Великий композитор –классик Саратовской области
проект по музыке (5 класс) на тему

Петрова Любовь Валерьевна

Цель проекта - Узнать о творчестве А.Г. Шнитке

Темы самостоятельных исследований:

  • Хроника жизни и творчества композитора.
  •   Знакомство с музыкальными произведениями композитора.
  • Учреждения, названные именем известного музыканта.
  • Наши современники. Что они знают о нашем земляке?

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon alfred_shnitke.ppt2.46 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учебный предмет: музыка. Участники проекта: учащиеся 5 классов. Руководитель проекта: учитель музыки МОУ «СОШ№77» Петрова Л.В. Исследовательский проект Великий композитор –классик Саратовской области.

Слайд 2

Цель проекта Узнать о творчестве А.Г. Шнитке.

Слайд 3

Основополагающий вопрос: Что мы знаем о нём?

Слайд 4

Дидактические цели проекта: развитие самостоятельной познавательной деятельности в области искусства, формирование навыков работы в команде. Методические задачи проекта: освоить сбор информации через литературные источники; освоить музыкальную информацию; научить проводить опрос населения, научить анализировать и кратко излагать результаты исследований.

Слайд 5

Темы самостоятельных исследований: Хроника жизни и творчества композитора. Знакомство с музыкальными произведениями композитора. Учреждения, названные именем известного музыканта. Наши современники. Что они знают о нашем земляке ? Результаты преставления исследования:

Слайд 6

Этапы и сроки проведения проекта. Деятельность учителя. Деятельность учащихся. Сроки проведения. Выбор темы исследования, предъявление творческого задания, формирование групп по проведению исследования. Обсуждение темы исследования и творческого задания. Октябрь, 20 мин. Консультации. Обсуждение плана работы учащихся и возможных источников информации, составление анкеты по опросу населения. Ноябрь- декабрь Самостоятельная работа групп по выполнению творческого задания. Январь -февраль Консультации. Подготовка презентации о проделанной работе. Март Организация презентации. Защита полученных результатов исследования. Апрель, 1 урок.

Слайд 7

Группа биографов Харунженко А. Наумшин С. Савин А. Винокуров В. Сорокина Е. Желтов М.

Слайд 8

Группа музыковедов Гореликова Я. Алемпьева Е. Агапова Н. Кузина А. Пигачёва М.

Слайд 9

Группа историков Шамина Е. Грачёва А.

Слайд 10

советский и российский композитор, теоретик музыки и педагог, один из наиболее значительных музыкальных деятелей второй половины XX века. Заслуженный деятель искусств РСФСР. Альфре́д Га́рриевич Шни́тке (1934—1998)

Слайд 11

В результате самостоятельных исследований группы биографов была представлена следующая информация о биографии композитора.

Слайд 12

А. Шнитке родился 24 ноября 1934г в гооде Энгельсе. Отец – Гарри Шнитке был журналистом, русско – немецким переводчиком. Мать – Мария Фогель преподавала немецкий язык в школе. Альфред был старшим из трёх детей в семье Шнитке. Биография композитора

Слайд 13

Это интересно В 1934 город Энгельс Саратовской области, назывался столице Автономной Советской Социалистической Республики Немцев Поволжья

Слайд 14

Семья Его отец, Гарри Викторович родился во Франкфурте-на-Майне, куда его родители перебрались из Либавы в 1910 году. В 1927 году вместе с родителями переехал в Москву, в 1930 году — в Покровск, где вступил в партию и работал журналистом в советских немецких изданиях;

Слайд 15

Мать, Мария Иосифовна Фогель , происходила из немецких колонистов, переселившихся в Россию в 1765 году и осевших в деревне Каменка; работала учительницей немецкого языка

Слайд 16

Это интересно Родители Шнитке между собой говорили по-немецки, и первым языком композитора стал немецкий, однако впоследствии он обращался к матери по-немецки, а к отцу по-русски.

Слайд 17

Из воспоминаний А.Шнитке: «В 45-46 году всем вернули конфискованные на время войны приемники, и я стал слушать музыку, причем предпочитал оперы. И если вспомнить первые мои попытки не то что сочинять, а скорее фантазировать (нот я тогда не знал), то это были какие-то неопределенные оркестровые представления, которые я теперь расшифровываю как тремоло и высокие деревянные духовые

Слайд 18

Первые музыкальные впечатления Музыкальное образование А. Шнитке началось в 12 лет в Вене. В Вене раскрываются музыкальные способности Шнитке. Он самостоятельно научился играть на аккордеоне, который в качестве премии выдали отцу.

Слайд 19

Его первой учительницей по классу фортепианно была Шарлотта Рубер.

