Программа дополнительного образования "В мире песен"
рабочая программа
Данная программа - это механизм, который определяет содержание обучения вокалу школьников, методы работы педагога по формированию и развитию вокальных умений и навыков, приемы обучения воспитания вокалистов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dop._obrazovaniya_v_mire_pesen.docx | 59.96 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Приложение к основной
образовательной программе
среднего общего образования
МБОУ «СОШ №7»
Приказ от 31.08.2018 № 623
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 7»
РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО ____________________Н.Е.Волкова Протокол 31.05.2019 Рассмотрена на заседании Управляющего совета от 31.05.2019 _______________ А.П.Левковский | СОГЛАСОВАНО Замдиректора по УВР МБОУ «СОШ № 7» ______________Г.А.Шарипова 31.05.2019 | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «СОШ №7» ___________Е.И.Суровцова
Приказ от 31.08.2019 № 623 |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«В мире песен»
для учащихся 8-17 лет
на 2019-2020 уч. год
Направленность: художественная
(модуль 1 – современная песня
модуль 2 – военно- патриотическая песня)
Срок реализации 1 год
Учитель музыки: Десятова Ю.В.
Нефтеюганск
2019
Пояснительная записка
Пение является одним из самых доступных и естественных видов творческой деятельности и именно здесь закладываются первые навыки индивидуального труда; умение творчески подходить к постановке и решению задач, воспитываются организованность, ответственность, добросовестность и умение работать как индивидуально (самостоятельно), так и в коллективе, что играет немаловажную роль в процессе социализации и выработке позитивных личностных качеств ребенка.
Образовательная программа «Вокальный ансамбль» разработана на основе программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ под редакцией Овчинниковой Т.Н., на основе анализа государственных программ по организации хоров, вокальных групп для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ: А. М. Билль «Чистый голос», Д. Е.Огороднова «Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе».
Направленность программы: художественная
Новизна программы в том, что она разработана для учащихся, которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь. При этом дети не только разного возраста, но и имеют разные стартовые способности.
Данная программа - это механизм, который определяет содержание обучения вокалу школьников, методы работы педагога по формированию и развитию вокальных умений и навыков, приемы обучения воспитания вокалистов. Новизна программы в первую очередь в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков учащихся в последовательности, сопровождающих систему практических занятий.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время вокально-хоровое пение – наиболее массовая форма активного приобщения к музыке (народной и эстрадной). Петь может каждый ребенок, и пение для него естественный и доступный способ выражения художественных потребностей, чувств, настроений, раскрытие разносторонних способностей.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия вокалом развивают художественные способности детей, формируют эстетический вкус, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние детей.
Приобщение к музыкальному искусству способствует воспитание нравственно-эстетических чувств, формированию взглядов, убеждений и духовных потребностей детей.
В современных условиях социально-культурного развития общества главной задачей образования становится воспитание растущего человека как культурно исторического объекта, способного к творческому саморазвитию, самореализации и саморегуляции.
Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу - оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Коллективное пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать индивида к сложным условиям или ситуациям. Для детей с речевой патологией пение является одним из действующих факторов улучшения речи. Для детей всех возрастов занятия вокалом должны быть источником раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической стабилизацией и гармонизацией личности. В этом случае пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.
Отличительные особенности программы
Образовательная программа «Вокальный ансамбль» разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются:
- В принципах обучения (принцип природоспособности, единство эмоционального и сознательного, комплексное воспитание и развитие учащихся, доступность, результативность).
- В формах и методах обучения (интегрированное обучение, занятия, конкурсы, экскурсии).
- В методах контроля и управления образовательным процессом (диагностика развития вокально-хоровых навыков, анализ результатов конкурсов).
- В средствах обучения (дидактические пособия, нотные пособия, аудиоаппаратура, музыкальная фонотека, музыкальные инструменты).
Основным видом деятельности творческого объединения «Вокальный ансамбль» является учебная деятельность. Особенность методики состоит в том, что специально организуется разнообразная деятельность, в которой создаются благоприятные ситуации для развития творческих способностей детей. Наиболее эффективными педагогическими средствами, побуждающими детей к творчеству, являются:
- неформальная обстановка;
- игровые и соревновательные элементы.
