Компетентностный подход в обучении на уроках музыки. Конспект урока по музыке "Там, на неведомых дорожках..." (Музыкальный портрет)
план-конспект урока по музыке на тему
Компетентностный подход в обучении на уроках музыки. Конспект урока "Там, на неведомых дорожках..." (Музыкальный портрет) для 3-4 класса с презентацией
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект | 110 КБ |
презентация | 920.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 72 г. Ульяновска
Компетентностный подход в обучении
на уроках музыки.
Конспект урока музыки с использованием ЦОР.
«Музыкальный портрет»
(«…Там, на неведомых дорожках…»)
Учитель: Гегельская Светлана Валерьевна
Категория: первая
ТЕМА ЧЕТВЕРТИ: «Можем ли мы увидеть музыку?»
ТЕМА УРОКА: «Там, на неведомых дорожках…»
Цель: формирование ключевых компетенций младших школьников на основе восприятия музыкальных и художественных произведений.
Задачи:
- Образовательные:
- познакомить учащихся с музыкальными произведениями Мусоргского М.П. «Баба-Яга», с картинами Васнецова, Гартмана, иллюстрациями И.Билибина;
- закрепить у учащихся знания о средствах выразительности в музыке, живописи, определять их роль в создании произведений искусства;
- углубить представления учащихся о многогранных связях музыки и живописи;
- формировать у учащихся ценностно-смысловую и учебно-познавательную компетенции.
- Развивающие:
- развивать коммуникативную и информационную компетенции учащихся;
- развивать умение слышать в музыке определенные музыкальные образы, сопоставлять их с литературными, художественными;
- Воспитательные:
- формировать у учащихся общекультурную компетенцию;
- воспитывать музыкальную «слушательскую» культуру через восприятие музыкальных произведений;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость на произведения музыки, живописи, поэзии различного характера.
Тип урока: комбинированный.
Межпредметные связи: музыка, литература, ИЗО, театр.
Контрольный вопрос: Какие средства использует композитор для создания музыкального образа (портрета)?
Методы:
- методы системного анализа, синтеза, обобщения, сравнительный;
- объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский;
- метод размышления о музыке, метод эмоциональной драматургии, перспективный и ретроспективный, метод выхода за пределы музыкального искусства.
Оборудование: видео-, аудио-оборудование; музыкальный материал: Мусоргский «Избушка на курьих ножках», песни «Бабака-Ежка, выгляни в окошко», «Добрые сказки», «Песня Бабы-Яги» из к/ф «Новогодние приключения Маши и Вити»; художественный материал: Гартман «Часы с кукушкой», Васнецов «Избушка на курьих ножках», «Баба-Яга»; Билибин «Баба-Яга».
ХОД УРОКА
I. Орг. момент.
II. Актуализация знаний.
У: «…Там, не неведомых дорожках
Следы невиданных зверей,
Избушка там, на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей…»
Ребята, как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
Д: о сказках, о сказочных героях, о волшебстве…
У: Совершенно верно. Причудливый, волшебный, фантастический мир сказочного творчества по-разному находил своё выражение в искусстве. Сегодня мы встретимся с самым загадочным, волшебным сказочным существом.
Но сначала напомните мне тему четверти.
Д: «Можем ли мы увидеть музыку?»
У: Давайте ответим на этот вопрос.
Д: Когда мы слушаем музыку, мы можем представить в своем воображении образы или даже целые картины.
У: Совершенно верно. Сегодня мы попытаемся ответить на главный вопрос нашего урока: Какие же средства использует композитор для создания музыкального образа (портрета)?
А вот чей именно портрет мы будем сегодня рассматривать, вы узнаете отгадав загадку:
«В облаках, не по земле,
Летит баба на метле,
Страшная и злая –
Кто она такая?»
Д: Баба-Яга!
У: Конечно, это Баба-Яга.
А вот и она сама…
Под фонограмму песни входит Баба-Яга.
(На неведомых дорожках,
Где растет дремучий лес,
Избушка там на курьих ножках
Стоит до самых до небес.
Кто в избушке той живет,
Песню звонкую поет?
Там Бабушка Яга –
Костяная нога! ).
Баба-Яга: Здравствуйте, ребята. Вот, надоело одной в глуши сидеть, решила в гости к вам пожаловать.
У: И правильно сделала, Баба-Яга. Мы как раз о тебе и собираемся сегодня говорить. Может, и ты узнаешь что-то новое о себе.
Ребята, сегодня мы познакомимся с музыкальными и художественными произведениями, в которых авторы воплотили образ Бабы-Яги.
Но прежде давайте вспомним, что мы знаем о Бабе-Яге?
Кто она такая?
Где она живет?
Чем занимается?
Д: отвечают, что они узнали о Б-Я из справочников, Интернета, других источников.
