ВЕЛИКИЕ КОМПОЗИТОРЫ
методическая разработка по музыке

Андреева Людмила Владимировна

В помощь музыкальным руководителям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ВЕЛИКИЕ КОМПОЗИТОРЫ395.55 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ВЕЛИКИЕ  КОМПОЗИТОРЫ

Иога́нн Себастья́н Бах  родился 21 марта 1685 -немецкий композитор и органист представитель эпохи барокко. Один из величайших композиторов в истории музыки. За свою жизнь Бах написал более 1000 произведений. В его творчестве представлены все значимые жанры того времени, кроме оперы; он обобщил достижения музыкального искусства периода барокко. Детские годы провёл в Эйзенахе, в 1695–1702 учился в Ордруфе и Линебурге. Счастливое детство кончилось для него в девятилетнем возрасте, когда он потерял мать, а через год и отца.Сироту взял на воспитание в свой скромный дом старший брат, органист в ближнем Ордруфе; там мальчик снова пошел в школу и продолжил занятия музыкой с братом. В Ордруфе Иоганн Себастьян провел 5 лет. В 17-летнем возрасте играл на органе, клавире, скрипке, альте, пел в хоре, был помощником кантора.hello_html_767b1e0e.jpg

Ведущий жанр в вокально-инструментальном творчестве Баха — духовная кантата. Бах создал 5 годовых циклов кантат, которые различаются по принадлежности к церковному календарю, по текстовым источникам, по роли хорала и т. д. Из светских кантат наиболее известны «Крестьянская» и «Кофейная». В творчестве Баха представлены все основные жанры эпохи позднего барокко за исключением оперы. Его наследие включает сочинения для солистов и хора с инструментами, органные композиции, клавирную и оркестровую музыку. Из 5 циклов пассионов, о которых известно из биографии Баха, до нас дошло только два: Страсти по Иоанну, над которыми композитор начал работать в 1723, и Страсти по Матфею, завершенные в 1729. Музыку для органа Бах писал всю жизнь. Его последним сочинением стал органный хорал на мелодию «Пред Твой престол я предстаю» (Vor deinem Thron tret' ich hiemit), продиктованный слепым композитором своему ученику. Среди оркестровой музыки Баха следует выделить концерты для скрипки со струнным оркестром и Двойной концерт для двух скрипок с оркестром. Кроме того, Бах создает новую форму – клавирный концерт, используя сольную скрипичную партию написанных ранее скрипичных концертов: она исполняется на клавире правой рукой, тогда как левая рука аккомпанирует и дублирует басовый голос.

Людвиг Ван Бетховен (1770–1827) — немецкий композитор, пианист, дирижёр. Бетховен — автор многих произведений, поражавших современников бурным драматизмом и новизной музыкального языка. В их числе: фортепианные сонаты № 8 («Патетическая») и 14 (т. н. Лунная), первые 6 струнных квартетов. В 1800 была исполнена 1-я симфония Бетховена.hello_html_36e22139.jpg

В творчестве Бетховена классическая музыка достигла своей вершины. И не только потому, что Бетховен сумел воспринять все лучшее из того, что уже было достигнуто. Современник событий французской революции конца XVIII века, провозгласившей свободу, равенство и братство людей, Бетховен сумел показать в своей музыке, что творцом этих преобразований является народ.

Основные произведения

  • 9 симфоний
  • 11 увертюр
  • 5 концертов для фортепиано с оркестром
  • Концерт для скрипки с оркестром
  • 16 струнных квартетов
  • 6 трио для струнных, духовых и смешанных составов
  • 6 юношеских сонат для фортепиано
  • 32 сонаты для фортепиано (сочинены в Вене)
  • 10 сонат для скрипки и фортепиано
  • 5 сонат для виолончели и фортепиано
  • 32 вариации (до минор)
  • Багатели, рондо, экосезы, менуэты и другие пьесы для фортепиано (около 60)
  • Опера Фиделио
  • Торжественная месса
  • Обработки народных песен (шотландских, ирландских, валлийских)
  • Около 40 песен на слова различных авторов