Для решения воспитательных, образовательных и развивающихся задач предполагается разнообразная деятельность:
- подготовка и участие в мероприятиях;
- проведение традиционных мероприятий на каникулах;
- концертная деятельность;
- контактирование с родителями, проведение родительских собраний;
- взаимодействие со школой;
- поощрение за успехи (грамоты, благодарственные письма).
Программа разработана для учащихся 2-11 классов. Занятия ансамбля проводятся по два академических часа 2 раза в неделю: 1 модуль – 144 часа ( 4 часа в неделю); 2 модуль – 144 часов (4 часа в неделю), индивидуальное занятие – 1 раз в неделю, 36 часов (1 час в неделю).
Предусматривается форма работы коллективных занятий, индивидуальных певческих занятий с солистами, небольшими ансамблями – дуэтами, трио. Наиболее яркой, устойчивой формой приобщения учащихся к народным традициям, современным и военно-патриотическим песням, являются комплексные занятия по репертуарному плану, содержательный материал по историческим источникам, который обогащает участников ансамбля в области музыкального искусства. Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей участников ансамбля.
Цель: Формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству
Задачи:
I. Образовательные
- освоить определенный объем музыкально-теоретических и практических знаний, основы сценического движения;
- формировать умения и навыки исполнительской деятельности учащихся;
- овладеть певческим голосом через элементы вокальной техники;
- познакомить с основными правилами охраны голоса;
- изучение и освоение песен современных композиторов, песен военно-патриотического характера, их основных творческих и исполнительских закономерностей.
II. Развивающие
- развивать творческие музыкальные способности учащихся;
- развивать воображение, восприятие, художественный вкус;
- формировать умение чувствовать и переживать прекрасное;
- способствовать формированию таких личностных качеств как:
аккуратность, ответственность, коммуникативность;
- расширять музыкальный кругозор.
III Воспитательные
- воспитывать уважение и любовь к своей Родине;
- воспитывать уважение и любовь к традициям своего народа и других народов России;
- воспитывать усидчивость, интерес к творческому процессу и умению работать;
- выработать у учащихся социально-ценные навыки поведения, общения.
Планируемы результаты
Личностные:
- уважение и любовь к традициям своего народа и другим народов мира;
- развитие музыкально-эстетического чувства;
- совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства;
- овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;
- наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
- приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности;
- сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
Метапредметные:
- анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;
- проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;
- оценивание современной культурной и музыкальной жизни общества и видение своего предназначения в ней;
- использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
- определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов ее успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях;
- применение полученных знаний для решения разнообразных художественно-творческих задач;
- наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений;
- участие в жизни школы, города, округа, общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:
- умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
- смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и работать в группе.
Формы аттестации
Итогами реализации программы являются концертные выступления учащихся, публичное представление «Портфолио».
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов
Открытое занятие. На открытом занятии учащийся показывает без подсказки педагога, чему научился, а педагог – как научил учащегося определённым навыкам и смог ли раскрыть его способности.
Итоговые мероприятия внутри коллектива: зачёты, мини концерты, праздники и др. Здесь показаны не только способности и навыки в музыке, но и в других видах искусства. А именно в совокупности всех видов искусства будет проявляться результат. Ведь проводя итоговые мероприятия, а в них принимают участие и ученики, и родители и, конечно же, педагог: кто-то готовит афишу, кто-то костюмы, кто-то подарки, кто-то решает организационные вопросы. Все готовятся к данному виду мероприятия. А по тому, как оно прошло и виден результат работы учащегося и педагога. Концерты, смотры, фестивали, конкурсы и др.
Принимая участие в концерте, каждый коллектив, каждый учащийся этого коллектива и, конечно же, педагог показывает уже высокий результат свое деятельности.
Побеждая на каждом из видов конкурсов, мы тем самым показываем и совершенствуем своё мастерство. Как ученик, так и педагог, принимая участие в конкурсах и фестивалях разного уровня, посещая и участвуя в мастер-классах, конференциях, семинарах, лекциях, продолжает повышать свой профессиональный уровень.
Есть ещё один вид результата. Это когда учащийся может попробовать свои силы в педагогической области: провести занятие в младших группах, проверить правильность исполнения, передать свой учебный материал (вокально-хоровая работа).
Во всём выше перечисленном и есть сущность результата в дополнительном образовании.