III. Изучение нового материала
У: пришло время познакомиться с музыкальным портретом Бабы-Яги, который воплотил в своем произведении композитор М.П. Мусоргский. Однажды он посетил выставку картин своего друга – художника и архитектора В. Гартмана и в память о нем решил написать музыкальное произведение, состоящее из нескольких пьес, каждая из которых была связана с одной из картин. Так получился фортепианный цикл «Картинки с выставки».
Одной из работ Гартмана на выставке была картина «Часы с кукушкой».
Давайте рассмотрим эту картину.
Какие образы приходят к вам, когда вы смотрите на эту картину?
Ответы. (Избушка яркая, веселая, настроение жизнерадостное. Представляются сказочные образы).
У: А вот композитор Мусоргский увидел здесь целую сценку в духе русских народных сказок, где есть и фантастический полет Бабы-Яги, и чудеса глухого таинственного леса.
Сейчас мы послушаем это произведение, которое так и называется «Баба-Яга, или Избушка на курьих ножках».
Но прежде напомните мне, с помощью каких средств выразительности художник создает свои картины?
Д: палитра, цвет, мазок, штрих и т.д.
У: А какие средства выразительности использует композитор для создания музыкального образа?
Д: динамика, темп, регистр, тембр, звуковедение, интонация.
У: Правильно. Во время слушания подумайте, какие музыкальные краски использовал композитор, чтобы создать фантастический образ Бабы-Яги.
(детям раздаются таблицы, в которые они записывают свои впечатления)
Слушание «Избушка на курьих ножках» Мусоргского (ф-но)
Анализ средств музыкальной выразительности.
Предполагаемые ответы
1 часть. Динамика громкая, регистр низкий, ритм упругий, интонации злые, колючие. Все это характеризует Бабу-Ягу как злую, вредную, страшную, как будто она замышляет что-то плохое.
Во 2 части музыка меняется, становится тише, темп медленнее, контраст регистров – Баба-Яга загадочная и таинственная…
У: Сейчас мы услышим это произведение еще раз, но уже в исполнении симфонического оркестра.
Изменился ли, по-вашему, образ Бабы-Яги, с изменением исполнения?
Подумайте и составьте словесный портрет Бабы-Яги.
Повторное слушание в оркестровом исполнении.
Д: рассказывают, какой они «видят» Бабу-Ягу в музыке.
У: Мусоргский показал, как богаты выразительные средства музыки, как много разных образов, картин, настроений можно передать в музыкальных произведениях.
У: Ребята, давайте посмотрим, как художники представляли себе Бабу-Ягу.
Показ картин Васнецова, Билибина.
Обсуждение.
У: Соответствуют ли образы Бабы-Яги на картинах вашим представленным образам? (Ответы)
(Дети сравнивают свои «словесные» портреты с изображениями Бабы-Яги художниками).
У: Ребята, что-то у нас Баба-Яга засиделась, надо ее расшевелить.
Проводится физкультминутка:
В тёмном лесу есть избушка (шагают)
Стоит задом наперёд. (Поворачиваются)
В той избушке есть старушка. (Рывки руками с поворотом)
Бабушка Яга живёт. (Рывки руками с поворотом)
Нос крючком, (Наклоны)
Глаза большие, (Показывают)
Словно угольки горят. («Фонарики»)
Ух, сердитая какая! (Бег на месте)
Дыбом волосы стоят. (Руки вверх)
Баба-Яга: Ох, ну и уморили вы меня…
И вообще, обиделась я на вас…Вот заладили: страшная, злая, коварная. А я ведь и доброй могу быть…иногда.
У: Ребята, а может правда, Баба-Яга не всегда бывает злой и коварной? Вы что-нибудь знаете об этом?
Ответы детей.
(Б-Я – очень древнее славянское божество, хранительница домашнего, очага, рода, традиций, детей и домашнего хозяйства. Во многих русских народных сказках, мультфильмах, кинофильмах Баба-Яга добрая, мудрая. Она помогает многим героям…)
У: А я даже знаю один фильм, где Баба-Яга представляется нам совсем другой. Давайте посмотрим.
Просмотр фрагмента фильма «Новогодние приключения Маши и Вити»
У: Ребята, какой образ Бабы-Яги создан в фильме?
Ответы детей.
Баба-яга: Ну вот, другое дело. Столько нового я сегодня на уроке узнала о себе.
У: Чтобы ты, Баба-Яга, и вы, ребята, ничего не забыли, я приготовила вам специальное задание – музыкальный кроссворд.
IV. Закрепление пройденного.
Музыкальный кроссворд (Приложение 1).
Дети разгадывают, отвечая на вопросы по теме урока.
Взаимопроверка. Ребята выставляют друг другу оценки.
(Ключевое слово – портрет в музыке)
? Чей портрет мы рассматривали сегодня на уроке?
С помощью каких видов искусств нам удалось увидеть этот образ?
V. Итоги урока.
У: Сегодня мы встретились с Бабой-Ягой, увидели какой это многогранный образ, и как его воплотили в своем творчестве музыканты и художники, режиссеры. Вы сумели выразить свои чувства, эмоции, в словесных рисунках. А дома 1)постарайтесь проявить фантазию в красках (нарисуйте свою Бабу-Ягу); 2)сочинить песенку или частушку про Бабу-Ягу.
