Программа «Здоровьесбережение на уроках музыки»
рабочая программа
Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских обучающихся вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье обучающихся ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад.
Цели программы:
- создание оптимальных благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся школы;
- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни, эмоциональном благополучии и своевременном физическом развитии каждого учащегося школы.
Задачи программы:
- снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально - энергетический тонус учащихся;
- создать условия для сохранения здоровья учащихся, то есть внедрить здоровьесберегающие технологии в образовательный процесс;
- формирование бережного отношения к своему организму;
- сохранение здоровья и безопасности жизнедеятельности детей, укрепление физического и психического здоровья детей;
- проводить просветительскую работу среди родителей в вопросах сохранения здоровья и безопасности жизнедеятельности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_zdorovesberezheniyu.docx | 74.45 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КАЙДАКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ВЯЗЕМСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Рассмотрена на заседании методического совета протокол № 1 от «29» августа 2018 г. | Принята на заседании педагогического совета протокол № 1 от «30» августа 2018 г. | Утверждена приказом директора №182/01-14 от 31.08.2018 г. |
Рабочая программа
«Здоровьесбережение на уроках музыки»
Составитель программы:
Степаненкова Л.А., учитель музыки
2018 год
- Введение.
Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских обучающихся вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье обучающихся ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад.
Здоровье детей - это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Но последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе состояние здоровья ухудшается в несколько раз. Проблема здоровья обучающихся вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение. Поэтому в качестве основы своей программы здоровьесбережения я определила заботу о сохранении здоровья обучающихся и учителей. Охрана здоровья учителя является важным фактором укрепления здоровья обучающихся. Учитель обязан ответственно относится к своему здоровью, быть примером для обучающихся, вести здоровый образ жизни
Местом формирования здоровья ребенка сегодня является, к сожалению, не семья, где опыт родителей часто недостаточен, не медицинские учреждения, которые занимаются болезнями и больными детьми, а система образования. Поэтому целью современного образования является обеспечение не только педагогического, но здоровьесберегающего эффекта: сохранение оптимального функционального состояния организма, устойчивого уровня работоспособности школьников.
Комплексная программа укрепления здоровья в школе – это организованный набор актов, процедур и действий, созданный для защиты и обеспечения здоровья и благополучия обучающихся и персонала; эта программа включает школьную медицинскую службу, здоровую школьную среду и образования в области здоровья.
По исследованиям ИВФ РАО взглянем на школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье обучающихся:
- стрессовая педагогическая тактика;
- несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
- несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
- недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
- провалы в существующей системе физического воспитания;
- интенсификация учебного процесса;
- функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
- частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
- отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья обучающихся. По словам профессора Н.К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии — это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью обучающихся».
Следует отметить, что все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:
- технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;
- технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности обучающихся;
- разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами.
- Пояснительная записка
Настоящая программа разработана в соответствии с:
- Конституцией Российской Федерации,
- Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации»,
- «Санитарно - эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»,
- Трудовым кодексом РФ,
- Уставом муниципального бюджетного общеобразовательное учреждения«Кайдаковская СОШ» и регламентирует вопросы организации, проведения и контроля за мероприятиями по здоровьесбережению в образовательном процессе «Кайдаковской СОШ» и обеспечивает комплексное решение задач по сохранению и укреплению здоровья, психологической и социальной адаптации обучающихся, формированию навыков здорового образа жизни в процессе обучения.
В основе модели здоровьесберегающего обучения находятся две составляющих: «обучающая» и «сохраняющая» здоровье ребенка среда.
«Обучающая среда» связана с развитием интеллектуальных и творческих способностей ребенка, базирующаяся на педагогике, в основе которой лежат активные формы и методы обучения. «Сохраняющая здоровье среда» опирается на создание психологического комфорта, эмоциональной отзывчивости. К «сохраняющей среде» относятся санитарно-гигиенические требования.
Ключевые положения здоровьесберегающих технологий:
- приоритет здоровья над другими ценностями.
- здоровье - главная жизненная ценность. Забота о здоровье необходима и здоровому, и больному человеку.
- валеологический подход, триединый принцип валеологии: формирование, сохранение и укрепление здоровья индивида на основе использования всех позитивных факторов;
- подход к здоровью с помощью образования;
- принцип здорового образа жизни, соблюдение санитарно-гигиенического режима;
- организация целесообразного образовательного пространства;
- учет и использование физиологических возможностей организма ребенка в соответствии с возрастным развитием и индивидуальный подход к ребенку.
Программа остается на все сроки внедрения, раздел «Календарный план реализации программы» обновляется каждый учебный год.
- Цели программы:
- создание оптимальных благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся школы;
- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни, эмоциональном благополучии и своевременном физическом развитии каждого учащегося школы.
- Задачи программы:
- снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально - энергетический тонус учащихся;
– создать условия для сохранения здоровья учащихся, то есть внедрить здоровьесберегающие технологии в образовательный процесс;
- формирование бережного отношения к своему организму;
- сохранение здоровья и безопасности жизнедеятельности детей, укрепление физического и психического здоровья детей;
- проводить просветительскую работу среди родителей в вопросах сохранения здоровья и безопасности жизнедеятельности детей.
- Участники программы:
- обучающиеся;
- педагогическое сообщество;
- родители.
- Ожидаемые конечные результаты программы:
- повышение функциональных возможностей организма обучающихся;
- развитие физического потенциала обучающихся;
- повышение приоритета здорового образа жизни;
- повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни;
- повышение уровня самостоятельности и активности обучающихся;
- повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении как здоровья обучающихся, так и своего здоровья.