Вольфганг Амадей Моцарт(1756 - 1791) австрийский композитор. Среди величайших мастеров музыки, Моцарт выделяется ранним расцветом мощного и всестороннего дарования, необычностью жизненной судьбы - от триумфов вундеркинда, до тяжёлой борьбы за существование. Признание в зрелом возрасте, беспримерной смелостью художника, который предпочёл необеспеченную жизнь независимого мастера унизительной службе у деспота-вельможи, и, наконец, всеобъемлющим значением творчества, охватывающего почти все жанры музыки. К 19 годам композитор был автором 10 музыкально-сценических сочинений: театральной оратории "Долг первой заповеди", латинской комедии "Аполлон и Гиацинт", немецкого зингшпиля "Бастьен и Бастьенна", итальянских опер-буффа "Притворная простушка" и "Мнимая садовница," (итальянских опер-сериа "Митридат" и «Луций Сулла»,опер-серенад (пасторалей) "Асканий в Альбе", "Сон Сципиона" и "Царь-пастух"; 2-х кантат, многих симфоний, концертов, квартетов, сонат и др. Моцарт - представитель венской классической школы. Подлинная слава пришла к Моцарту после его смерти. Имя Моцарт стало символом высшей музыкальной одарённости, творческой гениальности, единства красоты и жизненной правды.hello_html_m11048161.jpg

Антонио Вивальди ( 1678–1741) — итальянский композитор, скрипач, дирижёр, педагог. Учился у своего отца Джованни Баттисты Вивальди — скрипача собора Сан-Марко в Венеции, возможно также у Дж. Легренци. Сочинял музыку для многочисленных светских и духовных концертов консерватории. Одновременно писал оперы для театров Венеции (участвовал в их постановке). Как скрипач-виртуоз концертировал в Италии и других европейских странах. Последние годы провёл в Вене.hello_html_38dc6bab.jpg

Он создал жанр сольного инструментального концерта, способствовал развитию виртуозной скрипичной техники. Музыкальный стиль Вивальди отличают мелодическая щедрость, динамичность и экспрессивность звучания, прозрачность оркестрового письма, классическая стройность в сочетании с эмоциональным богатством. Концерты Вивальди послужили образцами концертного жанра для многих европейских композиторов. Цикл «Времена года» — один из ранних образцов программной оркестровой музыки. Существен вклад Вивальди в развитие инструментовки (он первым применил гобои, валторны, фаготы и другие инструменты как самостоятельные, а не дублирующие). Инструментальный концерт Вивальди явился этапом на пути формирования классической симфонии. В Сиене создан Итальянский институт имени Вивальди .

Сочинения: Оперы (более 40), в т. ч. Нерон, ставший Цезарем , «Олимпиада»; оратории — Юдифь и др.; светские кантаты, серенады, Stabat Mater и др. церковные произведения; инструментальные концерты , в т. ч. concerti grossi , для одного инструмента с basso continuo и др.

Фредерик Шопен (1810 - 1849) - польский композитор и пианист. Музыкальная одаренность Шопена проявилась очень рано. Уже в 6-летнем возрасте он начал играть на фортепьяно, сочинять музыку. К 1838-1846 годам относится наивысший расцвет творчества Шопена. Именно в это время Шопеном были созданы самые совершенные и значительные его произведения, в том числе 2-я и 3-я сонаты, баллады, полонезы ля-бемоль мажор и фа-диез минор, полонез-фантазия, баркарола, скерцо, ноктюрны, мазурки, прелюдии и др.hello_html_m535d06b5.jpg

Первое выступление маленького пианиста состоялось в Варшаве, когда ему исполнилось семь лет. Концерт имел успех, и имя Шопена скоро узнала вся Варшава. В это же время было издано одно из первых его сочинений — полонез для фортепиано соль минор. Один из лучших пианистов своего времени, Шопен писал практически исключительно фортепьянную музыку. Его наследие включает два концерта, ряд камерных сочинений с участием фортепьяно и сочинения для сольного фортепьяно: три сонаты, четыре баллады, четыре скерцо, 27 этюдов, 21 ноктюрн, более 20 прелюдий, мазурки, вальсы, полонезы и другие многочисленные произведения. Новаторство Шопена сказалось в полной мере на его исполнительском искусстве. Подобно Листу, он произвел коренной переворот в искусстве фортепьянной игры, наполнив его новым содержанием.

