Георгий Васильевич Свиридов- великий композитор земли Русской
план-конспект урока по музыке (6 класс) по теме
Данный урок предназначен для учащихся 6 класса по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 41.78 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Г.В. Свиридов – великий композитор земли Русской»
Эпиграф: «Для меня Россия – страна просторов, страна песни, страна печали, страна минора, страна Христа» (Г.Свиридов)
6-А класс «Лицей №3» дата проведения 24 февраля 2014
Тип урока: расширение и углубление знаний с элементами интегрирования.
Урок комбинированный
Цель урока: сформировать у учащихся понимание особенностей стиля Г.В. Свиридова на примере программного сочинения «Музыкальные иллюстрации к повести Пушкина «Метель»
Задачи:
- воспитательная – развивать интерес к русской национальной музыке, культуре, эмоциональную отзывчивость, коммуникативность
- развивающая – развитие творческих способностей, формирование понимания связи музыки и литературы, развитие умения размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушивания музыки
- обучающая – научить самостоятельно добывать, анализировать и обобщать информацию из представленных источников. Учить видеть особенности музыкального стиля и понимать разновидности музыкальных образов. Учить различать своеобразие тембрового звучания симфонического оркестра. Познакомить с понятием музыкальной иллюстрации. Совершенствовать хоровое пение.
Методы:
- частично-поисковый,
- наглядно-иллюстративный
- репродуктивный
- метод проблемного диалога
Оборудование
- наглядные пособия: портреты Г.В. Свиридова, А.С. Пушкина, ноты пьес из сюиты
- презентация в программе Power Point
- фонохрестоматия 6 класс
- нотная хрестоматия 6 класс
Техническое оснащение
- фортепиано
- компьютер
- мультимедийный проектор
- музыкальный центр
Место урока: 2-й урок в разделе «Образы симфонической музыки»
Виды деятельности: слушание музыки, интонационно-образный анализ музыки, пропевание музыкальных тем из пьес сюиты, хоровое исполнение русской народной песни «Грянул внезапно гром над Москвою»
Характеристика исходного уровня знаний, умений и навыков учащихся
Учащиеся 6-А класса
- владеют навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание мелодий музыкальных сочинений
- умеют определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю (народные, классического репертуара, современных авторов) по характерным признакам
- имеют представление о приёмах взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений
- различают лирические, драматические и эпические музыкальные образы
- раскрывают образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства
«В музыке Свиридова есть своя интонация. Она узнаваема с первых тактов, - говорит В. Минин. – Его музыка для меня – как музыкальная икона. В ней всегда есть ощущение добра и ещё – гигантская эмоциональная сила. Как говорил о нём Д. Шостакович: «Нот мало, а музыки много.»
Этапы урока, время | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся | Обоснование |
Организационный момент (вступительное слово учителя) I Подготовка к активному, сознательному усвоению нового материала. Активизация восприятия. (4 мин) II Углубление темы. Знакомство с «Вальсом» из сюиты «Музыкальные иллюстрации» Г. Свиридова (15 мин) III Углубление темы, знакомство с «Маршем» (6 мин) IV «Мозговой штурм» (15 мин) V Углубление темы, знакомство с «Романсом». Обобщение, рефлексия. (5 мин) | Звучит «Тройка» - Какая музыка прозвучала? - Что значит «музыкальные иллюстрации»? - Это только описание? - «Музыкальные иллюстрации» - взгляд нашего современника на пушкинскую эпоху - Прочитайте фрагмент из повести на странице 122 вашего учебника - Какую бы вы написали музыку к этому фрагменту? Звучит «Вальс» - Какая музыка сейчас прозвучала? - Сколько мелодий получает своё развитие? - Почему композитор не ограничился одной лишь мелодией? - У вас на столах нотная запись 4-х тем «Вальса», пропойте их и сравните друг с другом - Какие образы они характеризуют? С помощью каких выразительных средств? В какой форме написан «Вальс»? - Что их объединяет? - В повести Пушкина нет сцены бала, в которой мог бы прозвучать вальс. Почему Свиридов в иллюстрациях пишет «Вальс»? - Бал – неотъемлемая часть дворянского быта, а в провинции тем более. На балах молодые люди знакомились друг с другом, там зарождались первые чувства симпатии, любви. - Можно ли «Вальс» представить только как бытовой танец? Какой образ создаёт в нём Свиридов? - «Напрасно ждал Наполеон, Последним счастьем упоённый, Москвы колено преклонённой С ключами старого Кремля: Нет, не пошла Москва моя К нему с повинной головою» - так звучат строки из романа «Евгений Онегин» А.С. Пушкина - Какие вы знаете произведения, в которых отражаются события войны 1812 года, воспевается боевая слава русских солдат - Давайте исполним песню «Грянул внезапно гром над Москвою» - На странице 128 вашего учебника прочитайте, как описывал события того времени А.С. Пушкин в своей повести - Какие строчки передают душевное состояние героев? Звучит «Марш Г. Свиридова» - Вы услышали «Марш» из «Музыкальных иллюстраций» Г.В. Свиридова - Какими интонациями насыщена эта музыка? - Что роднит музыку «Марша» и «Вальса»? - В «Марше» и «Вальсе» передана атмосфера торжеств, подъёма патриотических чувств народа России. Владимир и Бурмин, главные герои повести, были участниками Отечественной войны 1812 года. -Какими мы их видим?
