Формирование национального самосознания и толерантности на уроках музыки.
статья по музыке
В статье рассказывается о формировании национального самосознания школьников используя на уроках мордовскую музыку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_otredaktirovannoe.docx | 26.21 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Формирование национального самосознания и толерантности на уроках музыки.
(Учитель музыки Кулаева С.М.)
Любой народ по-своему велик,
Бесценен вклад его в наследство вековое.
Так сбережем свою культуру и родной язык,
Как самое на свете дорогое.
Николай Доризо
Любой народ имеет национальное самосознание. У одних народов оно крепче, поэтому они способны сохраняться как народ, даже в самых неблагоприятных для существования этноса условиях. Например, евреи долгое время, не имея собственного государства, проживали среди других этносов, но при этом не только не растворились в них, но и развивались, в конечном итоге им удалось возродить своё государство (Израиль) на исторических землях. Другие имеют менее крепкое национальное самосознание, и поэтому они растворяются, ассимилируются, погибают как этнокультурное явление, прекращают существование, вливаясь в другие этносы, становясь их частью как родственные эрзянам народы - мурома, мещера, меря, голядь, вятичи и другие. В конечном итоге не просто растворились среди русских, а стали фактических их этнической основой.
К сожалению, национальное самосознание «мордовского» народа, относится ко второму пункту. Оно является не просто менее крепким, оно является крайне незначительным. Доказательств достаточно. Самым ярким из них является уровень подверженности ассимиляции, «мордва» среди финно-угорских народов России по уровню русификации находится на лидирующих местах. За 8 лет, от переписи населения 2002 года до переписи 2010 года, численность «мордвы» сократилась практически на 100 тысяч человек и ныне составляет порядка 740 тысяч человек. Такой темп ассимиляции является без преувеличения демографической трагедией.
Так как же сохранить национальное самосознание, в нашей республике, что сделать, чтобы эрзяне и мокшане считали себя частью эрзянского и мокшанского общества, не исчезали как народ? Ведь культура любого народа только тогда жива, когда бережно сохраняются духовные, нравственные устои и традиции.
В нашей республике много делается для сохранения национального самосознания. Развивают эрзянский и мокшанский языки, расширяют сферу их применения. Создаются, собственные тематические видеоролики, видео блоки, короткометражные фильмы. Вышел замечательный фильм Азор, на эрзянском языке. Поддерживают эрзянских и мокшанских исполнителей и музыкантов. Открывают новых телевизионные каналы, с учётом численности эрзя язычного населения в республике, согласно закону о равноправии языков, преподаётся мокшанский и эрзянский языке в школах республики.
Важна роль учителя музыки в сохранении и приумножении национального самосознания. Темы, составляющие содержание школьного урока музыки, четко определяются учебной программой «Музыка», разработанная Г.П. Сергеевой и Е.Д. Критской. Однако учитель музыки может творчески подходить к содержанию данных тем, используя для этого элементы национальной культуры. Нормативно-правовой основой этнокультурного компонента в данном случае являются: Статья № 7 Закона РФ «Об образовании»; Приказ МОИН РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования», в котором устанавливается соотношение между федеральным компонентом, национально-региональным компонентом и компонентом образовательного учреждения; ФГОС основного общего образования, где в ряду предметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования в области искусства декларируется формирование у учащихся интереса и уважительного отношения к культурному наследию и ценностям народов России, сокровищам мировой цивилизации, их, сохранению и приумножению.
Учитель музыки может на уроках и во внеурочное время реализовать следующие цели и задачи.
Цели: Познакомить детей с мордовским музыкальным искусством, формировать интерес и уважение к нему; воспитать гражданственность, любовь к родному краю и России; способствовать росту взаимопонимания и взаимоуважения в межнациональных отношениях, консолидации всех народов республики.