Иоганн Штраус (отец) (1804–1849), основатель династии. Родился 14 марта 1804 в семье содержателя гостиницы в венском предместье Леопольдштадт. В возрасте 14 лет поступил скрипачом в оркестр И.М.Памера. Товарищем Иоганна по оркестру был Й. Ланнер (1801–1843), прославившийся позднее своими вальсами и ставший преемником Памера в качестве ведущего венского танцевального дирижера. Когда в 1821 Ланнер создал собственный оркестр, он пригласил туда капельмейстером Штрауса. Четыре года они дружно работали вместе, но потом после публичного скандала расстались и Иоганн пошел своим путем. В 1833–1838 он гастролировал в Будапеште, Берлине, Лейпциге и Дрездене, ездил в Голландию и Бельгию, завоевал Париж и провел 72 концерта в Лондоне. Среди композиций Штрауса особенным успехом пользовались Плач Лорелеи на Рейне, Висячие мосты и другие восхитительные, захватывающие вальсы, вслед за которыми вскоре появилось самое знаменитое сочинение Штрауса – Марш Радецкого. Ланнер, главный соперник Штрауса, безвременно скончался в 1843 в возрасте 42 лет, и император назначил Штрауса на освободившуюся придворную должность. Штраус вывел танцевальные жанры далеко за пределы, достигнутые Памером и даже Ланнером.hello_html_ma5100c9.jpghello_html_m4224e9dd.jpg

Вильгельм Рихард Вагнер 1813—1883 – крупнейший немецкий композитор XIX столетия, который оказал значительное влияние на развитие не только музыки европейской традиции, но и мировой художественной культуры в целом. Вагнер не получил систематического музыкального образования и в своем становлении как мастера музыки в решающей мере обязан самому себе.

Начиная с ранней работы - романтической оперы "Феи" (1834) и вплоть до музыкальной драмы-мистерии "Парсифаль" (1882), Вагнер оставался неуклонным приверженцем серьезного музыкального театра, который его усилиями был преобразован и обновлен.Написанные в 1840—41 оперы «Летучий голландец» и «Риенци» свидетельствуют об увлечении Вагнера романтической оперой. В операх «Тангейзер» (1845) и «Лоэнгрин» (1848) романтические темы и образы (их концепция близка «Эврианте» Вебера) приобрели более обобщённо-эпическое звучание. Одновременно эти оперы стали этапом в движении Вагнера к задуманной им оперной реформе. Вагнер сам создаёт тексты своих опер, выявляет динамические и драматургические возможности лейтмотивного принципа и насыщает музыкальную ткань гибкими и сложными тематическими преобразованиями, симфонизируя оперу.

Григ Э́двард Хагеруп 1843-1907 – норвежский композитор периода романтизмамузыкальный деятель, пианистдирижёр. Он родился и провёл молодость в Бергене. Одним из самых знаменитых произведений Грига и по сей день считается вторая сюита — «Пер Гюнт», в которую вошли пьесы: «Жалоба Ингрид», «Арабский танец», «Возвращение Пера Гюнта на родину», «Песня Сольвейг».hello_html_m191910e6.jpg

Драматическая пьеса — «Жалоба Ингрид», одна из танцевальных мелодий, которая звучала на свадьбе Эдварда Грига и Нины Хагеруп, приходившейся композитору двоюродной сестрой. Григ опубликовал 637 песен и романсов. Посмертно издано ещё около двадцати пьес Грига.hello_html_78e05127.jpg

Глинка Михаил Иванович - основоположник русской классической музыки, русского бельканто. М.И. Глинка родился 1 июня 1804 года в селе Новоспасском, в имении своих родителей, которое принадлежало его отцу.      В 1836 на сцене петербургского Большого театра была поставлена героико-патриотическая историческая опера Глинки "Иван Сусанин". В 1842 в состоялась премьера оперы "Руслан и Людмила". В области театральной музыки большую художественную ценность имеет музыка Глинки к трагедии Н. В. Кукольника "Князь Холмский. 

