Дипломная "Развитие творческих способностей в инструментальном классе"
учебно-методический материал по музыке

Дипломная "Развитие творческихспособностей в инструментальном классе"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

Развитие творческих способностей в                      инструментальном классе

Аттестационная работа

слушателя курса Дополнительное образование

профессиональной переподготовки по программе

Педагогика в учреждениях дополнительного образования: Музыкальное образование (исполнительство). "Преподаватель по классу скрипки"

Вернигорова И.Ю.

Нижневартовск

2020г.

2

Оглавление

Введение…………3

Глава 1 Музыкальное воспитание и образование в системе дополнительного образования детей…………………………5

1.1.Цели и задачи…………………....7

Глава 2 Методы работы с обучающимися………….11

Глава 3 Планирование работы………………………14

3.1..Проведение урока…………………………...16

3.2Методическая работа, повышение педагогического мастерства……….23

Глава 4 Работа над музыкальными произведениями……………..24

Глава 5 Чтение нот с листа, игра в ансамбле………………………26

Заключение и социальный эффект………………………………………28

Список использованных источников……………………………………….29

3

Введение

Основным фактором успешного социально-экономического развития страны является возрастание роли человеческого капитала, что отмечено в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденной распоряжением правительства Российской Федерации от 17.11.2008г. № 1662-р, а также Указе Президента Российской Федерации от 01.06.2012 №761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».

Учитывая, что стратегической целью социально-экономического развития страны на период до 2020 года является достижение уровня экономики и социального развития,  соответствующего статусу России как одной из ведущих мировых держав 21 века, профессиональное музыкальное  образование и массовое приобщение подрастающего поколения к музыкальному творчеству приобретает особое значение.

Проблема развития индивидуальных творческих способностей детей актуальна. В современных условиях люди часто находятся в ситуации выбора, который невозможен без творческого подхода к любому делу. В становлении музыканта-исполнителя также актуализировалось значения творчества. Индивидуальные творческие способности детей формируются в опоре на развитие музыкально-эстетического сознания. Развитие творческих способностей детей невозможно без формирования основ музыкальной культуры, привитие интереса, вкуса, представлений о красоте. А формирование музыкальной культуры невозможно без творческого подхода к слушанию и исполнению музыки. Музыкальная деятельность должна быть организована в тесной связи с развитием эмоциональной отзывчивости. Педагог может и должен решать актуальную проблему по формированию музыкальной культуры, художественного вкуса детей. Умение отличить хорошую музыку от низкосортной, примитивной предполагает творческий подход к выбору репертуара музыкальных произведений для слушания и исполнения. При использовании гибких методов форм организации музыкальной деятельности, создании условий для самовыражения ребенка в результате прочувствования и оценки

4

произведений высокого искусства, как эталонов красоты, достигается поразительный эффект музыкально-творческого и общего развития. Это подтверждает необходимость формирования музыкальной культуры, актуальность поиска определенных принципов систематизации репертуара, основанного на произведениях отечественной и зарубежной классики, поиска гибких методов его преподнесения, стимулирующих творческую активность детей.

Развивая умственные способности человека, воздействуя через эмоциональную активность личности на ее интеллект, музыкальное образование способствует формированию у подрастающего поколения духовно-нравственных ориентиров, гуманистического мировоззрения, толерантности, развитого эстетического вкуса и проявлению творческой активности. Такое понимание значимости музыкального образования делает актуальным развитие системы музыкального образования в исторически сложившихся двух ее направлениях – подготовке профессиональных музыкантов и широком охвате детей музыкальным творчеством.

Выбор содержания программы осуществлялся на основе эффективности процесса индивидуального обучения в инструментальном  классе , с учетом индивидуальных особенностей обучающихся  применяя следующие принципы образовательного процесса:

1. Принцип гуманизации – ведущий принцип образования, предполагающий учет личности ребенка, индивидуальной логики его развития в процессе индивидуального подхода в виде индивидуальных занятий.

 2. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, где существует необходимость в прослеживании результатов индивидуального подхода в обучении.

3. Принцип учета и развития субъектных качеств и свойств ребенка в ходе образовательного процесса, означающий учет музыкальных интересов и направленности ребенка на конкретный вид музыкальной деятельности, активности, инициативности и самостоятельности, своеобразия и характера музыкального опыта; развития этих качеств и свойств в музыкальной деятельности.

5

4. Принцип педагогической поддержки, направляющий действия педагога на оказание помощи ребенку, испытывающему те или иные затруднения в процессе освоения поставленных музыкальных задач.

5. Принцип профессионального сотрудничества и сотворчества, означающий обязательное профессиональное взаимодействие преподавателя с семьей ребенка в контексте проблем музыкального развития.

Глава 1

Музыкальное воспитание и образование в системе дополнительного образования детей

«Чтобы понимать музыкальную речь во всей ее содержательности,- нужно иметь достаточный запас знаний, выходящих за пределы самой музыки, достаточный жизненный и культурный опыт, надо быть человеком большого ума и большого чувства» К. Г. Мострас.

Музыкальное воспитание и образование является неотъемлемой частью общего процесса, направленного на всестороннее развитие учащихся, формирование их общей культуры, художественного вкуса. Это неразрывно связано с выявлением и развитием индивидуальных творческих способностей каждого обучащегося инструментального класса. Данные методологические установки являются приоритетными для современной системы дополнительного образования детей.

Проблемой, связанной с выявлением, обучением и развитием индивидуальных творческих способностей одаренных детей занимались и многие ученые, специалисты в области психологии и педагогики. Английский исследователь Джоан Фримен отмечает, что в настоящее время существует более 100 различных определений одаренности, в большинстве этих определений понятия описывается с позиции развития интеллекта, творчества и успешности деятельности.

Б.М.Теплов различает два вида одаренности. Общая одаренность, рассматривающая широкий круг деятельности и специальная одаренность, которая создает возможность

6

успеха в определенной деятельности.

В большой советской энциклопедии «творчество» представлено, как деятельность, порождающая новое, ранее никогда не существовавшее. Философский словарь

трактует понятие творчества, как деятельность людей, преобразующая природу и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека. Опираясь на эти общие определения творчества, трактуются понятие творчества исходя из специфической особенности вида деятельности, которая может дополнить традиционные общие определения творчества некоторой конкретизацией. В частности для исполнителей-музыкантов творчество – это собственное отношение, интерпретация музыкального творения композитора. Музыка в силу своей специфики этого искусства требует посредника между композитором и слушателями. Этот посредник – исполнитель. Только он может оживить музыкальное произведение. Такое соучастие в процессе накладывает на исполнителя ответственность за качество прочтения авторского замысла, исполнение как второе творение. Одно и то же музыкальное произведение звучит по-разному в зависимости от избранной исполнителем интонации и уж тем более у разных исполнителей.