Задачи:
- формировать гражданственность на основе изучения региональной музыкальной культуры, желание участвовать в развитии музыкальных традиций региона;
- воспитать эстетико-«родственное» отношение к России и своей «малой» Родине - Мордовии, к ее истории, людям, культуре, чувство сопричастности ко всем событиям, происходящим в ней;
- воспитать интерес, любовь и уважение к музыкальным культурам народов, населяющих республику, выделить то, что объединяет их и стремиться на этой основе к консолидации народов;
- обеспечить условия для этнической идентификации представителей мордовской национальности на основе национальных традиций;
- расширить общий и музыкальный кругозор школьников на фоне нового информативного потока;
- познакомить с различными жанрами мордовской народной музыки, а также историей, бытом, традициями мордвы;
- познакомить с творчеством профессиональных и самодеятельных композиторов Мордовии;
- познакомить с известными мордовскими исполнителями (солистами, ансамблем, оркестрами);
- сформировать навыки интонирования мордовских песен, навыки исполнения национальных танцевальных движений, игры на национальных музыкальных инструментах;
- развить способность к интонационно-стилевому анализу, направленному на выявление черт национального своеобразия народного и профессионального музыкального искусства.
Большое внимание нужно уделяется патриотическому воспитанию, направленному на формирование уважительного отношения к «большой» и «малой» Родине, России и Мордовии, родным местам, историческому прошлому, родной культуре, собственному народу и народам России. На занятиях делается акцент на формирование чувства патриотизма как чувства, включающего в себя любовь к Родине, желание трудиться на ее благо, желание укреплять и прославлять свою Отчизну.
По словам Н.Н. Карамзина «Народ, который не знает своей культуры и истории − презренен и легкомыслен». При этом очень важно осознание не только собственной этнической самобытности, но и плодотворности взаимодействия, сотрудничества с другими народами. На протяжении веков бок о бок живут разные народы: мордва, чуваши, татары, русские, и это культурное многообразие, постоянное межэтническое общение, межнациональное согласие является бесценным достоянием нашей республики. Знание культуры народов, живущих в нашем крае, обогащает нас пониманием того, кто мы, что нас объединяет, во имя чего мы живем. Это делает нас терпимее друг к другу. Поэтому формирование национального самосознания и толерантности в образовательных учреждениях – одна из актуальных проблем современного этапа образования.
Сформировать национальное самосознание и толерантность можно средствами поликультурного обучения и воспитания. Знание культур другого народа, другой страны облегчает межкультурное общение. В то же время, общение возможно тогда, когда человек является полноценным носителем своей родной культуры. Поэтому необходимо отметить, что для межкультурной толерантности характерна первичность родной культуры и вторичность, не родной с которыми, осуществляется непосредственный контакт. Например, Д.К.Кикнарская полагает, что человек, занимающийся музыкой, живет среди насыщенных разными смыслами звуковых миров, воспринимая их многообразие как норму, поэтому отношение «свое-чужое» для него менее драматично и чревато конфликтами, чем для других людей. Это объясняется тем, что «чужое» музыкант воспринимает не умозрительно, а непосредственно чувственно, и подчас начинает считать его «своим», потому что «чужое» его убеждает, захватывает и увлекает.
Особыми возможностями в плане воспитания этнокультурной толерантности личности выступают уроки музыки. Содержание уроков музыки по программе «Музыка», разработанная Г.П. Сергеевой и Е.Д. Критской; предполагает широкие возможности для формирования толерантности. На каждом уроке появляется возможность показать культуру народов мира во всем ее многообразии с привлечением научных знаний, произведений литературы, музыки, живописи. На уроке все учащиеся в процессе художественно-коммуникативной деятельности постигают основы мировой культуры. Процесс формирования и национального самосознания и толерантности происходит параллельно и во взаимосвязи.
