"Музыкальный портрет". Урок музыки в 5 классе.
методическая разработка (музыка, 5 класс) на тему
Урок построен на традиционном материале по теме "Можем ли мы увидеть музыку?"и разработан с применением следующих технологий: технология деятельностного метода, социоигровые технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalnyy_portret.doc | 43 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
5 класс.
Урок разработан с применением следующих технологий:
- технология деятельностного метода
- социоигровые технологии.
Тема полугодия: «Музыка и изобразительное искусство»
Тема четверти: «Можем ли мы увидеть музыку?»
Тема урока: «Музыкальный портрет».
Цель урока: раскрыть понятие «Музыкальный портрет».
Задачи:
- На примере музыки М.Мусоргского показать, что сочетание разных элементов музыкальной речи может вызывать в нашем воображении определённые зрительные образы.
- Добиться осмысленности и интонационной выразительности в исполнении песни Г.Струве «Я хочу увидеть музыку»,
- Вызвать эмоциональный отклик учащихся на музыку М.Мусоргского.
Оборудование:
Музыкальный центр, синтезатор, музыкальные произведения к уроку, репродукции: А.Венецианов. «Автопортрет»; И.Репин. «Протодьякон»; А.Венецианов. «Захарка», бумага, фломастеры.
№ | Название раздела урока | Изучаемый материал | задача | Вид деятельности | время |
1. | Организационный момент. Распевание. | Мелодия арии Кутузова из оперы С.Прокофьева «Война и мир» | Настроить учащихся на восприятие музыкальных интонаций. | Диалог с учащимися | 3 |
2. | Вокально-хоровая работа. | Г.Струве. Я хочу увидеть музыку. | Добиться осмысленного, выразительного исполнения 2-го куплета песни. | Пение. | 15 |
3. | Вводная беседа. Определение темы урока. | На что мы обращаем внимание, встречая незнакомого человека? | Уточнить, из каких элементов складывается образ человека. Предположить тему урока. | Диалог с учащимися, запись на доске. | 2 |
4. | Интонационная работа. | Начальные интонации Песни Варлаама (М.Мусоргский. Опера «Борис Годунов») | «Увидеть» в интонации человека. | Диалог с учащимися, работа на доске. | 5 |
5. | Слушание и анализ музыкального произведения. | М.Мусоргский. Песня Варлаама. | Составить наиболее полный портрет героя. Обратить внимание на элементы музыкальной речи, которые указывают на те или иные черты характера. | Работа малыми группами. | 10 |
6. | Работа с наглядным материалом. | Репродукции: А.Венецианов. Автопортрет. И.Репин. Протодьякон. А.Венецианов. Захарка. | Проанализировать предложенные портреты и выбрать наиболее созвучный музыке М.Мусоргского. | Работа малыми группами. | 5 |
7. | Итог урока. | Прийти к выводу, что в сочетании разных элементов музыкальной речи можно «услышать» портрет человека. | Определить тему урока: «Музыкальный портрет». | Беседа с учащимися. | 5 |
Ход урока.
Приветствие исполняется на тему арии Кутузова из оперы С.Прокофьева «Война и мир».
- Добрый день, добрый день, ученики…
Учащиеся пытаются ответить учителю на эту же мелодию:
- Добрый день, учитель.
-Ребята, вам знакома эта мелодия? Где вы её слышали? (Ответы учащихся).
- Мы говорим, что в интонации скрыт человек. Каким предстал пред нами Кутузов? (Ответы учащихся)
- Давайте исполним начало арии от лица сильного, спокойного, уверенного человека. (Исполнение).
- Здесь интонации размашистые, уверенные, а какие интонации в песне «Я хочу увидеть музыку?» (Ответы учащихся. Разучивание второго куплета песни, работа над его исполнением).
- А какой человек скрыт за этой интонацией? (Исполнение на фортепиано начальных интонаций Песни Варлаама). Споем эту мелодию. (Исполнение на слог «да»).
- Подберите слова и фразы об этом человеке. Какой он? (Все слова и фразы записываем на доске).
- Представьте себе, что в класс вошёл незнакомец. Поздоровался, что-то вам рассказал. Из каких элементов сложится ваше представление об этом человеке? (Ответы учащихся.)
Класс делится на три группы. Перед прослушиванием музыки каждая группа получает задание: Как этот человек говорит? (особенности речи). Как он ходит? Какой у него характер? После прослушивания дети рассказывают о результатах работы в группах, указывая, какие средства музыкальной выразительности подсказали им это.
- Сейчас послушаем ещё раз и попробуем представить себе этого человека. (Второе прослушивание).
После второго прослушивания на доске вывешиваются три портрета.
- Характер какого персонажа наиболее созвучен музыке? Свой ответ необходимо обосновать. (Каждая группа высказывает своё мнение. В результате обсуждения приходим к выводу, что это «Протодьякон» И.Репина.
- Ребята, что мы сегодня весь урок делали? Пытались в музыке услышать портрет человека – МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ.
- Что же такое «Музыкальный портрет?» (Ответы учащихся).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкальное путешествие (Урок музыки 1 класс)
На уроке учащиеся в игровой форме знакомятся с основными ступенями звукоряда....
Музыкальный материал для уроков музыки (2 класс).В помощь учителю начальных классов.
Сценарий Праздника 1 сентября.....
Презентация урок музыки 1 класс "Русские народные музыкальные инструменты"
Данная презентация помогает учителю в проведении урока музыки в 1 классе по теме : " Русские народные музыкальные инструменты".Слайды помогают учащимся наглядно представить русские народные музыкальны...
Портрет в музыке 3 класс
Презентация содержит материалы, интересные для учащихся 3 класса...
Портрет в музыке 3 класс
Разработка урока в 3 классе по теме "Портрет в музыке"...
Музыкальный портрет. Урок музыки в 5 классе.
Конспект урока для 5 класса по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской. Учащиеся знакомятся с музыкой Н.А.Римского-Корсакова из оперы "Садко", сцена Новгородского торга. Используются технологи...
Удивительный мир музыкальных образов Урок музыки в 6 классе урок 1
Данный урок по программе "Музыка" в 6 классе авт Сергеева ГП, Критская ЕД. Конспект дополнен презентацией с интерактивным кроссвордом.Тема урока. Удивительный мир музыкальных образов....