5 класс "Вторая жизнь песни"
план-конспект урока по музыке (5 класс)
Конспект урока по предмету "Музыка" Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass_vtoraya_zhizn_pesni.docx | 28.93 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Класс 5
Тема урока музыки: «Вторая жизнь песни»
Цель: углубить представления учащихся о музыке, основанной на использовании народной песни; о народных истоках профессиональной музыки.
Планируемые результаты:
Предметные: знание понятий - интерпретация, аранжировка; расширение музыкального и общего культурного кругозора.
Личностные: развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; развитие эмоционального восприятия произведения.
Тип занятия: урок «открытия» нового знания
Методы и приемы: метод размышления о музыке, наглядность, ЭОР, метод музыкальных обобщений, словесный (беседа, рассказ), работа с учебником.
Материалы, оборудование: музыкальный центр, флеш – накопитель, видеопроектор, экран, презентация, компьютер, аудиозапись произведений Симфония №4 (П.И.Чайковский), «Песня Сольвейг» (Э. Григ), р.н.п. «Во поле береза стояла», фортепиано.
Музыкальный репертуар: р.н.п. «Во поле береза стояла», П.И.Чайковский «Симфония №4» финал (аудио); Э.Григ «Песня Сольвейг» (видеозапись), «Песня Сольвейг» в современной трактовке (аудиозапись), «Венецианская ночь» М.И.Глинка.
Структура урока:
1. Организационный момент;
2. Организация слушательской деятельности;
3. Организация исполнительской деятельности;
4. Рефлексия.
№ | Этап урока | Универсальные Учебные действия | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Хронометраж |
1 | Организационный момент | К (владение монологической и диалогической формами речи) | (Слайд- голос за кадром «Давным-давно в этой лаборатории проводились очень важные эксперименты. Но сейчас она опустела, потому что люди утратили важные музыкальные элементы. А что это такое вы узнаете тогда, когда наполните музыкальные колбы») - Скорее же отправимся в лабораторию! | 1 минута |
2 | Организация слушательской деятельности | Р (целеполагание) – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно. П (структурирование знаний) К (постановка вопросов, сотрудничество с учителем) | (На слайде дверь, звучит скрип и пустая колба) - Перед нами пустая колба, она отвечает за информацию, заполнив ее полностью, мы найдем секретный элемент. В колбе находится подсказка (слайд «Во поле береза стояла») - Как вы думаете, что это может быть? - Сейчас мы вспомним ее и споем в характере хороводной песни. (слайд – колба заполняется) - С помощью средств музыкальной выразительности охарактеризуйте песню, которую мы пропели (слайд – колба заполняется) - О, процесс пошел! Колба начинает заполняться! - Прочитайте, что говорил о значении народного творчества С.В.Рахманинов: «Разнообразие народного песенного материала в России почти беспредельно. На огромных пространствах страны объединены разные народы. У них различные языки и различные песни…». - Сейчас вы услышите фрагмент финала Симфонии №4 П.И.Чайковского (записать в тетрадь произведение, автор) - Финал Симфонии с секретом. Вы должны его разгадать. Вы его разгадаете, если узнаете мелодию. А я буду наблюдать и в тот момент, когда вы услышите и узнаете знакомую мелодию поднимите руку. - Как изменилась мелодия русской песни у П.И.Чайковского? (слайд – колба) - Ребята, смотрите, нам осталось совсем немного! А что мы знаем о композиторе? - Итак, композитор взял русскую народную песню, изменил её первоначальный художественный замысел и использовал уже в измененном виде в симфонии, т.е. вложил в эту песню свое композиторское понимание. - Такой прием в музыке называется сложным словом ИНТЕРПРЕТАЦИЯ – это и есть наш первый музыкальный элемент. (на слайде определение слова «интерпретация») Запишите в тетради определение. (слайд – дверь, звучит скрип и появляется вторая колба) - Перед нами вторая колба, она отвечает за творчество. Посмотрим, какая нас ждет там подсказка. (слайд – появляется подсказка НОРВЕГИЯ и подписано) - О чем нам говорит эта подсказка? - Ребята, а в произведениях какого композитора звучат напевы норвежского и шведского музыкального фольклора? - Посмотрите внимательно на картину, которая находится на 29 странице учебника. Что на ней изображено?
- Кто напомнит нам, о чем эта сюита? - Главная героиня сюиты Грига – Сольвейг, девушка которая ждала своего любимого человека Пера Гюнта всю жизнь. Она ослепла от слез, ожидая его. - Прослушайте «Песню Сольвейг» и подумайте, какой мы видим Сольвейг в этой песне? - Так какой же мы видим Сольвейг в этой песне? - А какие интонации звучат в мелодии? - Какие чувства помогли спастись Перу Гюнту? - Сейчас мы с вами сделаем символ любви Сольвейг и Пера Гюнта своими руками. (делаем сердце из бумаги) на 3 группы: нарисовать родину Грига , сердце, выразительно прочитать текст песни Сольвейг, по цепочке. На фоне И.Крутой - А вы заметили, что песня Сольвейг звучала иначе?
