школы | Участие в учебном сотрудничестве и творческой деятельности на основе уважения к художественным интересам сверстников.
| П. Чайковский, А. Толстой. «Благословляю вас, леса...»; Я. Дубравин, В. Суслов. «Песня о земной красоте» |
5 | 6.10 |
| Мир сказочной мифологии: опера Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка».
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | На примере оперы Н. Римского-Корсакова «Снегурочка» влияние сказочно мифологической темы на музыкальный язык оперы.
| 1. Эмоционально воспринимать мифопоэтическое творчество во всем его многообразии. 2. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и средств выражения. 3. Понимать характерные особенности музыкального языка. 4. Осваивать стилевые черты русской классической музыкальной школы | наличие определенного уровня развития общих художественных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
| Н. Римский-Корсаков. Сцена Весны с птицами. Вступление к опере «Снегурочка»; И. Сохадзе, Л. Фоменко. «Добрая фея» (хоровое пение) |
6 | 13.10 |
| Языческая Русь в «Весне священной» И. И.Стравинского. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
| Воспринимать и оценивать воплощение образа языческой Руси на примере балета И. Стравинского «Весна священная» (синтез прошлого и настоящего, культ танца как символа энергии жизни, могучая стихия ритма).
| 1. Исследовать разнообразие музыки XX века. 2. Осознавать интонационно-образные, жанровые, стилевые основы музыки XX века (с учетом критериев, представленных в учебнике). 3. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы. 4. Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека. 5. Понимать характерные особенности музыкального языка | обогащение духовного мира на основе присвоения художественного опыта человечества; | И. Стравинский. «Весенние гадания», «Пляски щеголих» (из балета «Весна священная»); И. Сохадзе, Л. Фоменко. «Добрая фея» (хоровое пение) |
7 | 20.10 |
| «Благословляю вас, леса». | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Воспринимать и оценивать утонченность выразительно-изобразительных характеристик музыкального образа произведения на примере К. Дебюсси «Послеполуденный отдых Фавна»: поэма радости, света и языческой неги. Романс П. Чайковского на стихи А. Толстого «Благословляю вас, леса...» — гимн восторженного единения человека и природы, человека и всего человечества. | 1. Эмоционально воспринимать мифопоэтическое творчество во всем его многообразии. 2. Осознавать интонационно-образные, жанровые, стилевые особенности изучаемой музыки. 3. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и средств выражения. 4. Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека. 5. Понимать характерные особенности музыкального языка. 6. Осваивать отдельные образцы, характерные черты западноевропейской музыки разных эпох (стиль импрессионизма). 7. Понимать характерные черты музыки П. Чайковского | обогащение духовного мира на основе присвоения художественного опыта человечества; | К. Дебюсси. «Послеполуденный отдых фавна» (фрагмент); И. Сохадзе, Л. Фоменко. «Добрая фея» (хоровое пение) П. Чайковский, А. Толстой. «Благословляю вас, леса...»; В. Ребиков, А. Пушкин. «Румяной зарею покрылся восток...» (хоровое пение) |
8 | 3.11 |
| Обобщающий урок.
| Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся
| РК Государствен- ные символы. Гимн, флаг и герб Ростовской области. Обобщение музыкальных впечатлений за 1 четверть. Исполнение знакомых песен, участие в коллективном пении, передача музыкальных впечатлений учащихся | Продемонстрировать знания о музыке, охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; развитие умений и навыков хорового и ансамблевого пения | Развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров | Музыкальные произведения (изученный репертуар) |
Мир человеческих чувств (9 часов)
|
|
9 | 10.11 |
| Образы радости в музыке.
