Конспекты уроков по музыке средней школе
план-конспект урока по музыке (5, 6, 7 класс)
Конспекты уроков с 5-7 классы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass.docx | 35.33 КБ |
6_klass.doc | 52 КБ |
7_klass.docx | 25.67 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
| |
Школа №137 Дата: 21.04 | |
Класс: 5 | |
Студента ЧПК№1 Валеев Фарид | |
40 группа |
Тема урок: С. Рахманинов Концерт для фортепиано с оркестром №2
Цель: Познакомить детей с концертом для фортепиано с оркестром №2
Тип урока: «открытие» новых знаний
Методы и приемы: объяснительно-иллюстративный, наглядный, словесный, ассоциативный, метод музыкального общения
Планируемые результаты:
Предметные:
1. Расширение знаний о биографии композитора С. Рахманинова
Личностные:
1. Воспитание любви и познавательного интереса к музыке
2. Развитие взаимосвязи традиций и новаторства в музыке
Материалы и оборудование: Доска, проектор, компьютер, фортепиано, презентация
Музыкальный репертуар:
1. Старый рояль
2. Вступление к концерту для фортепиано с оркестром №2 и первая часть концерта.
Структура урока:
1.Орг.момент
2. Организация слушательской деятельности
3. Организация исполнительской деятельности
4 Итог урока
5.Рефлексия
Ход урока
№ | Этап урока | УУД | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Хронометраж |
1 | Организационный момент | Регулятивные УУД – волевая саморегуляция | - Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Меня зовут Фарид Фаридович, и сегодня я проведу у вас урок музыки. Учащиеся входят в класс. | -Приветствуют учителя, садятся | 2 |
2 | Организация слушательской деятельности | Коммуникативные УУД – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; формирование умения строить фразы, отвечать на поставленный вопрос Коммуникативные УУД – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; формирование умения строить фразы, отвечать на поставленный вопрос Личностные УУД- формирование желания выполнять учебные действия; формирование интереса к себе и окружающему миру. | - Посмотрите на доску и скажите мне, как зовут данного композитора? - Правильно, это Сергей Васильевич Рахманинов. Сергей Васильевич Рахманинов родился 20 марта (1 апреля) 1873 года в имении Онег (по другим данным – в имении Семеново) Новгородской губернии в дворянской семье. Будущий композитор с ранних лет увлекался музыкой, уже в 5 лет играл на фортепьяно под руководством А. Орнатской. В 1882 году девятилетний Рахманинов поступает в Петербургскую консерваторию. С 1885 года обучается сначала на младшем (в классе Н. Зверева), а затем на старшем отделении Московской консерватории у А. Зилоти, С. Танеева, А. Аренского. В 1893 году Сергей Васильевич окончил Московскую консерваторию по классам фортепиано и композиции с золотой медалью. - В 1901 году Рахманинов завершил свой 2-й фортепианный концерт. Стоит отметить, что его появлению предшествовал крайне тяжелый период в жизни композитора – неудачная премьера Первой симфонии в 1897 году. Это сильно отразилось на душевном состоянии Рахманинова, из-за чего он даже отказался полностью от композиции на несколько лет, пребывая в сильнейшем творческом кризисе. Тяжелая депрессия позади, а это значит, что за все три года у талантливого композитора накопились творческие силы и идеи. Именно в этот период времени появляются сочинения Рахманинова, которые символизируют собой более высокую ступень его художественного мастерства. - Во Втором концерте композитор предстает перед публикой уже как зрелый художник, со своим особым мастерством, стилем, полностью и весьма ярко владеющий всеми доступными выразительными средствами, как настоящий мастер крупной формы. Творческий путь, намеченный еще в Первой симфонии, теперь окончательно определяется – это преобладание лирико-эпического симфонизма, который неизменно опирается на национальную мелодику и метроритм. Все яркие события детства, посещение служб в московском Андрониковом монастыре, изучение хоровых произведений А. Кастальского – все это оказало огромное влияние на формирование его индивидуального стиля. 24 апреля Сергей Васильевич решил представить небольшой публике первую часть концерта. Это произошло на собрании музыкантов у Гольденвейзера в 1901 году. Вот только слушатели не сразу оценили эту прекрасную и самобытную музыку. Однако первое публичное исполнение всего концерта принесло произведению всеобщее признание и любовь слушателей. Впервые Второй концерт для фортепиано с оркестром до минор был представлен публике 27 октября 1901 года в исполнении самого композитора. Оркестром дирижировал А.