"Звать через прошлое к настоящему"
план-конспект урока по музыке (5 класс)
Конспект урока для 5 класса "Звать через прошлое к настоящему". Урок из программы второго полугодия - "Музыка и изобразительное искусство".
В нём представлено изучение кантаты С.С.Прокофьева "Александр Невский", сопоставление героико-эпических образов музыки с образами изобразительного искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок 5 класса "Звать через прошлое к настоящему" | 347.29 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Звать через прошлое к настоящему».
5 класс
Цель урока: сопоставить образ Александра Невского в музыке и изобразительном искусстве через триптих П. Корина и кантату С. Прокофьева.
Задачи урока:
Образовательные:
- Изучение кантаты «Александр Невский» С.С. Прокофьева, сопоставление героико-эпических образов музыки с образами изобразительного искусства.
- Укрепление понимания взаимосвязи и взаимопроникновения различных видов искусств (музыки, литературы, живописи и киноискусства)
Воспитательные:
- Приобщение детей к сокровищам отечественной музыкальной классики, воспевающей силу и мощь русского народа;
- Создание эмоционально-положительной, творческой атмосферы на уроке, способствующей более полной реализации творческого потенциала учащихся.
Развивающие:
- Формирование музыкального вкуса, умения слушать и анализировать фрагменты кантаты;
- Расширить кругозор учащихся через знакомство с новым произведением.
Методы:
- Рассказ учителя с использованием средств визуальной и слуховой наглядности (рассматривание слайдов, слушание музыки, просмотр видеофрагментов);
- Выполнение заданий;
- Анализ музыкальных фрагментов, формулирование выводов в ходе беседы.
Оборудование:
-Компьютер, проектор;
- Учебник Г.П.Сергеевой, Е.Д. Критской "Музыка" для 5 класса;
- Фонохрестоматия музыкального материала для 5 класса;
- Слайдовая презентация;
- Видеофрагменты из кинофильма “Александр Невский” режиссёра С.Эйзенштейна;
- Нотный материал;
- Музыкальные словари эмоций.
Ход урока.
Звучит песня « Россия». Дети входят в класс....
1Слайд
Учитель: Ребята, давайте поприветствуем друг друга и наших гостей.
-Знакомая песня звучала, нравится вам?
-А для нас Россия-это Родина
-А что такое Родина? ( Ответы детей)
-А что нужно человеку для того, чтобы он мог спокойно жить на своей Родине?
Д: МИР
Учитель: испокон веков это было самым заветным желанием людей. Всегда было много охотников забрать эту землю, было много войн и всегда находились люди, которые защищали свою землю.
2 слайд.
Учитель: Посмотрите внимательно. Какой вид искусства вы видите? Кто изображен на представленных иллюстрациях?
Дети: Богатыри.
Учитель: А как вы понимаете слово богатырь?
Задание: Подобрать ассоциативный ряд к этому слову. (герой, патриот…..)
О подвигах, о доблести, о славе защитников Отечества создано много произведений в различных видах искусства (литературе, живописи, музыке, народном творчестве, кино, театре).
-Вспомним известные вам (из уроков музыки) музыкальные произведения, в которых ярко раскрывается тема защиты Родины.
(Как повторение, проводится небольшая музыкальная викторина ).
3 слайд. Звучат:
2. Фрагмент из оперы «Иван Сусанин» М.Глинки хор "Славься"
3.Фрагмент Симфонии № 2 («Богатырской»)А. Бородина
4.«Богатырские ворота» из («Картинок с выставки») М. Мусоргского.
5.хор из кантаты С.С.Прокофьева «Александр Невский».
Учитель: Русские композиторы, художники, писатели и поэты постоянно обращаются в своём творчестве к теме патриотизма.
Что главное в искусстве? В человеке?
Д: Интонация
4слайд
Учитель: Искусство-это собранная информация о мире человека: каким он был, как менялся.
Слово-литература,
Чувство-музыка,
Эмоции-краски.
Учитель: Ребята, а как вы думаете: Сможет ли союз трёх искусств – музыки, литературы, изобразительного искусства показать нам связь прошлого с настоящим?
