Рабочая учебная программа по музыке для 4-ого класса
рабочая программа по музыке
Рабочая учебная программа по музыке для 4-ого класса "Музыка. Начальная школа", авторов : Е.Д.Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_muzyka_4_kl_ass_2019-2020.docx | 74.96 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая учебная программа по музыке для 4-го класса составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования и примерной основной образовательной программы начального общего образования в редакции протокола №3/15 от 28.10.2015 года (федерального учебно-методического объединения по общему образованию) с учетом авторской программы по музыке "Музыка. Начальная школа", авторов : Е.Д.Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагина.
Общая характеристика учебного предмета.
Курс по предмету «Музыка» нацелен на изучение целостного представления о мировом музыкальном искусстве, постижения произведений золотого фонда русской и зарубежной классики, образцов музыкального фольклора, духовной музыки, современного музыкального творчества. Изучение музыкального искусства в начальной школе направлено на развитие эмоционально-нравственной сферы младших школьников, их способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности человека; развитие способности эмоционально-целостного восприятия и понимания музыкальных произведений; развитие образного мышления и творческой индивидуальности; освоение знаний о музыкальном искусстве и его связях с другими видами художественного творчества; овладение элементарными умениями, навыками и способами музыкально-творческой деятельности (хоровое пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально пластическая и вокальная импровизация); воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству.
Рабочая программа рассчитана на 34ч. в год: 1 час в неделю для детей с разным уровнем подготовки.
Основные разделы программы:
Раздел 1. «Россия — Родина моя».
Истоки возникновения музыки. Звучание окружающей жизни. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация – источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов. Формы построения музыки.
Раздел 2. «О России петь — что стремиться в храм».
Народное творчество России. Духовная музыка в творчестве композиторов. Композитор – исполнитель – слушатель. Праздники Русской православной церкви и музыка.
Раздел 3. «День, полный событий».
Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Выразительность и изобразительность в музыке русских композиторов. Особенности музыкальности поэзии А.С. Пушкина. Различные виды музыки: вокальная инструментальная, сольная хоровая, оркестровая. Певческие голоса. Музыкальные инструменты.
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
Многообразие музыкальных жанров и стилей. Отечественные народные музыкальные традиции. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.
Раздел 5. «В концертном зале».
Многообразие музыкальных жанров и стилей. Музыкальные формы. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов. Народное и профессиональное творчество.
Раздел 6. «В музыкальном театре».
Музыкальные темы - характеристики главных героев. Интонационно - образное развитие в опере и балете. Контраст. Мюзикл как жанр легкой музыки. Особенности содержания музыкального языка, исполнения.
Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов.
Планируемые результаты изучения курса
Программа обеспечивает достижение учащимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты:
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Руссой православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир.
3. Формирование умения наблюдать за разнообразными явлениями жизни, природы, искусства.
4. Формирование уважительного отношения к культуре других народов;
5. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств
6. Формирование мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
7.Овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками.
8.Реализация творческого потенциала.
9.Развитие музыкально-эстетического чувства, понимание роли музыки в жизни человека и общества.
10.Формирование позитивной самооценка своих музыкально-творческих способностей;
Метапредметные результаты :
1. Формирование способностей принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения и оценки музыкальных сочинений.
3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации.
4. Формирование умения определять наиболее эффективные способы достижения поставленной цели;
5. Формирование умения осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации;
Предметные результаты :
1. Формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности;
2. Развитие художественного восприятие, умения оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как о способе выражения духовных переживаний человека;
3. Развитие элементарных умений и навыков в различных видах учебно-творческой деятельности;
4. Формирование готовности применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
5. Участие в создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнение вокально-хоровых произведений, импровизаций, театральных спектаклей, ассамблей искусств, музыкальных фестивалей и конкурсов и др.
6. Накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах, исполнителях и исполнительских коллектива.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ предусматривает обязательное изучение музыки в 4-ом классе в объеме не менее 34 часов.
Основные требования к уровню подготовки учащихся 4 класса
Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 4 класса учащиеся смогут:
- узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
- продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;
- продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
- высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;
- продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
- эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
- показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
- выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование);
- передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее;
- охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
- определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;
- использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
- исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).
