Конспект открытого занятия по сольфеджио "Аукцион знаний"
план-конспект занятия по музыке (5, 6, 7, 8, 9, 10 класс)

Демидова Татьяна Павловна

Краткий конспект открытого занятия , проведенного в рамках Окружной педагогической панорамы, по теме: " Способы выявления результатов образовательной деятельности". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Сольфеджио "Аукцион знаний"106 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Демидова Татьяна Павловна,

Педагог дополнительного образования по сольфеджио,

Клуб самодеятельной песни «Надежда»

Аукцион знаний

Общие сведения.

Занятие проводится с учебной группой Клуба самодеятельной песни  «Надежда» первого года обучения в количестве 12-15 человек. Возраст воспитанников от 11 до17 .

 Учебный кабинет оборудован всеми необходимыми средствами для проведения занятий: фортепиано, столы, доска для письма, маркеры.
При проведении занятия используются наглядные пособия (таблицы, карточки), нотный материал, гитары.

 Тип занятия. Учебное занятие по типу «обобщающее - закрепляющее», включает в себя контроль полученных знаний, повторение пройденного теоретического материала и закрепление его на практике.

В ходе изучения курса «Элементарная теория музыки» образовательной программы « Исполнительское мастерство и социальный опыт подростков» воспитанники  овладели:

знаниями

свойств музыкальных звуков, знаков альтерации, отличий мажора от минора, строения мажорной тональности, названий интервалов, их количественная и качественная величина, видов минора, параллельные тональности, понятия энгармонизм звуков и динамические оттенки;

умениями

ориентироваться в нотном материале,  читать нотный текст, записать заданную мелодию, построить интервал от заданного звука, определить на слух интервалы и виды минора , играть на гитаре на одной струне мажорную гамму,  транспонировать в другую тональность выученные музыкальные примеры, петь номер с дирижированием (тактированием), показать ступени, пользоваться системой ручных жестов.

Вид  занятия – Аукцион знаний.

Продолжительность занятия 1 час.

Цель: определение готовности воспитанников к изучению нового материала

Задачи

В обучении:

- закрепление изученного учебного материала

- формирование и развитие исполнительских умений

- выработка умений точно интонировать исполняемую мелодию

- обучение способам использования ранее изученного в практической деятельности

В развитии:

- развитие музыкального слуха, музыкальной памяти;

- развитие координации слуха и голоса;

- развитие эмоциональности и артистизма.

В воспитании:

- формирование  навыков коллективной деятельности;

- воспитание культуры грамотного и успешного выступления перед аудиторией.

Регламент занятия.

  1. Вводная часть           -    5 минут
  2. Основная  часть        -  45 минут
  3. Подведение итогов  -  10 минут.

Содержание занятия.  

  1. Вводная часть. Организация начала занятия

Педагог:

Главное богатство - это знания. Поэтому на нашем Аукционе победит тот, кто лучше всех освоил программу за 1-ое полугодие и смог представить свои знания перед всеми.

Условия аукциона.

Аукцион проходит в три тура. Каждый участник старается набрать как можно больше баллов, роль которых исполняют различные длительности нот(1/8, 1/4, 1/2), за правильные ответы на вопросы, а также выполненные практические задания. Вопросы для первого тура составлены педагогом. Задания для второго тура подготовлены заранее как педагогом, так и учащимися. В

Воспитанники:

Подготовка рабочего места. У каждого воспитанника  на столе: рабочая тетрадь, ручка или карандаш, собственные карточки с вопросами и заданиями, подготовленными самостоятельно.

  1. Основная часть
  • 1 тур Аукциона:  проверка  теоретических знаний по темам

«Звук как физическое явление», « Нотная запись музыки» ,«Лад, тональность» «Интервалы»

/ каждый воспитанник отвечает на вопросы двух карточек достоинством 1/8, дополнительно может «выкупить» карточку неправильно ответившего./

Перечень вопросов:

  1. Назовите  физические свойства музыкального звука
  2. Дайте определение «звукоряд»
  3. Назовите названия ступеней звукоряда
  4. Что такое октава. Назовите октавы.  
  5. Назовите строение мажорной гаммы
  6. Дайте определение «тоника», «тоническое трезвучие»
  7. Назовите устойчивые, неустойчивые ступени . Как разрешаются?
  8. Что такое вводные звуки
  9. Дайте определение «ритм»
  10. Дайте определение «метр»
  11. Дайте определение «пауза»
  12.  Назовите знаки альтерации.
  13.  Определите  затакт
  14.  Что такое реприза
  15.  Дайте определение «точка»
  16.  Перечислите названия интервалов, что обозначают названия
  17.  Качественная величина интервалов
  18.  Дайте определение и перечислите тритоны
  19.  Дайте определение и перечислите динамические оттенки
  20. Назовите виды минорного лада
  21.  Что такое параллельные тональности
  22.  Энгармонически равные звуки- это…?
  23.  Дайте определение «транспонирование»
  24.  Что такое  обращение интервалов
  25.  Дайте определение «гамма»

  • 2 тур Аукциона. Проверка практических навыков и умений.( Каждое задание достоинством 1/4)