- Согласны ли вы с утверждением: «Г.В. Свиридов – композитор земли Русской»(особенности стиля композитора)? - Чтобы ответить на этот вопрос мы разделимся на 4 группы: литераторы, биографы, художники, музыковеды. У каждой группы есть своё задание: литераторы – сопоставить поэтические строки с «Музыкальными иллюстрациями» Назвать литературные произведения в которых звучит патриотическая тема Отечественной войны 1812 года биографы – Найти интересные факты биографии композитора К каким музыкальным жанрам обращается композитор в своём творчестве художники – Сопоставьте картины из предложенных с «Музыкальными иллюстрациями» Нарисовать эскиз к одной из пьес иллюстраций музыковеды – Какие произведения написаны композитором, основные жанры. Определить отличия музыки Свиридова от музыки других русских композиторов(особенности стиля композитора) - Г. Свиридов одну из пьес «Музыкальных иллюстраций» называет «Романс» Звучит «Романс» в исполнении симфонического оркестра под управлением В.Федосеева (в видеоварианте) - Что подтверждает ваши выводы, которые вы сделали? - Как вы думаете, почему он называет эту пьесу «Романс»? - Каких героев «рисует» эта пьеса? - «Музыка Г. Свиридова – драгоценная часть нашего духовного мира… Не национальный костюм, а народный дух является его сущностью» Звучит «Зимняя дорога» | - Музыкальные иллюстрации Г. Свиридова «Тройка» - События повести композитор как бы описывает звуками музыки - Здесь передаётся настроение героев, их чувства, мысли Учащиеся читают фрагмент «Женщины, русские женщины были тогда бесподобны…» - Торжественную, радостную, танцевальную или песенную («сочинение сочинённого») - Радостная, светлая, торжественная - Это вальс, бал - 4 мелодии. Одна из них более нежная, печальная, светлая, похожая на народную. - На балу много людей, все разные, но у всех радость победы Учащиеся исполняют темы - Образы героические и лирические, образы защитников-победителей и женские образы. Характер музыки песенно-танцевальный. Форма трёхчастная. 3 темы исполняют струнно-смычковая группа и медные духовые. Движение мелодии восходящее и нисходящее («взлёты-падения»). Настроение торжественное, праздничное. 4-я тема отличается от предыдущих. Она нежная, хрупкая, её исполняют деревянные духовые (гобой, флейта.) Можно представить образ девушки и картины природы. - Песенность, певучесть, музыка близка к народной - Нужно создать атмосферу 19 века. В музыке отражается пушкинская эпоха - Это не только танец, здесь мы слышим чувства радости и ликования, торжество победы, в Отечественной войне 1812 года, где героями являются главные персонажи повести Владимир и Бурмин - Опера С. Прокофьева «Война и мир», народные песни «Солдатушки», «Грянул внезапно гром над Москвою» Хоровое исполнение - «Между тем война со славою была кончена…» -«Время незабвенное! Время славы и восторга!» - Интонации маршевые, танцевально-маршевые, и, в то же время, певучие. Характер победный, праздничный, героический - У «Марша», как и у «Вальса» 3 части, мелодии легко запоминаются и поются, настроение торжественное, праздничное - Мужественными, отважными. Г. Свиридов помогает понять героический характер героев тех лет. Мы проникаемся атмосферой того времени. Работа в группах Подведение итогов работы малых групп, выступление представителей каждой группы - Композитор в своём творчестве обращается к истокам народного творчества, его музыка выражает «душу человеческую, её печаль и радость». Г.