"Звать через прошлое к настоящему"
план-конспект урока по музыке (5 класс)

Носач Светлана Анатольевна

Конспект урока для 5 класса  "Звать через прошлое к настоящему". Урок из программы второго полугодия - "Музыка и изобразительное искусство".

В нём представлено изучение кантаты С.С.Прокофьева "Александр Невский", сопоставление героико-эпических образов музыки с образами изобразительного искусства.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Звать через прошлое к настоящему».

5 класс

Цель урока: сопоставить образ Александра Невского в музыке и изобразительном искусстве через триптих П. Корина и кантату С. Прокофьева.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Изучение кантаты «Александр Невский» С.С. Прокофьева, сопоставление героико-эпических образов музыки с образами  изобразительного искусства.
  2. Укрепление понимания взаимосвязи и взаимопроникновения различных видов искусств (музыки, литературы, живописи и киноискусства)

Воспитательные:

  1. Приобщение детей к сокровищам отечественной музыкальной классики, воспевающей силу и мощь русского народа;
  2. Создание эмоционально-положительной, творческой атмосферы на уроке, способствующей более полной реализации творческого потенциала учащихся.

Развивающие:

  1. Формирование музыкального вкуса, умения слушать и анализировать фрагменты кантаты;
  2. Расширить кругозор учащихся через знакомство с новым произведением.

Методы:

  1. Рассказ учителя с использованием средств визуальной и слуховой наглядности (рассматривание слайдов, слушание музыки, просмотр видеофрагментов);
  2. Выполнение заданий;
  3. Анализ музыкальных фрагментов, формулирование выводов в ходе беседы.

Оборудование:

-Компьютер, проектор;

-  Учебник Г.П.Сергеевой, Е.Д. Критской "Музыка" для 5 класса;

-  Фонохрестоматия музыкального материала для  5 класса;

- Слайдовая презентация;

      - Видеофрагменты из кинофильма “Александр Невский” режиссёра С.Эйзенштейна;

      - Нотный материал;

      - Музыкальные словари эмоций.

Ход урока.

Звучит песня  « Россия».  Дети входят в класс....

1Слайд

Учитель: Ребята, давайте поприветствуем друг  друга и наших гостей.

-Знакомая песня звучала, нравится вам?

-А для  нас Россия-это Родина

-А что такое Родина?    ( Ответы детей)

-А что нужно человеку для того, чтобы он мог спокойно  жить на своей Родине?

Д: МИР

Учитель: испокон веков  это было самым заветным желанием людей. Всегда было много охотников забрать эту землю, было много войн и всегда находились люди, которые защищали свою землю.

2 слайд.

Учитель: Посмотрите  внимательно. Какой вид искусства вы видите? Кто изображен на представленных иллюстрациях?

Дети: Богатыри.

Учитель: А как вы понимаете слово  богатырь?

Задание:    Подобрать ассоциативный ряд к этому слову. (герой, патриот…..)

О подвигах, о доблести, о славе защитников Отечества создано много произведений в различных видах искусства (литературе, живописи, музыке, народном творчестве, кино, театре).

-Вспомним известные вам (из уроков музыки) музыкальные произведения, в которых ярко раскрывается тема защиты Родины.

(Как повторение, проводится небольшая музыкальная викторина ).

3 слайд.   Звучат:

1. Канты петровского времени

2. Фрагмент из оперы «Иван Сусанин» М.Глинки  хор "Славься"

3.Фрагмент Симфонии № 2 («Богатырской»)А. Бородина

4.«Богатырские ворота» из («Картинок с выставки») М. Мусоргского.

5.хор из кантаты С.С.Прокофьева  «Александр Невский».

Учитель: Русские композиторы, художники, писатели и поэты постоянно обращаются в своём творчестве к теме  патриотизма.

Что главное в искусстве? В человеке?

Д:  Интонация

4слайд

Учитель: Искусство-это собранная информация о мире человека: каким он был, как менялся.

Слово-литература,

Чувство-музыка,

Эмоции-краски.

Учитель: Ребята, а как вы думаете: Сможет ли союз трёх искусств – музыки, литературы, изобразительного искусства показать нам связь прошлого с настоящим?