- Реализация программы направлена на формирование у обучающихся культуры отношения к своему здоровью, что включает в себя:
- культуру физиологическую (способность управлять физиологическими процессами и наращивать резервные мощности организма);
- культуру физическую (способность управлять физическими природосообразными движениями);
- культуру психологическую (способность управлять своими чувствами и эмоциями);
- культуру интеллектуальную (способность управлять своими мыслями и контролировать их).
- Основные направления деятельности программы:
Медицинское направление предполагает:
- создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания и обучения детей и формирование их здоровья:
- составление расписания на основе санитарно-гигиенических требований;
- гигиеническое нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом школьного расписания, режима дня;
- четкое отслеживание санитарно - гигиенического состояния школы;
- реабилитационную работу:
- обязательное медицинское обследование;
Просветительское направление предполагает:
- организацию деятельности с учащимися по профилактике миопии.
- организацию деятельности с родителями по профилактике миопии.
Психолого-педагогическое направление предполагает:
- использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в организации учебной деятельности;
- предупреждение проблем развития обучающихся;
- обеспечение адаптации на разных этапах обучения;
- развитие познавательной и учебной мотивации;
- формирование навыков саморегуляции и здорового жизненного стиля.
- Здоровьесберегающие образовательные технологии:
- здоровьесберегающие медицинские технологии;
- здоровьесберегающие технологии административной работы в школе;
- здоровьесберегающие технологии семейного воспитания;
- здоровьеформирующие образовательные технологии, т.е. все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у обучающихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности.
10. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ТРЕБОВАНИЯ К РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
Требования к образовательному процессу.
Здоровье – это не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и состояние полного физического, духовного и социального благополучия. Сегодня перед школой стоит важная проблема – создание условий для сохранения здоровья учащихся, разработка мер по здоровьесбережению, внедрению здоровьесберегающих технологий в общеобразовательный процесс. Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать как качественную характеристику любой образовательной технологии и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения. Цель здоровьесберегающих технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Учебный день школьника насыщен значительными умственными и эмоциональными перегрузками. Утомление обычно проявляется в снижении работоспособности, которое наступает вследствие выполнения продолжительной или интенсивной работы. Это временное функциональное состояние, биологическая роль которого состоит в своевременной защите организма от истощения при длительной или напряженной работе. Устранить утомление можно, если оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную активность. Для этого следует активно отдохнуть, переключиться на другие виды деятельности, использовать всевозможные средства восстановления работоспособности.
. Основные принципы здоровьесбережения учащихся:
• Не навреди! — все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью учащемуся.
• Приоритет заботы о здоровье учащегося — все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.
• Непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.
• Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся — объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся.
• Комплексный, междисциплинарный подход — единство в действиях всех педагогов.
• Успех порождает успех — акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.
• Активность — активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.
• Ответственность за свое здоровье — у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья. Перед любым учителем неизбежно встает задача качественного обучения предмету, что совершенно невозможно без достаточного уровня мотивации школьников. В решении означенных задач и могут помочь здоровьесберегающие технологии.
Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса.
От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависят функциональное состояние учащихся в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления. Нельзя забывать и о гигиенических условиях урока, которые влияют на состояние здоровья учащихся и педагог: температура и свежесть воздуха, освещение класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д., исправность оргтехники.
При рациональной организации, уроки музыки способствуют снятию нервно-психических перегрузок, восстановлению положительного эмоционально - энергетического тонуса учащихся. К планированию урока и его проведению важно творчески подходить: на уроке применять и чередовать различные виды учебной деятельности - опрос, отгадывание загадок, кроссвордов, чтение, слушание, исполнение, просмотр видео сюжетов, слайдов. Такой подход к ведению урока способствует концентрации внимания, развитию познавательного интереса у учащихся к предмету. На уроках музыки, в свободной и самостоятельной творческой деятельности школьников актуально, возможно и необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме. Привычные виды музыкальной деятельности, развивающие творческие способности и музыкальность школьника, можно разнообразить с пользой для здоровья.
Урок музыки сам по себе – здоровьесберегающая технология. Особенностью урока музыки является организация разных форм музыкальной деятельности школьников. Каждый урок музыки содержит в себе оздоровительный эффект, препятствует развитию переутомления, не ухудшает здоровье, а способствует его сохранению, укреплению и развитию. Именно поэтому уроки музыки как бы «разбавляют» расписание, снимая нагрузку, которую несут в себе такие предметы как русский язык, математика, иностранный язык, которые требуют большой мыслительной нагрузки.
Одна из основных задач уроков музыки: снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально - энергетический тонус учащихся.
Моя задача как педагога – создать условия для сохранения здоровья учащихся, то есть внедрить здоровьесберегающие технологии в образовательный процесс.
Уроки музыки содержат в себе разные виды деятельности, в которые успешно можно включить использование здоровьесберегающих технологий.
На своих уроках музыки я применяю следующие здоровьесберегающие технологии:
- Музыкотерапия
- Вокалотерапия
- Ритмотерапия
- Фольклорная арттерапия
- Терапия творчеством
- Сказкотерапия
- Улыбкотерапия
Музыкотерапия.
Музыка издавна используется в терапевтической практике. Еще Гиппократ и Пифагор «прописывали» своим больным курсы лечения музыкой, достигая высоких целительных эффектов. Трудно назвать эпоху или страну, где музыка не использовалась бы в качестве одного из эффективных средств терапии. Человеку свойственно попадать под мощное телесное и духовное влияние музыки, так как он сам по своей природе является глубоко «музыкальным» существом.
Итак, музыкотерапия - это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека, где музыка используется как лечебное средство. В России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом лечения в 2003 году. Музыкотерапия в мире становиться признанной наукой. При Российской Академии Музыки им. Гнесиных создано отделение музыкальной реабилитации. В ряде западных ВУЗов готовят профессиональных докторов, врачующих музыкой.