"Вальс-фантазия" для оркестра (первоначально для фортепиано, 1839; оркестровые редакции 1845, 1856) - первый классический образец русского симфонического вальса. "Испанские увертюры" - "Арагонская хота" (1845) и "Ночь в Мадриде" (1848, 2-я редакция 1851)- положили начало разработке испанского музыкального фольклора в мировой симфонической музыке. В скерцо для оркестра "Камаринская" (1848) синтезированы богатства русской народной музыки и высочайшие достижения профессионального мастерства. Выделяются его романсы на слова Пушкина (в т. ч. "Не пой, красавица, при мне", "Я помню чудное мгновенье", "В крови горит огонь желанья", "Ночной зефир"), Жуковского (баллада "Ночной смотр"), Баратынского ("Не искушай меня без нужды"). Глинка создал около 80 произведений для голоса с фортепиано (романсы, песни, арии, канцонетты), вокальные ансамбли, вокальные этюды и упражнения, хоры.hello_html_55e83a23.jpg

Рахманинов Сергей Васильевич (1873-1943) - русский композитор, пианист, дирижёр. Родился Рахманинов в дворянской семье в Старорусском уезде Новгородской губернии в имении Онег 20 марта 1873 г.   В 1912 г. Рахманинов вступил в должность дирижера симфонических концертов Московского филармонического общества и с невероятным успехом провел сезон, в одном из концертов которого была исполнена его симфоническая поэма «Колокола» по произведению Эдгара По в переводе Константина Бальмонта.

В годы учёбы написаны 1-й концерт для фортепиано с оркестром (1891; 2-я редакция 1917), ряд фортепианных, камерно-инструментальных произведений, романсов. Им написаны Оперы — Алеко (1893, Москва), Скупой рыцарь, Франческа да Римини, для фортепиано с оркестром — 4 концерта. В селе Ивановка Тамбовской области создан мемориальный музей Рахманинова (1982). Умер Рахманинов в Беверли-хилз (в штате Калифорния) 28 марта 1943 года.hello_html_48a952d4.jpg

ПЕТР ИЛЬИЧ ЧАЙКОВСКИЙ (1840-1893) – русский композитор. Свою первую симфонию Чайковский назвал "Зимние грезы". Это первая симфония, созданная русским композитором, получившим у себя на родине, в России, профессиональное музыкальное образование. Им написано много разнообразных произведений: в их числе - оперы "Воевода" (1869), "Ундина" (1869), "Опричник" (1874), "Кузнец Вакула" (1876), три первые симфонии (1866, 1872 и 1875), несколько программных увертюр-фантазий для оркестра

(среди них "Франческа да Римини", 1876 год), три квартета (1871, 1874 и 1876), Первый фортепианный концерт (1875), музыка к сказке Островского "Снегурочка" (1873), цикл фортепианных пьес "Времена года" (1876) и ряд других камерно-инструментальных сочинений и романсов.

hello_html_m6a69e3.jpg

Балакирев Милий Алексеевич – 2 января 1836-16 мая 1910г. – русский композитор, пианист, дирижёр, глава «Могучей кучки». В детском возрасте брал уроки игры на фортепиано у Александра Дюбюка. Состоял вольнослушателем на математическом факультете Казанского университета в 1853-1855. В 1855 году он впервые выступил перед петербургской публикой в качестве виртуоза-пианиста. Вместе с Гавриилом Ломакиным основал «Бесплатную музыкальную школу». В концертах, устраиваемых этой школой, вокальными, хоровыми пьесами дирижировал Ломакин, а оркестровыми — Милий Балакирев.