Достижение индивидуального творческого уровня развития личности может считаться наивысшим результатом в любой педагогической технологии. Но существуют технологии, в которых развитие творческих способностей является

Необходимо нацеливать учащихся на постоянный и осознанный интерес к творчеству. Программа по этой технологии должна быть гибко приспособлена к возможностям ученика, к динамике его развития. Развитие способностей становится более эффективным, если мотивировать процесс обучения, постепенно усложняя задачи.

Разрабатывая методы развития индивидуальных творческих способностей нужно осуществлять синтез элементов различных технологий.

В технологии проблемного обучения стимулом к творчеству служит проблемная ситуация, которая дает возможность ученику включиться в поисковую деятельность, варьировать способы решения поставленной задачи, активизировать познавательную деятельность учащихся, в результате чего происходит творческое овладение профессиональными знаниями. На повышение творческих возможностей ребенка

7

существенно влияет и такая форма организации занятий, как игра. С игрой связан высокий уровень мотивации. Дети играют, потому что им нравится сам процесс, игра

обеспечивает эмоциональное развитие и формирует навыки социального взаимодействия. Применение элементов технологии развивающих игр, позволяет не сдерживать инициативу детей, помогает проявляться яркому воображению детей, их изобретательности, увлеченности любимым делом. С помощью игровых технологий моделируется окружающую обстановка, побуждая детей к поисковой активности, разрушая их психологическую инерцию, что, несомненно, развивает способности к самовыражению и творчеству.

1.1.Цели и задачи

Цель: Использование  инновационного и традиционного подхода в деятельности педагога, для развития творческих способностей детей в инструментальном классе.

  Задачи:

- формирование основ базовой культуры личности;

- всестороннее развитие психических и физических качеств обучающихся в соответствии с  индивидуальными и возрастными особенностями;

- подготовка к жизни в современном обществе, творческий подход к выбору профессии.

- практическое внедрение различных технологий  индивидуального обучения на уроках по специальности в инструментальном классе.

- определить сущность и характеристику индивидуального подхода в обучении музыке с учетом индивидуальных особенностей;

- систематизировать методы и приемы индивидуального  подхода в обучении музыке в инструментальном классе.

Процесс обучения - явление живое, протекающее в русле множества воздействий и влияний жизненной среды, общественных условий, семейного уклада, сложившихся устоев, традиций и т.п. Каждый ученик обладает теми или иными врожденными качествами, различной нервной организацией, индивидуальной восприимчивостью. Непосредственный эффект обучения, то есть приобретение учеником знаний, умений

8

и навыков, а также достигнутый на данном отрезке времени уровень развития личности, есть некая равнодействующая, откорректированная множеством влияний и столкновений. Иными словами, практически результат процесса обучения, в целом управляемого и целенаправленного несет на себе след всех тех поправок, которые вносятся жизнью. Особую сложность составляет изменчивость и постоянное взаимодействие всех компонентов обучения, что обусловливает и динамичность этого процесса в целом.

Детские школы искусств призваны воспитывать гармонически развитого, творчески активного человека. Давая общее музыкальное образование всем обучающимся, школы искусств вместе с тем готовят кадры для средних специальных учебных заведений. Решение этих двух взаимосвязанных проблем должно находиться в центре внимания, как администрации, так и преподавателя. В современных условиях школа искусств должна быть очагом поисков прогрессивных методик. Обучение музыке, и в частности обучение исполнителей, предполагает не только приобретение практических и теоретических (интеллектуальных) знаний, но и развитие разнообразных, в том числе творческих, способностей и качеств личности.  В практике лучших педагогов эстетическое воспитание имеет самые различные формы – от бесед на уроке и во время классных собраний до совместных посещений концертов, театров, музеев с последующим их обсуждением. Эстетические представления обучающихся формируются на репертуаре, который они изучают, и в зависимости от того, в какой мере работа над ним ориентирована на их подлинно художественное воспитание.

Поступление  ребенка сразу в две школы  (общеобразовательную и ДШИ) вносит в его жизнь коренные изменения. Происходит резкий переход от игровой деятельности, характерной для детей в дошкольный период, к учебной работе, которая требует от ребенка больших психических и физических усилий. Столкнувшись с большим объемом домашних школьных заданий и целым потоком новой информации, дети начинают понимать, что учение – это, прежде всего труд, требующий от них большого терпения, внимания, умственных усилий и различных самоограничений. Не все дети

9

могут сразу приспособиться к такому режиму, поэтому у многих из них наступает разочарование. Во многом трудности этого периода, который не случайно иногда считают кризисным, зависят от семейного воспитания, от опыта общения со сверстниками. Адаптация к коллективу обучающихся, к новым условиям в школе также происходит не сразу и требует больших внутренних усилий и времени.

Преподаватель должен предотвратить этот критический момент и заранее сформировать у ребенка желание учиться в школе искусств. Если все же замечается падение интереса обучающегося к занятиям, необходимо срочно искать новую индивидуальную форму занятий с ним. Одной из причин падения интереса к занятиям у детей может быть однообразие изучаемого, преобладание в нем инструктивного материала или теоретических заданий, оторванных от практических занятий на инструменте. Другая частая причина – завышение программы, работа над которой угнетает ребенка. Поэтому увлекаться чрезмерно интенсивным продвижением обучающегося вперед следует лишь в особых случаях.

Современное развитие педагогики убедительно доказывает, что пренебрежение закономерностями, характерными для каждой отдельной группы обучающихся, ведет к неудаче. Перед начинающим учеником нельзя ставить сразу большое количество задач. Это нарушает основной дидактический принцип «доступности и последовательности в обучении», вызывает непомерное психическое и физическое напряжение, которое приводит к появлению отрицательных эмоций. Яркий эмоциональный тонус создает наиболее благоприятные условия для образования рефлекторных навыков. Если у маленького ребенка нет положительного тонуса, то новые рефлекторные навыки не образуются, а уже возникшие – не закрепляются.

Дети младшего школьного возраста не обладают устойчивым вниманием. Поэтому большое значение приобретает темп ведения урока. Чрезмерно быстрый или замедленный темп одинаково отрицательно влияют на устойчивость и концентрацию внимания обучающихся младших классов. Изучаемые произведения должны быть небольшими по протяженности. При введении в работу нового, более сложного материала важно соблюдать постепенность. Объяснения следует делать краткие и

10

конкретные, подкрепляя их исполнением на инструменте. Заложенные на первых уроках основы музыкальных знаний и навыки игры на инструменте во многом определяют успехи дальнейшего музыкального развития и образования обучающихся. Поэтому начальному этапу обучения следует уделить пристальное внимание.