Музыка и искусство врачевания неразрывно связаны друг с другом. Музыка воздействует на определенные мозговые зоны и активизирует работу мозга в целом. По признанию многих ученых музыка способна возбудить и успокоить, ободрить и развеселить, вдохновить и воодушевить. Известно, что музыка содействует налаживанию контакта с человеком. Ученые установили, что приятные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание, кровообращение, усиливают внимание и т.д.
Музыка действует избирательно: в зависимости от характера произведения, от инструмента, на котором исполняется. Так, игра на кларнете влияет преимущественно на кровообращение. Скрипка и фортепиано успокаивают нервную систему. Флейта оказывает расслабляющее воздействие.
С помощью музыки можно уменьшить нервно-эмоциональное напряжение детей как во время занятий, так и во время психоразгрузочных пауз.
Говоря о многозначности музыки, психотерапевт С. Мамулов подчеркивает, что на некоторых людей она влияет острее, чем слово. Музыка может умиротворять, расслаблять, активизировать, облегчать печаль, вселять веселье, усыплять и вызывать приток энергии, будоражить, создавать напряжение, вызывать агрессивность.
Излишне громкая музыка с подчеркнутыми ритмами ударных инструментов вредна не только для слуха, но и для нервной системы.
Я как учитель стараюсь подбирать музыкальные произведения, чтобы добиться нужного эффекта расслабления или повышения активности детей на уроке.
Любая музыка ассоциируется лично для каждого человека с каким - то событием, вызывает определенные эмоции.
Традиционная форма работы с музыкой - это пассивное ее восприятие. Музыкальный материал здесь выступает в качестве фона, не требующего специального вслушивания, осмысления, переживания содержания звучащего сочинения. Здесь музыка выполняет функцию катализатора эмоциональных процессов.
Очень хороша и результативна фоновая музыка во время релаксационных процедур, бесед, свободного рисования, так как она усиливает вовлеченность детей в процесс работы.
Я использую в эти моменты урока произведения «Золотого фонда» мировой музыкальной культуры. Следует отметить, что даже если предлагаемые произведения просто звучат на переменах, в группах, во время выполнения какой-либо деятельности обучающихся – они оказывают трофотропное (питающее) действие на детский организм.
Из опыта своей работы я составила свой список музыкальных произведений, которые несут в себе различные воздействия на организм школьников на уроках музыки:
- Музыка И.С.Баха, В.А.Моцарта, Л.Бетховена оказывают антистрессовое воздействие, нормализует настроение.
- «Болеро» М.Равеля обладает колоссальным возбуждающим действием в работе с вялыми, апатичными детьми.
- «Каприз № 24» Н.Паганини повышает тонус организма, настроение.
- Пьесы из цикла «Времена года» П.И. Чайковского (Баркарола, Осенняя песнь) уравновешивают нервную систему.
- «Лунная соната» Л.Бетховена (Соната № 14) снимает раздражение и успокаивает.
- Для снятия чувства тревожности рекомендуется прослушивание «Вальсов» И. Штрауса.
- В качестве тонизирующего средства рекомендуется прослушивание Второй «Венгерской рапсодии» Ф.Листа, «Маленькой ночной серенады» В.Моцарта.
- Энергетической направленностью отличается «Революционный этюд № 12» Ф.Шопена.
- Своеобразным успокоительным средством могут быть произведения Ф.Шуберта «Аве Мария» (вокальный и инструментальный варианты) и «Мелодия» К.Х. Глюка.
На основе своих наблюдений за детьми в процессе звучания музыки я заметила, что необходимо:
- продолжительность звучания музыки должна составлять от 5-10 до 15-20 минут в зависимости от возраста детей и ситуации для ее прослушивания;
- использовать для прослушивания произведения, которые особенно понравились детям.
Проанализировав результаты применения элементов музыкотерапии на своих уроках, я выделила для себя их принципы воздействия на здоровье детей и сделала следующие выводы:
- музыка, зачастую сопровождаемая просмотром репродукций произведений изобразительного искусства, положительно влияет на их психоэмоциональное состояние;
- музыка как ритмический раздражитель стимулирует физиологические процессы организма, происходящие ритмично как в двигательной, так и вегетативной сфере.
- ритм вальса оказывает успокоительное воздействие. Быстрые пульсирующие ритмы действуют возбуждающе, мягкие ритмы успокаивают.
- не меньшей силой воздействия, чем ритм обладает музыкальная интонация. Диссонансы возбуждают, консонансы успокаивают.
- эмоциональная окраска образов, возникающих при музицировании, различна в зависимости от индивидуальных особенностей степени музыкальной подготовки, интеллектуальных особенностей человека.
На уроках музыки большое внимание уделяется пению, где дети овладевают основными приемами вокально-хоровой техники. И тут я применяю еще одну здоровьесберегающую технологию – Вокалотерапия.
В процессе пения – сольного или хорового – укрепляется певческий аппарат, развивается дыхание, положение тела во время пения (певческая установка) способствует воспитанию хорошей осанки. Все это положительно влияет на общее состояние здоровья учащихся.
В голосообразовании участвует ряд органов: орган слуха с его тонким устройством, сложная система голосового аппарата, органы дыхания. Они составляют одно целое, один комплекс, их деятельность строго согласована и подчинена центральной нервной системе.
Пение благотворно действует на бронхо-лёгочную систему, почки, на железы внутренней секреции, массирует гортань, щитовидную железу, сердце.
Голос – это своеобразный индикатор здоровья человека. Обладатели сильного голоса, как правило, имеют крепкое здоровье. Петь полезно в любом случае, даже если нет ни слуха, ни голоса. Это отличное средство для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения.