Алгоритм проявления этнокультурной толерантности в процессе восприятия музыки разных народов фиксируется, в первую очередь, в стремлении познать музыкальную культуру того или иного этноса, в способности понять ее музыкальный язык, проникая в сущность определенной этнокультурной традиции, и как следствие - принять эту культуру. Методика формирования национального самосознания и культурной толерантности школьников предусматривает постижение регионально-этнической культуры через освоение первоначальных знаний, потом углубления знаний о своей национальной культуре, освоение знаний о других национальных культурах, выявление своеобразия каждой культуры в опоре на принцип общности музыкально-культурных традиций разных народов; осуществление межкультурного взаимодействия в процессе активно-творческой музыкальной деятельности на основе поликультурного подхода, использования технологии «диалог культур» и методов: «нравственно-эстетическое познание музыки», «интонационно-стилевое постижение музыки», «моделирование художественно-творческого процесса», «сходства и различия».
В заключении хочется сделать вывод, что музыка обладает огромным потенциалом в обогащении национального сознания и опыта человека толерантным отношениям, являясь могучим средством воспитания этнокультурной толерантности личности в процессе специально организованных занятий. Во многом благодаря музыкальному искусству человечество сохранило и умножило свою способность взаимодействовать с окружающим миром, а также друг с другом на основе принципа толерантности в соответствии с законами высокой духовности и нравственности.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Карпушина Л. П. Педагогические основы этномузыкального образования: исторический аспект // История музыкального образования как наука и как учебный предмет: Матер. V Междунар. науч.-практ. конференции. - М.: МПГУ, 1999.
2. Карпушина Л. П. Личностная этномузыкальная культура // Искусство и образование. - 2007. -№ 2.
3. Карпушина Л. П. Мордовское музыкальное искусство в общеобразовательной школе: Учеб. – практ. Пособие / МГПИ. - Саранск, 2000. -109 с.
4. Бизина-Аккерман Е. В., Бурлак, О. А. Омская музыкальная летопись: программа по предмету «Музыка» для 1-8 классов общеобразовательных школ с методическими рекомендациями (национально-региональный компонент) / Е. В. Бизина-Аккерман, О. А. Бурлак. – Омск: Ом. гос. пед. ун-т, 2013. – 140 с.
5.Матюшкина. – М.: Педагогика, 1983. – 368 с. 6. Бурлак О.А. Практикум по реализации национально-регионального компонента на уроках музыки в общеобразовательных школах Западной Сибири. Учебно-методическое пособие по музыке. / О. А. Бурлак. – Омск, Издательство «Новое»,
2014. – 60 с.
6. Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления: Избранные статьи и доклады. – М.: Педагогика, 1986. – 192 с. – (Труды и д. чл. и чл.-кор. АПН СССР).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование национального самосознания личности в процессе изучения языка как духовной ценности народа.
Выступление...
Презентация Формирование национального самосознания у школьников на примере народных традиционных ремёсел
Презентация Формирование национального самосознания у школьников на примере народных традиционных ремёсел...
Исследовательская работа «Влияние исторических событий на формирование национального самосознания»
Исследовательская работа по истории РоссииНаправление: «Из истории народной жизни Руси-России (быт, традиции, духовная жизнь)»Работа была представлена на конкурсе исследовательских работ шк...
Методическое обеспечение процесса формирования национального самосознания через лингвостилистический анализ текста.
Только сочетание разнообразных приемов и методов обучения, тщательный подбор дидактического материала, поможет учителю воспитать яркую личность, сформировать национальное самосознание учащихся....
Конспект урока по проблеме формирования национального самосознания :"Толерантен ли Пьер Безухов?"
Цель: * знакомство с понятием толерантность; * анализ литературного героя; * развитие способности к ...
Выступление к презентации. Роль семьи в сохранении этнокультурных традиций и формировании национального самосознания подрастающего поколения
О важности сохранения семейных традиции и применение их в воспитании детей. Выступление к презентации....
Презентация к выступлению. Роль семьи в сохранении этнокультурных традиций и формировании национального самосознания подрастающего поколения
Презентация к выступлению на научно-практической конференции из опыта учителя о традициях семейного воспитания....