Музыкальный портрет. Урок музыки в 5 классе.
план-конспект урока по музыке (5 класс)
Конспект урока для 5 класса по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской. Учащиеся знакомятся с музыкой Н.А.Римского-Корсакова из оперы "Садко", сцена Новгородского торга. Используются технологии ассоциативно-образного мышления, развития певческой культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalnyy_portret._razrabotka_uroka_dlya_5_klassa.doc | 71.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ
( разработка урока по музыке для 5 класса)
Семенихина Т.И., учитель музыки
МБОУ СОШ №7 г.Пушкино
Тема: Сцена Новгородского торга из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Садко»
Цель: Раскрыть перед учащимися богатые изобразительные и выразительные возможности симфонического оркестра. Закрепить за учащимися мнение, что музыка и ее музыкальные средства помогают глубже почувствовать и познать мир человека, ярче ощутить красоту морской стихии.
Задачи:
- знакомство с музыкой Н.А.Римского-Корсакова;
- рассмотреть выразительные и изобразительные возможности музыки;
- познакомить с выразительными возможностями симфонического оркестра;
- проследить особенности взаимодействия музыки, поэтического текста и произведений живописи;
- закрепление пройденного материала.
Универсальные учебные действия, формируемые на уроке:
- Коммуникативные (К) - умение выразить в музыке настроение, чувства, эмоции, участие в хоровом исполнительстве, умение слушать, вести диалог, умение встать на позицию другого человека.
- Личностные (Л) - стремление в реализации своего творческого потенциала, готовность отстаивать свою позицию, формирование ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственной позиции.
- Познавательные (П) - поиск и выделение информации, развитие творческого, логического мышления, развитие памяти, внимания, расширение представлений о музыкальном языке, воспитание патриотизма.
- Регулятивные (Р) - постановка цели, выделение информации, прогнозирование, анализ муз. произведения и средств выразительности, оценка воздействия муз. сочинения на мысли и чувства людей, оценка собственной деятельности.
Планируемые результаты:
Личностные:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
Метапредметные:
- умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение анализировать собственную учебную деятельность,
Предметные:
- расширение общего и музыкального кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа, классическому и современному музыкальному наследию;
- овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;
- развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;
- сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);
Педагогические технологии:
- Технология формирования певческой культуры
- Технология развития ассоциативно-образного мышления
- Технология развития процессов восприятия музыки
- Технология диагностики формирования музыкальной культуры
Зрительный ряд:
- рисунки детей с изображением моря (домашнее задание к уроку);
- репродукции картин: А.Руссо «Заклинательница змей» (1907г.), И.К.Айвазовский «Среди волн» (1898г.), «Ледяные горы в Антарктиде» (1870г.), К.Лоррен «Отплытие царицы Савской» (1648г.), Жерико «Берег моря» (1823г.) и другие по выбору учителя.
Музыка для слушания: Н.А Римский-Корсаков опера «Садко» - «Песня Варяжского гостя», «Песня Веденецкого гостя», «Песня Индийского гостя» (на английском языке).
Песни для исполнения: Б.Терентьев, слова В.Харитонова – «Море надо понимать», И.Космачев, слова Л.Дербенева – «Сторона моя», А.Зацепин, слова М.Пляцковского – «Ты слышишь, море?»
План урока.
- Вход в класс.
- Слушание «Океан-море синее» Н.А.Римского-Корсакова.
- Пение «Море надо понимать».
- Слушание «Песня Варяжского гостя»
- Слушание «Песня Веденецкого гостя».
- Слушание «Песня Индийского гостя» на английском языке.
- Пение «Сторона моя»
- Пение «Ты слышишь, море?»
- Выход из класса.
План-конспект урока.
№ | Содержание раздела урока | Технологии |
Вход в класс. Здравствуйте. Давайте настроимся на урок. Дыхательные упражнения по методике Стрельниковой – «Погончики», «Насос». Распевание: на одном звуке ма-мэ-ми-мо-му; нисходящее движение от3 к 1 ступени – ми-и-я, скороговорка – «Бык тупогуб» | Технология формирования певческой культуры | |
Слушаем «Океан-море синее». Вы узнали, что это за произведение? А кто его написал? Учащиеся: Это вступление к опере «Садко» Римского-Корсакова. «Океан-море синее». Учитель: А что вы знаете об этом человеке? Учащиеся: Он был моряком, совершил кругосветное путешествие, в своей музыке отобразил впечатления от морского плавания на судне «Алмаз». Учитель: А кто такой был Садко? И зачем он отправился в путешествие? Учащиеся: Это русский былинный герой. Он отправился искать счастье. Учитель: В этой музыке образы русской былины соединены с великолепными картинами моря. Я предлагаю вам тоже совершить путешествие по морю. Конечно, все страны мы с вами на успеем посетить, но в некоторых побываем. А узнать, куда мы попали, нам поможет замечательная музыка Римского-Корсакова. Потому что « морем мало восхищаться, море надо понимать». | Технология развития ассоциативно-образного мышления (формирование установки на восприятие музыкальных произведений). | |
Поем «Море надо понимать». Работа над звукоизвлечением, дыханием, интонацией, дикцией, ансамблем. | Технология формирования певческой культуры | |