Следуя этим путем, можно успешнее найти оптимальное решение проблемы обучения очень разных по своим способностям детей, помочь им возможно более полно проявить себя в сфере музыки и правильно сориентироваться в выборе будущей профессии. Для создания условий реализации принципа непрерывности в образовании помимо исполнительской направленности, следует учитывать мотивацию и возможности поступления обучающихся в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области искусств по специальности «Теория музыки», «Хоровое дирижирование» и др.

Ответить на вопрос – стоит готовить ученика к профессиональной музыкальной деятельности или нет, часто нелегко. Положительный ответ может быть дан лишь в тех случаях, когда налицо явно выраженные музыкальные способности. Но не менее важно и наличие у обучающегося интереса к музыке и творческой деятельности. Дети, серьезно относящиеся к обучению музыкой, часто значительно успешнее развиваются, чем те, кто относится к ней индифферентно, хотя обладают большими способностями. Уже в средних классах школы, а иногда и раньше, выделяется группа детей, проявляющих себя в занятиях более активно, быстрее и больше разучивающих произведения, выразительнее их исполняющих. Таких обучающихся нельзя задерживать в их развитии. Важно задавать им сочинения более трудные и в большем количестве, смелее продвигать их в техническом отношении, предоставлять им возможность чаще выступать публично. Обеспечивая таким обучающимся более быстрое освоение техники игры на инструменте, необходимо уделять самое пристальное внимание и их общемузыкальному развитию, заботиться о том, чтобы они больше слушали музыку, читали с листа, аккомпанировали, играли в ансамблях, развивались всесторонне.

Неустанной заботой должны быть окружены и ученики со скромными музыкальными

11

способностями, несклонные впоследствии заниматься музыкой профессионально. Таких, как правило, в классе бывает большинство. Преподаватель должен воспитывать их как всесторонне развитых культурных слушателей, которые в дальнейшем смогут создать атмосферу любви к искусству у своих сверстников, в своей семье. К таким обучающимся следует предъявлять достаточно высокие требования. Воспитание любителей – дело серьезное. Особое внимание следует обратить на то, чтобы у менее способных детей не возникло ощущение своей неполноценности, т. к. это будет тормозить их развитие и может привести к утрате веры в себя, вызвать антипатию к музыке. Важно поэтому внимательно следить, чтобы интерес к музыке, музицированию, мотивация к обучению в процессе занятий возрастали, чтобы общение с искусством становилось все более необходимым.

Глава 2

Методы работы с обучающимися

Развитие творческих способностей обучающихся всегда являлась одной из интереснейших проблем музыкальной педагогики. Но в связи со сложностью и многозначностью проблемы, аспекты ее изучения были различными: одни авторы придавали большое значение развитию способности чтения с листа, другие уделяли пристальное внимание вопросам импровизации, третьи - развитию внутреннего слуха музыканта как основе его продуктивной профессиональной деятельности. Каждый из этих аспектов является оправданным, так как все они так или иначе стимулируют развитие тех качеств мышления музыканта, которые могут быть названы творческими.

В современных условиях, при большой общей загруженности детей, особенно важно использовать наиболее эффективные методы занятия.

Применительно к работе в инструментальном классе это означает, прежде всего использование технологии проблемного обучения, ситуационного анализа, частичного применения исследовательской деятельности, игровой технологии - продумывание преподавателем путей для максимальной активизации самостоятельности обучающихся, в решении тех художественных и технических задач, которые перед

12

ними возникают. Демонстрируя образцы ярких трактовок произведения в целом и в деталях, преподавателю следует вместе с тем заботиться и о предоставлении инициативы самому ученику. Важно всемерно поощрять его попытки задавать вопросы о тех музыкальных явлениях, с которыми ему приходится сталкиваться, и настойчиво, по возможности самостоятельно, находить ответы на них. Преподавателю следует организовывать эти поиски и направлять их, развертывая в процессе обучения одну за другой проблемные ситуации. При этом надо иметь в виду, что если в практике общего и технического обучения создание такого рода ситуаций основано преимущественно на мыслительной деятельности ученика, то в процессе музыкального воспитания они пред-полагают максимальное использование, наряду с интеллектом, эмоциональной сферы и слуха ученика.

При индивидуальном подходе сложность изучаемых музыкальных произведений может отличаться от общих программных требований, которые, естественно, не могут отразить всего многообразия учебного процесса. Но при этом качество исполнения должно всегда оставаться на достаточно высоком художественном уровне.

Для успешного технического развития обучающегося важна планомерная работа над умело подобранными и разнообразными упражнениями. Дети далеко не всегда проявляют к ней должный интерес и нередко выполняют ее вяло, что резко снижает ее эффективность. Эту работу следует сделать более привлекательной для ребенка. Необходимо, чтобы он ощущал в упражнениях определенный музыкальный смысл и стремился достигнуть нужного качества звучания, активности и определенности ритма. Полезно совместно с учеником придумывать к упражнениям какие-нибудь названия, образно передающие их характер, побуждать детей самим создавать варианты к некоторым упражнениям.

При исполнении упражнений важно добиваться целесообразности и ловкости движений, координации всех частей руки и естественной смены моментов напряжения, освобождения мышц. Обо всем этом, как и о качестве звука, следует проявлять заботу уже при освоении первых навыков звукоизвлечения. Однако чрезмерно фиксировать внимание ученика на двигательных приемах небезвредно. Их

13

следует ему показывать, но не навязывать и лишь помогать самостоятельно, находить наиболее рациональные движения.

Важно использовать упражнения в виде различных песенных попевок и мелодических фигур. Работу над такими упражнениями следует вести систематично и на протяжении длительного времени, тренируя пальцы в самых различных комбинациях, добиваясь постепенного наращивания темпа и все большей ясности артикуляции. Эту работу надо направлять и контролировать, и вместе с тем предоставлять инициативу самим обучающимся в придумывании собственных вариантов упражнений. Для развития «независимости» пальцев исключительно полезны упражнения в виде различных мелизмов, мордентов, группетто, коротких трелей, которые следует играть в разных вариантах.

Игра гамм в младших классах преследует цель не столько развития беглости пальцев, сколько прочного освоения изучаемых тональностей и соответствующих аппликатурных навыков, овладения певучим, плавным легато, достижения четкой артикуляции пальцев. В дальнейшем перед обучающимся ставится задача постепенного прибавления темпа. Для более быстрого и надежного освоения гамм удобнее изучать их, объединяя в группы по общим аппликатурным признакам.

