Разработка урока по музыке в 1 классе по теме : "Рождение музыки".
план-конспект урока по музыке
1 класс
Урок №1
Тема урока: «Рождение музыки».
Цель: Знакомство с тремя основными жанрами музыки, воспитание уважения к композитору, исполнителю, слушателю; помочь учащимся задуматься: почему человек запел, заиграл на инструментах, затанцевал, взял в руки кисть?
Задачи:
-Познакомить детей с разными видами деятельности на уроке музыки.
-Развивать наблюдательность при работе на уроке, словарный запас и певческие навыки, при разучивание «Песенки малышат», «Поезд»
ХПИ: Рождение музыки-рождение нового мира.
Тип урока: усвоение новых знаний
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rozhdenie_muzyki.docx | 17.96 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
1 класс
Урок №1
Тема урока: «Рождение музыки».
Цель: Знакомство с тремя основными жанрами музыки, воспитание уважения к композитору, исполнителю, слушателю; помочь учащимся задуматься: почему человек запел, заиграл на инструментах, затанцевал, взял в руки кисть?
Задачи:
-Познакомить детей с разными видами деятельности на уроке музыки.
-Развивать наблюдательность при работе на уроке, словарный запас и певческие навыки, при разучивание «Песенки малышат», «Поезд»
ХПИ: Рождение музыки-рождение нового мира.
Тип урока: усвоение новых знаний
Оборудование:
Магнитофон, фортепиано, фонотека, таблички: «Исполнитель», «Композитор», «Слушатель».
Ход урока.
Урок начинается без вступления и объяснений. Звучит музыка – фрагмент «Концерта для голоса с оркестром» Э. Грига.
Для детей звучание этой музыки становится открытием. Вдруг такое серьезное и возвышенное обращение к ним. Музыка полностью «замещает» учителя, говоря сразу же о том, чего нельзя сказать словом, вводя в специфику музыкального общения на уроке возвышенных эмоций.
- Скажите, пожалуйста, что вы чувствовали, слушая эту музыку? (Музыка для размышлений)
-Как можно услышать музыку?
-Что значит «узнать музыку»?
-Как вы думаете, что такое музыка? Как это понять – музыка?
-Может быть это…
-Она живая?
-Она существует? Зачем?
-Она похожа на…
-Что в музыке узнают прежде всего?
(На доске зашифрованный ответ «М__ __ __ __ __Я»)
-Часто ли в вашей жизни вы встречались с музыкой?
-Когда нам нужна музыка?
-Конечно, без музыки нам не обойтись в жизни. Когда нам грустно-музыка поможет нам развеселиться, поддержать в трудную минуту, даже может из простой песенки превратиться в игру.
Разучивание песенки «Марш малышат» 1 куплет с движениями.
– С чего возникла музыка?
– Как она появилась на свет?
– Кто её создал? (Её создал человек.)
– Правильно, человека создающего музыку называют «Композитор» (вывешивается табличка).
– Подумайте, если даже самый замечательный композитор написал самую замечательную музыку, но произведение лежит у него в ящике стола или сумке! Получилась музыка, как живое искусство?( Нет).
– Что нужно сделать с музыкой, чтоб она ожила? (Исполнить её).
– Правильно, человека исполняемого музыку называют «Исполнитель» (табличка)
– А теперь получилось музыка как живое искусство? (Мнение детей.)
– А представьте себе картину: на концертную эстраду вышел пианист и заиграл музыку. А в зрительском зале нет ни одного человека.
– Скажите, эта музыка оживет или останется в стенах концертного зала? (Останется в стенах зала.)
– А что нужно сделать с музыкой, что бы она дошла до других людей? ( Её нужно послушать.)
– Правильно, человек, который слушает музыку - называется «Слушатель» (табличка).
Давайте хором проговорим:
Композитор. Исполнитель. Слушатель.
О чём думает композитор, создавая музыку? Быть может, такие мысли предшествуют её рождению:
...Чистый лист бумаги, Нотная строка.
Звуки всей Вселенной в мыслях у меня...
Дай мне силы, Боже, это удержать,
Красоту созвучий людям показать!
Композитор - не совсем обычный человек, своего рода волшебник. Только волшебнику или магу под силу услышать, организовать, построить звуки в таком порядке, чтобы получилась музыка, которая могла бы волновать, радовать нас, доставлять удовольствие.
В повседневной жизни человека окружает множество самых различных звуков и шумов. Какие-то из них действуют на него раздражающе, к другим он до того привык, что просто не обращает на них никакого внимания. Давайте закроем на минутку глаза и прислушаемся... Что мы слышим?
(Ребята перечисляют: шум ветра или дождя за окном, обрывки разговора, шаги прохожих и тому подобное.)
Для нас - это самые обычные звуки, композитор же, благодаря своему дару, преобразовывает их в музыку. Композитор Иозеф Гайдн любил работать за фортепиано. А другой композитор, Петр Ильич Чайковский, сочинял музыку мысленно, во время прогулок по живописным местам.
- Но вот, наконец, музыка создана и записана. Но как мы, слушатели, услышим это произведение? В этом нам поможет музыкант, исполнитель - человек, прекрасно владеющий музыкальным инструментом. Он является посредником между композитором и слушателями.