Материально-техническое обеспечение
Занятия проводятся в кабинете музыки, который обеспечен следующей материальной базой: 1 компьютер, 1 проектор и экран, 1 музыкальный центр, 1 синтезатор, 1 фортепиано, 1 баян, 1 гармонь, 1 гитара, 1 домра, 1 балалайка, шумовые музыкальные инструменты: бубны, трещётки, ложки; музыкальные стенды, парты, стулья, доска, шкафы.
Информационное обеспечение – интернет источники; аудиозаписи с военно-патриотическими, современными и народными песнями, видео народных песен, танцев, обрядов; концертов; раздаточные материалы: карточки (творческие задания, ролевые игры и т.д.), тексты песен.
Учебно-тематический план
Содержание и виды работы | Общее кол-во часов | Теория | Практика |
1 модуль (Современная песня) | 144 | 10 | 134 |
Вокально-хоровая работа: | |||
- пение учебно-тренировочного материала (работа над вокально-хоровыми навыками: певческая установка, пев. дыхание, артикуляция, дикция, звуковедение, унисон, двухголосие) | 16 | 2 | 14 |
- пение одноголосных произведений с элементами 2-хголосия | 96 | 4 | 92 |
- слушание музыки, беседа о музыке, знакомство с песнями современных композиторов | 15 | 2 | 13 |
Экспедиционная работа | 4 | 1 | 3 |
Мероприятия воспитательно-познавательного характера | 5 | 1 | 4 |
Концертные выступления | 8 | - | 8 |
Индивидуальное занятие 18 2 16 | |||
2 модуль (Военно-патриотическая песня) | 144 | 10 | 134 |
Вокально-хоровая работа: | |||
- пение учебно-тренировочного материала (работа над вокально-хоровыми навыками: певческая установка, пев. Дыхание, артикуляция, дикция, звуковедение, унисон, двухголосие) | 16 | 2 4 | 14 |
- пение одноголосных произведений с элементами 2-хголосия | 95 | 91 | |
- слушание музыки, беседа о музыке, знакомство с военно-патриотическими песнями, историей создания этих произведений. | 13 | 2 | 11 |
Экспедиционная работа | 6 | 1 | 5 |
Мероприятия воспитательно-познавательного характера | 6 | 1 | 5 |
Концертные выступления | 8 | - | 8 |
Индивидуальное занятие | 18 | 2 | 16 |
Содержание модуля 1 (Современная песня)
Вокально-хоровая работа
Ознакомление учащихся с вокально-хоровыми навыками пения в эстрадной манере. Работа над вокально-хоровыми навыками – дыханием, артикуляцией, дикцией, звуковедением.
Работа над пением в унисон с целью образования единой манеры пения. Постепенное развитие диапазона.
Обучение умению сочетать пение с движением. Стремление к осмысленному и выразительному пению.
Пение учебно-тренировочного материала
Показ и работа над постоянными упражнениями, объяснение цели и задачи упражнения.
Распевание на отдельных фрагментах песни с целью впевания данного эпизода.
Пение одноголосных и двухголосных произведений
Теоретические занятия. Краткая беседа о жанре песни, о времени её создания. Анализ поэтического текста, объяснение непонятных слов.
Практические занятия. Показ, исполнение песни. Анализ музыкальной структуры. Разучивание песни. Проговаривание, а за тем пропевание отдельных, наиболее трудных в интонационном и вокальном отношении фрагментов произведения.
Слушание музыки
Слушание песен современных композиторов в исполнении профессиональных певцов и коллективов. Беседа о прослушанных произведениях.
Мероприятия воспитательно-познавательного характера
Проведение вечеров отдыха, встречи с интересными людьми, посещение концертов и музеев. Совместная работа педагогов, родителей и детей.
Экспедиционная работа
Беседа об экспедиционной работе. Встречи с профессиональными коллективами города («Гармония звука» -вокальный ансамбль эстрадной песни ДДТ и др.) совместная вокальная деятельность.
Концертные выступления
Участие творческого коллектива в концертных программах, конкурсах, фестивалях от 6 до 8 выступлений в год.
Требования к учащимся
Вокальное пение:
Соблюдать при пении певческую установку, правильно формировать
гласные и произносить согласные. Уметь петь на одном дыхании более длинные фразы. Уметь чисто и слаженно петь одноголосные современные песни с элементами двухголосия. Знать исполнительско-певческие средства выразительности.