Технически развиваясь от класса к классу, обучающийся приобретает все большую беглость пальцев. Стремление к быстроте должно сочетаться с усилением слухового контроля над четкостью и ровностью звучания мелодической линии. Хорошее легато, плавность игры возможны только при отсутствии «суеты», лишних движений рук. В старших классах гаммы полезно играть, используя разнообразную динамику и различные ритмические группировки. Дети, развивающиеся более интенсивно, могут изучать гаммы, арпеджио и аккорды в большем объеме, используя материал следующего года обучения.

Изучение этюдов не должно протекать в отрыве от общего развития. Отсюда и методы работы над этюдами: исключается грубая, бессмысленная «долбежка», равно как и «болтливое» обыгрывание. Спокойный, но не слишком медленный темп, четкая артикуляция, игра по фразам, а затем по отдельным разделам формы и целиком, -

14

необходимые условия для продуктивных занятий.

Для полноценного технического развития ученика необходимо использовать этюды и виртуозные пьесы с разной фактурой. Целесообразно периодически возвращаться к некоторым ранее выученным этюдам с тем, чтобы добиваться большего совершенствования в том или ином виде техники.

Следует всемерно способствовать тому, чтобы обучающийся, как можно раньше научился самостоятельно работать над этюдами; представлял зависимость технических приемов от характера звучания произведения; понимал предстоящие задачи в домашних занятиях; умел разобраться в строении этюда, накапливал средства и методы работы над разной фактурой и мог применять их без подсказок преподавателя. Опасно форсирование продвижения ученика, не имеющего достаточной технической подготовки: как правило, это приводит к мучительному «натаскиванию», что только мешает росту маленького музыканта.

Глава 3

Планирование работы

Современная музыкальная педагогика придает большое значение планированию работы обучающихся. Оно должно исходить из разностороннего знания преподавателем ученика: возрастных и индивидуально-типологических особенностей, психологических характеристик, опыта и направленности личности, систематического анализа его музыкального и личностного развития.

В начале учебного полугодия преподаватель заполняет на обучающихся индивидуальные планы, учитывая задачи комплексного воспитания. Помимо основных произведений годовой программы - крупной формы, пьес и этюдов, в план должны быть включены ансамбли, аккомпанементы, пьесы для самостоятельного изучения, для чтения с листа и транспозиции, гаммы и упражнения на развитие техники.

Ко времени окончания школы, наряду с практическими навыками владения инструментом, выпускник должен достаточно ясно представлять себе характерные черты важнейших жанров и особенности стиля композиторов разных творческих

15

направлений. Важно поэтому, чтобы музыкальные стили и жанры были представлены в репертуаре обучающегося достаточно широко и полно. Так, при выборе произведений крупной формы следует чередовать разные ее виды: вариационный цикл, рондо, сонатное аллегро, концерт. При изучении пьес следует включать в план сочинения как кантиленного характера, так и виртуозного, опусы классиков прошлого и произведения современных композиторов.

В процессе обучения ребенок должен постепенно знакомиться с различными типами мелодики, гармонии,  метроритма, фактуры. Такой широкий охват произведений, разнообразных по стилистике, художественным образам и фактурному воплощению, возможен, конечно, лишь при постоянно вдумчивом планировании всей работы ученика.

На занятиях с каждым ребенком важно последовательно проводить определенные, намеченные выше, репертуарные линии, учитывающие ближайшие задачи и перспективные цели. Произведения подбирают с учетом постепенного возрастания их трудности, что способствует планомерному продвижению обучающихся.

Хорошие музыкальные данные, высокий уровень способностей ученика, возможность его профориентации вносят в составление плана свои коррективы. В репертуар таких детей следует включать более сложные этюды на различные виды техники и уделять больше внимания изучению произведений крупной формы, т. к. работа над ними, и особенно  над сонатами, способствует развитию многих качеств, необходимых музыканту.

В индивидуальных планах учеников, не склонных заниматься музыкой профессионально, можно сократить количество произведений крупной формы, зато уделить больше внимания пьесам и ансамблям. В старших классах для таких обучающихся выбор сочинений должен быть значительно более свободным, предусматривающим выход за пределы традиционного школьного репертуара.

В стремлении добиться органичного развития обучающегося преподаватель зачастую работает преимущественно на устранение тех или иных недостатков, вследствие чего наиболее яркие черты музыкальных способностей ребенка не получают должного

16

развития. Репертуарный план необходимо составлять таким образом, чтобы избежать подобной ситуации. Следует внимательно продумывать выбор сочинений, изучаемых в порядке ознакомления. Работу по воспитанию широкого музыкального кругозора целесообразно строить путем ознакомления ученика одновременно с пьесами разных эпох, стилей и жанров. Произведения, изучаемые в порядке ознакомления, а тем более в виде самостоятельной работы, целесообразно выбирать вместе с учеником, учитывая его интересы.

3.1.Проведение урока

Воспитательные задачи, стоящие перед преподавателем, также как и методы его работы с обучающимися, реализуются в основном на уроке. Преподавателю необходимо составить себе достаточно ясное представление об основных задачах на длительный период времени, которые следует ставить перед собой в процессе воспитания и обучения того или иного ученика, а затем на каждом уроке гибко, в соответствии с обстоятельствами, их решать.

Работу по чтению нот с листа, подбору по слуху и транспозиции, над различными техническими формулами целесообразно распределять таким образом, чтобы один урок посвящать, например, чтению нот, подбору и транспозиции, а другой - игре упражнений и проработку техники. Время, отведенное на уроках этой работе, будет постепенно сокращаться, ввиду необходимости концентрации внимания на прохождении репертуара, но ее следует вести систематично, активно и целеустремленно на протяжении всего периода обучения. Сложная проблема, возникающая на каждом уроке,- сочетание задач, связанных с текущей работой и с последовательным развитием ученика. В практике именно эта проблема оказывается часто нерешенной. Не умея планировать работу с учеником на длительный период времени, преподаватель часто вынужден тратить свои усилия преимущественно на то, что «горит»- на срочную доделку еще «сырых» произведений к открытому выступлению, на ликвидацию «прорыва» по гаммам ввиду приближающегося технического зачета. В результате главное - решение важнейших художественно-воспитательных задач остается упущенным.

17

Не нужно также  проявлять на уроке слишком много мелочной опеки вместо того, чтобы помочь обучающимся ясно представить стоящую перед ними задачу, заинтересовать их предстоящей работой и дать для  нее нужные ориентиры, а затем проявить должную требовательность в оценке достигнутых результатов. Следуя таким путем, можно успешно решить проблему времени.