В. Свиридов – великий композитор земли Русской - Музыка, как и в предыдущих пьесах песенного характера, мелодия протяжная, похожа на народную. Слушая её, представляешь русские пейзажи. - Музыка похожа на песню с куплетами, каждый куплет исполняют разные инструменты (как будто песня без слов): скрипка и виолончель, гобой и флейта, труба - Музыка поёт нежно, печально, о любви главных героев. Звучит по-разному, но тема одна - Симфонический оркестр разнообразный, вдохновляет своей музыкой. - Мелодия постепенно как бы расцветает, а потом затихает - «Музыкальные иллюстрации» это картина, которую можно «представить ушами» и «прочувствовать сердцем» Дети уходят | Эмоциональный настрой, актуализация знаний Развитие творческих способностей, формирование понимания связи музыки и литературы, актуализация знаний: жанровые особенности вальса, тембровая окраска симфонического оркестра Духовное развитие личности учащихся, развитие мыслительных операций, формирование познавательных УД, воспитание патриотических чувств Проблемный вопрос, который выводит учащихся на частично-поисковую деятельность. Ученики анализируют, сопоставляют, раскрывают образный строй музыки, стилистические особенности творчества композитора Через образы «Музыкальных иллюстраций» раскрывается и углубляется тема «Образы симфонической музыки». Развивается представление о широких связях музыки и литературы. Раскрываются возможности симфонического оркестра, выявляются особенности стиля композитора. Оценки ученики получают в течение урока |
Материалы и задания для работы биографов:
сформулировать 2-3 важнейших факта из биографии.
Свиридов Георгий Васильевич. Родился 16 декабря 1915 года в городе Фатеже Курской губернии в семье почтового служащего. В 1936 году поступил в Ленинградскую консерваторию, занимался у Д. Д. Шостаковича. С 1956 года жил в Москве.
Дебютировал в 1935 году циклом романсов на слова А.С. Пушкина, в которых выявились характерные черты индивидуального стиля Свиридова - яркий мелодизм, гармоническая свежесть, простота фактуры.
В ряде произведений 40-х годов проявилось сильное влияние творчества Шостаковича. Вокальная поэма «Страна отцов» (1950) и цикл песен на слова Р. Бернса (1955) - первые произведения зрелого периода творчества Свиридова.
Центральное место в творчестве Свиридова занимает вокальная музыка, опирающаяся на поэтическое слово. Интонации народных песен им используемые, обогатили мелодику.
Свиридов существенно обновил, а частично и преобразовал традиционные вокальные и вокально-симфонические жанры - ораторию, кантату, романс, хоровую песню. Он создал и собственные жанровые разновидности вокальной музыки. Умер в 1998 году.
Произведения:
«Поэма памяти Сергея Есенина» (1956)
«Курские песни» (слова народные, 1964)
кантаты:
«Деревянная Русь» (слова Есенина, 1964)
«Снег идёт» (слова Пастернака, 1965)
«Весенняя кантата» (сл. Некрасова, 1972)
для оркестра:
Три танца (1951)
сюита «Время, вперёд!» (1965)
Маленький триптих (1966)
«Метель» (музыкальные иллюстрации к повести Пушкина, 1974)
Музыка для камерного оркестра (1964)
концерт для фортепиано с орк.(1936);
сочинения для хора, голоса с фортепиано, романсы и песни
Задание для группы экспертов
Назовите, какие произведения написаны композитором, основные жанры
Определите отличия музыки Свиридова от музыки других русских композиторов (особенности стиля композитора)
Наши современники о композиторе
Дирижёр Владимир Федосеев: «Можно назвать имена только трёх больших композиторов, музыку которых играли на улицах ещё при их жизни. Это – Моцарт, Верди и наш Свиридов. Это значит, что их музыка точно попала в душу народа»
Дирижёр Владимир Минин: «В музыке Г. Свиридова есть своя интонация. Она узнаваема с первых тактов… В ней всегда есть ощущение добра, и ещё – гигантская эмоциональная сила. Как говорил о нём Дмитрий Шостакович: «Нот мало, а музыки много»
Георгий Свиридов: «Для меня Россия – страна просторов, страна песни, страна печали, страна минора, страна Христа»
Материалы и задания для работы литераторов
Выбрать строки, наиболее точно отражающие музыкальный образ:
Н.В. Гоголь. Поэма в прозе «Мертвые души»
11 глава
…Эх, тройка! Птица тройка, кто тебя выдумал? Знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем – гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи… кони вихрем, спицы в колесах смешались в один гладкий круг, только дрогнула дорога, да вскрикнул в испуге остановившийся пешеход – и вот она понеслась, понеслась, понеслась!.. И вот уже видно вдали, как что-то пылит и сверлит воздух. Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься?