| Комбинированный | Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека. Осознавать многообразие светлых и радостных музыкальных образов. На примере безраздельной радости и веселья в Хороводной песне Садко (из оперы Н. Римского-Корсакова «Садко»). | 1. Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека. 2. Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека. 3. Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые особенности музыки
| Наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение. | Н. Римский-Корса- ков. Хороводная песня Садко из оперы «Садко»; В. -А. Моцарт. Концерт № 23 для фортепиано с оркестром (фрагменты) |
10 | 17.11 |
| Мелодией одной звучат печаль и радость. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
| Воспринимать и сравнивать особенности музыкального языка в произведениях (частях произведения) разного смыслового и эмоционально- го содержания. На примере Концерта № 23 для фортепиано с оркестром В. А.Моцарта. Б. Окуджава. Песня о Моцарте (пение) | 1. Выявлять круг музыкальных образов в произведениях крупных форм. 2. Воспринимать и сравнивать особенности музыкального языка в произведениях (частях произведения) разного смыслового и эмоционально- го содержания. 3. Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии) музыку отдельных выдающихся композиторов (В. А.Моцарта) | Овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности | С. Рахманинов, Г. Галина. «Здесь хорошо...». Р. Шуман. «Грезы»
Концерта № 23 для фортепиано с оркестром В. А.Моцарта. Б. Окуджава. Песня о Моцарте (пение) |
11 | 24.11 |
| «Слёзы людские, о слёзы людские». | Комбинированный | Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека на примере образов скорби и печали. Оценивать способность музыки грустного характера приносить утешение (на примере пьесы «Грезы» из фортепианного цикла «Детские пьесы» Р. Шумана).
| 1. Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека. 2. Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека. 3. Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды. 4. Осознавать интонационно-образные основы музыки
| Развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально- ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров | П. Чайковский. «Болезнь куклы» (из «Детского альбома»); Р. Шуман. «Первая утрата» (из «Альбома для юношества»); Ф. Тютчев. «Слезы людские...» |
12 | 1.12 |
| Бессмертные звуки «Лунной» сонаты. | Расширение и углубление знаний | Воспринимать, осознавать чувства одиночества, неразделенной любви, воплощенные в музыке «Лунной» сонаты Л. Бетховена. Понимание смысла метафоры «Экология человеческой души». | 1. Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека. 2. Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека. 3. Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды. 4. Осознавать интонационно-образные основы музыки. 5. Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии) музыку отдельных выдающихся композиторов (Л. Бетховен) | Развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально- ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров | Л. Бетховен. Соната № 14 «Лунная» для фортепиано, I часть; соната № 8 «Патетическая», II часть «Больше чем любовь» |
13 | 8.12 |
| Два пушкинских образа в музыке | Комбинированный С 60-67
| Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы на примере образа Татьяны Лариной в опере П. Чайковского «Евгений Онегин». Воплощение психологического портрета героини в Сцене письма. | 1.Оценивать музыкальные произведения с позиции правды и красоты. 2. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы. 3. Рассуждать о яркости и контрастности образов в музыке. 4. Сравнивать музыкальный язык в произведениях (фрагментах произведения) разного эмоционального содержания. | Развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально- ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров | П. Чайковский. Сцена письма Татьяны из оперы «Евгений Онегин» |
14 | 15.12 |
| Тема любви в музыке. П. И. Чайковский. «Евгений Онегин» | Комбинированный С60-67 | Тема любви в опере П. И. Чайковского «Евгений Онегин». Либретто оперы. Лирические сцены в трёх действиях (семи картинах) | 1. Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека. 2. Воспринимать и сравнивать музыкальные образы в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания. 3. Понимать стилевые черты русской классической музыкальной школы (с учетом критериев, представленных в учебнике) | Овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности Тема любви в музыке. П. Чайковский «Евгений Онегин» | М. Глинка, А. Пушкин. «В крови горит огонь желанья...» (романс); П. Чайковский. Сцена письма из оперы «Евгений Онегин» |
15 | 22.12 |
| Трагедия любви в музыке. П чайковский. "Ромео и Джульета" | Комбинированный | Воспринимать и анализировать воплощение коллизии в увертюре-фантазии П. Чайковского «Ромео и Джульетта» (конфликт между силой вековых законов и силой любви). Реализация содержания трагедии в сонатной форме. Роль вступления и коды в драматургии произведения.
