РОЛЬ СИНТЕЗАТОРА НА ЗАНЯТИИ В КЛАССЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
статья на тему
В наши дни всё большее распространение получают электронные клавишные инструменты – синтезаторы. Одно из требований времени – это использование на занятиях в качестве аккомпанемента современных цифровых электронных клавишных инструментов, что помогает преподносить учебный материал разнообразно и интересно, повышает степень восприятия информации. Синтезаторы являются своеобразными «Музыкальными компьютерами», обладающими широкими выразительными исполнительскими и техническими возможностями, многие из которых недоступны традиционным музыкальным инструментам. И возникает вопрос: «А могут ли быть использованы возможности синтезатора, как инструмента для концертмейстера?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_sintezatora_na_zanyatii_v_klasse_russkikh_narodnykh_instrumentov.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
РОЛЬ СИНТЕЗАТОРА НА ЗАНЯТИИ В КЛАССЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
Бурное развитие музыкальных электронных технологий даёт возможность педагогам применять их в процессе музыкального образования. В настоящее время влияние информационных технологий в детской среде особенно заметно. Внедрение информационно-коммуникационных технологий оптимизирует образовательный процесс, видоизменяет традиционные формы подачи информации, обеспечивает лёгкость и удобство её изложения. Всё это, как нельзя лучше, подходит для применения в учебном процессе на занятиях по специальности в учреждениях дополнительного образования детей.
В наши дни всё большее распространение получают электронные клавишные инструменты – синтезаторы. Одно из требований времени – это использование на занятиях в качестве аккомпанемента современных цифровых электронных клавишных инструментов, что помогает преподносить учебный материал разнообразно и интересно, повышает степень восприятия информации. Синтезаторы являются своеобразными «Музыкальными компьютерами», обладающими широкими выразительными исполнительскими и техническими возможностями, многие из которых недоступны традиционным музыкальным инструментам. И возникает вопрос: «А могут ли быть использованы возможности синтезатора, как инструмента для концертмейстера? И как это влияет на занятия по специальности». Вот мнение педагогов из Санкт-Петербурга:
«Считаю, что за синтезаторами будущее. Их можно использовать эффективно не только как специальный или дополнительный предмет, но и в качестве помощника, например, для озвучивания оркестровых тем в реальных тембрах, в целях развития слышания метроритмических структур. А о включении их в состав народных и духовых оркестров в самом разнообразном качестве и говорить не приходится» (Н.М. Веледеева, директор ДШИ им. Свиридова).
«Синтезатор просто необходим О.Н.И. и как дополнительный тембр, и как ритмическая поддержка, особенно в условиях ограниченного состава оркестра» (О.И. Кузнецова, преподаватель класса аккордеона ДШИ им. Свиридова).
Придерживаясь данной точки зрения, мы наблюдаем, что приобщение к современным технологиям необходимо, в частности, использование синтезатора на уроках по специальности способствует получению большей отдачи от работы детей, развитию интереса к предмету, приобщению к ансамблевой практике. «Музыкальный компьютер» – это многофункциональный оркестровый инструмент, обладающий неограниченными возможностями, на котором и с помощью которого можно сделать обучение более простым и интересным, проводить его в виде увлекательной игры, а получаемые знания – более глубокими и обобщёнными.
Использование синтезаторов на занятиях удовлетворяет естественное для детского возраста любопытство, процесс обучения приносит удовольствие и позволяет успешно работать с детьми разного уровня развития и разной степени заинтересованности в предмете. Применение синтезатора на занятиях, как аккомпанирующего инструмента, дополняет работу над музыкальным произведением, помогает в решении основных образовательных задач: приобщение обучающихся к важнейшим ценностям музыкального искусства, к народной, классической и современной музыке, развитию их музыкально-творческих способностей и развитию музыкальности в целом.
Синтезатор, как аккомпанемент, помогает обучающимся в расширении знаний о жанрах, стилях музыки, фактуре звучания различных музыкальных инструментов, развитии воображения, мелодического и гармонического мышления, в освоении основ ладогармонической структуры.
Исполнитель на народных инструментах, играя под аккомпанемент синтезатора, должен научиться слышать в звучании синтезатора мелодию и аккомпанемент (бас, голоса и подголоски). Предполагаемый характер звучания мелодии солиста, ассоциируется с тем или иным инструментом, что должно быть отражено в выбираемых тембрах.