Василий Андреевич Жуковский:
Кони мчатся по буграм,
Топчут снег глубокий…
Вот, в сторонке божий храм
Виден одинокий.
Вдруг метелица кругом;
Снег валит клоками;
Черный вран, свистя крылом,
Вьется над санями;
Вещий стон гласит печаль!
Кони торопливы
Чутко смотрят в темну даль,
Воздымая гривы…
Александр Сергеевич Пушкин:
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля.
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Задание для работы художников.
Сделать рисунок – иллюстрацию к музыке
Выбрать рисунок, соответствующий более всего музыке, объяснить, в чем оно соответствует музыке (в форме экспертизы «Мы провели экспертизу и заключили, что в 1 картине рассказывается о …
Во второй картине рассказывается…
Больше всего соответствует…, потому, что….»)
- В. Верещагин «Конец Бородинского сражения»
- Н. Ульянов «Пушкин с женой перед зеркалом на придворном балу»
- Е. Зверев «Половодье»
- Е. Зверев «Золотая осень»
- В. Брагинский «Иллюстрация»
- Н. Кузьмин «Пушкин в Болдино»
10 Список литературы.
Список научно-методического обеспечения.
Учебно-методический комплект «Музыка. 6 класс» авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, на основе Программы "Музыка. 5 - 7 классы", авторы: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, (М., Просвещение, 2011).
- «Методическое пособие «Музыка 5-6 классы», методическое пособие для учителя М., Просвещение, 2005г.
- «Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 6 класс», М., Просвещение, 2004г.
- Фонохрестоматия для 6 класса 2 СD (mp 3), М., Просвещение, 2012 г.
- Учебник «Музыка. 6 класс», М., Просвещение, 2011г.
- Творческая тетрадь "Музыка. 6 класс", М., Просвещение, 2011г.
Список научно-методической литературы.
- «Веселые уроки музыки» /составитель З.Н. Бугаева/, М., Аст, 2002г.
- «Музыка в 4-7 классах,/ методическое пособие/ под ред.Э.Б.Абдуллина, М.,Просвещение,1988г.
- «Музыка. Изо. МХК. Содержание образования» (сборник нормативно – правовых документов и методических материалов)., М.,ИЦ «Вентана – Граф»,2008г.
- «Музыкальное воспитание в школе» сборники статей под ред. Апраксиной О.А. выпуск №9,17.
- «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.
- «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.
- «Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г.
- «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г.
- Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.
- Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей.- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.- 224с.
- Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.
- Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.
- Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г.
- Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.
- Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 1997г.
- Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.
- Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия,1999г
- Детская музыкальная энциклопедия "Музыка", М., Астрель АСТ, 2003 г.
- Детская музыкальная энциклопедия , М., Астрель АСТ, 2002 г.
- Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.
- Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: Глобус, 2008.- 176с
- Кабалевский Д.Б. "Про трех китов и про многое другое. Книжка о музыке", М., Детская литература, 1972 г.
- Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.
- Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.
- Кленов А. «Там, где музыка живет», М., Педагогика, 1986г.
- Левашова Г.Я. "Музыка и музыканты", Ленинград, Детская литература, 1969 г.
- Михеева Л.В. "Музыкальный словарь в рассказах", М., Советский композитор, 1984 г.
- Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,1999г.
- Осовицкая З.Е., Казаринова А.С. "В мире музыки", М., Музыка, 1999 г.
- Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.
- Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007.- 176с.
- Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе», М.,Владос,2003г.