Он написал несколько оркестровых, фортепианных и вокальных сочинений, из которых особенно выдаются оркестровая музыка к королю Лиру (1860 год), состоящая из увертюры и антрактов; две увертюры на русские темы, из которых первая сочинена в 1857 году, а вторая, под названием «Русь», написана в 1862 году на открытие памятника тысячелетия России, в Новгороде; симфоническая поэма «Тамара» (на текст Лермонтова). Из фортепианных сочинений, Балакирева известны: две мазурки (As-dur и H-moll), скерцофантазия «Исламей» на восточные темы (1867); им же переложены для фортепиано в две руки: «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила», «Песня жаворонка» Глинки и др. Из вокальных сочинений Балакирева большой популярностью пользуются романсы и песни («Золотая рыбка», «Приди ко мне», «Наступление», «Взошел на небо месяц ясный»). Музыка Балакирева своеобразна, богата в мелодическом отношении (музыка к королю Лиру, романсы) весьма интересна и красива. Похоронен Балакирев на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Бородин Александр Порфирьевич родился в Санкт-Петербурге 31 октября 1833 года от внебрачной связи 62-летнего грузинского князя Луки Степановича Гедианова (Гедеванишвили) (1772–1840) и 25-летней Евдокии Константиновны Антоновой и при рождении был записан сыном крепостного слуги князя — Порфирия Ионовича Бородина и его жены Татьяны Григорьевны.hello_html_1df82786.jpg

Уже в детстве обнаружил музыкальную одарённость, в 9 лет написав первое произведение — польку «Helen». Обучался игре на музыкальных инструментах — вначале на флейте и фортепиано, а с 13 лет — на виолончели. В это же время создал первое музыкальное произведение — концерт для флейты с фортепиано. В это время Бородин начал ​писать романсы, фортепианные пьесы, камерно-инструментальные ансамбли, чем вызывал неудовольствие своего научного руководителя Зинина, считавшего, что занятие музыкой мешает серьёзной научной работе. По этой причине во время своей стажировки за границей Бородин, не отказавшийся от музыкального творчества, вынужден был скрывать его от коллег.
По возвращении в Россию в 1862 Бородин познакомился с композитором Милием Балакиревым и вошёл в его кружок — «Могучую кучку». В музыкальном творчестве Бородина отчётливо звучит тема величия русского народа, патриотизма и свободолюбия, совмещающая в себе эпическую широту и мужественность с глубоким лиризмом.

Наиболее значительным произведением Бородина по праву признаётся опера «Князь Игорь». Автор работал над главным произведением своей жизни в течение 18 лет, но опера так и не была окончена: уже после смерти Бородина оперу дописали и сделали оркестровку по материалам Бородина композиторы Николай Римский-Корсаков и Александр Глазунов.

Бородин — не только мастер инструментальной музыки, но и тонкий художник камерной вокальной лирики, яркими образцами которой является элегия «Для берегов отчизны дальней» на слова А. С. Пушкина.

А. П. Бородин, проживавший в Санкт-Петербурге, скоропостижно скончался от разрыва сердца 15 (27) февраля 1887 в возрасте 54 лет.

Кюи Цезарь Антонович родился 6 января 1835 в Вильнюсе. русский профессор военной фортификации; композитор и музыкальный критик, член Могучей кучки и Беляевского кружка.hello_html_m449500e5.jpg

Окончил Николаевскую инженерную академию (1857), был оставлен при ней преподавателем.

Кюи был одним из членов «Могучей кучки». С 1864 выступал как музыкальный критик, отстаивая принципы реализма и народности в музыке, пропагандируя творчество М. И. ГлинкиА. С. Даргомыжского и молодых представителей «Новой русской музыкальной школы». Опера Кюи «Вильям Ратклифф» отразила прогрессивные эстетические установки «Могучей кучки».

Обширно творческое наследие композитора: 14 опер, в том числе «Сын мандарина» (1859), «Анджело» (по В. Гюго1875), «Сарацин» (по А.Дюма-отцу1898), «Капитанская дочка» (по А. С. Пушкину1909); 4 детские оперы; произведения для оркестра, камерных инструментальных ансамблей, фортепианоскрипкивиолончели; хоры, вокальные ансамбли. Наибольший интерес представляют романсы (более 250), отличающиеся лирической выразительностью, изяществом, тонкостью вокальной декламации. Среди них популярны «Сожжённое письмо», «Царскосельская статуя» (слова А. С. Пушкина). Также Кюи закончил две оперы других композиторов: Каменный гость (Даргомыжского), Сорочинская ярмарка (Мусоргского).