Синтезатор позволяет сочетать музыку со звуковыми эффектами, шумами, разбудить фантазию обучающегося, расширить музыкальный кругозор. Здесь есть и пение птиц, и шум прибоя, и конный топот и многое другое – вот простор для творчества! Использование синтезаторов в качестве аккомпанемента создаёт на уроке атмосферу живого творческого сотрудничества и тем самым способствует активизации интереса обучающихся к музыкальным занятиям. Электронная многокрасочность способна ярко дополнить живую игру на музыкальном инструменте, эффективна в музыкальном развитии способностей детей к выразительному исполнению музыки. А если добавить к исполнению ещё и автоаккомпанемент, то в классе зазвучит целый инструментальный ансамбль или оркестр.
Ещё одним важным качеством синтезатора является его многотембровость – это тембры инструментов симфонического оркестра, органа, этнические тембры, тембры характерные для джазовой и эстрадной музыки, набор ударных инструментов; синтетические тембры; различные звуковые эффекты и шумы. Синтезатор позволяет смешивать тембры, их фактуру (в т.ч.ударные), что очень важно при изучении образцов старинной музыки. Синтезатор с успехом имитирует любой оркестровый тембр и выполняет в ансамблевой фактуре любую функцию – мелодии, баса, гармонической и ритмической фигурации, подголоска и педали. С его помощью можно создать иллюзию оркестрового звучания, что всегда вызывает живую реакцию аудитории. Всё это привлекательные свойства музицирования в ансамбле синтезаторов с традиционными инструментами. Обучающийся в смешанном составе электронных и механических инструментов, исполняя свою партию, должен научиться соотносить её со звучанием всего ансамбля по темпоритму, динамическому балансу, а также по интонационной слаженности.
Следующая особенность синтезаторов – наличие автоаккомпанемента. Автоаккомпанемент – это богатство рисунков голосов и многотембровость, это варианты различных ритмов и стилей музыки: поп, рок, кантри, латиноамериканской, современной танцевальной музыки, а также вальсы, марши, польки и т.п. Ритмизированное сопровождение развивает у детей чувство метроритма, помогает в освоении сложных ритмов в произведениях.
На синтезаторе, музыкальном компьютере, есть возможность записи в секвенсор аранжировки аккомпанемента и исполнение как под фонограмму.
Таким образом, все вышеперечисленные качества делают цифровые электронные клавишные инструменты по-своему уникальными и позволяют использовать их в качестве аккомпанемента, роль которого в предмете специальность очень важна. В этом можно увидеть широкие перспективы музыкально-творческого развития обучающихся. Ансамблевое музицирование с педагогом-концертмейстером, играющим на синтезаторе – это инновационный путь к обновлению методики обучения игре на народных инструментах.
Ламберт Лариса Викторовна
педагог дополнительного образования
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа "Музицирование на русских народных инструментах. Подготовительный оркестр. Синтезатор" (на 2014-15 учебный год)
По данной ппрограмме проходит образовательный процесс в оркестровой студии "Гармония" ГБОУ ЗДТДиМ по предмету синтезатор для учащихся 1-2 классов....
Дополнительная общеобразовательная программа "Музицирование на русских народных инструментах. Младший оркестр. Синтезатор" (на 2014-15 учебный год)
По данной программе проходит образовательный процесс в оркестровой студии "Гармония" ГБОУ ЗДТДиМ по предмету синтезатор для учащихся 2-4 классов....
Дополнительная общеобразовательная программа "Музицирование на русских народных инструментах.Старший оркестр. Синтезатор" (на 2014-15 учебный год)
По данной программе проходит образовательный процесс в оркестровой студии "Гармония" по предмету синтезатор для учащихся 5-9 классов....
презентация по музыке для 2 класса "Русские народные инструменты"
Презентация продолжает тему «Россия- Родина моя», подводит к разговору с детьми о значении фольклора в жизни русского народа, знакомит с изображениями и звучанием русских народных инструментов. ...
урок музыки. 2 класс. Русские народные инструменты
урок музыки во 2 классе...
Конспект музыкального занятия «Знакомство с русскими народными инструментами и их звучанием» старшая группа
Hазвитие музыкальных и творческих способностей детей, через приобщение к русскому народному искусству....
Урок музыки во 2 классе "Русские народные инструменты"
Методическая неделя по ФГОС нового поколения "Развитие педагогического мастерства как основа качества образования" Урок музыки во 2а классе, кл.рук. Наумова Н.В.Изучение русских народных инс...