5 класс "Вторая жизнь песни"
план-конспект урока по музыке (5 класс)

Анастасия Витальевна Эпп

Конспект урока по предмету "Музыка" Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass_vtoraya_zhizn_pesni.docx28.93 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Класс 5                                                                                                                                              

Тема урока музыки: «Вторая жизнь песни»

Цель: углубить представления учащихся о музыке, основанной на использовании народной песни; о народных истоках профессиональной музыки.

Планируемые результаты:

Предметные: знание понятий - интерпретация, аранжировка; расширение музыкального и общего культурного кругозора.

Личностные: развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; развитие эмоционального восприятия произведения.

Тип занятия: урок «открытия» нового знания

Методы и приемы: метод размышления о музыке, наглядность, ЭОР, метод музыкальных обобщений, словесный (беседа, рассказ), работа с учебником.

Материалы, оборудование: музыкальный центр, флеш – накопитель, видеопроектор, экран, презентация, компьютер, аудиозапись произведений Симфония №4 (П.И.Чайковский), «Песня Сольвейг» (Э. Григ), р.н.п. «Во поле береза стояла», фортепиано.

Музыкальный репертуар: р.н.п. «Во поле береза стояла», П.И.Чайковский «Симфония №4» финал (аудио); Э.Григ «Песня Сольвейг» (видеозапись), «Песня Сольвейг» в современной трактовке (аудиозапись), «Венецианская ночь» М.И.Глинка.

Структура урока:

1. Организационный момент;

2. Организация слушательской деятельности;

3. Организация исполнительской деятельности;

4. Рефлексия.

Этап урока

Универсальные Учебные действия

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Хронометраж

1

Организационный

момент

К (владение монологической и диалогической формами речи)  

(Слайд- голос за кадром «Давным-давно в этой лаборатории проводились очень важные эксперименты.

Но сейчас она опустела, потому что люди утратили важные музыкальные элементы.

А что это такое вы узнаете тогда, когда наполните музыкальные колбы»)

- Скорее же отправимся в лабораторию!

1 минута

2

Организация слушательской деятельности

Р (целеполагание) – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно.

П (структурирование знаний)

К (постановка вопросов, сотрудничество с учителем)

(На слайде дверь, звучит скрип и пустая колба)

- Перед нами пустая колба, она отвечает за информацию, заполнив ее полностью, мы найдем секретный элемент. В колбе находится подсказка (слайд «Во поле береза стояла»)

- Как вы думаете, что это может быть?

- Сейчас мы вспомним ее и споем в характере хороводной песни.

(слайд – колба заполняется)

- С помощью средств музыкальной выразительности охарактеризуйте песню, которую мы пропели

(слайд – колба заполняется)

- О, процесс пошел! Колба начинает заполняться!

- Прочитайте, что говорил о значении народного творчества С.В.Рахманинов: «Разнообразие народного песенного материала в России почти беспредельно. На огромных пространствах страны объединены разные народы. У них различные языки и различные песни…».

- Сейчас вы услышите фрагмент финала Симфонии №4 П.И.Чайковского (записать в тетрадь произведение, автор)

- Финал Симфонии с секретом. Вы должны его разгадать. Вы его разгадаете, если узнаете мелодию. А я буду наблюдать и в тот момент, когда вы услышите и узнаете знакомую мелодию поднимите руку.

- Как изменилась мелодия русской песни у П.И.Чайковского?

(слайд – колба)

- Ребята, смотрите, нам осталось совсем немного! А что мы знаем о композиторе?

- Итак, композитор взял русскую народную песню, изменил её первоначальный художественный замысел и использовал уже в измененном виде в симфонии, т.е. вложил в эту песню свое композиторское понимание.

- Такой прием в музыке называется сложным словом ИНТЕРПРЕТАЦИЯ – это и есть наш первый музыкальный элемент. (на слайде определение слова «интерпретация») Запишите в тетради определение.

 (слайд – дверь, звучит скрип и появляется вторая колба)

- Перед нами вторая колба, она отвечает за творчество. Посмотрим, какая нас ждет там подсказка.

(слайд – появляется подсказка НОРВЕГИЯ и подписано)

- О чем нам говорит эта подсказка?

- Ребята, а в произведениях какого композитора звучат напевы норвежского и шведского музыкального фольклора?

- Посмотрите внимательно на картину, которая находится на 29 странице учебника. Что на ней изображено?

  1. Какое чувство преобладает во взгляде?

  1. Какой контраст мы видим в картине?

  1. Какие интонации, песенные или танцевальные, звучат в этой картине?
  2. Как бы вы назвали эту картину?
  3. Какое музыкальное сочинение созвучно этой картине?

- Кто напомнит нам, о чем эта сюита?

- Главная героиня сюиты Грига – Сольвейг, девушка которая ждала своего любимого человека Пера Гюнта всю жизнь. Она ослепла от слез, ожидая его.

- Прослушайте «Песню Сольвейг» и подумайте, какой мы видим Сольвейг в этой песне?

- Так какой же мы видим Сольвейг в этой песне?

- А какие интонации звучат в мелодии?

- Какие чувства помогли спастись Перу Гюнту?

- Сейчас мы с вами сделаем символ любви Сольвейг и Пера Гюнта своими руками.

