Открытый урок по музыкальной литературе на тему: "Программная музыка" (первый год обучения)
план-конспект урока по музыке

Урок по музыкальной литературе с учащимися 4 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_muzykalnoy_literature.docx26.09 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств»

Открытый урок по музыкальной литературе на тему:

«Программная музыка»

(первый год обучения)

Подготовила: Космачева Н.В.,

преподаватель теоретических дисциплин

Нефтеюганск

2019

Открытый урок по музыкальной литературе

(первый год обучения)

Класс: 4/8 (отделения духовых и ударных инструментов, общего и специального фортепиано)

Тема урока: «Программная музыка»

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма проведения урока: классно-урочная

Форма обучения: групповая

Цель урока: формирование у учащихся представления о программной музыке.

Задачи урока:

Обучающие: 

  • познакомить с особенностями программной музыки на примерах произведений М.П. Мусоргского и А.К. Лядова;
  • познакомить с новой терминологией (сюита, скерцо).

Развивающие:

  • развивать умение давать характеристику музыкальному образу;
  • развивать творческое воображение, фантазию;
  • развивать умение участвовать в диалоге, слушать и понимать других;
  • развивать музыкально-эстетический вкус;
  • способствовать расширению культурного кругозора учащихся.

Воспитательные:

  • нравственное воспитание гармонично развитой личности;
  • воспитание инициативы и самостоятельности учащихся;
  • воспитание культуры слушателя;
  • воспитание любви и интереса к классической музыке, уважения к русской музыкальной культуре.

Методы обучения: словесный, наглядный.

Средства наглядности: презентация по теме, аудиозаписи произведений М.П. Мусоргского и А.К. Лядова.

Этапы урока:

  1. Организационный момент: приветствие, постановка целей урока – 2 мин;
  2. Актуализация знаний – 5 мин;
  3. Изучение новой темы – 25 мин;
  4. Обобщение и закрепление пройденного материала – 5 мин;
  5. Домашнее задание – 3 мин.

Ход урока:

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы познакомимся с музыкальными произведениями, которые относятся  к программной музыке.

В каком случае музыкальное произведение называют «программным»? Давайте разберемся вместе.

Я думаю, вы постоянно  встречаете слово «программа» в жизни. Подумайте и скажите, что означает это слово. Приведите примеры.

(ответы учащихся).

Вы абсолютно правы. Слово «программа» пришло к нам из греческого языка и означает оно  «объявление», «распоряжение». То есть мы заранее получаем информацию о том, что будет происходить или (если это музыка) звучать.

А теперь посмотрите, пожалуйста, на этот слайд.  Как вы считаете, какой вариант верный?

(ответы учащихся).

Я с вами соглашусь. Правильный вариант  - под буквой «Б»: программное музыкальное произведение имеет название, точно отражающее его содержание.  Благодаря конкретному названию, содержание музыки более доступно и понятно слушателям.

 К программным относятся музыкальные произведения, которые имеют определенный заголовок или литературное предисловие, созданное или избранное самим композитором (слайд).

А как вы думаете: вокальные произведения относятся к программным, или этот термин применяется только к инструментальной музыке?

Ответы учащихся.

В вокальных произведениях - песнях, романсах, вокальных циклах, а также в музыкально-театральных жанрах - всегда есть текст, из которого мы узнаем, о чем это произведение.

Итак, делаем вывод: к «программным» относятся только инструментальные произведения.

Посмотрите на этот список произведений и найдите ошибки (слайд).

Ответы учащихся.

Программа в инструментальном произведении может быть обобщенной или подробной (более конкретной) (слайд).

Чаще всего встречается обобщенная программа. Сюда относятся инструментальные произведения с названиями, заголовками и эпиграфами. Встречаются музыкальные произведения, к которым сами композиторы создают  развернутые литературные комментарии.

Литературный комментарий – это подробная программа (более конкретная)

Помимо фантазии автора, источниками сюжетов для программных музыкальных произведений могут быть мифы, легенды, сказки, сказания, исторические события, а также впечатления от литературных и живописных произведений, архитектурных сооружений, скульптурных работ.

     Сегодня я хочу познакомить вас с интересным и самобытным программным произведением. Это фортепианная сюита великого русского композитора XIX века Модеста Петровича Мусоргского «Картинки с выставки» (слайд)

О чем вам говорит название сюиты? Оно вам что-то подсказывает?

Ответы учащихся.

Фортепианная сюита «Картинки с выставки» написана Мусоргским под впечатлением от выставки рисунков художника Виктора Гартмана, состоявшейся в 1874 году (слайд).

Ребята,  сейчас прозвучало новое слово – «сюита». Давайте разберем и запишем, что оно обозначает. Сюита (в переводе с французского - «последовательность», «ряд») - музыкальное произведение, состоящее из самостоятельных, контрастных друг другу пьес, объединенных общим замыслом (слайд).

Итак, Модест Петрович Мусоргский отправился на выставку картин своего друга - художника Виктора Александровича Гартмана. Ходил по выставке от картины к картине, задерживаясь на том, что его волновало. Из представленных на выставке 400 рисунков, архитектурных планов, проектов, эскизов Мусоргского заинтересовали несколько сюжетов (слайд). К сожалению, не все рисунки сохранились до наших дней.

