Некоторые психологические основы процесса обучения детей
статья по музыке

Прохоренко Елена Георгиевна

Процесс обучения – сложнейший процесс ( с одной стороны работает учитель, с другой -ученик ). Должны быть полные взаимоотношения.

        Мы проводим нравственное, эстетическое, трудовое воспитание – решаем множество задач. Короче говоря, комплексное воспитание молодёжи – задача, которая должна выдвигаться на первый план.

         В процессе обучения решается и психологическое развитие ( слух, память, ритм, мышление, воображение – развивать следует все процессы психические ).

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Некоторые психологические основы процесса обучения детей.

 Прохоренко Елена Георгиевна

преподаватель по классу фортепиано МКОО ДО ДШИ г.Облучье ЕАО

План.

1.Понятие о процессе обучения.

2.Психологические компоненты усвоения материала.

3.Роль внимания в процессе обучения.

4.Мотивы учения.

5.Роль интереса в процессе обучения.

6. Психическое состояние учителя и учащихся в процессе обучения.

Литература.

             А) проф.Левитов. Детская и педагогическая психология.

                                 Изд.»Просвещение» .

               Б) Гоноболин. Внимание и его воспитание.

                                  Изд. « Педагогика»

                В) Леонтьев. Проблемы развития психики.

                                   Изд. МГУ .

I. Процесс обучения – сложнейший процесс ( с одной стороны работает учитель, с другой -ученик ). Должны быть полные взаимоотношения.

        Мы проводим нравственное, эстетическое, трудовое воспитание – решаем множество задач. Короче говоря, комплексное воспитание молодёжи – задача, которая должна выдвигаться на первый план.

         В процессе обучения решается и психологическое развитие ( слух, память, ритм, мышление, воображение – развивать следует все процессы психические ).

I I.  В процессе обучения учащиеся могут получать знания, а могут  усваивать. В первом случае – формальное обучение ( т.е. не проявление интереса ).

Наша задача направлена на то, чтобы чужие знания сделать своими.

  1. Для этого:  а) широко  организовать восприятие материала ( ясное, убедительное слово учителя, хорошие, разнообразные примеры, пример сравнения – эти моменты должны широко применяться в уроке.
  2. Анализ, свяэь с живописью, иллюстрации, стихи – это всё то, что должно присутствовать в работе.

Организация запоминания и выводы ( т.е. работа мысли ).

  1.  установка на длительное запоминание материала.
  2.  приучать детей правильно учить уроки ( прежде всего учить урок в тот день, когда он проводился, в следующие дни малыми дозами).
  3. работа представления и воображения ( т.е. образы воспринимаемого материала).
  4. если ученик с ленивым воображением – будить воображение. 

            Внимание в процессе обучения.                                                                                    Если ученик внимательный, он находится в рабочей форме.

           Есть три вида внимания:

  1. Непроизвольное, основанное на поверхностном интересе,
  2. Произвольное внимание ( с усилием воли),
  3. После произвольное внимание – связано с глубоким интересом к результатам деятельности.

Последний вид внимания самый важный, здесь высокая продуктивность.

Учитель как бы дирижёр, он должен в течение урока переводить один вид внимания в другой.

Причины отвлечения внимания:

Индивидуальные громкие замечания учителя, отвлечения соседями, паузы в уроке, или, если ученик закончил работу раньше других.

Необходимые условия хорошей работы:

      1.нужен хороший темп урока ( надо немножко всегда спешить ),

       2. чёткость, доступность, краткость;

       3. максимальная опора на мыслительную деятельность ученика

                (анализировали, сравнивали, делали выводы);

  1. Бережное отношение учителя к вниманию детей.

        Мотивы учения.

Мотив – та побудительная сила в любой деятельности.

У одного ведущий мотив –зарплата, у другого – любовь к делу, у третьего – любовь к славе.

У детей первого, второго классов нет мотива получить знания ( у них мотив интереса к самой деятельности).

Они совершенно не умеют учиться для себя ( они любят выступать ).

