урок музыки. 2 класс. Русские народные инструменты
план-конспект урока по музыке
урок музыки во 2 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 32.09 КБ |
russkie_narodnye_instrumenty.ppt | 1.85 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок музыки во 2 классе по теме «Русские народные инструменты»
Ход урока
I. Организационный момент
Дети входят в класс.
Приветствие.
Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому. От ваших улыбок стало ярче, уютнее, светлее в классе.
Садитесь.
Ребята, у нас сегодня необычный урок. Мы с вами совершим путешествие в волшебную и удивительную страну, где много звуков, музыки, хорошего настроения.
Вслушайтесь: весь мир поёт –
Шорох, свист и щебет.
Музыка во всём живёт,
Мир её волшебен!
Как вы думаете, что это за страна?
(Музыкальная)
Правильно! Это музыкальная страна, а живут в ней музыкальные инструменты. Но что за инструменты живут в этой стране, мы узнаем, правильно сложив буквы, которые находятся в конвертах у вас на столах.
II. Постановка цели и задач
Класс делится на 3 группы. Каждая группа получает конверт с буквами. Каждая группа складывает своё слово.
(1-я группа: РУССКИЕ; 2-я группа: НАРОДНЫЕ; 3-я группа: ИНСТРУМЕНТЫ. Дети складывают из букв слова).
Ребята, давайте прочитаем, какие же инструменты живут в этой музыкальной стране.
(русские народные инструменты)
Молодцы!
Значит, мы сегодня познакомимся с чем?
(с русскими народными инструментами) ТЕМА
Увидим - как они выглядят, услышим – как они звучат! ЦЕЛЬ
Как Вы думаете, почему эти инструменты получили название – РУССКИЕ НАРОДНЫЕ?
(эти инструменты создавались нашими предками (народом))
К сожалению, история не сохранила имена народных умельцев, смастеривших первые музыкальные инструменты. Ребята, а какие русские народные инструменты Вы знаете?
(ответы детей)
Молодцы! Вы назвали очень много музыкальных инструментов, но не все они русские народные! Значит - нам пора отправляться в путь, чтобы познакомиться с музыкальными инструментами русского народа.
III. Новые знания
Перед вами лежат карточки с изображением русских народных инструментов. Ваша задача, распределить картинки (инструменты) по группам. В одной группе должны быть инструменты, которые что-то объединяет! Чем-то они похожи!
Итак, сколько у Вас получилось групп?
(3 или 4)
Давайте проверять и рассуждать вместе со мной.
1-ая группа – что их объединяет?
(струны)
Какие инструменты Вы выбрали в эту группу?
(гусли, балалайка, домра)
Чтобы извлечь звук – надо коснуться струн пальцами (эти инструменты получили название - струнные) – балалайка (3 струны, корпус – треугольной формы), гусли (много струн, при игре перебирают пальцами, щипают), домра (тоже 3 струны, как у балалайки, но корпус – круглой формы).
2-ая группа – что общее в этих инструментах?
(надо дуть в них)
Инструменты? (помогаю с названиями)
(свирель, рожок, жалейка)
Чтобы извлечь звук – надо дуть в эти инструменты (это духовые инструменты) – рожок (по форме напоминает рог), свирель (любимый инструмент пастухов), жалейка (такое название инструмент получил за свой звук, а внешне - как будто соединили 2 инструмента вместе = свирель + рожок).
3-ая группа инструментов – что их объединяет?
(удар)
Инструменты?
(бубен, ложки, бубенцы, трещотка)
Эти инструменты зазвучат, если по ним ударишь или потрясешь их (это ударные инструменты) – бубен (деревянный обруч, обтянутый кожей с одной стороны. В отверстиях обруча – металлические пластинки. Любимый инструмент – Тамары Борисовны!), деревянные ложки (единственный музыкальный инструмент, который можно использовать на кухне), бубенцы (металлические пластинки (как на бубне) или бубенчики (колокольчики) прикреплённые к деревянной рукоятке), трещотка (деревянные дощечки, ударяясь друг о друга – издают треск).
Ещё остались инструменты?
