РОЛЬ СИНТЕЗАТОРА НА ЗАНЯТИИ В КЛАССЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
статья на тему

Ламберт Лариса Викторовна

В наши дни всё большее распространение получают электронные клавишные инструменты – синтезаторы. Одно из требований времени – это  использование на занятиях в качестве аккомпанемента современных цифровых электронных клавишных инструментов, что помогает преподносить учебный материал разнообразно и интересно, повышает степень восприятия информации. Синтезаторы являются своеобразными «Музыкальными компьютерами»,  обладающими широкими выразительными исполнительскими и техническими возможностями, многие из которых недоступны традиционным музыкальным инструментам. И возникает вопрос: «А могут ли быть использованы возможности синтезатора, как инструмента для концертмейстера?

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОЛЬ СИНТЕЗАТОРА НА ЗАНЯТИИ В КЛАССЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

Бурное развитие музыкальных электронных технологий даёт возможность педагогам применять их в процессе музыкального образования. В настоящее время влияние информационных технологий в детской среде особенно заметно. Внедрение  информационно-коммуникационных технологий оптимизирует образовательный процесс, видоизменяет традиционные формы подачи информации, обеспечивает лёгкость и удобство её изложения. Всё это, как нельзя лучше, подходит для применения  в  учебном процессе на занятиях по специальности в учреждениях дополнительного образования детей.  

В наши дни всё большее распространение получают электронные клавишные инструменты – синтезаторы. Одно из требований времени – это  использование на занятиях в качестве аккомпанемента современных цифровых электронных клавишных инструментов, что помогает преподносить учебный материал разнообразно и интересно, повышает степень восприятия информации. Синтезаторы являются своеобразными «Музыкальными компьютерами»,  обладающими широкими выразительными исполнительскими и техническими возможностями, многие из которых недоступны традиционным музыкальным инструментам. И возникает вопрос: «А могут ли быть использованы возможности синтезатора, как инструмента для концертмейстера? И как это влияет на занятия по специальности». Вот мнение педагогов из Санкт-Петербурга:

«Считаю, что за синтезаторами будущее. Их можно использовать эффективно не только как специальный или дополнительный предмет, но и в качестве помощника, например, для озвучивания оркестровых тем в реальных тембрах, в целях развития слышания метроритмических структур. А о включении их в состав народных и духовых оркестров в самом разнообразном качестве и говорить не приходится» (Н.М. Веледеева, директор ДШИ им. Свиридова).

«Синтезатор просто необходим О.Н.И. и как дополнительный тембр, и как ритмическая поддержка, особенно в условиях ограниченного состава оркестра» (О.И. Кузнецова, преподаватель класса аккордеона ДШИ им. Свиридова).

Придерживаясь данной точки зрения, мы наблюдаем, что приобщение к современным технологиям необходимо, в частности, использование синтезатора на уроках по специальности способствует получению большей отдачи от работы детей, развитию интереса к предмету, приобщению к ансамблевой практике. «Музыкальный компьютер» – это многофункциональный оркестровый инструмент, обладающий неограниченными возможностями, на котором и с помощью которого можно сделать обучение более простым и интересным, проводить его в виде увлекательной игры, а получаемые знания – более глубокими и обобщёнными.

Использование синтезаторов  на  занятиях удовлетворяет естественное для детского возраста любопытство, процесс обучения приносит удовольствие и позволяет успешно работать с детьми разного уровня развития и разной степени заинтересованности в предмете. Применение  синтезатора на занятиях, как аккомпанирующего инструмента, дополняет работу над музыкальным  произведением, помогает в решении основных образовательных задач: приобщение обучающихся к важнейшим ценностям музыкального искусства, к народной, классической и современной музыке, развитию их музыкально-творческих способностей и развитию музыкальности в целом.      

Синтезатор, как аккомпанемент, помогает обучающимся в расширении знаний о жанрах, стилях музыки, фактуре звучания различных музыкальных инструментов, развитии воображения, мелодического и гармонического мышления, в освоении основ ладогармонической структуры.

Исполнитель на народных инструментах, играя под аккомпанемент синтезатора,  должен научиться слышать в звучании синтезатора мелодию и аккомпанемент (бас, голоса и подголоски). Предполагаемый характер звучания мелодии солиста, ассоциируется с тем или иным инструментом, что должно быть отражено в выбираемых тембрах.