И. Зилоти. Главная тема первой части произвела неизгладимое впечатление на слушателей и поразила буквально всех, кто присутствовал в зале. - И сегодня мы послушаем вступление из Первой части Второго концерта для фортепиано с оркестром С. В. Рахманинова, а вы ответите на следующие вопросы: 1. Как начинается произведение? 2. Какое вступление по настроению, характеру? 3. музыка сразу звучит громко? - Правильно, первая часть Второго концерта для фортепиано с оркестром С. В. Рахманинова начинается тихими вступительными аккордами фортепиано, звучание которых растет и ширится. Создается впечатление нарастающего, призывно-торжественного набата. «Колокольность» звучания сохраняется во взволнованном аккомпанементе. На его фоне появляется широкая распевная мелодия. Мужественная суровость сочетается в ней с задушевной лиричностью. Вторая побочная тема этой части более спокойная, мечтательная. Как лирический монолог солиста, полна упоительного восторга перед красотой мира. В сопоставлении этих двух тем происходит развитие всей музыки I части, приводящее к кульминации (разработке). К рождению интонаций чеканного, упругого, маршевого характера с особой напряженностью и приподнятостью. - Вторая часть Adagio sostenuto – это лирический центр концерта. Вся часть написана в едином эмоциональном фоне и вырастает из одного тематического зерна. Сама музыка невероятно мечтательная, спокойная, символизирует собой красоту природы и гармонию. Именно в этой части впервые появляется типичный рахманиновский тип мелодии – очень легкой, трепетной, которая как бы «парит». Этот мягкий образ еще больше оттеняется сопровождением – мягким и колышущемся, которое расцвечивает основную мелодию необыкновенными красками. Подобная игра светотени придает музыке ощущение умиротворенности, шелеста листвы теплым летним вечером. Средний раздел, наполненный страстной патетической декламацией, вносит некое смятение и напоминает о горестных переживаниях. Но он появляется лишь как воспоминание и снова сменяется мягкой, светлой лирической темой. - Финал Второго концерта возвращает снова к образу первой части и величественно утверждает победу светлого начала, торжество самых светлых чувств. Эта часть окрашена радостными звонами, которые звучат в основной теме. Скерцозное движение резко сменяется хоровыми вставками, затем появляются маршевые отголоски и, конечно же, удары колокола, как в первой части. Напряжение постепенно нарастает все больше и больше, приводя к светлой мелодии (побочной партии). Заканчивается финальная часть звучанием гимнической темы на фоне мощных аккордов. Это своеобразный восторженный гимн, который прославляет красоту и величие человека. А сейчас мне хотелось бы вам рассказать интересные факты об этом концерте: 1. Свой концерт Рахманинов посвятил врачу-гипнотизеру Николаю Далю, у которого проходил лечение, преодолевая душевный кризис. 2. В 1904 году Сергей Васильевич получил Глинкинскую премию за свой Второй концерт, утвержденную известным меценатом М. Беляевым. 3. У Второго концерта очень обширная фильмография. Музыку этого прекрасного произведения можно услышать во многих фильмах: «Рай» (2016), «Женщина и Мужчина» (2010), «Частная жизнь» (1982), «Поэма о крыльях» (1979), «Весна на Заречной улице» (1956), «Ветка сирени» (2007), «Бинго-Бонго» (1982), «Короткая встреча» (1974), «Бункер», мультфильм «Свинья-копилка» (1963) и др. | Рахманинов Сергей Васильевич Со вступления (Взволнованное, наряженное, тревожное, щемящее). Как бы приближается издалека, тихие вступительные аккорды фортепиано ширятся, растут. Ответы детей | 25 |
3 | Организация исполнительской деятельности | Регулятивные УУД | Я предлагаю вам сейчас самим побывать на концерте и спеть нашу с вами песню, которая называется «Старый рояль» | 10 | |
4 | Итог | Регулятивные УУД – контроль и оценка знаний | - Кто является композитором концерта? - В каком году написан концерт? - Сколько частей в этом концерте? | Рахманинов 1901г 3 части | 3 |
5 | Рефлексия | Ребята, мне хочется узнать, какое настроение у вас сложилось к концу нашего урока. – Какие впечатления остались у вас? Спасибо за работу | 2 |
Предварительный просмотр:
Школа №137
Дата: 09.04
Класс: 6
Студента ЧПК№1 Валеев Фарид
40 группа
Тема урока «Джаз- искусство XX века»
Цель: ознакомление детей с жанром джаза и его лучшими образцами, формирование навыков осознанного и выразительного музыкально-речевого высказывания.