Слушание музыки:
- Песни современных композиторов.
- уметь слушать музыку и анализировать её.
Примерный репертуар:
- «Счастье русской земли», Е. Плотникова
- «Выйду ночью в поле с конём», Н. Расторгуев
- «Песня о школе» группа «Киндер Сюрприз»
- Песни о маме разных авторов.
- Попурри песен о школе
- «Песня о России», Г. Струве
- Песни: «Город детства», «Город мой родной», группа «Улыбка»
- «Родная Югра», В. Пшеничников
- «Страна огромная, как детство», А. Ермолов.
- Песня «Любимая моя, Родина»
- Песня «Для чего мы на свете живем», Д. Майданов.
Содержание модуля 2 (Военно-патриотическая песня)
Вокально-хоровая работа
Работа над вокально-хоровыми навыками – дыханием, артикуляцией, дикцией, звуковедением.
Работа над пением в унисон с целью образования единой манеры пения. Постепенное развитие диапазона.
Обучение умению сочетать пение с движением. Стремление к осмысленному и выразительному пению.
Пение учебно-тренировочного материала
Показ и работа над постоянными упражнениями, объяснение цели и задачи упражнения.
Распевание на отдельных фрагментах песни с целью впевания данного эпизода.
Пение одноголосных и двухголосных произведений
Теоретические занятия. Краткая беседа о жанре песни, о времени её создания. Анализ поэтического текста, объяснение непонятных слов.
Практические занятия. Показ, исполнение песни. Анализ музыкальной структуры. Разучивание песни. Проговаривание, а за тем пропевание отдельных, наиболее трудных в интонационном и вокальном отношении фрагментов произведения.
Слушание музыки
Слушание песен и просмотр видео военных песен, песен о родине профессиональных певцов, детских фольклорных, эстрадных и академических коллективов. Беседа о прослушанных произведениях.
Мероприятия воспитательно-познавательного характера
Проведение вечеров отдыха, встречи с интересными людьми, посещение концертов и музеев. Совместная работа педагогов, родителей и детей.
Экспедиционная работа
Беседа об экспедиционной работе. Встречи с бабушками и дедушками, которые хорошо поют, знают военные песни и песни родного края.
Концертные выступления
Участие творческого коллектива в концертных программах, конкурсах, фестивалях от 6 до 8 выступлений в год.
Требования к учащимся
Вокальное пение:
Соблюдать при пении певческую установку, правильно формировать
Гласные и произносить согласные. Уметь петь на одном дыхании более длинные фразы. Уметь чисто и слаженно петь двухголосные песни. Знать исполнительско-певческие средства выразительности.
Слушание музыки:
- Песни ВОВ, песни о войне современных композиторов
- уметь слушать музыку и анализировать её.
Примерный репертуар:
- «О той весне», Е. Плотникова
- «Помни», Л. Мальцева
- «Небо тихо плачет» Д. Кочанжи
- «Встаньте люди», Н. Косминская
- «Мир без войны», Е. Комар
- «Ветераны», В. Серебренников
- «Гимнастёрки», А. Ермолов
- «У кремлевской стены», М. Магиденко
- «Белый снег войны», В. Разумовский
Методическое обеспечение программы
Методы обучения: (словесный, наглядный практический; объяснительно- иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский проблемный, игровой, дискуссионный, проектный и др.) и воспитания (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.);
формы организации образовательного процесса:
индивидуальная, индивидуально - групповая (дети-инвалиды, дети с ОВЗ и др.) и групповая;
формы организации учебного занятия: беседа, встреча с интересными людьми, гостиная, защита проектов, игра, концерт, конкурс, круглый стол, мастер-класс, наблюдение, открытое занятие, посиделки, поход, праздник, представление, презентация, спектакль, фестиваль, экскурсия.
педагогические технологии:
технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология модульного обучения, технология дифференцированного обучения, технология разноуровневого обучения, технология исследовательской деятельности, технология проектной деятельности, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности, здоровьесберегающая технология.
дидактические материалы:
раздаточные материалы (тексты песен, ролевые игры, творческие задания)
Список литературы
Литература для педагогов
1. Роганова И.В. Сборник методических статей "Вокально-хоровые технологии" [Текст] : для руководителей детских и молодежных хоровых коллективов / авт.-сост. И.. - Санкт-Петербург : Композитор, 2014.