(делаем сердце из бумаги) на 3 группы: нарисовать родину Грига , сердце, выразительно прочитать текст песни Сольвейг, по цепочке.

На фоне И.Крутой

- А вы заметили, что песня Сольвейг звучала иначе?

  1.  Что изменилось в музыке?
  2. Какой инструмент солирует?
  3. Какие интонации звучат в этом произведении?

Итак, особый прием в музыке, когда композитор не меняет характер мелодии, но пишет для другого состава инструментов называется АРАНЖИРОВКА (обработка) – это наш второй музыкальный элемент (на слайде определение «аранжировка»). Запишите в тетрадь определение.

- Какие новые термины вы сегодня узнали?

- В каких произведениях известные песенные мелодии получили свою вторую жизнь?

- Ребята, найдите в учебнике вывод нашего урока.

- Русская народная песня

Дети поют песню вместе с учителем.

- Музыка: вокальная

Мелодия: напевная

Темп: спокойный

Динамика: звучит негромко

Форма: куплетная

Жанр: хороводная

Образ: лирический

Зачитывают высказывание С.В. Рахманинова.

Слушают Симфонию №4 П.И.Чайковского

- «Во поле береза стояла»

  1. Великий русский композитор;
  2. Его музыку слушают во всем мире;
  3. Он писал много музыки для детей и о природе.
  4. А также писал оперы, симфонии, балеты.

Записывают определение слова «интерпретация» в тетрадь.

- Высказывают предположения.

- Эдвард Григ

- Образ девушки.

- Напряженность, тревога, волнение, надежда.

- Теплые краски образа и холодный иней на стекле, свет свечи и темнота пространства вокруг образа.

- Песенные.

- Ожидание.

- «Песня Сольвейг» из сюиты «Пер Гюнт» норвежского композитора Э.Грига.

-Сюита рассказывает поучительную историю о юноше, который покинул родной дом в надежде разбогатеть и найти свое счастье.

Слушают «Песню Сольвейг» Э.Грига

- Нежной, доброй, сердечной, влюбленной

- Напевные, печальные.

- Вера, надежда, любовь Сольвейг

Ответы ребят

- Состав музыкальных инструментов.

- Фортепиано.

- Напевные, печальные

Записывают определение «аранжировка».

Ответы детей

15 минут

20 минут

3

Организация исполнительской деятельности

П (умение сравнивать, сопоставлять, обобщать)

Р (певческая установка)

К (участие в хоровом исполнении музыкальных произведений, формирование умения слушать и понимать других)

Л (творческая самореализация на уроке, импровизация в характере)

(Слайд – дверь, звучит скрип и появляется 3 колба)

- Перед нами последняя колба, она отвечает за эмоции и чувства. Скорее посмотрим какая подсказка нас ждет!

(слайд – подсказка голос за кадром – Для того, чтобы наполнить последнюю волшебную колбу, вам необходим инструмент. Это единственный музыкальный инструмент, который есть у каждого человека.)

- Ребята, что же это?

- Правильно! При помощи голоса мы попытаемся с вами наполнить последнюю волшебную колбу.

- Но это была не последняя подсказка, у нас есть еще одна. (сыграть мелодию «Венецианской ночи»)

- Ребята, вам знакомо это произведение?

- Правильно. А теперь вспомним этот романс и исполним его.

(слайд – голос за кадром: Вы блестяще справились с заданиями и получили необходимые ответы)

- Голос.

- Да, это «Венецианская ночь» М.И.Глинки.

10 минут

ВХР трудности

Методы и приемы

Ритмический рисунок

1. Графический показ, собственный показ

4

Рефлексия

Р (формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность)

- Теперь мы с вами разберем как вы справились на уроке

М (мизинец) – мышление. Какие знания, опыт вы сегодня получили?        

Б (безымянный) – Что вы сегодня делали и чего достигли?

С (средний) – настроение. Каким было ваше эмоциональное состояние?

У (указательный) – Чем порадовал?

Б (большой)

4 минуты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока «Другая жизнь песни »

Технологическая карта урока «Другая жизнь песни »...

урок музыки в 5 классе по теме "Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества"

Разработка урока музыки в 5 классе. Цель: знакомство с музыкальными произведениями композиторов в основе которых лежат интонации народных песен и напевов, закрепление знаний о понятиях «обработка»,...

Методическая разработка урока музыки в 5 классе по теме "Вторая жизнь песни".

Цели: -повысить познавательный интерес учащихся к миру народной музыки -подчеркнуть жизненную основу всех искусств -развитие памяти Задачи:  -показать  связь русской народной песни...

Вторая жизнь песни «Живительный родник творчества»

Урок обобщения и систематизации по теме: Вторая жизнь песни «Живительный родник творчества»....

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....

«Вторая жизнь песни»

Цель:  Углубление представлений учащихся о музыке, основанной на использовании народной песни.Задачи урока:·...

Конспект открытого урока по музыке в 5 классе на тему: "Программная музыка. Вторая жизнь песни" 2014 год.

Тема 1 полугодия: «Музыка и литература».Обобщающий урок по темам: «Программная музыка. Вторая жизнь песни».Тип урока: углубление и обобщение темы.Форма: урок-концерт. Цель...