Виды и формы организации учебного процесса
Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются групповая, коллективная работа с учащимися. Виды работы: хоровое пение, слушание музыки, театрализация, пластическое интонирование, элементарное музицирование. В программе предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-путешествия, уроки-игры, уроки-концерты.
Контроль знаний, умений и навыков (текущий, тематический, итоговый) на уроках музыки осуществляется в форме устного опроса, самостоятельной работы, тестирования, проектной деятельности. Учащиеся 4-х классов обладают высокой степенью мотивации к процессу обучения, активным познавательным интересом. Исходя из этого, в уроки музыки включается дополнительный материал.
Содержание учебного предмета
Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира».
Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.
Отечественные народные музыкальные традиции. Народ-нос творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов. Основные закономерности музыкального искусства. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация - источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.). Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор — исполнитель — слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, се выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст). Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух- и трехчастные, вариации, рондо и др.
Музыкальная картина мира. Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио-и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD). Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.
Календарно-тематическое планирование 4 класс.
№ п/п | Тема | Планируемые результаты обучения | Виды деятельности учащихся, формы работы | Творческая, исследовательская, проектная деятельность | Контроль | |
Освоение предметных знаний (базовые понятия) | Универсальные учебные действия (УУД) | |||||
1 | Мелодия. «Ты запой мне ту песню…» | Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Общность интонаций народной музыки. Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Особенности тембрового звучания различных певческих голосов и их исполнительские возможности. Концерт № 3 для фортепиано с оркестром. Главная мелодия 1-й части. С. Рахманинов «Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня «Песня о России» В. Локт | Познавательные: овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; Регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; Личностные: формирование основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие | Фронтальная , коллективная форма работы. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение. | Устный опрос. | |
2 | Выразительные возможности вокализа | Понятия: вокализ, певческий голос, тембр, мелодия, аккомпанемент. «Вокализ» С. Рахманинов | Познавательные: освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; Регулятивные: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; формирование умения планировать, Коммуникативные: умение строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; Личностные: формирование основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие | Фронтальная , коллективная форма работы. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение. | ||
3 | Как сложили песню. Звучащие картины. | Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Связь народного пения с родной речью (навык пения способом «пения на распев»). Рассказ М. Горького «Как сложили песню». Выразительность и изобразительность в музыке. Сравнение музыкальных произведений разных жанров с картиной К. Петрова-Водкина «Полдень». «Ты, река ль, моя – реченька» | Познавательные: овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;обобщение признакам. Регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; Коммуникативные: активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; Личностные: формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; | Фронтальная , коллективная форма работы. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение. | Иллюстрация по теме урока. | Устный , письменныйопрос |
4 | «Ты откуда русская, зародилась, музыка» | Многообразие жанров народных песен, их интонационно-образные особенности. «Ты, река ль, моя – реченька» «Солдатушки, бравы ребятушки» «Милый мой хоровод» «А мы просо сеяли» | Познавательные: овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и культурных явлений действительности; Регулятивные: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; Коммуникативные: умение строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; Личностные: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; | Фронтальная , коллективная форма работы. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение.. | Устный опрос, муз. Викторина. | |
5 | «Я пойду по полю белому…» «На великий праздник собралася Русь!» | Патриотическая тема в русской классике. Образы защитников Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов. Кантата С. Прокофьева «Александр Невский» фрагменты Опера «Иван Сусанин» (хор «Славься») М. Глинка | Познавательные: овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; Регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; Коммуникативные: активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; Личностные: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; | Фронтальная , коллективная форма работы. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение. | Устный опрос | |
6 | Святые земли Русской. Илья Муромец, Кирилл и Мефодий | Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края. Земле Русская, стихира. Былина об Илье Муромце, былинный напев сказителе Рябининых. Симфония № 2 («Богатырская) 1-я часть (фрагмент) А. Бородин. «Богатырские ворота». Из сюиты «Картинки с выставки М. Мусоргский. «Не шум шумит», русская народная песня. | Познавательные: овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; Регулятивные: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; Коммуникативные: умение строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; Личностные: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; | Фронтальная , коллективная форма работы. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение.. | Устный , письменныйопрос | |