| 1. Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды. 2. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы. 3. Выявлять круг музыкальных образов в музыкальном произведении. 4. Рассуждать о яркости и контрастности образов в музыке. 5 Понимать характерные особенности музыкального языка. 6. Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии, фактуре, динамике) музыку отдельных выдающихся композиторов (П. Чайковского) | Формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности -закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия
| А. Рыбников, А. Вознесенский. «Я тебя никогда не забуду...» (из оперы «Юнона и Авось»); П. Чайковский. Увертюра- фантазия «Ромео и Джульетта»
Ю. Визбор. Ты у меня одна (пение) |
16 | 12.01 |
| Подвиг во имя свободы. Л. Бетховен увертюра «Эгмонт». | Комбинированный | Анализировать и сравнивать пафос революционной борьбы в увертюре Л. Бетховена «Эгмонт». Автобиографические мотивы в этом произведении с увертюрой П. Чайковского . | 1. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы. 2. Выявлять круг музыкальных образов в различных музыкальных произведениях. 3. Анализировать и сравнивать приемы развития музыкальных образов в произведениях одинаковых жанров и форм. 5. Воспринимать особенности интонационного и драматургического развития в произведениях сложных форм. 6. Исследовать многообразие форм построения музыкальных произведений (сонатная форма). 7. Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии, ритму, динамике) музыку отдельных выдающихся композиторов (Л. Бетховена) | Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт»; В. Высоцкий. «Песня о друге» (из кинофильма «Вертикаль») (хоровое пение) |
17 | 19.01 |
| «Мотивы пути и дороги в русском искусстве». | Расширение и углубление знаний
| Выявлять и устанавливать ассоциативные связи между образами художественных произведений и образами природы на примере пьесы «Тройка» из оркестровой сюиты Г. Свиридова «Метель». Множественность смыслов музыкального образа в пьесе .
| 1.Выявлять и устанавливать ассоциативные связи между образами художественных произведений и образами природы (с учетом критериев, представленных в учебнике). 2. Исследовать значение литературы и изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов. 3. Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, ладогармоническим особенностям) музыку отдельных выдающихся композиторов 4. Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска художественных произведений | Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания ее значимости в мировом музыкальном процессе; | Г. Свиридов. «Тройка» (из оркестровой сюиты «Метель»); А. Алябьев. «Зимняя дорога» и «Вечерний звон» (хоровое пение)
К. Кельми, стихи А. Пушкиной. Замыкая круг (пение) |
В поисках истины и красоты (5 часов) |
|
18 | 26.01 |
| Мир духовной музыки. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
| Понимать значение духовной музыки в сохранении и развитии общей культуры народа Мир красоты и гармонии в духовной музыке. Великие композиторы — авторы духовных сочинений. Роль гармонии и фактуры в создании художественного образа хора М. Глинки «Херувимская песнь». М. Глинка. Херувимская песнь (слушание); Д. Бортнянский. Тебе поем. Из «Трехголосой литургии» (пение); Гимн «Достойно есть» Русское песнопение (пение) | 1. Понимать значение духовной музыки в сохранении и развитии общей культуры народа. 2. Эмоционально воспринимать духовную музыку русских композиторов. 3. Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды. 4. Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы русской духовной музыки. 5. Осуществлять поиск музыкально- образовательной информации в сети Интернет | Формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности; | М. Глинка. «Херувимская песнь»; Д. Бортнянский. «Тебе поем»; Д. Шостакович, Микеланджело Буонарротти. «Бессмертие» (из сюиты для баса и фортепиано) |
19 | 2.02 |