Ответы….
Учитель: У каждого народа есть свои национальные герои, которых любят, чтят и помнят. Их имена остаются в веках, а нравственный облик не только не стирается в памяти потомков, но, напротив, с течением времени становится ярче и светлее.
(Высвечивается портрет Александра Невского.)
5-6 слайд
Учитель: Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить?
Тема сегодняшнего урока «Звать через прошлое к настоящему».
Сегодня сопоставим образ Александра Невского через произведения изобразительного искусства и музыки.
Учитель: Ребята, мы знакомились с образом Александра Невского во 2-м и 3-м классах. Давайте вспомним, кем был А. Невский?
Д: Русским князем, а еще полководцем.
- Когда он жил? 1220-1263
Д: Почти 800 лет назад.
- Если бы он был обычным человеком, сохранилось бы в истории России его имя через столько лет?
Д: Конечно, нет. Он многое сделал для своей Родины.
- Вспомните основные этапы его биографии.
Д: Александр Невский был праправнук А. Македонского, в пять лет знал несколько языков и готовил себя к военному делу. Все предки А.Невского были военачальниками. Александр Невский прославился своими победами над шведами в 1240 году и над ливонскими рыцарями на Чудском озере в 1242 году
- Фамилию Невский он получил при рождении?
Д: Нет, эту фамилию дал ему народ.
- Почему народ стал называть его Невским?
Д: В 20 лет победил шведов на Неве-реке.
7 слайд
Учитель: Рассмотрим Александро-Невскую лавру в Санкт-Петербурге, основанную в 1710 г. в память победы Александра Невского над шведами.
8 слайд
За великие дела во славу земли русской Православная церковь канонизировала Александра Невского в 1380 году после победы над Ордой князя Дмитрия Донского, правнука Александра Невского. В 1725 был учрежден орден св. Александра Невского (слайд 9). Новый орден Александра Невского, учрежденный в 1942, вошел в число высших советских боевых наград. А в 2008 году всеобщим голосованием имя Александра Невского возглавило список великих людей России.
10 слайд.
Учитель: В начале 1938 года крупнейший советский кинорежиссер Сергей Эйзенштейн задумал большой звуковой фильм об Александре Невском. В качестве автора музыки он решил привлечь Прокофьева. К этому фильму С.С. Прокофьевым была написана музыка.
(Демонстрируется отрывок из фильма «Александр Невский»)
Позднее, в 1939 году – Прокофьев создал кантату «Александр Невский».
-Что такое кантата?
11слайд
Кантата – крупное музыкальное произведение, состоящее из нескольких частей, исполняемых хором, солистами и оркестром (Запись в тетрадь).
-Как же представлен образ Александра Невского в произведении?
Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно прослушать музыку второй части кантаты «Песнь об Александре Невском». Опишите его музыкальный портрет.
12 слайд. ( Звучит музыкальный фрагмент, дети работают со словарями эмоций)
Учитель: Каков характер прозвучавшей музыки?
Д: Повествовательная, величавая, размеренная, распев разносится далеко над просторами русской земли. Распевно, мелодично, протяжно, певуче, широко, неторопливо.
Учитель: По своему интонационному строю музыка песни близка жанру какой русской народной песни?
Д: Жанру былины,
(Пропеть и показать жестом, пользуясь нотной записью на слайде)
Учитель: Каким предстал А. Невский перед вами, каким вы его видите в музыке?
Дети: мужественным, сильным, надежным, уверенным, смелым защитником .
Учитель: Как и чем композитор подчеркнул образ героя?
Дети: ритмом, темпом, тембром
Учитель: Может ли эта музыка являться одновременно и характеристикой русского народа?