Забота о целенаправленном развитии детских голосов – необходимая составная часть работы с хором. Вокально-хоровая работа способствует развитию и совершенствованию голоса каждого учащегося, и в результате повышаются чисто голосовые, звуковые качества.
Это дает возможность выразительно исполнять песни, различные по характеру. Например, в песне «Почему медведь зимой спит» на слова А.Коваленкова, музыку Л. Книппера.
1 куплет исполняется спокойно (идет рассказ автора), затем медленно, тяжело и переваливаясь (изображается медведь);
2куплет – громко, суетливо (медведь испугался и влез на сосну), и назидательно (дятел поучает медведя);
3 куплет – колыбельная (медведь спит в берлоге).
У детей расширяется диапазон, вырабатываются ансамблевые, интонационные навыки, техника хорового пения (например, пение в быстром темпе, четкое выговаривание скороговорок, различные виды дыхания – быстрый, короткий вдох, пользование цепным дыханием).
Еще я применяю при пении этой песни просмотр видеоролика, где идет видеоряд, созданный специально для этой песни. Дети с удовольствием исполняют эту песню, стараясь выразительно и с чувством петь каждую фразу, при этом они часто изображают героев этой песни.
Очень часто на своих уроках музыки я использую набор специальных дыхательных и голосовых упражнений, правильный подбор которых обеспечивает более качественное функционирование сердечно-сосудистой системы, поскольку большая нагрузка приходится на диафрагму, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, за счет которых происходит массаж внутренних органов.
Если рассматривать лечебные звуки и звукосочетания с позиции вокалотерапии (то есть не столько в плане их произнесения, сколько в плане их «пропевания») то с учетом открытий в современной науки рекомендации в этой специфической области будут следующими:
Гласные звуки:
А- снимает любые спазмы, лечит сердце и желчный пузырь;
Э- улучшает работу головного мозга;
И- лечит глаза, уши, стимулирует сердечную деятельность, «прочищает» нос;
О- оживляет деятельность поджелудочной железы, устраняет проблемы с сердцем;
У- улучшает дыхание, стимулирует работу почек, мочевого пузыря, предстательной железы (у мужчин), матки и яичников (у женщин);
Ы- лечит уши, улучшает дыхание.
Звукосочетания:
ОМ – снижает кровяное давление;
АЙ, ПА – снижают боли в сердце;
УХ, ОХ, АХ – стимулируют выброс из организма отработанных веществ и негативной энергии.
Научно доказана целебная сила произнесения и некоторых отдельных согласных звуков (лучше их пропевать):
В, Н, М – улучшает работу головного мозга;
С – лечит кишечник, сердце, легкие;
Ш – лечит печень;
Ч – улучшает дыхание;
К, Щ – лечат уши;
М – лечит сердечные заболевания.
Большое значение имеет и интенсивность произношения («пропевания») звуков. При заболеваниях сердца или легких она должна быть низкой или средней. При терапии внутренних органов более высокой.
Для усиления концентрации лечебного воздействия произносимых или «пропеваемых» звуков (звукосочетаний) мы с детьми кладем свою руку на ту область организма, где находиться подвергающийся звукотерапии орган, и представляем этот орган здоровым и активно работающим.
Чтобы добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление на уроках можно использовать музыкально – ритмические упражнения.
Они выполняют релаксационную функцию (переключение внимания на другой вид деятельности – уже отдых).
И тут уже начинает действовать следующая технология – Ритмотерапия.
Бывает, что потребность в проведении ритмотерапии возникает и тогда, когда в разучиваемом произведении не получается тот или иной ритмический рисунок. Иногда заведомо трудное место я подготавливаю специальными ритмическими упражнениями, а уже потом разучиваю вместе с детьми.
Ритмотерапия включает в себя следующие разделы - логоритмическая гимнастика, музыкально-ритмические движения, танцевальные движения.
Логоритмическая гимнастика – это форма активного отдыха, наиболее благоприятная для снятия напряжения после долгого сидения. Кратковременные физические упражнения под музыку, вызывая возбуждение других отделов мозга, усиливают кровообращение и создают благоприятные условия отдыха для ранее возбужденных отделов. После такого короткого активного отдыха внимание детей повышается, а восприятие учебного материала улучшается.
На своих уроках провожу такие музыкальные физминутки, как:
1. Если нравится тебе, то делай так /приседаем/
Если нравится тебе, то делай так /приседаем/,
Если нравится тебе, ты другому покажи,
Если нравится тебе, то делай так /приседаем/.
2. Меняем движение. Например: прыгаем.
3. Меняем движение. Например: топаем.
4. Меняем движение. Например: хлопаем.
5. Все движения повторяем по очереди.
Музыкально-ритмические движения.
Используя на своих уроках музыкально-ритмические движения, я выяснила, что они активизируют деятельность обучающихся на уроках музыки, влияют на личность ребенка, давая выход к самовыражению, помогают добиться эмоциональной разрядки.
Танец, мимика и жест являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Вот только несколько высказываний о роли движения в музыке:
«Простым жестом – взмахом руки – можно гораздо больше объяснить и показать, чем словами. Да это и не противоречит природе музыки, в которой всегда подспудно чувствуется движение, жест…» (Г.Г.Нейгауз).
«Музыка испытывает на себе воздействие «немой интонации» пластики и движения человека, включая язык руки» (Б.В.Асафьев).
«Музыкальная интонация никогда не теряет связи ни со словом, ни с танцем, ни с мимикой (пантомимой) тела человеческого» (Б.В.Асафьев).
Движение под музыку является одним из приемов освоения и закрепления ключевых и частных знаний музыкального искусства, а также одним из приемов контроля этого освоения.