- Ригина Г.С. «Музыка. Книга для учителя», М., Учебная литература,2000г.
- Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000г.
- Сборник "Музыка и поэзия", автор-составитель Домнина Е.Н., Санкт-Петербург, 2004 г.
- Сборник нормативных документов "Стандарты второго поколения. Примерные программы начального общего образования. Часть 2", М. Просвещение, 2009
- Сиротина Т., "Музыкальная азбука", М., Музыка, 2004 г.
- Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.
- Ткачева Е.Е. "Его величество театр" (Учебно-методический комплект), Санкт-Петербург, СМИО Пресс, 2006 г.
- Ткачева Е.Е. "Музыкальный вернисаж" (Учебно-методический комплект), Санкт-Петербург, Издательский дом "Книжный мир", 2004 г.
- Ткачева Е.Е. "По главной улице с оркестром" (Учебно-методический комплект), Санкт-Петербург, СпецЛит, 2001 г.
- Узорова О.В. ,Нефедова Е.А. «Физкультурные минутки», М., Астрель-Аст, 2005г.
- Улашенко Н.Б.. «Поурочные планы. Музыка 6 класс», Волгоград, Корифей, 2006г.
- Финкельштейн Э.И. "Музыка о А до Я. Занимательное чтение с картинками и фантазиями", Ленинград, Советский композитор, 1991 г.
- Фрид Г. «Музыка! Музыка? Музыка…и молодежь», М., Советский композитор, 1991г.
- Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.
- Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.
- Энциклопедия для детей Аванта+, Том 7 Искусство, Часть 3 Музыка. Театр. Кино., М., Аванта+, 2003 г.
- Энциклопедия популярной музыки, сост. Бондаренко В.В., Дроздов Ю.В., Минск, Экономпресс, 2002 г.
MULTIMEDIA – поддержка предмета
- Мультимедийная программа «Учимся понимать музыку»
- Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)
- Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».
- Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»
- Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»
- Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП)
- Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»
- Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"
- Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.»
- Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»
- Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru/
- Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
- Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/
- Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CD ROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.
- Интерактивная музыкальная игра "Щелкунчик"(CD ROM) М., ЗАО "Новый диск", 2010.
- Интерактивная музыкальная игра "Музаик" (CD ROM) М., Alawar, 2009.
- Интерактивная музыкальная игра "Алиса и Времена года" (CD ROM), М., МедиаХаус, 2005.
- EOMI (коллекция музыкальных инструментов) - http://eomi.ws/
- Авторские материалы (презентации, видео материалы) учителя музыки Яблонской Л.В.
Список компьютерного программного обеспечения
- Операционная система Windows 7
- Офисный пакет программ Microsoft Office
- Программа чтения файлов формата PDF Adobe Reader
- Нотный редактор Finale 2006
- Видеоредактор Windows Movie Maker/ Windows Life
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Климов Фёдор Васильевич – один из героев земли Меленковской!
Фёдор Васильевич родился 21 апреля 1913 года в деревне Коровино Меленковского района. Окончил 3 класса начальной школы в 1924 году, 2 ноября 1934 года женился. В мирное, довоенное время крестьянин-кол...
Внеклассное мероприятие\'\'Великий Воин Земли Русской\'\',-посвящённый А.В.Суворову
Праздник,посвящённый А.В.Суворову....
Исследовательская работа по православной культуре " Вы соль земли... Вы-свет мира...(Жизнеописание святой земли русской Ксении Петербургской - образец великого служения людям)".
Данная работа получила высокую оценку на городском конкурсе исследовательских работ ДОД "Юность" 1 место. Ученицы участвовали с ней на республиканском конкурсе "История многонациональной культуры", яв...
Великий композитор Покровской земли (А.Г. Шнитке)
Великий композитор Покровской земли (А.Г. Шнитке)...
ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ЗЕМЛИ РУССКОЙ СВЯТОЙ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ, внеклассное мекроприятие
в рамках проекта «Утраченные святыни: судьба Александро-Невского кафедрального собора г. Саратова»Цель:1. формирование у обучающихся духовно-ценностных ориентаций на примере жиз...
Программа по краеведению "Великие люди земли русской"
Программа по краеведению "Великие люди земли русской"...
Георгий Васильевич Свиридов
Зачем-то сделал. В итоге не пригодилось....