  • Практические задания педагога
  1. Назвать буквенные обозначения звуков (по карточкам. Опорная таблица следующая:

             

  1. Построить в тональности тоническое трезвучие


  1. Разрешить неустойчивые звуки в устойчивые (в различных тональностях)
  2. Прохлопать или простучать ритмический рисунок

  1. Назвать энгармонически равные звуки к заданному звуку.
  2. Назвать количество знаков в заданной тональности
  3. Назвать параллельную тональность к заданной.
  4. Назвать  и определить динамические оттенки (по карточкам рр, р, mp, mf , f, ff )
  5. Построить от звука интервал и его обращение
  6. Определить на слух интервал
  7. Построить минор гармонический, мелодический
  8. Определить на слух вид минора
  9.  Построить мажорную тональность от звука

 по схеме  

  • «Контрольная для соседа».

Воспитанники по кругу задают свой вопрос друг другу и назначают свою «цену» правильного ответа – 1/4.

  • 3 тур Аукциона. Выполнение творческих заданий  

Прежде чем исполнять выученные произведения, следует настроиться на тональность.  Для этого проводится короткое распевание.

Воспитанники по желанию выбирают вариант исполнения подготовленного музыкального примера.

Каждое правильно выполненное задание оценивается  достоинством в1/2. Можно выступить несколько раз, при этом назначив собственную «стоимость» жетона за свое выступление.

Задания.

  1. Спеть музыкальный пример

- с дирижированием на 2/4,3/4(тактированием)

- с показом высоты звука

- с показом ступеней (по таблице)

                                                               II

                                                            I

                                                    YII

                                                YI

                                 Y

                                       IY

                                 III

                            II

                      I

                YII

           YI

- с показом ступеней при помощи системы ручных жестов

- в другой тональности

2.Сыграть музыкальный пример на гитаре

- в заданной тональности

- транспонируя в другую тональность

3. Сыграть на гитаре гамму.

(Исполнение музыкального примера с дирижированием и динамическими оттенками, а также с аккомпанементом, подобранным на гитаре.

См. Учебник «Сольфеджио», часть 1, Одноголосие. Составители Б.Калмыков, Г.Фридкин. «Музыка», Москва,1975.

        № 25 Моцарт «Вариации», № 24 Русская народная песня « Как на речке»

№12 Белорусская народная песня «Колыбельная», №13 Украинская народная песня «Ой, нумо», №17 М.Красев «Елочка», №19 Русская народная песня «Маки», №20 Украинская народная песня «Веселые гуси», №37 Русская народная песня «Скок-скок», №48 Детская песенка «Котик», №49 Литовская народная песня.)

  1. Подведение итогов

Оценка деятельности участников занятия, формулирование выводов.

Для  подведения итога Аукциона воспитанникам дается задание суммировать набранное количество длительностей и разделить их на такты в размере 2/4.

Победителем Аукциона становится тот, у кого набралось наибольшее количество тактов.

Объявление победителей.

Список использованной  литературы:      

  1. Булучевский Ю., Фомин В. Краткий музыкальный словарь. Ленинград, 1997.
  2. Вахромеев В.А. Элементарная теория музыки. М., 1996.
  3. Виноградов Л. Коллективное музицирование. СПб, М., 2008.
  4. Виноградов К., Красовская Е. Занимательная теория музыки. М., 1991.
  5. Гитман А. Ф. Гитара и музыкальная грамота. М., 2002.
  6. Головинский Г., Ройтерштейн М. Книга о музыке. М., 1988.
  7. Зебряк Т.А. Интонационные упражнения на уроках сольфеджиол в ДМШ и для занятий дома. (1-7 классы). М., 1997.
  8. Современный словарь-справочник по искусству. М., 1999.
  9. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М., 1992.
  10. Чустова Л.И. Гимнастика музыкального слуха.      
  11. Учебник «Сольфеджио», часть 1, Одноголосие. Составители Б.Калмыков, Г.Фридкин. «Музыка», Москва,1975.                                

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия Тема занятия: «Dreamland of seasons» («Волшебный мир времен года»)

Конспект открытого занятия на тему "Волшебный мир времен года" для учащихся 3-4 класса...

ПЛАН - КОНСПЕКТ открытого занятия творческого коллектива «Палитра». ТЕМА занятия: «Введение в предмет».

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ПЕЧАТНИКИ»                         ...

Конспект открытого занятия по теме «Работа над оркестровыми партиями на индивидуальных занятиях по классу домры»

Открытое занятие проводится по дополнительной общеобразовательной программе оркестровой студии «Гармония» «Домра» (специальный инструмент), утверждённой Педсоветом и Экспертным советом ДТДиМ 12 сентяб...

Конспект открытого занятия кружка "Умники и Умницы" на тему: Путешествие в мир знаний.

Данная разработка занятия кружка может быть  использована как самостоятельное  внеклассное  занятие....

Конспект открытого занятия по подготовке детей к школе «Путешествие на планету Знаний»

Данное занятие обобщает и систематизирует  знания дошкольников, развивает  познавательную активность у детей, интерес к учению, смекалку, творческие способности, развивать мелкую моторику ру...