| Колокольные звоны на Руси. | Комбинированный | Понимать роль колокольного звона в жизни русского человека. Колокольная симфония старой Москвы в описании М. Лермонтова. Музыка утренних колоколов во Вступлении к опере «Хованщина» М. Мусоргского. Праздничное многоголосие колоколов в Сцене венчания Бориса на царство (опера М. Мусоргского «Борис Годунов»). Радостный перезвон в музыкальной поэме «Колокола» С. Рахманинова. С. Филатов, стихи О. Хабарова. | 1. Выявлять возможности эмоционального воздействия колокольного звона. 2. Понимать характерные особенности музыкального языка. 3. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства. 4. Самостоятельно подбирать сходные поэтические произведения к изучаемой музыке
| Формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности; | С. Рахманинов. «Колокола» № 1, из поэмы для солистов, хора и симфонического оркестра; П. Чайковский. «Декабрь. Святки» (из цикла «Времена года») |
20 | 9.02 |
| Рождественская звезда. | Комбинированный
| Значение праздника Рождества в христианской культуре. Тема Рождества в искусстве (образы, символы, атрибуты). Художественный материал: Л и т е р а т у р а Б. Пастернак. Рождественская звезда. Ж и в о п и с ь Я. Тинторетто. Рождество; М у з ы к а А. Лядов. «Рождество Твое, Христе Боже наш» (слушание). | 1. Оценивать произведения искусства с позиции красоты и правды. 2. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы. 3. Эмоционально воспринимать художественные образы различных видов искусства. 4. Рассуждать о своеобразии отечественной духовной музыки прошлого (с учетом критериев, представленных в учебнике)
| Н. Римский-Корсаков. Колядные песни из оперы «Ночь перед Рождеством» Увертюра «Светлый праздник» Песенный репертуар: В. Филатова, стихи П.Морозова Под Рождество (пение) |
21 | 16.02 |
| От Рождества до Крещения. | Комбинированный
| Рождественские праздники на Руси: Святки. Обряд колядования (на примере фрагмента из повести Н. Гоголя «Ночь перед Рождеством»). Художественный материал: П о э з и я В.Жуковский. Светлана. Фрагмент. Н. Гоголь. Ночь перед Рождеством. Фрагмент. Ж и в о п и с ь Н. Кожин. Святочное гадание; Н. Пимоненко. Святочное гадание; К. Трутовский. Колядки в Малороссии. М у з ы к а П. Чайковский. Декабрь. Святки. Из фортепианного цикла «Времена года» (слушание). РК Духовная храмовая музыка | 1. Эмоционально воспринимать художественные образы различных видов искусства. 2. Рассуждать о своеобразии отечественной светской музыкальной культуры прошлого. 3. Понимать значение народного творчества в сохранении и развитии общей культуры народа. 4. Самостоятельно подбирать сходные произведения искусства к изучаемой теме
| Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях в процессе освоения разных типов индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности, при выполнении проектных заданий и проектных работ;
| М. Глинка. «Херувимская песнь»; М. Мусоргский. «Рассвет на Москве-реке» (вступление к опере «Хованщина») (фрагмент) |
22 | 2.03 |
| «Светлый праздник». Православная музыка сегодня.
| Комбинированный
| Празднование Пасхи на Руси. Содержание увертюры Н. Римского-Корсакова «Светлый праздник». Возрождение традиций духовной музыки в творчестве современных композиторов (на примере фрагмента хорового произведения Р.Щедрина «Запечатленный ангел»). | 1. Понимать значение духовной музыки в сохранении и развитии общей культуры народа. 2. Рассуждать о своеобразии отечественной православной музыкальной культуры прошлого и настоящего 3. Самостоятельно подбирать произведения искусства к изучаемой теме с точки зрения содержательного сходства. 4. Использовать ресурсы сети Интернет для поиска художественных произведений. 5. Творчески интерпретировать со- держание изучаемой темы в изобразительной деятельности (с учетом критериев, представленных в учебнике). | Формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности | Н. Римский-Корсаков. Увертюра «Светлый праздник» |
О современности в музыке (10 часов) |
|
23 | 9.03 |
| Как мы понимаем современность.