Очень важно, чтобы уроки проходили в атмосфере любви к детям и музыке с применением в учебном процессе технологии проблемного обучения, использованием активных, проблемно-поисковых методов и способов обучения, созданием устойчивой мотивации обучающихся на творческую деятельность. Такие занятия становятся для ребенка особенно привлекательными и в наибольшей мере способствуют его художественному развитию. 

Среди обучающихся игре на музыкальном инструменте, встречаются дети, которые выделяются своими незаурядными способностями к исполнительству, они быстрее других усваивают учебный материал, овладевают теми или иными исполнительскими навыками. Сегодня, когда отмечается резкое возрастание спроса на людей, обладающих нестандартным мышлением, умеющих ставить и решать новые задачи, в обществе существует социальная необходимость выявления и развитие детской одаренности. Актуальным остается вопрос ранней диагностики одаренности, а также необходимости составления и реализации специальных программ обучения.

Развитие творчества актуализируется и тем, что среди музыкантов есть острая конкуренция, и только исполнители с высоким уровнем развития творческих способностей могут правильно организовать самостоятельную работу в подготовке к серьезным концертным выступлениям и участию в ответственных конкурсах. Творчество музыканта проявляется в работе над интерпретацией авторского замысла произведения, в достижении точного исполнения всех нюансов и технических приемов, в воплощении художественного образа музыкального произведения. Поэтому такой музыкант может быть востребованным, он побеждает на конкурсах, без проблем трудоустраивается.

Учитывая специфику работы учреждения дополнительного образования,

18

корректируются объемы изучаемого материала, обновляется и расширяется репертуар, который отбирается в соответствии поставленными педагогическими целями обучения. Необходимо комбинировать элементы различных технологий.  Применять комплексный подход в выборе инновационных, традиционных и нетрадиционных методов и форм работы. Наряду с общими целями формирования музыкальной культуры и приобретение исполнительских навыков обучащимися, главной целью является развитие их индивидуальных творческих способностей. Эффективность реализации цели, развития индивидуальных творческих способностей детей, определяется выбором четкой методической последовательности учебного процесса и согласованности мер педагогического воздействия с индивидуальными особенностями каждого обучащегося.

 Использование таких методов и форм музыкального воспитания, которые носят развивающий характер, побуждают детей к проявлению творческой активности. Программа в инструментальном классе рассчитана на восьмилетний курс обучения, разделена четкими разделами. В ней три этапа становления музыканта-исполнителя. Каждый этап охватывает разнообразные взаимосвязанные между собой стороны учебно-воспитательного процесса, но наряду с этим предусматриваются конкретные задачи, требования, репертуар и ожидаемый результат на каждом этапе обучения. Этапы определены в соответствии с возрастом и годами обучения учащихся.

Первый этап (1-2 годы обучения) – основы начального обучения.

Особенностью этого этапа является то, что в задачу педагога входит не только развитие исполнительских навыков ученика, его способностей, а также формирование мотивации к учебной деятельности. Важным фактором решения задач первого этапа является роль личности педагога. Чтобы стимулировать творческую активность учащихся очень важным является обеспечение на уроках благоприятной атмосферы, необходимо стараться не навязывать свою точку зрения, а напротив, поощрять инициативу, дать возможность высказать ученику свое собственное мнение. Педагог в любой ситуации должен оставаться тактичным.

Чтобы воспитание и обучение носило творческий развивающий характер, каждый из

19

трех основных методов (наглядный, словесный, практический) необходимо применять в проблемной форме с нарастанием проблемности, создавать поисковые ситуации, способствующие самостоятельному поиску детьми ответов на поставленные вопросы, способов деятельности. В более старшем возрасте возможности детей выполнять творческие задания возрастают. В младшем и среднем возрасте дети должны накапливать на посильном материале опыт самостоятельных и творческих действий.

Применение проблемных методов требует от педагога гораздо больших затрат времени: дети должны обдумать ответ на вопрос, высказаться, найти вариант выполнения задания. Прямое сообщение педагогом необходимых знаний и показ способов действий быстрее достигает цели. Но если ребенок сам находит ответ на поставленный вопрос, то приобретенные им знания и умения гораздо значительнее, ценнее, так как он приучается самостоятельно мыслить, искать, начинает верить в свои силы.

С целью сохранения интереса к учебному процессу нужно привлекать родителей, которые становятся не пассивными, а активными участниками учебного процесса. На уроках и дома учащиеся вместе с родителями решают творческие задачи. Например: выбор репертуара. Преподаватель проигрывает несколько произведений из репертуарного списка и предлагаю выбрать пьесу наиболее понравившуюся, а затем объяснить, почему учащийся сделал этот выбор. Большое значение уделяется анализу исполняемых пьес. С помощью яркого исполнения и умело проведенной беседы можно заинтересовать, увлечь ребенка.

Творческая активность учеников проявляется, когда им предлагают такую проблемную ситуацию: в пьесе не дописан один такт или несколько тактов, для более, старших ребят, ученик должен сочинить не достающийся такт и выбрать один из предложенных вариантов. Затем сравнивается вариант с авторским и анализируется полученный результат.

На начальном этапе много музыки предлагается для слушания, предлагается решить творческие задания, применяя методы сравнивания и контрастного сопоставления. Например: сопоставление двух произведений одного жанра (два марша или два вальса

20

и т.д.), пьес и одинаковым названием (два или несколько разных «Дождиков», «Зайчиков», Маршей и др.). Дети отвечают на вопросы: какая из пьес веселее, что общего и чем отличаются эти пьесы и др. Применение таких методов обостряет слуховое внимание детей, расширяет словесный запас. Сравнивая и высказываясь о характере произведений, дети учатся различать оттенки одного настроения, глубже и тоньше осознавать образ, характер произведений, что ведет к более заинтересованному отношению к занятиям. Учебный план программы выстроен по возможной связи с другими музыкальными дисциплинами.

На уроках по специальному инструменту необходимо применять приемы вокализации звуков, сольфеджирования исполняемой на клавиатуре мелодии, это помогает более быстрому освоению нотного материала, дети быстрее запоминают мелодию, их память и слух становятся более цепкими, активными, устойчивыми, дети лучше представляют звуковысотную и метроритмическую структуру фразы. На первом этапе обучения часто используются для изучения репертуар из детских песен и танцев, который исполняют на уроках сольфеджио или хора.