Д:……
Два гениальных советский мастера создали свои произведения в ту пору, когда гитлеровский фашизм уже начал своё варварское вторжение в страны Европы и угроза фашистского нашествия нависла над всем миром. Фильм был создан в 1938 году, кантата – в 1939. Они прозвучали, как решительное предостережение, как грозное напоминание о том, что ждёт врага, который решится напасть на нашу Родину. И эти произведения как раз должны были напомнить людям об угрозе, поднять их патриотизм. Яркой музыкальной картиной, изображающий русский народ, является четвёртая часть кантаты «Вставайте, люди русские». Этот хор – знаменитая патриотическая русская песня, призыв к защите родной земли. В ней композитор передает настрой, состояние русского народа, его решимость и мужество.
Звучит хор«Вставайте люди русские» из кантаты Прокофьева.)
( Прослушивание…)
Учитель: Что вы услышали во вступлении? (Звон колоколов)
- Как этот звон называется? (Набат)
- Какая песня по характеру? (Мужественная, сильная и т.д.)
- Везде ли одинаково звучит музыка? (Нет, в средней части музыка напевная, спокойная)
- От лица кого поется средняя часть? (Женщин, матерей)
-Какие интонации мы слышим в этой музыке? (призывные, требовательные)
-Какая форма? (3-х частная)
Спеть главную тему.
-Какие особенности мелодики, ритма использовал С. Прокофьев для характеристики величавого облика русского народа?
Д. . В мелодии, в её настойчиво повторяющихся энергичных интонациях слышатся боевые кличи, призывы. Ритм марша подчеркивает героический характер музыки.
Учитель: Еще раз вслушаемся в музыку вступления и попробуем передать (изобразить) движением руки характер звучания набатного колокола.
(Дети выполняют упражнение)
Учитель: Я вначале прослушивания сказала о том, когда появилась эта музыка. И вот уже песню, характеризующую воинов Александра Невского, пели наши, советские солдаты, шедшие на бой с гитлеровскими фашистами. И чуть не ежедневно мощные репродукторы по всей стране несли призывные звуки этой песни: «Вставайте, люди русские! На сме6ртный бой, на правый бой!», перекликаясь с другой могучей песней, созданной впервые же дни после начала войны поэтом Лебедевым-Кумачом и композитором Александром Васильевичем Александровым: «Идёт война священная, народная война!».
15слайд.
Звучит фрагмент песни «Вставай, страна огромная»
Учитель: Что общего у этих песен? (интонации призыва, патриотизм)
Вот так соединились 13 и 20-й века, а соединила их сила искусства. Песни поднимали у людей чувства патриотизма, вели на битвы, помогали совершать подвиги. А имя Александра Невского навсегда осталось в истории как символ героизма и командирской доблести.
Вывод: сюжет, внешняя фабула произведения заимствованы из событий XIII века, а само произведение всем своим существом, всем духом своим связано с ХХ веком.
А в 1942г, в разгар Великой Отечественной войны, советский художник П.Корин создал триптих «Александр Невский». Работая над этим произведением, художник говорил, что хочет воплотить в ней «непокорный дух русского народа».
16 слайд. Триптих– произведение искусства, состоящее из трех картин, объединенных общей идеей.
Итак, давайте внимательней рассмотрим триптих.
17 слайд. (центральная часть триптиха «Александр Невский»)
Учитель: Опишите, каким предстаёт перед нами Александр Невский?
-Цветовая гамма (какие цвета)
-Во что одет Александр Невский?
-Что у него в руках?
-Где он стоит?
-Куда устремлен взгляд князя?
-Почему он такой большой?
-Какой он по характеру?
-Как мы можем его назвать? (БОГАТЫРЬ)
(Ответы детей.)
Учитель: А если бы вам предложили озвучить эту часть картины, то интонации каких жанров вы бы предпочли?
Д: образ князя Александра Невского созвучен с мужественным, гордым и торжественным маршем. А вот простирающиеся русские земли, на защиту которых встал Александр Невский и его дружина - музыкальной темой, схожей по характеру с протяжными русскими народными песнями.
Учитель: Левая часть триптиха – «Северная баллада».
Композиция картины включает две фигуры – женщина и воин-богатырь в дозоре на фоне суровой природы северного края (река, глухой лес). В ней художник разрабатывает мотив военной опасности и защиты мирных рубежей Руси.