Ответы….

Учитель: У каждого народа  есть свои национальные герои, которых любят, чтят и помнят. Их имена остаются в веках, а нравственный облик не только не стирается в памяти потомков, но, напротив, с течением времени становится ярче и светлее.

(Высвечивается портрет Александра Невского.)

5-6 слайд

Учитель:  Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить?

Тема сегодняшнего урока «Звать через прошлое к настоящему».

Сегодня сопоставим образ Александра Невского через произведения изобразительного искусства и музыки.

Учитель: Ребята, мы знакомились с образом Александра Невского во 2-м и 3-м классах. Давайте вспомним, кем был А. Невский?

Д: Русским князем, а еще полководцем.
- Когда он жил? 1220-1263
Д: Почти 800 лет назад.
- Если бы он был обычным человеком, сохранилось бы в истории России его имя через столько лет?
Д: Конечно, нет. Он многое сделал для своей Родины.
-  Вспомните основные этапы его биографии.
Д: Александр Невский был праправнук А. Македонского, в пять лет знал несколько языков и готовил себя к военному делу. Все предки  А.Невского были военачальниками. Александр Невский прославился своими победами над шведами в 1240 году и над ливонскими рыцарями на Чудском озере в 1242 году

- Фамилию Невский он получил при рождении?
Д: Нет, эту фамилию дал ему народ.
- Почему народ стал называть его Невским?
Д: В 20 лет победил шведов на Неве-реке.

7 слайд

Учитель: Рассмотрим   Александро-Невскую лавру  в Санкт-Петербурге, основанную  в 1710 г. в память победы Александра Невского над шведами.

8 слайд

За великие дела во славу земли русской Православная церковь канонизировала Александра Невского в 1380 году после победы над Ордой князя Дмитрия Донского, правнука Александра Невского.  В 1725 был учрежден орден св. Александра Невского (слайд 9).  Новый орден Александра Невского, учрежденный в 1942, вошел в число высших советских боевых наград. А в 2008 году всеобщим голосованием имя Александра Невского возглавило список  великих людей России.

10 слайд.

Учитель: В начале 1938 года крупнейший советский кинорежиссер Сергей Эйзенштейн задумал большой звуковой фильм об Александре Невском. В качестве автора музыки он решил привлечь Прокофьева.  К этому фильму С.С. Прокофьевым была написана музыка.

(Демонстрируется отрывок из фильма «Александр Невский»)

Позднее, в 1939 году – Прокофьев  создал кантату «Александр Невский».
   -Что такое кантата?

11слайд

Кантата – крупное музыкальное произведение, состоящее из нескольких частей, исполняемых хором, солистами и оркестром (Запись в тетрадь).

-Как же представлен образ Александра Невского в произведении?

Для того  чтобы ответить на этот вопрос, нужно прослушать музыку второй части кантаты «Песнь об Александре Невском».  Опишите его музыкальный портрет.

12 слайд. ( Звучит музыкальный фрагмент, дети работают со словарями эмоций)

Учитель: Каков характер прозвучавшей музыки?

Д: Повествовательная, величавая, размеренная,  распев разносится далеко над просторами русской земли. Распевно, мелодично, протяжно, певуче, широко, неторопливо.

Учитель: По своему интонационному строю музыка песни близка жанру какой русской народной песни?

Д: Жанру былины,

(Пропеть и показать жестом, пользуясь нотной записью на слайде)

IMG_0002.jpg

Учитель: Каким предстал А. Невский перед вами, каким вы его видите в музыке?

Дети: мужественным, сильным, надежным, уверенным, смелым защитником .

Учитель: Как и чем композитор подчеркнул образ героя?

Дети: ритмом, темпом, тембром

Учитель: Может ли эта музыка являться одновременно и характеристикой русского народа?

