Некоторые психологические основы процесса обучения детей
статья по музыке
Процесс обучения – сложнейший процесс ( с одной стороны работает учитель, с другой -ученик ). Должны быть полные взаимоотношения.
Мы проводим нравственное, эстетическое, трудовое воспитание – решаем множество задач. Короче говоря, комплексное воспитание молодёжи – задача, которая должна выдвигаться на первый план.
В процессе обучения решается и психологическое развитие ( слух, память, ритм, мышление, воображение – развивать следует все процессы психические ).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nekotorye_psihologicheskie_osnovy_protsessa_obucheniya_detey.docx | 17.13 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Некоторые психологические основы процесса обучения детей.
Прохоренко Елена Георгиевна
преподаватель по классу фортепиано МКОО ДО ДШИ г.Облучье ЕАО
План.
1.Понятие о процессе обучения.
2.Психологические компоненты усвоения материала.
3.Роль внимания в процессе обучения.
4.Мотивы учения.
5.Роль интереса в процессе обучения.
6. Психическое состояние учителя и учащихся в процессе обучения.
Литература.
А) проф.Левитов. Детская и педагогическая психология.
Изд.»Просвещение» .
Б) Гоноболин. Внимание и его воспитание.
Изд. « Педагогика»
В) Леонтьев. Проблемы развития психики.
Изд. МГУ .
I. Процесс обучения – сложнейший процесс ( с одной стороны работает учитель, с другой -ученик ). Должны быть полные взаимоотношения.
Мы проводим нравственное, эстетическое, трудовое воспитание – решаем множество задач. Короче говоря, комплексное воспитание молодёжи – задача, которая должна выдвигаться на первый план.
В процессе обучения решается и психологическое развитие ( слух, память, ритм, мышление, воображение – развивать следует все процессы психические ).
I I. В процессе обучения учащиеся могут получать знания, а могут усваивать. В первом случае – формальное обучение ( т.е. не проявление интереса ).
Наша задача направлена на то, чтобы чужие знания сделать своими.
- Для этого: а) широко организовать восприятие материала ( ясное, убедительное слово учителя, хорошие, разнообразные примеры, пример сравнения – эти моменты должны широко применяться в уроке.
- Анализ, свяэь с живописью, иллюстрации, стихи – это всё то, что должно присутствовать в работе.
Организация запоминания и выводы ( т.е. работа мысли ).
- установка на длительное запоминание материала.
- приучать детей правильно учить уроки ( прежде всего учить урок в тот день, когда он проводился, в следующие дни малыми дозами).
- работа представления и воображения ( т.е. образы воспринимаемого материала).
- если ученик с ленивым воображением – будить воображение.
Внимание в процессе обучения. Если ученик внимательный, он находится в рабочей форме.
Есть три вида внимания:
- Непроизвольное, основанное на поверхностном интересе,
- Произвольное внимание ( с усилием воли),
- После произвольное внимание – связано с глубоким интересом к результатам деятельности.
Последний вид внимания самый важный, здесь высокая продуктивность.
Учитель как бы дирижёр, он должен в течение урока переводить один вид внимания в другой.
Причины отвлечения внимания:
Индивидуальные громкие замечания учителя, отвлечения соседями, паузы в уроке, или, если ученик закончил работу раньше других.
Необходимые условия хорошей работы:
1.нужен хороший темп урока ( надо немножко всегда спешить ),
2. чёткость, доступность, краткость;
3. максимальная опора на мыслительную деятельность ученика
(анализировали, сравнивали, делали выводы);
- Бережное отношение учителя к вниманию детей.
Мотивы учения.
Мотив – та побудительная сила в любой деятельности.
У одного ведущий мотив –зарплата, у другого – любовь к делу, у третьего – любовь к славе.
У детей первого, второго классов нет мотива получить знания ( у них мотив интереса к самой деятельности).
Они совершенно не умеют учиться для себя ( они любят выступать ).
