Консультция для педагогов ДОУ
консультация по музыке
«МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 20.07 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №17 «Сказка»
Консультация
«МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Подготовила: Овчарова О.Н.
Музыкальный руководитель
Каменский район, 2020г.
В наше время с особой остротой стоит задача формирования духовного мира человека третьего тысячелетия, возрождение и расцвета культурных традиций народов России. Эту задачу по развитию личности ребенка помогают решить и музыкальные занятия, а также проведение праздников и развлечений — всё это носит большие возможности для творческого развития дошкольников.
Приобщать детей к ценностям народной культуры необходимо с малых лет, когда еще только закладываются основные понятия у ребенка, формируются речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки. Именно фольклор с первых дней жизни служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом и развивает его образное мышление. Благодаря мышлению ребенок развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность.
С музыкальным фольклором дети знакомятся в повседневной жизни, на музыкальных занятиях, развлечениях, утренниках и народных праздниках. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально – психическое благополучие.
Процесс детского творчества вызывает у детей особое желание действовать в искренней и непринуждённой обстановке в таких видах деятельности как игра, инсценировка, хоровод, танец, песня.
Именно народные песни - одно из ярких произведений музыкального фольклора. С ними мы начинаем знакомить детей уже со второй младшей группы. Это такие песни как: «Петушок», «Ладушки», «Зайка», «Солнышко», «Сорока –сорока» и т. д.
Знакомя детей с жанром колыбельной песни, я вовлекаю ребенка в игру, связанную с убаюкиванием любимой куклы, но одновременно с этим стремлюсь к достижению напевности при исполнении песни и развиваю первоначальные творческие проявления, умения находить ласковые интонации в пении.
Работая с детьми младшего возраста над музыкально – ритмическими движениями, я постоянно обращаюсь к народным мелодиям: «Из – под дуба», «Ах, вы, сени», «Как у наших у ворот», и т.д. Народная плясовая и хороводная музыка имеет простой ритмический рисунок и позволяет импровизировать движения.
В работе с детьми средней, старшей и подготовительной групп, я часто использую другие фольклорные жанры – песенки веснянки, колядки, игровые песни – все то, что перешло в детский фольклор из взрослого фольклора. Народные песни удобны для исполнения. Протяжность в пении зависит от преобладания в словах гласных, поэтому народная песня прекрасный материал для обучения детей напевности.
На празднике «Рождественские святки» дети знакомятся с доступными их возрасту колядками и играют в народные игры, проявляют творческую фантазию в инсценирование песен.
Особенно детям нравится играть на музыкальных инструментах. В нашем детском саду есть деревянные ложки, трещотки, бубенцы и бубны, которые используются постоянно на музыкальных занятиях и праздниках. Играя на музыкальных инструментах, дети становятся более открытыми к творческой деятельности, и с радостью импровизируют на том или ином инструменте.
Включая все жанры музыкального фольклора в образовательный процесс, дети становятся более активными, эмоциональными, у них повышается интерес к музыкальному фольклору. Движения становятся более раскованными и выразительными, а это значит — развивается творческая активность и чувство ритма. Можно с уверенностью сказать, что именно музыкальный фольклор является средством развития творческих способностей дошкольников.
И, сегодня, я хочу продемонстрировать вам 3 игры на развитие творческих способностей дошкольников по средствам музыкального фольклора. Первая музыкальная игра будет включать в себя использование русских народных музыкальных инструментов. Но, для начала предлагаю выйти тем педагогам, у которых имеются картинки с изображением балалайки. (7 человек).
Итак, объясняю правила игры: под русскую народную мелодию «Ах вы, сени» дети, стоя в кругу, играют на музыкальных инструментах (ложках, бубнах, бубенцах). Водящий стоит в центре круга, дирижируя. Как только вы услышите, что музыка изменилась на более подвижную, быстро кладете инструменты на стул и легко бежите по кругу. Водящий становится в общий круг и бежит вместе с детьми. Дети бегут до тех пор, пока снова не услышат русскую народную мелодию и быстро разбирают инструменты. Дирижером становится тот, кому инструмента не досталось.