2.Дмитриева А.Г. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений.– 3-е изд.,стереотип / А.Г. Дмитриева ,Н.М. Черноиваненко.- М.: Академия, 2010.–240 с. - ISBN 5-7695-0511-7.
3.Осеннева, М.С. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом: Учеб.пособие для студ. муз-пед. отд. и фак. сред. и высш. пед учеб. заведений / М.С. Осеннева, В.А. Самарин, Л.И. Уколова. - М.: Академия, 2011. – 224 с–ISBN 5-7695-0428-5.
4.Стулова Г.П. Хоровой класс: (Теория и практика вокальной работы в дет. хоре): Учеб. пособие для студентов пед. ин-ов по спец. № 2119 «Музыка» / Г.П. Стулова. – М.: Просвещение, 2011.–126 с-ISBN 5-090003823.
5. Попов В.С. Школа хорового пения / В.С. Попов, Л. В. Тихеева. – М.: Музыка, 2012. – 159 с. – Ш 5213010000-400.
6. Школяр Л.В. Музыкальное образование в школе: Учеб. пособие для студ. муз. фак. и отд. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Школяр,В.А. Школяр, Е.Д. Критская и др.; под ред. Л.В. Школяр. – М.: Академия, 2011. – 232 с. - ISBN 5-7695-0443-9.
7. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды / О.К. Разумовская. – М.: Айрис-пресс, 2012. – 176 с. – ISBN 978-5-8112-243.
8. Агапова, И.А. Мир музыкальных праздников: Методические разработки и сценарии: В 2-х кн.: Кн. 1: Начальная школа / И.А. Агапова, М.А. Давыдова. – М.: 5 за знания, 2011. – 208 с. – ISBN 5-98923-035-4.
9. Орлова Т.М. Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет: Кн. для воспитателя и муз. руководителя дет.сада / Т.М. Орлова, С.И. Бекина. – М.: Просвещение, 2010. – 143 с. – ISBN 5-09-000391-2.
Литература для учащихся
1. Тарабарина Т.И. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. - Ярославль: Академия развития, 2011. – 224 с. - ISBN 5-7797-0020-6.
2. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды / О.К. Разумовская. – М.: Айрис-пресс, 2012. – 176 с. – ISBN 978-5-8112-243.
3. Лазутин С.Г. Русские народные лирические песни, частушки и пословицы: Учеб. пособие для вузов по спец. «Рус. яз. и лит.» / С.Г. Лазутин. – М.: Высшая школа, 2010. – 240 с. – ISBN 5-06 -001586-6.
Календарно-тематическое планирование на 2019-2020 учебный год
(модуль 1)
№ | Тема | Содержание занятий | Дата план | Дата факт | часы |
1. | Песня «Страна огромная, как детство» | Работа над текстом; звукообразованием, унисоном, дикцией, артикуляцией гласных, ансамблем, элементами двухголосия, танцевальными движениями. | 12ч | ||
2 | Песня «Любимая моя, Родина» | История создания музыкального произведения. Работа над текстом; звукообразованием, унисоном, дикцией, артикуляцией гласных, ансамблем, элементами двухголосия. | 12ч | ||
3 | Песня «Музыка здравствуй» | Работа над текстом; звукообразованием, унисоном, дикцией, артикуляцией гласных, ансамблем, элементами двухголосия. | 12ч | ||
4 | Песня о добре «В этом мире огромном…» | Беседа о родном городе. Работа над текстом; звукообразованием, унисоном, дикцией, артикуляцией гласных, ансамблем, элементами двухголосия. | 12 | ||
5 | Песня про мечту «Если я, если ты, если мы будем вместе…» | Беседа на тему «Моя мечта». Работа над текстом; звукообразованием, унисоном, дикцией, артикуляцией гласных, ансамблем, элементами двухголосия, танцевальными движениями. | 14 | ||
6 | Песня о дружбе «Ты мне поверишь, друг всегда рядом…» | Беседа о дружбе. Работа над текстом; звукообразованием, унисоном, дикцией, артикуляцией гласных, ансамблем, элементами двухголосия, танцевальными движениями. | 14 | ||
7 | Баллада «в краю средь гор…» | Беседа о содержании произведения. Работа над текстом; звукообразованием, унисоном, дикцией, артикуляцией гласных, ансамблем, элементами двухголосия. | 12 | ||
8 | Песня «Вместе будем на планете…» | Беседа по теме «Толерантность». Работа над текстом; звукообразованием, унисоном, дикцией, артикуляцией гласных, ансамблем, элементами двухголосия. | 12 | ||