Исполнитель не просто исполняет, написанное композитором произведение. Он передает смысл, содержание и чувства, заложенные в него автором. Не случайно исполнительство считается одним из видов художественного творчества, искусством.
Талантливый исполнитель не просто «расшифровывает» для слушателя нотную запись композитора, оживляя её, а вносит в произведение частичку своего «я». «Исполнение - это второе творение», - говорил русский пианист, дирижер и композитор Антон Рубинштейн.
На уроках музыки вы услышите много разной музыки и мы с вами научимся понимать ее, узнаем историю создания произведений, научимся «Слушать музыку».
-А теперь мне бы хотелось рассказать, вам легенду.
В давние-давние времена, когда лишь занималась заря человеческой цивилизации и культуры, люди ещё не умели объяснять себе многие окружающие их явления жизни. Долго люди не могли понять, как же устроена сама Земля, на которой они живут. Вот и придумали, будто Земля построена в виде большой круглой тарелки, огромного плоского щита, окруженного со всех сторон океаном. А держится Земля будто бы на спинах трех китов, раз она не тонет. Ведь самым большим плавающим животным, из известных людям, был кит. Только потом люди доказали, что Земля круглая и вращается вокруг Солнца.
Ну, а в музыке у нас свои «киты». Их тоже три, ну вы, наверное, догадались, что это сравнение условное, образное, а ещё точнее, существуют три основных жанра музыки. Попробуем их отгадать.
– Учитель наигрывает фрагмент марша.
Ответьте все вместе, какая эта была музыка? Что хотелось делать? Какие движения, линии?
Приходим к выводу, что это марш (появляется табличка с маршем)
Слушание всего марша.
– Учитель наигрывает фрагмент польки. Какая эта была музыка? Что хотелось делать? Какие движения, линии? (Быстрая, под неё хочется плясать.)
-Хорошо, скажите, а эта интонация какое вам передаст настроение? (играю фрагмент Вальса)
Дети приходят к выводу, что линии поменялись, характер музыки стал спокойным. Подводим итог, что танец называется Вальс.
– Как мы можем назвать такую музыку, как вальс и полька? (Танец.)
(появляется табличка с танцем).
– Учитель играет песню «Поезд» Мовшовича, несколько тактов.
(дети сразу говорят, что эта песня).
– Какая по характеру? О чем она? Как называется?
Разучивание 1 куплета песни. Вокально-хоровая работа.
Обобщение изученного материала:
– Итак, ребята, ответьте на вопросы:
– Для кого пишется музыка? (для всех)
– Кто, создает музыку? (Композитор)
– На чем держится музыка? (На трех «китах»: марш, танец, песня.)
Итог урока:
Какая музыка – Человеком быть!
Стремиться ввысь…- и мерить жизнь шагами,
Мечтать, парить, как ветер, и солнцем греть,
И вдаль мерцать звездами… - но просто говорить,
Смотреть, дышать и взмахивать руками…
Какая муза – Человеком быть!
Но все-таки, когда же все случается?-
Ответа нет. Здесь тайна начинается.
Но точно знает мир: такое тут случается!
Неведомая птица приземляется
И выбирает – душу, руку, взгляд…
И это много лет, веков, тысячелетий происходит!
«Нас мало избранных…», и все ж она находит!
Давайте ждать и слушать!
Выход из класса под музыку «Поезд».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Методическая разработка урока математики в 6 классе по теме "Отношения и пропорции" с акцентом на здоровьесберегающую тему.
Предлагаемый материал был представлен на семинаре по здоровьесберегающим технологиям. Это план урока математики в 6 классе по теме "Отношения и пропорции" с авторкой презентацией....
Методическая разработка урока математики в 5 классе по теме "Обобщающее повторение по теме "Действия с рациональными и дробными числами"
Методическая разработка урока составлена в виде проекта, в основе которого лежит технологическая карта деятельности учителя и учащихся. Содержание и последовательность этапов урока соответствуеттребов...
Разработка урока по музыке в 1 классе по теме: "Рождение музыки"
Основные цели урока:-знакомство с тремя основными жанрами музыки;-воспитание уважения к композитору, слушателю;-помочь учащимся задуматься, почему человек запел,заиграл на иструментах, затанцевал, взя...
Проект вводного урока фортепиано в I классе по теме: «Фортепианная музыка как вид искусства» с применением технологии проблемно- развивающего обучения.
В наше время образованность человека определяется не столько специальными знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности. У детей иногда отсутствует активность, инициативность, потребност...
Коспект урока по музыке 8 класс по теме: "Виды музыки в современном мире".
Данный урок рассчитан для учащихся 8 класса, основной целью которого является знакомство с некоторыми основными видами современной музыки и их представителями....
Проект занятия по музыке 7 класс «Героическая тема в музыке русских композиторов».
ПРОЕКТ ЗАНЯТИЯ, реализуемого с применением электронного обучения, ДОТ на основе использования цифровых ресурсов открытых образовательных платформ в условиях реализации ФГОС ООО...