Умер 13 марта 1918года в Петрограде.

hello_html_3e9389cc.jpg

Мусоргский Модест Петрович (18391881) — русский композитор из так называемой «Могучей кучки», был пионером русской музыки, автор знаменитых опер на темы русской историиславянской мифологии а также и на другие национальные темы, в том числе опера Борис Годуновсимфоническая поэма «Ночь на лысой горе» и цикл для фортепиано «Картинки с выставки». Под руководством Балакирева Мусоргский читал оркестровые партитуры, знакомился с анализом музыкальных произведений и критической их оценкой. Мусоргский написал несколько романсов и принялся за музыку к трагедии Софокла «Эдип»; последняя работа не была окончена, и только один хор из музыки к «Эдипу», исполненный в концерте К. Н. Лядова в 1861 г., издан в числе посмертных произведений Мусоргского. Для оперной обработки Мусоргский сначала выбрал роман Флобера «Саламбо», но вскоре оставил эту работу неоконченной, как и попытку написать музыку на сюжет «Женитьбы» Гоголя. Известность Мусоргскому принесла опера «Борис Годунов», поставленная на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге. в 1874 г. В 1875 г. М. начал драматическую оперу («народную музыкальную драму») «Хованщина» (по плану В. В. Стасова), одновременно работая и над комической оперой на сюжет «Сорочинской ярмарки» Гоголя. Музыку и текст «Хованщины» М. почти успел закончить — но, за исключением двух фрагментов, опера не была инструментована; последнее было сделано Н. Римским-Корсаковым, который вместе с тем закончил «Хованщину».

Римский-Корсаков Николай Андреевич (1844-1908) – русский композиторпедагогдирижёр, общественный деятель, музыкальный критик; представитель «Могучей кучки», возглавлял Беляевский кружок, автор 15 опер, 3 симфонийсимфонических произведений, инструментальных концертовкантат, камерно-инструментальной, вокальной и духовной музыки. Игре на фортепиано композитор обучался дома, а потом в пансионе, где уроки музыки были в числе прочих общеобразовательных дисциплин. Известно, что с отрочества композитор был увлечён музыкой, познакомился с сочинениями РоссиниБетховенаМейербераМендельсона, однако наибольшее впечатление на него произвела музыка М. И. Глинки — его «Камаринская», «Испанские увертюры», оперы «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила». Он написал оперы: ПсковитянкаМайская ночьМоцарт и СальериСказка о царе СалтанеЗолотой петушок и др, Симфонические произведения: Увертюра на темы трех русских песенШехеразадаСветлый праздник и др.hello_html_m495d5d57.jpg

ШОСТАКОВИЧ, ДМИТРИЙ ДМИТРИЕВИЧ (1906–1975), русский композитор советского периода; отличительные черты его стиля – интенсивная ритмика, разнообразное и часто самобытное использование оркестровых средств, высокая драматическая напряженность, оригинальный музыкальный юмор. В 13 лет поступил в Петроградскую консерваторию, где занимался по фортепиано у Л.В.Николаева, по гармонии у Н.А.Соколова и по композиции у М.О.Штейнберга. Уже в годы учения сочинил Первую симфонию, которая, вместе с тремя Фантастическими танцами для фортепиано, стала его первым опубликованным произведением. Вторая симфония оказалась гораздо менее удачной, и композитор направил свои усилия на оперный жанр. Но и первый его опыт в этой области – Нос, по фантастической повести Гоголя (1928–1929), продемонстрировавший и театральное чутье, и сатирическое дарование автора, все-таки не был шедевром. Первый балет Шостаковича, Золотой век, пользовался большим успехом. Вторая его опера, Леди Макбет Мценского уезда по повести Лескова с мрачным, кровавым сюжетом, блестяще прошла на премьере в Ленинграде 22 января 1934, но через некоторое время, в 1936, подверглась разгрому в официальной печати за «отсутствие простой и понятной мелодии» и потакание извращенным вкусам буржуазных слушателей «своей дергающейся, крикливой, неврастенической музыкой».hello_html_2c18bb3.jpg