(гармошка или гармоника)
Чтобы зазвучал этот инструмент надо нажимать на кнопочки – это кнопочный инструмент. (или инструмент без группы!)
Мы познакомились с Вами с русскими народными инструментами. Какой инструмент Вам больше всего понравился?
(ответы детей)
IV. Физминутка.
Представьте, что у каждого из Вас в руках свой русский народный инструмент, который Вам понравился. (если большинство выберет – Балалайку – выбрать этот инструмент для импровизации (музыкальный символ России!). Мы сейчас с Вами будем не просто играть на этом инструменте, а ещё и танцевать.
Звучит: р.н.п. «Светит месяц»
Потренируемся?
Молодцы, садитесь.
V.Презентация.
1.В Древней Руси музыка звучала и в повседневной жизни и на праздниках. 2.Главными музыкантами в те далёкие времена были СКОМОРОХИ. Каждый из них мог и петь, и плясать, и играть на музыкальных инструментах. На каких же инструментах играли скоморохи? Отгадайте загадки и услышите, как звучат эти инструменты.
3.
1. Сам Садко на них играл
И душевно напевал.
Перебрал он много струн,
Вышел из воды Нептун. (гусли)
4.Гусли – самый древний музыкальный инструмент. А Вы знаете, кто такой Садко, а Нептун?
Садко – это былинный герой, играл на гуслях. За свой талант его уважали не только люди, но и морской царь – Нептун!
5.
2.У неё есть три струны,
Их рукой щипать должны.
Можно под неё плясать
И по-русски приседать. (балалайка)
6. Балалайка – была самым известным струнным музыкальным инструментом на Руси. Сегодня – музыкальный символ России!
7.
3. Круглая, а не барабан.
Три струны, а не балалайка. (домра)
8. Домра – звук не такой яркий и громкий, как у балалайки, звук извлекается при помощи специального устройства (медиатор).
9.
4. А на ней пастух играет
И овечек собирает,
Фью-фью-фью,
Фью-фью-фью,
Идём мы к пастуху. (свирель)
10. Свирель – звук мягкий, не громкий (инструмент пастухов. Обычно, в пастухи нанимали только тех, кто хорошо играл на свирели!)
11. Назовите инструменты?
12. (рожок и жалейка)
Рожок – звук мягкий, но сильный (не только сопровождал песни и пляски, но ещё использовался, как сигнальный инструмент, в случае опасности!)
Жалейка – звук пронзительный, гнусноватый, как будто жалуется, или кого-то жалеет).
13.
5. И щи хлебают,
И музыку играют. (деревянные ложки)
14.Можно играть на 2, 3 и 4 ложках одновременно.
15.
6. Есть бубенчики на нём,
По нему мы громко бьём.
С ним сейчас играть мы будем,
Дайте в руки звонкий … (бубен)
16. Бубен – известен с древнейших времён (как гусли). Использовали шаманы в своих обрядах.
17. Назовите инструменты?
18. (бубенцы и трещотка)
Бубенцы – шарик, внутри которого шарики меньшего размера (своего рода погремушка!)
Трещотка – деревянные дощечки (10-20 шт.), нанизанные на шнур.
19.
7. У нее вся душа нараспашку,
И хоть пуговки есть — не рубашка,
Не индюшка, а надувается,
И не птица, а заливается. (гармонь (гармошка, гармоника))
20. Гармонь – у этого инструмента нет струн, в него не дуют, и по нему не ударяют. Этот инструмент нельзя отнести к какой либо группе – инструмент вне группы (есть кнопочки – кнопочный!).
Теперь мы с Вами знаем не только названия русских народных инструментов, но и услышали, как они звучат!
!!! Убрать экран, выключить проектор)
А хотите на них поиграть?
От каждой группы по 2 человека – 6 человек + 6 инструментов (заранее приготовить!)
Звучит: р.н.п. «Светит месяц»
Пока дети будут играть на музыкальных инструментах под музыку, перемешать карточки (к их русским народным инструментам добавить музыкальные инструменты, которые не относятся к русским народным).