Синтезатор позволяет сочетать музыку со звуковыми эффектами, шумами, разбудить фантазию обучающегося, расширить музыкальный кругозор. Здесь есть и пение птиц, и шум прибоя, и конный топот и многое другое – вот простор для творчества! Использование синтезаторов в качестве аккомпанемента создаёт на уроке атмосферу живого творческого сотрудничества и тем самым способствует активизации интереса обучающихся к музыкальным занятиям. Электронная многокрасочность способна ярко дополнить живую игру на музыкальном инструменте, эффективна в музыкальном развитии способностей детей к выразительному исполнению музыки. А если добавить к исполнению ещё и автоаккомпанемент, то в классе зазвучит целый инструментальный ансамбль или оркестр.

Ещё одним важным качеством синтезатора является его многотембровость – это тембры инструментов симфонического оркестра, органа, этнические тембры, тембры характерные для джазовой и эстрадной музыки, набор ударных инструментов; синтетические тембры; различные звуковые эффекты  и шумы. Синтезатор позволяет смешивать тембры, их фактуру (в т.ч.ударные), что очень важно при изучении образцов старинной музыки. Синтезатор с успехом имитирует любой оркестровый тембр и выполняет в ансамблевой фактуре любую функцию – мелодии, баса, гармонической и ритмической фигурации, подголоска и педали. С его помощью можно создать иллюзию оркестрового звучания, что всегда вызывает живую реакцию аудитории. Всё это привлекательные свойства музицирования в ансамбле синтезаторов с традиционными инструментами. Обучающийся в смешанном составе электронных и механических инструментов, исполняя свою партию, должен научиться соотносить её со звучанием всего ансамбля по темпоритму, динамическому балансу, а также по интонационной слаженности.

Следующая особенность синтезаторов – наличие автоаккомпанемента. Автоаккомпанемент – это богатство рисунков голосов и многотембровость, это варианты различных ритмов и стилей музыки: поп, рок, кантри, латиноамериканской, современной танцевальной музыки, а также вальсы, марши, польки и т.п. Ритмизированное сопровождение развивает у детей чувство метроритма, помогает в освоении сложных ритмов в произведениях.  

На синтезаторе, музыкальном компьютере, есть возможность записи в секвенсор аранжировки аккомпанемента и исполнение как под фонограмму.

Таким образом, все вышеперечисленные качества делают цифровые электронные клавишные инструменты по-своему уникальными и позволяют использовать их в качестве аккомпанемента, роль которого в предмете специальность очень важна. В этом можно увидеть широкие перспективы музыкально-творческого развития  обучающихся. Ансамблевое  музицирование  с педагогом-концертмейстером, играющим на синтезаторе – это инновационный путь к обновлению методики обучения игре на народных инструментах. 

Ламберт Лариса Викторовна

педагог дополнительного образования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа "Музицирование на русских народных инструментах. Подготовительный оркестр. Синтезатор" (на 2014-15 учебный год)

По данной ппрограмме проходит образовательный процесс в оркестровой студии "Гармония" ГБОУ ЗДТДиМ по предмету синтезатор для учащихся 1-2 классов....

Дополнительная общеобразовательная программа "Музицирование на русских народных инструментах. Младший оркестр. Синтезатор" (на 2014-15 учебный год)

По данной программе проходит образовательный процесс в оркестровой студии "Гармония" ГБОУ ЗДТДиМ по предмету синтезатор для учащихся 2-4 классов....

Дополнительная общеобразовательная программа "Музицирование на русских народных инструментах.Старший оркестр. Синтезатор" (на 2014-15 учебный год)

По данной программе проходит образовательный процесс в оркестровой студии "Гармония" по предмету синтезатор для учащихся 5-9 классов....

презентация по музыке для 2 класса "Русские народные инструменты"

Презентация продолжает тему «Россия- Родина моя», подводит к разговору с детьми о значении фольклора в жизни русского народа, знакомит с изображениями и звучанием русских народных инструментов. ...

Конспект музыкального занятия «Знакомство с русскими народными инструментами и их звучанием» старшая группа

Hазвитие музыкальных и творческих способностей детей, через приобщение к русскому народному искусству....

Урок музыки во 2 классе "Русские народные инструменты"

Методическая неделя по ФГОС нового поколения "Развитие педагогического мастерства как основа качества образования" Урок музыки во 2а классе, кл.рук. Наумова Н.В.Изучение русских народных инс...