7 | Светлый праздник. Светлое Христово Воскресенье. | Духовная музыка, православные песнопения, тропарь. П.Чесноков «Ангел вопияше» Ф.Шуберт «Аве Мария» Народная пасхальная песня «Не шум шумит» С.Рахманинов «Светлый праздник» | Познавательные: овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и культурных явлений действительности; Регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; Личностные: формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; | Фронтальная , коллективная форма работы. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение.. Урок-игра. | Устный опрос | |
8 | «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…» | Музыкально-поэтические образы. Лирика в поэзии А.С. Пушкина, в музыке русских композиторов. | Познавательные: овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; Регулятивные: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; Коммуникативные: активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; Личностные: формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; | Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение. | Проект «Лирика в поэзии А.С. Пушкина, в музыке русских композиторов.». Урок-путешествие. | Устный опрос |
9 | «Что за прелесть эти сказки!!!». Три чуда. | Песенность, танцевальность, маршевость. Тембровая окраска музыкальных инструментов. Музыкально-поэтические образы в сказке А.С. Пушкина и в опере Н.А. Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане». Выразительность и изобразительность в музыке. Три чуда. Вступление ко II действию оперы «Сказка о царе Салтане». Н. Римский-Корсаков | Познавательные: овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и культурных явлений действительности; Регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; Коммуникативные: умение строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; Личностные: формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; | Фронтальная , коллективная форма работы. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение.. | Иллюстрации к прослушанной музыке. Проект «Три чуда в опрере Сказка о царе Салтане». | Устный , письменныйопрос. Музыкальная викторина. |
10 | Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь. | Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции Отечества. Хор из оперы «Евгений Онегин» П.Чайковского. «Девицы, красавицы». «Уж как по мосту, мосточку», «Детский альбом» П. Чайковского. «Камаринская», «Мужик на гармонике играет» Вступление к опере «Борис Годунов» М. Мусоргский | Познавательные: овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и культурных явлений действительности; Регулятивные: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; Личностные: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; | Фронтальная , коллективная форма работы. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение..Элементарное музицирование. | Устный , письменныйопрос. Музыкальная викторина. | |
11-12 | Зимнее утро, зимний вечер. | Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкально-поэтические образы. Музыкальное прочтение стихотворения «Зимнее утро» П. Чайковский. «У камелька» из цикла «Времена года». П. Чайковский. «Сквозь волнистые туманы», «Зимний вечер», русские на родные песни. | Познавательные: освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; Регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; Коммуникативные: умение строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; Личностные: формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; | Фронтальная , коллективная форма работы. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение. | Устный опрос | |
13-14 | Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов. | Основные отличия народной и профессиональной музыки как музыки безымянного автора, хранящейся в коллективной памяти народа, и музыки, созданной композиторами. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности. «Ой ты, речка, реченька», «Бульба», белорусские народные песни. «Солнце, в дом войди», «Светлячок», грузинские народные песни. «Аисты», узбекская народная песня. «Колыбельная», английская народная песня. «Колыбельная», неаполитанская народная песня. «Санта Лючия», итальянская народная песня. «Вишня», японская народная песня, и др. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. 3-я часть. П. Чайковский. «Камаринская»; «Мужик на гармонике играет» П. Чайковский. «Ты воспой, жавороночек». Из кантаты «Курские песни» Г. Свиридов. (на выбор учителя) | Познавательные: овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и культурных явлений действительности; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; Регулятивные: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; Коммуникативные: активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; Личностные: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; | Фронтальная , коллективная форма работы. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение. Элементарное музицирование. Урок-игра. | Проект « РН инструменты» | Устный , письменныйопрос. Музыкальная викторина. |
15 | Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель). Вариации на тему рококо. | Музыкальные инструменты. Форма построения музыки - вариации. Накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки таких композиторов, как А. Бородин и П. Чайковский. Ноктюрн (3-я часть). Из Квартета № 2. А. Бородин. Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром (фрагменты) П. Чайковский. | Познавательные: освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; Регулятивные: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; Личностные: формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; | Фронтальная , коллективная форма работы. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение. | . | Устный , письменныйопрос. Музыкальная викторина. |