| Комбинированный
| Воспринимать и анализировать новые темы в искусстве начала XX века. Выражение темы промышленного пейзажа в оркестровой пьесе А. Онеггера «Пасифик 231». Романтизация индустриальной темы в искусстве (на примере стихотворения М. Герасимова «Песнь о железе»). Художественный материал: П о э з и я М. Герасимов. Песнь о железе. Фрагменты. | 1. Анализировать стилевое многообразие музыки XX века. 2. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и средств выражения. 3. Воспринимать и анализировать особенности языка в музыке XX века (с учетом критериев, представленных в учебнике). 4. Самостоятельно подбирать сходные музыкальные, литературные и живописные произведения к изучаемой теме. 5. Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска художественных произведений | Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок | А. Онеггер. Пасифик 231. М. Дунаевский, Ю. Ряшинцев. «Песня о дружбе» |
24 | 16.03 |
| Вечные сюжеты. | Комбинированный
| Анализировать содержание, некоторые особенности музыкальной драматургии и средств музыкального выражения на примере балета А. Хачатуряна «Спартак»: | 1. Анализировать стилевое многообразие музыки XX века. 2. Понимать характерные особенности музыкального языка. 3. Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового содержания. 4. Самостоятельно подбирать историко-литературные произведения к изучаемой теме. 5. Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска художественных источников. 6. Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии, ритму) музыку отдельных выдающихся композиторов (А. Хачатуряна) | Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;
| А. Хачатурян. «Смерть гладиатора», адажио Спартака и Фригии из балета «Спартак» |
25 | 6.04 |
| Философские образы XX века: «Турангалила-симфония» О. Мессиана
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Анализировать многоаспектность философских выражений в творчестве О.Мессиана. Воплощение мира восточных цивилизаций в «Турангалиле- симфонии» (полисемичность термина турангалила, космические идеи и символы, специфика музыкального языка). | 1. Анализировать стилевое многообразие музыки XX века. 2. Выявлять круг музыкальных образов в различных музыкальных произведениях (частях музыкального произведения). 3. Наблюдать за сопоставлением контрастных музыкальных образов. 4. Понимать характерные особенности музыкального языка. 5. Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и содержания. 6. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и живописи | Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия | О. Мессиан. «Ликование звезд» (V часть) и «Сад сна любви» (VI часть) из «Турангалилы-симфонии» |
26 | 13.04 |
| Диалог Запада и Востока в творчестве отечественных современных композиторов | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Анализировать взаимодействие культурных традиций Запада и Востока в современной музыке (на примере балета Ц. Чжень-Гуаня «Течет речка»). Претворение в балете китайской музыкальной традиции (опора на национальный фольклор, применение пентатоники, своеобразие инструментального состава). Влияние творчества русских композиторов на музыку балета «Течет речка» (особенности музыкального развития и языка в передаче чувств героев). | 1. Анализировать стилевое многообразие музыки XX века. 2. Наблюдать за сопоставлением образов на основе сходства и различия интонаций, музыкальных тем. 3. Понимать характерные особенности музыкального языка. 4. Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях (частях произведения) разного смыслового и эмоционального содержания. 5. Самостоятельно подбирать музыкальные, литературные, живописные произведения к изучаемой теме. 6. Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска художественных произведений | Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок | О. Мессиан. «Ликование звезд» (V часть) и «Сад сна любви» (VI часть) из «Турангалилы-симфонии» |
27 | 20.04 |
| Новые области в музыке XX века (джазовая музыка). | Расширение и углубление знаний | Джаз: истоки возникновения, условия бытования, композиционно-стилистические и исполнительские особенности. Взаимодействие афроамериканской джазовой культуры и европейских традиций в «Рапсодии в стиле Блюз» Дж. Гершвина. | 1. Ориентироваться в джазовой музыке, называть ее отдельных выдающихся композиторов и исполнителей. 2. Высказывать собственное мнение о художественной ценности джазовой музыки. 3. Самостоятельно исследовать вопросы, связанные с историей, исполнением джазовой музыки. 4. Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска информации к изучаемой теме | Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества | Д. Герман. «Привет, Долли!»; Дж. Гершвин. «Рапсодия в стиле блюз», «Колыбельная Клары» (из оперы «Порги и Бесс»); Дж. Лен- нон, П. Маккарт ни. «Вчера» |
28 | 27.04 |
| Новые области в музыке XX века (эстрадная музыка).