Слайд 20

Из воспоминаний А.Шнитке: « Фрау Рубер дает много свободы, играет со мной в четыре руки, хвалит меня, пытается уговорить моих родителей дать мне музыкальное образование... Здесь же дома не было инструмента, но я клянчу у всех знакомых, у кого он есть, хожу в пустое офицерское казино, играю всегда, когда рядом со мной есть рояль, пытаюсь сочинять, слушаю …..»

Слайд 21

Музыкальное образование. 1948. Возвращение из Вены. Семья Шнитке поселяется в Подмосковье, в Валентиновке. Альфред заканчивает семь классов общеобразовательной школы. Занятия по фортепиано не возобновились, но желание сочинять и играть не оставляет его. Он самостоятельно изучает книги по теории, гармонии, форме, читает «Основы оркестра» Римского-Корсакова, но одному разобраться слишком трудно.

Слайд 22

В возрасте 14 лет юный музыкант поступил на дирижёрско-хоровое отделение Музыкального училища имени Октябрьской революции в Москве.

Слайд 23

Из воспоминаний А.Шнитке: «Отец встретил одного знакомого, у которого в гостях был бухгалтер музыкального училища. Этот бухгалтер дает мне записку к заведующему учебной частью. Завучем был теоретик Борис Константинович Алексеев. Меня послали на экзамен по сольфеджио. Диктант я написал. А по элементарной теории я отвечал таким образом (у меня нет абсолютного слуха): все ноты называл по до мажору, но правильно…»

Слайд 24

В 1953 году А.Шнитке с отличием окончил училище, и был рекомендован для поступления в высшее музыкальное учебное заведение. Консерваторию. В 1953 году Шнитке поступает в Московскую государственную консерваторию им. П.И.Чайковского.

Слайд 25

Мыслящий, эрудированный Шнитке отвечал требованиям учителя к композитору-художнику: «…История не знает больших композиторов, обладающих узким общественным и общекультурным кругозором, и поэтому человек с ограниченным кругозором никогда не станет большим композитором» .

Слайд 26

Первые сочинения В консерватории Альфредом Шнитке было написано много сочинений. В архиве сохранились романсы: «Сумрак» на стихи Ф.Тютчева, «Березка» на стихи С.Щипачева , Шесть прелюдий для фортепиано, Соната для скрипки и оркестра, Симфония для симфонического оркестра, хор на стихи А. Прокофьева, скерцо для оркестра, сюита для струнного оркестра, концерт N 1 для скрипки с оркестром.

Слайд 27

Начало шестидесятых. «Время нового обучения после консерватории». Шнитке расширяет свое знакомство с современной музыкой авангарда.

Слайд 28

В каталог своих сочинений из этого периода Шнитке включил лишь Концерт для фортепиано с оркестром в трех частях (1960).

Слайд 29

Ирина Шнитке ( жена Альфреда) Ирина Фёдоровна Катаева-Шнитке известная пианистка и супруга композитора.

Слайд 30

Окончив музыкальную школу при консерватории, в 1958 году переехала с родителями в Москву. В 1959 году поступила в Музыкально - педагогический институт имени Гнесиных. В 1961 году композитор Альфред Шнитке и пианистка Ирина Катаева поженились. Через несколько лет у них родился сын Андрей. В 1990 году Альфред Шнитке вместе с Ириной уехал работать в Германию. Ирина Шнитке и ее сын до сих пор живут в Германии

Слайд 31

Что же нового, интересного о музыкальном наследии А. Шнитке открыла для себя и для нас группа музыковедов данного проекта ? Музыковеды: Дадаева Т., Долгова Д., Земцова К.

Слайд 32

В.Ленивкин «Музыка Шнитке».

Слайд 33

В середине 60-х сложился индивидуальный стиль Шнитке в музыке. Ему принадлежит разработка концепции и сам термин «полистилистика». Новый стиль в музыке позволял удерживать и сохранять в современном творчестве одновременно любые исторические и социальные стили. Творческое наследие

Слайд 34

Это интересно ПОЛИСТИЛИСТИКА (от греч. - многочисленный стиль) — намеренное сочетание в одном произв. несовместимых (или, по крайней мере, резко различных, разнородных) стилистических элементов.

Слайд 35

Дар простоты Новая простота, как особый музыкальный стиль явилась без предупреждения. По спирали личной судьбы, композитор передвинулся на противоположный виток – к тихой, внутренней музыке. Религиозность, «тишина» и «новая простота» с удивительной естественностью сошлись в его Реквиеме.

Слайд 36

В первой половине 80-х композитор почувствовал в себе могучий прилив симфонизма, в который он теперь вплавил человечность «новой простоты».

Слайд 37

Каталог произведений Шнитке включает 70 названий, не считая ранних сочинений и прикладной музыки. Среди произведений композитора Оперы – «Одиннадцатая заповедь» и «Жизнь с идиотом», балет «Лабиринты» 9 симфоний, концерты, «Реквием», Кантаты, оратории и др. А.Шнитке написал музыку более, чем к 60 кинофильмам.