Дети с удовольствием и намного быстрее разучивают данный музыкальный материал, так как они много раз слышали эту музыку, прочувствовали ее не только эмоционально, но и структурно, то есть мелодические интонации, метроритм, фразировку. Смена и переключение видов деятельности для ребенка – лучший отдых. Благодаря использованию элементов игровых технологий, урок пролетит незаметно быстро и интересно, а главное с большой пользой для развития индивидуальных творческих способностей ребенка. Исполняемый репертуар учеников также становится более обширным и разнообразным за счет применения перечисленных методов и приемов работы, что несомненно ведет к мотивации учебного процесса.

Второй этап (3-5-годы) обучения.

Происходит развитие и совершенствование исполнительских навыков, освоение новых технических приемов и художественно-выразительных средств исполнения произведений. Особенностью этого этапа является то, что у учащихся расширяется понимание художественно-образной выразительности музыкального искусства. В

21

работу включаются специальные задания и упражнения на развитие музыкально-творческих умений, формирование навыков импровизации, целью которых, прежде всего, является разностороннее развитие творческого воображения учащихся. Для этого применяются различные задачи творческого характера. Например: осуществить постановку музыкальной сказки для скрипки и представили ее для одноклассников, родителей и воспитанников детских садов. Сказка включает в себя несколько несложных скрипичных пьес, связанных одним сюжетом и авторским текстом, что глубже раскрывает программность исполняемых пьес. Возможность с легкостью исполнить свои произведения дает детям проявить артистизм, освоить в игровой форме способ реализации средств музыкальной выразительности – штрихи, динамику, умение петь на инструменте – абсолютно все те же задачи, которые мы решаем с первого дня обучения. Но в форме игры, да еще представив это все на самый доброжелательный суд родителей, сверстников и дошкольников - несомненно, такое творчествов разы эффективней и приносит радость. Дети учатся творчески относиться к самому учебному процессу, умению анализировать свой результат, управлять процессом его достижения. Творческая деятельность требует от обучащегося не только эмоциональной отзывчивости, заинтересованности, но и самостоятельности – главного условия, при котором станет возможным восприятие им музыкального явления. Развитие самостоятельности – важный и многогранный процесс, требующий учета множество факторов. Одним из основных факторов – формирования навыка к самоконтролю. От умения контролировать себя во многом зависит, насколько успешным будет обучение.

Формирование навыков самооценки и самоконтроля позволяет обучащемуся лучше чувствовать свой игровой аппарат, развитие двигательно-слуховых представлений позволяют значительно расширить репертуар, повысить не только техническое мастерство, но и художественный уровень его игры, воспитывая у учащегося веру в свои силы, принося удовлетворение музыкальными занятиями.

Для работы с одаренными детьми используются приёмы педагогического воздействия, учитывающие высокие познавательные способности. Широко используются

22

проблемные ситуации. Например, произведение, предназначенное для слушания или исполнения, предлагаются ученику оркестровать. Ученик должен сам выбрать (и прокомментировать свой выбор) наиболее подходящие инструментальные тембры звучания, соответствующие образу, характеру. Ученик должен различить отдельные части, подобрать приемы игры. Этот прием способствует дифференцировке восприятия, выделению наиболее ярких выразительных средств музыки (интонаций, динамики, тембра, артикуляции, штрихов, акцентов), изобразительных моментов. Применение всех возможностей фортепиано, повышает интерес к изучаемому произведению, так как придает звучанию яркую образность.

На уроках используется метод интеграции со смежными дисциплинами общеобразовательной школы: инструмент – литература (сопоставление жанров, изучение романсов на стихи Пушкина, Есенина и др.); инструмент – история (биографические сведения о композиторах той или иной эпохи, исторические сведения и факты, способствующие написанию музыкального произведения); инструмент – изобразительное искусство (беседу об исполняемой музыке можно сопровождать показом репродукций картин, дающих представления о жизни, обычаях людей той эпохи). Второй этап обучения – это завершающий этап получения общего начального музыкального образования. Здесь у учеников должны формироваться основные исполнительские навыки, умение самостоятельно анализировать развитие музыкальной мысли произведения. Этот этап – становится отправной точкой к формированию профессиональных качеств музыканта-исполнителя.

Курс обучения на третьем этапе (6-8 года) предусматривает значительное углубление знаний о музыкальном искусстве, его особенностях и закономерностях, повышение музыкально-исполнительского мастерства. Вся учебно-воспитательная работа в этот период строится таким образом, чтобы учащиеся в своей дальнейшей музыкально-практической деятельности смогли максимально участвовать в популяризации музыки. На этом этапе идет подготовка желающих детей к поступлению в профессиональные учебные заведения. Особое внимание уделяется максимально возможному участию детей (подростков) в фестивалях и конкурсах

23

различного уровня: районного, городского, окружного, областного. Главной особенностью данного этапа является взаимосвязь процесса обучения с концертно-творческой деятельностью учащихся. Для этого учащемуся необходимо поддерживать концертный репертуар на качественном исполнительском уровне.

В процессе обучения преподаватель работает над накоплением концертного репертуара учащихся своего класса. На этом этапе у обучащиеся развивается творческая потребность к индивидуальному своеобразию исполнительской интерпретации музыкального произведения, умение оперировать обобщенными способами музыкально-исполнительской деятельности, сознательное использование при исполнении составных компонентов музыкального языка как средства создания художественного образа.

        3.2 Методическая работа, повышение педагогического мастерства

Для того чтобы успешно выполнить все сложные задачи по воспитанию и обучению обучающихся, преподавателю необходимо систематически повышать свою квалификацию, изучать передовой опыт и уметь творчески использовать его в своей практической работе. Преподаватель должен быть в курсе современных проблем педагогики и психологии. Важным показателем его профессионального роста является расширение репертуара за счет музыки современных композиторов.

Одна из задач, стоящих перед преподавателем - повышение своего мастерства. Эта работа требует неустанного внимания и тщательного продумывания. Стимулом для повышения квалификации может служить участие в инновационных проектах,  конкурсах и фестивалях различного уровня.

24

Глава 4

Работа над музыкальными произведениями

Работа над музыкальными произведениями занимает особенно значительное место в решении задач воспитания и обучения обучающихся. В процессе ее развиваются такие важнейшие качества исполнителя, как способность проникать в содержание изучаемых произведений, а затем возможно более художественно доносить его до слушателя .С самого начала работы над произведением важно увлечь ею ребенка. Для этого можно сыграть предложенную ему пьесу, вкратце рассказать об ее особенностях, о том, как надо ее учить.