Д:……

Два гениальных советский мастера создали свои произведения в ту пору, когда гитлеровский фашизм уже начал своё варварское вторжение в страны Европы и угроза фашистского нашествия нависла над всем миром. Фильм был создан в 1938 году, кантата – в 1939. Они прозвучали, как решительное предостережение, как грозное напоминание о том, что ждёт врага, который решится напасть на нашу Родину. И эти произведения как раз должны были напомнить людям об угрозе, поднять их патриотизм. Яркой музыкальной картиной, изображающий русский народ, является четвёртая часть кантаты  «Вставайте, люди русские». Этот хор – знаменитая патриотическая русская песня, призыв к защите родной земли. В ней  композитор передает настрой, состояние русского народа, его решимость и мужество.

Звучит хор«Вставайте люди русские» из кантаты Прокофьева.)

( Прослушивание…)

Учитель: Что вы услышали  во вступлении?      (Звон колоколов)
- Как этот звон называется?               (Набат)
- Какая песня по характеру?     (Мужественная, сильная и т.д.)
- Везде ли одинаково звучит музыка?   (Нет, в средней части музыка напевная, спокойная)
- От лица кого поется средняя часть?   (Женщин, матерей)

-Какие интонации мы слышим в этой музыке? (призывные, требовательные)

-Какая форма? (3-х частная)

Спеть главную тему.

http://tepka.ru/muzyka_5/94-3.jpg

-Какие особенности мелодики, ритма использовал С. Прокофьев для характеристики величавого облика русского народа?

Д. . В мелодии, в её настойчиво повторяющихся энергичных интонациях слышатся боевые кличи, призывы. Ритм марша подчеркивает героический характер музыки.

Учитель: Еще раз вслушаемся в музыку вступления  и попробуем передать (изобразить) движением руки характер звучания набатного колокола.

(Дети выполняют упражнение)

Учитель: Я вначале прослушивания сказала о том, когда появилась эта музыка. И вот уже песню, характеризующую воинов Александра Невского, пели наши, советские солдаты, шедшие на бой с  гитлеровскими фашистами. И чуть не ежедневно мощные репродукторы по всей стране несли призывные звуки этой песни: «Вставайте, люди русские! На сме6ртный бой, на правый бой!», перекликаясь с другой могучей песней, созданной  впервые же дни после начала войны поэтом Лебедевым-Кумачом и композитором Александром Васильевичем Александровым: «Идёт война священная, народная война!».

15слайд.

Звучит фрагмент песни «Вставай, страна огромная»

Учитель: Что общего у этих песен?  (интонации призыва, патриотизм)
Вот так соединились 13 и 20-й века, а соединила их сила искусства. Песни поднимали у  людей чувства патриотизма, вели на битвы, помогали совершать подвиги. А имя Александра Невского навсегда осталось в истории как символ героизма и командирской доблести.

Вывод: сюжет, внешняя фабула произведения заимствованы из событий XIII века, а само произведение всем своим существом, всем духом своим связано с ХХ веком.

А в 1942г, в разгар Великой Отечественной войны,  советский художник  П.Корин создал триптих «Александр Невский». Работая над этим произведением, художник говорил, что хочет воплотить в ней «непокорный дух русского народа».

16 слайд. Триптих– произведение искусства, состоящее из трех картин, объединенных общей идеей.

Итак, давайте внимательней рассмотрим триптих.

17 слайд.   (центральная часть триптиха «Александр Невский»)

Учитель: Опишите, каким предстаёт перед нами Александр Невский?

-Цветовая гамма (какие цвета)

-Во что одет Александр Невский?

-Что у него в руках?

-Где он стоит?

-Куда устремлен взгляд князя?

-Почему он такой большой?

-Какой он по характеру?

-Как мы можем его назвать?  (БОГАТЫРЬ)

(Ответы детей.)

Учитель: А если бы вам предложили озвучить эту часть картины, то интонации каких жанров вы бы предпочли?

Д: образ князя Александра Невского созвучен с мужественным, гордым и торжественным маршем. А вот простирающиеся русские земли, на защиту которых встал Александр Невский и его дружина - музыкальной темой, схожей по характеру с протяжными русскими народными песнями.

Учитель: Левая часть триптиха – «Северная баллада».

Композиция картины включает две фигуры – женщина и воин-богатырь в дозоре на фоне суровой природы северного края (река, глухой лес). В ней художник разрабатывает мотив военной опасности и защиты мирных рубежей Руси.