Планируемые результаты:
Предметные: выявление возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанной композции на примере ….
Личностные: формирование позиции слушателя и исполнителя музыкальных произведений, первоначальные навыки оценки и самооценки музыкально - творческой деятельности.
Тип занятия: урок «открытия» новых знаний.
Методы и приёмы: объяснительно - иллюстративный (изложение материала); практический (отработка навыков); исследовательский (анализ произведения); побуждения к сопереживанию.
Материалы и оборудование: ноутбук, музыкальный центр, проектор, экран, раздаточный материал (текст песни).
Музыкальный репертуар: .
Структура урока:
1.Организационный момент.
2.Организация слушательской деятельности.
3.Организация исполнительской деятельности.
4.Итог урока.
5.Рефлексия.
Конспект
Предварительный просмотр:
| |
Школа №137 Дата: 06.04 | |
Класс: 7 | |
Студента ЧПК№1 Валеев Фарид | |
40 группа |
Тема урок: В музыкальном театре:рок-опера
Цель: знакомство с понятием рок-опера; развитие интереса к рок-музыке
Тип урока: «открытие» новых знаний
Методы и приемы: объяснительно-иллюстративный, наглядный, словесный, ассоциативный, метод музыкального общения
Планируемые результаты:
Предметные:
1. Выявление принципов драматургического развития в современном сценическом произведении, научиться слушать и анализировать музыкальные произведения фрагменты рок-оперы «Преступление и наказание», наблюдать в музыкальных произведениях примеряя содружества нескольких видов искусства, получать возможности развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки (звуковедение, дыхание, артикуляция).
2. Расширение знаний о биографии композитора Э. Артемьева
Личностные:
1. Воспитание любви и познавательного интереса к музыке
2. Развитие взаимосвязи традиций и новаторства в музыке
Материалы и оборудование: Доска, проектор, компьютер, фортепиано, презентация
Музыкальный репертуар:
1. «Апостол Андрей» Наутилус Помпилиус
2. «Суперзвезда» Л. Уэббер, ария «Иуда»
Структура урока:
1.Орг.момент
2.Организация исполнительской деятельности
3. Физ. минутка
4. Организация слушательской деятельности
5 Итог урока
6.Рефлексия
Ход урока
№ | Этап урока | УУД | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Хронометраж |
1 | Организационный момент | Регулятивные УУД – волевая саморегуляция | - Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Меня зовут Фарид Фаридович, и сегодня я проведу у вас урок музыки. Учащиеся входят в класс. | -Приветствуют учителя, садятся | 1 |
2 | Организация исполнительской деятельности | Регулятивные УУД | -Ребята, сейчас мы с вами исполним песню «Апостол Андрей», из репертуара группы «Наутилус Помпилиус». И попробуем догадаться о чем же пойдет сегодня речь на нашем уроке. | -слушают произведение -отвечают на вопросы поют | 15 |
3 | Физминутка | Давайте с вами представим что мы рок-гитаристы, и попробуем изобразить как бы мы играли на гитаре под эту музыку. | 2 | ||
4 | Организация слушательской деятельности | Коммуникативные УУД – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; формирование умения строить фразы, отвечать на поставленный вопрос Коммуникативные УУД – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; формирование умения строить фразы, отвечать на поставленный вопрос Личностные УУД- формирование желания выполнять учебные действия; формирование интереса к себе и окружающему миру. | Мы исполнили песню, как вы думаете, каков был ее жанр? Совершенно верно, рок. И сегодня мы поговорим о рок-опере Рок-о́пера — опера в жанре рок-музыки. Рок-оперы представляют собой музыкально-сценические произведения, где в ариях, исполняемых множеством вокалистов по ролям, раскрывается сюжет оперы. При этом по музыке арии написаны в стиле рок, на сцене могут вместе с солистами присутствовать гитаристы и прочие рок-музыканты. Возникла в кон. 1960 х гг. в США как разновидность мюзикла. Среди рок - опер выделяются «Иисус Христос суперзвезда» Л. Э. Уэббера. Именно об этой рок-опере сегодня пойдёт речь. Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда» была создана в 1969г. молодыми англичанами Эндрю Ллойд Уэббер и Тим Райс. Это произведение отразило отношение целого поколения к проблемам христианской веры и показало, что евангельские сюжеты и образы можно воплощать в форме оперы и стиле рока. 12 июля 1971 года состоялась премьера рок-оперы «Иисус Христос – Суперзвезда». Официальная церковь была возмущена тем, что рок-опера заканчивается сценой распятия Христа, а не Его чудесным воскресением (как повествует Евангелие). - В основу сюжета рок-оперы положены события Евангелие. - Что такое Евангелие? -Тогда появление оперы со столь скандальным названием, по мнению церкви, было настоящим святотатством, но спустя какое-то время страсти улеглись – даже Ватикан был вынужден признать художественную ценность этого произведения. Родившийся из сочетания, казалось бы, несочетающихся жанров спектакль поражает силой воздействия — нередко молодые люди, посмотрев спектакль театра «Рок-опера», приходят в Церковь. По воспоминаниям, посмотрев премьеру спектакля, один священнослужитель в восхищении проговорил, обращаясь к артистам: «Мы не можем заставить молодёжь прийти в церковь, но вы можете вернуть им Веру!». «Иисус Христос – Суперзвезда» приобрел необычайную популярность во всем мире – был поставлен в 17 странах, вышел на видеокассетах и в формате DVD. Кроме того, на основе его сюжета сняты два фильма. - Однако, темы, к которым обратились создатели этого произведения, вечные: это добро и зло, любовь и ненависть, верность и предательство… Каждое поколение людей пытается осмыслить эти темы по-своему. В рок-опере органично переплелись различные направления классической оперы и популярной музыки (такой как хард-рок, джаз, рок-н-ролл, балладный рок и др.), что сделало доступной библейскую легенду о Христе широкому кругу молодежи. Постановке рок-оперы предшествовало появление песни «Суперстар» (что обозначает «Суперзвезда»), эту песню стали транслировать множество радиостанций Англии. Сейчас мы посмотрим фрагмент из кинофильма «Иисус Христос – суперзвезда» снятого по сюжету рок-оперы. Послушайте известный хит 20-го века – песню «Суперстар» из рок-оперы Уэббера. -Каков характер этой песни? Какие чувства показываются в песне? -Какие черты современной музыки слышны в этой песне? Вывод. Песня «Суперзвезда» имеет запоминающуюся мелодию. Музыка несет заряд энергии, радостного возбуждения благодаря упругим ритмам, яркой мажорной окраске, чередованию голоса солиста с хоровыми репликами. - Предлагаю посмотреть и послушать фрагмент из кинофильма «Иисус Христос – суперзвезда» снятого по сюжету рок- оперы. Будет звучать ария Иуды. - Какие чувства испытывает Иуда? - Как композитор с помощью музыки показал характер Иуды. Иуда в опере является воплощением человека, отягощённого земными страданиями. Он понимает, что Иисус Христос знает о его предательстве, но не меняет своего отношения к нему и даже не пытается ничего изменить, хотя может творить чудеса. -Мы познакомились с несколькими известными произведениями из рок оперы «Иисус Христос- Суперзвезда». - Давайте подумаем почему Эндрю Ллойд Уэббер написал музыку этого произведения в стиле рок ? - На слайде вам предложены варианты ответа на этот вопрос. Выберите (выпишите) тот, который вы считаете наиболее верным. -Давайте