Слайд 38

Очень рано пришло к А. Шнитке широчайшее международное признание. Его произведения исполняли крупнейшие оркестры Европы и США под управлением величайших дирижёров современности.

Слайд 39

Самые известные произведения. 1. Ревизская сказка (1981) 2. Сюита в старинном стиле (1972) 3. Concerto grosso 1 (1977) 4. Симфония 1 (1972) 5. Реквием (1975) 6. Концерт 1 для виолончели с оркестром (1986) 7. История доктора Иоганна Фауста (1983)

Слайд 40

Группа историков исследовала материал, связанный с последним годом жизни великого музыканта, а так же изучила, где увековечена память о нём. Историки: Мамыкина О., Хрипаева А.

Слайд 41

Девятая симфония (начата в 1995). Последнее сочинение Альфреда Шнитке. Композитор не успел окончательно завершить партитуру. Ее окончание и оркестровую редакцию выполнил Геннадий Рождественский, под руководством которого состоялось первое исполнение в Москве 19 июня 1998 года. Новая редакторская версия была осуществлена Александром Раскатовым и исполнена в Дрездене 16 июня 2007 года.

Слайд 42

3 августа 1998года Альфреда Шнитке не стало. Весть о его смерти облетела весь мир. Как писала пресса это были проводы «последнего гения музыки ХХ века».

Слайд 43

В родном городе композитора, Энгельсе, музыкально – эстетический лицей носит имя А.Шнитке, а при краеведческом музее открыта постоянно действующая выставка.

Слайд 44

В 2009 году, к 75–летию композитора, в Энгельсе в сквере им. А.Шнитке состоялась церемония закладки камня на месте будущего памятника Почётному гражданину города – А.Шнитке.

Слайд 45

В тот же день прошло торжественное открытие мемориальной доски с барельефом на здании бывшей школы № 25, в которой учился А.Шнитке.

Слайд 46

В 2001 году Саратовская областная филармония получила имя А.Г.Шнитке.

Слайд 47

Имя А. Г. Шнитке было присвоено Московскому государственному институту музыки, который некогда окончил композитор. В 2000 году при институте был открыт музей им. А.Шнитке.

Слайд 48

О.Языков, «Портрет художника. Памяти Шнитке».

Слайд 49

Наши современники. Что они знают о нашем земляке? Участники проекта провели опрос населения. Было опрошено – 86 человека. Из них только 42 смогли принять участие в опросе, ответив положительно на первый вопрос.

Слайд 50

Результаты опроса. № Вопрос До 17лет 18-40 лет 41 и более да нет да нет да нет 1 Знаете ли вы, кто такой А.Шнитке? 14 - 16 - 9 - 3 Знакомы ли вы с творчеством композитора? 8 6 11 5 5 4 4 Слышали вы его произведения? 5 9 8 8 4 5 5 Актуально ли его творчество сегодня? 9 5 16 - 9 - 6 Интересно ли вам узнать о жизни и творчестве этого музыканта? 11 3 16 - 9 -

Слайд 51

Диаграммы опроса да да нет

Слайд 52

спасибо за внимание

Слайд 53

Источники информации Ивашкин А.В.(сост.) Беседы с Альфредом Шнитке. М.,1994 г. И нтернет – сайт ы. Холопова В., Чигарева Е.Альфред Шнитке. – М., 1993 г. Шульгин Д.И. Годы неизвестности Альфреда Шнитке. М., 1993 г. Э нциклопедия Кирилла и Мефодия 2008 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Великие композиторы венской школы

Материалы презентации знакомят учащихся с великими венскими композиторами, такими как:  Моцарт, Бетховен, Гайдн...

Георгий Васильевич Свиридов- великий композитор земли Русской

Данный урок предназначен для учащихся 6 класса по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской...

В.А.Моцарт - жизнь и творчество великого композитора

Моцарт В. А.Моцарт В. А.Моцарт (Mozart) Вольфганг Амадей (27.1.1756, Зальцбург, — 5.12.1791, Вена), австрийский композитор. Среди величайших мастеров музыки М. выделяется ранним расцветом мощног...

Великие композиторы

Наглядный материал к уроку...

Презентация к уроку английского языка по теме "Классическая музыка. Великие композиторы"

Данная презентация поможет в проведении урока по теме "Музыка", выполнена в виде тестового задания, в процессе выполнения обучающиеся проверят свои знания имен и произведений великих композиторов...

Великие люди Калужской области. Композиторы и художники.

Великие люди Калужской области. Автобиографии композиторов и художников, живших на Калужской земле. ...

Композиторы Тверской области

Презентация рассказывает о некоторых композиторах Тверской области: М. Мусоргском, В. Успенском  Н.Балашовой и т. д....