9 | Песня «Птицы перелетные» | История создания музыкального произведения. Работа над текстом; звукообразованием, унисоном, дикцией, артикуляцией гласных, ансамблем, элементами двухголосия. | 10 | ||
10 | Песня «Школа-это коллектив» | Работа над текстом; звукообразованием, унисоном, дикцией, артикуляцией гласных, ансамблем, элементами двухголосия, танцевальными движениями. | 12 | ||
11 | Песня «Для чего мы на свете живем» | Беседа о добре. Работа над текстом; звукообразованием, унисоном, дикцией, артикуляцией гласных, ансамблем, элементами двухголосия. | 10 |
Календарно-тематическое планирование на 2019-2020 учебный год
(модуль 2 )
№ | Тема | Содержание занятий | Дата план | Дата факт | часы |
1 | Песня «Ветераны» | Беседа о создании и содержании произведения. Работа над текстом; звукообразованием, унисоном, дикцией, артикуляцией гласных, ансамблем, двухголосием, элементами двухголосия. | 12 | ||
2 | Песня «Помни» | Беседа о содержании песни, о годах ВОВ. Работа над текстом; звукообразованием, унисоном, дикцией, артикуляцией гласных, ансамблем, двухголосием. | 14 | ||
3 | Песня «Смуглянка» | Беседа о создании песни. Работа над текстом; звукообразованием, унисоном, дикцией, артикуляцией гласных, ансамблем, двухголосием., танцевальными движениями. | 14 | ||
4 | Песня «Бессмертный полк» | Работа над текстом; звукообразованием, унисоном, дикцией, артикуляцией гласных, ансамблем, двухголосием. Проект «Бессмертный полк» | 12 | ||
5 | Песня «Мир без войны» | Работа над текстом; звукообразованием, унисоном, дикцией, артикуляцией гласных, ансамблем, двухголосием, элементами трёхголосия. | 14 | ||
6 | Песня «Бьют барабаны» | Работа над текстом; звукообразованием, унисоном, дикцией, артикуляцией гласных, ансамблем, двухголосием, отработка марша под музыку. | 12 | ||
7 | Песня «Мир на этой земле» | Работа над текстом; звукообразованием, унисоном, дикцией, артикуляцией гласных, ансамблем, двухголосием с элементами трёхголосия. | 12 | ||
8 | Попурри песен ВОВ | Беседа о годах ВОВ. Работа над текстом; звукообразованием, унисоном, дикцией, артикуляцией гласных, ансамблем, двухголосием с элементами трёхголосия, инсценировка песен. | 12 | ||
9 | Песня «Долгожданный день» | Работа над текстом; звукообразованием, унисоном, дикцией, артикуляцией гласных, ансамблем, трёхголосием. | 14 | ||
10 | Песня «Белые панамки» | Беседа о блокаде Ленинграда. Работа над текстом; звукообразованием, унисоном, дикцией, артикуляцией гласных, ансамблем, двухголосием. | 14 | ||
11 | Песня «Неизвестный солдат» | Беседа о ВОВ. Работа над текстом; звукообразованием, унисоном, дикцией, артикуляцией гласных, ансамблем, двухголосием. | 14 |
Календарно-тематическое планирование на 2019-2020 учебный год
(индивидуальное занятие )
№ | Тема | Содержание занятий | Дата план | Дата факт | часы |
1 | Песня «Долгожданный день» | Работа над текстом; звукообразованием, унисоном, дикцией, артикуляцией гласных, ансамблем, двухголосием | 1 | ||
2 | Песня «Гимнастерки» | Работа над текстом; звукообразованием, дикцией, артикуляцией гласных, танцевальными движениями. | 3 | ||
3 | Песня «Салют победы» | Работа над текстом; звукообразованием, унисоном, дикцией, артикуляцией гласных, ансамблем, двухголосием. | 4 | ||
4 | Песня «Мама-слово дорогое» | Работа над текстом; звукообразованием, дикцией, артикуляцией гласных. | 3 | ||
5 | Песня «Пацаны в строю стоят»» | Работа над текстом; звукообразованием, унисоном, дикцией, артикуляцией гласных, ансамблем, двухголосием, | 4 | ||
6 | Песня «Таинственный остров» | Работа над текстом; звукообразованием, унисоном, дикцией, артикуляцией гласных, ансамблем, двухголосием. | 4 | ||
7 | Песня «Мы возродим тебя, Россия» | Работа над текстом; звукообразованием, унисоном, дикцией, артикуляцией гласных, ансамблем, двухголосием с элементами трёхголосия. | 4 | ||