Баба-Яга: А я между прочим, не просто так к вам пришла, а с гостинцем. Я ведь в сказочном лесу не одна живу, всякой нечисти там полно…Отгадаете, кто подарок вам передал, тогда отдам. Загадывает загадки:
1. В дремучем лесу, на болоте
Вы ее непременно найдете.
Не рыбка она, не лягушка,
Моя дорогая подружка. ( Кикимора)
2. Внутри него водица,
С ним не хотят водиться,
А все его подружки -
Пиявки да лягушки!(Водяной)
3. Есть еще в лесу один
Очень важный господин.
Он весь шишками оброс,
На лице лишь виден нос. (Леший)
4. Он живет глуши лесной,
Сердца моего герой.
Он костями громыхает,
И в округе всех пугает. (Кощей)
Баба-Яга: молодцы, все загадки отгадали. (Отдает мешок).
У: Ну что ж, Баба-Яга, отправляйся в свой сказочный лес к своим друзьям и не забывай, что доброй быть все-таки приятней. А чтобы тебе веселей было идти, мы споем тебе песню.
Исполнение детьми песни «Добрые сказки».
VI. Рефлексия.
У: Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?
Может быть, что-то показалось вам трудным?
Что вам понравилось больше всего на уроке?
Ответы детей.
У: Наш урок окончен, спасибо вам, ребята, вы очень хорошо поработали. Примите от Бабы-Яги подарок. (раздаются конфеты).
КРОССВОРД
ВОПРОСЫ
1. Каким словом обозначается скорость в музыке.
2. С произведением какого композитора мы познакомились на уроке?
3. Для какого инструмента был написан цикл "Картинки с выставки"?
4. Художник, автор картины "Часы с кукушкой".
5. Каким словом обозначается высота звучания в музыке.
6. К какому виду искусства относятся сказки о Бабе-Яге?
7. Средство передвижения Бабы-Яги.
8. Художник, автор картины "Баба-Яга".
9. Каким словом в музыке обозначается сила звучания? (громко-тихо)
10. Какие ножки у избушки Бабы-Яги?
11. Каким качеством обладает музыка, помогающая нам "видеть" её?
12. Как стоят волосы у Бабы-Яги (Физкультминутка)?
13. Какая нога у Бабы-Яги?
14. Большой коллектив музыкантов, исполняющий музыкальное произведение.
КРОССВОРД
ВОПРОСЫ
1. Каким словом обозначается скорость в музыке.
2. С произведением какого композитора мы познакомились на уроке?
3. Для какого инструмента был написан цикл "Картинки с выставки"?
4. Художник, автор картины "Часы с кукушкой".
5. Каким словом обозначается высота звучания в музыке.
6. К какому виду искусства относятся сказки о Бабе-Яге?
7. Средство передвижения Бабы-Яги.
8. Художник, автор картины "Баба-Яга".
9. Каким словом в музыке обозначается сила звучания? (громко-тихо)
10. Какие ножки у избушки Бабы-Яги?
11. Каким качеством обладает музыка, помогающая нам "видеть" её?
12. Как стоят волосы у Бабы-Яги (Физкультминутка)?
13. Какая нога у Бабы-Яги?
14. Большой коллектив музыкантов, исполняющий музыкальное произведение.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В. Гартман «Часы с кукушкой»
ЛАД МЕЛОДИЯ ДИНАМИКА РИТМ ТЕМБР РЕГИСТР ТЕМП СРЕДСТВА МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
М.П. Мусоргский «Баба-Яга или Избушка на курьих ножках»
И. Билибин «Баба-Яга в ступе»
В. Васнецов «Баба-Яга»
Обер А.Л. Скульптура Бабы-Яги
«Песня Бабы-Яги»
КРОССВОРД
КРОССВОРД
« ДОБРЫЕ СКАЗКИ »
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"
Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи. Происходит...
Компетентностный подход к обучению на уроках русского языка.
Опыт работы по теме "Компетентностный подход к обучению на уроках русского языка."...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
Конспект урока, технологическая карта урока и презентация урока математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" в 5 классе по учебнику Виленкина Математика -5
В рамках школьного фестиваля уроков по системно-деятельностному подходу я провела урок с презентацией по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей". На уроке были использованы базовые листы контрол...
Уроки Музыки. Конспект урока "Второе рождение музыки".
Уроки Музыки. Конспект урока "Второе рождение музыки"....
Конспект урока 6 класс урока музыки по теме: Музыкальный фольклор народов России
Обряды и обычаи глубоко вошли в жизнь русского народа и стали ее неотъемлемой частью. Все более или менее значительные события в жизни людей - будь то рождение ребенка, вступление в брак, смена ...
Компетентностный подход и формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках музыки и во внеурочной деятельности.
Важнейшим компонентом новой модели школьного образования является ее ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты. В практике деятельности обра...