VI. Самостоятельная. Закрепление.
А пока мы с Вами играли на музыкальных инструментах, в нашу музыкальную страну пожаловали «гости» (музыкальные инструменты, которые не относятся к инструментам русского народа. Теперь в нашей музыкальной стране очень много музыкальных инструментов. Давайте наши музыкальные домики заселим только русскими народными инструментами, а «гостей» не пустим в наши домики.
Дети клеят инструменты (русские народные) в домик.
Ну что, проверим, правильно ли вы сделали это задание, «гостей» не пустили в наши домики?
Ребята выходят к доске и показывают домики, в которые должны «заселиться» только русские народные инструменты, остальные внимательно смотрят – нет ли «гостей» в домике.
Молодцы!
VII. Итог.
Итак, друзья, в какую страну мы сегодня совершили путешествие?
(в музыкальную)
Кто в ней живёт?
(русские народные инструменты)
Почему их называют русскими, народными?
(смастерили наши предки, народ)
Звучание какого инструмента Вам больше всего понравилось?
(ответы детей)
Этот инструмент нарисуйте дома (обязательно на альбомном листе – для нашей выставки!)
Понравилось путешествовать?
(да)
Какое настроение было у Вас в путешествии – радостное или грустное?
(весёлое)
IX. Рефлексия
(на доске прикреплены два рисунка: «Улыбающееся личико» и «Грустное личико»)
Выберите картинку любого музыкального инструмента (это наши «гости», с ними мы будем знакомиться на следующем уроке) и прикрепите его на том рисунке, который соответствует Вашему настроению.
Перед тем, как Вы будете клеить картинки и покинете класс, хочу сказать Вам: «Спасибо за удивительное путешествие и прекрасную работу на уроке.
До свидания.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Скоморохи
Загадка 1. Сам Садко на них играл И душевно напевал, Перебрал он много струн, Вышел из воды Нептун.
Гусли
Загадка 2. У неё есть 3 струны, Их рукой щипать должны. Можно под неё плясать И по-русски приседать.
Балалайка
Загадка 3. Круглая, а не барабан. Три струны, а не балалайка.
Домра
Загадка 4. А на ней пастух играет И овечек собирает, Фью – фью – фью, Фью – фью – фью, Идём мы к пастуху.
Свирель
Назовите инструменты.
Рожок и Жалейка
Загадка 5. И щи хлебают, И музыку играют.
Ложки
Загадка 6. Есть бубенчики на нём, По нему мы громко бьём. С ним сейчас играть мы будем, Дайте в руки звонкий …
Бубен
Назовите инструменты.
Бубенцы и Трещотка
Загадка 7. У нее вся душа нараспашку, И хоть пуговки есть — не рубашка, Не индюшка, а надувается, И не птица, а заливается.
Гармонь
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РОЛЬ СИНТЕЗАТОРА НА ЗАНЯТИИ В КЛАССЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
В наши дни всё большее распространение получают электронные клавишные инструменты – синтезаторы. Одно из требований времени – это использование на занятиях в качестве аккомпанемента современных ...
презентация по музыке для 2 класса "Русские народные инструменты"
Презентация продолжает тему «Россия- Родина моя», подводит к разговору с детьми о значении фольклора в жизни русского народа, знакомит с изображениями и звучанием русских народных инструментов. ...
Разработка урока по теме "Русские народные инструменты"
Разработка урока во втором классе "Русские народные инструменты", по учебнику Е.Д.Критской, Шмагиной....
Разработка урока "История создания русских народных инструментов"
Цели урока:• Закрепить и обобщить знания учащихся об оркестре;• Развитие музыкального мышления (знание истории создания инструментов)• Умение анализировать и обобщить.Задачи урока:Дидактические:• осоз...
Конспект урока на тему "русские народные инструменты"
Конспект урока на тему "Русские народные инструменты"...
Конспект урока музыки "Оркестр калмыцких народных инструментов"
Конспект урока "Оркестр калмыцких народных инструментов" разработан для обучающихся 5 класса...
Урок музыки во 2 классе "Русские народные инструменты"
Методическая неделя по ФГОС нового поколения "Развитие педагогического мастерства как основа качества образования" Урок музыки во 2а классе, кл.рук. Наумова Н.В.Изучение русских народных инс...