8 | Песня «Вальс Победы» | Работа над текстом; звукообразованием, унисоном, дикцией, артикуляцией гласных, ансамблем, двухголосием, танцевальными движениями. | 5 | ||
9 | Песня «Дети солнца» | Работа над текстом; звукообразованием, унисоном, дикцией, артикуляцией гласных, танцевальными движениями. | 4 | ||
10 | Песня «Мир в твоих руках» | Работа над текстом; звукообразованием, унисоном, дикцией, артикуляцией гласных, ансамблем, двухголосием. | 4 |
Приложение 1
Диагностика певческих способностей учащихся.
Цель - выявление основных свойств певческого голоса, к которым относятся звуковой и динамический диапазон, качество тембра и дикции.
Свойства певческого голоса во многом определяются природными данными ребенка. Методика диагностирования предложена К.В. Тарасовой. Она заключается в следующем:
1. Перед началом пения педагог отмечает особенности звучания голоса в речи — тембр, динамику, приблизительную высоту основного тона. Для этого ребенок может рассказать любое стихотворение, или педагог может побеседовать с ним.
2. Учащийся поет песню по своему выбору самостоятельно, без музыкального сопровождения. Педагог подхватывает тональность и поддерживает пение учащегося аккордами (для определения природного регистра голоса).
3. Учащийся поет короткую попевку в разных тональностях, двигаясь по полутонам вверх и вниз (для определения верхней и нижней границ общего диапазона голоса).
Можно к предложенной диагностике добавить тестирование глубины дыхания по секундомеру и определение уровня развития звуковысотного слуха. Результаты диагностики заносятся в таблицу. В конце года проводится повторное диагностирование, дающее возможность наметить план дальнейшей работы.
Диагностика певческих способностей учащихся. Дата диагностирования____________________Группа_________________ |
Таблица 1 |
| ФИ учащегося | Сила звука | Особенности тембра | Продолжительность дыхания | Точность интонирования | Певческий диапазон | Звуковысотный слух |
1 | |||||||
2 |
Определение уровней развития голоса и вокально-хоровых навыков. Таблица 2 |
№ | Критерии | Показатели | Уровень | ||
Низкий | Средний | Высокий | |||
1 | Особенности голоса | Сила звука | Голос слабый | Голос не очень сильный | Голос сильный |
2 | Особенности тембра | В голосе слышен хрип и сип | Нет ярко выраженного тембра, но старается петь выразительно | Голос звонкий, яркий | |
3 | Певческий диапазон | Певческий диапазон в пределах 2-3 звуков | Диапазон в пределах возрастной нормы | Широкий диапазон | |
4 | Развитие дыхания | Продолжительность (звуковая проба «м») | Менее 13 сек. | 13-15 сек. | Более 15 сек. |
5 | Задержка дыхания на вдохе | Менее 14 сек. | 14-15 сек. | Более 15 сек. | |
6 | Развитие звуковысотного слуха | Муз. слуховые представления | Пение знакомой мелодии с поддержкой голосом педагога. Неумение пропеть незнакомую мелодию с сопровождением после многократного её повторения. | Пение знакомой мелодии с незначительной поддержке педагога. Пение незнакомой мелодии после 3-4 прослушиваний. | Пение знакомой мелодии самостоятельно. Пение незнакомой мелодии после 1-2 прослушиваний. |
7 | Точность интонирования | Интонирование мелодии голосом отсутствует | Интонирует общее направление движения мелодии, чистое интонирование 2-3 звуков. | Чистое пение отдельных фрагментов мелодии | |
8 | Различение звуков по высоте | Не различает | Различает в пределах кварты | Различает в пределах октавы | |
9 | Вокально-хоровые навыки | Певческая установка | Поза расслабленная , плечи опущены | Способность удерживать правильную позу при пении не продолжительное время | Способность удерживать правильную позу при пении длительное время без напоминания |
10 | Звуковедение | Пение отрывистое, крикливое | Пение естественным голосов, но иногда переходящим на крик | Пение естественным голосом без напряжения, протяжно | |