Итак, особый прием в музыке, когда композитор не меняет характер мелодии, но пишет для другого состава инструментов называется АРАНЖИРОВКА (обработка) – это наш второй музыкальный элемент (на слайде определение «аранжировка»). Запишите в тетрадь определение. - Какие новые термины вы сегодня узнали? - В каких произведениях известные песенные мелодии получили свою вторую жизнь? - Ребята, найдите в учебнике вывод нашего урока. | - Русская народная песня Дети поют песню вместе с учителем. - Музыка: вокальная Мелодия: напевная Темп: спокойный Динамика: звучит негромко Форма: куплетная Жанр: хороводная Образ: лирический Зачитывают высказывание С.В. Рахманинова. Слушают Симфонию №4 П.И.Чайковского - «Во поле береза стояла»
Записывают определение слова «интерпретация» в тетрадь. - Высказывают предположения. - Эдвард Григ - Образ девушки. - Напряженность, тревога, волнение, надежда. - Теплые краски образа и холодный иней на стекле, свет свечи и темнота пространства вокруг образа. - Песенные. - Ожидание. - «Песня Сольвейг» из сюиты «Пер Гюнт» норвежского композитора Э.Грига. -Сюита рассказывает поучительную историю о юноше, который покинул родной дом в надежде разбогатеть и найти свое счастье. Слушают «Песню Сольвейг» Э.Грига - Нежной, доброй, сердечной, влюбленной - Напевные, печальные. - Вера, надежда, любовь Сольвейг Ответы ребят - Состав музыкальных инструментов. - Фортепиано. - Напевные, печальные Записывают определение «аранжировка». Ответы детей | 15 минут 20 минут | |
3 | Организация исполнительской деятельности | П (умение сравнивать, сопоставлять, обобщать) Р (певческая установка) К (участие в хоровом исполнении музыкальных произведений, формирование умения слушать и понимать других) Л (творческая самореализация на уроке, импровизация в характере) | (Слайд – дверь, звучит скрип и появляется 3 колба) - Перед нами последняя колба, она отвечает за эмоции и чувства. Скорее посмотрим какая подсказка нас ждет! (слайд – подсказка голос за кадром – Для того, чтобы наполнить последнюю волшебную колбу, вам необходим инструмент. Это единственный музыкальный инструмент, который есть у каждого человека.) - Ребята, что же это? - Правильно! При помощи голоса мы попытаемся с вами наполнить последнюю волшебную колбу. - Но это была не последняя подсказка, у нас есть еще одна. (сыграть мелодию «Венецианской ночи») - Ребята, вам знакомо это произведение? - Правильно. А теперь вспомним этот романс и исполним его. (слайд – голос за кадром: Вы блестяще справились с заданиями и получили необходимые ответы) | - Голос. - Да, это «Венецианская ночь» М.И.Глинки. | 10 минут | |
ВХР трудности | Методы и приемы | |||||
Ритмический рисунок | 1. Графический показ, собственный показ | |||||
4 | Рефлексия | Р (формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность) | - Теперь мы с вами разберем как вы справились на уроке М (мизинец) – мышление. Какие знания, опыт вы сегодня получили? Б (безымянный) – Что вы сегодня делали и чего достигли? С (средний) – настроение. Каким было ваше эмоциональное состояние? У (указательный) – Чем порадовал? Б (большой) | 4 минуты |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока «Другая жизнь песни »
Технологическая карта урока «Другая жизнь песни »...
урок музыки в 5 классе по теме "Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества"
Разработка урока музыки в 5 классе. Цель: знакомство с музыкальными произведениями композиторов в основе которых лежат интонации народных песен и напевов, закрепление знаний о понятиях «обработка»,...
Методическая разработка урока музыки в 5 классе по теме "Вторая жизнь песни".
Цели: -повысить познавательный интерес учащихся к миру народной музыки -подчеркнуть жизненную основу всех искусств -развитие памяти Задачи: -показать связь русской народной песни...
Вторая жизнь песни «Живительный родник творчества»
Урок обобщения и систематизации по теме: Вторая жизнь песни «Живительный родник творчества»....
Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.
Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....
«Вторая жизнь песни»
Цель: Углубление представлений учащихся о музыке, основанной на использовании народной песни.Задачи урока:·...
Конспект открытого урока по музыке в 5 классе на тему: "Программная музыка. Вторая жизнь песни" 2014 год.
Тема 1 полугодия: «Музыка и литература».Обобщающий урок по темам: «Программная музыка. Вторая жизнь песни».Тип урока: углубление и обобщение темы.Форма: урок-концерт. Цель...