Открытый урок по музыкальной литературе на тему: "Программная музыка" (первый год обучения)
план-конспект урока по музыке
Урок по музыкальной литературе с учащимися 4 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_muzykalnoy_literature.docx | 26.09 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств»
Открытый урок по музыкальной литературе на тему:
«Программная музыка»
(первый год обучения)
Подготовила: Космачева Н.В.,
преподаватель теоретических дисциплин
Нефтеюганск
2019
Открытый урок по музыкальной литературе
(первый год обучения)
Класс: 4/8 (отделения духовых и ударных инструментов, общего и специального фортепиано)
Тема урока: «Программная музыка»
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма проведения урока: классно-урочная
Форма обучения: групповая
Цель урока: формирование у учащихся представления о программной музыке.
Задачи урока:
Обучающие:
- познакомить с особенностями программной музыки на примерах произведений М.П. Мусоргского и А.К. Лядова;
- познакомить с новой терминологией (сюита, скерцо).
Развивающие:
- развивать умение давать характеристику музыкальному образу;
- развивать творческое воображение, фантазию;
- развивать умение участвовать в диалоге, слушать и понимать других;
- развивать музыкально-эстетический вкус;
- способствовать расширению культурного кругозора учащихся.
Воспитательные:
- нравственное воспитание гармонично развитой личности;
- воспитание инициативы и самостоятельности учащихся;
- воспитание культуры слушателя;
- воспитание любви и интереса к классической музыке, уважения к русской музыкальной культуре.
Методы обучения: словесный, наглядный.
Средства наглядности: презентация по теме, аудиозаписи произведений М.П. Мусоргского и А.К. Лядова.
Этапы урока:
- Организационный момент: приветствие, постановка целей урока – 2 мин;
- Актуализация знаний – 5 мин;
- Изучение новой темы – 25 мин;
- Обобщение и закрепление пройденного материала – 5 мин;
- Домашнее задание – 3 мин.
Ход урока:
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы познакомимся с музыкальными произведениями, которые относятся к программной музыке.
В каком случае музыкальное произведение называют «программным»? Давайте разберемся вместе.
Я думаю, вы постоянно встречаете слово «программа» в жизни. Подумайте и скажите, что означает это слово. Приведите примеры.
(ответы учащихся).
Вы абсолютно правы. Слово «программа» пришло к нам из греческого языка и означает оно «объявление», «распоряжение». То есть мы заранее получаем информацию о том, что будет происходить или (если это музыка) звучать.
А теперь посмотрите, пожалуйста, на этот слайд. Как вы считаете, какой вариант верный?
(ответы учащихся).
Я с вами соглашусь. Правильный вариант - под буквой «Б»: программное музыкальное произведение имеет название, точно отражающее его содержание. Благодаря конкретному названию, содержание музыки более доступно и понятно слушателям.
К программным относятся музыкальные произведения, которые имеют определенный заголовок или литературное предисловие, созданное или избранное самим композитором (слайд).
А как вы думаете: вокальные произведения относятся к программным, или этот термин применяется только к инструментальной музыке?
Ответы учащихся.
В вокальных произведениях - песнях, романсах, вокальных циклах, а также в музыкально-театральных жанрах - всегда есть текст, из которого мы узнаем, о чем это произведение.
Итак, делаем вывод: к «программным» относятся только инструментальные произведения.
Посмотрите на этот список произведений и найдите ошибки (слайд).
Ответы учащихся.
Программа в инструментальном произведении может быть обобщенной или подробной (более конкретной) (слайд).
Чаще всего встречается обобщенная программа. Сюда относятся инструментальные произведения с названиями, заголовками и эпиграфами. Встречаются музыкальные произведения, к которым сами композиторы создают развернутые литературные комментарии.
Литературный комментарий – это подробная программа (более конкретная)
Помимо фантазии автора, источниками сюжетов для программных музыкальных произведений могут быть мифы, легенды, сказки, сказания, исторические события, а также впечатления от литературных и живописных произведений, архитектурных сооружений, скульптурных работ.
Сегодня я хочу познакомить вас с интересным и самобытным программным произведением. Это фортепианная сюита великого русского композитора XIX века Модеста Петровича Мусоргского «Картинки с выставки» (слайд)
О чем вам говорит название сюиты? Оно вам что-то подсказывает?
Ответы учащихся.
Фортепианная сюита «Картинки с выставки» написана Мусоргским под впечатлением от выставки рисунков художника Виктора Гартмана, состоявшейся в 1874 году (слайд).
Ребята, сейчас прозвучало новое слово – «сюита». Давайте разберем и запишем, что оно обозначает. Сюита (в переводе с французского - «последовательность», «ряд») - музыкальное произведение, состоящее из самостоятельных, контрастных друг другу пьес, объединенных общим замыслом (слайд).
Итак, Модест Петрович Мусоргский отправился на выставку картин своего друга - художника Виктора Александровича Гартмана. Ходил по выставке от картины к картине, задерживаясь на том, что его волновало. Из представленных на выставке 400 рисунков, архитектурных планов, проектов, эскизов Мусоргского заинтересовали несколько сюжетов (слайд). К сожалению, не все рисунки сохранились до наших дней.
Эти сюжеты Гартмана и вдохновили Мусоргского на создание сюиты из десяти пьес (слайд). Нарисованные картины превратились в музыкальные, зажили новой жизнью, музыкальные картины зазвучали намного ярче и красочнее, чем нарисованные. Композитор первоначально назвал свое произведение «Гартман». Название «Картинки с выставки» появилось позже.