Это важно для младших школьников, которые при помощи движений смогут выделить главные признаки трех жанров, разрешить проблемные ситуации на уроке, определить национальный колорит музыки народов мира, а также решить другие задачи, поставленные перед ними на уроках музыки.
На своих уроках музыки я использую простейшие движения, которые можно исполнить в стенах кабинета, за партами. Эти движения понятны и доступны всем обучающимся:
- марширование;
- движение рук (фразировка);
- элементарные танцевальные движения;
- игра на воображаемых музыкальных инструментах;
- условное (графическое) изображение музыки;
- «свободное дирижирование».
В основе этих движений лежат следующие музыкально-двигательные задания:
- показ пульса (одной из сторон метра);
- размера (пульса, организованного метром);
- ритмического рисунка (чередование различных длительностей);
- фразировки.
С помощью этих заданий дети на моих уроках определяют темп, динамику, различные штрихи. Вроде бы небольшой круг движений, но благодаря им на уроке музыки решается целый ряд важных задач воспитания, образования и развития:
- усвоение основных тем программы;
- осмысление закономерностей музыкального искусства;
- постижение музыкального языка, средств его выразительности и их значение;
- развитие музыкальности;
- активизация процессов познания и деятельности учащихся на уроках;
- формирование двигательной сферы и т.п.
Говоря о роли музыкально-ритмических движений на уроке, нужно отметить, что их применение чаще всего превращается в эмоциональные центры, кульминации уроков, а, следовательно, исключает на занятиях равнодушие.
Музыкально-ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Движение и танец, помимо того, что снимают нервно-психическое напряжение, помогают школьнику быстро и легко подружиться с другими детьми, а также дает определенный психотерапевтический эффект.
Рассмотрим некоторые виды музыкально-ритмических движений и их значение на уроках музыки в младших классах, которые я применяю.
Марширование.
Задачи:
- научить культуре марширования;
- четкому вступлению и завершению движения;
- помочь осознать особенности жанра «марш» и его видов;
- научить определять национальный колорит маршей разных народов и их общих черт.
На уроках используются марши С.Прокофьева, Э.Грига, Ф.Шуберта, А.Хачатуряна, Г.Эйслера.
На уроках дети не только маршируют, но и показывают динамику, разный пульс движений, разные виды марша (марш из оперы, балета, игрушечный). Ребята выделяют главную интонацию движением, определяют изобразительность и выразительность жанра.
Этот вид движения – самый доступный для исполнения, поэтому на уроках музыки он используется более активно, являясь организующим началом и завершающим аккордом урока в школе.
В качестве примера рассмотрим работу над «Маршем» С.С. Прокофьева (2 класс, 1 триместр).
Тема «Три кита в музыке: песня, танец, марш».
1 урок - жест подъема, вступление и марширование.
2 урок - точное выполнение входа и остановка. Марширование, как «деревянные солдатики».
3 урок - остановка по команде и возобновление движения. Остановка на «точку» и продолжение движения на «обрыв» в музыке.
4 урок - самостоятельное движение с остановкой и возобновлением марша по движению – кивку головы учителя.
5 урок – выход под марш на f на полной ступне, на p – на цыпочках.
Такие приемы работы над маршем помогают детям осознать особенности жанра (четкость, равномерность); ощущать вступления и завершения; через движения показывают изменения динамики.
Другой пример: «Свадебный день в Тролльхаугене» Э.Грига (3 класс, 2 триместр).
Тема: «Интонация».
Слушаем. Определяем признаки жанра.
Выделяем особенности танцевального марша. Определяем главную интонацию, под которую можно встать с мест и маршировать. Выделяем регистровое различие частей, составляем партитуру.
Средний регистр – встают мальчики (1 часть произведения).
Высокий регистр – встают девочки (2 часть произведения).
Встав, дети маршируют на месте.
Средний регистр – мальчики начинают движение на выход, за ними – девочки (3 часть произведения).
Движение рук (фразировка).
Этот вид движения я использую для тренировки внимания детей, что помогает выработке навыков вокально-хоровой работы, средств выразительности (темп, динамика), изобразительности в музыке.
Вот несколько примеров музыкальных произведений, которые я применяю для данной технологии:
«Во поле береза стояла» - показ фраз руками помогает работе над высокой певческой позицией – кантиленой, дыханием, мягкой атакой, одновременным вступлением и окончанием фраз.
«Уж как шла лиса» - передает шаг лисы, мягкость ее жестов, что помогает формированию мягкой атаки, кантилене, верному звукообразованию, чистому интонированию большой секунды.
«Карусель» - круговое движение руки подчеркивает изобразительность в музыке, передает движение мелодии и способствует формированию вокально-хоровых навыков.
В песне Т. Попатенко «Скворушка прощается» движение рук подчеркивает близость разговорной и музыкальной речи. В «Песне Сольвейг» Э.Грига и французской народной «Пастушьей песне» движение рук показывает формообразующее значение фразы.
Показ фраз в «Арагонской хоте» М.Глинки предвосхитит танцевальные и игровые движения под эту музыку.
Данный вид движения продолжается и в старших классах, т.к. там продолжается совершенствование вокально-хоровой работы, где работа над фразой помогает учителю разрешить многие проблемы при разучивании песен и слушании музыкальных произведений.
Танцевальные движения.
Я считаю, что этот вид движения на уроках музыки наиболее интересен и разнообразен. Он требует творческого подхода учителя и четкой продуманности назначения изучаемого танца, методики его преподавания.
Уже с первых уроков мы с детьми стараемся показывать движением разнообразие видов жанра:
Танец «Вальс» - покачивание головы, корпуса.
«Полька» - выделение акцента хлопками, отбиванием воображаемого мяча.
Хоровод - помогает освоению особенностей народных песен-танцев.