В третьем классе проявляется мотив интереса получения знаний для себя ; мотив отрицательный – получать хорошие отметки, обещанную награду, стать лучшим учеником.
Ведущим мотивом должен быть мотив интереса к знаниям.
Мотив уважения к учителю ( опасный, вдруг попадёт к другому учителю).
Мотив чувства долга – воспитанный, организованный ученик, занимается
хорошо, но из чувства долга, музыку не любит.
Если в школе атмосфера творчества, доброжелательности, то ведущий мотив формируется легко.
Роль интереса в процессе обучения.
1.ребенок не может самостоятельно справиться с трудностями.
2.потеря веры в свои силы ( привыкает к несчастным тройкам, теряет свои силы – самомнение у ученика ).
Надо стремиться показывать рост ученика, внушать ему, что он может достичь многого.
3.нетактичное поведение учителя, когда возникает конфликт.
Причины упада интереса к учению – скука на уроке, однообразие.
С целью воспитания интереса к учению надо не допускать все эти причины, по которым падает интерес к учению.
1.нужно следить за ростом ученика, усложнять программу.
2.читка нот с листа, беглый разбор произведений необходимы – появляется интерес к музыке, расширяется кругозор.
(бич- натаскивание ).
3.чувство новизны. Учить детей удивляться, удивляться вместе с ними.
4.заинтересованность учителя.
5.приучать детей к самостоятельной работе ( с первого класса указывать, как работать).
6.детей старшего класса надо убеждать, что необходимо работать, чтобы сам ученик находил интерес.
7.атмосфера увлечённости должна присутствовать.
Психическое состояние учителя и учащегося в процессе обучения.
- Первая заповедь:
В класс входи с улыбкой.
Плохое настроение передаётся детям.
- Наша подтянутость, активность ( внимание к ученику, сдержанность в проявлении чувств, походка, работа, манера говорить ).
- Эмоциональный подъём
(немного праздничным быть ).
4.педагогический такт (чувство меры в замечаниях, выражениях ).
Случаются словесные барьеры – то есть учащиеся не восприимчивы к нашим словам.
Как предупредить эти барьеры?
- побеседовать, выяснить истинный мотив его появления.
- Изменить отношение к ученику ( вы его просили, а теперь отдалили от себя и приказываете ).
Изменить тон ( отдалить или приблизить ).
- это же требование высказать из других уст ( директор ).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительное образование - основа процесса социализации детей в условиях детского дома
В этом выступлении отражены основные теоретические аспекты моей профессиональной деятельности в качестве инструктора по труду детского дома семейного типа....
Рабочая программа индивидуального обучения на дому адаптированная и составленная на основе программы обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой 2011г.
Данная программа индивидуального обучения на дому составлена на основе «Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой, 2011г.Обучение н...
Гносеологические основы процесса обучения.Движущие силы и закономерности процесса обучения.
Авторы:Камынина Марина МБОУ СОШ №12 Красногорский районПримак Анна МБОУ СОШ №33 Ногинский район...
Психологическое сопровождение процесса обучения в условиях преемственности школы-сада
Преемственность в образовании это тема, которая волнует не только педагогов, администрацию образовательного учреждения, но и родителей. Каждому родителю хочется, что бы его ребенку было комф...
Психологическое сопровождение процесса обучения в условиях преемственности школы-сада- ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Преемственность в образовании это тема, которая волнует не только педагогов, администрацию образовательного учреждения, но и родителей. Каждому родителю хочется, что бы его ребенку было комф...
Имитация - как основа процесса обучения при расстройствах аутистического спектра
Имитации – это способность имитировать новые движения и новое поведение. Имитация буквально означает «делать то же самое». Большинство детей не нужно целенаправленно учить имити...
Нейроигры как двигатель психических процессов для улучшения процесса обучения детей с ОВЗ.
Нейропсихология как наука появилась совсем недавно. Взаимосвязь тела и психических процессов начали активно изучать в XX веке.Нейропсихология — молодое направление в науке, кото...