11 | Дикция | Невнятное произношение, значительные речевые нарушения | Достаточно четкое произношение и правильное формирование гласных , но неумение правильно их произносить при пении | Умение правильно произносить гласные и согласные в конце и в середине слов при пении | |
12 | Дыхание | Дыхание берется не произвольно | Дыхание произвольное, но не всегда берется межу фразами | Умение брать дыхание между фразами | |
13 | Умение петь в ансамбле | Неумение петь, слушая товарищей | Стремление выделиться в хоровом исполнении (раньше вступить, громче петь) | Умение начинать и заканчивать вокальные произведения вместе | |
14 | Выразительность исполнения | Пение не эмоциональное | Старается петь выразительно, но на лице мало эмоций | Поёт выразительно, передаёт характер песни голосом и мимикой |
Низкий уровень соответствует 1 баллу, средний – 2, высокий – 3. При определении общего уровня развития голоса и овладения вокально – хоровыми навыками все баллы суммируются. 14 – 22 – низкий уровень 23 – 33 – средний уровень 34 – 44 – высокий уровень |
Приложение 2
Мероприятия
№ п/п | Мероприятия. | дата |
1 | «Здравствуй, школа!» | сентябрь |
2 | Городской конкурс «Фестиваль национальных культур» | сентябрь |
3 | Всероссийский конкурс военной песни «Димитриевская суббота» | октябрь |
4 | День пожилого человека. «Вечер народного творчества» | октябрь |
5 | Школьный праздник «День учителя» | октябрь |
6 | Школьная «Минута славы» I тур | ноябрь |
7 | Городской конкурс хоровых коллективов «С чего начинается Родина» | ноябрь |
8 | «Пусть мама услышит…» | ноябрь |
9 | «Успех +» (церемония награждения родителей (законных представителей) успешных детей)) | декабрь |
10 | Новогоднее волшебство | декабрь |
11 | Круглый стол «Повесть о настоящем человеке» | февраль |
12 | Городской конкурс военной песни «Песня, опалённая войной» | февраль |
13 | «8 марта – любимый праздник!» | март |
14 | Городской конкурс народной песни «Родные напевы» | март |
15 | Городской конкурс эстрадной песни «Весенние голоса» | апрель |
16 | Отчетный концерт «Радуга творчества» и «Успех +» (церемония награждения родителей (законных представителей) успешных детей)) | апрель |
17 | «До свидания, школа!» | май |
18 | Городская линейка «День защиты детей» | июнь |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования по физической культуре "Игры народов мира" для 1 класса.
p { margin-bottom: 0.21cm; } «...У всех народов существует более или менеезначительный запас игр, характеризующих донекоторой степени быт народа.»(Гориневский В.В.) Программа «Подвижные иг...
Модифицированная программа дополнительного образования "В мире танца "
Программа по хореографии для детей 7 - 14 лет, рассчитанная на 5 лет обучения. Три этапа реализации программы позволяют варьировать нагрузку в зависимости от возраста.Удобна, проста и понятна в примен...
Образовательная программа дополнительного образования детей. Кружок изобразительного искусства «Все краски мира».
Кружок изобразительного искусства «Все краски мира»....
программа дополнительного образования "В мире вежливых слов и выражений"
Программа дополнительного образования может быть использована в рамках реализации ФГОС в 5 классе (внеурочная деятельность по предмету "Русский язык"). Курс направлен на развитие кул...
программа дополнительного образования "В мире веществ"
Стремительное развитие высоких технологий, создание множества новых материалов с уникальными свойствами, успехи современной медицины и генетики - вот далеко не полный перечен...
Программа дополнительного образования детей "Эволюция живого мира на Земле"
Дополнительное образование...
Программа дополнительного образования "В мире науки физики"
Программа дополнительного образования для использования учителями физики при проведении занятий кружков в начальной школе....