Разберем более подробно две пьесы.
Послушайте их названия и постарайтесь представить, что бы композитор мог «показать», «изобразить» в этих пьесах. «Балет невылупившихся птенцов» и «Лимож. Рынок».
Ответы учащихся.
Ребята, а название «Балет невылупившихся птенцов» не вызывает у вас улыбку? Посмотрите на рисунок, который вдохновил композитора. Немного необычный, правда? Виктор Гартман изобразил на нем эскизы к костюмам для балета «Трильби». В «Трильби» был эпизод, в котором выступала, как писал критик Владимир Стасов, «группа маленьких воспитанников и воспитанниц театрального училища, наряженных канареечками и живо бегавших по сцене. Иные были вставлены в яйца, словно в латы». Всего Гартман создал для балета 17 эскизов костюмов, из которых 4 сохранились до наших дней. Это веселая пьеса, в которой изображается комичный и чуть беспорядочный танец маленьких птенчиков. Они щебечут, неуклюже подпрыгивают и машут крылышками. Композитор написал ее в жанре «скерцо». Давайте запишем. Скерцо (в переводе с итальянского «шутка») - произведение шутливого характера.
Слушаем пьесу М.П. Мусоргского «Балет невылупившихся птенцов».
Пьеса «Лимож. Рынок» также написана в жанре скерцо (слайд).
Посмотрите какие забавные пометки сделал Мусоргский в начале работы над этой пьесой. Чего только не услышишь на рынке! Рисунок Гартмана, если он был, не сохранился. Известно, что Гартман жил в Лиможе и изучал архитектуру местного собора, но в каталоге выставки картина с похожим сюжетом не значится. В пьесе рисуется пестрая рыночная толпа. В музыке хорошо переданы разноголосый говор, выкрики, толкотня и шумная суета южного приморского базара.
Слушаем пьесу М. П. Мусоргского «Лимож Рынок».
Ребята, вы прослушали две фортепианные программные пьесы - «Балет невылупившихся птенцов» и «Лимож. Рынок». А теперь – задание. Посмотрите на слайд. Выберите к каждой пьесе такие музыкальные характеристики, которые, по вашему мнению, помогают композитору воплотить задуманное содержание.
И еще одно очень интересное программное произведение. Его сочинил Анатолий Константинович Лядов, русский композитор XIX века (слайд). Анатолий Константинович очень трепетно и с большой любовью относился к русским сказкам. Русские сказки всегда его восхищали своей загадочностью, причудливой фантастикой. Лядов написал на сказочные сюжеты три программных произведения для симфонического оркестра: «Баба - Яга», «Волшебное озеро» и «Кикимора».
Сюжет сказочной оркестровой пьесы «Баба-Яга» был заимствован из сказки «Василиса Прекрасная». Для своего сочинения Лядов выбрал только олин эпизод. Но какой! Оркестровыми красками он изобразил полет Бабы –Яги в ступе. Вот какой отрывок из сказки поместил Лядов перед началом произведения: «…Баба-Яга вышла во двор, свистнула, — перед ней явилась ступа с пестом и помелом. Баба-Яга села в ступу и выехала со двора, пестом погоняет, помелом след заметает… Скоро послышался в лесу шум: деревья трещали, сухие листья хрустели…» (слайд).
Какие же приемы изобразительности использовал композитор в этом произведении? Давайте послушаем. Обратите внимание на оркестровые тембры, ваши чувства и ощущения вокруг, и попытайтесь представить образ исходя из названия и эпиграфа, который мы только что прослушали.
Слушаем симфоническую картину А. К. Лядова «Баба-Яга».
Ребята, наш урок подходит к концу. Давайте подведем итоги.
Ответьте, пожалуйста, на вопросы:
1. Что такое программная музыка?
2. Какие два типа программности вы знаете?
3. Какие произведения мы сегодня слушали?
4. Какое произведение вам больше всего запомнилось и понравилось?
Ответы учащихся.
Выставление оценок.
Домашнее задание: записать в тетради музыкальные характеристики из пред-ложенных на уроке, используя учебник (страницы 136-138).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по музыкальной литературе "Вокальное творчество М.И.Глинки"
Открытый урок с учащимися третьего года обучения по музыкальной литературе....
Открытый урок по музыкальной литературе на тему "Форма рондо"
Первый год обучения...
Открытый урок по музыкальной литературе "Творчество И.С.Баха, закрепление пройденного материала" с обучающимися 3 класса отделения народных инструментов по пятилетнему сроку обучения
Презентация открытого урока...
Открытый урок по музыкальной литературе в 4 классе на тему: «Простые формы»
Разработка урока...
Материал для открытого урока по музыкальной литературе для ДМШ и ДШИ
Материал к открытому уроку "ПЕСНИ о войне и ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЕ", посвященному 75-летию со дня победы в Великой Отечественной войне. Цель урока - Воспитание патриотических чувств у подрастаю...
Презентация к уроку по музыкальной литературе на тему :"Программная музыка"
Презентация к уроку по музыкальной литературе с учащимися 4 класса...
Конспект открытого урока по музыкальной литературе. Тема урока: "Жизнь и творчество Дмитрия Дмитриевича Шостаковича". 4 г.об.
Повторение пройденного материала, развитие навыка эстетического восприятия музыки,знакомство с жизнью и творчеством известного композитора....