С обучающимися младших классов целесообразно в основном разбирать произведение в классе, чтобы научить их грамотному и осмысленному чтению нотного текста. Тем самым закладывается основа для последующей самостоятельной работы ученика. Надо также иметь в виду, что исправление небрежностей, допущенных при разборе, особенно устранение фальшивых нот, требует в дальнейшем затраты многих усилий. С течением времени следует задавать задания по разбору нотного текста и самим ученикам, чтобы к окончанию школы они накопили в этом отношении достаточный опыт.

Уже с первых лет обучения надо приучать детей осмысливать исполняемую музыку и

в доступной для них форме ее анализировать. В старших классах они должны уметь на уровне своих знаний и возрастных возможностей охарактеризовать музыку произведения, его форму и жанровые особенности, использованные в нем выразительные средства, темы и их развитие, определить главную и частичные кульминации, пояснить встречающиеся ремарки и термины, уметь их произносить. Важно также, чтобы ученик мог рассказать об авторе сочинения, о том, когда оно было написано и к какому стилевому направлению принадлежит.

Изучая с учеником репертуар, необходимо обобщать типические  закономерности работы над музыкальным произведением, над сочинениями разных жанров и характерными для них средствами выразительности.

Для развития аналитического мышления и логической памяти можно рекомендовать следующие формы работы с обучающимися:

1. Устный отчет о подготовке домашних заданий: ученик рассказывает о том, что было

25

трудно, как устранялись встретившиеся трудности и т. д.

2. Самостоятельный анализ исполнения: ученик оценивает свою игру; отмечает допущенные ошибки.

3. Самостоятельный разбор - устный и на инструменте¬ заданного сочинения в классе под наблюдением преподавателя.

Для подготовки обучающихся к самостоятельному разучиванию произведений следует познакомить их с важнейшими принципами самоконтроля, использование которых поможет им избежать наиболее часто встречающихся ошибок.

Вначале, наряду с тщательным разбором текста, важно подобрать хорошую, наиболее подходящую для обучающегося аппликатуру и  штрихи. Об этом необходимо проявлять заботу именно на раннем этапе работы, т. к. удачно найденная аппликатура способствует лучшему решению требуемых художественных задач и скорейшей автоматизации игровых движений, а переучивание чревато опасностью последующих запинок.

На серединном этапе работы происходит все большее углубление ученика в характер музыки и в связи с этим совершенствование исполнения отдельных разделов формы и

элементов ткани сочинения. Внимание обучающихся концентрируется на достижении нужной выразительности в интонировании голоса, в соотношении звучности голосов, в ритмике, динамике, а также на преодолении всех технических трудностей.

Эта работа продолжается и на завершающем этапе, но главным теперь становится охват произведения в целом. «Собрать» воедино отдельные его разделы помогает ощущение их роли в структуре целого, а также выбор темпа, способствующего органичному сочетанию всех разделов друг с другом. В этот период работы преподавателю следует чаще слушать исполнение всего произведения целиком. О том, что ученику удалось и над чем еще необходимо работать, следует сказать после окончания исполнения.

При подготовке обучающегося к публичному выступлению необходимо воспитывать в нем умение сосредоточиться, ощущать характер музыки и вызывать в себе чувство радостного общения с аудиторией. Важно чтобы с течением времени ученик все больше проникался убеждением в необходимости передать другим то, чему он научился в школе, желанием донести до слушателей замысел композитора.

После выступления исполнение следует обсудить с учеником на очередном уроке,

26

подчеркнуть, что выявилось на эстраде ярче, и что было утеряно. Если волнение отразилось неблагоприятно на игре, следует разобраться в его причинах, сделать определенные выводы. Такие обсуждения формируют критическое отношение обучающихся к своим выступлениям, способствуют утверждению высокого авторитета оценки и замечаний преподавателя.

Произведения, изучаемые эскизно, в порядке ознакомления, не выучиваются наизусть; они могут исполняться медленнее указанного темпа. Обязательно, однако, выявление основного характера произведения, внимательное отношение к нотному тексту. Исполнение учеником самостоятельно выученного произведения наглядно показывает уровень умений и навыков, сформированных у обучающегося на определённом этапе обучения. По тому, как он самостоятельно разбирается в тексте, как воплощает художественный образ, как слушает себя во время исполнения, становится ясно на какие разделы работы преподавателю надо обратить внимание.

Различные формы изучения произведений позволяют расширить репертуар обучающихся, что важно для их всестороннего развития. С целью накопления репертуара надо  повторять с учеником некоторые произведения, в первую очередь особенно любимые им и успешно исполненные публично.

                                       

Глава 5

Чтение нот с листа, игра в ансамбле

Для разностороннего музыкального образования, воспитания и развития большое значение имеют различные формы коллективного музицирования: ансамбль и чтение с листа.

При игре  в ансамбле у обучающегося развиваются такие важные качества, как умение слушать не только собственное исполнение, но и партнера, а также общее звучание всей музыкальной ткани пьесы. Активизируется фантазия и творческое начало; повышается чувство ответственности за знание своей партии, т.к. совместное исполнительство требует свободного владения нотным текстом.

Важнейшими требованиями совместной игры являются одинаковые ощущения характера и темпа произведения, соответствие приемов звукоизвлечения, умение

27

передавать партнеру мелодию, сопровождение, пассаж, не разрывая при этом музыкальной ткани.

Работа над ансамблевыми произведениями важна на всех этапах музыкального развития обучающихся. Освоение первоначальных навыков игры в ансамбле происходит с первых шагов обучения в инструментальном классе. Сначала преподаватель аккомпанирует ученику, исполняющему мелодию. Затем простейший аккомпанемент поручается самому ученику, чтобы научить его гибко сопровождать мелодию, исполняемую преподавателем. Таким образом ученик приобретает первоначальные ансамблевые навыки: «солирования» - когда нужно ярче выявить свою партию, и «аккомпанирования» - умения отойти на второй план ради единого целого.

Участие в ансамбле прививает детям чувство коллективизма, повышает общую дисциплинированность, формирует ответственность перед окружающими за

порученное дело. Знакомясь с новыми музыкальными произведениями, юный музыкант - участник ансамбля, обогащает свой кругозор, музыкальное восприятие, оттачивает профессионализм, эстетический вкус, ощущение стиля, повышая таким образом свое общее развитие.