Я выделила основные задачи при работе над танцевальными движениями:
- подчеркнуть особенности жанра – танец;
- осознать разнообразие их видов и особенностей;
- подчеркнуть национальный колорит произведения;
- способствовать культуре исполнения танца.
Рассмотрим методику работы над танцем «Итальянская полька» С.Рахманинова, 1 часть (2 класс, 1 триместр).
Основные задачи:
- определение жанра;
- выделение главного признака жанра (акцента);
- определение инструмента, подчеркивающего характер танца (бубен или барабан).
Методика работы.
Слушаем произведение. Определяем жанр. Делаем музыкально-педагогический анализ. Определяем фразы. Выделяем акцент хлопком. Показываем акцент ударом в бубен (предварительно выбрав его среди предложенных инструментов). Исполнение танца – показ акцента ударом в бубен и передача бубна товарищу, чтобы он успел показать следующий акцент. Затем бубен передается на следующую парту (на каждый ряд – по бубну).
Танцевальные движения можно использовать, входя и выходя из класса: шаг полонеза, переменный шаг, шаг польки и т.д.
Для получения наибольшей эффективности полезно включать эти упражнения для музицирования на детских шумовых инструментах. Активизируя в целом организм детей, содействуя выпрямлению и разгрузке позвоночника, музыкально – ритмические минутки способствуют улучшению здоровья.
Следующая здоровьесберегающая технология, используемая мною на уроках музыки – Фольклорная арттерапия.
Арттерапевтические методы и приемы, применяемые на уроках музыки, направлены на регуляцию психологического состояния обучающихся средствами музыки.
Русский песенный фольклор – это естественная система арттерапии, включающая в себя излечение звуком, музыкой, движением, драмой, рисунком, цветом и несущая скрытые инструкции по сохранению целостности человеческой личности. В фольклоре действительно есть врачующее начало. Традиционные детские песни развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и легкие, дыхание, голосовой аппарат.
Характерная для русских танцев релаксация рук, особенно кистей, позволяет производить сбросы накопившихся зажимов. При нетрадиционных формах урока (урок-обряд, урок-концерт, урок-праздник, урок-путешествие) значительную роль играет терапия русским костюмом и его цветовыми сочетаниями, характером узора.
Дети на моих уроках с удовольствием рисуют, придумывают элементы костюмов, создают свои варианты, периодически устраиваем народные праздники, концерты с участием родителей.
Деятельность, основанная на принципах фольклорного творчества, развивает эмоционально – чувственную сферу, художественно – образное ассоциативное мышление, фантазию, позволяет активизировать различные творческие проявления детей, в том числе и в инсценировании русских народных песен.
Использование может сопровождаться характерными движениями, мимикой, жестами, звучанием народных инструментов.
Создавая условия, побуждающие человека к занятиям искусством, можно разбудить эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности, и тут вступает в силу еще одна здоровьесберегающая технология – Терапия творчеством.
Как учитель музыки, я считаю, что выполнение творческих заданий на уроке музыки является одним из наиболее эффективных приемов оптимизации психического состояния школьников.
Творческие задания направлены на расширение репертуара доступных ребенку эмоциональных переживаний. В процессе музыкального творчества происходит более полное познание учеником самого себя, своих способностей, формируются навыки невербального, чувственного контакта с окружающим миром. В процессе творческой деятельности на уроке учащиеся выступают в роли драматургов, композиторов, музыкантов и дирижеров оркестра, актеров - исполнителей, слушателей «живого» исполнения музыки.
Такое ролевое многообразие деятельности помогает раскрыть творческий потенциал каждого ученика, а учитель лишь направляет и активизирует его, создавая атмосферу открытости, непринужденности, доверительности. Психологически комфортные условия способствуют созданию креативной (творческой) среды.
Для выделения этих уроков как своеобразной «вершины» мною используются нестандартные формы: уроки-путешествия, уроки-сказки, уроки-конкурсы, уроки-концерты, музыкальное лото, песенная перестрелка, большой хоровод (урок-загадка) и др. Такие нетрадиционные формы проведения уроков активизируют творческую деятельность учащихся на разных этапах урока.
Очень важен заключительный этап - награждение учащихся по различным номинациям: лучший музыкант, лучший певец, лучший актер, лучший художник, лучший импровизатор, лучший драматург, лучший композитор, лучший слушатель. Поощрение учащихся несет в себе огромное значение. Причем моим ученикам нравится самим придумывать номинации и создавать медали и призы награжденным.
Замечательна на уроках музыки следующая технология – Сказкотерапия.
Сказка открывает ребенку перспективы собственного роста, дарит надежду и мечты - предощущение будущего, становится неким духовным оберегом детства. Велико значение сказки для поддержания душевного мира детей.
На своих уроках мы с детьми не только инсценируем сказки, которые есть по программе, но и придумываем свои, разыгрывая целые спектакли. Дети с удовольствием готовят роли, костюмы и музыкальные номера. Мы ставим музыкальные спектакли - мюзиклы, которые с огромным успехом проходят в стенах нашейшколы, проводим сеансы для групп детского сада. Например, в 2014 году – «Колобок», а в 2015 году это был мюзикл «Прыг, Шмыг, да петушок - Голосистое горлышко»». Последний спектакль был показан в конкурсной программе «Солнечный круг».
Сказкотерапия - это технология, которая развивает творческое воображение и креативное мышление, что необходимо для интеллектуального развития младших школьников.
Самая приятная и разряжающая атмосферу здоровьесберегающая технология – Улыбкотерапия.
Очень важна на уроке улыбка учителя и улыбка самого ребенка. Если ребенок поет и улыбается, то за счет этого звук становится светлым, чистым и свободным. Постепенно его качества переходят и на личность ребенка в результате постоянной тренировки улыбки.