16 | Старый замок. | Различные виды музыки: инструментальная. Фортепианная сюита. Старый замок. Из сюиты «Картинки с выставки». М. Myсоргский. «Принцесса спит сто лет» Г. Гладков | Познавательные: овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и культурных явлений действительности; Регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; Коммуникативные: умение строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; Личностные: формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; | Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение. | Иллюстрации к музыке. | Устный , письменныйопрос. Музыкальная викторина. |
17 | «Счастье в сирени живет…» | Знакомство с жанром романса на примере творчества С. Рахманинова «Сирень» С. Рахманинов, слова Е. Бекетовой. | Познавательные: освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; Регулятивные: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; Личностные: формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; | Фронтальная , коллективная форма работы. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение. | . | Устный опрос |
18 | «Не смолкнет сердце чуткое Шопена…» Танцы, танцы, танцы… | Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Формы построения музыки: одночастные, двух-и трехчастные, куплетные. Интонации народных танцев в музыке Ф. Шопена. Полонез ля мажор; Мазурки № 47 ля минор, № 48 фа мажор, № 1 си-бемоль мажор. | Познавательные: овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и культурных явлений действительности; Регулятивные: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; Коммуникативные: активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; | Фронтальная , коллективная форма работы. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение.. | Устный , письменныйопрос. Музыкальная викторина. | |
19 | Патетическая соната. | Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Л. Бетховен. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Музыкальная драматургия сонаты Л. Бетховена. Соната № 8 («Патетическая») для фортепиано (фрагменты). Л. Бетховен. | Познавательные: овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и культурных явлений действительности; Регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; Коммуникативные: умение строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; Личностные: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; | Фронтальная , коллективная форма работы. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение.. | Выразительное пение. | Устный опрос |
20 | Годы странствий. | Понятия: бельканто, баркарола. «Венецианская ночь» М. Глинка, слова И. Козлова. Арагонская хота. М. Глинка. | Познавательные: овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и культурных явлений действительности; Регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; Коммуникативные: умение строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; | Фронтальная , коллективная форма работы. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение. | . | Устный опрос |
21 | Царит гармония оркестра. | Особенности звучания симфонического оркестра. Понятие: оркестровая музыка. Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений. Музыка по выбору учителя | Познавательные: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; Регулятивные: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; Личностные: формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; | Фронтальная , коллективная форма работы. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение. | Проект «Симфонический оркестр». | Устный , письменныйопрос. Музыкальная викторина. |
22 | Опера «Жизнь за царя» М.И. Глинки. | Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперы. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Драматургическое развитие в опере. Контраст. Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц. Фрагменты из оперы «Жизнь за царя»: Хор поляков из 2 действия, мазурка, сцена в лесу. | Познавательные: овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; Регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; Коммуникативные: активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; Личностные: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; | Фронтальная , коллективная форма работы. Слушание музыки. Интонационно | Иллюстрации к прослушанной музыке. Проект. | Устный , письменныйопрос. Музыкальная викторина. |
23 | Русский Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы. | Восточные мотивы в творчестве русских композиторов «Танец с саблями» из балета «Гаяне» А. Хачатурян. «Пляска персидок» из оперы «Хованщина» М. Мусоргский. «Персидский хор» из оперы «Руслан и Людмила» М. Глинка | Познавательные: овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; Регулятивные: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; | Фронтальная , коллективная форма работы. Слушание музыки. Интонационно | Иллюстрации к прослушанной музыке. | Устный опрос, викторина. |
24 | Балет «Петрушка» | Народные музыкальные традиции Отечества. Народная и профессиональная музыка. Балет. Музыка в народном стиле. Первая картина из балета «Петрушка». И. Стравинский | Познавательные: овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; Регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; Коммуникативные: : готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; Личностные: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; | Фронтальная , коллективная форма работы. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение.е. | Иллюстрации к прослушанной музыке | Устный , письменныйопрос. Музыкальная викторина. |
25-26 | Театр музыкальной комедии | Знакомство с жанром оперетта И. Штраус Вальс из оперетты «Летучая мышь» | Познавательные: овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; Регулятивные: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; Коммуникативные: активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; Личностные: формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; | Фронтальная , коллективная форма работаы. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение.. | Проект»Музыкальный театр», иллюстрация. | Устный опрос |