В правой части триптиха – «Старинный сказ» - Павел Корин запечатлел реальных людей (сказителя и сказительницу) и ушкуйника (то ли богатыря, то ли разбойника).
-Какая идея лежит в основе этих картин?
-Почему фигура Александра Невского занимает центральную часть?
-Как связаны сюжеты правой и левой части триптиха с образом великого русского полководца?
( Ответы учащихся.)
Вывод: И кантата и картина построены на контрасте.
Контраст в Музыке и ИЗО - приём развития (временные и пространственные искусства).
В живописи контраст - это сопоставление цветов или масштабов. В музыке - сопоставление мажора и минора, быстрого и медленного темпов, громкого или тихого звучания (динамики), высоких или низких звуков.
Учитель: Огромная копия картины в феврале 1944 года была установлена при въезде в разрушенный Новгород, символизируя собой древние слова: «Кто к нам с мечом войдёт, от меча и погибнет».
Учитель: Возвращаясь к теме урока, мне ещё раз хочется обратить ваше внимание на то, что без прошлого у человека нет ни настоящего, ни будущего. Тем более, если это прошлое героическое.
Заключительное задание: составить синквейн: напишите 5 слов ассоциаций с образом князя Александра Невского.
Синквейн
Александр Невский
Храбрый, преданный
Защищает, оберегает, любит
Он был патриотом Родины
Герой!
Итог урока:
Учитель: А можно ли назвать патриотами вот этих людей: композитора Прокофьева, художника Корина, кинорежиссера Эйзенштейна?
-Что, кроме сюжета, роднит эти замечательные творения композитора, художника, кинорежиссера?
Ответы…..
Учитель: Воспевая русскую богатырскую мощь, великие мастера изображали не только славное прошлое нашего народа, но и его славное героическое будущее. Изображая историческое прошлое, заимствовав сюжеты из истории, сами произведения, всем свои духом будят в нашем воображении события 20 века. Песня-хор «Вставайте, люди русские!» постоянно звучала в годы Великой Отечественной войны. А под звуки хора «Славься!» из оперы Глинки «Иван Сусанин» на параде Победы 24 июня 1945 года из Спасских ворот Кремля выехал на белом коне маршал Г.Жуков.
В годы Великой Отечественной войны на защиту Родины встал весь народ.
-Как вы думаете, защитником Отечества могут быть только взрослые?
-Знаете ли вы песни о юных героях и защитниках? ( «Песня о маленьком трубаче», «Сыны полков»).
Исполнение: «Песня о маленьком трубаче»
Домашнее задание:
Найти в интернете пословицы и поговорки о защитниках отечества.
Подготовить атрибуты русичей и рыцарей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Звать через прошлое в настоящее. Александр Невский.
Конспект урока....
Звать через прошлое в настоящее. Александр Невский. - презентация
Презентация интегрированного урока музыки и изо в 5 классе....
Тест по музыке для 5 класса по программе Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева по теме "Звать через прошлое к настоящему. Кантата "Александр Невский" С.С. Прокофьева
Тест предназначен для учащихся 5 классов по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой по теме "Звать через прошлое к настоящему. Кантата "Александр Невский" С.С. Прокофьева. Кроме теста для проверки зна...
конспект урока музыки в 5 классе "Звать через прошлое к настоящему"
Конспект урока составлен по программе Критской - Сергеевой, 5 класс, 2 полугодие...
«Звать через прошлое к настоящему. Александр Невский» урок 21
Цель: получение развёрнутого представления о вокально-инструментальном жанре кантаты; героико-эпический образ Александра Невского в искусстве....
«Звать через прошлое к настоящему. Ледовое побоище. После побоища» урок 22
Продолжение знакомства с кантатой; укрепление взаимосвязи музыкального искусства, изобразительного и киноискусства; приобщение детей к сокровищам отечественной музыкальной классики; развит...
Технологическая карта «Звать через прошлое к настоящему. Александр Невский» урок 21
Конспект содержит этапы и виды творческой деятельности, формы и методы работы, перечень музыкального материала, предложения по использованию дополнительных материалов....