На своих уроках музыки я уделяю улыбке очень большое внимание, так как при пении на улыбке развивается правильная мускулатура лицевых мышц, пение «на улыбке» является наиболее правильным для исполнения песен, а также является необходимым для выступлений в качестве артистов. Кроме того, улыбка - это просто здорово и приятно, она поднимает настроение и способствует повышению настроения и улучшению показателей здоровья.
Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней и ученик уже с ней смотрит на мир и на людей.
Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности учащихся.
Правило 1. Правильная организация урока.
Организация урока должна обязательно включать три этапа:
- 1-й этап: педагог сообщает информацию (одновременно стимулирует вопросы) на теоретических занятиях, на индивидуальных занятиях педагог дает разные задачи;
- 2-й этап: учащиеся выполняют поставленные задачи, формулируют и задают вопросы;
- 3-й этап: педагог оценивает выполнение задач и отвечает на вопросы.
Результат урока - взаимный интерес, который подавляет утомление.
Правило 2. Использование каналов восприятия.
Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств индивидуальности - функциональной асимметрией мозга: распределением психических функций между полушариями. Выделяются различные типы функциональной организации двух полушарий мозга человека:
- левополушарные люди — при доминировании левого полушария. Для них характерен словесно-логический стиль познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению;
- правополушарные люди — доминирование правого полушария. У данного типа развиты конкретно-образное мышление и воображение;
- равнополушарные люди — у них отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий.
Знание этих характеристик детей позволит педагогу излагать учебный материал на доступном для всех учащихся языке, облегчив процесс его запоминания.
Правило 3. Распределение интенсивности умственной деятельности.
При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности. Данные представлены в таблице.
Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова:
5-25-я минута — 80%;
25-35-я минута — 60 - 40%;
35-45-я минута — 10%.
Практически все исследователи сходятся во мнении, что урок, организованный на основе принципов здоровьесбережения, не должен приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления.
Утомление — возникающее в результате работы временное ухудшение функционального состояния человека, выражающееся в снижении работоспособности, в неспецифических изменениях физиологических функций и в субъективном ощущении усталости. Но утомление не следует рассматривать только как отрицательный феномен. Это защитная, охранительная реакция организма, стимулятор его востановительных процессов и повышения функциональных возможностей. А отрицательное влияние на организм оказывает постоянно возникающее и хроническое утомление, особенно перерастающее в переутомление.
Специальными исследованиями выявлено, что у учащихся, заканчивающих занятия с сильным и выраженным утомлением, диагностируется неспецифическое напряжение организма — десинхроноз, являющийся основой формирования психосоматических заболеваний. Следовательно, снижая утомление, поддерживая и восстанавливая работоспособность учащихся, контролируя ее изменение в ходе процесса обучения, мы будем способствовать здоровьесбережению.
Правило 4. Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения.
Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т. п. Хороший эффект дает использование интерактивных обучающих программ, которые вызывают неизменный интерес у школьников, одновременно снимая у них элементы стресса и напряжения.
Правило 5. Создание благоприятного психологического климата на уроке.
Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт учащихся во время урока. С одной стороны, таким образом решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция педагога на желание учащегося выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.
Учащиеся входят в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда учащийся с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжения помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения. К тому же каждый учащийся уже более спокойно реагирует на полученную оценку, если он сам понимает ее обоснованность. Оценивая свои ошибки, учащиеся сразу же видят и пути их исправления. Неудача на уроке, воспринимаемая как временное явление, становится дополнительным стимулом для более продуктивной работы дома и в классе. Педагог поощряет стремление учащихся к самоанализу, укрепляет их уверенность в собственных возможностях.
Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.
Правило 6. Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни.
Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни. Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить детей со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у них больше шансов жить, не болея. На сегодняшний день очень важно вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов. Сюда же можно отнести и профилактику детского травматизма, несчастных случаев, связанных с неправильным поведением ребенка в различных бытовых ситуациях.
Правило 7. Комплексное использование личностно-ориентированных технологий.
Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого учащегося и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии. Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности.
При этом перед педагогом встают новые задачи: создание атмосферы заинтересованности каждого учащегося в работе класса; стимулирование учащихся к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому учащемуся проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения учащегося.
Для решения этих задач могут применяться следующие компоненты:
- создание положительного эмоционального настроя на работу всех учащихся в ходе урока;
- использование проблемных творческих заданий;
- стимулирование учащихся к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;
- применение заданий, позволяющих учащемуся самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);
- обсуждение того, что получилось, а что — нет, в чем были ошибки, как они были исправлены.
Исходя из вышеизложенного, становится очевидным, что эти технологии позволяют параллельно решать и задачи охраны здоровья учащихся, как в психологическом, так и в физиологическом аспектах. Именно благодаря использованию современных технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому учащемуся, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, а следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью. Это предполагает использование индивидуальных заданий разных типов и уровней, индивидуального темпа работы, выбор учебной деятельности, личный выбор учащимися блочно-модульных систем образовательного процесса, проведение обучающих игр, проектную деятельность, коллективную деятельность.
Цель моих уроков музыки состоит в создании положительного эмоционального фона; снятии фактора тревожности, возникающего у данного контингента детей; стимуляции двигательных функций; развитии и коррекции сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений), их способностей; растормаживании речевой функции.
Где бы вы ни жили, где бы вы ни были, постарайтесь всегда и во всем слышать музыку, звенящую жизнью. И пусть это будет живая музыка дождевой капли, торжественная песнь океана, тихий шелест травинки или гул могучих сосен. Пусть этот шум природы сольется с музыкой, сотворенной человеком.