Так же одна из необходимых предпосылок всестороннего развития обучающихся- свободное  чтение нот с листа, открывающая перед ним широкие возможности для ознакомления с музыкальной литературой, игрой в ансамбле. Чтобы научиться хорошо, читать ноты с листа, необходима систематическая тренировка. Вся эта работа осуществляется под контролем преподавателя, который следит за тем, чтобы она протекала наиболее эффективно. С первых месяцев обучения он приучает обучающихся перед исполнением незнакомой пьесы внимательно просмотреть ее текст, определить метроритм, ладо тональность, характер мелодического развития, общие контуры формы, темп и постараться представить себе все эти элементы целостно, в развитии, как единый поток звучащей музыки. А затем, во время исполнения, стремиться охватить на нотном стане зрением и слухом возможно больше звуков («видеть» и «слышать вперед»), сосредотачиваться на главном, выпуская в случае необходимости отдельные детали (например, некоторые звуки в аккордах и фигурациях, не искажающие характера гармонии), и меньше смотреть на инструмент.В процессе обучения чтению нот с листа

28

можно использовать специальные упражнения. Например, преподаватель  начинает играть фразу, а затем ученик «подхватывает» и продолжает (тем самым вырабатывается умение внимательно следить за исполнением по нотам и «смотреть-слышать» вперед). Или педагог играет мелодию, а ученик фиксирует рукой ритм сопровождения. Полезны такие упражнения, как прохлопывание длительностей мелодии и сопровождения одновременно двумя руками.

Разностороннее развитие творческих данных обучающихся целесообразно вести на протяжении всего периода обучения. Но при этом необходимо исходить из интересов и возможностей каждого ребенка.

             

Заключение и социальный эффект

- Профессиональный рост и развитие творческого потенциала обучающегося.

- Повышение качества и эффективности работы в образовательном пространстве.

- Индивидуальное обучение музыке – активное средство приобщения детей к искусству, возможность непосредственно соприкоснуться с миром художественного творчества, миром прекрасного.

- Индивидуальное обучение в музыкальной школе соединяется с главной целью образования – помочь человеку стать самим собой (полноценно развитой личностью) и в полной мере реализовать свои творческие возможности.

- Достижение ведущих целей и задач музыкального образования, направленность на сохранение здоровья учащихся, систематическую педагогическую и социальную поддержку всех участвующих в педагогическом процессе.

Разработанная программа с точки зрения новизны находится на комбинационном уровне, так как интегрирует различные идеи развивающего обучения, синтезирует элементы разных технологий, в которых приоритетной целью является развитие индивидуальных творческих способностей детей и для эффективности реализации цели осуществляется гибкость в подборе и использовании методов и форм обучения.

29

Творческие способности  обучающихся игре на музыкальном инструменте могут быть выражены следующими показателями:

1.Интерес к исполнительству и концертно-творческой деятельности.

2.Широкий кругозор, развитый интеллект.

3.Музыкальная грамотность, знание принципов закономерности аппликатуры, способов звукоизвлечения и приемов владения музыкальным инструментом.

4.Умения применять полученные знания в самостоятельной работе над музыкальным произведением.

5.Умение различать выразительные средства музыкального языка, понимать их значения при создании конкретного художественного образа.

6.Умение самостоятельно разбираться в фактуре исполняемых произведений, анализировать их ладотональные, жанровые, композиционные, структурные, образно-эмоциональные и стилевые особенности.

7.Умение интерпретировать авторский замысел композитора.

8.Умение решать задачи не стандартным способом.

9.Умение ставить конкретную цель обучения и управлять процессом ее достижения.

10.Умение оценивать свою деятельность.

Список используемой литературы

1.Актуальные проблемы музыкального образования. К.,1986 г.

2.Артемьева Т. И. Методологический аспект проблемы способностей. М., 1977 г.

3.Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Л., 1947 г.

4.Вопросы методики начального музыкального образования. Сборник статей под ред. В. Руденко, В. Натансона. – М., 1981 г.

5.Вопросы музыкальной педагогики. Вып.7. М., 1986 г.

6.Гальперин П. Я., Кабыльницкая С. Л., Экспериментальное формирование внимания. М.,1974 г.

7.Гинзбург Л. С. О работе над музыкальным произведением. М., 1981 г.

8.Гинзбург Л. С. Работа над музыкальным произведением. Методические очерки. – М., 1981 г.

30

9.Григорьев В.Ю. Методы обучения игре на скрипке. Изд. Классика – XXI. -Москва, 2007 г.

10.Лесман И. А. Очерки по методике обучения игре на скрипке. М.,1964 г.

11.Проблемы музыкальной педагогики. М.,1981 г.

12.Психология формирования и развития личности. М., 1981 г.

13.Тагиев М. И., Парсегов А.С. Практические вопросы скрипичной педагогики. Баку. 1981 г.

14.Фейгин М.Э. Индивидуальность ученика и искусство педагога. М.,1975 г.

15.Янкелевич Ю. Педагогическое наследие. – М., 1983 г.

16.Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. – М.,1985.

17.Алексеев А.Д. Воспитание музыканта-исполнителя. Советская музыка №2.1980.        

18.Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества.- М.,1986.

19.Экспериментальная психология, под ред. П.Пиаже. «Прогресс», М., 1973г.

20. Марков М. Искусство как процесс, «Искусство», М., 1970г.

21.Ляховицкая С.С. О педагогическом мастерстве, Л., Гос.муз.изд-во, 1963г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей учащихся начальных классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы (Vвида) через продуктивные виды деятельности, коррекция их личностных особенностей.

В статье раскрываются пути формирования творческих способностей младших школьников с тяжелыми нарушениями речи, способствующие их социальной адаптации....

Применение различных акварельных техник во внеурочной деятельности по изобразительному искусству для развития творческих способностей обучаемых. Мастер-класс

Цель данного мастер - класса: Познакомить  вас  с возможностями использования некоторых техник работы акварельными красками, позволяющих повысить  творческую активность обучаемых в...

Развитие творческих способностей учащихся начальных классов во внеурочной деятельности на основе обучения бумагопластике

Развитие учащихся возможно лишь в системе развивающего обучения, поэтому современное обучение выдвигает перед педагогами центральную задачу – формирование умений учиться в процессе активной познавател...

Обобщение опыта работы по теме « Развитее творческих способностей учащихся коррекционных классов на уроках технологии»

Обобщение опыта работы по теме « Развитее творческих способностей учащихся коррекционных классов на уроках технологии»...

Нестандартные задачи как средство развития творческих способностей учащихся 5 классов

Развитие творческих способностей дает новые и объективно значимые для человечества результаты, достижения, ценный в общественном отношении продукт. Мы знаем, что исследование творческих способностей у...

Методическая разработка "Развитие творческих способностей в инструментальном классе Детской школы искусств"

Методическая разработка  "Развитие творческих способностей в инструментальном классе  Детской школы искусств"...