попробуем доказать актуальность и современность этого произведения. - А поскольку авторов рок- оперы, судя по всему, волновали судьбы творческих людей вообще и музыкантов в частности, то и Иисус в постановке напоминает рок-звезду (что и отражается в названии). И судьба его походит на судьбы знаменитостей – то толпа превозносит своего бога, то требует его крови. Чем не взлеты и падения мировых рок - идолов? | (ответы детей) - Это книга, входящая в состав Библии, в которой рассказывается о жизни и смерти Иисуса Христа. Иуда возмущён: музыка гневная, бурная; он не понимает, почему Христос не хочет себя спасти, хотя это в его силах. Именно рок, как одно из направлений современной музыки, наиболее остро и точно передаёт всю гамму человеческих страданий и переживаний. Рок-музыка сделала более доступной библейскую легенду об Иисусе Христе широкому кругу молодежи. Время создания рок- оперы совпало с периодом расцвета рок- музыки События, показанные в этой рок- опере до сих пор волнуют сердца людей. Ведь во все времена композиторы обращались, обращаются и будут обращаться к человеку, его чувствам, мыслям. Будут отражать их в своих произведениях музыкальным языком, характерным для данной эпохи, страны. | 17 |
5 | Итог | Регулятивные УУД – контроль и оценка знаний | - Понравилась ли вам музыка, которая сегодня прозвучала? Опишите свои чувства. -Если вас заинтересовала тема нашего урока, я советую вам прослушать ещё несколько произведений этого жанра. | 3 | |
6 | Рефлексия | Ребята, мне хочется узнать, какое настроение у вас сложилось к концу нашего урока. – Какие впечатления остались у вас? Спасибо за работу | 1 | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по музыке.Тема полугодия: «Музыка и литература», тема урока : «Знакомимся с песней, историей, людьми. Революционные песни.»
Урок к учебнику «Музыка» образовательной системы «Школа 2100» авторы В.О. Усачёва, Л.В. ШколярЦель урока: познакомить обучающихся с жанром революционной песни как результата взаимодействия...
Преподавание предмета музыки с учётом требований ФГОС ООО.План-конспект урока по музыке с использованием ЭОР по теме:"Второе путешествие в музыкальный театр. Балет." 5 класс
План-конспект урока по музыке разработан с использованием ЭОР.Тема урока:"Второе путешествие в музыкальный театр. Балет."Учебник Музыка Г.П. Сергеева Е.Д. Критская 5 класс, Москва «Просвещение» 2011 г...
Компетентностный подход в обучении на уроках музыки. Конспект урока по музыке "Там, на неведомых дорожках..." (Музыкальный портрет)
Компетентностный подход в обучении на уроках музыки. Конспект урока "Там, на неведомых дорожках..." (Музыкальный портрет) для 3-4 класса с презентацией...
Конспект урока по музыке. 3 класс. День, полный событий. Портрет в музыке.
Урок изучения нового материала с использованием межпредметных связей. Расширение представления детей о театре и балете на примере "Золушки" С.С.Прокофьева....
Конспект урока по музыке в 5 классе по теме: "Музыка в кино и на телевидении"
Конспект составлен по программе Критской с учётом ФГОС , расписаны все планируемые результаты и УУД....
План-конспект урока по музыке (7 класс) по теме: Интегрированный урок музыки и технологии трудового обучения 7 класс. "Греция. Традиции и современность". Учителя Зырянова Т.В. и Некрасова Е.Г.
Тема урока: Искусство Греции- традиции и современность. 7 классеЦель урока: 1)формирование представлений о искусстве Древней Греции, ее отличительных особенностях; 2) развитие творческого н...
Конспект урока по музыке в 5 классе (не по ФГОС) «Мы слышим музыку в стихах».
На уроке используются современные образовательные технологии: «Педагогика искусства» (ПИ).· Технол...