В правой части триптиха – «Старинный сказ» - Павел Корин запечатлел реальных людей (сказителя и сказительницу) и ушкуйника (то ли богатыря, то ли  разбойника).

-Какая идея лежит в основе этих картин?

-Почему фигура Александра Невского занимает центральную часть?

-Как связаны сюжеты правой и левой части триптиха с образом великого русского полководца?

( Ответы учащихся.)

Вывод: И кантата и картина построены на контрасте.

Контраст в Музыке и ИЗО  - приём развития (временные и пространственные искусства).

В живописи контраст - это сопоставление цветов или масштабов. В музыке - сопоставление мажора и минора, быстрого и медленного темпов, громкого или тихого звучания (динамики), высоких или низких звуков.

Учитель: Огромная копия картины в феврале 1944 года была установлена при  въезде в разрушенный Новгород, символизируя собой древние слова: «Кто к нам с мечом войдёт, от меча и погибнет».

Учитель: Возвращаясь к теме урока, мне ещё раз хочется обратить ваше внимание на то, что без прошлого у человека нет ни настоящего, ни будущего. Тем более, если это прошлое героическое.

Заключительное  задание:  составить синквейн:   напишите 5 слов ассоциаций с образом князя Александра Невского.

Синквейн

Александр Невский

Храбрый, преданный

Защищает, оберегает, любит

Он был патриотом Родины

Герой!

Итог урока:

Учитель: А можно ли назвать патриотами вот этих людей: композитора Прокофьева, художника Корина, кинорежиссера Эйзенштейна?

-Что, кроме сюжета, роднит эти замечательные творения композитора, художника, кинорежиссера?

Ответы…..

Учитель: Воспевая русскую богатырскую мощь, великие мастера изображали не только славное прошлое нашего народа, но и его славное героическое будущее. Изображая историческое прошлое, заимствовав сюжеты из истории, сами произведения, всем свои духом будят в нашем воображении события 20 века. Песня-хор «Вставайте, люди русские!» постоянно звучала в годы Великой Отечественной войны. А под звуки хора «Славься!» из оперы Глинки «Иван Сусанин» на параде Победы 24 июня 1945 года из Спасских ворот Кремля выехал на белом коне маршал Г.Жуков.

В годы Великой Отечественной войны на защиту Родины встал весь народ.

-Как вы думаете, защитником Отечества могут быть только взрослые?

-Знаете ли вы песни о юных героях и защитниках? ( «Песня о маленьком трубаче», «Сыны полков»).

Исполнение:  «Песня о маленьком трубаче»

Домашнее задание:

Найти в интернете пословицы и поговорки о защитниках отечества.

Подготовить атрибуты русичей и рыцарей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Звать через прошлое в настоящее. Александр Невский. - презентация

Презентация интегрированного урока музыки и изо в 5 классе....

Тест по музыке для 5 класса по программе Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева по теме "Звать через прошлое к настоящему. Кантата "Александр Невский" С.С. Прокофьева

Тест предназначен для учащихся 5 классов по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой по теме "Звать через прошлое к настоящему. Кантата "Александр Невский" С.С. Прокофьева. Кроме теста для проверки зна...

конспект урока музыки в 5 классе "Звать через прошлое к настоящему"

Конспект урока составлен по программе Критской - Сергеевой, 5 класс, 2 полугодие...

«Звать через прошлое к настоящему. Александр Невский» урок 21

Цель: получение развёрнутого представления о вокально-инструментальном жанре кантаты; героико-эпический образ Александра Невского в искусстве....

«Звать через прошлое к настоящему. Ледовое побоище. После побоища» урок 22

Продолжение знакомства с кантатой; укрепление взаимосвязи музыкального искусства, изобразительного и киноискусства; приобщение  детей к сокровищам  отечественной музыкальной классики; развит...

Технологическая карта «Звать через прошлое к настоящему. Александр Невский» урок 21

Конспект содержит этапы и виды творческой деятельности, формы и методы работы, перечень музыкального материала, предложения по использованию дополнительных материалов....