27 | Обобщающий урок | Известные театры мира | Познавательные: овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и культурных явлений действительности; Регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; Коммуникативные: активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; | Фронтальная , коллективная форма работы. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение. | Проект «Театры мира». | Устный опрос |
28 | Прелюдия | Различные жанры фортепианной музыки. Развитие музыкального образа. Трехчастная форма Прелюдия до-диез минор для фортепиано С. Рахманинов. | Познавательные: овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и культурных явлений действительности; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; Регулятивные: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; Коммуникативные: умение строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; Личностные: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; | Фронтальная , коллективная форма работы. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение. | Устный опрос | |
29 | Исповедь души | Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Прелюдии № 7 и № 20 для фортепиано Ф. Шопен. | Познавательные: овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и культурных явлений действительности; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; Регулятивные: : готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; | Фронтальная , коллективная форма работы. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение.. | . | Устный опрос |
30 | Революционный этюд. | Этюд № 12 («Революционный») для фортепиано. Ф. Шопен. | Познавательные: овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; Регулятивные: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; Коммуникативные: умение строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; Личностные: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; | Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение. Фронтальная , коллективная форма работы. | Устный , письменныйопрос. Музыкальная викторина. | |
31 | Музыкальные инструменты (гитара). | Выразительные возможности гитары. Мастерство известных исполнителей. «Пожелания друзьям», « Музыкант» Слова и музыка Б. Окуджавы. «Песня о друге» Слова и музыка В. Высоцкого. | Познавательные: овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и культурных явлений действительности; Регулятивные: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; Личностные: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; | Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение. Фронтальная , коллективная форма работы. | Устный опрос | |
32 | Музыкальный сказочник. | Сюита. Музыкальные образы в произведениях Н. А. Римского-Корсакова «Шехеразада». 1-я часть симфонической сюиты (фрагменты). Н. Римский-Корсаков. | Познавательные: овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; Регулятивные: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; Коммуникативные: умение строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; | Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение. Фронтальная , коллективная форма работы. | Выразительное пение. Иллюстрации к прослушанной музыке. | Устный опрос, муз. викторина. |
33-34 | Рассвет на Москве-реке. Обобщающий урок. | Выразительность и изобразительность в музыке. Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Обобщение музыкальных впечатлений. Составление афиши и программы концерта. Исполнение выученных и полюбившихся песен всего учебного года. Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский | Познавательные: овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и культурных явлений действительности; Регулятивные: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; Личностные: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; | Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение. Фронтальная , коллективная форма работы. Урок-концерт. |
| Устный , письменныйопрос. Музыкальная викторина. |
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков
по учебному предмету “Музыка” ( по 12-бальной системе)
В соответствии с требованиями образовательного стандарта и учебной программы к уровню подготовки учащихся по учебному предмету «Музыка» контролю и оценке подлежат:
- уровень усвоения теоретического материала
- уровень сформированности слушательской культуры
- уровень овладения навыками пения
- уровень овладения навыками игры на элементарных музыкальных инструментах
- уровень творческой активности
На уроках музыки осуществляется коллективная и индивидуальная форма оценки. Коллективная форма оценки применяется в случае, когда класс рассматривается как единый коллектив, участвующий в хоровом пении, в конкурсном выступлении , в музыкально-театральной постановке, играющий в ансамбле элементарных музыкальных инструментов. Индивидуальная оценка – это оценка знаний, умений, навыков и творческого потенциала конкретного ученика.
Контроль и оценка уровня усвоения
теоретического материала по предмету “Музыка”
Уровень сформированности теоретических знаниний учащихся диагностируется в рамках проведения фронтальных и индивидуальных устных опросов, теоретических тестов, музыкальных викторин.
Показатели оценки уровня усвоения теоретического материала
Баллы | Показатели оценки |
1-3 | Присутствовал на занятии. На поставленные вопросы не отвечает, полное отсутствие понимания теоретического материала. |
4-5 | Фрагментарное понимание изученного материала и грубые ошибки. На большинство поставленных вопросов не знает ответа. |
6-7 | Ориентируется в изученном материале, но допускает грубые ошибки в ответах. |
8-9 | Материал освоен, но допускаются ошибки. |
10 | Материал усвоен, но ошибки связаны с недостатосно развитыми музыкальными способностями конкретного ученика. (муз. слух, чувство ритма, тембральный слух и т.д.) |
11 | С теоретической и музыкльной точки зрения материал полностью усвоен. |
12 | С теоретической и музыкльной точки зрения материал полностью усвоен. Ученик демонстрирует теоретические и музыкальные знания на уровне начального профессионального музыкального образования. |
При письменной проверке усвоения уровня теоретических знаний по предмету «Музыка» используются проверочные работы и тесты, которые не требуют полного, обстоятельного письменного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников.