- Стиль общения и здоровье педагога
О двух составляющих процесса обучения – учитель и обучающийся - написано много методической литературы, поэтому скажем лишь несколько слов в контексте затронутой проблемы. Анализ психического здоровья преподавателя показывает, что для формирования здоровья детей необходимо, чтобы сами учителя не только знаниями, но и собственным примером показывали обучающемся путь к здоровью. При позитивном стиле общения преподаватель выслушивает обучающихся, приглашает участвовать в обсуждении, в его речи больше положительных оценок исполнения (хорошо, отлично, прекрасно и т.д.), лицо выражает радость и удовлетворение. У преподавателей с таким стилем общения преобладают позитивные реакции, меньше категорических суждений. Они чаще используют разнообразные интересные технологии обучения, дети на уроке у них более активны и свободны.
- Здоровьесбережение - в каждую семью
Активными помощниками в оздоровлении детей должны быть их родители. Большинство семей заинтересовано в укреплении физического здоровья своих детей, многие из них могут поделиться опытом в этом направлении. Работа с родителями включает в себя их просвещение: беседы, лекции, концерты.
Различные внеклассные мероприятия направлены на физическое и психическое оздоровление обучающихся. Много творчества, терпения и сил нужно приложить преподавателю, чтобы в классе каждому было комфортно, чтобы дети с радостью бежали на урок. Наши родители являются участниками и незаменимыми помощниками всех внеклассных мероприятий. Если оказаться на концерте для родителей, можно увидеть, с какой радостью дети выходят на сцену, как радуются аплодисментам, можно понять, что вот такие моменты общения с искусством и творчеством запоминаются на долгие годы и являются психологической поддержкой для воспитания личности, убежденной в своих возможностях. Все это повышает уровень мотивации процесса обучения, способствует развитию творчества, что, в свою очередь, снижает уровень тревожности, уменьшает психическое напряжение. В этом плане следует отметить, что применение здоровьесберегающих технологий способствует воспитанию успешной творческой личности.
- Заключение
В заключение хочется подчеркнуть, что реализация здоровьесберегающей образовательной модели подтверждает эффективность применения современных здоровьесберегающих технологий на занятиях, достигая при этом положительных результатов. Обогащение учащегося опытом эмоционального отношения к действительности является важным аспектом духовного развития ребенка - его духовного здоровья. Сама система обучения в детской школе искусств, предполагающая не только групповые занятия и индивидуальные, таит в себе огромные возможности, основное достоинство и ценность которых заключается в их гуманистической направленности. Конечно, задачу сохранения здоровья детей не под силу решить одному преподавателю. Но если каждый из нас задастся этой целью, и будет стремиться к ней - выиграют, в конечном счете, наши дети. Пробудить заложенное в ребенке творческое начало, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги для радостной и наполненной смыслом жизни – вот цель, к которой должен стремиться учитель.
Здоровье и образование. Обычно, употребляя эти слова вместе, подразумевают негативное влияние напряженной учебы на здоровье обучающихся. Целью взрослых является поиск эффективных форм образования, направленных на оздоровление и формирование у учащихся системы ценностей с приоритетом здоровья как одной из высших ценностей.
Литература:
- Рушель Блаво. Исцеление музыкой. С-Петербург, Питер, 2003
- Ботицкий М. Знаете ли вы музыку. - М.: Музыка, 1985
- Карцева С.А. Музыкальная фонетика в школе. Москва «Просвещение» 1976
- Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Ярославль «Академия развития» 1997
- Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. М.,2004.
- Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер» М.«Вако». 2007 г.
- Лобанова Е.А. «Возможности урока как средства реализации здоровьесберегающих технологий». Журнал «Музыка в школе». 2006 г.
- Петрушин В.И. Слушай. Пой. Играй. М.: Музыка, 2000
- Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. - М.: Владос, – 2000 г.
- Поваляева М.А. Нетрадиционные методы в коррекционной и лечебной педагогике // Справочник логопеда. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
- Райгородский Б.Д. «Что может музыка?» журнал «Музыка в школе».
- Садыкова Р.Ш., Шепаева С.А. – Возможности музыкального искусства в реализации здоровьесберегающих технологий. – ЮКГУ, Шимкент, 2006 г.
- Слажнёв А.Н., Шадрин А.Н. Здоровьесберегающие технологии в работе педагогов образовательных учреждений. Барнаул 2007.
- Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе». М., 2002 г.
- Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие технологии в работе учителя» М. АРКТИ – 2003 г.
- Смолина Е.А.«Современный урок музыки» Ярославль Академия развития 2006 г.
- Степанова О.А. «Игровые оздоровительные технологии», 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа здоровьесбережения на уроках математики
План:ВведениеПрограмма «Здоровье». Этапы реализации программыЗдоровьесберегающие технологии на уроках математикиЗдоровьесберегающая среда - это среда педагогической культурыСписок литературыВвед...
технологии здоровьесбережения на уроках музыки
применение здоровьесберегающих технологий на уроках музыки даёт возможность решать одну из важных задач, стоящих перед современной школой, создание условий для сохранения здоровья учащихся....
"Особенности использования технологий арт-терапии и здоровьесбережения на уроках музыки"
использование технологий арт-терапии и здоровьесбережение на уроках музыки...
Методическая разработка "Здоровьесбережение и здоровьесберегающие технологии на уроках музыки"
Проблема сохранения и укрепления здоровья учащихся существует уже достаточно давно. Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени ...
Рабочая программа по применению технологий здоровьесбережения на уроках «Культура сохранения здоровья»
Рабочая программа по применению технологий здоровьесбережения на уроках и коррекционно-развивающих занятиях «Культура сохранения здоровья» для учащихся, занимающихся в услов...
Рабочая программа по применению технологий здоровьесбережения на уроках и коррекционно-развивающих занятиях «Культура сохранения здоровья» для учащихся, занимающихся в условиях надомного обучения
Цель программы: обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать получен...