ПРОКОФЬЕВ Сергей Сергеевич (1891—1953) — советский композитор, пианист, дирижёр. Народный артист РСФСР (1947). Музыка Прокофьева — крупнейшего композитора 20 в. — воплощает гармоничное и радостное ощущение жизни, проникнута духом деятельной энергии. Она разнообразна по содержанию, соединяющему в себе эпос и лирику, драматизм и юмор, характеристичность и психологизм. hello_html_3a9bf120.jpg

Сочинения: ОперыМаддалена, Любовь к трём апельсинам.

балеты: Сказка про шута, семерых шутов перешутившего (по русским народным сказкам), Стальной скок, Блудный сын, на Днепре, Ромео и Джульетта, Золушка, Сказ о каменном цветке и др.

Щедрин Родион Константинович (16 декабря 1932Москва) — русский композитор, Народный артист СССР, лауреат Ленинской и Государственных премий. Муж известной балерины Майи Плисецкой. Был председателем Союза композиторов Российской Федерации (1973—1990).Первоначальное музыкальное образование получил в Московском хоровом училище. Окончил Московскую консерваторию по классам композиции у Ю. А. Шапорина и фортепьяно у Я. В. Флиера (1955).Ему и Плисецкой за выдающиеся заслуги в порядке исключения предоставлено гражданство Литовской Республики. Автор музыкальных произведений в различных жанрах.hello_html_m32dbdba2.jpg

Балеты: «Конек-Горбунок», «Кармен-сюита», «Анна Каренина», «Чайка», «Дама с собачкой».Оперы: «Не только любовь», «Мертвые души», «Лолита», «Очарованный странник», «Боярыня Морозова».

Ростропович Мстислав Леопольдович (1927-2007) – русский виолончелист, дирижер. Русский виолончелист, дирижер, народный артист СССР (1966), лауреат Сталинской (1951) и Ленинской (1964) премий СССР, Государственной премии РФ (1992). Командор орденов Почетного легиона (Франция, 1981, 1987), почетный рыцарь-командор Светлейшего ордена Британской империи. Награжден множеством государственных наград 29 стран. В первых выступлениях Слава исполнял на рояле свои маленькие пьески. Его концертная деятельность достигает максимального размаха, не имеющего аналогов в музыкальном исполнительском искусстве XX века. В течение сезона он дает от ста тридцати до двухсот концертов.hello_html_m19f74e27.jpg

Леонид Коган (1924-1982) – родился в Днепропетровске 14 ноября 1924 года.
Ему не было еще тринадцати лет, когда о нем заговорила Москва. В шестнадцать лет 16 марта 1941 года он блестяще сыграл скрипичный Концерт Брамса. В 1943 году Коган поступил в Московскую консерваторию, по окончании ее был оставлен в аспирантуре. В 1960-е—1970-е годы Крган получает все возможные звания и награды. Ему присваивается звание профессора и народного артиста РСФСР и СССР, присуждается Ленинская премия. В 1969 году музыкант назначается заведующим кафедрой скрипки Московской консерватории. О скрипаче снимается несколько фильмов. В 1982 году состоялась премьера последней работы Когана «Времена года» А. Вивальди. В этом году маэстро возглавляет жюри скрипачей на Международном конкурсе имени Чайковского. 11—15 декабря прошли последние концерты скрипача в Вене, где исполнил Концерт Бетховена.