При проведении тестов целесообразны задания типа:
- поиск ошибки,
- выбор ответа,
- соответствия,
- продолжение высказывания,
- исправление высказывания,
- пропуск слова.
Нормы оценок письменных работ
Проценты | Баллы |
100%+* | 12 |
100% | 11 |
99-90% | 10 |
89-85% | 9 |
84-80% | 8 |
79-75% | 7 |
74-65% | 6 |
64-55% | 5 |
54-45% | 4 |
44-35% | 3 |
34-20% | 2 |
19-1% | 1 |
Контроль и оценка уровня
сформированности слушательской культуры учащегося
Баллы | Показатели оценки |
1-3 | Присутствовал на занятии, не способен сконцентрироваться на прослушивании музыки. |
4-5 | С трудом концентрируется на прослушивании музыки. У ученика нет эмоционального отклика на звучание музыки. Отсутствует восприятие музыки различных жанров, не может оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык произведения, средства музыкальной выразительности. Нет понимания взаимосвязи музыки и вопросов, заданных перед её прослушиванием. |
6-7 | Пытается сконцентрироваться на прослушивании музыки. У ученика слабый эмоциональный отклик на музыку. С трудом воспринимает музыку различных жанров, не может оценить и соотнести содержание и музыкальный язык, средства музыкальной выразительности. Не в полном объёме понимает взаимосвязь музыки и вопросов, заданных перед её прослушиванием, затрудняется на них ответить. |
8-9 | Хорошо концентрируется на прослушивании музыки. Имеет эмоциональный отклик на музыку. Воспринимает музыку различных жанров, оценивает и соотносит содержание и музыкальный язык произведения, средства музыкальной выразительности. Понимает взаимосвязь музыки и вопросов, заданных перед её прослушиванием, но отвечает на них с ошибками. |
10-11 | С интересом и увлечением слушает музыку. Имеет эмоциональный отклик на музыку. Воспринимает музыку различных жанров, оценивает и соотносит содержание и музыкальный язык произведения, средства музыкальной выразительности. Понимает взаимосвязь музыки и вопросов, заданных перед её прослушиванием, отвечает на них без ошибок. |
12 | С интересом и увлечением слушает музыку. Имеет эмоциональный отклик на неё. Воспринимает и чувствует музыку различных жанров, оценивает и соотносит содержание и музыкальный язык произведения, средства музыкальной выразительности. Понимает взаимосвязь музыки и вопросов, заданных перед её прослушиванием, отвечает на них без ошибок. Размышляет о музыкальных произведения как о способе выражения чувств и мыслей человека, определяет композиторский замысел. |
Контроль и оценка уровня владения навыками пения
Баллы | Показатели оценки |
1-3 | Присутствовал на занятии, не поёт. |
4-5 | С трудом концентрируется во время пения. Нет понимания о навыках хорового пения. Не знает текста песен. |
6-7 | Плохо концентрируется во время пения. Не старается овладеть навыками хорового пения. Не знает текста песен. |
8-9 | Концентрируется во время хорового пения. Имеет понимание об основных вокально-хоровых навыках, характере и музыкальных особенностях исполняемого материала. Текст песен выучен не в полном объёме. |
10-11 | Поёт с желанием. Имеет понимание об основных вокально-хоровых навыках, характере и музыкальных особенностях исполняемого материала. Может продемонстрировать вокально-хоровые навыки, передать характер и музыкальные особенности исполняемого материала. Текст песен выучен в полном объёме. |
12 | Поёт с желанием. Имеет понимание об основных вокально-хоровых навыках, характере и музыкальных особенностях исполняемого материала. Может продемонстрировать вокально-хоровые навыки, передать характер и музыкальные особенности исполняемого материала. Текст песен выучен в полном объёме. Проявляет вокальные способности, соответствующие уровню начального профессиональном музыкального образования. |
Контроль и оценка уровня
владения навыками игры на элементарных музыкальных инструментах
Баллы | Показатели оценки |
1-3 | Присутствовал на занятии, не играет на элементарных музыкальных инструментах. |
4-5 | С трудом концентрируется во время игры на элементарных музыкальных инструментах. Нет понимания о навыках игры на элементарных музыкальных инструментах. Не ориентируется в музыкальной форме, фразах произведения, не чувствует его ритмические и мелодичские особенности. |
6-7 | Не в полном объёме владеет навыками игры на элементарных музыкальных инструментах. Плохо ориентируется в музыкальной форме, фразах произведения, не чувствует его ритмические и мелодичские особенности. |