Эти сюжеты Гартмана и вдохновили Мусоргского на создание  сюиты из десяти пьес (слайд). Нарисованные картины превратились в музыкальные, зажили новой жизнью, музыкальные картины зазвучали намного ярче и красочнее, чем нарисованные. Композитор первоначально назвал свое произведение «Гартман». Название «Картинки с выставки» появилось позже.

Разберем более подробно две пьесы.

Послушайте их названия и постарайтесь представить, что бы композитор мог «показать», «изобразить» в этих пьесах. «Балет невылупившихся птенцов» и «Лимож. Рынок».

Ответы учащихся.

Ребята, а название «Балет невылупившихся птенцов» не вызывает у вас улыбку? Посмотрите на рисунок, который вдохновил композитора. Немного необычный, правда? Виктор Гартман изобразил на нем эскизы к костюмам для балета «Трильби». В «Трильби» был эпизод, в котором выступала, как писал критик Владимир Стасов, «группа маленьких воспитанников и воспитанниц театрального училища, наряженных канареечками и живо бегавших по сцене. Иные были вставлены в яйца, словно в латы». Всего Гартман создал для балета 17 эскизов костюмов, из которых 4 сохранились до наших дней. Это веселая пьеса, в которой изображается комичный и чуть беспорядочный танец маленьких птенчиков. Они щебечут, неуклюже подпрыгивают и машут крылышками. Композитор написал ее в жанре «скерцо». Давайте запишем. Скерцо (в переводе с итальянского «шутка») - произведение шутливого характера.  

Слушаем пьесу  М.П. Мусоргского «Балет невылупившихся птенцов».

Пьеса «Лимож. Рынок» также написана в жанре скерцо (слайд).

Посмотрите какие забавные пометки сделал Мусоргский в начале работы над этой пьесой. Чего только не услышишь на рынке! Рисунок Гартмана, если он был, не сохранился. Известно, что Гартман жил в Лиможе и изучал архитектуру местного собора, но в каталоге выставки картина с похожим сюжетом не значится. В пьесе рисуется пестрая рыночная толпа. В музыке хорошо переданы разноголосый говор, выкрики, толкотня и шумная суета южного приморского базара.

Слушаем пьесу М. П. Мусоргского «Лимож Рынок».

Ребята, вы прослушали две фортепианные программные пьесы - «Балет невылупившихся птенцов» и «Лимож. Рынок». А теперь – задание. Посмотрите на слайд. Выберите к каждой пьесе такие  музыкальные характеристики, которые, по вашему мнению, помогают композитору воплотить задуманное содержание.

И еще одно очень интересное программное произведение. Его сочинил Анатолий Константинович Лядов, русский композитор XIX века (слайд). Анатолий Константинович очень трепетно и с большой любовью относился к русским сказкам. Русские сказки всегда его восхищали  своей загадочностью, причудливой фантастикой. Лядов написал на сказочные сюжеты три программных произведения для симфонического оркестра: «Баба - Яга», «Волшебное озеро» и «Кикимора».

Сюжет сказочной оркестровой пьесы «Баба-Яга» был заимствован из сказки «Василиса Прекрасная». Для своего сочинения Лядов выбрал только олин эпизод. Но какой! Оркестровыми красками он изобразил полет Бабы –Яги в ступе. Вот какой отрывок из сказки поместил Лядов перед началом произведения: «…Баба-Яга вышла во двор, свистнула, — перед ней явилась ступа с пестом и помелом. Баба-Яга села в ступу и выехала со двора, пестом погоняет, помелом след заметает… Скоро послышался в лесу шум: деревья трещали, сухие листья хрустели…» (слайд).

Какие же приемы изобразительности использовал композитор в этом произведении? Давайте послушаем. Обратите внимание на оркестровые тембры, ваши чувства и ощущения вокруг, и попытайтесь представить образ исходя из названия и эпиграфа, который  мы только что прослушали.

Слушаем симфоническую картину А. К. Лядова «Баба-Яга».

Ребята, наш урок подходит к концу. Давайте подведем итоги.

Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

1. Что такое программная музыка?

2. Какие два типа программности вы знаете?

3. Какие произведения мы сегодня слушали?

4. Какое произведение вам больше всего запомнилось и понравилось?

Ответы учащихся.

Выставление оценок.

Домашнее задание: записать в тетради музыкальные характеристики из пред-ложенных на уроке, используя учебник (страницы 136-138).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по музыкальной литературе "Вокальное творчество М.И.Глинки"

Открытый урок с учащимися третьего года обучения по музыкальной литературе....

Материал для открытого урока по музыкальной литературе для ДМШ и ДШИ

Материал к открытому уроку "ПЕСНИ о войне и ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЕ", посвященному 75-летию со дня победы в Великой Отечественной войне. Цель урока - Воспитание патриотических чувств у подрастаю...

Презентация к уроку по музыкальной литературе на тему :"Программная музыка"

Презентация к уроку по музыкальной литературе с учащимися 4 класса...

Конспект открытого урока по музыкальной литературе. Тема урока: "Жизнь и творчество Дмитрия Дмитриевича Шостаковича". 4 г.об.

Повторение пройденного материала, развитие навыка эстетического восприятия музыки,знакомство с жизнью и творчеством известного композитора....