Указание к проведению. При игре на детских музыкальных инструментах играть ритмично, в такт музыки.
Следующая музыкальная игра на развитие творческих способностей в пении. Приглашаю педагогов, у которых есть картинки с изображением русского народного платка. (4 человека)
Выстраиваете детей лицом к зрителям (детям), и предлагаете спеть русскую народную песню, на ушко произносите название песни и как её нужно спеть. Например:
Русскую народную песню «Ах, вы, сени» пропеть на слог «та»;
Русскую народную потешку «Ладушки» пропеть на слог «ля»;
Русскую народную песню «Во поле береза стояла» пропеть на слог «ми»;
Русскую народную песню «Каравай» пропеть с закрытым ртом.
И последняя музыкально-подвижная игра русской народной тематики называется «Пирог». Предлагаю выйти педагогам, у которых картинки с изображением русского народного сарафана. Итак, правила игры: среди детей нужно выбрать одного, который будет "пирогом". Остальные дети делятся на две команды и становятся в шеренгу лицом друг к другу. "Пирог" садится посередине между ними. Дальше все начинают петь:
Да какой же он высокенький
(при этих словах нужно поднять руки высоко вверх),
Да какой же он широкенький
(руки разводятся широко в стороны),
Да какой же он мягенький, (поварачиваясь к друг другу, слегка щиплют за тело, показывая мягкость пирога)
Да какой же он вкусненький (нужно погладить свой живот)
Режь его да ешь!
При последнем слове «ешь» первый участник из каждой команды бежит к "пирогу". Тот, кто первым его коснётся, забирает его с собой, а проигравший становится "пирогом". Игра продолжается, пока в одной из команд не останется всего 2 человека.
Все эти музыкальные игры вы можете использовать непосредственно в группе с детьми, и помогать мне развивать у них творческие способности по средствам музыкального фольклора.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Победитель конкурса профессионального мастерства «Педагог года общеобразовательных учреждений Министерства обороны РФ» в номинации "Лучший педагог дополнительного образования" педагог МКК "Пансион воспитанниц МО РФ Рогулькина Н.Д.
Апрель 2012 года.IIIтур конкурса профессионального мастерства «Педагог года общеобразовательных учреждений Министерства обороны РФ»«Искусство – территория свободы для воспитанниц». ...
Победитель конкурса профессионального мастерства «Педагог года общеобразовательных учреждений Министерства обороны РФ» в номинации "Лучший педагог дополнительного образования" педагог МКК "Пансион воспитанниц МО РФ Рогулькина Н.Д.
Апрель 2012 года.III тур конкурса профессионального мастерства «Педагог года общеобразовательных учреждений Министерства обороны РФ»«Искусство – территория свободы для воспитанниц»....
Презентация мастер-класса для педагогов "Использование кинезиологических упражнений в работе педагогов и педагогов-психологов"
Презентация мастер-класса для педагогов "Использование кинезиологических упражнений в работе педагогов и педагогов-психологов"...
Мастер-класс для педагогов и педагогов-психологов. Тема: Использование кинезиологческих упражнений в работе педагогов и педагогов-психологов.
Мастер-класс для педагогов и педагогов-психологов. Тема: Использование кинезиологческих упражнений в работе педагогов и педагогов-психологов....
Лист самооценки профессионального развития педагога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог» по уровню «педагог–методист»
Характеристика уровня профессионального развития педагога-методиста в соответствии с требованиями профессионального стандарта Педагог...
Методические рекомендации для педагогов "Психолого-педагогическая культура педагога. Психогигиена педагога"
Данные методические рекомендации больше подходят для педагогов школ, училищ, техникумов и дополнитльного образования. Здесь представлено 2 раздела темы "Психолого-педагогическая культура педагога".Дан...
Семинар - практикум "Компетентности педагога дополнительного образования, необходимые для реализации образовательных стандартов". ТРЕНИНГ КОММУНИКАТИВНЫХ И ОРГАНИЗАТОРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПЕДАГОГА (для педагогов дополнительного образования МБУ ДО «СЮТ»)
Создание условий для развития коммуникативных и организаторских способностей педагога.Задачи:· создание в группе атмосферы, способствующей самопроявлен...