8-9 | Хорошо владеет навыками игры на элементарных музыкальных инструментах. Ориентируется в музыкльной форме, фразах произведения, чувствует его ритмические и мелодичские особенности, но допускает ошибки. |
10-11 | Хорошо владеет навыками игры на элементарных музыкальных инструментах. Ориентируется в музыкльной форме, фразах произведения, чувствует его ритмические и мелодичские особенности, не допускает ошибок. С желанием участвует в процессе элементарного музицирования, чувствуя и передавая характер и музыкальные особенности исполняемого материала. |
12 | Хорошо владеет навыками игры на элементарных музыкальных инструментах. Ориентируется в музыкльной форме, фразах произведения, чувствует его ритмические и мелодичские особенности, не допускает ошибок. С желанием участвует в процессе элементарного музицирования, чувствуя и передавая характер и музыкальные особенности исполняемого материала, проявляя навыки инструментального исполнительства, соответствующие уровню начального профессиональном музыкального образования. |
Контроль и оценка уровня творческой активности ученика
Педмет «Музыка» призван развивать детей эмоционально, творчески, обогащать их художественные впечатления. Музыка - эффективный путь к формированию личности ребенка, поэтому учитель вправе оценить дополнительными баллами желание и тенденцию к культурному и творческому росту ученика.
Опираясь на критерии оценивания разных навыков учащихся (уровня усвоения теоретического материала, сформированности слушательской культуры, овладения навыками пения, игры на элементарных музыкальных инструментах) учитель в праве добавить ученику дополнительные баллы за творческую инициативу, проявленную им в учебном процессе.
Высшими баллами (от 10 до 12) оценивается ученик за участие в творческих (музыкально-театральных постановках, выступлениях на классных или школьных концертах) и конкурсных мероприятиях (школьного, районного, городского и т.д. уровней).
Вхождение в мир искусства возможен лищь через активную творческую деятельность. Поэтому проектная деятельность на уроках музыки рассматривается как одна из форм работы, направленная на формирование и развитие творческих способностей учащегося, его инициативы и самостоятельности.
Результатом работы над проектом (выходом проекта) является продукт. Формами отчётности проектной деятельности являются: сообщение, компьютерная презентация, сценарий, стендовый отчёт и др.
Оценка проектов осуществляется по двенадцатибалльной шкале по следующим критериям:
Материально-техническое обеспечение:
- Комплект учебников Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева «Музыка 4 класс», М., Просвещение, 2011г.
- Мультимедийный проектор, экран
- Ноутбук
- Музыкальный центр
- Электропиано «Casio»
Список методической литературы
Учебно-методический комплект «Музыка 1-4 классы» авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной:
«Методика работы с учебниками «Музыка 1-4 классы», методическое пособие для учителя М., Просвещение, 2004г.
«Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 4 класс», М., Просвещение, 2001г.
фонохрестоматия для 4 класса (4 кассеты) и СD(mp 3), М., Просвещение, 2009 г.
Учебник «Музыка 4 класс», М., Просвещение, 2013 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая учебная программа по музыке на 2017-2018 учебный год 1-4 классы
Составлена на основе УМК «Школа России» по музыке авторов Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской, Т.С. Шмагиной....
Рабочие учебные программы по музыке для 1- 3 классов.
Рабочая учебная программа по музыке для 1- 3 классов составлена на основе примерной программы по музыке, в соответствии с Федеральным государственным образова...
Рабочая учебная программа по музыке для 1-ого класса
Рабочая учебная программа по музыке для 1-ого класса "Музыка. Начальная школа", авторов : Е.Д.Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагина....
Рабочая учебная программа по музыке для 2-ого класса
Рабочая учебная программа по музыке для 2-ого класса музыке "Музыка. Начальная школа", авторов : Е.Д.Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагина....
Рабочая учебная программа по музыке для 3-ого класса.
Рабочая учебная программа по музыке для 3-ого класса музыке "Музыка. Начальная школа", авторов : Е.Д.Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагина....
Рабочая учебная программа по музыке для 1-4 классы А.И.Отрохов
Рабочая учебная программа по музыке для 1-4 классы...
Рабочая учебная программа по музыке для 1-4 классы А.И.Отрохов
Рабочая учебная программа по музыке для 1-4 классы...