| Закрепление новых знаний |
29 | 4.05 |
| Лирические страницы советской музыки.
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Воспринимать и оценивать мотивы памяти, грусти, любви в музыке Второй симфонии А. Эшпая. Соединение грозных и нежно-поэтических образов-символов в романсе С. Слонимского «Я недаром печальной слывут...»
| 1. Анализировать стилевое многообразие музыки XX века. 2. Оценивать музыкальные произведения с позиции правды и красоты. 3. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы. 4. Выявлять и сравнивать круг музыкальных образов в различных музыкальных произведениях (с учетом критериев, представленных в учебнике) | Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия; | С. Слонимский, А. Ахматова. «Я недаром печальной слыву...»; М. Таривердиев, М. Цветаева. «Мой милый, что тебе я сделала» («Попытка ревности») |
30 | 11.05 |
| Диалог времён в музыке А. Шнитке. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Воспринимать и анализировать полистилистику в музыке А.Шнитке: противопоставление и связь образов прошлого и настоящего. Диалог времен в музыке А. Шнитке, посвященной темам жизни и смерти, судьбам культуры и человечества. А. Г. Шнитке. Кончерто гроссо № 1 / Концерт для фортепиано и струнных | 1. Анализировать стилевое многообразие музыки XX века. 2. Высказывать собственное мнение о художественных достоинствах отдельных музыкальных стилей. 3. Ориентироваться в основных жанрах западноевропейских и отечественных композиторов (с учетом требований учебника). 4. Самостоятельно исследовать художественные явления и факты в музыке XX века (с учетом критериев, представленных в учебнике). 5. Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска художественных произведений | Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека | А. Шнитке. Preludio; Toccata (из «Concerto Grosso» № 1 для двух скрипок, клавесина, препарированного фортепиано и струнного оркестра) |
31 | 18.05 |
| «Любовь никогда не перестанет».
| Комбинированный | Воспринимать и понимать возрождение в современной музыке культурно-музыкальных традиций, воплощающих образ святой Руси. Понимание смысла слов апостола Павла: «Любовь никогда не перестанет» (любовь как выражение милосердия, созидания, святости). Воплощение идеи «любви святой» в музыке Г. Свиридова.
| 1. Анализировать стилевое многообразие музыки XX века. 2. Рассуждать о своеобразии духовной и светской музыкальной культуры прошлого и настоящего (с учетокритериев, представленных в учебнике). 3. Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, ладогармоническим особенностям) музыку отдельных выдающихся композиторов (Г. Свиридова)
| Формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности | Г. Свиридов. «Любовь святая» (из музыки к трагедии А. Толстого «Царь Федор Иоаннович») |
32 | 25.05 |
| Обобщающий урок. Музыка всегда остаётся.
| Комбинированный | Анализировать музыкальные произведения и обосновывать свои собственные предпочтения РК Инструментальные и хоровые коллективы филармонии | 1. Осознавать значение музыкального искусства в жизни современного человека. 2. Рассуждать о специфике воплощения духовного опыта человечества в музыкальном искусстве. 3. Сотрудничать со сверстниками в процессе обсуждения проблемных вопросов (отстаивать собственную точку зрения, учитывать мнения товарищей) 4. Защищать творческий проект 5. Исполнять доступное вокальное или инструментальное произведение | Формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.
| А. Флярковский, А. Дидуров. «Прощальный вальс» (хоровое пение) |