Святослав Рихтер (1915-1997). 26 ноября 1940 года в Малом зале Московской консерватории состоялся дебют Рихтера перед столичной аудиторией. В этом первом концерте он выступал вместе со своим учителем. А через несколько дней дал собственный сольный концерт в Большом зале консерватории, и с этого времени началась его долгая жизнь музыканта-исполнителя. В 1945 году Святослав Рихтер стал победителем всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей. В отличие от других пианистов, он умел раствориться в исполняемой им музыке.
«Рихтер — пианист удивительной внутренней концентрации, — писал о нем один из рецензентов. Рихтер был организатором и бессменным участником регулярных летних музыкальных фестивалей во Франции, а также знаменитых декабрьских вечеров в московском Музее изобразительных искусств имени Пушкина.
hello_html_42d53ab5.jpghello_html_m2eff3115.jpg

Владимир Шаинский родился 12 декабря 1925 года в Киеве, учился в музыкальной школе по классу скрипки, а после Великой отечественной войны окончил оркестровый факультет Московской консерватории как солист-скрипач. В 1950-е Шаинский работал в оркестре Леонида Утесова, преподавал, работал оркестровщиком, композитором и музыкальным руководителем различных эстрадных оркестров. Первыми произведениями Шаинского - композитора стали струнный квартет, написанный в 1963 году, и симфония 1965 года. За более чем 40 лет композиторской деятельности Шаинский сочинил множество произведений для детей. Среди них известные песни из мультфильмов: "Песня Крокодила Гены", "Улыбка", "Через две зимы", "Кузнечик", "Антошка", "Про папу", "Пропала собака", "Облака", "Мамонтенок", а также крупная форма - опера "Трое против Марабука", мюзиклы "Аз, Буки, Веди", "Путешествие Нильса", "Джельсомино и пираты". Много Шаинский работал также для кино. На его счету музыка к фильмам "Анискин и Фантомас", "И снова Анискин", "Завтрак на траве", "Школьный вальс", "Финист, ясный сокол", "Пока бьют часы", "Расписание на послезавтра", "Утро без отметок", "Зловредное воскресенье". Песни композитора - "Травы, травы", "Не плачь, девчонка", "Дрозды", "Уголок России", "Багульник", "Когда цвели сады", "На дальней станции сойду", Идет солдат по городу", "Ну почему ко мне ты равнодушна", "Родительский дом" - звучали со сцены в исполнении Льва Лещенко, Муслима Магомаева, Аллы Пугачевой, Эдуарда Хиля, Анны Герман.hello_html_4682452c.jpg

Композитор имеет звание Народного артиста России, награжден Госпремией СССР, орденом "Дружбы" и множеством медалей.

Юрий Чичков (1929-1990) Родился 26 июля 1929 года.
Автор популярных песен, среди которых было особенно много для детского исполнения. Кроме того, Юрий Чичков сочинял оперы, вокально-симфонические, инструментальные произведения, музыку к фильмам.
 Народный артист РСФСР (1989).
Популярные детские песни "Наша школьная страна", "Детство - это я и ты", "Из чего же, из чего же...", "Наташка-первоклашка" и др.; оперы, вокальные симфонии, инструментальные сочинения, музыка к фильмам.
hello_html_m446185b4.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Великие композиторы венской школы

Материалы презентации знакомят учащихся с великими венскими композиторами, такими как:  Моцарт, Бетховен, Гайдн...

Георгий Васильевич Свиридов- великий композитор земли Русской

Данный урок предназначен для учащихся 6 класса по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской...

В.А.Моцарт - жизнь и творчество великого композитора

Моцарт В. А.Моцарт В. А.Моцарт (Mozart) Вольфганг Амадей (27.1.1756, Зальцбург, — 5.12.1791, Вена), австрийский композитор. Среди величайших мастеров музыки М. выделяется ранним расцветом мощног...

Великие композиторы

Наглядный материал к уроку...

Презентация к уроку английского языка по теме "Классическая музыка. Великие композиторы"

Данная презентация поможет в проведении урока по теме "Музыка", выполнена в виде тестового задания, в процессе выполнения обучающиеся проверят свои знания имен и произведений великих композиторов...

Методическая разработка по теме «Шеренга великих композиторов»

В разработке даны биографические портреты известных зарубежных композиторов-классиков....

Великий композитор –классик Саратовской области

Цель проекта - Узнать о творчестве А.Г. ШниткеТемы самостоятельных исследований:Хроника жизни и творчества композитора.  Знакомство с музыкальными произведениями композитора.Учреждения, назв...