Учитель: Итак, вместе с Садко мы отправляемся в путешествие по морям и странам. Первая наша остановка будет… А где она будет – вы сами мне скажете, послушав музыку. (Звучит вступление к песне Варяжского гостя). Итак, куда же мы попали? Какое здесь море? Какие люди живут в этой стране? С какой картины звучит эта музыка? Учащиеся: Музыка суровая, холодная. Звучат картины Айвазовского и Жерико. Учитель: Почему вы так решили? Учащиеся: Краски темные, холодные, изображено бурное, северное море. Учитель: Теперь давайте послушаем, что гость рассказывет о своей стране, как он назывет себя и людей живущих в этой стране? (Звучит целиком). Учащиеся: Это варяги. Они воины. Страна варягов на берегу холодного северного моря. У них много врагов, но они умеют защитить себя. Учитель: Какими музыкальными красками Р-К рассказывает о варягах? Учащиеся: Музыка медленная, звуки низкие, интонации грозные. Учитель: Какой голос исполняет? – Бас. Учитель: В чем счастье варягов? – В битве, в победе. Останется ли Садко здесь? – Нет. | Технология развития процессов восприятия музыки (интонационно-образный анализ). Технология развития ассоциативно-образного мышления. | |
Учитель: Отправляемся дальше. (Вступление к песне Веденецкого гостя). А это какое море? Какая музыка? С какой картины звучит эта музыка? Учащиеся: – Мягкая, теплая, нежная. Покачивающаяся. Похожа на баркаролу. Звучит картина К.Лоррена. Краски светлые, теплые, море южное, ласковое, спокойное, много солнца. Учитель: Это Италия. Послушаем музыку. Как называется этот город и что главное в нем?(Слушаем целиком). Это город Веденец, так во времена Садко называли Венецию. Что главное в Венеции и почему ее так любят? Какие музыкальные краски использует Р-К? Учащиеся: Темп подвижный, звуки среднего регистра, интонации мягкие, теплые. В чем же счастье этих людей? Учащиеся: – В красоте. Учитель: Мог бы Садко остаться в этой стране? - Да. -А почему не остался? Учащиеся: Море хорошо, но не все время, русский человек больше привык жить на земле. | Технология развития процессов восприятия музыки. Технология развития ассоциативно-образного мышления. | |
Учитель: Отправляемся дальше. Сейчас прозвучит песня на английском языке, но не пугайтесь – слушайте музыку и она вам все подскажет. В какую страну мы попали, какое там море и какие люди живут? (Звучит песня Индийского гостя целиком). С какой картины звучит эта музыка? Учащиеся: Это Индия. Море тихое, еле колышется. Музыка покачивается, убаюкивает, похожа на колыбельную. Звучит картина А.Руссо. Картина завораживает. Учитель: Какой голос исполняет? – Тенор, высокий. Учитель: В чем же счастье? - В покое, тишине, сне. Учитель: По душе ли такое счастье Садко? – Нет. Учитель: А почему? Учащиеся: Может быть потому, что как бы хорошо не было в других странах, но все равно человек помнит и любит только одну – ту, где он родился. Поем «Сторона моя». Работа над звукоизвлечением, дыханием, интонацией, дикцией, ансамблем. | Технология развития процессов восприятия музыки. Технология развития ассоциативно-образного мышления. Технология формирования певческой культуры | |
Учитель: Итак, мы вернулись из нашего путешествия. Мы сегодня слушали музыку из оперы Р-К «Садко», но в самой опере Садко не путешествует по этим странам, он только собирается. А для того, чтобы выбрать куда отправиться он слушает песни-рассказы заморских гостей. Вспомним, где мы побывали и что за гости были у Садко Учащиеся: – Варяжский, веденецкий, индийский. Учитель: Все они очень разные, но есть одно, что их объединяет. Что это? Учащиеся: – Море. Учитель: Эта загадочная стихия во все времена привлекала и ,наверное, еще будет привлекать тысячи мальчишек, потому что всегда интересно узнать, что же там за горизонтом. Поем «Ты слышишь, море?» Работа над звукоизвлечением, дыханием, интонацией, дикцией, ансамблем. | Технология диагностики формирования музыкальной культуры. Технология формирования певческой культуры | |
Учитель; Постарайтесь отметить, с каким настроением вы работали на уроке. Кто оцениваете свою работу на «5», а на «4»? А работу класса в целом? Закончите фразу: -Я узнал… -Новые знания мне пригодятся… - Дома выполните рисунок моря, понравившегося вам номера Всем спасибо за урок. До свидания | Технология диагностики формирования музыкальной культуры (самооценка) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкальное путешествие (Урок музыки 1 класс)
На уроке учащиеся в игровой форме знакомятся с основными ступенями звукоряда....
Музыкальный материал для уроков музыки (2 класс).В помощь учителю начальных классов.
Сценарий Праздника 1 сентября.....
"Музыкальный портрет". Урок музыки в 5 классе.
Урок построен на традиционном материале по теме "Можем ли мы увидеть музыку?"и разработан с применением следующих технологий: технология деятельностного метода, социоигровые технологии....
Презентация урок музыки 1 класс "Русские народные музыкальные инструменты"
Данная презентация помогает учителю в проведении урока музыки в 1 классе по теме : " Русские народные музыкальные инструменты".Слайды помогают учащимся наглядно представить русские народные музыкальны...
Портрет в музыке 3 класс
Презентация содержит материалы, интересные для учащихся 3 класса...
Портрет в музыке 3 класс
Разработка урока в 3 классе по теме "Портрет в музыке"...
Удивительный мир музыкальных образов Урок музыки в 6 классе урок 1
Данный урок по программе "Музыка" в 6 классе авт Сергеева ГП, Критская ЕД. Конспект дополнен презентацией с интерактивным кроссвордом.Тема урока. Удивительный мир музыкальных образов....