В третьем классе проявляется мотив интереса получения знаний для себя ; мотив отрицательный – получать хорошие отметки, обещанную награду, стать лучшим учеником.

Ведущим мотивом должен быть мотив интереса к знаниям.

Мотив уважения к учителю ( опасный, вдруг попадёт к другому учителю).

Мотив чувства долга – воспитанный, организованный ученик, занимается

хорошо, но из чувства долга, музыку не любит.

Если в школе атмосфера творчества, доброжелательности, то ведущий мотив формируется легко.

 

Роль интереса в процессе обучения.

1.ребенок не может самостоятельно справиться с трудностями.

2.потеря веры в свои силы ( привыкает к несчастным тройкам, теряет свои силы – самомнение у ученика ).

Надо стремиться показывать рост ученика, внушать ему, что он может достичь многого.

3.нетактичное поведение учителя, когда возникает конфликт.

Причины упада интереса к учению – скука на уроке, однообразие.

С целью воспитания интереса к учению надо не допускать все эти причины, по которым падает интерес к учению.

1.нужно следить за ростом ученика, усложнять программу.

2.читка нот с листа, беглый разбор произведений необходимы – появляется интерес к музыке, расширяется кругозор.

          (бич- натаскивание ).

3.чувство новизны. Учить детей удивляться, удивляться  вместе с ними.

4.заинтересованность учителя.

5.приучать детей к самостоятельной работе ( с первого класса указывать, как работать).

6.детей старшего класса надо убеждать, что необходимо работать, чтобы сам ученик находил интерес.

7.атмосфера увлечённости должна присутствовать.

Психическое состояние учителя и учащегося в процессе обучения.

  1. Первая заповедь:

      В класс входи с улыбкой.

      Плохое настроение передаётся детям.

  1. Наша подтянутость, активность ( внимание к ученику, сдержанность в проявлении чувств, походка, работа, манера говорить ).
  2. Эмоциональный подъём

        (немного праздничным быть ).

        4.педагогический такт (чувство меры в замечаниях, выражениях ).

Случаются  словесные барьеры – то есть учащиеся не восприимчивы к нашим словам.

         Как предупредить эти барьеры?

  1. побеседовать, выяснить истинный мотив его появления.
  2. Изменить отношение к ученику ( вы его просили, а теперь отдалили от себя и приказываете ).

Изменить тон ( отдалить или приблизить ).

  1. это же требование высказать из других уст ( директор ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительное образование - основа процесса социализации детей в условиях детского дома

В этом выступлении отражены основные теоретические аспекты моей профессиональной деятельности в качестве инструктора по труду детского дома семейного типа....

Рабочая программа индивидуального обучения на дому адаптированная и составленная на основе программы обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой 2011г.

Данная программа индивидуального обучения на дому составлена на основе «Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией  Л.Б. Баряевой, 2011г.Обучение н...

Гносеологические основы процесса обучения. Движущие силы и закономерности процесса обучения.

Авторы:Камынина Марина МБОУ СОШ №12 Красногорский районПримак Анна МБОУ СОШ №33 Ногинский район...

Психологическое сопровождение процесса обучения в условиях преемственности школы-сада

Преемственность в образовании это тема, которая волнует не только педагогов, администрацию образовательного учреждения, но и родителей. Каждому родителю хочется, что бы его ребенку было комф...

Психологическое сопровождение процесса обучения в условиях преемственности школы-сада- ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Преемственность в образовании это тема, которая волнует не только педагогов, администрацию образовательного учреждения, но и родителей. Каждому родителю хочется, что бы его ребенку было комф...

Имитация - как основа процесса обучения при расстройствах аутистического спектра

Имитации – это способность имитировать новые движения и новое поведение. Имитация буквально означает «делать то же самое». Большинство детей не нужно целенаправленно учить имити...

Нейроигры как двигатель психических процессов для улучшения процесса обучения детей с ОВЗ.

Нейропсихология как наука  появилась совсем недавно. Взаимосвязь тела и психических процессов начали активно изучать  в XX веке.Нейропсихология — молодое направление в науке, кото...